О ВСТРЕЧЕ ГОСПОДА... Вход Господень в Иерусалим. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные во Христе братия и сестры, святая Церковь, а вместе с нею и мы, празднственно воспоминаем торжественную встречу Господа нашего Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, устроенную Ему лучшею частью израильского народа. Вступал в Иерусалим Царь праведный, не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для всего человечества, несущий для него оправдание от терзающего его греха. 

Вступал Царь кроткий, не лично только Сам кроткий, но и грядущий научить людей кротости, установить для человечества царство мира и привлечь к Себе людей смирением и любовью. В Иерусалим входил Царь спасающий — Спаситель мира, грядущий искупить людей от тяжких наказаний за грехи, освободить их от царствующего в мире зла.

Нравственнорелигиозное состояние народа было крайне плачевным. Религиозные вожди иудеев отличались порочностью, неверием, корыстолюбием и другими низменными качествами. Поэтому естественно было ожидать иудеям Спасителя-Царя, Который избавил бы их от бед и уничтожил среди них беззакония. И когда этот Царь среди них явился, то неудивительно, что народ принял Его с такой великой радостью и ликованием. 

Эту радостную встречу Господа нашего Иисуса Христа и мы с вами ежегодно торжественно празднуем, но это событие не должно иметь для нас значение только лишь историческое. Оно должно оставаться для нас событием существенным, имеющим непосредственное значение для нашей души и для нашего спасения. Спаситель мира есть Царь не одних только израильтян, но и всех людей, и приходил Он не только к еврейскому народу, но и ко всем народам мира. Кроткий и праведный, Он постоянно идёт к каждому из нас, постоянно стучится в двери нашего сердца, и мы должны всегда с великой радостью встречать нашего Господа. 

Потому в ныне слышанном апостольском чтении святой апостол Павел говорит нам: Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся (Флп. 4, 4). И эта радость наша о Господе должна быть более сознательной и совершенной, потому что израильтяне не все хорошо понимали значение вшествия Спасителя в Иерусалим, а мы с вами уже знаем, для чего сходил с Неба на землю Христос и что Он сделал для нас. 

Но как выражать свою радость при сретении Господа — этому мы должны поучиться у встречавшего его народа. Они постилали Ему свои одежды. Чтобы понять таинственный смысл этого символического действия, надо припомнить, что в древности одежда знаменовала собою то или другое душевное состояние человека, выражала собою его дух. 

Поэтому, если кто-то снимал одежду и постилал её пред каким-либо лицом, то тем самым он показывал, что повергает самые возвышенные чувства свои — любви, уважения и благоговения — пред этим лицом. Вот и народ выражал готовность отказаться от самих себя и посвятить свои души и тела Царю Обетованному, Которого Они ждали. Так точно должно и нам поступать при сретении Господа. 

Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его пришествии тогда, когда сбросим с себя нашу греховную духовную одежду, загрязнённую пороками, и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды; когда откажемся от злой воли своей и облечемся в нового человека, и себя всецело предадим в волю Христа Спасителя; когда безропотно и с покорностью будем нести свой крест, с любовью и самоотвержением перенося все скорби. Такая наша встреча Христа будет самой лучшей и приятной для Господа.

Народ при встрече со Спасителем срезал пальмовые ветви и постилал их на Его пути. Чтобы понять внутренний смысл этого действия, надо знать, что в Священном Писании под деревом очень часто подразумевается человек. Так, например, под добрым деревом — добрый человек, под сухим — человек худой, не приносящий плодов — добрых дел. 

Наконец, при встрече Спасителя, израильтяне восхваляли и славили Его, восклицая: Осанна в вышних! благословен, Грядущий во имя Господне! Этим народ израильский желал выразить пред Господом свое радостное чувство. Так точно и мы должны славословить Господа и устами — словесно, и молчаливо — самим своим житием, чтобы во всем прославлялся Спаситель наш Иисус Христос. 

Как небо, хотя и не имеет уст, но своей красотой заставляет других славить Творца, так и всякий должен прославлять Господа своим добрым поведением и жизнью. Должны мы прославлять Господа и устами своими во всяком духовном пении и молитве — за Его чудные дела и неизреченные Его к нам любовь и милосердие.

Если таким образом будем мы служить Господу всем своим сердцем и с радостью и преданностью Ему встречать Его, то Он ещё в сей земной жизни исполнит наши сердца радостью духовной, а что ещё важнее, пременит эту временную радость на вечную в жизни будущей, которой не будет конца. 

Аминь.
1964 г.
17 апреля 2022 Просмотров: 1 822