ДУХОВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСКУССТВО... Н.А.Сергеев

к. п. н. Н. А.СЕРГЕЕВ 
духовный взгляд
на искусство

О, человек, отри́нь свою горды́ню,
Пока́йся, путь свой к Богу обрати́,
Возьми́ свой крест, иди́, тебе отны́не
Помо́жет Бог в спаси́тельном пути́!

Настоящая статья – это духовный взгляд на искусство

В ней кратко затрагиваются ключевые вопросы, рассмотрение которых поможет ясно увидеть и понять настоящую тему разговора.

Все люди при воспитании и образовании соприкасались с произведениями искусства и литературы. Кто-то полюбил героев этих произведений и подражал им в своей жизни. Но, для того чтобы не получить вреда для души и не погрешить пред Богом, на произведения искусства нужно смотреть по-христиански.

Душа человека безсмертна. Она всегда устремляется к своему Творцу – Богу. По этой причине человеку свойственно искать идеал, к которому он желал бы стремиться и быть подобным ему.

В искусстве часто апеллируют к античности, представляя её как идеал. Античность была во времена язычества. Язычники олицетворяли и обоготворяли страсти (богиня любви Венера, бог красоты Аполлон). Человек в жизни страдает от страстей, пороков и греха. Как же возводить в идеал (да ещё обого­творять) то, что ни́зменно и безнравственно (безобразно), что губит душу?! Что касается, например, античной скульптуры, которую представляют как некий идеал красоты, то следует сказать, что в здоровом теле не всегда здоровый дух, как утверждали язычники в античные времена. 

Тело, которое после смерти согнивает в земле, ничто в этом материальном мiре, где всё временно, переменчиво и тленно, не может для нас являться идеалом. Идеал предполагает полноту, полное сочетание содержания и формы. Подлинно красива безсмертная, чистая, святая душа человеческая. Язычники не могли и не могут иметь истинных идеалов, потому что не ведают Истинного Бога, а стало быть, не знают области идеального – Божественного.

С началом Христианства всё в мiре человеком было переосмыслено и христианизировано. Воспевание страстей, пороков и греха сменилось славословием Бога, устремлением к добродетельной святой жизни. Для человека открылась область идеального – Божественного. Дары и способности, данные Богом человеку, стали споспешествовать восхождению человека к духовному совершенству, святости и спасению души.

Так называемый Ренессанс (Возрождение) явился, по своей сути, возвратом к язычеству, что привело к изменению христианского мiровоззрения европейских народов. Искусство средних веков проникло в латинскую церковь, что произвело действие её окончательного обмiрщения. Это искусство развратило нравы евро­пейских народов, что спровоцировало возникновение революций и разрушение христианских государственных устроений. 

Посредством искусства враги Христа Бога нашего после 1917 года, как инструментом, “прооперировали” и подменили самосо­знание нашего народа. 

Искусство последних веков служит орудием разрушения христианских духовных ценностей, традиций, христианского мiроустроения.

Величайшим грехом человека искусства является то, что свою деятельность он называет творчеством, а себя мнит творцом. Это один из комплексов людей искусства и главный капкан, в который они попадают. Творец в собственном смысле один – это Господь. А люди, заявляющие себя творцами, – жалкие самозванцы. Человек считает себя творцом. Но завтра у него обнаружится рак, и он заживо сгниёт... Комплекс творчества – дело сатанинское, богоборческое, потому что первым возомнил себя богом сатана. 

В разговоре об искусстве есть ещё один важный вопрос. Диавол “надиктовывает” людям искусства сценарий, в котором извращает правильное понимание мiра, жизни и человека. Преступление деятелей искусства пред Богом и человечеством  состоит в том, что они внимают внушениям диавола и выражают это в своих произведениях, и через это извращают богоустановленный порядок вещей в мiре и нравственную жизнь человека. Это является богоборчеством.

Искусство и литература программируют, изменяют и формируют сознание человека. Во всяком произведении есть главная идея – мысль. В кинематографе, театре сценарист, и режиссёр, и актёры работают на сверхзадачу – на то, с чем должен остаться человек после просмотра. Влияние, воздей­ствие на мiровоззрение человека – одно из преступлений людей искусства.

