Топ-100

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Сентябрь. Дополнение 37-е. Священник Виктор Кузнецов

Священник Виктор Кузнецов
«МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ».

Дополнение 37-е.
КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

«Бог дал нам духа не боязни, но силы и самообладания».
(2 Тим. 1, 7).

+ + +
Схиигумен Иероним



Крупицы духовного опыта 
Андрей Браев.

Его имя стало известным по всей России. Тысячи людей обрели молитвенного предстателя пред Богом, а для многих из них схиигумен Иероним стал духовным наставником.

С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает. Грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро всё будет сделано. И когда спрашивали: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нём невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет казацкую веру! А остальные мученичество будут принимать».— Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет — я не могу всего вам рассказать, что ждёт нашу Родину!…»

Он предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что всё это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать! Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Горы непогребенных трупов, смрад над городами и селами… Господь за наше нечестие попустит многие скорби.

Но он и подбадривал, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.

Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию. Не должно быть никаких договорённостей с Ватиканом. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога.

Когда спросили батюшку, давно ли он почитает Государя? Батюшка сказал, что ещё его дед носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал её и прикладывался к ней как к иконе. Ещё за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.

— Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, — рассказывает Людмила из Одессы. — Он попросил у меня камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.

Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне тоже переехать надо? Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», — советовал он.

Ещё говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и всё. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: «Куда пришли, там и живите».

«Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял.
Когда спрашивали его о болезнях, он отвечал так: «Каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше».

Он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под своё крыло собрать — говорил старец.— Рубашка дальше от нас, чем Господь».

Батюшка учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи. Спросили: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: Зачем тебе чужие? Свои.

Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». «За мужчину сильно бес борется, — говорил он, — в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам)».

Большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, почему он узнал о неисправности пути? Он ответил: «Иисусова молитва».

Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: «Крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь».
Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога, после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся.
— А что если завтра Страшный Суд?

— Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит. Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».
«Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, ещё не дочитав до конца. Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры.

Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что срывается с наших грешных уст».
«Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».
«Линяет искусственное, а вечное — остаётся». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».

Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шёл Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло? Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец.

На жалобы батюшка отвечал: — Читай Псалтирь!
— Батюшка, в семье большие ссоры. — Читай Псалтирь.
— Батюшка, на работе неприятности. — Читай Псалтирь.
Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и всё устраивается.
Отец Иероним много не говорил никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, как быть?» — он скажет, но только то, что необходимо. Всегда говорил: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь».

О предсказаниях
Владимир Карпец

Последние годы жизни старца были «приготовительными» к общецерковному прославлению Царственных Мучеников. Вот рассказ р. Б. Елены: «В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет царя Николая II. Я тогда ещё не знала, что царь – святой. Нас в школе учили совсем иному…»

Когда его спрашивали, кто сможет спастись, он отвечал, что только тот, кто имеет твердую веру, полное упование на Господа и предание себя всецело в руки Божии. И никакое плотское, человеческое мудрование не должно брать верх. Только Промысел Божий.
Незадолго до смерти отец Иероним предсказал гибель атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». А также и то, что в конце концов Россией будет править Православный царь.

Последний год перед отходом ко Господу старец Иероним много болел. Но братия монастыря и посетители до сих пор хорошо помнят о его несгибаемом, бодренном духе – до самой смерти.

В предсказаниях о будущем отец Иероним говорил и так: «История и Земли, и Человека в пределах разума на сей день не очерчена, тем не менее вехи их развития уже обозначены…»

Предсказания (порой их называют пророчествами) всегда в большей или меньшей степени условны. Точнее, они неотменимы, но формы их исполнения могут различаться в зависимости он нашего «соработничества», «синергии». Это касается даже изначально тождественных судеб – и людей, и государств.

На эсхатологические вопросы старец всегда отвечал так: «За правду прибавлю, за кривду убавлю». Конкретных пророчеств батюшка не произносил, но говорил, что, если заслужим, Бог даст России Царя. Говорил, что ещё будут у нас хорошие времена…
О том, что нас ждет тяжёлое время: «Не бойтесь, со Христом и мучение не будет больно!.. И Господь даст силы перенести страдания».



Спасение младенца

«Весной 2000 года паломнический автобус из города Рязани, направлявшийся в Дивеево, подъехал к Санаксарскому мужскому монастырю.
Слева от входа в обитель теснились паломники, внимательно слушавшие проникновенные слова старца, который стоял на возвышавшемся крылечке. Это был санаксарский старец схиигумен Иероним. Он говорил о том, что молиться надо с разумом. Запомнился его внимательный взгляд, проникающий в самую глубину души.

После молебна во Владимирской церкви, все подходили к батюшке Иерониму, называя свои имена, а он помазывал освящённым маслом. Многие при этом задавали батюшке свои вопросы, что наболело в душе. Некоторые паломники, знавшие раньше батюшку, отметили особое внимание его к приехавшему в нашей группе мальчику лет трёх-четырёх. У маленького Андрюши в семье были большие проблемы, и в Дивеево его везла с собой женщина-благодетельница. Батюшка с особой любовью привлёк к себе малыша, благословил его и приложил к своему наперсному кресту. Мы заметили, что после благословения старца мальчик стал спокойнее.

После этой поездки прошло приблизительно полгода. Как-то в одной из программ по рязанскому телевидению показали заплаканного Андрюшу. И мы услышали страшное: оказывается, этого мальчика хотели продать на органы! К счастью, сотрудникам милиции удалось предотвратить это чудовищное злодеяние. Мне же вспомнилось благословение старца Иеронима, его особенно пристальное внимание к малышу. Стало понятно, что батюшка Иероним предвидел тяжёлые испытания в жизни Андрюши, Господь открыл ему нависшую над мальчиком смертельную угрозу, и старец своим благословением оградил Андрюшу от близкого зла».
Ирина.

«Рядом с батюшкой шла внутренняя работа души, а отец Иероним своей любовью высвечивал греховные страсти, находящиеся в человеке, и делал это с любовью, не причиняя боли, вызывал покаянное чувство, ибо исповедь души начиналась уже тогда, когда ты находился рядом с ним. Вот почему к старцу всегда тянуло всех людей, разных по возрасту и по духовному опыту.

Благодаря батюшке я начал понимать смысл первой заповеди: возлюби Господа Твоего всем сердцем своим и всей душою своей. Уже на похоронах отца Иеронима одна женщина пересказывала его слова: "Ты любишь батюшку больше, чем Боженьку. Батюшки скоро не будет, а Боженька останется". Когда мы, зная о смертельной болезни старца, задавались вопросом о том, что же будет, если не будет отца Иеронима, то мы рассуждали больше по-человечески, чем по-духовному. Отец Иероним ещё при жизни указал нам путь не к себе, а к Богу, — путь, ведущий к спасению.

В этой любви проявлялась ещё одна грань его драгоценной души — умение любить ближнего больше чем самого себя. Что делал батюшка, чтобы стяжать эту любовь? Он молился за каждого, кто просил у него молитвенной помощи, встречая всех лучезарной улыбкой».
Андрей Елисов.


Нежданный гость к отцу Иерониму.

Ботинки

В конце августа 2001 года мы поехали в паломническую поездку и прибыли к вечерней службе в Санаксарском монастыре. Там, мы услышали о посмертном явлении отца Иеронима своим духовным чадам из уст отца Меркурия:

— Развалились у меня ботинки, сдал я их в ремонт, сам надел пляжные тапочки и пошёл на службу, стою у раки Преподобного Феодора Санаксарского, молюсь. Вдруг подходит женщина и говорит: "Мне явился во сне отец Иероним, сказал, чтоб я купила ему ботинки, теперь не знаю кому отдать. Возьмите, батюшка". Я взял пакет с ботинками, и тут же как бы голос говорит: "Это тебе". Стою дальше, молюсь. Пакет в руке, сам думаю, как же это мне, размечтался. А внутренний голос — "тебе". Ну, думаю, дело "труба", вот искушеньице-то, а внутренний голос: "Тебе, тебе". Стою, молюсь, с мыслями борюсь. Вдруг мысль, а какой размер-то? Тут я не выдержал, прямо на службе раскрыл пакет, вынул один ботинок, размер — мой, и голос — "тебе". Точно, мне».

Сразу после этого, мы поехали в Дивеево. Там, чудесным образом мы услышали продолжение услышанного в Санаксарском монастыре. Женщина, которая отдала ботинки отцу Меркурию, была тоже там, в другой паломнической группе. Вот её рассказ.

Валентина из города Георгиевска, духовная дочь отца Иеронима, во время тонкого сна увидела отца Иеронима, он ей сказал: "Купи мне ботинки". Женщина проснулась, подумала: вот искушение, отец Иероним умер, зачем ему ботинки? Наверное, просто искушение какое-то. Женщина снова уснула и опять видит отца Иеронима, и он ей говорит: "Смотри, не забудь, купи мне ботинки". Женщина во сне спрашивает: "Батюшка, а размер-то какой?", старец отвечает: "Как у твоего сына".

