КРЕСТНЫЙ ПУТЬ... МУЧЕНИКИ ДЕКАБРЯ. Часть 3. Убийства священников и мирян в России. Священник Виктор Кузнецов

Священник   Виктор  Кузнецов
«Мученики нашего времени»

МУЧЕНИКИ   ДЕКАБРЯ
КРЕСТНЫЙ   ПУТЬ
Часть 3-я.

«... я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». 
(Откр. 6, 9-11).

Священник Виктор Сметанников
 


В религиозной жизни никогда всё не бывает просто, а в конце 1990-х – одна за одной плодились многочисленные секты, а Русская Православная Церковь только-только восстанавливалась после 70 лет правления безбожной власти. В этой ситуации особенное значение имели яркие, самобытные личности среди священников. Одним из таковых, вне всякого сомнения, был настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы священник Виктор Сметанников

У него было восемь (!) высших образований, включая юридическое и консерваторское. Он окончил аспирантуру, был кандидатом социологических наук. Принял участие в двух чеченских войнах. Прыгнул с парашютом сначала на Северный, а потом и на Южный полюс. До сих пор является единственным священнослужителем в мире, покорившим оба полюса планеты.
 


Освятил на одной из баз Северного флота подводную лодку Б–401 «Новосибирск». Организовал сестринский уход в окружном госпитале. Создал великолепный мужской хор «Сибирские певчие». В этом хоре пел бас, про которого дирижер говорила: «У рояля уже клавиши заканчиваются, а Мишка ноты ещё ниже берёт» Потом этот бас уехал в санкт-петербургский театр, в Мариинку. Помощникам Сметанникова удалось найти партитуры для духовного хора и сборник песен Сибирского казачьего войска былых времен. Многие из найденных песен были озвучены хором «Сибирские певчие».

В Новосибирской епархии он курировал взаимодействие с силовыми ведомствами и казачеством, организовал детскую школу «Ермакова рать». Издавал церковно–армейскую газету «Покровские версты». Даром, что сам был из казаков. Сибирь и казаки как понятия – были ему очень родствены. Ермак с казаками покорил Сибирь. Летом 1998 года, в честь 400-летия этого сибирского похода Ермака, по тому же пути, Сметанников организовал казачий марш. Верхом, участвуя по маршруту в митингах и празднествах, отряд прошёл по городам и сёлам тысячу километров. А потом посвятил 400-летию похода Ермака прыжок с парашютом на Северный полюс.

А ещё он разработал программу по возрождению сельских православных традиций, его приход организовал фермерское хозяйство «Покровский двор» – крестьянскую сельскохозяйственную общину на 6000 гектаров.

Создал при приходе столярную мастерскую, по всему городу открыл иконные лавки. Организовал при церкви реставрационно-иконописную артель, церковноприходскую школу. По его инициативе начались, ставшие потом традиционными, ежегодные фестивали русской музыки «Покровская осень», В 1998 году при поддержке Западно-Сибирской железной дороги организовал двухнедельную гастрольную поездку по Новосибирской области, дав начало акции миссионерского поезда «За духовное возрождение Сибири».

Это всё о нём. И почти за каждым словом множество удивительных историй, потому что человеком о. Виктор был необыкновенным.

С юношеских лет запоем читал книги по церковной истории. В начале 1980–х пел в церковном хоре, а с мая 1991 года был рукоположен в диакона, стал служить в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска. Одновременно учился в консерватории, в которой не любили его, за то, что он был дьяконом. А в епархии не любили за то, что учился в консерватории. 

В начале 1990-х стал настоятелем практически разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Не было даже кадила. Не было священников, не было клироса, не было сторожей. И отец Виктор действовал по принципу всех уездных священников: «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». Охранял храм по ночам тоже сам. Благо, квартиры тоже не было. Сюда же из общежития перебралась его семья. Прошло немного времени, и засияли на стенах иконы, в храм потянулись люди.

Чтобы сделать всё это, требовались деньги. Но дело в том, что, как писал много позже его товарищ А. Новоселов, «деньги и отец Виктор вообще понятия были несовместимые. У него никогда в кармане не было ни гроша. Всё, что у него с утра заводилось, раздавалось. 

Он всегда жил без денег. Это для меня было потрясающим уроком, поскольку я, до знакомства с отцом Виктором, был твёрдо убеждён, что без денег жизни не существует. «Почему нет жизни на Марсе? – вопрошал себя я, – потому, что там нет денег!» У отца Виктора было столько друзей, которые считали истинным счастьем, если им удавалось угостить отца Виктора или одолжить ему, что он на предмет денег никогда и не заморачивался.
 


1997 год был очень тяжёлым для Покровского храма. Нечем было платить зарплату, денег не хватало на хлеб. А однажды к храму приехали возбужденные кавказцы: «Это Покровский храм?» «Покровский», успокоили их. «Заноси, ребята». И в коридоре храма появились ящики с бананами, мандаринами и другими южными плодами.

 Через два часа ошеломленным работникам храма позвонил некий «неформальный лидер»: «Кавказоны приезжали?» «Да…» «Фрукты привезли?» «Да, а что нам теперь с ними делать?» «Кушайте», — ответил лидер и положил трубку.
Оказалось, это был «штраф» за неправильное поведение южан на новосибирском Центральном рынке.

А однажды о. Виктор пытался разделить недоминированный миллион. Надо было выплатить зарплату «Сибирским певчим», но для этого требовалось десять таких недоминированных. Он и так прикидывал, и эдак. Всё равно не хватало. И тут в коридоре зацокали сапоги. Человек семь или восемь кавказцев вошли в православный храм. Самым молодым – лет под тридцать. Старший зашёл в комнатку отца Виктора. Через 20 минут он вышел, кивнул своим, и вся команда исчезла из храма.

Потом появился о. Виктор, удовлетворенный и без миллиона. Выяснилось, что кавказцы оказались в Новосибирске без денег. Им не на что было ехать домой, в свою Кавказию.. И отец Виктор тут же решил избавиться от миллиона, как от головной боли. Поскольку этот миллион не мог решить проблемы, он должен был решить чужие. Впрочем, нужная десятка миллионов для хора все-таки появилась в храме ближе к вечеру…

Спецоперация в соборе

«А эту историю отец Виктор поведал мне в один из снежных морозных вечеров, коих в Сибири предостаточно», – вспоминает Андрей Новоселов. 

Когда Виктор Сметанников был ещё дьяконом и служил в Вознесенском Кафедральном Соборе, случилась следующая история: «Жигуль» въехал в «Мерседес». За рулем «Жигулёнка» сидел священник. А за рулем «мерина» в начале 90-х сиживали только люди, не обременённые трудовой деятельностью.

И вот эти люди решили не напрягаться с перепуганным священником, а ехать прямо к «главному попу всея Новосибирска». Что они и сделали, заявившись в кафедральный собор прямо на службу и предъявив правящему епископу Тихону аргумент в виде ствола, поднесённого ко лбу архиерея. Предложение поступило только одно: завтра, в это же время и вот такими купюрами. Иначе, реставрация икон мозгами архиерея.

Епископ Тихон – человек начитанный, смекалистый, а потому поручил это дело своему дьякону Виктору, поскольку за отцом Виктором уже тогда ходила слава «хулигана».

Отец Виктор позвонил своим друзьям-хулиганам и те с радостью согласились приехать на «стрелку» сначала предварительную с ним, отцом Виктором, а потом и на генеральную — с жуликами. Но отец Виктор почему-то усомнился в чистоте клятв и помыслов хулиганов и, на всякий пожарный, решил позвонить знакомым «спецам». И те тоже по первому зову согласились приехать на встречу.

— Они подъехали на нескольких машинах с двух сторон, — рассказывал отец Виктор, – вышли из машин — хмурые люди с оттопыренными пиджаками. И вдруг лица их засветились. «Коля, Вася, сколько лет, сколько зим?!!!» И «спецы» с бандитами бросились друг другу в объятия. Через минуту все перемешались. И я уже сам не мог понять, где бандиты, а где «органы».

Впрочем, скоро всё порешили. Органы, задавив бандитов своим авторитетом, настояли, что брать негодяев будут они. На том и согласились. Далее машины двинулись уже в одну сторону – в ресторан.

На следующий день отец Виктор смиренно стоял в правом приделе, прижимая к сердцу некий конверт. Жулики явились вовремя, но всё, что они сумели сказать, это было: «Ты, что ли?» Более они ничего уже не сказали, поскольку тут же в воздухе замахали какие-то сапоги, и жулики оказались распростертыми на полу перед святыми образами в позах, удобных для полного раскаяния.

Потом был снова дружеский ресторан, не хуже вчерашнего, а жуликов отдали бандитам в качестве компенсации морального ущерба за неучастие в операции. 

«И я вот думаю, не окажись тогда рядом с владыкой отца Виктора, не было бы у нас сейчас этого архиепископа, — размышляет А. Новоселов. — Хотя архиепископ Тихон есть, а вот отца Виктора больше нет».

