ИМЕНИНЫ БАТЮШКИ... 22 июня - это день пострига отца Кирилла (Павлова). Священник Виктор Кузнецов

22 июня, это день пострига отца Кирилла. Его ИМЕНИНЫ. Мы, православные знаем, что это событие важнее и дня рождения. День - духовного рождения, в нового, иного человека. Приобретшего другой, ангельский образ на себе. Постриг будущий архимандрит Кирилл (Павлов) принял в 1954 году.

 

Мы также знаем, что разделение на живых и мертвых — условное. Все мы — единое тело во Христе (если православные христиане). Как при жизни земной, он был всегда с нами, верим! И сейчас, и всегда он будет с нами. Переживать за нас и помогать нам везде и во всём.

 

Вдохновлял же нас в своих проповедях наш наставник, отец Кирилл, что мир видимый и невидимый — единый! Что и мы тоже: «Воскреснем и мы после своей смерти. Эта истина не оставляет более никакого сомнения — и мы все, по смерти своей, некогда воскреснем для жизни иной, вечной. Эту истину проповедует и вся окружающая нас природа и наша жизнь». (Архимандрит Кирилл (Павлов). Из проповеди «О будущем воскресении»).

 

Наша задача — не порывать этого единства. Молитвами соединяться с нашим духовным отцом.

 

Посему мы все должны поздравить нашего великого Старца, и сейчас молящегося усердно за нас, являющегося и ныне - ДУХОВНИКОМ ВСЕЯ РУСИ.

Позволю себе предложить несколько важных для многих фрагментов от встреч с Батюшкой, из книги "БАТЮШКА". Когда отец Кирилл был ещё в прямом общении с нами, здоров.

 

Именины Батюшки

 

Этого дня в далёком уже теперь 2001 году мы ждали задолго.

22 июня – это день тезоименитства архимандрита Кирилла (Павлова). При постриге в монашеский чин он получил своё новое имя, в честь преподобного Кирилла, игумена Белоезерского.

 

С быстротой необыкновенной, среди православных, разлетелась весть о том, что Батюшку снова привезли в Переделкино, и в свои именины он будет там. Каждый из нас питал надежды попасть к нему, послушать его, спросить о важном для себя. Согреться от его тихой, ясной, стеснительной улыбки, безмерно уставших глаз.

Пора спешить. В дорогу.

 

Киевский вокзал. Электричка. Знакомый забор загородной резиденции Патриарха. Небольшой Преображенский храм. Заветные зелёные, железные ворота. В последние полгода перед ними было безлюдно. Теперь снова множество людей. Нигде не объявляли и вот сколько людей собралось у ворот Резиденции… Народное признание – наяву.

 

Подъехали два знакомых иеромонаха и три священника из разных епархий, несколько монахинь кучечками стояли среди мирян. Все соскучились по отцу Кириллу, желают повидать, поздравить Батюшку. Настроение у всех приподнятое, праздничное.

 

Повезло и нам. Прошли, пропустили нас за ворота. Идём среди аккуратных газонов, к невысокому, одноэтажному домику. Входим. Батюшка прямо в коридоре. В вязаной безрукавке, поверх подрясника. Усталый. С самого утра нас, простого люда, и официальных визитеров много было.

 

По приглашению, входим в его келью. Она, в последнее время, напоминает вокзальный закуток. Повсюду книги стоят стопами. Всё это он щедро раздает нам.

 

Один из иеромонахов предлагает пропеть многолетие отцу Кириллу. Батюшка услышав про это, остановил, не благословляет, а предлагает пропеть из Утрени «Хвалите Имя Господне…». Основу хора составили иеромонахи и три инокини. Отец Кирилл сам начинает петь и опущенной вниз рукой чуть дирижирует. Подчиняемся ему, слышим красивый, сильный голос Батюшки. Поём негромко, вполголоса. Слаженно, душевно получается. Закончили. Возникла пауза.

 

И тут мы ослушались Батюшку. Громко, радостно запели многолетие ему. Он смущён, несколько раздосадован от того, что, на его взгляд, нескромно получается.

 

Мы сразу же стали исправляться. Оживлённо обступили его.

Наступило время поздравлений, подарков. Но более, чем мы Батюшке, он нам, охапками, раздаёт книги, иконы, календари.

 

Настал момент и личных пожеланий, испрашивания советов у отца Кирилла в трудных, духовных и житейских положениях. Предельно сократив, разобравшись только с острыми, неотложными проблемами, он чуть отошёл от нас, установил паузу.

 

Обычно встречи свои Батюшка проводит в форме беседы, обстоятельно, наедине. В этот раз в келье его остались все пришедшие.

