МытарстваМытарство 1. — Не подвержены ли вы пороку празднословия? Не любите ли бесед безрассудных, скверных, нечистых? (9 зап. Зак. Бож.). А для того чтобы обуздать этот язык свой, молитесь сколько возможно чаще: «Положи, Господи, хранение устом моим!»
— Не произносили ли слов непотребных, срамных и кощунственных? (3 зап. Зак. Б.). Не соглашались ли малодушно с теми, кто кощунственно осмеивал св. учение, таинства и обряды св. Матери-Церкви? (8 зап. блаж. ).
Этот грех близок к богохулению и навлекает на виновных страшное наказание Божие. На всяком месте очи Господни; они видят и злых и добрых (Притч. 15, 7) и что Бог не оставит безнаказанным богохулящего. (Прем. 1, 6-9).
— Не любили ли предаваться суесловию, сквернословию, петь бесстыдные песни, производить бесчинные крики, смех и хохот? (7 зап. З. Б.).
Может быть, вы не считали все это за грех и не исповедовались во всем этом духовному отцу и не раскаивались? Не говорили ли вы когда лжи? (9 зап. З. Б.). Мытарство 2. — «Мерзость пред Господом уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему». В св. Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог. Он сам говорить: «Аз есть путь и истина и животе». Видите, от Кого мы отлучаем себя, когда лжем и с кем соединяемся ложью! — Не согрешили ли когда клятвопреступлением? (3 зап. З. Б.). Господь грозно наказывает клятвопреступников (царь Седекия иудейский и Навуходоносор). Св. Василий Вел. не оправдывает даже невольного и вынужденного насилием нарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин должен лучше потерпеть за истину, чем изменить клятве (пр. 82).
— Не божился ли ты? Не призывал ли имя Божие напрасно, в обыкновенных разговорах, без должного благоговения? Не принуждал ли кого к божбе? (3 зап. З. Б.).
В Ветхом Завете по закону побивали камнями тех, кто произносил имя Божие с пренебрежением. (Лев. 24, 16). «Слуга не смеет без нужды назвать имя своего господина, а ты имя Господа, ангелов произносишь везде без нужды и с великою небрежностью!» — замечает св. Златоуст.
— Не клялись ли когда ложно, т.е. не утверждали ли клятвою того, чего не было? (3 зап. З. Б.).
Господь воспрещает ложную клятву и указывает на Себя как на Отмстителя лжи (Лев. 19, 12). Всевидящий видит самые тайные помышления нашего сердца и, как Правосудный, строго взыщет за поругание Его имени (Анания и Сапфира).
— Не оклеветали ли кого на суде? (9 зап. З. Б.). Клевета строго запрещена в слове Божием (Исх. 20, 15). Клевета удаляет от Бога, как утверждает царь Давид (Нс. 14, 1-3). Господь нередко и в этой жизни строго наказывает клеветников (житие св. Петра Митр. Москов.).
— Не нарушали ли когда данных Богу обетов? (3 зап. З. Б.).
«Человек, — говорит св. прор. Моисей, — иже обещает обет Господу или заклянется клятвою, вся, елика изыдут из уст его, да сотворит». Видите, обеты стоят наряду с клятвою. Все свв. угодники Божий и в Ветхом и Новом завете строго исполняли данные Богу обеты: Пр. Иаков — в Вееиле, пр. Анна — в скинии, Пресв. Дева Мария — во храме и др.
— Искренно ли всегда исповедуете свои грехи? Не утаивали ли чего на исповеди? (3 зап. З. Б. и 4 зап. церковная).
Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него прощение, но Дух Святый, сердцеведец, не простит и не разрешит его. За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь, на земле, при своей кончине, мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат мучению во аде. Об этом есть много сказаний в душеполезных книгах.
Мытарство 3 — Не осуждали ли когда кого? Не любили ли клеветать на кого, бесславить, хулить и бранить ближнего? Не слушали ли сплетни и пересуды? (9 зап. З. Б.). Сам судия и Царь небесный сказал: «Не судите, да не судимы будете!» Значит, виновные в осуждении суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они дерзко присваивают себе право, принадлежащее одному Богу. «И кто ты, который судишь другого? Пред своим Господом стоит он или падает! Один Бог силен поднять его», — говорит св. Ап. Иаков (4, 12), суд Божий неизвестен людям, и один этот суд Правосудного Бога правилен. Наш суд, как грешных людей, неправилен.
— Не любили ли смеяться над чужими недостатками? (9 зап. З. Б.). Не осуждали ли и не смеялись ли над пастырями Церкви? (3 з. цер.).
