РАССУЖДЕНИЯ... О седминах пророка Даниила. Иерей Григорий Поликарпов

В Библии есть мессианские места, которые указывают на Мессию – Спасителя мiра. Прообразы и пророчества Ветхого Завета о Мессии исполнились две тысячи лет тому назад на Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе и тем самым указали на Его Мессианское и Божественное достоинство. Одним из мессианских мест в Библии является пророчество, помещённое в книге святого пророка Даниила, о Боговоплощении – о времени пришествия в мiр Мессии и Его искуплении рода человеческого.

Будучи в Вавилонском плену, святой пророк Даниил в 538 году до Рождества Христова получил от Бога через святого архангела Гавриила пророчество (Дан. IX, 24-27) об избавлении иудеев из плена, о восстановлении Иерусалима и храма, о Мессии, Которого ожидали иудеи: «(24-й стих) Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. (25-й стих) 

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. (26-й ст.) И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. (27-й ст.) И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на криле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. IX, 24 - 27).

Нужно сказать о том, что издревле  установилось понимание «седмин», как семилетий (семь лет). Семьдесят седмин, как это видно из текста пророчества (Дан. IX, 24-27), разделяются на три периода. Первый продолжается семь седмин (49 лет). После них – шестьдесят две седмины (434 года). И, наконец, одна седмина – последняя, семидесятая (7 лет). «Итак, знай и разумей (говорит пророк Даниил): – с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. IX, 25). И далее пророк говорит о первых семи седминах подробнее: «и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан. IX, 25). 

Персидский царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий) в 20-й год своего царствования выдал иудею Неемии Указ – «повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан. IX, 25). Неемия с бывшими в плену иудеями вернулся с Указом Артаксеркса в Палестину, где семь седмин (49 лет) прошли в трудах по восстановлению Иерусалима: храма, улиц и стен. О трудных временах сказано по причине того, что восстановлению Иерусалима препятствовали окрестные народы, из-за чего строительство было так протяженно по времени. И храм строился 46 лет, о чём есть указание в Евангелии (Ин. II, 20).

После событий семи седмин пророк говорит о последующих шестидесяти двух седминах, в конце которых произойдет Богоявление – Рождество Христово и искупление грехов рода человеческого на Кресте Господом Иисусом Христом – Христом Владыкой (Дан. IX, 25). Святой апостол и евангелист Лука пишет, что Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь в 15-м году правления Римского императора Тиверия. Это совпадало с 782-м годом от основания Рима или с 30-м годом от Рождества Христова. 

Христос Спаситель проповедовал три с половиной года и пострадал на Кресте в 34-м году. На этом рубеже закончились шестьдесят девять седмин (7 седмин + 62 = 483 года) со времени Указа Артаксеркса: «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. IX, 25).

Во время крестных страданий Спасителя: «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. XXVII, 51), что означало, что за Христоубийство Бог покинул иудейский храм, что: “раздранная рукой Самого Бога завеса и открытое Его невидимой силой Святое Святых, являли всем, особенно священникам, что Бог не благоволит более обитать во мгле (Евр. VIII, 5, 6), не хочет уже быть чтимым так, как Его чтили дотоле — кровью козлов и тельцов (Евр. X, 4, 5, 7), что истинная, единая жертва — Агнец Божий, вземлющий грехи мiра, принесена уже на Голгофе за весь мiр, и теперь неприступный престол страшного Иеговы должен сделаться престолом благодати, доступным для всякого (Евр. X, 29, VII, 19−20)” (Святитель Иннокентий Борисов). Окончен и отменён Ветхий Завет (Иер. XXIV, 7; XXXI, 31-34; XXXII, 38-40;  Евр.VIII, 13), который был «детоводителем ко Христу» (Гал. III, 24).