Настроив нас на серьёзный лад, подойдя к нам поближе, отец Кирилл негромко заговорил:

– Сегодня 22 июня. Начало Великой Отечественной войны. Забывать этот день нельзя. Это была самая кровавая и жестокая война за всю историю человечества.

 

Враг был очень сильно вооружен. Техника отлажена. Планы отработаны. Всё рассчитано до деталей. Наш великий полководец, Георгий Константинович Жуков, восхищался тогда мудростью, отточеностью расчётов, действий немецких генералов.

Народ наш, ценой многих жертв, выдержал этот натиск.

 

Прошло немного времени и всё обернулось вспять. И тот же наш маршал Г.К.Жуков недоумевал, видя частые промахи, просчёты в действиях тех же самых немецких генералов, военным талантом которых, он так недавно восхищался. Эти неточности, ошибки следовали уже одна за другой. Как это понять? По человечески – никак. По церковному, по вере – просто. Сказано же, что если Бог захочет кого наказать, то отнимает у того разум.

 

Вы знаете, что, как и прочие беды человечества, Отечественная война была нам попущена Богом за грехи наши: как спасительное наказание, как средство, крайний метод воздействия на нас, чтобы остановить нас на беззаконном, пагубном пути. Мы были в авангарде Богопротивного, атеистического государственного устроения. За отход от Веры, глумление над святынями, за многие наши преступления перед Богом, было попущено нам это бедствие. Для того, чтобы остановить нас от полного падения во тьму греховную, пропасть вечной погибели и даны нам были сии тяжкие испытания.

 

Заплатив многими жертвами, народ наш одолел тогда врага. Остановился в падении. Началось оздоровление.

Ещё в начале войны ясно стало, что без Божией помощи, – нет никакой возможности противостоять настолько вооружённому, подготовленному врагу. Тут, как это обычно и бывает, при скорбях и вспомнили про Бога, Отца нашего Небесного. Что невозможно людям, – возможно Богу. Часть руководства тогдашнего, и наш военноначальник Г.К.Жуков, всегда молившийся перед сражениями, это понимали. Они стали настаивать на национальных, исторически сложившихся православных началах, в преодолении создавшегося безвыходного положения. Это подвигнуло Сталина к благим изменениям. Он обратился в начале войны ко всем, назвав наш народ впервые по христиански: «Братья и сестры!» Отвёл от Церкви нашей многолетнюю опалу гонений.

 

Господь попускает нам беды, тупики, как малые, так и большие, чтобы остановить, вразумить нас, спасти от вечной гибели, по великой Своей Милости. Никто нас так не жалеет, не любит как Он.

 

Были Крестные ходы вокруг окружённых, истекающей кровью Москвы, облёт осаждённого Ленинграда. Эти города, как и вся страна, народ наш, были спасены. Мы вразумились. Обратились за помощью и заступлению к Тому, к Кому должно обращаться. Тогда-то и стал помогать нам Господь.

 

 

Сейчас война продолжается. Для человека верующего, она происходит всю жизнь. Жестокая, безпощадная, видимая и невидимая брань. У неё есть свои особенности. Теперь средства уничтожения, применяемые врагом, другие, – более скрытые и поражающие. В первую очередь, через средства массовой информации; газеты, телевидение, кино. Средства погубления умножились и стали для нас привычными и незаметными. И это очень повысило их опасность.

 

Многие теперь видят по внешним, видимым катастрофам, разладу в государственных механизмах нависшую над нами опасность. Понимают, что время подходит. Идёт последнее дозревание всего, – плохого в плохом, благого во благом. Как плевелы, так и пшеница уже созрели. Близится жатва. «Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»(Мф. 24.33). А поэтому что надо?.. Быть настороже.

 

«Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом: ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет»(Мф. 24.37-38, 42).

 

Сейчас брань врага спасения нашего направлена на самое существо наше, на души наши. Об этом Господь предупреждает нас: «Блюдитеся, яко опасно ходите!..» И апостол Павел говорит:

 

«Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было противостать козням диавольским. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств и властей, мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

 

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности. Обуйте ноги в готовность благовествовать мир. Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. Шлем спасения возьмите, и мечь духовный, который есть Слово Божие. Всегда молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом, бодрствуя, во всяком терпении и молитве о всех святых» (Эф. 6.10-18).

 

Вот в каких словах мы черпаем силы, дорогие мои, в трудном деле отстаивания своих духовных рубежей.

Сейчас надо как никогда обратить внимание именно на эту сторону нашей жизни.

Именно в духовном плане всегда идёт основная битва. Надо стать твёрдыми, не давать себе никакого послабления. Больше следить за собой, обращать внимание на свои поступки и действия.

