О ТРАНСГУМАНИЗМЕ, нравственности в науке и постчеловеке. Ольга Четверикова

— В последнее время мы часто слышим о трансгуманизме. Что вы понимаете под этим термином?

— Термин появился где-то в начале пятидесятых годов. Его сформулировал Джулиан Хаксли — первый генеральный секретарь ЮНЕСКО, член британского общества евгеники. Он выступал за сокращение населения, поэтому его называли «Мальтусом 20 века». 

Термин он использовал в одной из своих книг, объясняя, что человек должен себя преодолеть, выйти за рамки своих возможностей, и для этого нужны какие-то новые инструменты. С развитием технологий появилась возможность изменить не только сознание человека, но и его природу.

Как человек православный, я считаю, что мы созданы по образу и подобию Божьему. Но эта идея начала забываться. Люди решили: раз они смертны и подвержены болезням, значит, они несовершенны. Значит, нужны какие-то механизмы, которые позволят добиться бессмертия. 

Все древние эзотерические учения — каббала, гностицизм, манихейство, — решали одну и ту же проблему: приобретения неких тайных знаний, которые помогут стать бессмертными. Но при этом бессмертие достигалось не с помощью духовного совершенствования, а благодаря неким психотехникам. То есть, человек забыл путь, который указал ему Господь: духовно-нравственно совершенствуясь, ты спасёшь свою душу. Отход от этого привёл к тому, что все стали делать акцент на технологиях. 

Вся городская цивилизация без Бога опирается исключительно на технологии: первый город основал Каин — тот, кто отрекся от Бога, от земли, от своего отца. Описанные в Библии технологии и ремесла — изобретение потомков Каина, а не потомков Сифа, о которых почти ничего не написано, потому что они продолжали жить с Богом и фактически составляли то, что мы называем церковью. С тех пор человечество пошло двумя путями. Одна часть продолжает жить с Богом и для неё самое главное — это нравственная и духовная жизнь, а другая отказалась от этого и развивает технологии.

16 сентября 2021 Просмотров: 1 485