После этого женщина проснулась. Надо заметить, что сын у неё умер. Но делать нечего, вместе с зятем поехала на рынок, купила ботинки. После этого она поехала в паломническую поездку в Санаксары и Дивеево. Когда стояла на службе в Санаксарском монастыре, её как будто кто в спину толкнул — "этому отдай".
Таким образом, нам посчастливилось услышать историю с ботинками. Дивны дела твои, Господи!
Андрей Ходаковский.

«Я и на том свете буду за вас молиться»



Вспоминает прихожанка Никольского храма в селе Старое Синдрово:

«Много чего претерпел отец Иероним за свою жизнь: и зависть, и клевету, и насмешки, и доносы, и побои — полный набор ухищрений духов злобы и коварства. Однажды, чуть было в тюрьму не посадили!

Сколько он, бедный, от нас перетерпел! И службу неправиль­но ведёт, и исповедь затягивает, и Евангелие медленно читает. Всё с криком, начальственным тоном, с чувством превосходства, ему выговаривали. И ни разу отец Иоанн не возразил, не поставил на место.

…Много мест в Мордовии, где помнят отца Иоанна. Отправляли его, безотказного, в долгие командировки на дальние приходы — священников не хватало. А постоянным местом службы считался с 1979 по 1983 год Иоанно-Богословский собор в городе Саран­ске.

Многочисленные командировки о. Иоанна по разным приходам продолжались иногда в течение нескольких месяцев. А семья всегда оставалась без него. Не прекращались поездки и после поступления отца Иоанна в Санаксарский монастырь. И везде с большой теплотой вспоминают о батюшке — очень отзывчивый был, добрый, безотказный, доверчивый. Не «каприз­ничал» на требах. В любую погоду шёл, в слякоть, в мороз — отпевать, соборовать, исповедовать, причастить больного. Нет транспорта, значит пешком, если в городе — на автобусе, троллейбусе. К страждущим стремился, ни о чём не думал, кроме — успеть бы.

Чуткое сердце отца Иоанна отзывалось на каждый зов о помо­щи. Желание помочь, утешить скорбящего, облекались в простые доходчивые слова, необходимые в каждом конкретном случае. Сколько их, таких случаев, можно привести в качестве примера…

…Случалось в его жизни и такое. Написали однажды на отца Иоанна прихожане с. Каменный Брод большую «телегу» куда следует: «Примите меры, уберите от нас этого батюшку. До него были мы люди, как люди, а тут на службе в храме, кто мяукает, кто кукарекает, кто по полу катается». Убрали батюшку. Другой приехал. Тихо стало. И никто ни о чём не задумался!
Наделил Господь, своего избранника дара­ми благодатными, но испытывал и силу его Веры.

Когда батюшку спросили однажды: «Как жить под давлением злых сил?». Он ответил словами из Божественного Евангелия:
Везде гонимы будете. По всем предсказаниям старцев, христиане последних веков спасутся терпением душевных скорбей, в отличие от первых христиан, которые терпели физические страдания. Мученичество последнего времени, в основном, будет — безкровное. Подвиги веры совершаться скрыто, в самой сокровенной глубине страдающего сердца.

Достичь чистоты жизни в наше безнравственное и бездухов­ное время — величайший подвиг»!

… Старец не раз сокрушался:
Вот вы ко мне сто человек пришли, и только один спросил — как душу спасти? Остальным — телесное здравие подавай, да мирское благополучие!..
… Когда батюшку спрашивали, что бы он посоветовал почитать из литературы, старец всегда отвечал:
— Евангелие и Псалтирь есть? Вот и читай.

Благословлял также знакомиться с духовным опытом святых отцов Православной Церкви.
Как и все настоящие старцы нашего времени, он безстрашно обличал, вскрывая язвы сегодняшней российской действитель­ности, помогая нам разобраться в сути последних времён, заклю­чающейся в подготовке воцарения антихриста силами мирового зла. Ясно видел границу добра и зла, то дано немногим, только духовно совершенным.

«Мы все имеем крест, который даровал нам Господь. Каждо­му — свой. И нести его надо с любовью и благодарением». 
(схиигумен Иероним).



Вспоминает раба Божия Анна, нёсшая с братией все тяго­ты зарождающейся Санаксарской обители:
«Монашествующих тогда человек семь было.

Трудно монастырь начинался. Помнят первые насельники и те времена, когда даже хлеба не было.
Иду как-то из монастыря, еле-еле плетусь. Устала. Работы-то вон сколько! А дома — огород, дела домашние. Сил нет. Ничего не успеваю. Решила, у старца спрошу:
— Батюшка, как мне спастись?
Отец Иероним помолчал, потом ответил, пряча улыбку:
— Всячески, — и пошёл дальше.
Какое-то время спустя сам ко мне подошёл и говорит:
Как ни устаёшь, а молитву не оставляй!.. Святая простота. Надо всю себя отдать Богоугодному делу, совершенно того не замечая и не ставя себе в заслугу!»

… Отец Иероним рассказал однажды, как расправились боль­шевики с братией монастырской:
— Выстроили их в ряд по берегу Мокши. На шеях — верёвки с привязанными камнями. Столкнули в воду. А монахи всплыли наперекор всем законам физики. Всплыли с камнями на шеях! Воистину сила Духа всё побеждает! Ошеломлённые, перепуган­ные палачи бежали вдоль реки и неистово кололи тела штыками. Вода в Мокше стала красной...»

…Сколько можно привести случаев, когда схимник брал на себя боль людей, обратившихся к нему за помощью!
— Батюшка Иероним не благословил меня рожать в больнице из-за прививок. «Если хочешь здоровых полноценных детей иметь,— гово­рил он, — отказывайся от прививок, чаще причащай».
…Однажды пришли к нему за советом люди из местных. Мягко говоря, пьющие. Старец пригласил их в свою келью, не знал куда усадить, чем потчевать. При этом сиял весь такой неподдельной радостью, что келейник не выдержал, прошептал на ухо:
— Батюшка, не видишь, кто к тебе пришёл?!

В ответ прозвучало:
— Знаю, вижу. Потому и радуюсь, что ко мне пришли, а не в кабак...
…Однажды приехал о. Иероним навестить родных в деревню, а там поминки. Много людей собралось — соседи, знакомые. У дверей — мальчик лет шести, глаз с батюшки не спускает. Довер­чиво уткнулся ему в колени:
— Деда, ты Дед Мороз?
Батюшка ласково прикоснулся к вихрастой макушке.
— Нет, малыш, я дед Тепло...

Много чего претерпел старец на своём крестном пути. И колдуном называли и безграмотным мордвином. А уж к старости-то, говорили, что отец Иероним совсем больной, немощный и духовно слаб. Но ещё св. Иоанн Лествичник гово­рил: «Никто не может так свидетельствовать о поражении диавола и демонов как жестокое их нападение на нас».

Вспоминает трудник С.:

«Однажды замучил меня помысел: уйду из монастыря. Чего я тут забыл? Домой хочу! Несколько дней так ходил, покоя не знал. А тут ещё и единомышленники нашлись, тоже собрались. Стоим у берега Мокши. План бегства разрабатываем. Смот­рим, батюшка в нашу сторону идёт. Быстро головы опустили. Надо сказать, что при виде батюшки всё плохое куда-то улетучивалось. Чистый он был, надёжный, не унывал никогда. Поравнялся и мимо проходит, не задерживаясь. Когда около меня проходил, тихо так сказал:
— Из монастыря уйдёшь, на войну попадёшь.

С тех пор про уход и думать забыл. Но время шло. Забылись батюшкины слова... Это какая же война в наше мирное время?! Ушёл из монастыря всё-таки. И на войну попал! В Чечню. Уж нахлебался там... Каждый день батюшку вспоминал. Как живой остался, не знаю. Батюшка, видно, молился за меня, грешника...»

…Безспорно, батюшкины молитвы были самым настоящим ду­ховным цементом, который скреплял монастырскую братию.
В течение десяти лет, с 3 декабря 1991 года и вплоть до своей кончины, батюшка был духовником Санаксарской обители.

Молодые супруги М. из Москвы

«Вбегает взволнованный монах. С порога сообщает:
— Батюшка! — тут он называет имя важной-преважной персо­ны.— К вам приехали и срочно просят беседы.
Старец и глазом не моргнул — продолжал читать прибывшим притчу о том, как один монах увлёкся пением птички и вышел за ограду монас­тыря вслед за ней... Долго, долго бродил по лесу... А когда вернул­ся в обитель, выяснилось, что прошло сто лет!..
Келейник постоял, постоял и вышел. Раза три так забегал.

Дочитал батюшка. Помазал всех маслицем, благословил. Только после этого он ту «важную» персону принял.
Рядом с истинным пастырем есть о чём задуматься даже самым высшим чинам, как светским, так и церковным».