 

«Верный в малом и во многом есть, а неверный в малом, неверен и во многом»(Лк.16.10). Не забывайте об этом.

Господь перед страданиями своими заповедовал апостолам и нам объясняет немощным, почему мы идём узким, тесным путём. Почему нам так трудно спасаться. Чтобы не отчаивались мы, не впадали в смятение:

 

«Сие глаголю вам; во Мне мир имейте. В мире скорбни будете; но дерзайте, ибо Я победил мир»(Ин.16.33).

«Сие заповедываю вам, да любите друг друга!

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира сего, то мир любил бы свое; а как вы не от мира сего, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас. Если слово Мое соблюдете и ваше соблюдется» (Ин.15.17-21).

 

Не забывайте, мои дорогие, что куплены мы с вами Дорогою Ценою – страданиями, мучениями и крестными муками Спасителя нашего. Поэтому в наше с вами время, особенно нельзя позволять себе то, что позволяли мы себе вчера. Тратить время на пустое, ничего не дающее душе. Даже от близких нам, если они мешают нашему спасению, надо ограждаться, удаляться. Больше и больше надо уделять времени молитве, чтению Евангелия, святых отцов. Кто будет преумножать имеющееся у него, будет получать большее.

 

«Имущему дано будет и преизбудет, от неимущего же и еже мнится имея, взято будет»(Мф.25.29).

«Просите и дастся вам: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам» (Лк.11.9).

 

Не поддаваться ни на какие советы, уговоры в послаблении того, что установлено Церковью. Откуда бы эти советы ни исходили. В наше непростое время, лукавство часто исходит оттуда и от тех, от кого не должно исходить. Ложь приобрела всепроникающую силу и глобальный размах. Нынче надо быть очень и очень осторожными. Господь предупреждал: «Будьте мудры, как змии , и просты, аки голуби» (Мф. 10,16). Прежде – испытывайте, откуда, от кого исходит совет. На пользу ли он духовную, или нет. Твёрдо стойте там, где дело касается чистоты, основ Веры. Проявляйте крепость духовную. Ни при каких обстоятельствах не отступать от того что нам заповедали святые отцы!

 

«Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. И многие лжепророки возстанут, и прельстят многих. И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24.10-14).

«И будете ненавидимы всеми Имени Моего ради. Претерпевый же до конца, тот спасен будет» (Мф.10.22).

«Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7.23).

 

Чтобы больше чувствовать, исполнять волю Божию, иметь на это силу духовную, надо больше отходить от мирской суеты, от земных хлопот, многозаботливости. Как можно быстрее обучаться этому – познанию и исполнению опыта самоограничений. Настало время строгого контроля за собой, в разного рода потребностях и удовольствиях. Удержания от поблажек себе, ветхому человеку. Тесен и узок наш путь. Иначе за что награда?.. Отходить от мирского, от разных развлечений, неполезных времяпровождений, лености, страстей, гнева, ссор, чёрствости и всякого недоброжелательства. Будьте милосердны. В наши дни зло множится, усиливается. Много людей обижено, обделено, бедствует.

 

Помните:

«...понеже сотворите единому кому из братий Моих меньших, Мне сотворили»(Мф. 25.40).

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а любящий Меня, возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюся ему Сам…

Я есть Путь и Истина, и Жизнь: никто не может прийти к Отцу, только Мною.

Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14. 21,6,1).

 

Не впадайте и в другую крайность, заменяя любовь к ближнему угодничеством, заискиванием, поиском славы, особых привилегий. Не возноситесь, бойтесь закваски фарисейской.

 

«Вы выказываете себя праведными перед людьми, но Бог ведает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость есть пред Богом» (Лк. 16.15). Делайте благое со смирением, терпением, тайно и «Отец твой видяй втайне, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 4).

 

Укрепляться нужно каждый день, каждый час, каждую минуту. Соблюдать строго посты, молитвенное правило. Когда положено, неотложно быть в церкви, на общей молитве. Исповедуйтесь, причащайтесь. Не забывайте, что «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6.54-55).

 

Верьте Богу Живому, Милостивому, Любящему нас безмерно. Он всё необходимое даст верным Ему. Не бойтесь неустройства земного. Бойтесь отпасть от Него. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 19-21).

 

«Не заботьтесь душею вашею, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

Душа больше пищи, и тело – одежды...» (Лк.12.21-24)

«Не ищите, что вам есть, или что пить, и не безпокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, в чем вы имеете нужду.

Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство...

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» (Лк. 12.29-32,35).