Коварство людей искусства состоит в разноплановом спосо­бе подачи материала. Например, в спектакле первым планом подаётся сюжетная линия, а вторым планом внушается зрите­лям всё то, что работает на сверхзадачу. Видимая сторона – это одна десятая айсберга, а остальное скрыто, но существует и действует. В литературе второй план – это то, что “между строк”.

Искусство гедонистично. Чем услаждается человек? Стра­стями. Но душа страдает от страстей! Что это, как не безумный мазохизм? Здесь скрывается ещё одна сторона жизни людей искусства – одержимость. По учению святых отцов, “страсти суть демоны”. Всё искусство состоит из страстей (иначе оно никого не затронет, никому не будет интересно). Поэтому часто среди людей искусства встречаются люди одер­жимые (бесно­ватые), которые заражают человечество страстя­ми. Через их произведения демоны легко воздействуют на человека.

Искусство нравственно дезориентирует и растлевает. Еретик Л. Н. Толстой в романе “Анна Каренина” представил Анну Каренину героиней, а она – прелюбодеица и самоубийца. Страдающей героиней представил А. Н. Островский в “Грозе” Екатерину, хотя она также прелюбодеица и самоубийца. Люди же, читающие подобные произведения, принимают их героев за образцы и подражают им в жизни.

В искусстве есть понятие “отрицательный герой”. Значит, по логике людей искусства, положительный герой несёт добро, а отрицательный – зло. Тогда зачем же носителя зла называть героем? Так и диавола будут считать героем и подражать ему. 

Понятия “злой гений” тоже не должно быть. Гений не может быть злым. Если он злой, то это уже монстр, чудовище – преступник. Да и кто тот, кого люди называют гением? Это по сути человек, наделённый даром Божиим. Дар – Божий, а люди называют гением человека, чуть ли не обоготворяя его...

В искусстве размыты понятия добра и зла, они там абстрактны. Человек искусства называет добром то, что оправдывает его страсти, и восстает на то, что обличает грех. Оправдывая свои страсти, он представляет и своих “героев” с их страстями и пороками оправданно. Но зло оправдать нельзя!

Искусство человекоцентрично. В нём критерием всего является человек – то, что ему нравится, что ему приятно, что оправдывает его страсти и образ жизни. А это банальное и жалкое язычество.

Чаще всего в искусстве человек занимается самовыра­жением (ведь люди искусства считают себя яркими, неповто­ри­мыми, оригинальными, великими индивидуальностями). Но человек преисполнен страстей и удобопреклонен ко греху. Что же “своего” он, кроме этого, может ещё “из себя” выражать? Заживо гниющий человек может из себя издавать только зло­во­ние. Так и далёкий от Бога (невоцерковлённый), живущий гре­ховно человек издаёт из себя только греховный смрад. В осно­ве самовыражения людей искусства лежит гордыня. Чело­век сам для себя и для других является кумиром – идолом, а почитание такого идола является идолопоклонством – язы­че­ством. Представители так называемой богемы, восхваля­ющие друг друга и восхищающиеся друг другом, являются в среде человечества своего рода сектой, вредно и душепагубно влияю­щей на людей.

Искусство субъективно. Деятели искусства яростно защи­щают своё, как им кажется, право на “свободу творчества”, но эта “свобода творчества” оборачивается человеческим произво­лом и субъективизмом. Ошибкой людей искусства является то, что они считают себя “свободными художниками”, имеющими право делать всё, что они назовут “своим творчеством”. Они не понимают, что человек не может быть нейтральным. Если человек с Богом, ведёт христианский образ жизни, то благодать Божия помогает ему в его трудах. Если человек не устремляется к Богу и образ жизни его богопротивный, то им владеет диавол, который определяет направление и содержа­ние его “творчества”. Третьего нет! Деятелям искусства необхо­димо понять то, что они – люди, над ними – Бог. Они ответят за то, что́ они “творили”, какое воздействие это оказывало на людей и к каким последствиям тех привело.