Гвардии войсковой священник

У каждого человека есть жизненное призвание. Многие полагают, что для о. Виктора призванием была армия. Одним из его любимых праздников его был день ВДВ.

Весной 1994 года Церковь заключила с Министерством обороны соглашение о допуске священников в армию. Отец Виктор как будто только того и ждал. Покровский храм получил приставку — воинский. В войсках к нему относились с неподдельным уважением. На учебном полигоне вместе с солдатами он совершал марш-броски и ложился под танки. Ободряя новобранцев, с парашютом первый прыгал за борт. Ездил на Северный флот освещать подшефную подводную лодку «Новосибирск» и катапультировался там с глубины, выполнив так называемый «норматив на выживаемость». На экранах местного телевидения можно было увидеть, как отец Виктор молодецки сидит на танке. За время службы в войсках иерей Сметанников получил значок «отличный десантник» и «отличник ВМФ». На такого духовного отца военным можно было равняться.

Когда осенью 1994 года началась Чечня, отец Виктор оказался в Чечне. Со знаменитой бердской бригадой спецназа ГРУ, он выезжал туда трижды в первую и трижды во вторую компании. Бригада прославилась тем, что стала первой, которая вошла в Грозный в декабре 1994 года. Там его контузило. Рассматривался вопрос о боевой награде, но запнулись, вроде как компрометирует духовный сан. Присвоили «гвардии войсковой священник». В армии «гвардию» дают за героизм и мужество. Он дорожил этим званием.

Перед лицом смерти многие вспоминают Бога. Отец Виктор говорил: «Если с той стороны за веру идут на смерть, то как без веры одолеть противника?» В его походную церковь в Ханкале стекались военные из разных частей. В день он крестил до 30-ти человек. Ему же приходилось и отпевать. Он многое там пережил. С войны возвращаются другими.

«Его любили военные, — вспоминает А. Новоселов. — От рядового до генерала…».
Всё это, конечно, уже про мирные дни. На войне вся жизнь построена по-другому…

В мае 1999 г. Сметанников был избран член-корреспондентом Петровской Академии наук и искусства, а в 2000-м году закончил аспирантуру и защитил диссертацию по психологической подготовке и реабилитации воинов во время вооруженных конфликтов. Благо, опыт был не кабинетный, а полевой. Называлась диссертация «Аспекты духовной реабилитации военнослужащих в посттравматический период».

В 2001 году его наградили премией Славянского общества Алтайского края. Как сообщалось: «Отец Виктор Сметанников отмечен за научное исследование и практическую деятельность по духовной реабилитации участников локальных войн… Он сумел сформировать группу единомышленников, которые работали с допризывниками, помогая юношам обрести духовную зрелость. Подготовка, полученная воспитанниками Сметанникова, позволяла им служить в элитных воинских подразделениях. По договорённости с военкоматами их посылали в «горячие точки», но ребята вернулись оттуда живыми-здоровыми, с боевыми наградами и сумели без проблем и осложнений освоиться в послевоенной жизни».

Тяжелые уроки

«В некоторых статьях о. Виктора называли «подполковником ВДВ». Хотя и не был он подполковником. В отца Виктора влюбились летчики, инструктора, да и вся Бердская дивизия спецназа ГРУ (ныне расформированная), на территории коей находился аэродром», — пишет А. Новоселов. 

За время службы в войсках иерей Сметанников получил значок «отличный десантник» и «отличник ВМФ». На такого духовного отца военным можно было равняться.

Теперь о самой тяжёлой странице жизни отца Виктора.  Пролистнув её, он покинул приход, хотя, конечно, до конца своих дней оставался истинно православным. При кознях многих завистников и архиерейских лизунов, отец Виктор оказался под судом якобы за растраты многих миллионов. Многие до того боготворившие его СМИ, злорадствовали: «От парашюта до параши…»

Минул год с того момента, как Виктор Сметанников покорил Южный полюс и установил там православный крест. А поскольку перед тем он установил такой же крест и на Северном полюсе, получалось, что отныне Земля вращается на православной оси. 
 


На столе у Патриарха ещё лежало представление на высокую церковную награду, как весной 2001 года против вчерашнего героя возбудили сначала одно, а затем другое уголовное дело.

Первое было вообще каким-то несуразным. Дело завела городская прокуратора. Дело не пошло. Впоследствии от этого обвинения отказались. Второе было о присвоении и растрате из церковной кассы 17 миллионов рублей. Его инициировала Новосибирская епархия, которую только что возглавил новый епископ. Попутно епархия направила в Священный синод документы на лишение о. Виктора церковного сана.

Как писала местная газета, за время бурной деятельности отца Виктора «…росло недопонимание между ним и отдельными представителями епархии. Всё это не могло качественно не влиять на реализацию задуманных проектов. Так продолжалось до кончины владыки Сергия. Если до этого недоброжелатели действовали «втёмную», то теперь прессинг обретал открытые формы. 

В конце ноября 2000 года отцу Виктору в довольно грубой форме было предложено освободить служебную квартиру, несмотря на стоявшие на улице холода. В начале 2001 года приехал вновь назначенный новый глава епархии, но установку на снятие священника, критиковавшего власти города и области и пропагандирующего патриотические лозунги, было уже не остановить.

Два года дело о растрате за неимением доказательств то прекращали, то под давлением сверху возобновляли. Одновременно правящий архиерей епархии запретил ему вести службы, его вывели за штат Новосибирской епархии, правда, церковного сана не лишили. Отец Виктор Сметанников стал преподавать социологию в Новосибирской архитектурно–строительной академии.
 


Дело было возбуждено и по факту ущерба в 600 тысяч рублей, который, по мнению следствия, нанес приходу Покрова Пресвятой Богородицы его бывший настоятель Виктор Сметанников. По данным следствия, в мае 2000 года он организовал приходское подворье в одном из сел области и взял кредит в 600 тысяч рублей в ОАО «Инвестиционный городской банк». Средства были пущены на закупку семян для «Покровского подворья». 

Предполагалось, что прибыль от продажи урожая будет потрачена на храм. Зерно засеяли на фермерском хозяйстве «Покровский двор», однако из за непогоды урожай не удался. Выплатить кредит и проценты по нему Сметанников не смог. Отец Виктор, по его словам, планировал возместить кредит средствами за урожай следующего года, но не успел. Кредиторы начали трясти должника. Вероятно, священник нашёл бы возможность рассчитаться с кредитом, но вскоре был уволен епархией с поста настоятеля. 

Процесс продолжался больше года. В ходе судебного разбирательства было доказано, что отец Виктор «присвоил и растратил» из всей этой внушительной суммы всего… 12 тысяч рублей. Столько стоил принадлежащий приходу старенький «УАЗ». Да и то, как сказать «растратил»…

"Дело имеет санкционированный характер, — заявил "Известиям" адвокат священника Андрей Жуков. — Оно свидетельствует о факте вмешательства государства в дела церкви. Отец Виктор Сметанников был неугоден властям в должности настоятеля храма, так как исповедовал идеи возрождения древних русских традиций в церкви, а в проповедях критиковал власти в лице экс-президента Бориса Ельцина и губернатора области Виктора Толоконского (Проворовавшегося на миллионы(!..) и сбежавшего от суда. Ныне проживающего в Израиле – Ред.)".

Наконец, в октябре 2003 года состоялся окончательный суд. На последнее судебное заседание священнослужитель пришёл в тельняшке морского пехотинца. «Ваша честь, во всех преступлениях, которые инкриминируют мне следователи, виновным себя не признаю. Всю свою жизнь я руководствовался одной целью – служению Отечеству с полной отдачей. Служил, как умел, жил как умел. Любое решение суда я приму с уважением и благодарностью», — сказал он. 

По большинству эпизодов Сметанникова оправдали. Как установил суд, 600 тысяч рублей в коммерческий банк, в котором священник брал кредит, вернул гарант сделки. Другие 200 тысяч подсудимый потратил на лекарства и фрукты для раненых военнослужащих. Все эти расходы священнослужитель подтвердил финансовыми документами, приобщенными к делу. 

Сразу после вынесения приговора он  отправился в горные районы Республики Алтай по приглашению её главы Михаила Лапшина — для оказания духовной помощи пострадавшим от недавнего сильнейшего землетрясения жителям республики. Горы всегда манили неординарного священнослужителя, которому уголовное дело два года назад помешало штурмовать один из гималайских «восьмитысячников».

На Алтае Виктор Сметанников как бы начал жизнь «с чистого листа». Но, конечно, в нём остались и прежняя крепкая народная закваска, и православная вера. «Почему такой поворот? — спрашивал в газете «Завтра» Алексей Смирнов. Отец Виктор ответил: «Девяностые перестроечные годы стали тяжелейшими для России. В качестве естественной реакции самозащиты в стране поднялся патриотизм. Ведь именно так когда-то Россию спасли Минин и Пожарский. 