 

Не замыкайтесь, мои дорогие в себе. На своих неустройствах, бедах и скорбях. Враг специально отрывает вас этим друг от друга, чтобы обособить, озлобить. Любите друг друга, помогайте слабым, немощным. Открыто несите свет Христов. Разгоняйте тьму, зло. Указывайте путь спасения другим.

 

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отвергнется от Меня пред людьми, отвергнусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32-33).

«Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет лукаво, то и тело твое будет темно. Итак, блюди: чтобы свет, который в тебе не стал тьмой» (Лк.11.33-35).

 

Будьте верными Господу, как Он верен нам, никогда, ни при каких обстоятельствах не отступайте от Него. Это гибель тогда, смерть. Не опасайтесь, не бойтесь ничего, как бы не было трудно в этом мире.

 

Больше молитв, мои дорогие, больше. Мало молимся. Чаще собеседуйте с Господом. Тем более что тяжёло сейчас, и тяжесть нарастает. Просите Божией помощи.

 

«Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15.5-6).

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»(Лк. 11.23).

«Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене. Яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11.29-30).

 

Просите, просите у Бога помощи. Без этого ничего не возможно. Не забывайте об этом никогда. Молиться надо по возможности больше, всегда, везде. Ближе к Богу! Ближе к Богу! Ближе к Богу!!!»

 

Как мог, многогрешный, я постарался запечатлеть и передать об этой встрече с отцом Кириллом в день его именин 2001 года. За полтора года до его инсульта и тяжёлой болезни, оторвавшей его от нас. Постарался, чтобы читатель смог как бы побыть с ним. Порадоваться с нами имевшими счастье свидания с Батюшкой.

 

Очень важным видится это обращение, слова Батюшки. Они направлены не только к присутствовавшим, они – для всех чад Православной церкви, желающих идти путём спасения.

 

Есть необходимость привести эти слова отца Кирилла ещё и потому, что в последнее время разные группы и отдельные лица, называют себя его «чадами», не являясь на самом деле таковыми. Утверждают невесть чего, от его имени. Особенно опасны те из них, каковые имеют свободный доступ к средствам массовой информации. Некоторые из них ссылаясь на архимандрита Кирилла (Павлова), приписывают ему то, что он не благославлял, не говорил. Делают это безстыдно, поскольку пребывающий вне мирской суеты Батюшка, не ворошит ежедневно газеты, журналы и не напишет опровержений.

 

Те, кто окормляется у отца Кирилла, многие годы, знают истинное направление его действий и слов. Они всегда – неизменны. В отличие от тех, кто от имени православных доминирует сейчас в печати, радио и телевидении, отец Кирилл установок своих не меняет.Он один из немногих, кто в простоте своей, является монолитом, твёрдым в устоях, взглядах, знании и соблюдении постулатов Православия. Поэтому к нему тянутся люди, у него ищут правды. Верят ему безусловно.

 

Если говорить относительно острого вопроса, волнующего многих, то никаких преуготовительных форм к той последней «печати», Батюшка категорически не приемлет. Он и составил краткую, страшную формулу, что погубление наше будет происходить в таком порядке: «Номер – карточка – печать». Два страшных этапа мы практически прошли. Остался – третий!.. Наша задача – устоять! Во что бы то ни стало. Себе он такой подвиг задал, и всем, окормляющимся у него, рекомендует сей подвиг понести, не откладывая на завтра. Но только рекомендует, не навязывает. Ибо Сам Бог каждому из нас дал свободную волю, – для полного ответа за содеваемое.

 

Батюшка определённо указывает на всю пагубность для души «малого», начального отступления. Оно, как правило, неминуемо приводит, к большому. Об этом, без разномыслия, Батюшка и напомнил словами из Евангелия: «Верный в малом и во многом верен; а неправедный в малом, и во многом неправеден есть…Никакой же слуга не может служить двум господам… Не можете Богу служить и мамоне» (Лк. 16.10, 13).

 

Отец Кирилл в индивидуальных советах, указаниях – осторожен, ненавязчив. Насильно в рай никого не тянет. Подвига можно требовать только от себя самого. Таков его подход. Этим-то и пользуются нечестивые манипуляторы. В нынешних острых проблемах, часто используют его щадящие, осторожно высказываемые мнения, утверждая обратное. «Он же не утверждает! Он же не отвергает!..» А раз так, по их вывернутому сознанию, значит, он не за «то», а за «это».

 

Мы же укрепимся в строгости к себе, а не преступной попустительности. Это как раз и прозвучало при встрече с отцом Кириллом тогда, в день его именин. Его высказывания, явились дополнением к его Обращению «Ничто не отлучит нас от любви Божией». Эти животворные слова Батюшки дают нам ясную программу действий, на нашем пути спасения, в столь смутное, лукавое время. Внимательно перечитайте их ещё и ещё раз.