Насмешка над ближним совсем непозволительна христианину. Она закрывает и извращает добрые качества того лица, на которое падает, следовательно, сюда входит и клевета, больнее прямого порицания и укора отзывается в душе человека, подвергаемого осмеянию, и более вредит его чести, следовательно, в ней выражается бессердечие и осуждение ближнего, дает характер удовольствия, чем делает грех заманчивее.
Что касается осуждения пастырей Церкви, бойтесь его. Если великому наказанию подвергаются оскорбители слуг земного царя, то какому наказанию подвергнутся оскорбители служителей Царя небесного, которых Сам Дух Святый поставил пасти Церковь Господа Бога! Где нет уважения к священному сану, там нет уважения их религии. Безнравственные враги общественного порядка всех времен ни о чем так не заботились, как ослабить клеветами и злословием уважение к священному сану.
Мытарство 4 — Не предавались ли чревоугодию, объедению, тайноядению и особенно пьянству, винопитию? (2 зап. З. Б.). Слово Божие научает проводить жизнь воздержаную: внимательно смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лук. 21, 34) «Пресыщением отягощенное чрево, — говорит митр. Филарет, — как гиря, висит под крыльями духа и тянет его к земле». «Не прельщайтесь: пьяницы Царства Божьего не наследуют», — говорить св. Ал. Павел (1 Кор. 6, 9-10). Горе человеку от пьянства. Тысячи бедствий испытывает он от него и в здешней жизни, и в будущей жизни, лишаясь вечного блаженства. Бегайте от пьянства, как от страшного яда, как от огня, страшитесь его, как западни диавола, через которую он уловляет христианские души.
— Не имели ли привычки есть и пить с утра, до совершения богослужения, не оградивши себя крестным знамением? (8 з. бл.).
Все церковные и благочестивые обряды мы должны соблюдать и уважать, даже если чрез исполнение их будем и неприятны людям, не привыкшим соблюдать их. Зато такое благочестие наше будет приятно Богу, свв. ангелам и святым Его, нас за это будут уважать все добрые люди.
— Соблюдаете ли вы вообще посты, установленные Церковью? (2 зап. церк., 4 зап. З. Б.).
Помните, что пост есть лучшее средство побороть чувственность нашей греховной природы и обуздать гибельные страсти. «Посты делают душу доброю, облегчают ее крылья, возносят выше земного, к горнему» (И. Зл. Бес. на кн. Бытия). Но пост телесный необходимо соединять с духовным, т.е. с воздержанием от гнева, ненависти, злопамятства, осуждения и т. п., с покаянием, благотворением, молитвою.
— Не приходилось ли вам упиваться на пирах, быть часто в местах общественных увеселений, в шумных компаниях, проводить время в картежной игре, чрезмерно предаваться всем светским удовольствиям? (9 зап. церк.).
Помните мудрое правило: «Чего глаза не видели и уши не слыхали, то и на ум не придет, и сердце того не пожелает». Я ничего не имею, если вы можете удержаться в тех пределах, в каких думаете держать себя. Но удержите ли вы себя в них? Припомните народное изречение: «Берегись первой чарки». Оно взято из опыта, что, выпивши одну чарку, трудно удержаться от другой, третьей, а там уж и без счета.
Мытарство 5 — Не любили ли проводить время в лености? (4 зап. 3. Б.). Помните, что труд заповедан Господом: «Шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя». На труд осудил Господь Адама, а след., и все происшедшее от него человечество. Свв. отцы говорят: «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно и души и тела человеческие портятся от праздности, матери пороков».
— Не погрешили ли когда тунеядством, т.е. пользовались чужими трудами, не оплачивая их, или сами, получая плату, не исполняли точно своих обязанностей? (8 зап. 3. Б.).
Строящий дом свой на чужие труды то же, что собирающий камни для своей могилы (Пр. Сир. (2), 9). «Хватай, человек, — говорит св. Тихон Задонский, — как хочешь и что хочешь, однако знай, что все чужое из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, истребит» (т. IV, стр. 70).
— Не замечали ли за собою лености духовной, т.е., во 1-ых, — нерадения о прославлении имени Божия? (9 зап. блаж.).
Не забывайте, что Господь обещает великие небесные блага всем верным рабам своим, прославляющим имя Его. «Прославляющих Меня и Я прославлю», — говорит Он. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», — говорит св. Апостол (1 Коринф. 2, 9).