Очень часто патриотическое движение окрашивалось недопустимыми и провокационными лозунгами. Но наряду с этой сопутствующей пеной, дискредитирующей движение, в стране крепло зерно патриотического самосознания. На фоне разнузданного охаивания и оплёвывания всего русского, всех достижений нашего народа, за честь России, за возрождение народного духа приходилось тогда поистине сражаться. Сметанников оказался в первых рядах этого движения, и оно же его выдвинуло вперёд: в войсковые священники, в казачество, в состав международных экспедиций на полюса. Без участия в патриотическом движении никакого завоевания полюсов не было бы. За патриотизм пришлось заплатить».
Александр  Оконишников«Честное слово»

Первый в мире священник (Русская Православная Церковь, г. Новосибирск), прыгнул с парашютом на Северный полюс (Пасха 1998) и на Южный полюс (Рождество 2000).

Первый в мире установил на полюсах христианский крест! 

«Нести свой крест»
Алексей Смирнов

 «Я – Сметанников!» — звенел в трубку его уверенный голос. 
Это он, рискуя жизнью, прыгнул с парашютом на Северный и Южный полюс и первым в мире установил там и там православный крест. Восемь образований, включая юридическое и консерваторское, кандидат социологических наук, священнослужитель Православной церкви, один из лучших строителей на Горном Алтае. Всё это — один человек, Виктор Викторович Сметанников в неполные пятьдесят лет. С неизменной бородой, по-военному подтянутый, не унывающий ни при каких обстоятельствах, грудь колесом — всегда герой. 

Ему поручили окормлять воинские части, находящиеся в Новосибирской епархии, а это ни много ни мало почти весь Западно-Сибирский военный округ. Отец Виктор как будто только этого и ждал. Покровский храм получил приставку – воинский, а дом причта стал больше напоминать маленький штаб. 

20 августа 1994 г., в возрасте 33 лет Сметанников был рукоположен в иерейский сан.
Армия и церковь по внутренней дисциплине схожи: там и там приказы не обсуждают. Сметанникову достался старый полуразвалившийся приход, подобие склада.   
 


Не было священников, не было клироса, не было сторожей. Пришлось всё восстанавливать и всё делать самому. Сюда же из общежития перебралась его семья. Прошло немного времени, и засияли на стенах иконы, в храм потянулись люди. 

Ему также вменялось от церкви осуществлять связи с казачеством. Даром, что сам был из казаков. Сибирь и казаки как понятия – родственны. Ермак с казаками покорил Сибирь. Летом 1998 года, в честь 400-летия этого сибирского похода Ермака, по тому же пути, Сметанников организовал казачий марш. Верхом, участвуя по маршруту в митингах и празднествах, отряд прошёл по городам и сёлам тысячу километров.
 


Имя отца Виктора становилось всё более популярно. В его приход шли и прихожане, и военные и казаки. Его широкая душа никому не знала отказа. Многочисленные программы требовали средств, а в приходе поначалу не хватало даже на зарплату. Армия в то время находилась в беднейшем положении. С криминалом или с «новыми русскими» отцу Виктору изначально было не по пути. Епархиальное управление, выделив отцу Виктору самый неустроенный храм, ничем не помогала. Среди бизнесменов у него были друзья, но Сметанников не привык жить на подаяние. Он организует при своём приходе столярную мастерскую, по всему городу открывает иконные лавки, создаёт крестьянскую сельскохозяйственную общину на 6000 гектар.

Главной заботой Сметанникова была, конечно, армия. В войсках к нему относились с неподдельным уважением. На учебном полигоне вместе с солдатами он бросал гранаты и ложился под танки. Ободряя новобранцев, с парашютом первый прыгал за борт. Ездил на Северный флот освещать подшефную подводную лодку «Новосибирск» и катапультировался там с глубины, выполнив так называемый «норматив на выживаемость». На экранах местного телевидения можно было увидеть, как отец Виктор молодецки сидит на танке с автоматом в руках. В его кабинете, помимо икон и книг – двухпудовая гиря. За время службы в войсках иерей Сметанников получил значок «отличный десантник» и «отличник ВМФ». На такого духовного отца военным можно было равняться.

Когда осенью 1994 года началась Чечня, отец Виктор оказался в Чечне. Со знаменитой бердской бригадой спецназа ГРУ.
 


Священник на передовой и священник в городе это разные стихии. Здесь здоровые мужики и смерть, а там всё престарелые да бабы. Трудно было видеть, как смерть уносит жизни. Ему же приходилось и отпевать. Он многое там пережил. С войны возвращаются другими.

На вопрос корреспондента во время чеченской компании о, якобы, несостоятельности армии, он ответил: «СМИ, которые распространяют такие высказывания и мнения, работают не на могущество России, а на её развал… Попытки некоторых СМИ преподнести действия боевиков не как бандитские и даже сделать их героями наводит на мысль о сговоре с врагами России… Запад контролирует и ведёт циничную, утончённую войну против России… Иные силы пытаются преподнести конфликт как исламско-христианский. 

На самом деле… в рядах боевиков против Российской армии воюет не чеченский народ, а уголовники разных национальностей… Православная вера многие столетия объединяла Русь, помогала выстоять против многочисленных врагов. После развала Советского Союза в России нет никакой идеологии. Это очень опасно, потому что патриотизм строится на всеобщей объединяющей вере, идее. Без неё – тó, что мы, к сожалению, наблюдаем сегодня. Отсутствие духовности и идеологии угрожает целостности России».

Покорение Сметанниковым полюсов – отдельная история. Сначала был Северный полюс, 20 апреля 1998 г., на православную Пасху. В экспедиции принимало участие 70 представителей из девяти стран. Сметанников прыгал первый. Журналист описывал, как приземлившись на снег, Сметанников взвалил на плечи собранный из частей трёхметровый деревянный крест и понёс его к последней северной точке, ещё не освоенной Православием земли.
 


—  Где Россия-то? В какой стороне? — спросил он, устанавливая крест. 
Кто-то недоуменно ответил:
—  Здесь в какую сторону ни посмотри — везде юг.
—  При чём тут юг? Мне Россия нужна!
И хотя на Северное Полюсе, наверное, не бывает эхо, всем почудилось, будто бы торосы «повторили» «Россия!» «Россия!» «Россия!»
—  Вот там Томск, – показали рукой куда-то вдаль.

Крест заскрипел в пробуравленной лунке, поворачиваясь к России. В звенящем морозном воздухе разнеслись слова пасхального торжества: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Видеоматериалы об установлении на Северном полюсе креста вошли в фильм «Северный полюс», который впоследствии обошёл полмира. Фильм также транслировали на регионы России и страны СНГ. Его увидели зрители от Краснодара до Хабаровска. 

Американское телевизионное агентство «Всемирные телевизионные новости» распространило видеокартинку во всём мире, включая таких лидеров международных новостей, как CNN, ABC, Euronews и др.

В 2000 году, на новый год, в составе международной экспедиции, русский, православный священник Виктор Сметанников прыгнул с парашютом на Южный полюс и установил на праздник Рождества Христова тоже трёхметровый крест.
 


Температура воздуха — пятьдесят пять градусов мороза. Скорость встречного потока — сорок метров в секунду. Небо и линия горизонта сливаются в слепящую белую массу снега и облаков. Все предыдущие попытки прыгнуть в Антарктиде заканчивались трагически. Последний такой случай произошёл год назад, в декабре 1998 года, когда шестеро опытнейших американцев прыгнули в точке прямо над географическим полюсом — в живых осталось только трое, остальные не смогли раскрыть парашют. Русский священник отец Виктор — прыгнул первый. Совершив пару кругов, он на хорошей скорости врубился спецназовскими ботинками в плотный антарктический снег. За ним стали приземляться остальные.

Это была безпрецедентная экспедиция. Её планировали несколько раз, причём многие страны. Но из-за невозможности эвакуировать участников со льдов Антарктиды задуманное всё время приходилось откладывать. Не под силу это было даже американцам: у авиации ВВС США есть специальный высокогрузный самолет, оборудованный шасси и лыжами, который мог бы забрать участников экспедиции и их груз , но его эксплуатация возможна только с разрешения конгресса США, поскольку выливается в астрономические суммы. Российско-белорусская команда, организовавшая экспедицию, пошла другим путём. На подобный подвиг способна только Россия.

Чтобы добраться до полюса, наша команда проделала длинный путь по многим странам, преодолевая безконечные бюрократические и технические препоны. 

Парашютный десант высадился в полночь на Новый Год в районе крайней полярной станции Пэтриот Хиллс. Здесь же к российско-белорусской группе, среди которой был и отец Виктор, присоединились участники из других стран. Впереди были ещё полторы тысячи километров, которые предстояло пройти на восьми вездеходах. Последнюю часть пути, оставив в промежуточном лагере половину поломавшихся машин и более половины группы, Сметанников и тринадцать избранных пробирались на пределе физических и психических сил. 

Погода резко ухудшилась, боковой ветер достигал до 30 м/с. Особую опасность представляли многометровые трещины во льду, сокрытые снегом. Под конец пошла полоса с высокими, иногда до полутора метров ледяными застругами, называемыми здесь «зубья дракона». 

