В борьбе за «бронзу»

altГоворить о рейтингах — дело неблагодарное. Давно известно, кто их делает и зачем публикует. И если совсем недавно была ясна тройка лидеров президентской гонки, то сейчас «бронза» Арсения Яценюка не просто поставлена под сомнение Сергеем Тигипко, но и другие могут его отодвинуть на пятую-шестую строчку в турнирной таблице. Согласно опросу IFES (Международный фонд избирательных систем (IFES) — некоммерческая неправительственная организация с головным офисом в Вашингтоне), в первом туре президентских выборов 31% голосов украинцы готовы отдать в поддержку Виктора Януковича, 19% поддерживают действующего премьер-министра, 4.8% респондентов намерены голосовать за Сергея Тигипко, 4.7% — за Арсения Яценюка. Таким образом, 12-процентный рейтинг Яценюка в первой половине уходящего года оказался не более чем историческим недоразумением, а порядком подзабытый за пятилетку Тигипко может рассчитывать на серьезное место при победителе.
От подопытного кролика к боевому

На днях появились агитационные плакаты, с которых Яценюк сообщает: «Я иду на войну с коррупцией!» Я думал, глядя прямо в его очки на фоне цвета хаки: были боевые слоны, есть боевые петухи, собаки бойцовских пород, но боевые кролики — это уже слишком!!! И представил себе следующую картину: Винни-Пух и Пятачок с винтовками идут в поход, а впереди — восседающий на ослике Иа Кролик с шашкой наголо. Именно так и выглядит кампания Арсения Яценюка. Глядя на продукцию его штаба, пытаешься ответить на вопрос «Зачем?». Понятно, что на имидже кролика, выглянувшего из норки, чтобы отправиться на войну, в президентское кресло не попадешь. И все же попытаемся ответить на свой риторический вопрос.

Самому Яценюку и его спонсорам это нужно, чтобы запомнили фамилию и лицо — то ли для будущих парламентских выборов, то ли для попадания в какую-либо влиятельную международную тусовку. Ведь почти на всех высших постах в стране, кроме президентского и премьерского, он уже успел «отметиться». Парламентская перспектива тоже могла бы вызвать сомнения: невозможно даже гипотетически спрогнозировать первую пятерку его потенциального списка, не говоря о двадцатке и тем более сотне. Правда, такого рода открытая структура прекрасно подходит для распродажи мест богачам, оставшимся за бортом привычных партий и блоков (ПР, БЮТ), а также для трудоустройства недавних соратников Ющенко. Замечу, что нынешнего главу государства Арсений Петрович вообще не поминает в своих публичных выступлениях. И попробуй пойми — то ли он хочет сделать тайной любовь к своему многолетнему благодетелю, то ли действует по принципу «о драконах — ни слова!».

Для чего такой кандидат нужен политтехнологам? Для продажи неликвидного товара и испытания новых наработок. Как удобно для этого найти «подопытного кролика» и не разбирающихся в политтехнологиях спонсоров. Ведь издревле известно, что боевые действия — лучший полигон для испытания новых видов оружия и наиболее удобное место для избавления от выработавшего ресурс старья. Война ведь всё спишет!

А где же цитаты из Яценюка, спросите вы… В этом случае важно не то, о чем он говорит, а то, о чем он молчит. Ни словом не поминает он ни будущую систему управления, ни взаимоотношения «центр — регионы», ни содержание следующего издания учебников истории. А при отсутствии публичной позиции в пустоты можно подставить все что угодно, например, ющенковско-бандеровскую повестку дня.

Кстати, твердая позиция была заявлена этим деятелем лишь два раза. Первый, когда 18 февраля 2008 года тогдашний спикер Арсений Яценюк привел Ющенко на коллегию МВД и там во всеуслышание рассказал, как ехал за рулем и перед его машиной, «пересекая дорогу, создавая аварийную ситуацию, появился джип. Госохрана включила спецсигналы для того, чтобы машине спикера уступили дорогу, но дорогу не уступили. «Я искренне думал, что он просто не видел автомобиля, а потом этот джип сдает вправо, у него опускается окно, оттуда вытягивается рука и показывается средний палец — то есть видно, что человек смотрит американские фильмы», — живописал Яценюк. Затем последовали оргвыводы. И эта тема стала доминирующей в стране в течение нескольких недель. Второй раз — в виде подписи под просьбой о вступлении в НАТО. Вот и всё!