После Сошествия Святого Духа на апостолов началась их всемiрная проповедь, вследствие которой обратилось ко Христу Богу великое множество людей. После того, как святые апостолы в большинстве своем мученически пострадали, иудеи были наказаны за Христоубийство разрушением Иерусалима и храма.  В тексте пророчества ясно видно, что между 69-ой седминой и последней   70-й есть указание на разрушение Иерусалима и храма в нём римлянами, что произошло в 70-м году от Р.Х.  26-й стих девятой главы заканчивается такими словами: «А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан. IX, 26). 

В этом тексте повествуется о разрушении Иерусалима («города») и храма («святилища») римлянами при императоре Веспасиане («народом вождя»), ибо Иудея в то время была под властью римлян, которые подавили восстание иудеев против них. Иерусалим был полностью разрушен («И конец его (города) будет как от наводнения»), а затем восстание было подавлено и во всей Иудеи («И до конца войны (1-я Иудейская война 66-77гг. от Р.Х.) будут опустошения»). Это было предсказано и Христом Спасителем незадолго до Его крестных страданий (Мф. XXIV, 1-2; Мк. XIII, 1-2; Лк.  XXI, 5-6). 

И только после 26-го стиха, после событий разрушения Иерусалима и храма, в 27-м последнем стихе девятой главы идёт повествование о последней 70-й седмине, что большинством экзегетов игнорируется: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на криле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. IX, 27).

Как это ясно видно, последняя 70-я седмина отделенная событиями и временем, стоит отдельно  от 69-ти седмин. Каким она отделена временем?

Священномученик Ипполит Римский (170-235) в  «Слове о Христе и антихристе» говорит, что святой пророк Даниил: “означил одну седмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мiра”.

Что же сказано об этой седмине пророком Даниилом? «И утвердит завет для многих одна седмина» (Дан. IX, 27). Здесь сказано – не установит, ибо до этого Христом Спасителем Новый Завет был установлен, а сказано «утвердит». По какой причине так сказано? Здесь слово «утвердит» употреблено со значением завершения, как утверждением какого-либо Договора обычно служит подпись или печать, что является завершением составленного Договора. Событиями последнего семилетия человеческой истории, в течение которых будет испытан каждый человек, православные христиане запечатлеют свою верность Богу мученичеством. Остальным же людям мiра будет дана последняя возможность обращения ко Христу Богу.

К кончине мiра произойдёт (и сейчас происходит) «отступление» (II Фес. II, 3) многих от веры в Господа нашего Иисуса Христа. Мiр всё более погружается в язычество. Наконец, мы видим, что иудеи противятся Богу вот уже 2000 лет и ожидают своего лжемиссию. Событиями последней седмины Бог покажет людям то, что лжемиссия – есть «человек греха, сын погибели» (II Фес. II, 3) – антихрист. Это будет последней возможностью для людей погибающего мiра обратиться к Господу Иисусу Христу. Это, всего вероятнее, и будет утверждением Завета для многих (Дан. IX, 27).

Иудеями в мiре совершается разрушение традиционного образа жизни народов. Мiр погружается в хаос. На самом деле этот хаос управляемый, – спланированный. Для чего это делается? Бывший генеральный секретарь НАТО Поль Спаак (1899-1972) в своё время сказал: “Нам нужен достаточно могущественный человек, который обезпечил бы лояльность всех народов и вытащил нас из той трясины, в которую мы погружаемся”. 

Историк Арнольд Тойнби (1889-1975), будучи, безусловно, посвящённым в планы масонства, повторяет ту же мысль: “Навязывая человечеству всё больше и больше смертоносного оружия, и в то же самое время делая Мiр всё более экономически взаимозависимым, технология довела человечество до такого отчаяния, что мы созрели для того, чтобы обожествить любого нового Цезаря, которому бы удалось дать Мiру единство и мир!”

Поэтому когда человечество искусственно созданными эпидемиями, войнами, искусственно созданным голодом будет доведено до отчаяния, тогда иудеи приведут к мiровой власти человека, который разрешит все проблемы: положит конец войнам, заставит примириться враждующих, объединит религии, заключит выдающийся Пакт (или Договор) Мира между враждующими странами, идеологиями и религиями мiра. И тогда люди объявят его спасителем человечества. 