Участник экспедиции записал, что по мере приближения к полюсу у вездеходов падает мощность и без того полумёртвых двигателей. Высота здесь около трёх тысяч метров, разряженный воздух, недостаток кислорода, мороз и голод. Ничего труднее в своей жизни четырнадцать измученных человек не испытывали. Никакие приспособления для разогрева воды, типа примусов, паяльных ламп и прочего здесь не работали – нет кислорода! Топить твёрдый снег и греть воду для приготовления любимой растворимой лапши приходилось с помощью газовой горелки воздушного шара.
 


Наконец, они были у цели. Сотрудники американской станции, возле которой находится полюс, были заинтригованы приближением необычной группы вездеходов: «Русские идут!». Полюс находится в ста метрах от корпусов станции и обозначен пограничным столбом с зеркальной сферой. Возникло некоторое сопротивление администрации станции, возражавшей против установления возле точки полюса православного креста. Из-за этого, как писал участник группы, «у отца Виктора начались антиамериканские волнения». Однако, всё утряслось, крест был водружён.

На большую землю ушла телеграмма:
«На Южном полюсе, на вершине нашей планеты, в светлый праздник Рождества Христова, в рамках экспедиции, после подписания меморандума — “Обращение к Человечеству”, был дан старт “Маршу Мира”. Над полюсом поднялся воздушный шар с Государственными флагами Беларуси, России и флагом ООН. Воздвигнут православный крест и православным священником, о. Виктором отслужен праздничный молебен. На полюсе подняты государственные флаги стран-участниц экспедиции».
 


На Южном полюсе отец Виктор не только провёл службу, но даже совершил бракосочетание американской пары: сначала окрестил, а затем обвенчал. Первое в мире венчание на куполе планеты было заснято на видеоплёнку и кадры обошли весь мир.

Отец Виктор рассказывал, что пока двигались на полюс и возвращались обратно, он десять суток подряд не спал. Видавший виды и имевший ранее суровые испытания, он после поездки приходил в себя несколько недель. 

Открытие третьего тысячелетия на Южном полюсе стало уникальным со многих сторон. Впервые в истории освоения Антарктиды — континента без пограничников и границ, действовала международная экспедиция в составе 88 представителей из 18 государств. С духовной точки зрения, впервые в одной экспедиции объединились носители общепланетарной миссии и русский Православный крест. 
Покорение Южного полюса получило высочайший резонанс. По случаю водружения на Южном полюсе Православного креста отец Виктор совместно с Патриархом Алексием II отслужил молебен в Успенском соборе Кремля.

Для православных людей, верующих в планетарную миссию России, установление русским священником креста на оси планеты — знаковое событие. Среди православных бытует старое греческое пророчество о русском народе: «на смену одряхлевшему, духовно избранному греческому народу, Господь Промыслитель пошлёт третий, богоизбранный Свой народ… Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в рассеяние часть этого народа…». 

О провиденциальной планетарной миссии России и её будущего вождя указывала Державная икона Богоматери, чудесным образом найденная в день отречения последнего царя. Держава в руках Богоматери на этой иконе — наша планета. Ось полюсов — жезл власти, которым надлежит в это время быть отмеченным державному вождю. Священник из Сибири Виктор Сметанников, водружением на полюсах русского креста, обозначил для мира начало новой эпохи – эпохи России.

В мае 1999 г. Сметанников был избран член-корреспондентом Петровской Академии наук и искусства, а в 2000-м году закончил аспирантуру и защитил диссертацию и много ещё другого... И все эти грандиозные дела свершались в течении пяти лет. Когда он только всё успевал?!

В 2001 г. его наградили премией Славянского общества Алтайского края. 

Прошёл год, на столе у Патриарха ещё лежало представление отца Виктора на высокую церковную награду, как весной 2001 г. против вчерашнего героя возбудили сначала одно, а затем другое уголовное дело, и чуть не посадили. 

Два года дело о растрате за неимением доказательств то прекращали, то под давлением сверху возобновляли. Наконец, в октябре 2003 г. состоялся окончательный суд. По большинству ранее предъявленных обвинений священника Виктора Сметанникова оправдали. Не удалось добиться епархиальным властям и лишения отца Виктора иерейского сана.

Его лишили всех воинских званий и наград, выслуги лет, запретили осуществлять службу, а он не стал всё это обжаловать. 

После полярных завоеваний России спохватился Запад, и через год католический священник Либерио Андреатта, директор паломнической службы Ватикана, по благословлению Римского Папы прибыл в 2001 г. на Северный и в 2002 г. – на Южный полюс, где совершил мессу и установил переданный Римским Папой католический крест.

После католического посещения полюсов «наше» православное информационное агентство без каких-либо комментариев сообщало: «Побывав на двух полюсах нашей планеты, монс. Андреатта заметил, что теперь “Крест стал осью Земли”». Почему же теперь? А как же отец Виктор Сметанников и православный приоритет? Ведь даже в СМИ того времени можно было встретить заголовок: «Благодаря миссии отца Виктора Сметанникова земной шар теперь вращается на православной оси» («Новая Сибирь», 11.02.2000).

В зарубежных СМИ о приоритете Сметанникова и неожиданном смысле, вкладываемом русскими в полярные завоевания, вспомнили 5 апреля 2008 г., когда архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий при участии депутата Госдумы совершил на Северном полюсе православную службу

С установлением русскими креста на полюсе сначала Сметанниковым, а затем архиепископом Игнатием религиозный комментатор Р. Бартоломью соотнёс полускандал, разразившийся на фоне споров между странами о правах на континентальный полярный шельф. Тогда, 2 августа 2007 г. россияне с риском для жизни совершили первое в мире глубоководное погружение на северном полюсе, установив на морском дне на глубине 4261 метров титановый российский триколор. СМИ растиражировали слова Артура Чилингарова – депутата Госдумы, участвовавшего в этом погружении: «Арктика всегда была российской, и она будет российской… Мы счастливы, что установили российский флаг на глубине океана, где никогда не было ни одного человека. 

И кому-то из зарубежных деятелей это не нравится, то пусть сами попробуют туда опуститься и что-нибудь установить». На следующий день после установки флага британская «Daily Telegraph» уколола Россию заголовком статьи — «Полярный империализм». Но полярное завоевание отца Виктора Сметанникова, совершённое во времена мирного Северного полюса — это несколько иное, это народная инициатива и народная дипломатия. Русский патриотизм в подлинном своём значении заметно отличается от обычных патриотизмов и национализмов «спускаемых сверху». Ибо, русская национальная идея, а она же – Православная, заключается в том, что Россией спасётся мир.

Можно ли нечто завоевать, купив билет на вертолёт или в мягкий вагон поезда? Особенно в рамках служебного откомандирования? Крайний Север, Сибирь, горные пики,  полюса – завоевывались по-другому. В прессе сообщалось о полярном «завоевании» Ватикана: «Римский папа предоставил монсеньору специальные лыжи и ботинки такого же белого цвета, как церковная мантия, чтобы в них тот провёл праздничную службу на полюсе». 

До Северного полюса монсеньор Андреатта вместе с группой поддержки проделал путь на лыжах только на последнем градусе долготы, а на Южный полюс его прямо до точки назначения доставил легкокрылый самолёт. Сметанникову не предоставляли ничего, он своими руками и по собственному почину сделал из сибирской сосны крест и продирался до цели, выражаясь словами пророчества, «руками и ногами», рискуя головой. 

Средства на дорогу были также не от конфессии, а от знакомых и друзей. Не было при штурме полюсов и Патриаршего благословения, его потом приписали некоторые СМИ. Подобно Ермаку, самочинно отправившемуся на покорение Сибири, отец Виктор без особого церковного благоволения отправился штурмовать и возвещать на полюс наступление Русской Зари. 

В международной экспедиции на Южном полюсе Отец Виктор в одной общей палатке по-братски делил кров и молитву о спасении с представителями других стран, а на вездеходах отвечал ещё и за насущный хлеб. Знаки духовности были водружены на полюсе не от конфессии — от души народа. А она — без-гранична.

 Ещё недавно СМИ писали о отце Викторе как об уникальном «священнике-экстремале», а теперь издевались, что вчерашний герой оказался «между парашютом и парашей» – ославили на всю Россию.

Что же Виктор Сметанников? А он никогда не унывал. Пока два года его мытарили по судам, он преподавал социологию в архитектурно-строительной академии. Когда же всё закончилось, армейское начальство предложило ему отправиться на восстановление алтайского села, разрушенного землетрясением. Так он переквалифицировался в строителя, стал строить в сложных условиях Алтая. 

Ребята-строители за его манеру командовать величали его «генерал», хотя здесь никто не знал о его войсковом и церковном прошлом. На кого он был менее всего похож, так это на елейного священника. Лишних слов на ветер не бросал, что обещал, то делал. Моралью не томил. Когда ему выговаривали, даже несправедливое — не спорил, не оправдывался, лишь нахмурившись молчал. Объяснял другим всё просто и ясно, умел внимательно выслушать и, сколько мог, помогал. На Алтае он стал известен как хороший строитель.

