ПРОЧИТАЙТЕ... СПАСУТСЯ ЛИ ЕРЕТИКИ? Отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ересь (с грч. – отделение, разделение, секта).


Ересь, по учению Православной Церкви, состоит в том, что люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине. Ересь – это уклонение от догматов Православия. Такое понимание окончательно закрепляют Вселенские Соборы, осуждающие иномыслие церковной догме, ибо: «Кому Церковь не Мать, тому Бог и не Отец».

(свт. Киприан Карфагенский)


Из письма святителя Игнатия (Брянчанинова):


«Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! Это противно даже здравому разуму человеческому! А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими,- это – и безумно, и крайне гордо!»


Ответ на такие письма св. Игнатия: 


«Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных, и злодеев. 


Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему, сетуя, во ад», - говорит святой патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих.

 

Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения – необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не ангелом, не кем-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим беспредельным Богом. Казни – жребий рода человеческого – заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа.


Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия? (Что нам делать, чтобы творить дела Божии?)» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он» (Ин. 6, 28-29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом, при посредстве дарованных Им Таинств. Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной.

 

Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя?

 

Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы не знаете Его, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела?

 

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства. 


Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых приняли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении.

 

Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью…


Сущность всякой ереси – богохульство. Святой Флавиан, патриарх Константинопольский, запечатлевший кровью исповедание истинной веры, произнес определение Поместного Константинопольского Собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен в заблуждениях, в упорном последовании богохульству, тем более, что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякого священнического сана, нашего общения и управления его монастырем». Это определение – образец общего мнения Вселенской Церкви о еретиках…

 

Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно поэтому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой – только?! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство, не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего – он прекрасный человек?! Как может Бог отказать ему во спасении?! Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства! 


Богохульник не спасется! И эти недоумения – уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность – отречение от Христа! Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство…»

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28)

 

Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского, основоположника русского монашества, одного из величайших святых, написанное в 12 веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всему народу Киевской Руси.


…Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной.

 

…Ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

 

Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8).

 

Можно ли входить в молитвенные отношения с неправославными христианами (еретиками)?

Можно ли молиться за инославных христиан живых?


«По духу и смыслу церковных законоположений церковная молитва должна быть возносима только за тех верующих, которые состоят или состояли в подчинении Церкви, признают или признавали ее своею Матерью, веруют или веровали в нее, а с теми, которые чуждались или чуждаются Церкви, не должно быть общения молитвенного.



По 45-му апостольскому правилу «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен»; 

тому же отлучению по 10-му апостольскому правила подлежит всякий, «кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме»;


По 46-му правилу запрещается принимать жертву от еретиков. Эти правила повторяются и подтверждаются дальнейшими соборными определениями (см.: Антиохийский Собор, пр. 2; Лаодикийский Собор, пр. 6, 33, 37) и они должны лежать в основании практики церковной, и в своей пастырской деятельности пастырь Церкви не должен отступать от этих правил. Очевидно, с этими правилами не согласно возношение церковных молитв за тех, которые стоят вне церковного общения» (1, 693).

 

Из Апостольских правил:


«Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (пр. 10).

 

«Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет; да будет извержен и сам» (пр. 11). «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен» (пр. 45),

 

«Епископа, или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков - извергати повелеваем. «Кое бо согласие Христови с Велиаром? или кая часть верному с неверным?» (2 Кор. 6, 15) (пр. 46).

 

«Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения» (пр. 32).

 

«Не подобает молиться с еретиком, или отщепенцем» (пр.33).

 

«Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий» (пр. 6).

 

«Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними» (Лаодикийский Собор, пр. 37).

 

«Аще кто из клира, или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» (Правила святых апостолов, 66).

 

«История не знает, а мысль отказывается предполагать возможность совместного сослужения православных священников со священниками латинскими, старокатолическими, или же армянскими, потому что в нашем сознании живы прещения 45-го апостольского правила, которое предусматривает строгие санкции для молящихся совместно с еретиками и отлучение для тех, которые принимают священнодействия (требо-исправления), совершаемые их клириками. С другой стороны, согласно древним правилам Церкви, никто не перестает быть еретиком, если, признавая и исповедуя Таинства Православной Церкви, продолжает быть отделенным от нее по вопросам веры и жизнепонимания.

 

Поэтому общение с инославными в Таинствах находится в противоречии с нашими традициями, ибо, по учению Святых Отцов, отпадение от Церкви влечет за собой прекращение благодатных даров Святого Духа вследствие утраты преемственности (1-е пр. св. Василия Великого). И для того, чтобы не быть участниками в их заблуждениях относительно веры и избежать осуждения вместе с ними, Святый Иоанн Дамаскин поучает всячески остерегаться евхаристического общения с ними..."

 

Когда в 336 году еретик Арий обманом добился того, чтобы быть принятым в церковное общение, и готовился идти в храм, Святый Александр Патриарх Константинопольский всю ночь молился в Алтаре перед Престолом о том, чтобы он сам или ересиарх Арий были взяты из мира, так как Епископ не хотел быть свидетелем такого святотатства, как приятие еретика в общение с Церковью. И Промысл Божий явил над Арием справедливый суд Свой, в день торжества послав ему нежданную кончину (см. «Жития святых « 30 августа).

27 февраля 2023 Просмотров: 34 923