 

Пусть основным правилом для нас, всегда и везде будут слова, сказанные отцом Кириллом на именинах его в 2001 году: – «Ближе к Богу!!!»

Как и призывал Батюшка, пусть в близости к Богу, будет наша защита, и наше спасение. Во всех обстоятельствах, происходящих и грядущих.

 

Будем молиться Богу и о том, чтобы Он даровал, ныне тяжко болящему отцу Кириллу здравия, вспомоществования в его скорбях, в невидимой, молитвенной его битве за нас, против врагов наших, видимых и невидимых. Сержант Павлов и сегодня бьётся за нас, как в пылающем Сталинграде 70 лет назад. Чтобы Батюшка наш как можно дольше был с нами, незримо направлял нас, немощных на нашем пути духовного спасения. Будем достойно жить, твёрдо соблюдать всё сказанное нашим Старцем.

 

Господи, Боже наш, сохрани Батюшку нашего, архимандрита Кирилла. Дай ему здравие духовное и телесное. Боже, ниспошли ему, Твои богатые Милости и щедроты, и сохрани его на многая лета!..

Из книги «Ближе к Богу», 2002 г.

 

Несколько важных фрагментов из книги «ПОМНИМ».


«О каждом человеке со дня его рождения и до гроба Бог печётся, вразумляя и наставляя нас на дела, Ему угодные, хранит от опасностей, предостерегает от падений, награждает за добро и наказывает за зло...»

архим. Кирилл (Павлов).

Служи!

Как всегда, когда попадаешь к отцу Кириллу, волнуешься, смущаешься, комкаешь заранее, старательно подготовленные вопросы. Батюшка ласково улыбнувшись, помогает:

— Подожди, отец Виктор, не спеши... По порядку всё подавай...

 

Жалея Батюшку, зная, что с утра у него наверняка перебывало много желающих встретиться с ним. Сознавая и то, что за тобой ещё немало охотников докучать ему, всё равно спешишь, наспех выпаливаешь неловко вопросы. Едва успевая запоминать ответы на них. Но всегда, и у каждого наверное, есть при этом основной вопрос. Так и у меня на той памятной встрече. Происшедшей летом 2002 года выявился такой важнейший вопрос. Не только для меня, но и для многих священников, не желающих идти путем Апостасии.

 

Последним из вопросов и задал я, тот самый, важнейший:

— Батюшка, меня особенно тревожит, не дает покоя одна проблема. Она состоит вот в чём...

Довольно скоро наступит такой этап развивающихся событий, когда Церковная власть, избравшая путь приятия глобализации с её сатанинскими номерами, паспортами, карточками, и прочими погибельными для нас клеймами, изгонит нас, священников — противников такого погибельного пути. Уже изгоняет. Много печальных примеров тому уже есть. Изгоняет не только с приходов, но что особенно ужасно, — в запрет. Росчерком пера церковноначалия. И всё!.. Конец для каждого из нас и пасомых нами!..

 

В мир обратно возвращаться не хочется. В богослужебном же пути произойдёт обрыв, тупик. Просто, заживо — могила. Как и все, подобные мне, желающие остаться верными Господу, нахожусь в растерянности, страхе перед бездейственным будущим. Что делать? Как тогда быть?

Отец Кирилл "с ходу”, уверенно, определённо отвечает:

 

— А ты служи!

Растерялся я, спрашиваю:

— Как служи, Батюшка? Если определят в "запрет” уйти?!..

Отец Кирилл ещё твёрже, с нажимом повторил:

А ты — служи!!..

 

Совсем растерялся я, переспрашиваю:

— Батюшка, как это?! Если в запрете то, как же служить?!..

Отец Кирилл осерчал за непонятливость мою, грозно, сердито припечатал, даже приударив по моей руке:

— Говорю же — служи!!.. И всё тут!

Стою, окаянный, тугодум, хлопаю глазами. Потом доходит до меня то, что открыто, с объяснениями он не может говорить, доходит и смысл коротко сказанного им.

 

Невольно лицо моё расплывается в улыбке. Ликуя, вскрикиваю радостно:

— Понял!!.. Понял, Батюшко родной!.. Буду, буду и тогда, при таком положении — служить! И другим передам!..