В искусстве эстетический аспект преобладает над эти­ческим, чего быть не должно. Неэтичное не может быть эсте­тичным. Безнравственное не должно считаться красивым. В противном случае это просто извращение. В какие красивые упаковки ни упрятали бы нечисто́ты, они такими и останутся. Ценностным является суть, содержание, а не форма, хотя форма должна соответствовать достоинству содержания.

Искусство в целом построено на лжи, поэтому оно явля­ется служением лжи (а отец лжи – диавол (Ин. 8, 44)). Перед созданием какого-либо произведения у человека искусства появляется помысл, который называют замыслом, обрастаю­щий затем вымыслами. А каждый вымысел, в сущности, – это ложь... Как обнаруживается ложь? Например, сидит человек у дебилизора (телевизора). Он возбуждён, захвачен тем, что видит на экране. Но вот отключили электричество. Экран погас – всё исчезло. Где то, чем так был захвачен человек?.. Когда человека в жизни обманывают, то он обижается. Но как назвать человека, кото­рый включает телевизор, или приходит в кинотеатр (театр), или открывает книгу, зная, что он будет смотреть, слушать, читать вымышленное, зная, таким образом, что его будут обманывать? Ведь человек это понимает. Не случайно в народе есть шутка: всё как в кино.

Большинство людей искусства живут всю жизнь в вир­ту­альном мiре, в демонических мечтаниях, в придуманном, лож­ном мире. Телесно они – в этом, реальном, мiре, а мыслями, чувствами и воображением – в мiре виртуальном (демони­ческом). Шизофрения – это раздвоение сознания. Люди искус­ства подвергают себя этой опасности. Особенно это касается актёров, потому что они кого только не изображают (даже животных), и какими только “жизнями” не живут. Актёр никогда самим собой не бывает (был когда-то – в детстве).

Человек имеет эмоциональную память. Он помнит всё, что было с ним: ощущения, переживания. Они долго остаются в нём и вспоминаются. Сердце у человека одно. В нём содержатся какие-то преобладающие чувства (в зависимости от того, что любит человек, как долго и часто жил теми или иными чувствами). Если человек ещё вчера ненавидел и даже убил, сегодня он не может быть добрым человеком. Если человек утверждает обратное, то он лжёт или заблуждается. В таком положении находится актёр. Вчера он играл убийцу: имел мысли об убийстве, желал этого, совершил это – он этим жил. 

Сегодня он собирается играть человека доброго, благородного. Но он будет лгать. Ложь заключается в следующем: в этом актёре живы чувства, которые он испытывал ещё вчера. Ведь человек не консервная банка, которую можно быстро и чисто помыть (хотя запах всё же долго сохраняется). Для очищения от страстей необходимы покаяние, исповедь, время, труд над собой и помощь Божия. Так же лжёт актриса, которая вчера играла блудницу, а сегодня играет Золушку.

В театре у актёров есть термин “держать зал”. Актёр лице­действует, а люди в зале напряжённо следят за ним и потом реагируют соответственно тому, как актёр подействовал на зри­телей. Лицедейство (актёрство) – это искусство обаяния (оболь­щения), магия действия (воздействия) на всё психофи­зическое устроение человека. 

Почему здесь больше всего говорится об актёрах? Потому что театр и кинематограф – это квинтэссенция лжи. Вот чело­век принял от диавола помысел (это называется у людей искусства “замысел”). Посредством сплетения различных меч­та­ний (в которых на человека воздействует множество демонов) сценарист пишет сценарий, а драматург – пьесу. К многоспле­тению этой лжи подключается ещё один сотрудник инфернального мiра – режиссёр. Он добавляет ко лжи ещё и то, что внушают ему демоны (хотя думает, что у него “своё” ви́дение произведения). Он владеет мастерством подачи материала и проведения главной идеи – мысли (сверхзадачи). 