Преподобный Ефрем Сирин говорит об антихристе так: “Приидет же всескверный, как вор, в таком образе, чтобы прельстить всех, придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия”. 

И тогда  люди, – говорит он, “с великой радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: найдется ли еще человек столько добрый и правдивый? «…» Он примет вид истинного пастыря, чтобы обольстить овец стада” Христова. И святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что: “Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия”. 

Будучи иудеем, антихрист “призовет к себе весь народ иудейский от всех стран, в которых он рассеян”, – говорит священномученик Ипполит Римский. Безусловно, приход к мiровой власти антихриста является сценарием и глобальным иудейским проектом. Иудеями осуществляется сатанинская глобализация, «великая перезагрузка». Иудеями христианские народы вовлекаются в апостасию (Αποστασία– греч. отступление от Бога). Ими же через экуменическое движение в мiре формируется синкретическая религия антихриста. Они надеются, что их лжемессия осуществит их мечту господства в мiре над всеми людьми.  

Иудеям антихрист разрешит и поспособствует построить их храм и возобновить ветхозаветные жертвоприношения. Когда халиф Омар I-й (585-644 гг. от Р.Х.) завоевал Иерусалим, то предложил иудеям построить им храм на вершине горы Мориа, где он и был. Однако те отказались, заявив, что храм может быть построен только тогда, когда придёт их мессия. Тогда Омар повелел построить на том месте мечеть Купола Скалы, которая известна под названием мечети Омара.

Говоря о первой половине семилетия правления антихриста, священномученик Ипполит Римский замечает, что “половину этой седмины (последней 70-й) возьмут пророки Енох и Илия”. Господь в данном Им святому апостолу Иоанну Богослову Откровении говорит: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. XI, 3-4, 7). К последней седмине мiровой власти антихриста  относятся слова Спасителя: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. XXIV, 14). 

Ко времени середины последней седмины в антихристе произойдёт перемена. В следствие умирения мiра после войн, будучи величаем людьми, обольщённых ложными чудесами, творимыми лжепророком (Откр. XIII, 11-15) и антихристу приписываемых, антихрист покажет свой подлинный облик «человека греха, сына погибели». 

И вот тогда, говорит преподобный Ефрем Сирин: “вознесется сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, сметет вселенную, подвигнет концы ея, всех притеснит и станет осквернять души: не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий вринуть в пучину нечестия. 

Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мiр, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога”. Тогда будет в нём действовать сатана. 

В Откровении святого апостола Иоанна Богослова говорится об этом: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мiра» (Откр. XIII, 5-8). 
А святой пророк Даниил говорит, что антихрист: «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полу времени» (Дан. VII, 25). 

Священномученик Ипполит Римский в толковании на книгу пророка Даниила говорит, что пророк “«временем» называет один год, «временами» – два года, «пол временем» же – половину года”, то есть три с половиной года второй половины последней седмины, о событиях которой мы читаем в Откровении святого апостола Иоанна Богослова. 

Так, святитель Кирилл Иерусалимский, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Иоанн Дамаскин говорят, что деятельность антихриста разделяется на два периода: скрытый и подготовительный и явный и окончательный. Именно об этом втором периоде правления антихриста повествуется в Откровении.

В середине последней седмины антихрист отменит и запретит все религии и заставит поклоняться себе, как богу. Святой пророк Даниил говорит об этом так: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан. XI, 36). А святой апостол Павел говорит об антихристе, что он будет: «Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как бог, выдавая себя за Бога» (II Фес. II,  3-4).  

К тому времени отличительные особенности мiровых религий будут окончательно размыты и последователи этих религий подпадут под действие лести диавольской: «погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (II Фес. II, 10-12). На Земле наступит небывалое рабство.