… Был однажды такой случай: приезжаем мы с батюшкой в Дивеево. А там как раз Патриарх был. Люди около него теснились. И тут, кто-то, узнавший схиигумена, крикнул:
— Иероним приехал!
Мгновение — вокруг Патриарха стало пусто!..
Как не любил он эту безсмысленную беготню за ним, как скорбел, как умолял, сердился, даже плакал:
— В храм идите! К Богу идите!!!

Однажды, во время службы, весть среди прихожан пронеслась: «Батюшка на Афон уезжает; проводить надо». Весь храм опустел, осталось три человека. И невдомёк было толпе, жадно около старца теснящейся, что проводили-то его только эти три человека, не ушедших со службы!

… Одному молодому священнику, духовному чаду схиигумена Иеронима, грозило снятие креста за... живую проповедь о вреде телевидения, о духовной опасности ИНН. Владыка предло­жил ему даже «тёплое» местечко, если замолчит:
— Ты прав, — сказал епископ. — Во всём прав, но помолчать-то можешь?

Священник ответил:
— Не могу молчать. «Молчанием предаётся Бог!».
Крест с него сняли. Нашли повод. Можно только догадывать­ся, какие усилия прилагал батюшка и все близкие ему по духу добрые пастыри, чтобы плыть против течения. А они просто исполняют пастырские обязанности! Быть честными перед Бо­гом и людьми. Как тут не вспомнить слова отца Иеронима:

Придёт время, будете бегать повсюду, искать батюшку — и не найдёте...

Ноги этой системы растут из Преисподней
Антон Жоголев. 28 декабря 2021.

«Однажды к батюшке Иерониму в келью «прорвалась» одна из духовных дочерей с очень дорогими заграничными витаминами «общеукрепляющими», батюшка рассердился не на шутку: «Выброси! Там такого понапичкано – силой креста не всё снимешь!» То есть и крестить-то можно только то, что в пищу годится».

«Когда над Россией загремел гром новой беды – злополучной «идентификации», — многие монастыри вдруг превратились в своего рода крепости в борьбе с этим нежданным злом… Когда многих из нас охватило уныние, когда даже некоторые известные старцы отмалчивались или, того хуже, обречённо «юродствовали» в ответ на прямо поставленный вопрос, тогда и раздался из Санаксар громкий голос отца Иеронима! И уже не горстка духовных чад, а вся Россия узнала, что есть в Санаксарах духовник, старец, и вот этот старец открыто не благословляет брать ИНН. А кто принимает «номер», считает он, тот «повредит своей душе».

— Вопрос к келейнику старца Иеронима иеродиакону Амвросию: «Каково было его отношение к проблеме ИНН?
Иеродиакон Амвросий - келейник схиигумена Иеронима:
— Разногласий у нас в монастыре не было. Вся братия восприняла проблему электронной идентификации как вызов Православию. Мы выступили против принятия ИНН.

Батюшку однажды спросили, действительно ли он считает эту новую электронную систему учёта предантихристовой. И он ответил твёрдо, что «ноги этой системы растут из Преисподней».
«С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро всё будет сделано.

Приехали люди из Омска, сидят у батюшки в притворе кельи. Выходит келейник его, отец Амвросий и раздаёт людям духовную литературу, чтобы они читали, пока ждут батюшку. А затем, всё раздав, оборачивается к нам троим и говорит: «А это вот тем кто из Омска — батюшка передал...» Они разворачивают, там статья про электронные деньги. А женщина-врач как раз из-за этого вопроса приехала. Она говорит: пока ещё можно договориться с руководством обходиться без электронных денег, а на будущее как быть? И батюшка ей ответил: Не брать.

Женщина с Украины спросила его про ИНН: принимать или не принимать? Ведь пугают, говорят, что нельзя будет покупать и продавать без ИНН. Батюшка ей так ответил: нужно терпеть гонения, но «номер» не брать. О том, что нас ждёт тяжёлое время: «Вы всего боитесь. Не бойтесь, со Христом и мучение не будет больно!.. И Господь даст крепость, силы перенести страдания».
Надо себя не жалеть, а принуждать непрестанно молиться. Ночью, говорил он, обязательно надо молиться. Тогда в 40 раз сильнее молитва. Молитва всегда должна быть на устах, — строго говорил он.

Покаяние

«Господь ждёт от нас покаяния, ждёт, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по-Божьи. Никогда ещё люди не подвергались таким тяжёлым испытаниям и искушениям, как теперь. Но чем больше искушений, тем спасительнее наше время. Ни один человек сейчас не проходит по жизни без испытаний. Сейчас идёт нагнетание прелестей дьявольских, много чародеев стало в миру. Это слуги дьявола. С их помощью дьявол сеет плевелы, чтобы антихристу прийти в мир. Но Господь удерживает его.

Наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь. Смотрите, какие сейчас встречаются грехи! Дьявол расставил все сети. Жизнь подвергается полной компьютеризации, обработке телевидением. Каждый человек подвергается гипнотическому отравлению через блуд, вино, курение, наркотики… Но мы должны быть доблестными воинами Христовыми. Должны каждую минуту, каждый час следить за собой, какие мы грехи совершили… И надо немедленно покаяться. Немедленно нужно исправиться, пока мы не погрязли полностью в грязи греховной. Нужно очиститься от греха и идти по Божьему пути.

Где искусительно, там и спасительно! Терпи и спасёшься!».
Предсказывая тяжёлое время, велел траву сушить и в банки закручивать. Кто в казённых квартирах, советовал перебираться поближе к земле.
Тогда же батюшка рассказывал, что Господь показал ему конец Земли. «Как четыреста громов, и земля, как море – волнами, волнами. Страшно так!..»

Наставления отца Иеронима

Не раз он говорил о том, что в последние времена натиск злых сил будет настолько мощным, поражающим ум, волю, способность к сопротивлению, что «с трудом будете держать слова молитв в памяти – едва ли „Отче наш...“ сумеете произнести – память отнимется!» Советовал заучивать краткие молитовки».

Предупреждал, что в последние времена ад опустеет – полчища бесов будут метаться по земле, заполнят дома, вселятся в людей, в домашних животных. И всё это для погибели душ человеческих и для устрашения православных!
«Приближается время, когда далеко не в каждый храм можно будет ходить и тяжело придётся новоначальным – не будет у них достойных примеров для подражания ни среди прихожан, ни среди священнослужителей, вплоть до самых вышестоящих иерархов. В руководство останутся только писания Святых Отцов и жития святых»

В храмы ходить до последнего, пока поют «Символ Веры» и «Отче наш...» Господь не попускает посягнуть на Евхаристичес­кий Канон. Господь милостив. Он терпеливо будет ждать каждого, пока в Православную Церковь не войдёт последний кающийся.
Отец Иероним благословлял как можно чаще исповедоваться и причащаться. Не читать мирского.
— Твой живой разговор с Богом, вот что Господу угодно, а не количество информации, даже духовной!

Не благословлял старец смотреть телевизионные трансляции церковных служб:
— Православный должен служить Богу, нахо­дясь в храме Божием, а не глазеть в телевизор! Если же по каким-то причинам не можешь пойти на службу, читай Псалтирь, — говорил старец. — Только наполняясь Премудростью Божией из текстов Священного Писания, получив благодать в церковных Таинствах, особенно в Причастии, сможешь выжить, сохранить здравый рассудок, белое от чёрного отличить, не обольститься. Сохранить Дух Истины!

Времена наступают для истинных православных невыносимые! Останется мало истинных! Настанет такая непроглядная духовная тьма, что духовное состояние последних православных будет приближено к тому, что испытывал Господь наш Иисус Христос, распятый на кресте, всеми оставленный...

Отец Иероним много раз говорил о том, что нужно быть готовым к тому времени, когда выйдут из строя все системы глобального жизнеобеспечения газо-нефте-водопроводы, энергосеть и т. д. Предвидел старец и финансовый кризис. Говорил: «Банки лопнут, земля будет стоить дороже дома». Предуп­реждал, что население будут искусственно готовить к безналичному расчёту: «чип на лбу — и кошелёк в магазин с собой брать не надо. Электроника все твои расходы и приходы сочтёт и вычтет...»

Предупреждал старец и о голоде. Только вот о каком голоде говорил старец — о телесном или духовном? О том и другом вместе. А какой из них страшнее? «Если думать о сохра­нении тела и делать запасы: бегать, сломя голо­ву, по магазинам... — говорил отец Иероним. — То и до людоедства дело может дойти, как было в Израиле.

Все православные, от епископов до прихожан, желающие до конца искренне и честно служить Богу; поставлены в нравственно невыносимые условия.

И пусть скажут, что ИНН это ещё не печать антихриста! Но если человек примет и оставшиеся электронные документы, то выбор будет сделан окончательно. Там останется последний «штрих», когда его лоб заклеймят — вопрос уже совсем близкого времени. Главное дух сломлен, суть Выбора в том, ЧТО ты выберешь — жизнь в Православном духе с Богом или жизнь по плоти с антихристом. Третьего не дано!