Он и здесь пытался создать своего рода духовно-трудовую общину. Ввёл социальную помощь, помогал рабочим кредитами, построил общежитие, перевоспитывал рабочих как мог, вынужден был вмешиваться и разрешать семейные конфликты. На его объектах поддерживался чёткий порядок как в армии. Можно было видеть, как здоровые парни тягали вручную под крышу огроменные кедровые брёвна. Сам не пил и до завершения строительства не разрешал пить в бригадах. 

С утра до вечера, без выходных, включая праздники, мотался по разбросанным по горам объектам. В период строительного бума два шофёра, которые его поочерёдно возили, чуть не теряли от усталости сознание. Про таких говорят – трудоголик. Но правильнее было бы сказать – его жизнь заключалась в борьбе. Дома, его как правило, не бывало, глубоко ночью приедет, а полвосьмого уже на работу.
Куда стремился Сметанников, в чём был для него жизненный смысл, куда он бежал? 
Наверное — на Небо…»
Алексей Смирнов газета «Завтра»

Новосибирский священник вернулся 
с Южного полюса
05.02.2000

В состав уникальной экспедиции входило 98 человек из 18-и стран. В интервью "Радиоцеркви" отец Виктор рассказал, что по первоначальному замыслу достичь Южного полюса предполагалось в первый день Нового года, но Господь рассудил иначе. Намеченные планы были реализованы в день православного Рождества — 7 января.

Был высажен парашютный десант из 32-х человек, в состав которого входил и отец Виктор. Это был первый массовый парашютный десант на Антарктиду, достигший своей цели. Две предыдущие попытки, которые предпринимались в прошлые годы, закончились для их участников трагически.

После уникальной посадки военно-транспортного самолета Ил-76 на малоприспособленную площадку, к полюсу на вездеходах направилось около пятидесяти человек. Преодолеть нужно было одну тысячу сто километров. В дороге экспедиция столкнулась с массой непредвиденных обстоятельств. Каждые 30 километров возникали серьёзные поломки вездеходов. Весь путь отец Виктор непрерывно читал Псалтирь и молитву о путешествующих. По словам батюшки только молитва, упование на милость Божью и помощь верных товарищей помогли ему попасть в число 14-ти человек, которые смогли покорить Южный полюс.

Остальные участники экспедиции, у которых так и не хватило сил достичь цели, остановились на половине пути, разбив промежуточный лагерь. Среди не достигших полюса оказались и те, кто предполагал установить на нем рериховское "знамя мира". Как рассказал отец Виктор, эти люди, вернувшись на станцию Пэтриот Хиллс, сфотографировались с рериховским знаменем на ледовой площадке, запустив в мир дезинформацию о том, что знамя рериховского движения установлено непосредственно на полюсе. На самом деле, по словам отца Виктора, этого не произошло.

В действительности же на Южном полюсе в день Рождества Христова священником Виктором Сметанниковым, настоятелем храма Покрова Божией Матери из города Новосибирска был установлен православный крест.

Трёхметровый сосновый крест отец Виктор вёз от самого Новосибирска. Именно установка креста в честь Великого Юбилея — 2000-летия Рождества Христова на самой южной точке планеты и была основной целью участия в экспедиции православного священника.
"Радиоцерковь"
 


Прерванный полет отца Виктора
Иван Кожемяко 16.08.2013 ​

В суде Железнодорожного района совершался процесс по делу самого известного новосибирского священника — отца Виктора. Священнослужителя обвиняют по двум статьям УК РФ: «злоупотребление полномочиями» и «присвоение».


 Новосибирский священник отец Виктор, в миру Виктор Сметанников, личность незаурядная. В своё время его имя обошло почти все средства массовой информации мира. О нём много говорили, писали, им гордились. Естественно, и сами новосибирцы.
Настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы не раз удивлял весь мир. 

Так, после водружения трёхметровых крестов на Северном и Южном полюсах, сказал:
—  Я был счастлив помолиться там, — рассказал Сметанников журналистам. — Северный и Южный полюса обладают силой самоочищения. Потому и являются самыми необычными местами на Земле. Господь не позволяет там быть никому.

Отец Виктор удостоился особенной искренней любви прихожан и простых новосибирцев.
Уголовное дело в отношении Виктора Сметанникова было возбуждено в Железнодорожной прокуратуре два года назад. За это время следствие по разным причинам несколько раз приостанавливалось и начиналось снова.

Бывший настоятель храма, из-за конфликта с коллегами по церковному цеху отлучённый от прихода, заявил, что представители епархии уже трижды пытались подавать на него в суд за различные административно-хозяйственные нарушения. И в этот раз, кто-то вновь хочет очернить его.

Как сообщили в Новосибирской епархии, в настоящий момент епархия направила в Священный синод документы на лишение отца Виктора сана. По словам представителей епархии, «Виктор Сметанников должен быть отлучен от сана, за «неподчинение канонам поведения священнослужителя».

Крест священника Виктора

… Мировой кризис катком прошёлся по многим. Для Сметанникова всё одновременно сплелось в один тугой клубок. 
Когда отец Виктор в поте лица отстраивал разрушенные землетрясением города и сёла Алтая, он часто огорчался плохим отношением к делу помощников и строителей. 

Между рабочими часто возникали разборки, половина продукции разворовывается или сбрасывается налево, план срывается. Столичные заказчики за выполненные работы не заплатили и исчезли. Субподрядчики и бригады требуют своего. Две лучшие строительные бригады за один сезон сгинули: одна бригада попросила у него денег в долг, купила машину и, возвращаясь, разбилась, все погибли. Во второй один запил и втянул остальных, так бригада и развалилась. 

Из-за невозможности привлекать дорогих специалистов, вынужден был нанимать узбеков. А от тех только отойдёшь, как нахалтурят и всё испортят. Для отца Виктора так невозможно — это же дело чести, а здесь стыдно заказчику в глаза смотреть. Так его на почве общего переутомления хватил сердечный удар, но как только чуть оправился, из-под капельницы убежал на работу — ведь всё держалось исключительно на нём. А через неделю — автомобильная авария. А через три недели — на брёвнах лесопилки оступился и поломал рёбра. Немного отлежался — и снова на работу.

Всё имеет свой скрытый смысл и свою отмеренную судьбу. 7 декабря 2010 года отца Виктора Сметанникова не стало.
Он не дожил до пятидесяти лет. Всегда готовый, как Суворов, штурмовать Альпы, он вполне мог стать первым священником, который и в открытый космос ради прославления России вынес бы русский Крест.

Отец Виктор Сметанников был настоящим русским, с отзывчивым сердцем, с неутолимой жаждой строить новый, лучший мир. И военного, и священника, и строителя — его любило громадное число людей, которых он до последнего дня озарял своим мужеством, непоколебимой верой в победу.

Герои не живут долго. Они метеором пронзают небо, чтобы напомнить человеку его призвание: летать, а не ползать. Со всеми своими талантами он не вписался здесь, тем более в это перестроечное время. Что ж, не беда, на небесах такие не засиживаются. Он досрочно ушёл, чтобы снова прийти — продолжать возрождать Россию.
 
 Газета "Завтра" № 15 (908) 2011 г.
«Русские идут!»

Священник Виктор Сметанников отправился покорять Северный полюс в составе парашютной экспедиции, организованной Национальным Олимпийским комитетом России в феврале 1999 года. Он установил во льдах трёхметровый Православный крест и отслужил молебен. 
 


…Само это слово – Антарктика – буквально читается как «анти-Арктика», то есть регион, находящийся напротив, с другой стороны земного шара, на самом юге нашей планеты, у Южного полюса…

Решили покорить Южный полюс на специально-сконструированных вездеходах с редукторами от списанных стратегических бомбардировщиков. На подобный блицкриг способна только Россия.

Чтобы добраться до полюса, наша команда проделала длинный путь по многим странам, преодолевая бесконечные бюрократические и технические препоны. 

Наконец, они были у цели. Сотрудники американской станции, возле которой находится полюс, были заинтригованы приближением необычной группы вездеходов: «Русские идут!». 

На Южном полюсе о. Виктор не только установил трёхметровый крест, провёл службу, но даже совершил бракосочетание американской пары: сначала он их окрестил (вот оно истинное православное миссионерство!), а затем обвенчал. Первое в мире венчание на куполе планеты было заснято на видеоплёнку и кадры потом обошли весь мир.

Отец Виктор  рассказывал, что пока двигались на Южный полюс и возвращались обратно, он десять суток подряд не спал. После приходил в себя несколько недель.

Покорение Южного полюса получило высочайший резонанс. По случаю водружения на Южном полюсе православного креста отец Виктор совместно с Патриархом Алексием II отслужил молебен в Успенском соборе Кремля.

Открытие третьего тысячелетия на Южном полюсе стало уникальным со многих сторон. Впервые в истории освоения Антарктиды – континента без пограничников и границ, действовала международная экспедиция в составе 88-ми представителей из 18-ти государств. Главное же — на Полюсе был установлен Православный крест.

