Топ-100

ДЕЛАЯ ШАГ - ПОДУМАЙ. Дважды брошенные...

Часто люди поддаются внезапному порыву усыновить ребенка под влиянием внешних факторов: реклама, трагедия от потери своего малыша, реакция на просмотр передачи, фильма, историю брошенных детей и желание помочь и сделать хорошее дело.


Оленька была в детском доме всеобщей любимицей. Общительная, ласковая, добрая. Ей было 3 года, когда ее мама погибла. Других родственников, желающих взять на себя заботу о девочке, не оказалось. Так Оленька попала в детский дом, находящийся неподалеку от города. Девочка была очень хорошенькой, с длинными светлыми волосами и широко распахнутыми, голубыми глазами.

Первое время Оленька плакала, от всех пряталась и спрашивала про маму. Постепенно девочка начала идти на контакт с воспитателями и другими детьми и ожила.

Когда ей исполнилось 4 года, ее забрала из детского дома супружеская пара. Обеспеченные, образованные, они казались идеальными родителями для девочки. Своих детей Людмила иметь не могла, а потому они с Сергеем решили удочерить девочку. Их выбор пал на Олю. Педагоги говорили им, что девочка замечательная, общительная и добрая, что им жаль с ней расставаться.

Все документы были собраны, счастливые родители забрали Оленьку и перевезли ее в свой дом.

Отдельная комната, море игрушек, красивые платья… все было приготовлено там для Оли. Казалось, живи да радуйся. Вот только любовь в сердца новых мамы и папы так и не пришла. Прошло немного времени, и все начало их раздражать в девочке: не так говорит, не так ходит, слишком любопытная, лезет везде, где не надо, пытается помочь и портит дорогие вещи. Люда начала раздражаться и срываться на малышку. К тому же, неожиданно, она узнала о своей беременности. Несмотря на все уверения врачей, что такое невозможно.

После этого Людмила и Сергей «разудочерили» Олю и отвезли ее обратно в детский дом.

По данным статистики примерно 20% усыновленных детей родители возвращают в приюты обратно. Это страшная цифра. Дело в том, что на этих детей как бы ставится «черная метка», и у них уже очень мало шансов на усыновление.

Начать с того, что повторно отвергнутый ребенок травмирован вдвойне, он тяжело идет на контакт, его самооценка очень низкая. Такой малыш считает себя никому не нужным, плохим, он сторонится других детей и взрослых. Ребенок винит во всем себя, становится нелюдим, агрессивен и груб. Также психологи считают, что у таких отверженных часто развивается склонность к самоубийству.

Кроме того, эти дети уже исключены из базы данных и обратно их почему-то уже не включают. Поэтому шанса на повторное усыновление у них просто нет.

Почему же такое происходит? Какие причины заставляют приемных родителей отказываться от детей?

Переоценка родителями своих возможностей

Часто люди поддаются внезапному порыву усыновить ребенка под влиянием внешних факторов: реклама, трагедия от потери своего малыша, реакция на просмотр передачи, фильма, историю брошенных детей и желание помочь и сделать хорошее дело. На самом же деле, будущие родители не готовы к усыновлению. Они надеются, что все будет хорошо и идеализируют ситуацию. Впоследствии, столкнувшись с трудностями в воспитании и проблемами адаптации, родители оказываются растерянны и не знают, как быть дальше. Начинается непонимание малыша, его отталкивание, тут же вспоминается «плохая наследственность», все объясняется генами биологических родителей. Хотя во многих ситуациях подобная проблема может возникнуть и с родным малышом, особенно в подростковом возрасте. Но «своим» детям многое прощается, а вот «чужим» уже нет.

Дело в том, что когда рождается ребенок, у «биологических» родителей, чаще всего, механизм любви к нему «запускается» на уровне физиологии, «по зову крови». С усыновленными детьми больше «работает» голова, рассудок и сердце. Часто для этого требуется очень много душевных сил. Что надо сделать для того, чтобы такие ситуации не возникали? Будущих усыновителей необходимо готовить, обучать, рассказывать об особенностях адаптации сирот в новых семьях, о трудностях, которые чаще всего возникают, о том, как их можно преодолеть.

Желание взять малыша должно быть осознанным и обдуманным, не надо принимать его спонтанно и эмоционально, не взвесив все «за» и «против». Кроме того, очень могла бы помочь поддержка семей уже после усыновления, чего зачастую не происходит.

Следует понять, что ребенок – это Личность со своим характером, со своими привычками, у него есть как права, так и обязанности. Не стоит придумывать в своем воображении идеального малыша. Не надо подгонять его под придуманный шаблон и заставлять стать «своим», похожим на новых родителей. Ребенок прежде всего индивид, он имеет право быть самим собой и перекройка может обойтись дорого всем членам новой семьи.

