Научиться страдать

Хочется всегда побеждать. Быть счастливой и здоровой. И, как теперь принято говорить — успешной. Но именно в такие периоды, когда все получается и вокруг тебя сплошной позитив, сердце как будто ожесточается, отходит от Бога, а мысли о неизбежности страданий кажутся особенно возмутительными. 

 

Чем больше мы воцерковляемся, тем яснее начинаем видеть то, что раньше ускользало от нашего невнимательного, закрытого собственными переживаниями, взгляда: вокруг очень много боли (а ведь еще недавно казалось, что только наша боль — самая настоящая, самая нестерпимая), но еще больше поводов для счастья. И самый главный из них — то, что мы пришли к Богу. И знаем теперь, что для спасения нужно многому научиться, в том числе — научиться страдать.

 

Один из первых духовных советов, который я получила, меня обескуражил: «Учитесь страдать». И первой мыслью, промелькнувшей тогда, была: «Учиться страдать — зачем это? Я не хочу. Страданий все равно не избежать, но пока все хорошо — лучше о них не думать». Большинство старается избежать даже малейшей боли, малейшего дискомфорта. Борется за личное счастье, готово на все ради сохранения здоровья и жизни. Даже святое желание иметь детей иногда заставляет их идти на дикие безбожные поступки. Без понятия о Промысле Божием трудно смириться не только с болезнью, безответной любовью, но даже с собственным отражением в зеркале.

 

Убегая от всех, даже самых ничтожных видов страдания, которые и страданием-то не назовешь, люди закрывают себе путь к Богу. Если, придя в Церковь, большинство из нас ищет именно избавления от мучений — то по мере воцерковления мы начинаем понимать: настоящая духовная жизнь — это радость, невозможная без страданий. Хотя бы потому, что сердце в церкви начинает оживать, учится любить и сопереживать, а значит — болеть. И чем дальше, тем больше.

 

Мы становимся все более открытыми для чужой беды и все чаще «подставляемся», разрушая невидимые барьеры между собой и ближними, наконец. Иначе и быть не может. Иначе, по словам религиозного писателя С.Я. Фуделя, «когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог — если Он еще благоволит его спасать — посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путем он принес «плод жизни вечной».

 

***

 

С Ириной я познакомилась в паломнической поездке. Вернее, видела ее и раньше, но кроме того, что она прихожанка одного из саратовских храмов, ничего о ней не знала. Ирина рассказала мне историю своего прихода к вере. У нее — достаточно редкое неизлечимое заболевание. Больные с таким диагнозом испытывают постоянную боль в ногах, унять которую невозможно никакими лекарствами. Трудно представить себе, как это: жить в постоянной боли и знать, что это, возможно, навсегда…

 

— Не буду скрывать — я пришла в церковь в надежде на исцеление,— рассказывает Ирина.— Это было главной причиной. Видимо, Бог исчерпал другие возможности привести меня к вере в Него и послал мне болезнь как последний способ меня вразумить. Шаг за шагом, благодаря отеческой заботе моего духовника, я пришла к пониманию смысла своего страдания, сумела смириться с ним и ощутить благодарность Богу за то, что Он не забыл меня. До этого были и сильнейшее уныние, и протест, и желание во что бы то ни стало избавиться от болезни…

 Собеседница не скрывает — она и сейчас надеется на выздоровление, но теперь для нее это уже не главное.

 

— Мне открылся мир Православия, а это такое счастье, о котором я никогда не узнала бы, если бы не заболела,— объясняет она.— И мне очень жаль тех, кто лишает себя этого счастья, и страшно за людей, которые не слышат Божиего призыва, даже серьезно заболев…

 

По работе Ирине часто приходится иметь дело с творческими личностями, среди которых, по ее словам, много так называемых «странных» людей, поэтому она давно научилась быть терпимой и доброжелательной, принимая людей со всеми их достоинствами и недостатками. Но лишь придя к вере, она поняла, что существует совсем другая степень отношений.

 

— Хотя у меня много друзей, большинство из которых я знаю не один десяток лет, только теперь я учусь по-настоящему глубоким и теплым отношениям с людьми — гораздо большим, чем обычная приветливость и взаимная приязнь,— поясняет Ирина.— Стараюсь относиться к людям с большей сердечностью, пониманием. Хотя пока у меня это не всегда получается…

 

Еще одну очень важную вещь поняла Ирина: ни в коем случае нельзя себя жалеть. Жалость к себе — разрушительна. Когда жалеешь себя — это путь от Бога. Жалость и милосердие к другим — путь к Нему.

 

— Вокруг столько людей, страдающих гораздо сильнее, чем я,— говорит она.— Сначала я научилась их видеть, сопереживать им. Теперь учусь у них мужеству, терпению, готовности с благодарностью принять все, что посылает мне Бог.

 

Елена Гаазе

10 мая 2020 Просмотров: 10 366