Как нелепо, жалко и страшно выглядят все попытки совместить несовместимое. Бога и мамонну…
Да разве Господь оставит того, кто честно и искренне верит и любит, кто доверился Ему как безпомощное дитя?! Разве Своей Премудростью не внушит чаду своему как, когда, где и какие запасы сделать, и в каком количестве, если они понадобятся! Здесь не безпечность, а вера, выстраданная, с полной кладовой духовных богатств, надёжно в благоговейном сердце хранимых...»

Раба Божия Т. немало потрудилась для монастыря
«Пожаловалась я однажды отцу Иерониму:
— Совсем больная. И там болит, и тут болит.
Старец посмотрел на неё — и как из ружья выстрелил:
— А у меня ничего не болит?.. Богу надо служить, Богу!..

…Жизнь любого монастыря из двух составных частей строится — внешняя сторона видима всем и понятна, а внутренняя, духов­ная — тайна неприкосновенная, видимая лишь духовными очами:
Батюшка говорил: «Вероятность спасения в миру — процентов тридцать, а в монастыре девяносто! Если, конечно, идёшь в монастырь душу спасать, а не тело как-то пристроить, потому что деваться больше некуда...»

… На почте однажды компьютер сломался, когда там отец Иероним побывал.
… Весь состав монашествующих в селе Ковыляй, во главе с настоятельницей покинули однажды монастырь. Совпало это с самым острым накалом страстей вокруг ИНН и новых российских паспортов.

Одновременно с ковыляйскими сёстрами, подавляющее большинство насельниц Пайгармского монастыря, во главе с игуменьей Серафимой, покинули тогда молитвенными и телесными трудами расцветшую обитель, отказавшись получать новые паспорта.
Отец Иероним перед этим, после очередного посещения, отслужив литургию, сказал сопровождающим:
— Серафима, последняя игуменья.
Как не вспомнить пророчества старцев: «Настанет время, эшелоны пойдут гонимых. Бегите за первыми, за колеса хватайтесь. Останетесь — пропадёте. Мало кто сможет выстоять в духовном голоде и одиночестве. Изо всех сил старайтесь не прерывать духовную связь с первыми гонимыми...»

«В храмы ходить до последнего, — призывал отец Иероним, — пока поют «Символ Веры» и «Отче наш...» Господь не попускает посягнуть на Евхаристичес­кий Канон. Господь милостив. Он терпеливо будет ждать каждого, пока в Православную Церковь не войдёт последний кающийся.

Отец Иероним благословлял как можно чаще исповедоваться и причащаться. Не читать мирского.
— Твой живой разговор с Богом, вот что Господу угодно, а не количество информации, даже духовной!

Не благословлял старец смотреть телевизионные трансляции церковных служб:
— Православный должен служить Богу, нахо­дясь в храме Божием, а не глазеть в телевизор! Если же по каким-то причинам не можешь пойти на службу, читай Псалтирь, — говорил старец. — Только наполняясь Премудростью Божией из текстов Священного Писания, получив благодать в церковных Таинствах, особенно в Причастии, сможешь выжить, сохранить здравый рассудок, белое от чёрного отличить, не обольститься. Сохранить Дух Истины!

Времена наступают для истинных православных невыносимые! Останется мало истинных! Настанет такая непроглядная духовная тьма, что духовное состояние последних православных будет приближено к тому, что испытывал Господь наш Иисус Христос, распятый на кресте, всеми оставленный...

Отец Иероним много раз говорил о том, что нужно быть готовым к тому времени, когда выйдут из строя все системы глобального жизнеобеспечения газо-нефте-водопроводы, энергосеть и т. д. Предвидел старец и финансовый кризис. Говорил: «Банки лопнут, земля будет стоить дороже дома». Предуп­реждал, что население будут искусственно готовить к безналичному расчёту: «чип на лбу — и кошелёк в магазин с собой брать не надо. Электроника все твои расходы и приходы сочтёт и вычтет...»

Предупреждал старец и о голоде. Только вот о каком голоде говорил старец — о телесном или духовном? О том и другом вместе. А какой из них страшнее? «Если думать о сохра­нении тела и делать запасы: бегать, сломя голо­ву, по магазинам... — говорил отец Иероним. — То и до людоедства дело может дойти, как было в Израиле.

Да разве Господь оставит того, кто честно и искренне верит и любит, кто доверился Ему как безпомощное дитя?! Разве Своей Премудростью не внушит чаду своему как, когда, где и какие запасы сделать, и в каком количестве, если они понадобятся! Здесь не безпечность, а вера, выстраданная, с полной кладовой духовных богатств, надёжно в благоговейном сердце хранимых...»
Все православные, от епископов до прихожан, желающие до конца искренне и честно служить Богу; поставлены в нравственно невыносимые условия.

И пусть скажут, что ИНН это ещё не печать антихриста! Но если человек примет и оставшиеся электронные документы, то выбор будет сделан окончательно. Там останется последний «штрих», когда его лоб заклеймят — вопрос уже совсем близкого времени. Главное дух сломлен, суть Выбора в том, ЧТО ты выберешь — жизнь в Православном духе с Богом или жизнь по плоти с антихристом. Третьего не дано!

Как нелепо, жалко и страшно выглядят все попытки совместить несовместимое. Бога и мамонну…»
… В одном женском монастыре Мордовии, обратила внимание настоятельница на недавно пришедшую в обитель сестру, по благословению схиигумена Иеронима, молчаливую, исполнительную. Всё с молитвой делает, всё в руках у неё спорит­ся... Одно «но» — без документов сестричка. А тут потребовал епископ послушницу в свои апартаменты за цветочками ухажи­вать. Лучшей кандидатуры не найти. Да и с документами вопрос решится — епископа-то побоится! Всё поначалу шло как нельзя лучше. Но у «иеронимовки» паспорт не только старого, ещё старейшего образца — «зелёный». На сестру стали нажимать:
— Поменяй быстрее, пока до владыки не дошло.
— Не буду менять. Зачем?
Доложили владыке. Сестрёнку — на ковёр...
— Тебя сам владыка благословляет поменять документы!
— А что мне владыка? У меня благословение старца, духовного отца! Это всё равно, что Бога предать.
Что тут началось!.. Нет теперь сестрички в монастыре.
Ничего, она в другом месте спасается. Поболее, чем многие в стенах монастыря…
«Признак великой души — от всех терпеть, всем служить» 
(схиигумеи Иероним)

Как же выжить, православному человеку? Отец Иероним не уставал повторять всем, обращающимся к нему за советом:
— С Богом живите! Огороды сажайте! Сведите до необходи­мого минимума всё то, что можно покупать на рынке и в магазине! Не забывайте принесённое оттуда кропить крещенской водой!

Отец Иероним советовал православным покупать дома в деревеньках, ближе к реке и лесу, и чтобы колодец был (лучше без газа, колонок и прочих удобств). Заводить, по силам, скотинку (кому курочек, кому коровку). Возделывать землю (по силам, чтобы добыча средств к суще­ствованию не превратилась в самоцель. Не затмила то главное, ради чего покинули городскую жизнь, — это духовное очищение и воспитание детей в нравственной чистоте, подальше от телевизоров, компьютеров и прочих средств оболванивания.

Сколько раз схимник своим примером преподавал урок учи­телям, и родителям, как следует себя вести с детьми, как обра­щаться с ними. Советовал быть требовательными, но справедли­выми. Главное, чтобы ребёнок всегда знал — его так сурово порой воспитывают из-за большой любви к нему.

Учить надо детей Закону Божь­ему и воспитывать их личным примером своей благочестивой жизни. Светское образование можно и дома получить.

А самое главное — это селиться в места, где поблизости есть действующий православный храм или монастырь. Если дорога в храм станет главным, в чём вы видите смысл своей жизни здесь, на земле, то Господь не оставит!

Не секрет; что России и русским нет места в масонском глобальном рае — наша территория их интересует только как аграрно-сырьевой придаток. Чтобы достичь своих целей, «закулисные полити­ки» не стесняются в средствах. В ход идёт всё, что духовно растлевает молодежь. Немалую роль в уничтожении нации играют и заграничные «продукты питания», созданные «чудом» генной инженерии, противоестественные человеческому существу. Вы­зывающие различные заболевания и, что страшно — мутации в организме, которые делают родителей неспособными оставлять после себя здоровое полноценное потомство. Эти «товары» на­воднили сегодня наш оскудевший собственной продукцией рынок — это при наших-то природных ресурсах! В ход идут и медицинские препараты, особенно прививки для детей!

…Не уставал старец повторять, что не может течь из одного крана и грязная, и чистая вода! Либо — та. Либо — другая!
Предупреждал, что в последние времена враг будет очень искусно, тонко и хитро внедряться повсюду — даже в самой безобидной книжке для детей, обязательно будет добавлена лож­ка дёгтя! Будут искажаться слова молитв, даже в текстах священ­ного Писания! Старец говорил, что если изменить только одно слово молитвы, и обращение будет уже не к Богу; а к тому, кто в преисподней сидит! Так что лучше всего молиться по святым книгам, доставшимся от бабушек и дедушек.