— Передавай, но не всякому… С рассуждением, — разрешает, ободряет, и подняв указательный палец настораживает отец Кирилл. Потом тоже скупо освечивает себя улыбкой глаз и уст, в седеньких усах и бороде. Доволен, что вопрос правильно понят, без тяжёлых расспросов и уточнений. «Жучки» наверняка, вокруг него, повсюду есть…

 

Старец явно дал понять мне, неразумному, что такие прещения власть предержащих в Церкви, за неканонические, несправедливые причины — не действительны! Если они последуют, то не надо обращать на них внимание. А с безстрашием к людям, пусть и облечённым властью, продолжать служение для верующих людей и Бога. Хоть на пеньке!..

 

Вот как!..

 

Давящий страхом и неопределённостью камень свалился у меня с души. Будто штора какая закрывавшая свет и свежий, чистый воздух одним мановением, отлетела прочь. Я задышал бодрящим, животворящим воздухом.

 

— Тяжкие оковы вы с нас сбросили…— в восхищении удивляюсь я.

— Ну, ладно. ладно… — даже несколько испугавшись моих эмоциональных излияний, смутившись, поспешно заканчивая разговор, напоминая одновременно и об осторожности, подтолкнул меня отец Кирилл к выходу легонько, твёрдо в локоть.

 

Не выдерживаю, схватываю в широком рукаве его рясы руку, благоговейно припадаю к ней. Другой рукой он, то ли поглаживая, то ли постукивая меня по темени, напутствует одобрительно:

 

— Давай,.. Трудись, трудись!.. Главное, чтобы Богу угождать, а не всяким там "интересам”. Не унывай, не страшись «страха иудейска». Служи!!..

Не выхожу, а будто вылетаю на развязанных им крыльях, от Батюшки, — исполина духа и твёрдости, верности Православию.

 

Отошла теснящая грусть-тоска безысходности. Прилив сил и бодрости оживил всё привядшее внутри, от прежней безнадёги. Бодрый тонус, готовность к трудностям и испытаниям придали сил. Как будто Батюшка, одним прикосновением исцелил от тяжкой болезни, или легким движением расчистил залепленное грязью лобовое стекло. Снова стало ясно, видно далеко вдаль. Можно двигаться далее, уверенно, вперёд!.. Курс — верный. Утверждён самим отцом Кириллом!!

 

Из меня вырывался ликующий клич, который я едва сдерживаю: «Всё! Ничего и никого теперь не боюсь, кроме Бога!.. Буду только Ему служить! Смело, честно, неустанно. Как сталинградский герой — сержант Павлов, дорогой и безценный наш поводырь во тьме века сего, Божий пастырь наш — архимандрит Кирилл (Павлов).

2001 г.

 

Суровый выбор

 

«Тогда верующие будут получать венцы, за одно стояние в Вере».

(Откр. 2, 10).

 

За помощь в решении глобальных вопросов, присвоения всем ИНН, получили управленцы Церкви себе нужные льготы.

Договорились тогда Патриарх с президентом и по земельным вопросам.

Затем, пошло повеление через архиереев епархий — срочно оформлять землю церковную!..

 

Собрали благочинных округов (районов). Им поставлена была задача — в кратчайший срок по прежним архивным планам церковных земель, и по договоренности с местной властью, быстро отмерить, оформить документы, утвердить в администрациях районных землю у церквей и строений при них.

 

И понеслось!.. Закусив удила, молоденькие, угодливые благочинные стали на собраниях «прессовать», стращать священников. На целый год никаких не было проблем (служебных, духовных…), кроме этой, «наиглавнейшей», в первую очередь!

 

Не для приходов, не для священников нужны были эти приобретения. Они, и те и другие — безправные. Приход могут в любой момент закрыть, под любым предлогом. Священника снять, перевести в другое место. Это собственность — епархиальных властей, Патриархии. Для них это.

 

Теребили, покрикивали благочинные, подталкивая ежедневно отстающих в этом настоятелей церквей и монастырей. Гнали и гнали, дабы выслужиться перед архиереями. Страх объял их. Как бы не оказаться в числе последних, наказуемых. Лишиться власти, потерять должность возвышенную.

 

Замучил такой вот, двадцатидвухлетний благочинный и меня, старика. На собраниях хамит, угрожает. Звонит каждый день: «Ты самый последний. Все уже БТИ делают, землю отмеряют, а ты всё никак документы не оформишь. Давай быстрей, а то быстро с прихода слетишь!..».

 

Всё бы ничего, добрался бы я пенсионер по возрасту, неудобными путями, «голосуя», с пятью-семью пересадками из своей глуши до районного центра. Одна беда. Надо брать «номер» на храм в налоговой инспекции. Да ещё какой-то ГРН. Одним словом, своими руками помочь им переименовать оба храма, где я служу. Были один — в честь Покрова Богородицы, другой — святителя Василия Великого. Власти, через моё соучастие (обязательное условие), заставляют их осквернить. Переделать так, что по всем последующим документам, учитываться церкви эти будут уже не по своим святым именам, в честь кого они воздвигнуты, а по номерам, шрихкодам с тремя шестёрками!!..

