Топ-100

Как Государь Алексей Михайлович о народе заботился. Царская грамота в Белгород об исправлении нравов.

Вот что писал Великий князь Алексей Михайлович в Белгород воеводе Тимофею Бутурлину в 1645 году: "Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездах мирские люди и жены их, и дети в воскресенье и в господские дни, и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми.

И от тех сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое неистовство: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелестником и скоморохом последствуют, на безчинные их прельщения сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерзких и скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцов, и на кулачных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках. 

А иные прелестники мужсково и женсково полу в городех и в уездах бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над больными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование, и от правоверия православных крестьян отучают.

Да в городех же и в уездах от прелестников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громике на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плясание, и поют бесовския песни; и на святой неделе жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьявольской прелести, многое бесовское действо играют во всякие бесовские игры;

а в навечере Рождества Христова и Васильева дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коляду и таусен, и плугу, и многие человецы неразумные веруют в сон и встречу, в поглаз, и в птичий грай, загадки загадывают и сказки сказывают небыльные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят.

И в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестьяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскми игры.

И уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учительных людей наказанья не слушают, и за наказние отцом своим духовным приходным, попом и учительным людем наругание и укоризны, и безчестье, и налогу делают. И мы, великий государь, жалея о православных крестьянах, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали.

И как к тебе ся Наша грамота придет, и выб в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и из приказным, и всяким служилым, жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел, и сю Нашу грамоту веле им прочитать не поодножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе и в слободах.

И в уезде мирские всяких чинов люди и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божия стояли смирно, меж себя в церкве Божия в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковное пение со страхом и со всяким благочестием внимательно, и отцов своих духовных и учительных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости.

И скоморохов з домрами и з гусли, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к больным и ко младенцам в дом к себе не призывали, и в первой день луны и в гром на водах не купались, и с серебра по домам не умывались, и слова и воску не лили, и зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночем на улицах и на полях богомерзких и скверных песен не пели...

А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудешные бесовске сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав, те бесовские игры веле жечь. А которые люди от того богомерзкаго дела не отстанут и учнут впредь такого богомерзкаго дела держатися, и по нашему указу тем людем велено делать наказнье: где такое безчинье объявится, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, и объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украинные городы да опалу.

И чтоб нашу грамоту всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерзких и о чародейных играх всяких чинов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и велели те списки по Торжком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем.

А как в Белгороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерзких делах заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и ты б о том к Нам отписал. А коль ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас в великой опале.

А писан на Москве, лета 7157 года, декабря в 5 день.
Таковы государевы грамоты в Украинные и в Замосковные городы посланы.

Источник: П.Иванов. Описание государственного архива старых дел. М., 1850. С. 296-299.
7 августа 2024 Просмотров: 1 577