Монсеньор на белых лыжах

После полярных завоеваний России и отца Виктора спохватился Запад, и через год католический священник Л. Андреатта, директор паломнической службы Ватикана, по благословлению Римского Папы прибыл в 2001 году на Северный и в 2002-м – на Южный полюс, где совершил мессу и установил переданный Римским Папой католический крест. 

После католического посещения полюсов православное информационное агентство без каких-либо комментариев сообщало: «Побывав на двух полюсах нашей планеты, монсеньор Андреатта заметил, что теперь «Крест стал осью Земли».
 
Только, почему же «теперь»? А как же отец Виктор Сметанников и православный приоритет? Ведь даже в СМИ того времени можно было встретить заголовок: «Благодаря миссии отца Виктора Сметанникова земной шар теперь вращается на православной оси».

В зарубежных СМИ о приоритете Сметанникова и неожиданном смысле, вкладываемом русскими в полярные завоевания, вспомнили 5 апреля 2008 года, когда архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий совершил на Северном полюсе православную службу. 

Русская национальная идея, а она же – православная, заключается в том, что Россией спасётся мир.

В прессе сообщалось о полярном «завоевании» Ватикана: «Римский папа предоставил монсеньору специальные лыжи и ботинки, чтобы в них тот провёл праздничную службу на полюсе». До Северного полюса монсеньор Андреатта вместе с группой поддержки проделал путь на лыжах только на последнем градусе долготы, а на Южный полюс его прямо до точки назначения доставил легкокрылый самолёт. Виктору Сметанникову не предоставляли ничего, он своими руками и по собственному почину сделал из сибирской сосны крест и продирался с ним до цели, рискуя головой. Средства на дорогу были также не от конфессии, а от знакомых и друзей. Не было при штурме полюсов и Патриаршего благословения, его потом приписали некоторые СМИ».

Подобно Ермаку, самочинно отправившемуся на покорение Сибири, отец Виктор отправился штурмовать и возвещать на полюсах наступление Русской Зари. В международной экспедиции на Южном полюсе Отец Виктор в одной общей палатке по-братски делил кров и молитву о спасении с представителями других стран, а на вездеходах отвечал ещё и за насущный хлеб. Православные кресты были водружены на полюсах не от конфессии – от души народа.

Он верил в Бога, в честь и в совесть

Оба полюса отец Виктор покорил. Мечтал водрузить крест на высшей точке планеты — гималайском Эвересте. Мечтал о новых высотах, а пришлось опускаться в самые низины.

На суде отца Виктора обвиняли в растратах. На все траты были предоставлены необходимые документы. Деньги тратились на медикаменты новосибирским госпиталям для раненых в чеченских войнах, на овощи-фрукты для них же. В итоге от обвинений не осталось ровным счётом ничего.

А что Сметанников? А он никогда не унывал. Пока два года его сажали, он преподавал социологию в архитектурно-строительной академии. Когда же всё закончилось, товарищи предложили ему отправиться на восстановление Горного Алтая, разрушенного сильнейшим землетрясением. Так он переквалифицировался в строителя, стал строить в сложных условиях Алтая. 

На кого он был менее всего похож, так это на елейного священника. Лишних слов на ветер не бросал, что обещал, то делал. Моралью не томил.

На Алтае он стал известен как хороший строитель. Он и здесь пытался создать своего рода то ли социализм, то ли духовно-трудовую общину. Ввёл социальную помощь, помогал рабочим, построил общежитие, перевоспитывал рабочих. На его объектах поддерживался чёткий порядок как в армии. Сам не пил и до завершения строительства не разрешал пить в бригадах. С утра до вечера, без выходных, включая праздники, мотался по разбросанным в горах объектам. Про таких говорят – трудоголик. Его дома, как правило, не бывало, глубоко ночью приедет, а полвосьмого уже на работу.

Когда до Алтая в 2009-м докатился мировой финансовый кризис и инвестиции в строительство остановились. Сметанников заговорил о вырождении русского начала, что когда-то это были богатыри, а сейчас: «Молодые парни приходят на стройку, а в глазах нет ничего».
А. Оконишников.

P. S. Зашёл на сайт новосибирского храма Покрова Пресвятой Богородицы. Ни слова о том, кто поднял этот храм из руин. О том, кто прославил этот храм буквально на весь мир. Обидно стало. Обидно не за отца Виктора Сметанникова — он-то останется в истории навсегда. Обидно за тех, кто способен забыть историю.

Наверное, ещё придут времена, когда в Новосибирске все-таки появится хоть какой-то памятный знак в честь удивительного нашего современника, — сибирского священника Виктора Сметанникова — установившим православные кресты на двух полюсах Земли. Очень многие люди этого ждут.

Интервью

Корреспондент: Получается, что уголовное дело против вас, известного на всю Россию священника, — это некий результат вашего конфликта с епархиальным управлением?

—  Я не могу дать оценку и не могу назвать причину конфликта, потому что её не знаю. Я служил, работал, выполнял свой долг, как мог. Видимо, что-то изменилось. Произошло это после кончины владыки Сергия, бывшего нашего правящего архиерея. В этот период в епархии начались серьёзные недоразумения. С архиереем Тихоном мы некоторое время общались, затем мне было предложено возглавить одно из благочиний, а потом я просто получил указ о том, что отстраняюсь от занимаемой должности. 

После так называемой передачи моего прихода, которая была не передачей, а фарсом, я вынужден был написать рапорт и уйти за штат по состоянию здоровья. Такая была формальная легенда. Через некоторое время было возбуждено уголовное дело, которое закрыли в августе, а в ноябре вновь инициировали. Перед приездом Патриарха вновь произошёл спланированный обвал. Думаю, что даже не очень грамотные и посвященные люди понимают, что эта акция спланирована. Меня это не удивляет, но считаю, что наш конфликт во внутренней церковной политике не служит на пользу епархии и вообще Церкви.

—  Какие конкретно недоразумения, упомянутые вами, начались с приходом архиепископа Тихона?

—   Комиссия, которая должна была заниматься приёмом-передачей моего прихода, занималась сбором компромата. Начались увольнения, и от нашего прихода ничего не осталось. За штат ушёл не я один, уволили абсолютно всех: начиная от трапезной и заканчивая охраной. Все программы, которые мы отрабатывали ("Сибирские певчие", иконные лавки, артели, газеты, школы), теперь свернуты и не работают.

—  Что из себя представляет сейчас внутренняя церковная политика новосибирской епархии?

—  Я второй год не вхож в епархию и практически ни с кем из духовенства близко не общаюсь. На момент прихода владыки Тихона у нас были какие-то ожидания и желание работать. Мы помнили владыку, до 1995 года служившего здесь епископом, а потом уехавшего в Москву, где он возглавил издательский отдел Московской патриархии. Тогда он активно работал, поддерживал всякую инициативу и помогал. Но из Москвы приехал совсем другой человек.

—  Некоторые новосибирские священники очень хорошо отзываются о Вас, но категорически отказываются как-то комментировать официально ваш конфликт. Чем можно это объяснить? Что там происходит?

—  Если кто-то посмеет сказать хоть слово или собственное мнение, которое будет идти вразрез с мнением правящего архиерея, то его постигнет моя участь.

—  У вас как у опального священника не было желания воспользоваться случаем и подать прошение Патриарху, который недавно приезжал в Новосибирск?

—  К нему подойти было практически невозможно. С ним я один раз общался, сослужил ему 25 января 2000 года, когда мы возвратились с Южного полюса. Служба была в Успенском соборе Кремля. После этого было распоряжение подготовить наградные для всей команды, совершившей в течение года подвиг и установившей на Южном и Северном полюсах кресты. Документы были отправлены Патриарху, но до сегодняшнего дня нет никакой реакции.

—  Можно предположить, что Патриарх в курсе внутренних дел новосибирской епархии? И возможно ли какое-либо вмешательство с его стороны?

—  Церковная организация весьма авторитарная, и согласно последнему принятому уставу Русской православной церкви все замыкается на руководителе. О любых действиях или реакции мы будем знать только через правящего архиерея.

—  Информация о том, что вы объявлены в федеральный розыск...

—  У меня жёсткое расписание, и я привязан к вузу и студентам (Отец Виктор преподаёт социологию в Архитектурно-строительной академии. - Прим. ред.). Если бы кто-то хотел меня найти, это было бы совсем не сложно. Всё, что связано с федеральным розыском и со всей этой историей с «преступлениями», весьма преувеличено.

—  Вы поддерживаете отношения с рядовыми священнослужителями?

—  Не буду называть имён, но поддерживаю.

Они мне сочувствуют и выражают соболезнования. Позицию мою, безусловно, поддерживают, иначе у нас не было бы общения.

—  Какими будут ваши дальнейшие действия?

—  Всё в воле Божьей. Я буду заниматься своим делом, а там как Бог даст.

—  Расскажите подробнее о ваших экстремальных увлечениях? Чего вам не хватало, и насколько это частое явление среди священнослужителей?