Отсутствие психологической поддержки и помощи от государства. «Тайна усыновления» может привести к тому, что семьи, столкнувшиеся с проблемами адаптации ребенка, остаются с ними наедине и не могут кому-то рассказать об этом и получить помощь и поддержку. Органы опеки не всегда способны выполнять возложенные на них обязанности. Часто все сводится к простому контролю за семьями, за их финансовым и внешним благополучием, а вот проблемы психологического характера остаются за кадром. Потому так необходима служба «сопровождения», помощи семей, усыновивших детей.

В данной ситуации главный совет приемным родителям может быть таким: не надо держать все проблемы внутри семьи, стоит лишний раз обратиться за помощью к специалисту (психологу, педагогу, логопеду и т.д.) и вместе с ним попытаться исправить ситуацию.

Выявление проблем со здоровьем малыша, либо психологических нарушений.

Бывают случаи, когда это умалчивается, скрывается от потенциальных родителей для того, чтобы ребенка поскорее усыновили.

Избежать подобной проблемы можно с помощью тщательного ознакомления с усыновляемым малышом. Родителям стоит изучить все документы, медицинские карты, проводить побольше времени с будущим сыном или дочкой, пока оформляются все бумаги. Возможно, понадобится дополнительная консультация с независимым экспертом.

Известный телеведущий Тимур Кизяков предлагает составлять на каждого малыша в детдоме видеопаспорт. Подробный рассказ о ребенке, с которым будущие родители смогли бы внимательно ознакомиться дома: «Мои достижения», «Мое здоровье», «Обо мне», «Я люблю», «Мои документы», «Мои фото», «Мое видео». По задумке авторов, в каждом регионе должен быть такой банк данных на детей, с которым могли бы ознакомляться все готовящиеся стать усыновителями.

Возраст приемных родителей.

Нередки ситуации, особенно в случаях оформления опекунства родственниками ребенка, когда проблемы возникают через несколько лет в связи с тем, что опекуну становится тяжело выполнять свои обязанности из-за пожилого возраста, а ребенок превращается в подростка, он начинает спорить, идти наперекор, доставлять много хлопот.

Колина мама погибла в ДТП, когда ему было 5 лет. Бабушка мальчика, Вера Ивановна, решила оформить опекунство, несмотря на то, что ей было уже 56 лет. По началу все было нормально. Но в 13 лет Колю как будто подменили. Он начал грубить, прогуливать уроки, совсем перестал слушаться Веру Ивановну. У бабушки начались проблемы со здоровьем, да и еще и внук стал добавлять хлопот. Измученная и отчаявшаяся, она отвезла мальчика обратно в приют, решив иногда его навещать.

Одна из самых вопиющих причин возврата сирот - корыстное использование статуса приемных родителей.

Есть семьи, которые усыновляют малыша, рассчитывая на пособия, либо же из других материальных корыстей.

Широко освещалась в СМИ история двухлетнего Макара из Калининграда, которого несостоявшиеся родители вернули в детский дом после того, как банк отказал им в выдаче ипотечного кредита на покупку жилья.

Такие истории, к сожалению, нередки. Бывает, семьи оформляют опеку сразу над несколькими детьми, получают приличные деньги, начинают строительство дома. После того, как жилищные проблемы семьи благополучно решаются, сирот отправляют обратно в детский дом.

Проблема возврата усыновленных детей актуальна и остра. Решать ее необходимо на государственном уровне. Ведь результатом «разусыновления» становятся сломанные детские судьбы.

P.S. Как же это страшно - отказаться повторно от брошенного однажды ребенка... не могу даже представить...

Думали мы с мужем об усыновлении... настолько все это серьезно, так сложно, столько нюансов, столько проблем, и к таким страшным результатам может принести...

Первое время, оказавшись в детском доме во второй раз, Оленька долго не могла поверить, что это правда. Она каждый день выбегала на крылечко в надежде, что мама Люда и папа Сережа сегодня за ней вернутся. Она постоянно смотрела в окно, высматривая знакомую иномарку… Машины подъезжали, из них выходили тети и дяди, но это были чужие, незнакомые люди. Иногда они уезжали, забрав с собой кого-то из детдомовских детей, но это была не Оля…

Девочка замкнулась в себе, перестала улыбаться, по ночам она плакала, уткнувшись в подушку. Из общительного контактного ребенка Оля превратилась в угрюмого зверька с потухшим взглядом и вечной болью в глазах.
7 октября 2024 Просмотров: 7 183