Затем подключаются актёры – орудия, инструменты воздействия на души человеческие. Затем действие оформляется бутафорией, костюмами (“художественный ряд”), музыкальным сопровожде­нием – всем, что помогает провести сверхзадачу и что усили­вает воздействие. Наконец, всё это выплёскивается на зрителя (или слушателя), обрушивая на него эмоциональный удар, в результате чего у того поражается вся эмоциональная система.

Кинематограф воздействует на зрителя более глубоко и сильно, потому что в кинофильме всё происходит как в реаль­ной жизни и современная аппаратура позволяет показывать крупным планом то, на чём акцентируется внимание зрителя и что усиливает эффекты.

Человек искусства в своих произведениях чаще всего предлагает свою трактовку, свой взгляд, который соответ­ствует его мiровоззрению и образу жизни. Мы знаем, что многие люди искусства чаще всего весьма растленны и безнравственны. Что полезного для души может сказать такой человек? Урод не может являться анатомическим образцом! Вода для питья не может, не должна протекать через канализационные трубы! От такой воды человек зарази́тся, заболеет и умрёт. Почему такой человек считает своим правом через свои произведения проецировать на людей своё душевно больное состояние (Босх, Ван Гог, Скрябин)? Он таким образом просто глумится над людьми, а те позволяют это, и даже любят, когда над ними совершают опасные для их души́ психоло­гические опыты, чреватые для них демонической инициацией.

Есть понятие: духовная прелесть. Она для человека опа­сна и душепагубна. Точнее сказать, эта прелесть – бесовская, потому что человек находится в бесовском обольщении. Через произведения искусства люди (читатели, зрители, слушатели) вводятся в состояние духовной прелести.

Писатель имеет несчастье вредить по смерти”, то есть он умирает, а всё, что он написал, продолжает вредить людям. Это же относится ко всем людям искусства.

Через искусство человек укрепляет в себе действие страстей. Ведь искусство оправдывает, декларирует страсти, пороки и грехи. Иногда о каком-либо человеке восхищённо говорят: “Какое у него богатое воображение, какая фантазия!” К понятиям воображения и фантазии нужно относиться весьма осторожно. Человек, отдавшийся бурным волнам воображения, потонет в пучине фантазии. Преподобный Никодим Святогорец в своей книге “Невидимая брань” говорит, что воображение и фантазия – это “мост, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу”. Не понимая, не зная или отрицая это, человек озвучивает и выражает то, что демоны внушают ему.

Человек искусства совершает преступление в том отношении, что Господь дал ему дар, но тот использует этот дар, изображая то, что Бог воспрещает.

Вдумаемся в смысл известной фразы: “Алло, мы ищем та­ланты!..” Ведь так уловляются люди, наделённые талантами – дарами Божиими, уловляются, в сущности, не людьми, а демо­нами. Диавол уловляет создания Божии – даровитых людей, глумится над ними, делает их своими орудиями в нравственном растлении людей и заражении тех страстями, – орудиями погубле­ния душ человеческих. 

Человек, тебе Бог дал дар. Это не твоё, а Божие – помни об этом! Этим даром послужи Богу и на пользу, а не на погубление душ человеческих, ибо Богом спросится с тебя и взыщется: на что ты употребил то, что дано было тебе...

Сколько откровенного кощунства и богохульства в неко­торых произведениях искусства! Человек искусства дерзко и безумно заявляет право на это. Несчастный актёр берётся иг­рать священника, епископа, монаха, святого человека. Это само­зван­ство, кощунство! Играть Бога – богохульство! Про­смотр таких фильмов, спектаклей – участие в кощунстве и богохульстве.

Язычники приносили и приносят идолам жертвы. Жрецы при­носят в жертву птиц, животных, а раньше приносили в жертву и людей. Искусство требует жертв”, – говорят иногда деятели искусства, вкладывая в эти слова тот смысл, что они само­забвенно и жертвенно работают в искусстве. Между тем смысл этих слов иной – глубокий и тревожный. Не являются ли эти деятели искусства прежде всего сами жертвами? А потом, не уподобляются ли они жрецам, приносящим в жертву диаволу ду́ши человеческие?

