"РОЗОВОЕ ХРИСТИАНСТВО"... Не старайтесь быть милосерднее Бога. "И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка."

“Розовое христианство” — ложное (мечтательное, чувственное, сентиментальное, беспринципное) восприятие христианства. Автором термина является мыслитель Константин Леонтьев (1831–1891).  Эпитет “розовый” понимают обычно как “разбавленный” или относят к парфюмерному продукту — “розовой воде”, как к чему-то поверхностному, косметическому.

Современное «розовое христианство» имеет следующие характерные признаки:
  1. Апология любви при умалчивании о правде Божией и Страшном Суде.
  2. Адогматизм или абстрактное догматизирование. Разрыв связи догматов и заповедей Божиих. Релятивизм и «плюрализм». Моменты абсолютной истины догматов расплываются: мол, и то правда, и это. 
  3. Непонимание и незнание законов духовной жизни. Подмена личного подвижничества интенсивной суетной активностью во внешней сфере.
  4. Отказ от всего аскетического и преподобнического церковного опыта, постепенно возводящего человека от земли к небу. И вместо этого — харизматические прорывы сразу на верхние стадии.
В результате святость настоящей, подлинной церковно-христианской любви, кощунственно снижается до уровня гуманитарной гаммы «красивых» человеческих чувств, не нуждающихся ни в страхе Божием, ни в смирении, ни в послушании.

Толкования на 4 Цар. 2:23

Свт. Кесарий Арелатский


Ст. 23-24 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Согласно буквальному содержанию, возлюбленные братья, нам следует считать, как мы упоминали выше, что блаженный Елисей не приступом гнева, а ревностью Божьей был движим ради исправления людей, когда предал иудейских детей на растерзание. Намерением его не являлось отмщение, но исправление, а в самом событии дан ясный образ страдания нашего Господа и Спасителя. 

Подобно тем невоспитанным детям, которые кричали: Иди, плешивый! Иди, плешивый! - и во время страдания безумные иудеи кричали нечестивыми словами Христу, истинному Елисею: Распни, распни Его! (Лк 23:21). Что ещё означает: иди, плешивый, - как не: «взойди на крест на Голгофе»? И заметьте, братья: как при Елисее убиты были сорок два ребёнка, так через сорок два года после страдания нашего Господа пришли два медведя - Веспасиан и Тит - и обложили осадой Иерусалим.

Подумайте и о том, братья, что осада Иерусалима случилась на праздник Пасхи. Так праведным судом Божьим собравшиеся из всех провинций иудеи понесли наказание, которого заслужили, в те самые дни, в которые они пригвоздили к кресту истинного Елисея - Господа нашего и Спасителя. Действительно, в то время, то есть в сорок второй год после страдания нашего Господа, иудеи, будто гонимые рукой Божьей, собрались в Иерусалиме по их обычаю, чтобы отпраздновать Пасху. 

В Исторических книгах читаем, что в Иерусалиме собралось три миллиона иудеев; один миллион сто тысяч из них были уничтожены мечом голода, а сто тысяч молодых людей были триумфально введены в Рим. Город находился в осаде в течение двух лет, и количество умерших, которых выбрасывали из города, было столь велико, что [кучи] тел их сравнялись по высоте со стенами города.

 Прообразом такого разрушения и были две медведицы, которые, как сказано, растерзали сорок два ребёнка за насмешки над блаженным Елисеем. Тогда исполнилось предречённое пророком: Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее (Пс 79:14), ибо, как уже указано, через сорок два года этот порочный народ получил то, чего заслужил, от двух медведей - Веспасиана и Тита.

Проповеди.

Прп. Ефрем Сирин


Ст. 23-24 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Кажется, что нечестивость детей была результатом наущения их родителей, потому что они были несправедливы и враждебны по отношению к Илии и его ученикам. И мы можем думать, что их послали наставники, чтобы они повторили то, чему научились. Действительно, слово, которое согласно учению Елисея провозглашено было учениками Илии, их согражданами, в отношении вознесения их господина, сильно огорчило жителей Вефиля. 

Вот почему, я полагаю, те дети не только упоминали его плешивость, но говорили и прочие оскорбления, чтобы унизить его славу. Это делалось для того, чтобы никто не поверил его слову, если бы он стал повторять все то, что говорил, в Вефиле, и то, в чем убеждал людей в Иерихоне. И вот, они, имея столь недостойные помыслы, сказали: «Вот причина его прихода». И тогда Елисей, хотя и был огорчен наглостью детей, много больше был разъярён, видя хитрость и несправедливость их родителей. 

Он исправил тех и других суровым и ужасным приговором: он наказал первых так, чтобы они не приумножили беззакония во взрослом состоянии; а последних так, чтобы они исправились и отошли от своей порочности. Тот, кто благословлял детей Иерихона и всемерно помогал им за их веру - потому что, увидев, как расступился Иордан по его слову, они сказали, что опочил дух Илии на Елисее, - произнес этот жестокий приговор жителям Вефиля. Конечно же, жители Вефиля не поверили, когда услышали от детей пророков, бывших в их городе, известие о восхождении Илии.

И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. В тот день, когда Господь послал Илию помазать Елисея, Он сказал, что отомстит с его помощью детям Израиля, которые поднялись против Него, то есть тем, кто избежали меча Азаила и Ииуя - Елисей станет причиной их погибели. И это - начало наказания: слово, произнесенное против беззаконников, начало исполняться.

Комментарии на 4-ю книгу Царств.

Прп. Максим Исповедник


Ст. 23-24 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Отчего, когда дети насмехались над пророком Елисеем, он взмолился, и вышли две медведицы из леса и
растерзали сорок два ребенка?
Некоторые говорят, что дети были не израильтяне, а иноплеменники, и что они не возрастом были дети, а разу
мом. Они слышали, что пророк творит множество знамений, но не верили и насмехались над ним; но были же 
некоторые и не согласные с их безумным мнением, и по
этому, дабы они не потерпели вреда и хула не вознеслась 
к Богу, Бог покарал насмешников.

Согласно же созерцанию, когда всякий ум, подобно Елисею, плешивый, то 
есть чистый от мыслей о материальном, восходит к знанию, то над ним весьма [злобно] насмехаются помыслы о чувственном, о материи и о форме – ведь число со
рок означает чувственное, а материя и форма, прибавляясь к нему, составляют [с ним] число сорок два. Так 
вот такие помыслы высмеивают ум, дабы внушить ему
 нерешительность [в отношении] добродетелей, [и тогда]
 он [творит] молитву и убивает их с помощью двух медведиц, то есть наслаждения и вожделения, — ведь эти
 страсти, если обратить их вспять и применить для благой цели, умертвят насмехавшиеся помыслы.

Вопросы и затруднения.

Лопухин А.П.


Ст. 23-24 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.

Нечестивых детей, нечестивых жителей Вефиля, главного средоточия культа тельцов - детей, позволивших себе, может быть, с ведома отцов своих, имевших основание враждебно отнестись к истинному пророку Божию, оскорбить пророка, постигает страшная кара по слову пророка за легкомысленное издевательство над ним («плешь» - символ позора, Ис III:17 сл.).
26 июня 2022   Просмотров: 3 771