«В меру мутно, в меру гибко», или новое амплуа «акулы бизнеса»


Была не так давно на киевском телеканале «ІCTV» передача «Акулы бизнеса». Там серьезные дяди и тети с запахом больших и легальных денег решали, помочь ли материально народному умельцу или отправить его мимо кассы. Среди этих вершителей судеб был и Сергей Тигипко, тогда банкир.

Карьера этого деятеля была не столь стремительной, как у Яценюка, но тоже весьма головокружительной. Сначала — трудное детство (одновременно с Юлей Григян, будущей Тимошенко, в том же Днепропетровске, заметим!), о котором любят говорить наши богачи: «Вы знаете, я вот всегда себя ставлю на место — что б я делал в такой ситуации, нынешней? Мама-медсестра и нас трое братьев. Вот как бы я выучился — я не знаю. Ну просто — я б не выучился, будем говорить откровенно». И комсомольская юность, и основание «Приватбанка», и посты вице-премьера, а затем — главы Нацбанка. И было бегство в 2004 году с поста начальника штаба В. Януковича в бизнес. В общем, прошел он боевой путь от икринки до самой настоящей акулы бизнеса.

В отличие от Яценюка, команда этого кандидата предельно понятна — там «не вписавшиеся» в ПР и БЮТ бизнесмены и «бывшие». Да и позицию свою имеет по многим вопросам. Но позицию осторожную, например: «Каким образом я вижу решение проблемы русского языка, чтобы не торопиться с этой украинизацией, потому что мы ломаем дрова, никому это не надо. В Крыму, в Донецке, в Луганске больше 51 процента — этнические русские. Как мы можем сегодня забрать у них этот язык? Кинотеатры — сразу посещаемость резко упала, потому что на украинском начали вещать. Немедленно надо дать возможность, чтобы не начинались вот эти смешные интервью: «добрий вечір», а после этого пошли говорить по-русски, и закончили – «надобраніч». Кому это надо, кому нужна эта проформа? Хотим украинский поднять, хотим, чтобы знали все как минимум два языка? Прекрасно! Давайте начнём со школы и мягенько, мягенько, через 10 лет, выйдем из проблемы». То есть от украинизации и при Тигипко никуда не деться.

«Я знаю свои рейтинги, которые говорят, что я закрепился на третьем месте. Но я буду бороться за второе и все сделаю, чтобы быть вторым, — заявил 16 декабря в Харькове кандидат в президенты Украины Сергей Тигипко. — В Харькове, Днепропетровске и Одессе точно буду вторым. Думаю, в Донецке, в Луганске тоже. Вчера прекрасно принимал меня Львов, раз десять прерывали аплодисментами на встрече с предпринимателями... Сейчас меня радует одна цифра в социологических исследованиях — 20—25% неопределившихся со своим выбором. Люди смотрят, выбирают, и это означает одно: за старых политиков они голосовать не будут, они выбирают среди новых, а если среди новых, то почему это не могу быть я? Задача занять второе место стоит лишь в первом туре выборов». И, как ни странно, у него есть кое-какие основания так говорить.

Кстати, еще одним претендентом на «бронзу» может стать и Юлия Тимошенко. Она так озаботилась поиском избирателя, что 15 декабря заявила во Львовской области: «Знову нагадаю сказане у 2004 році — я готова прати білизну у штабі президента Ющенка. Я не буду воювати зі своїми — ні з Ющенком, ні з Тягнибоком, ні з Гриценком...» А если для нее Тягныбок — свой, то для многих избирателей, еще недавно считавших, что в отношении воинствующей русофобии Вона «не такая и ждет трамвая», это более чем сигнал для поиска нового кумира.

22 декабря 2009 Просмотров: 3 391