—  Есть батюшки, которые прыгали с парашютом, есть иные неплохие отцы, понимающие, что сегодня помимо слова нужно ещё и дело. На сегодняшний день, у меня два на Северный полюс, один на Южный, остальные не считаются. На полюс прыгал с 1500 метров. Каждый прыжок — это история, случалось и на запаске садиться.

—  Страшно было? За помощью к Богу обращались?

—  Первые разы, прежде чем выпрыгнуть за борт, я крестился, нарушая тем самым правила, следуя которым парашютист должен сгруппироваться. Тренер очень скептически к этому относился. Потом привык, но когда человек теряет чувство страха, его и близко не подпускают к парашюту. Страшно было и в торпедном аппарате.

—  А туда как попали?

—  Когда я принял послушание окормлять вооружённые силы, понял, что для того чтобы общаться с солдатами, надо знать и уметь то, что умеют они: бегать, прыгать, стрелять, водить. Поэтому когда попал на Северный флот, к подводникам, попросил, чтобы позволили мне пройти какое-нибудь испытание. Меня затолкали в торпедный аппарат и через него заставили покидать подводную лодку. Лучше прыгнуть с большой высоты с зонтиком, чем ещё раз добровольно в этот торпедный аппарат залезть.

—  И тогда, и сейчас вы находитесь в экстремальной ситуации. Где себя чувствовали увереннее?

—  Тогда было легче, чувствовалась поддержка, помощь. А сейчас многие люди в ожидании — выплывет или нет, раскроет запаску или нет, подать руку или не стоит. А вдруг за это прилетит, а вдруг начальство не одобрит?

—  Возможно восстановление ваших отношений с епархией?

—  Это зависит не от меня. С моей стороны никаких нарушений совершено̀ не было, я выполнял послушание и благословение, которые были расценены не так.

—  Где вы живете? Как ваша семья отреагировала на произошедшее?

—  Периодически арендую жильё. После того как мне было предложено освободить ведомственный церковный дом, я нахожусь — нигде. Вопрос о семье довольно сложный, и я хотел бы его совсем снять. Я был настоятелем в ущерб своей семье. У меня не было выходных, и я никогда не ходил в отпуск, только для поездки в экспедицию брал его. Я не жалуюсь на судьбу, просто у меня был свой образ жизни, которого сейчас меня лишили.

P. S. В новосибирской епархии ситуацию с привлечением священника Виктора Сметанникова к суду не комментируют.  "Новая Сибирь" будет следить за развитием событий.

Священника оправдали по всем статьям 
​«Новая Сибирь»  04.10.2003​

В Новосибирске был вынесен приговор по делу бывшего настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы Виктора Сметанникова. По большинству предъявленных обвинений, священника оправдали за отсутствием состава преступления. 

По словам отца Виктора, он юношеских лет запоем читал книжки по церковной истории. В начале 1980–х годов пел в церковном хоре. Затем служил дьяконом. Десять лет назад он возглавил новосибирский храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В Новосибирской епархии отец Виктор курировал взаимодействие с силовыми ведомствами и казачеством, организовал детскую школу «Ермакова рать». Сам не раз бывал на Северном Кавказе в первую и вторую чеченские кампании, за что военнослужащие даже нарекли Сметанникова «гвардии войсковым священником». 

Одновременно отец Виктор учился в аспирантуре одного из Алтайских вузов (всего у него 7 дипломов о высшем образовании), защитил кандидатскую диссертацию по теме «Аспекты духовной реабилитации военнослужащих в посттравматический период», занимался издательской деятельностью — издавал церковно–армейскую газету «Покровские версты». Он разработал программу по возрождению сельских православных традиций, а возглавляемый им приход организовал фермерское хозяйство «Покровский двор».

В 2000 году за свою деятельность священник Виктор Сметанников был отмечен патриархом Московским и всея Руси Алексием II, однако спустя пару месяцев священнослужитель стал фигурантом уголовного дела. Одновременно правящий архиерей епархии запретил ему вести службы, его вывели за штат, церковного сана не лишили. Отец Виктор Сметанников преподаёт социологию в Новосибирской архитектурно–строительной академии.

Следственные органы предъявили бывшему настоятелю обвинение в злоупотреблениях и растрате денег. Так отец Виктор взял кредит на 600 тыс. руб. в банке на покупку зерна. Зерно засеяли на фермерском хозяйстве «Покровский двор», однако из–за непогоды урожай не удался. По версии следствия, выплатить кредит и проценты по нему он не смог. 

Когда подсудимому предоставили слово, он сказал: «Ваша честь, во всех преступлениях, которые инкриминируют мне следователи, виновным себя не признаю. Всю свою жизнь я руководствовался одной целью — служению Отечеству с полной отдачей. Служил как умел, жил как умел. Любое решение суда я приму с уважением и благодарностью». 

По всем эпизодам предъявленных обвинений священника оправдали. 
Покинув зал заседаний, отец Виктор Сметанников заявил: «В ходе расследования дела я получил такие уроки, которые не преподают ни в одном университете. Кроме этого суда будет ещё Суд небесный».
Константин Воронов.
 


Убит отец Виктор Сметанников
Андрей Новоселов.​​

Не стало нашего отца Виктора.
—   Ну, наконец-то, отбегался! — вздохнут его враги и завистники, коих у него было, как камней в Чечне.
—  Ну, наконец-то, отмучился, — подумают его друзья,  которых у него было в десять раз больше, чем врагов.
Ему очень трудно было жить в этом мире, преисполненном лжи и мерзостей. Но христианство  не признает самоубийц, поэтому отец Виктор не мог прибегнуть к такому способу избавления от ненавидящего его мира как самоубийство.

«Я уйду на Небо и буду вам оттуда поклоны слать, — говорил он отправляясь на Первую Чеченскую. Но Бог его тогда, в 1996 г, уберёг. Отец Виктор без единой царапины или хотя бы маленькой контузии возвращался в свой маленький Покровский храм исполненный планами по переустройству мира.
 

Отец Виктор в Чечне, среди бойцов на отдалённом блокпосту.

Хотя  командование за участие отца Виктора в боевых действиях решило представить к  награде. Но потом передумало. Наверное,  решили, зачем попу орден? У него же кадило есть.

Впрочем, у отца Виктора, когда он принял под своё попечение полуразрушенную церковку Покрова Пресвятой Богородицы, не было даже кадила. Не было кому петь на клиросе, не было сторожей. Храм находился не на окраине новосибирской губернии, а в самом центре Новосибирска. В двухстах шагах от Новосибирской обладминистрации.

Приход он поднял, вопреки стараниям начальствующих доброхотов. Организовал большую торговую сеть по реализации церковной утвари. Создал великолепный мужской хор «Сибирские певчие». Учился в Новосибирской консерватории. 

В отца Виктора влюбились летчики, инструктора, да и вся Бердская дивизия спецназа ГРУ (ныне с успехом расформированная Сердюковым), на территории коей находился аэродром. 

Рядом с бедным Покровским храмом находился офис местного нефтяного магната. И охрана этого магната вела себя очень скверно: материлась, курила, пила и плевала на территорию храма. И Однажды отец Виктор сделал очень пьяной охране замечание, мол, опамятуйтеся, дети, рядом с храмом Божиим находитесь! Проучить зарвавшегося попа — дело нетрудное. И вся смена,  в количестве шести пьяно-квадратных морд, легко перемахнула через забор, дабы совместить приятное (зарядка для ног и рук) с полезным (неформальное общение с духовным лицом).

Он положил всех шестерых. Тут же у крыльца храма. Впрочем, добивать не стал, дал налётчикам уползти по собственным соплям восвояси. А далее была письменная жалоба нефтяного магната в Новосибирскую епархию по факту «избиения персонала». И вот тут отцу Виктору пришлось уже трудно. Потому что отбиваться от «своих» всегда тяжелее, чем от чужих. Чужих за спину не допускаешь.

Как-то  появился с замотанной бинтом ладонью. На мой удивленный взгляд он ответил, смущаясь, что поспорил со знакомыми казаками (естественно, после шашлычка) что ловчее, нагайка или шашка? Отец Виктор был в команде нагайки. Шашка оказалась ловчее… И отец Виктор, как он объяснил, её «поймал» на руку… И я порадовался, что не гранатомет.

Как-то летней жаркой ночью мы с отцом Виктором возвращались домой на его УАЗике. За рулем УАЗика сидел родственник его. Автомобиль неожиданно заглох всерьез и навсегда. Ночь, июль, романтика… Родственник стал тщетно искать пропавшую искру в остывшем УАЗике, а мы с отцом Виктором начали чинно прогуливаться по пустой улице, обмениваясь приличными моменту мыслями.

—  А что, Андрей Сергеевич, — вдруг обратился ко мне задумчивый иерей, — мы ведь добросовестные налогоплательщики?.. А раз так, то значит, органы милиции и ГАИ, в частности, должны нас выручать в трудных обстоятельствах, не так ли?   