Говоря об искусстве, люди часто подразумевают духов­ный мiр. В этом состоит величайшая и опасная подмена. Духовный мiр – это Мiр Высший, Божественный. В искусстве же – не духовность, а в лучшем случае душевность. В неко­торых произведениях искусства показываются чувства живот­ные или же откровенный сатанизм.

Господь сказал:  горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Это необходимо помнить всем людям искусства. Если они через свои произведения поспособ­ствовали тому, что человек отвратился от Бога, стал жить греховно, то тем самым они готовят себе го́ре – осуждение на Страшном Суде.

Кому можно уподобить людей, увлекающихся искусством? Они уподобляются человеку, привыкшему с детства играть, который затем всю свою жизнь до смерти продолжает играть не только “в куклы”, но и в другие игры – злые и жестокие. Так, диавол, подсовывая человеку “побрякушки”, чтобы тот не занимался единственно важным и насущным делом приготов­ле­ния души к Вечной Жизни, похищает у человека драгоценное жизненное время. Так гибнет человеческая душа!

Искусство отвлекает от Небесной цели спасения души. Оно, опьяняя страстями, завлекает человека в диавольские сети.

Искусство оказывает на человека наркотическое” действие. Человек попадает в зависимость и всю свою жизнь находится в иллюзорном, призрачном (виртуальном) мире. Вследствие увлечения искусством человек не только делает свою жизнь искусственной и извращенной, но лишается и Жизни Вечной, потому что не готовит себя к ней. Но, как через искусство привык он всю свою жизнь сотрудничать с адскими “программистами” (демонами), так и по смерти будет с ними в одном “коллективе” – в вечных гееннских муках.

В настоящее время искусство определяется стилем пост­модернизма. Искусству уже “приелся” грех. Когда грех “приеда­ется”, то начинаются извращения. Современное искусство всё извращает: виды, жанры, даже классику, и в этом отношении оно – подделка, суррогат, диавольская альтернатива жизни – это антижизнь. Современное искусство – это вакханалия, агония искусства, откровенный сатанизм. Через такое “искусство” происходит демонизация общества, мiра. Современное искус­ство – явление опасное, богоборческое, античеловеческое.

Ужасное, глумливое над нравственностью содержание теле­ви­зионных передач ярко и определённо показывает состояние современного искусства, которое является логическим завер­ше­нием человеческого “творчества” и являет собой вырождение – потерю человеком образа и подобия Божия. Языческое средне­вековое так называемое Возрождение оборачивается и заканчи­вается вырождением. Как и сказал Господь: По плодам их узна́ете их (Мф. 7, 16).

Искусство могло бы совершать действие очищения от грубых страстей, могло бы указывать человеку направление к подлин­ным критериям и духовным ценностям, которые содержатся во Святом Православии. Но искусство за прошедшие века не только не сделало этого – оно в целом усугубило духовно-нравственное падение человечества и отторгло его от Бога.

Некоторые люди считают искусство “областью прекрасного”. Словарное определение искусства следующее: “Искусство – отражение, воспроизведение действительности в художест­вен­ных образах” (С. И. Ожегов). Действительность – это мiр, который лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Он находится в таком состоянии потому, что люди живут страстями, которые приводят ко греху и порождают зло. Так вот, страсти, какими бы они ни были прикрыты “кружевами” и “вуалями”, остаются страстями и приводят человека не в область прекрасного, а в вечные муки. 

Через такое искусство человек закрепляет в себе страсти, от которых мучается в жизни и через которые губит душу. Причём, эти слова об искусстве не следует воспринимать как культуро­борчество. Понятия “культура” и “искусство” не идентичны. Богоборческое, безнравственное искусство выпадает из понятия культура”, потому что является язычеством – варварством, вандализмом. Слово “культура” имеет своим корнем слово “культ”. Подлинная культура основана на христианских духовных ценностях и традициях. Искусство же, не основанное на христианских ценностях и традициях, служащее нравственному растлению и, таким образом, погублению душ человеческих, является культуроборчеством.