Получая ИНН, человек, по сути, отрекается от имени, данного ему Святой Православной Церковью при крещении, и говорит «да» антихристу. Батюшку спрашивали:
— Принимать ли ИНН? Получать новый паспорт?
Старец отвечал вначале подробно, предупреждая об опасности антихристианской системы вообще и её способов подавления человеческой личности, в частности. Потом отвечал кратко:
— Нет.
А мы всё шли и спрашивали. Тогда батюшка отвечал резко:
— Я всё вам сказал!
… Однажды к отцу Иерониму приехали насельницы одно­го из женских монастырей и стали громко сетовать:
— Как же мы, батюшка, без паспортов-то новых жить будем?! Что, нельзя их получать?
Старец, прижав палец к губам, обвёл взглядом келию (показы­вая, что говорить нельзя) и отрицательно покачал головой...
Что тут началось!
— Нам же учиться надо! Мы молодые, а начальство, знаете, как ругается!
Наступила тишина. Долгая. Сёстры боялись поднять таза... По щекам старца текли слёзы. Наконец батюшка сказал в сердцах:
— Берите, получайте! Принимайте! Делайте что хотите... Вы всё примете!

Батюшка Иероним часто приговаривал:
— Госстрах, — государственный страх, что это ещё за страх?! В человеке может быть один страх — страх Божий. Или: — Райсобес. Какой может быть Рай с бесами?!
Надеялся старец, что слова эти, зёрнышки маленькие, упав на благодатную почву, дадут всходы и принесут плод. Помогут в трудные, безысходные минуты не дрогнуть и сделать правильный Выбор.

Отец Иероним пытался отрезвить пламенеющих рвением:
— Не взял ты паспорт, отказался от ИНН — живи себе тихонь­ко. Молись. Постепенно меняй свою жизнь, приспосабливая её к тем условиям, которые возникли из-за твоего выбора. Главное, никого не осуждай, и тех, кто всё принял. Стойко переноси всё обрушившееся на тебя. Господь не оставит. Верь Богу!

Сделал выбор — отдай сердце Богу, верь, молись, терпи, надейся, жди... Господь всё управит в свой срок, только не уступай ни на миллиметр. Отступишь — всё пропало, ты — в сетях лукавого. Всё с начала начинать придётся...»

Вспоминает раба Божия А.:
«Однажды сказала я батюшке Иерониму, что нет у меня пас­порта, и пенсию не получаю.
— Не получаешь, значит, чистенькая перед Богом будешь.

Не послушалась батюшку, хлопотать стала о пенсии. Явился он мне во сне и говорит: «Он даст, всё даст. Поклонишься «батюшке» Ленину — всё даст». И за спину мне смотрит. Оглянулась я, а там Ленин за столом, красным кумачом покрытым, сидит. Страшный такой, злой-презлой. После этого сна вся охота о пенсии хлопотать пропала.

На родине батюшки Иеронима в Ичалках был случай, когда верующая православная, мать восьмерых детей отказалась от пенсии. И детей своих пристыдила, которые настаивали на хлопо­тах о пенсии:
— Не выставляйте меня и себя на позорище. Вас у меня восемь. Да неужто вы все вместе одну мать не прокормите?

Из рассказа р. Б. К.:
«Батюшка мне не велел принимать ИНН, и паспорт получать.
Плачу:
— Как же буду жить без пенсии?!
А старец трижды мне сказал:
— С Богом. С Богом. С Богом!..
И, ничего. Живу! Бог даёт!



… Был случай, когда старец помог одной рабе Божией, ставшей жертвой мнительности. К причастию Святых Христовых Тайн шла она тяжело. По природе своей «чистюлей» была. А тут всех из одной Чаши, да ещё и одной лжицей! Побрезговала: «Стою на службе, — вспоминает она. — Батюшка служит как раз. Наступил момент Причастия. Опять мысль пришла: Всех из одной ложки… Не смогу я так! Может, больной кто, заражусь!!..

Съёжилась, а мысль не уходит. Тем временем отошёл в сторон­ку последний причастник. И тут, к моему изумлению, старец стал облизывать ложку с таким видом, будто ничего слаще на свете не бывает! Да так оно и есть! Такая жажда, такая тяга к Причастию появилась! От брезгливости и следа не осталось навсегда!»

… Отец Иероним наставлял и монашествующих, обращав­шихся к нему за духовными советами:
— Хочешь стать настоящим православным человеком, насто­ящим монахом — беги от человекоугодия, пустословия, празд­нословия. Если что порочащее услышишь, пусть в тебе и умрёт.

Учил он тщательно исследовать свою совесть — нет ли на кого обиды. Если сердце ожесточилось на обидчика, ушла любовь, то старайся не озлобиться. Всё время проси Бога, чтобы размягчилось сердце, отлегло от души, читай ежедневно «Канон покаянный». Часто он повторял:

Молитва — огромная сила. Всё даётся по вере. Верь Богу! 
Молиться учил, не торопясь, лучше вслух, вполголоса, вдумы­ваясь в каждое слово, откладывая его в сердце. Не раз повторял:
— Евангелие — это разговор с Богом, а Псалтирь — самоотчитка. Псалтирь в руки берёшь — солнышко просыпается! Если Псалтирь на земле читать перестанут, солнышко не взойдёт...

Ещё батюшка чтение Псалтири с лестницей в небо сравнивал. Каждая кафизма — ступенька. Пропустишь один день, убира­ется одна ступенька, если два — две ступеньки, а если неделю, месяц — сколько ступенек уберётся?! Как тогда до верхних допрыгнуть?!.. Благословлял читать неусыпаемую Псалтирь.

Говорил, что самая сильная молитва — ночная. С 12 до 2 час, ЗО мин. ночи открыто Небо, и Господь с ангелами служит (золото). С 2 час. 30 мин, до 5 утра — служба Божией Матери (бронза). А с 5 до 7 утра — медь. Спать батюшка благословлял не более шести часов в сутки и не менее. Часто приговаривал:
— Сонливость и леность — путь к погибели. Не позволяй себе расслабляться, не валяйся в постели, как проснёшься.

Обличая нас, нерадивых, старец говорил:
— Вот, лежу я, полёживаю и слышу голос: «Полежи, Иеронимушка, полежи. Устал ведь, милый, полежи». — Ну, нет! — отвечаю этому «голосу», сладенькому такому, вкрадчивому. — Нечего валяться! Вставай! Как легко и свобод­но становится, когда лень свою переборешь!
Учил батюшка волю воспитывать, дух укреплять:
— Относись к телу как тряпке. Это только ветхая одежда твоей безсмертной души. Не потакай плоти, её желаниям.

Благословил старец искупаться в святом источнике своих чад:
— Купайтесь смело... Что она, плоть? Тряпка и есть тряпка, макай её, макай.
Очень строго относился старец к епитимьям и взыскивал с тех, кто отлынивал. Особое внимание обращал на поклоны, говоря:
— Поклоны — смирение перед Богом. Будто землю распахиваешь, поле пашешь. Устал? На поклоны! Голова болит? На поклоны! Спина болит? На поклоны! Ноги болят? На поклоны!

«Ночные поклоны — дорогие, — говорил батюшка. — Золо­тые. Один поклон в церкви равен десяти дома или в келье».
Очень строго относился старец к соблюдению постов и учил поблажек себе не делать. Понимать истинный смысл православного поста — как средство, данное для очищения от греха.

Одна раба Божия сказала старцу:
— Я, батюшка, в Великий пост первую и последнюю неделю пощусь.
— Правильно, ты берёшь змею — голову и хвост оставля­ешь, а всю змею съедаешь.
«...Будете бегать повсюду, искать батюшку и не найдете...»
{схиигумен Иероним)
…Отец Иероним часто повторял, что любовь покроет множество грехов. А незадолго до кончины, не скрывая слёз, с болью сказал:
— Шума много, а любви мало...
Он, так же, как и Паисий Святогорец, «разрезал» своё сердце на тысячи, миллионы кусочков, раздал всем... и умер.

Батюшка много раз повторял:
— Я-то молюсь за вас... А вы за себя молитесь? Ваша молитва только до потолка».
… «Знай себя и довольно с тебя», — очень часто приговаривал отец Иероним, когда мы прибегали к нему перепуганные, «затюканные» распространителями слухов. Сколько страха, сколь­ко боли и слёз несли мы к батюшке, в надежде получить утешение.

Он утешал, но розовых очков не носил и не раздавал, говорил прямо:
— Если бы вы знали, что в действительности происходит в высших кругах власти, то веру бы потеряли...
Одна из батюшкиных чад — «непримиримый борец» за спра­ведливость, поначалу даже разочаровалась:
— Вокруг вон что творится, а я должна жить — «моя хата с краю!»