Эта логика меня окончательно добила, так как я был убеждён, что уж органы правопорядка существуют для чего угодно, только не для этого.

—  Стало быть, мы можем вызвать сюда гаишников, чтобы они починили наш УАЗ, — завершил свою мысль ночной софист и тут же пошёл воплощать свою мысль в жизнь.

Он тормозил все проходящие авто и просил их передать свои просьбы о помощи на пост ГАИ, который находился в конце улицы, чуть дальше. Одни молча уезжали, другие предварительно крутили пальцем у виска. Но нашёлся среди них человек, в юморе не уступающий отцу Виктору. И уже через пять минут я увидел Волгу с цветными мигалками, летящую к нам со скоростью. 

Два молодых сержанта без лишних разговоров подскочили к авто. Один прыгнул на место водителя, а другой нырнул в движок. И я был потрясен даже не только их безкорыстной помощью, но более тем, как в кромешной темноте, на ощупь, за пять минут можно завести автомобиль. Эти два фантастических события я видел первый и последний раз в своей жизни.

Меж тем, у одного из сержантов заработала рация: «Двадцать пятый, вы где?» 
— «Помогаем добросовестным налогоплательщикам», — хмыкнул сержант, покосившись на бороду отца Виктора. Этот ответ рацию успокоил, и она отстала от наших спасителей.  

Сержанты исчезли так же быстро, как и появились. А мы загрузились в УАЗик и двинулись дальше. Каждый думал о пережитом. 
Его считали авантюристом. Но он себя авантюристом не считал. Он верил слову. Он верил в честь и совесть. Он верил в Бога. По нашим понятиям — это чистая авантюра. А для него это было правилом.
   
Его убивали всегда. Близкие — глупыми поступками, друзья — благими намерениями, почитатели — словами. И те, кто желал ему гибели от злобы и зависти, порой не так преуспевали в убийстве, как те, кто считал его своим другом. Он многим, если не всем, кто хоть однажды его видел, помогал. Многим, если не всем, кто хоть раз имел с ним беседу, изменил жизнь. Он был безконечно добрым человеком, потому что настоящая доброта всегда безконечна.

Он не рассуждал красиво на тему, что такое «любовь». Пожимал плечами, когда речь заходила о столь возвышенном предмете.  Наверное, потому что творил её каждый день. Так люди, совершающие подвиг, убеждены, что просто делают свою работу.
«Когда человек рождается на свет, он плачет, а все смеются, — гласит народная мудрость, — и надо прожить жизнь так, чтобы после смерти все плакали, а ты — смеялся».
Смейся, отец Виктор, ты достиг своего.

Русскость взращивается и лелеется именно в Церкви

В России, особенно в последнее время, на церковь любят вытряхивать грязные половички. Без всяких фактов, имен и фамилий, священников всех вместе обвиняют в корыстолюбии, мздоимстве и других грехах. Издалека смотреть на это дико и грустно... Потому, что понимаешь причину кампании: те, кто против России, тоже уловили, что русскость взращивается и лелеется именно в Церкви...

Император Александр III перед смертью говорил сыну Николаю II: «В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед». Если меня спросят за что я люблю церковь помимо вопроса о Боге, я скажу, что за то, что она у нас очень реалистичная и патриотичная. Есть религии, которые запрещают своим адептам брать оружие в руки. Наши же священники и монахи в годы войн, начиная с Куликовской битвы, монахов Пересвета и Осляби, сами надевают кольчуги, и — в бой. Они — воины не только Господа, но и России.

Церковь несёт человеческие потери. Особенно в последние 20 лет. Вы и сами не раз читали новость, что там-то священника зарезали, там-то батюшкин дом подожгли... В Новосибирске, где я раньше жила, был такой человек — Виктор Сметанников. Об этом батюшке много писали в 90-е. Он ездил не раз в Чечню, поддерживая Бердскую бригаду, в Новосибирском институте внутренних войск МВД России основал курс «Русь державная» — старался вдохнуть патриотизма в нашу полицию. 

Он установил крест на Северном полюсе, а потом такой же – на Южном полюсе. Это был великий труженик. Я перечислила самые известные его дела, а обычных – восстановление храма, помощь нуждающимся, организация сестринского ухода в окружном госпитале – всего не сосчитать. Потом он основал газету, но её быстро прикрыли. В критике этого издания я встретила такие слова: «Там слово «русский» звучало чаще, чем «православный».

Такие «золотые купола», конечно, кому-то глаз слепили. Сначала на отца Виктора завели уголовное дело, предъявили обвинения: и то он якобы украл, и се... Суд ещё не состоялся, а СМИ уже вовсю бесновались вокруг священника, улюлюкали, что вон он, герой-то... Опозорили батюшку на весь свет, из прихода выставили, а потом оказалось... не виноват. Оправдал его суд за отсутствием состава преступления.

Это был не единственный подвижник-священник. Их много. В Новосибирской области, когда я там работала, храм Александра Невского всегда вёл огромную работу против страшных сект — тех, кто сожительствует с детьми, тех, кто обирает людей до копейки. Борьба эта был успешной. Люди приходили в храмы РПЦ, каялись, плакали... Знаю, что на батюшек нападали сатанисты, пытались сорвать кресты, и священникам приходилось вступть в рукопашную... Им и приходы поджигали.

Постперестрочная история нашей Церкви — это история не сломленности исполина. Да, может есть и плохие священники, однако сколько же славных, скромных, сильных людей работает в церквях!
 


Большое видится на расстоянии. Только живя за границей, я поняла, что значит для России церковь. До сих пор я призывала любить её и защищать. А теперь мой последний аргумент. Церковь надо защищать потому, что она — НАША.
Эвелина Азаева

+       +        +
Из письма:
«Вам, в очень нужные, необходимые ваши книги «Мученики нашего времени» и в Список убиенных новомучеников, обязательно надо добавить имя священника Виктора Сметанникова, убитого на Алтае. 

Его нашли в лесу прислонённым к дереву, мёртвый сидел. А сказали самоубийство. Перед этим его оклеветали. В суде он доказал, что это неправда, но было поздно: ещё когда дело началось, все СМИ уже трубили что прославленный священник — вор.. 

Конечно же он поплатился за свои взгляды и отстаивал их перед лжецами всех мастей. За то, что открыл патриотическую газету. Как написали либеральные газеты, у него "слово "русский" встречается чаще, чем "православный". В общем, вы поняли... его «золотые купола кому-то чёрный глаз слепили...» Сначала его оклеветали, два года по судам таскали. Когда оправдали, никому это уже не было интересно, тема ушла... 

Опозоренный он покинул приход (вынудили) и уехал на Алтай. И вскоре его, жизнелюба, сильного человека, полного планов, нашли убитым в лесу. Он был одиноким, так что милиция с удовольствием признала это «суицидом». Я журналист, знала его, — он не мог себя убить. Он не был раздавлен клеветой и у него были большие планы».
Татьяна.

Отзывы:

Фёдор Круглов:
«Дураку ясно, что если архиерей захочет, то все службы; милиции, следствия, прокуратуры, судебных и прочих чинов, СМИ и многочисленные епархиальные холуи… будут всё делать и вещать в унисон. Одна кампашка, «рука руку моет…»
Редкое явление, что отец Виктор вырвался, отмотался от них.

Доказательством его чистоты и правды, является — его гибель. Враги, быть победителем над ними — никому не позволят. Выследят и добьют. Такова святая участь мучеников… и вечная слава на Небесах!»

Светлана:
« Да-а-а, вот это дух! Человечище! А какая любовь к России, не на словах, а именно на деле! 
Настоящий подвижник, правильно написано — пылающий метеор! Русский.
Ничего раньше не знала о нём. Спасибо, что познакомили с таким замечательным человеком!»

Николай: 
«России так нужны такие преданные и верные сыны. И какое счастье, что они у Неё всё-таки есть.
Человечище, точно сказано!
Действительно невозможно понять, как можно СТОЛЬКО успеть сделать! Успеть отдать всего себя на служение общему благу!
Широкое Сердце и Сознание вмещало и беззаветный труд, и подвиг.
И как можно иерархам Церкви, властям российским — вот так низко-предательски поступить с Человеком? Выводы ясны.
Он служил народу, Отечеству, Родине, и его дела навечно записаны и в памяти народа, и на Небесах!»

Георгий: 
Не для скорби, а для жизни мы творим его воспоминание. Его энергии и сейчас на всех хватает. Его имя как ключ, который до сих пор открывает любые двери. Люди отзываются, лишь только услышат его имя. Священникам, и всем нам, нужно учиться у него, на него походить, обязательно! 

+       +        +
Священник Виктор Кузнецов
«Мученики  нашего   времени»
Мученики декабря.
Часть 3-я

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна»,    8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»,    8 (964) 583-08-11 –  маг. «Кириллица».
Для монастырей и приходов, общин, паломнических групп... книги   —  безплатны.  Звонить по тел. 8 (495) 670-99-92.
11 декабря 2022 Просмотров: 2 359