— Молитесь ли вы Богу, во 2-х, с сокрушением и умилением сердца, за Царя, за начальников, пастырей духовных, за себя и за всех живых и умерших? (1 зап. З. Б.; 6 зап. церк.).
Помните, что молитва для души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы. Тело, лишенное пищи, ослабевает, так и душа, лишенная молитвы, приближается к расслаблению и духовной смерти. Дерево не может приносить плодов, не принимая сока от корней, так и душа без молитвы не может принести плодов благочестия. Если лишить себя молитвы, сделаешь то же, что вынешь рыбу из воды (Поуч. св. И. Злат.). Как птица, воздетая выше, спасается от ловца, так и душа, возвышаясь чрез молитву, спасается от диавола (Прот. И. Кроншт.). Через молитву можно воспарить, прейти небеса и приблизиться к Богу (И. Злат.).
Надо приобрести навык к постоянной молитве, и это достигается памятованием о Боге, благоговением и преданием себя на волю Божию. Тогда можно, хотя и сидя, творить молитвы и быть с Богом. Не в множестве слов и поклонов дело, а в возвышении ума и сердца к Богу. Можно много сказать слов молитвы и сделать поклонов, а о Боге совсем не вспомнить. «Старайтесь всегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Феоф. еп. тамб. ). Прямая воля Божия та, чтобы мы творили «молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и всех, иже во власти суть» (1 Тим. 2, 1). Усердная молитва Господу о даровании духовной мудрости и силы, здравия и спасения церковным и гражданским властям привлечет Божие благословение над ними и будет сопровождаться благотворными последствиями для нас же самих.
— Не ленились ли посещать храм Божий в праздничные и воскресные дни, не опускали ли утреню, литургию? (4 зап. З. Б; 1-я зап. церк.).
Всегда помните, что храм Божий — видимое небо, училище веры и благочестия, врачебница наших немощей, место взаимного общения небесных и земных и особенно присутствия благодати Божией, без которой душа человека умирает для жизни духовной, как трава без дождя и росы. В храме молитва наша соединяется с молитвою святых и несравненно скорее может быть услышана Богом, нежели домашняя. «Одно «Господи помилуй», произнесенное в церкви, успешнее 1000 поклонов, сделанных дома», — говорит св. И. Злат. Где два или три собраны во имя И. Христа, там и Он среди них. Не забывайте, что св. Церковь (80 прав. VI Всел. Собора) отлучает от причащения тех, кто без уважительной причины не придет в храм в воскресн. и праздн. дни в продолжение 3-х недель сряду.
— Не замечали ли в себе уныния и нерадения о своей душе? (1 зап. З. Б.; 4 зап. блаж.).
Если дух уныния будет тревожить вас, не впадайте в отчаяние, но помолитесь Господу и скажите своей душе: «Зачем ты прискорбна и смущаешь меня, душа моя? Уповай на Бога» (Нс. 41, 6). Не век нам должно жить в этом мире. Представьте в мысли живших прежде вас и вспомните, что как они перешли от века сего, так и нам, когда будет угодно Богу, должно переселиться. Уныние есть злой недуг, связывающий человеку руки и ноги, добрые намерения и пожелания; об избавлении от него надо молиться не только во св. Четыреде-сятницу, но и всегда на молитве.
Против беспечности и нерадения о своей душе этого опасного недуга лучшее средство — всегда помнить о смерти. «Помни последняя твоя, и вовек не согрешиши,» — говорит Премудрый. Нет мысли возбудительнее от беспечности, как мысль о внезапной смерти, потом о суде, рае, аде, вечности. Но ни одна мысль не заслоняется врагом, как эта.
Мытарство 6 — Не согрешали ли вы присвоением чужого чрез тайное похищение (воровство), отнятие силою и угрозою? (8-я зап. З. Б.). Грех похищения, или присвоения, чужой собственности так велик, что виновные в нем, если не покаются, лишаются Царствия Божия; «не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6,8). Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду: из рук их вытечет, что они похищают и собирают. Святые так строго охраняли чужую собственность, что не решались сорвать колос с чужого поля и взять найденную на дороге связку гороха.
— Не брали ли когда себе чего-либо принадлежащего церкви? (8 зап.3. Б.).
Если похищение собственности, принадлежащей человеку, лишает похитителя Царства Божия, то во сколько раз более тяжкому мучению в геенне подвержены будут святотатцы, дерзающие присвоять себе вещи, посвященные Богу или употребляемые для богослужения?