Не дошло сразу, что «знай себя и довольно с тебя», — означает совсем другое — если хочешь справедливости, правды, порядка, начни с себя. Загляни в себя, спроси у своей совести: «Нет ли и моей доли вины в том, что вокруг творится?!»
Первый шаг ко спасению — это осознание своей соб­ственной греховности и непоколебимое желание исправиться — измениться к лучшему, т. е. стать на путь покаяния.

Вторым шагом ко спасению станет воспитание в себе доброго расположения души и сердца.
Отец Иероним никогда не уставал повторять всем приходя­щим к нему:
— Любите друг друга, никогда не осуждайте. Даже если правы, говорите тихо, спокойно, не ругайтесь, не прекословьте, не спорьте. И что бы ни случилось — творите молитву и креститесь...
Как-то признался:
— Стоит на минутку «забыться». Перестать молиться, как чувствуешь приближение врага — и мысли чужие, и тело слабеет.
Очень часто наставлял:
— Богу служите, Богу угождайте. Богу, а не своим прихотям!
Как он хотел научить нас любить Бога и служить Ему так, как сам служил. Просто, чисто, искренне, от всего любящего сердца. Каждый удар которого — Богу, каждый вздох — Богу, каждый миг жизни — Богу!

… В любви отца Иеронима к нам не было даже намека на сладенькую такую «добренькость». Суров и требователен он был, когда кто-то позволял себе переступить порог благоговения ко святому! На всю жизнь запомнила, как нужно хранить просфоры!

Купила я их в монастырской лавочке, положила в пакет. Приехала домой. Спрятала на святом уголке. Через недели две вспомнила про них. Достаю пакет заглядываю... Страшно — плесень на освящённом хлебе! Цвет, словами не передать, от ядовито-грязно-зелёного до жёлто-красного. Что делать?! Кладу земной поклон перед иконами и еду к батюшке за советом... Стою перед ним, исповедуюсь. Ноги слабеют. Призналась. Надо было видеть, как нахмурились брови старца! Одно только сказал, как выстрелил:
— Потребить!
Помчалась я подальше от людей. Спряталась в пустынном местечке, за Воскресенским храмом на монастыр­ском кладбище. И потребила. Все до одной съела, и водой не запивала, и вкуса не чувствовала, только пыль от плесени у рта вилась. Но не подавилась, и плохо не стало. Батюшка молился. Вместе с нерадивым чадом преступление разделил.

Даже от сердитого, от него, такая любовь шла!..
Ещё строго батюшка взыскивал, когда на службу не торопи­лись. Всегда говорил:
— Долг каждого православного христианина — на службе быть в каждый праздничный и воскресный день. Как же без покаяния, без сокрушения и смирения получить от Бога помощь в борьбе с врагом рода человеческого?! Это всё равно, что на войну без брони и без оружия идти…

Благословлял чаще исповедоваться и причащаться святых Христовых Тайн. Помощь свыше подаётся только тому, кто в ней нуждается и видит себя немощным, без Бога ни на что не способным.
Уходят от нас старцы. Переселяются в Небесные Обители.
Когда преподобному Серафиму Саровскому сказали:
— Куда уж нам, простым смертным до вас! До уровня вашего Подвига. Батюшка ответил предельно ясно и скромно:
— Все так могут, решимости только не хватает...»

Всё — исследуй!
Подвизавшаяся около монастыря раба Божия К.:

«Предупреждал старец, как тяжело будет новоначальным — не будет у них достойного примера ни среди прихожан, ни среди священнослужителей. Только Писания святых Отцов да жития святых. Невозможно будет воцерковиться чистому человеку. И в монастырях не легче — один-два достойных монаха в окружении лжебратии.

Открыв церков­ный календарь на страницах, где помещены фотографии архиереев, указывал на одного-двух:
— Эти — настоящие.
Потом быстро захлопывал календарь со словами: «Смотреть не хочу!.. Богу угождайте, а не людям!.. Спасётесь послушанием Ему...»
«Всякого человека испытывай, — наставлял старец Иероним. — Испытывай какого он духа. Особенно священника. И меня испытывай, что за дух во мне. Любое, порученное тебе дело, исследуй, угодно ли оно Богу и соответствует ли Его Заповедям».
Отец Иероним предупреждал излишне доверчивых и наивных:
— Будьте осторожны, вы же взрослые люди!

Вся жизнь схиигумена Иеронима была ярчайшим примером смирения и послушания Богу и Его Заповедям. Но тяжело было батюшке в последний год жизни, когда высшими правящими кругами Московской Патриархии были поставлены запреты на самые насущные и больные проблемы в Православной Церкви и в современной духовной жизни России.
Когда батюшку Иеронима спрашивали:
— Как же спасаться, как не заблудиться и не попасть в когти и зубы волков в овечьей шкуре и лжепастырей?
Старец отвечал:
— Идите царским путём. Царский путь — самый тяжкий, самый прискорбный, тернистый и узкий, но спасительный!
Сколько раз сокрушался старец:
— Много-много мне есть, что сказать вам. Да не готовы вы ... не готовы...
Как всегда, предельно просто и образно, отец Иероним разъяснил нам всю суть, духовного преуспеяния на царском пути:
«Собрался раз деревенский мужичок в город на рынок. Лошад­ку запряг. Уселся поудобнее в телеге. Взял вожжи в руки:
— Н-о-о-о, милая, не подведи!
Вернулся к вечеру. Спрашивают его:
— Ну что, много народу было?
— Может и был кто... Не видал я...

Мужичок тот знал, зачем поехал, дорогу видел. Ему остава­лось только лошадку понукать: «Но, да но!» Чего ему по сторонам-то глазеть. Все вокруг расступались, дорогу ему давали. А он, знай себе, молитву творит да лошадку понукает. Вот и нам бы так — молиться да трудиться, идти верным путём — все и расступятся перед нами...»
Для нашего утверждения, отвергая всякую жалость к себе, батюшка твёрдо произнёс:
— Я не один! Нет, я не один! Я с Богом!



Санаксарские старцы: схиархимандрит Феофан (Даньков), схиархимандрит Питирим (Перегудов) и схиигумен Иероним (Верендякин)
… Однажды духовная дочь старца раба Божия А. вся в слезах к батюшке пришла:
— Как быть? Священник прихода неправильно поступает.

Изложила суть дела. Отец Иероним выслушал и сказал:
— А ты сама тихонько подойди к нему, найди слова от сердца, чтобы дошло до него. Не обличай со злом, а попробуй привести его к исправлению, с любовью подойди, с сочувствием.
Чадо кивало головой, вытирая слёзы, и пыталось улыбнуться.
— Вот и хорошо, — батюшка обращался с ней бережно, как с ребёнком. — А теперь давай встанем на коленочки перед иконами, помолимся и попросим прощения у Бога за то, что осудили...

Из уст старца никогда не выходило ни одного бранного обидно­го слова в адрес любого человека. Видя и понимая, что в действи­тельности происходит в стране и в Церкви, отец Иероним не критиканствовал, а обличал с любовью и великой болью за Россию, за Православную Церковь и всех её чад — сверху до низу, учил любить и болеть, и молиться за всех.

Старец пытался донести истинный смысл духовной борьбы. Не раз говорил об опасности мирского духа, особенно для монасты­рей и всего строя монастырской жизни... Опасности формирующейся антихристианской государственной системы и о тех, кто готовит всё для её создания — о слугах антихриста, которые действуют, не скрываясь и не маскируясь.

Рассказывали, как батюшка Иероним безстрашно отслужил акафист Царю Николаю-мученику в одной из мос­ковских церквей (до прославления царственной семьи). Никто из священноначалия не посмел остановить старца, который не раз говорил, что без прославления царя, всей царской семьи, без всеобщего покаяния, возрождение России невозможно.
Не будьте пособниками зла!

… Не следует забывать: когда отец Иероним говорил, что не надо обращаться в больницу, он имел в виду в первую очередь те болезни, которые имеют в основе духовные причины. Разумеется, старец не был против медицинской помощи как тако­вой, а выступал против состояния системы здравоохранения.

Старец не раз говорил о современных медицинских препаратах:
— В них такого понапичкано, что и крестом не всё снимешь!-
Давно уже не секрет; что система здравоохранения в России стала одной из важнейших составных частей масонской программы по сокращению численности населения России.
По словам преподобного Серафима Саровского, вся наша жизнь здесь, на земле, имеет духовную подоплёку, основу, духов­ный смысл — или ты с Богом, или ты против него. Середины нет.

И даже самая гуманная профессия — врач, вся медицина, не освящённая Духом Святым, превращается в своё злобное подо­бие, цель которого — обеспечить внешнее благополучие, исцеле­ние тела, не беря во внимание человеческую безсмертную душу.
Особо старец говорил об абортах — узаконенной фабрике насильственной смерти в наших медицинских учреждениях.