 

Никакие мои возражения помощникам благочинного, (живут и служат рядом с администрацией, в райцентре), не принимались. Если им так надо и спешат, пусть сами и берут эти «номера» и передают их дальше, куда администрация и митрополит указали. Кроме того, не дождавшись моих усердий, ещё раньше поданной сверху команды, прежний благочинный сам оформил всё как нужно по церквям округа. Оставалось только перенести всё из одного кабинета в другой, другому чиновнику. Но это же ерунда. Говорю им об этом, ссылаясь на немощи мои в дальней и неудобной дороге.

— Нет! — следовал жёсткий отказ. — Ты сам, лично, должен пойти, взять и передать.

 

С Божьей помощью удалось протянуть так мне более полугода, ссылаясь на разные причины. Но подошёл последний момент. У всех других, более двадцати настоятелей, землю уже отмерили. Они успешные отчёты в управление епархии через благочинного отправили, а я ещё документы не сдал, не получил разрешений. Подошёл край! На ближайший же день, благочинный пообещал разгромный «рапорт» митрополиту написать и тогда… не миновать мне, скорее всего отправят — в «запрет». Лишат сана. Запрет в служении. Беззаконие по существу, по Правилам Церкви. Но какие и где сейчас Правила, соблюдение законов?..

 

Мучился я в неопределённости. Не зная, как поступить. Действительно — один же «дурак» стою. Остальные — двадцать священников благочиния (района), всё исполнили. Они от меня при встрече, как от прокажённого уже шарахаются, боятся поприветствовать. Ненормальное положение. Уже ломаюсь я от напряжения, давления извне и изнутри!!..

 

На беду мою, духовник мой, архимандрит Кирилл (Павлов) тяжко болен. К нему не пускают. Если же каким чудом попадёшь, поговорить с ним не дадут. Что делать?!..

 

После Всенощной службы, вечерних молитв, канонов и правила, пал я на колени перед фотографией отца Кирилла, взмолился ему:

— Батюшка, помоги! Не могу уже я! Не знаю, что мне делать. Подскажи, как-нибудь!..

После этого, приготовил всё, что нужно для завтрашней службы и усталый, далеко за полночь свалился на постель, заснул.

 

Среди прочих всех пустых снов, вдруг вижу, что хожу я с Батюшкой, отцом Кириллом, по какому-то красивому саду с множеством цветов… Ясный день, солнце, разговариваем о чем-то… Хорошо, интересно, благостно… Милостью Божьей, во сне же я вспоминаю! Выкрикиваю даже отцу Кириллу:

— Батюшка! О главном то я вас всё не спрошу!..

 

И высказываю ему суть той тяжёлой проблемы, которая создалась у меня.

Выслушав меня внимательно. Отец Кирилл задумался, ответил не сразу. Имея ввиду то, что если я поддамся, сам приму участие в присвоении номера на храмы. Сказал на это коротко, но как припечатал:

Оправданий не будет нигде!..

 

Как тиски какие разжались во мне.

Хоть это и самый тяжёлый выбор, трудный, но главное теперь ясно, определённо уже. Только — действуй!

Не нёс для меня ничего хорошего в жизни сей выбор этот, но раз старец, духовный отец сказал — всё! Выполняй, без размышлений!..

 

Проснулся я — радостным. Кончились мои сомнения, мучения неопределённости.

Немножечко запнулся мыслью я только на словах отца Кирилла «не будет нигде!». Где — «нигде»?.. И тут же стало понятно. Конечно же ни тут, на земле, не будет оправданий за «номерной» поступок, ни Там — на Небе, тем более.

Как же мне хорошо, свободно дышать стало после этого. Установились ясность и мир во мне.

 

Спокойно и уверенно я написал прошение правящему архиерею о почислении меня «за штат». По причине возраста и болезней. Вместо ещё одного отчёта по снятию Богом данных названий с храмов прихода и замене на антихристовые цифири, повёз я ранним утром свой отказ от участия в их богопротивном деле. К молодому, топочущему на меня ножками благочинному, чтобы он бедный, не волновался за свою карьеру.

 

Тот был ошарашен моим известием, но прошение принял и повёз к начальству.

Вскоре моё прошение было удовлетворено.