И только православные христиане, сохранившие истинное Богопочитание, не поклонятся антихристу и будут гонимы. Тогда, помятуя слова Спасителя о бегстве из апостасийного мiра при виде «мерзости запустения» (Мф. XXIV, 15-18; Дан. IX, 27), они будут вынуждены скрывать себя. 

О сокрытии Церкви Христовой в то время повествуется в Откровении так: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. XII, 1-4; 6). 

“Самым справедливым мнением, – говорит Лопухин А.П. – может быть признано то, которое принимается большинством толкователей и которое состоит в понимании под образом жены – Христианской Церкви и притом на всем протяжении ее истории, от первых дней апостолов и кончая временем господства антихриста. 

Жена – это именно святая и славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою она должна остаться до конца мiра, – Церковь победоносная, Церковь всех и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение неверующих, но и через таинства крещения и покаяния”.

Всех же остальных людей антихрист заставит поклоняться себе, как богу, через поклонение своему образу –«образу зверя» (Откр.XIII, 15), что, всего вероятнее, будет размещено везде, и в бывших культовых (так называемых священных) сооружениях мiровых религий, в том числе и на Иерусалимском иудейском храме («на криле святилища»), который уподобится тогда языческому капищу, в котором будут приноситься жертвоприношения животных, как у язычников. Святой пророк Даниил употребил слова «на криле святилища» (Дан. IX, 27) потому, что время его жизни было временем ожидания Мессии и до пришествия Его в мiр – до Боговоплощения богослужения в Иерусалимском храме имели значение священнодействий.

Что касается «образа зверя», который будет установлен, как «мерзость запустения» для поклонения людей, сие описано в Откровении, когда лжепророку дано: «было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет покланяться образу зверя» (Откр. XIII, 15). Современные технологии с так называемым искусственным интеллектом  вполне могут это осуществить. 

Хотя выражение «мерзость запустения» и использовалось в прошедшие века в обозначении  какого-либо осквернения, проникновения ереси или духовного упадка в Церкви, но в собственном смысле оно указывает на характерную особенность событий второй половины последней 70-й седмины. Когда апостолы спросили Христа Спасителя: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. XXIV, 3), то Он ответил: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте (Дан. IX, 27), – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» (Мф. XXIV, 15-18).   

События последних трёх с половиной лет человеческой истории до Второго и Славного Пришествия Господня изложены в Откровении и вполне понимаемы будут по мере их исполнения.

Знание о последней 70-й седмине является исключительно важным. У большинства христиан понимание вопроса об антихристе сложилось из чтения Откровения святого апостола Иоанна Богослова, где описаны события второй половины семилетия правления «сына погибели». Поэтому они предполагают, что антихрист появится в начале своей власти сразу апокалиптическим зверем (Откр. XIII, 1-8). Он же придёт к власти в начале последней седмины, что отмечено святыми отцами, человеком (как покажется людям) добродетельным, каким будет казаться  до середины своего правления. Поэтому люди, не знающие о последней седмине, могут  прельститься (Мф. XXIV, 24), обмануться и принять антихриста за величайшего благодетеля, довериться ему, отрекшись от Бога, попасть к нему в рабство и погубить свою душу.

Итак, становится достаточно ясно то, что сейчас началась заключительная фаза подготовки прихода антихриста к мiровой власти. В ближайшее время увеличится всё большее заражение людей различными смертоносными вирусами и болезнями, произойдут общемiровые диверсии (“киберпандемия” –  сбой интернетсети, техногенные катастрофы, приводящие ко всеобщему коллапсу), умножатся войны, что всё вместе приведёт ко всеобщему хаосу. И, когда вслед за этим появится всемiрный “лидер”, который решит все проблемы, и  при этом будет объявлено о некоем семилетнем периоде (Договоре или Пакте…), то это будет служить признаком: обратный отсчёт  времени  последнего  семилетия существования  мiра  начинается.       
29 июля 2021   Просмотров: 3 180