Не раз говорил он об убийственной силе при­вивок. Особенно прививок детей, что уже в роддомах детей портят, заражают инфекциями! Не делают из этого секрета и сами медработники, большинство из которых предпо­читают своим детям прививок не делать!
Обращались к старцу врачи, детские врачи — верующие, с вопросом — как им быть? Старец благословлял быть всегда безкомпромиссными со злом. Прививок не делать! Если будут заставлять, идти на фальси­фикацию, т. е. ставить записи, что прививки сделаны. Главное — не становиться убийцами и пособниками убийц!

Иногда приходится слышать возгласы: «Вот какой старец — людям запрещал лечитъся, а сам лечился!»
Уж кто, как не старец и душою и телом был весь во власти Божией! Да и не лечился он, а при крайних недомоганиях смирялся, выполняя не свою волю!

… О том, насколько крепка наша вера и упование на Бога, наша преданность духовным отцам, говорит такой факт. Было это в середине 1990-х годов, в самый разгар инэнновской «кампании». Вышли в одном городе на улицы православные, с протестом против ИНН.
Стали участников протеста вызывать «куда следует» да допра­шивать. Нет бы, ответить: «Мы православные и хотим жить по Закону Божьему, а не по подсказке «хозяев» из-за границы». «Мужества» хватило только на то, чтобы заявить:
— Нас старец Иероним благословил.

Не надо иметь особого ума, чтобы догадаться, каковы были последствия подобного «мужества» для батюшки Иеронима!
Старца пытались заставить молчать, но по его вразумлениям и молитвам тот, до кого должно было дойти слово Истины, доходило. И кончина батюшки не стала помехой. Воистину, все козни мучителей обора­чиваются против них же!

Раба Божия М.:

«Отец Иероним пытался помочь нам бороться с духом анти­христа. Не запугивал «страшилками»: «Получишь новый паспорт — сразу в ад пойдёшь!..» Как делают современные борцы за чистоту Православия и провокаторы. Даже Сам Господь никого силком в рай не тащит. Не нарушает свободную волю человека. Поставил Своё создание перед выбором — вот зло. Вот добро — выбирай. Сам выбирай, сознательно выбирай! Милосердию Создателя нет предела!

Много-много раз старец предупреждал о духовной опасности, иду­щей от многочисленных лжепастырей. Потому не оставил схим­ник без внимания и проблемы современных духовных училищ, семинарий; давал много советов их руководителям. Был бы услы­шан голос старца — немало проблем было бы разрешено!

За тех, чьи души окормлял, боролся как лев. Сколько раз плакал на своих Молебнах отец Иероним:
— Кайтесь, кайтесь пока не поздно, чёрные вы головешки, адова солома!

И это было не просто резкое обличение, в сердцах сорвавше­еся из уст старца — это была не прекращающаяся ни днём, ни ночью боль — непрестанная молитва к Богу — слёзная, сердечная, за каждую погибающую душу, которую схимник знает как спасти. Но сам человек, обладатель этой безсмертной души — Невесты Христовой, противится изо всех сил, не хочет и слышать о спасительном пути для неё. Держит её в своём холёном теле на правах «грязной замарашки». «Не жалей плоти, — говорил старец. — Она есть лишь жилище наше...»


После службы. По пути из храма.

…Многим старец говорил:
— Не осуждай никого, никогда не ругайся, не прекословь, не спорь, а твори молитву и крестись. Бог никогда не оставит тех, кто Ему верен. А для оступившихся всегда есть время для покаяния.

Любовью было наполнено существо старца — несказанная Пасхальная радость переполняла его. Он сам не раз говорил:
— Пасха бывает один раз в году, а у меня каждый день! Во мне радость такая живёт!.. Если б вы знали, как сладко с Богом жить!
По возвращении из поездки на Святую Землю, батюшка говорить о об этом поначалу не мог — всё время плакал:
— Теперь и умереть можно!

… То ли в шутку, то ли всерьёз, отец Иероним говорил: что когда его выгонят из Санаксарского монастыря, он уйдёт в Ковыляй... Известно, что Ковыляйская Троицкая обитель была крепка духов­ными Православными традициями. Её основание в своё время благословил сам преподобный Серафим Саровский и старец Яков Затворник...

— Ковыляйский монастырь возродится, обязательно возро­дится! Большой монастырь будет... Только сокрытым останется... до времени...

Как тут не вспомнить Афонских монахов, сказавших:
— Если бы в России знали, кто жил рядом с ними, то целовали бы землю в местах, где ступали стопы ног схиигумена Иеронима!
…Кельи старца больше нет. Нет места, куда всегда бежали, шли, ехали со всех концов, а иногда и приползали, в надежде получить утешение, оздоровление, духовные советы.

Богатейшее наследство старца в обители осталось. Его не выбросить, ни забелить, ни закрасить, не выкорчевать! Наслед­ство это — батюшкино Православное сердце — чистое, искрен­нее, так горячо любящее Бога. И верное Ему до смерти.

О своей кончине отец Иероним многим говорил:
— Я и на том свете буду за вас молиться!
Когда батюшка уже готовился к переходу в Вечную Жизнь, последние его шаги по земле были от келии до храма, до алтаря. И после службы — к келии. Одному Богу ведомо, чего стоил тяжело больному старцу, вместившему в своё сердце столько чужого горя, каждый шаг!

Все, кто любил старца, видя его телесные страдания, пыта­лись помочь ему — достать новомодные лекарства, привлечь лучших врачей, спрятать его, где-нибудь в тишине и уюте. Только невдомёк всем было, что для монаха из монастыря, только один путь — на кладбище!

Раба Божия Ф.:

«Последние месяцы жизни батюшки были особенно тяжёлыми, но схимник, превозмогая болезнь и боль, ходил в храм на Службу. Молебны служил, принимал страждущих в своей келье, давал наставления. Мы всё больше убеждались в том, что высшее проявление любви — это способность к самопожертвованию.

Старец никогда не жалел себя, своё здоро­вье. Не жалел своего сердца, ради людей страждущих. Уже будучи больным, он не оставлял без помощи всех, нуждающихся в нём. Его, страждущего тяжкими недугами, продолжали возить по всей стране — монастырю нужны деньги, стройматериалы, и много ещё чего…

…На Пасхальной седмице, последней в жизни старца, во время праздничной службы, через открытые Царские врата мы увидели, как схиигумен Иероним причащается Святых Христовых Тайн. Вот что так необходимо старцу, как воздух, как солнечный свет — соединение его с Богом!

Как хотел отец Иероним заронить в сердца наши хоть зёрнышко духовного знания и зрения, чтобы весь остаток нашей земной жизни мы прожили, не уподобляясь скотам безсмысленным! И было бы нам, с чем предстать перед Богом, когда перешагнём порог Вечности.

Раба Божия К:

«Для старца Иеронима этот миг настал в ночь на 7 июня 2001 года. Батюшка переселился в небесные Обители в 22 часа 30 минут 6 июня.

Накануне старец причастился Святых Христовых Тайн. И сказал в присутствии нескольких духовных чад:
— Много народу скоро здесь соберётся. Много приедет.
Все, слушающие старца, пришли в недоумение:
— Мы же разъезжаемся! Отошла служба в честь праздника Пресвятой Троицы, на которую много народу собралось.
Старец опять повторяет:
— Народу-то соберётся! Много приедет!..
О своих похоро­нах схимник говорил!..

Около 23-х часов зазвонил монастырский колокол. Наместник собрал братию и сказал:
— Читайте...
И вот в главном соборном; храме Санаксарского монастыря во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи — полумрак. Гроб с телом батюшки — в центре. Храм освещён мерцающим светом нескольких свечей. Вполголоса читается Евангелие. Один иеромонах сменяет другого. Всю ночь просто­яли безсменными стражами двое из братии. Прощались с духов­ным отцом...
… Батюшка Иероним не расставался с чётками. Обладал даром непрестанной молитвы. Старец с восторгом призывал нас:
— Стяжание благодати Святаго Духа, соединение с Богом — для души слаще мёда и сот!

… Всегда тонко, осторожно и умело, старец подводил человека к Исповеди, видя в этом Церковном Таинстве не простую формальность, а живой разговор кающегося грешника с Богом. Другими словами, схимник брал человека за руку и подводил к ступенькам духовной лестницы, ведущей в Небо.
Хочешь наверх? Карабкайся, поднимайся. Упадёшь — опять всё с начала. И так до конца, до победы, до самой последней верхней ступеньки, а там — встреча с Самим Богом!

Владимир из Воронежа

«Приезжаю в Санаксарский монастырь. И тут выясняется, что сегодня день Памяти убиенных Царственных мучеников! И в обители готовится Крестный ход с их иконой вокруг главного храма!
Схиигумен Иероним шёл в числе первых, поучает и подбадривает всех:
— Страшна бесам сила покаяния истинного. Покаянными слезами смываются грехи! Там где пост, молитва, плач, там тёмным силам делать нечего! Покаяние — дар Божий, покаяние — второе Крещение. Путь ко спасению.