 

С большой грустью я расставался с вверенными мне храмами, куда уже назначили нового настоятеля, который, как и большинство других, с лёгкостью залепят номерами Божьи храмы. Эх, если бы мы все тогда и всегда вставали бы против зла и погибели! Ведь для этого нас избирает Господь, а не для предательства… Ничего бы тогда у злых сил не получалось и мы, как вперёдсмотрящие выполняли бы свою основную функцию — защиту от погибели вверенной нам, божией паствы… На поверку же мы, из страха иудейска, — трясуны, предатели своего пред Богом послушания.

 

Тяжело прощался с приходом. Всё здесь, каждая доска, гвоздик нами установлены. Цветочки, и те печально покачивались на ветру. Но отдирать себя надо! Куда? Что будет? Где, как служить?.. Неведомо. Главное не потерять Бога! Идти с Ним, уцепившись покрепче за одежду Его, куда угодно. С закрытыми глазами. Как апостолы оставившие свои дома и близких. В неизвестность, но с Ним и за Ним!.. Как повелел старец.

 

Ещё я радовался своему необыкновенному открытию. Оказывается, между нами с Батюшкой, нет никаких преград! Ни расстояний, ни стен, ни кордонов милицейских и служебных… Он, отец Кирилл, слышит!.. Там, вон в какой дали от меня! И отвечает!..

 

Мне казалось, такое происходит с угодниками Божьими только после смерти их. Когда их чада приходят к ним на могилку и там беседуют с наставником. Об этом много написано. Но вот же, и у меня случилось это наяву. С живым старцем!.. Можно оказывается с ним беседовать и получать от него помощь!..

2005 г.

  

И вот заключительный фрагмент из книги: «ПОМНИМ». После прощания с Батюшкой, архимандритом Кириллом (Павловым) — «ДУХОВНИКОМВСЕЯ РУСИ»

 

+ + +

Значительным событием были ознаменованы две судьбоносные даты биографии отца Кирилла — 22 июня и 8 октября. В эти дни сего года, на волнах радиостанции «Радонеж», прозвучали две запомнившиеся передачи — «Духовный путь архимандрита Кирилла (Павлова)», режиссёра Александра Плотникова. В первой передаче был правдиво представлен военный путь Старца в годы войны. В конце второй передачи, прозвучало интереснейшее интервью, одной из старейших послушниц отца Кирилла, монахини Евпраксии. Она пересказала случившееся с другой послушницей Батюшки. Вот что она поведала:

 

«Когда отец Кирилл почил, монахиня Конкордия, тоже духовное чадо Батюшки, была в тот момент в тяжёлом состоянии, болела. Несмотря на это, она взяла на себя нелёгкий, духовный подвиг — все сорок дней памяти Батюшки, неотложно вычитывать за него, для устроения его души, полностью прочитывать каждый день ВСЮ Псалтирь.

 

Ровно через сорок дней, когда она была уже в сильном изнеможении, к ней явились отец Кирилл и отец Николай Гурьянов. Батюшка подошёл к ней, всем видом благодаря её за такой подвиг и утешил, сказал ей:

 

— Не скорби. У тебя будет всё хорошо!..

И отошёл в сторону. Стал молиться. А отец Николай приблизился к ней и сердечно попросил её:

— Вы молѝтесь за отца Кирилла. Поминайте его почаще... Помогайте. Ему так трудно одному...

 

И сообщил:

— Как он бедный, плачет безутешно! Умоляет Царицу Небесную со слезами. Весь отдаётся этому, всего себя... Упрашивает Богородицу за Россию, за Православную Церковь, за народ. Чтобы Господь помиловал страну нашу. Матерь Божия жалеет, смотрит на него милосердно и кротко...

 

Дальше оборвалось, прошло видение, но и так ясно, что он — святой человек, ещё при жизни таким был. И теперь — он живой, и имеет право, дерзновение молится за нас перед Самой Царицей Небесной! Мы чувствуем это, помощь его и сейчас. И вот он, в доказательство является, помогает нам. И мы должны помогать ему, для нас же он старается...»

 

«Можно умереть, но остаться жить для людей, а можно жить, но быть умершим».

Архиепископ Антоний (Михайловский) – «отец Арсений».

Хвала Воскресшему

 

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

 

Хвалите сонм Безплотных сил

И ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет возсиял великий.

 

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утёсы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

 

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнут вякая печаль

И ропот безнадежный!

 

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос Воскрес!

И смерть попрал навеки!

Великий князь Романов К.К.

 

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

 

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения.

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; Ибо умерший освободился от греха.

 

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

(Рим. 6,3-12).

 

Священноархимандрите Кирилле, моли Бога о нас грешных!..

 

Недостойный иерей Виктор Кузнецов. 20 июня 2018 г.

22 июня 2018 Просмотров: 3 676