Сложность распознания лжи и вреда искусства состоит в том, что люди подвержены страстям и склонны оправдывать в себе страсти. При восприятии какого-либо произведения искусства в человеке откликаются его страсти, подпитываются этим и крепнут, всё более стягивая его, как путами. Люди не хотят расстаться с тем, что их губит, потому что они это любят.

Иногда человек искусства, осознавая всю его ложь, задаётся вопросом: что же ему делать? Прежде всего необходимо христианское переосмысление всей своей жизни и своего ремесла, подробная исповедь, изменение образа жизни, воцерковление. Если человек занимался живописью, то он может стать иконописцем. Если был музыкантом, то он может быть ре́гентом и певчим в церковном хоре. Для актёра и плясуна́ нет альтернативного применения их ремесла, потому что их деятельность исключительно вредная и не подлежит никакому “перепрофилированию”.

По-настоящему, делом всей жизни человека является следу­ющее. Необходимо “на доске своей души” христианской добродетельной жизнью изобразить образ Божий, что осуществляет христианин через целожизненный подвиг труда над собой. Ведь человек создан по образу и подобию Божию. Образ Божий определяется свойствами бессмертной души человека. Богоуподобление совершается через христианские добродетели. Те произведения искусства, в которых искажается и помрачается образ Божий в человеке, в собственном смысле безобразны, ибо безобразно то, что без образа, что потеряло должный образ и составляет уже не “область прекрасного”, а область безобразного и ужасного. Область прекрасного, в собственном и подлинном смысле – это вечное Небесное Царство, но туда приводят не страсти, а добродетели.

Редкие люди, которым были даны дары от Бога, создали подлинную красоту. Их произведения послужили на пользу человечеству. Прекрасно храмоздательство – зодчество Древ­ней Руси. Полезны и назидательны Жития святых, воинские повести, всё письменное наследие Древней Руси. Духовна и в высшем смысле красива иконопись Древней Руси. Прекрасны зна́менный и деме́ственный распевы. Всё культурное насле­дие Древней Руси благотворно действует на душу чело­века

Лучшими в искусстве являются произведения, в которых прославляется Творец Мiра Господь. В пейзажах изображается природа, сотворённая Богом. Через труды портретистов мы имеем сейчас исторические портреты. Художники в своих произведениях донесли до нас жизнь прошлых веков. Лучшие представители поэзии возвышали умы и чувства людей от всего низменного, земного и указывали, что есть Горний Мiр – Божественный, к которому должны быть направлены все устремления души человеческой. Православный человек может обращаться к таким произведениям искусства.

Сложно указать авторов художественных произведений, у которых вся деятельность была бы цельной, кто бы не увлекался чем-либо в юности, молодости, и это не отразилось бы на их произведениях. Редкие из них сохранили свои произ­ведения чистыми от примеси чего-либо безнравственного. Например, в поэзии замечательны стихи А.В. Кольцова. Хороши картины В. И. Сурикова, русских пейзажистов. Наиболее здоро­вое воздействие на человека оказывают музыкальные произве­дения композиторов преимущественно середины XIX века, таких, как М. А. Балакирев, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, С. И. Танеев, М.И. Глинка. До октябрьского перево­рота 1917 года издавалось очень много литературных трудов под назва­нием “Душеполезное чтение”, “Духовная лира” с соответст­вующим художественным оформлением. Такие старые журналы для чтения приемлемы и душеполезны.

Всё, что выражает человек искусства, основано на его мiровоззрении. Мiровоззрение основано на вероиспо­ве́да­нии (если человек не относит себя ни к какому вероиспове­данию, то он банальный язычник или сатанист). Образ жизни и духовно-нравственное состояние находятся в тесной связи с вероиспове́данием и в прямой зависимости от него. Так как вероисповеданием у человека западноевропейского мiра на протяжении последних веков являлись латинство и проте­стантизм, то всё западноевропейское искусство и литература для Русского Православного человека неприемлемы.

Человек, читающий эти строки! Не удивляйся прочитанному. Если ты любишь искусство, то избери из него что-нибудь наиболее безвредное, но помниподлинная красота – в Мiре Го́рнем, а идеал – это Господь наш Иисус Христос.
13 августа 2021 Просмотров: 3 858