Духовное завещание детям из лагерей. Священник Павел Флоренский

Священника и богослова Павла Флоренского называют вторым Леонардо. Диапазон его научных интересов был фантастическим: математик, физик, изобретатель, филолог и философ, историк религий, поэт, знаток истории искусств. За него, арестованного по ложному обвинению, ходатайствовали многие светила науки, и даже президент Чехословакии — прежде всего как за учёного.
 
Труды отца Павла не отнесёшь к общеобразовательным; кому-то Флоренский известен как инициатор спасения святыни Троице-Сергиевой лавры — главы преподобного Сергия. А для тех, кто читал его письма семье, отец Павел — прежде всего человек: удивительный отец, муж, сын. Знаменитое духовное завещание его пятерым детям было начато им ещё в 1917 году в предчувствии скорой катастрофы. Но основным памятником любви стали его письма родным из тюрем и лагерей.
 
«Это была последняя из созданных Павлом Флоренским наук — наука расставанья, — пишет публицист Д. Шеваров. — И эта наука — самая понятная для всех нас. Она о том, как, находясь в разлуке с детьми, можно чувствовать их рост, влиять на их устремления, питать их ум и душу, имея в распоряжении лишь клочок бумаги, карандаш и любящее сердце».
 
Павел Флоренский родился 9 января 1882 года в Закавказье. В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, а в 1904 году — в Московскую Духовную Академию. В 1911 году принял священный сан. В 1928 году впервые был выслан, но вскоре освобождён. Сознательно отказался от эмиграции. В 1933 году был арестован и отправлен на Дальний Восток. В 1934 году переправлен на Соловки, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал ряд запатентованных научных открытий. Отец Павел был расстрелян 8 декабря 1937 года. Его семья узнала правду лишь в 1989 году.
 
***
 
1. Самое главное, о чём я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что я имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда. 
 
2. Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — всё это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам. 
 
3. Не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?» Осуждение рождается большею частию из зависти и есть мерзость. Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на своё собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте всё, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания. 
 
4. Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества. 
 
5. Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль — Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли. 
 
6. Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится. 
 
7. Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни. Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих! Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение. 
 
8. Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко. Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность... Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице. 
 
9. Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою. 
 
10. Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт. 
 
Использованы фрагменты из книги «Письма с Дальнего Востока и Соловков»
9 января 2020 Просмотров: 16 019