Чтобы с тобой ни случилось ищи причину в себе. Обидели, наказали, заболел, «испортили» — значит в броне брешь: грех твой.
Батюшка всегда подчёркивал, что дети страдают за грехи родителей во много раз сильнее самих родителей. И первое, самое надёжное лекарство — покаяние, что означает «отметание», изменение образа жизни. Это — главное оружие против козней диавола. Покаяться — значит не только перечислить грехи на исповеди, а измениться в корне. Нарушил заповеди — впредь следи за собой строже.

Из рассказа рясофорной послушницы Л.:

«Стояли мы с ба­тюшкой вдвоем у его келии. В какой-то момент нашей беседы, старец говорит:
— Всё кровушкой православной залито... Все стены.
По­молчал немного, окинул долгим задумчивым взглядом монас­тырские постройки, и произнёс:
— Умирать страшно…»

Ни шагу без Божьего благословения!
Вспоминает раб Божий А. из Ртищева:

«Возил я как-то батюшку в деревню Малая Козлов­ка, что под Саранском. После службы старец обратился к прихо­жанам со словами:
— Всю деревню вашу смогу вымолить. Все спасётесь... при четырёх условиях: 1. Семейным жить в венчанном браке. 2. Хо­дить на службу в храм в воскресные и праздничные дни. 3. Соблю­дать посты. 4. Не ругаться матом.

Сравнивал нас отец Иероним с заблудшими овечками, которые голоса Истинного Пастыря не слышат. Тогда приходится посылать собаку — злого духа, злого человека, чтоб полаял, если надо и покусал, словом, напугал хорошенько. Глядишь, «гулена» сама быстренько в стадо вернётся и дорогу показывать не надо.

Старец поучал: «...Сколько безумства принимает в себя че­ловек! Господь ждёт, чтобы мы пришли к Нему, покаялись... Мытарю, как известно, было достаточно всего пяти слов, чтобы выразить всю силу своего покаяния! «Боже! Милостив буди мне, грешному!» И только в одном-единственном случае нет никакой надежды на милосердие Божие — когда человек находится в духовной прелести. Отец Иероним говорил, что прелесть хуже колдовства.

У колдуна есть шанс на покаяние, он понимает, что служит силам зла, что он — преступник перед Богом, а находящийся в прелести считает себя непогрешимым, потому на покаяние такой человек не способен! Этот несчастный неизлечим.
Учил батюшка видеть себя перед Богом и людьми такими, какие есть. Учил не притворяться. «Разве от Бога что скроешь!» Но и в самоуничижении меру знать... Одна сестра настолько отчаялась от осознания своих грехов, что уж взглянуть на людей боялась… Старец, проходя однажды мимо неё (на Молебне дело было), тихонько шепнул ей на ушко:

— А ты так говори: «Да, я грешная, грязная, хуже всех на свете! Но я твоя, Господи!» Нельзя отчаиваться в спасении...
Надо было видеть, каким счастьем заискрились её глазки!
Учил старец так Бога любить и верить Ему, что ни шагу без упования на Его Всепобеждающую силу не делать! «Научишься Бога всегда на первом месте видеть: ни мужа, ни жену; ни детей, ни внуков, ни начальников, ни врачей, а Бога, тогда всё у тебя ладно пойдёт: и в семье, и на работе, и со здоровьем!»

«Богатство земное при раздавании его, оскудевает, богатство же Небесное, чем более раздаётся, тем более приумножается...».



… Много раз спрашивали батюшку:
— Скоро ли ждать воцарения антихриста и конца мира?
Схимник всегда отвечал, показывая кончик своего мизинца:
— Вот столечко нам осталось.

Не раз говорил, что бытие человечества на земле связывается с целью восполнения мест Ангелов до первоначального их числа. Как только займётся последнее место, наступит Страшный Суд. Рассказывал старец и о том, каким будет конец нашего земного бытия, что всё будет длиться 10 — 15 минут. Сначала — сильный шум. Звука этого не выдержит никакая тварь. Всё живое обретёт новые, духовные тела. Время остановится и быстро побежит вспять! Вся история людей промелькнёт в течение нескольких минут с конца до начала — до сотворения мира. Вспышка! Огонь! И этот миг станет началом всего нового — Новой Земли, Нового Неба, Нового Иерусалима — Царства Божия для избранных.

Со слов пострадавшего в автокатастрофе Юрия:

«Старец принял меня. Он сидел на стуле и сильно плакал. Сказал мне:
— Юра! Юра! Я так долго ждал тебя... В какое страшное время вы живёте! Но будет ещё Возрождение России! Изберёт Господь Православного царя. Недолго ждать. Три хороших чуда-явления будет при Царе...

Потом отец Иероним сказал мне, что Россия воспрянет, возродится на страх всем врагам… Быстро и это время пройдёт... Будет война. И после голода и разрухи «восторжествует» анти­христ... За ним пойдут все прельщённые, но ужасно то, что многие из избранников Божиих тоже прельстятся. Но не все, а те, кто не записан в Книгу Жизни. Лютовать будет антихрист три года. Не­стерпимо ему, невыносимо и завидно, что люди спасаются. Вот он и будет звереть — Рай не для него. Особой ненавистью будет ненавидеть тех, кто читает Откровение Иоанна Богослова, так как этим Господь открывает завесу непонимания нашего времени...

В одном из разговоров, батюшка сильно обличал неревностных служителей Церкви... И ещё сказал батюшка — что те, кто больше всех будут кричать: «Не возьму новый паспорт и ИНН», тот первый прельстится и примет! Многие будут выдавать себя за других! Верных же Гос­подь, за веру их и смирение, укроет от антихриста. Будет два вида голода телесного: первый — недостаток хлеба и воды; второй — всё есть, а верующему не купить... Верным же Господу хватит просфоры да святой воды! Ещё говорил о том, что без причастия Святых Христовых Тайн не спастись! Говорил, что играя на страстях человеческих, враг будет прельщать людей богатством, роскошью, объедением, блудом...



Памяти схиигумена ИЕРОНИМА

Монастырское кладбище… В часовенке, построенной в честь старца Иеронима, никогда не гаснут свечи. В надежде избавиться от недугов сюда едут сотни верующих. Свои просьбы к покойному схиигумену паломники записывают в специальную тетрадь. Одни просят здоровья, другие — решения непростых житейских ситуаций, а некоторые оставляют батюшке записки с самыми сокровенными желаниями. «Хочу жениться на Елизавете», «Батюшка Иероним, помоги найти работу», «Отче, помоги выносить ребенка», «Избавь от раковой раны на щеке». Но, по свидетельству очевидцев, помощь получают только те, кто действительно верит в Бога.

А пожелание должно быть только во благо. Кроме просьб в тетрадь заносят и результаты посещения могилы старца. «Я просил у батюшки избавиться от пагубной страсти к курению. Без этого просто не мог жить, начались проблемы со здоровьем. Выкуривал три пачки в день, теперь обхожусь двумя сигаретами. Думаю, что благодаря старцу курить скоро брошу совсем…»

Исцеление здесь получают люди, страдающие тяжелыми заболеваниями. Там, где официальная медицина оказывается безсильной. Перечислять недуги, от которых избавляются посетившие часовню, можно до безконечности. Горсть земли, взятую с могилы, люди прикладывают к больным местам…»

Духовные чада

В Санаксарском монастыре старец Иероним прожил около десяти лет. За это время у него появилось много духовных детей. Надежда Фоменко из Иркутска: «С батюшкой мы познакомились в 1996 году. На приёме у батюшки происходили невероятные вещи. Из некоторых посетителей выходили бесы: люди выли, как собаки, говорили чужими голосами… Но больше всего меня поразила женщина, которая ревела медведем. От отца Иеронима люди выходили родившимися заново».

При жизни отца Иеронима почитали как прозорливого старца. Ему было дано видеть будущее и прошлое. «Он читал человека, как раскрытую книгу, — говорит Надежда Фоменко. — Он говорил, что человечество ожидает война, но идти она будет всего два дня. Когда мы спросили, в чём причины такой скоротечности, он ответил: «Самолеты ведь быстро летают…»

У его кельи всегда толпился народ, а те, кто не мог приехать, писали письма. Он никогда не отказывал в совете и помощи, а больных и страждущих принимал, даже когда сам уже находился при смерти. Дату своей кончины — 6 июня 2001 года — старец предвидел. Он ушёл в мир иной в 69 лет.



Множество людей почитает старца-исповедника наших времён. Несмотря на многочисленные, чудесные исцеления, праведный старец так и не канонизирован ещё до сих пор. Чиновники от Патриархии наконец проснутся и канонизируют; убиенных оптинских мучеников, воина Евгения Родионова, священника Даниила Сысоева… и многих мучеников и исповедников России последнего времени. Православные люди верят в то, что произойдет канонизация и схиигумена Иеронима Санаксарского…
https://stolica-s.su/news/religion/14135

+ + +
Священник Виктор Кузнецов
Мученики и исповедники.
Дополнение 37-е.

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица»
18 сентября 2024 Просмотров: 1 620