Мытарство 7 — Не были ли вы заражены страстью сребролюбия или любостяжания? (2 зап. 3. Б.). Помните, что любостяжание есть как бы идолослужение и корень всякого беззакония, по учению св. ал. Павла (Кол. 3, 5, 1 Тим. 6, 5). «Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного», — говорит подвижник авва Евгений (Скит. пат.). Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в сей и в будущей жизни: здесь они в беспрестанных трудах, заботах и беспокойстве, а там должны будут терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога и возлюбить нестяжание и скудость.
— Не страдаете ли пороком скупости и мелочной расчетливости? (2 зап. 3. Б.; 5 и 6 зап. блажен.).
Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жалением (скупостью), все равно что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню. Те же, которые, имея средства помощи голодающим, по скупости не помогают и таким образом доводят голодного до смерти, являются убийцами их, а убийство — страшный смертный грех.
«Милосердие есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо», — говорит св. И. Злат. Небесные силы, которым вверены врата небесные, видя входящее милосердие, с великою честью отверзают врата ради него и другим добродетелям, а если видят их, идущих без милосердия, запирают врата перед ними (это видно из притчи о 10 девах).
Мытарство 8 — Не занимались ли грехом лихоимства, т.е. не давали ли денег в рост за противозаконные проценты и не наживались ли как на счет своих ближних взяточничеством или употребляя ложь, обман и хитрость? (8 зап З. Б.). Мы уже говорили о том, как велик грех присвоения чужой собственности. Всякая ложь, обман и хищение, как бы ни были лукаво скрыты человеком, большею частью или прямо открываются и наказываются стыдом и гражданскими взысканиями, или сопровождаются ниспосылаемыми от Бога бедствиями. Если же в настоящей жизни и скроет человек следы своих тайных преступлений и неправды по отношению к своим ближним, то не избежит он будущего праведного наказания, когда придет Господь, Который во свете приведет тайные тьмы и объявит советы сердечные (1 Кор. 4, 5).
Мытарство 9 — Не согрешили ли когда неправдою в чем бы то ни было: по лицеприятию, может быть, когда оправдали виновного и осудили невинного, не давали сполна условленной платы работникам, в покупке и продаже употребляли неправильный вес и меру и вообще, не делали ли какой несправедливости? (8 и 9 зап. 3. Б.; 8 зап. блаж.). Слово Божие говорит, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18). Надо помнить, что Господь поругаем не бывает. Он милосерд, но и правосуден в то же время. Любите правду и возненавидьте неправду или грех всякого рода, чтобы правда царствовала, как ей и подобает, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостью свою голову. Не отдавать заслуженную плату работникам — это грех тунеядства, а допускать неправду в купле и продаже чрез неверный вес и меру — избегайте, как самого огня адского. «Зле приобретенное, зле и расточается».
Мытарство 10 — Не завидовали ли ближним своим: их богатству, счастью, здоровью, способностям и успехам в жизни? (10 зап. 3. Б.). Зависть вовсе несвойственна не только христианину, но и вообще человеку. Это грех диавола. Христианину свойственно любить и радоваться благоденствию и счастью ближних, но не завидовать. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога — раздателя даров», — говорит св. И. Злат.
— Не согрешили ли недостатками любви к ближнему, братоненавидением, недружелюбием, ненавистью? (6 зап. З. Б.; 5 зап. бл.).
«Если возможно с вашей стороны, — говорит св. ап. Павел, — имейте мир со всеми людьми» (Рим. 12, 16). А для этого в самом начале должно погашать ненависть, вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать памятозлобие и вводить противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие... Помните, что за любовь и милость к братии сам получишь милость от Бога, милость не временную, а вечную; удостоишься помилования на суде Божием и вечного блаженства. Как растение во время засухи от лучей солнца постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительная роса и дождь, так и душа человека-христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.
Мытарство 11 — Не страдаете ли вы гордостью, тщеславием, самонадеянностью, презрением к другим, величанием? (2 з. З. Б.; 1 з. Бл.). Знайте, что Бог ненавидит гордость. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). «Блаженни нищие духом, (т.е. смиренные)», — говорит слово Божие. Чрез гордость пал диавол, лишились рая наши прародители, чрез гордость христианин делается недостойным принять благодать св. Духа, без которой он неспособен ни на какое доброе дело. Никогда не думайте, что другой ниже вас по достоинству. Не будьте самонадеянны. Приписывание себе успехов бывает причиною отступления благодати, без которой человек и шагу ступить не может. Когда захочется величания, т.е. чтобы вас хвалили люди, приводите тотчас себе на память все беззакония свои и найдете, что вы вовсе не стоите того, что вам приписывают.
— Может быть, вы не повиновались и не воздавали должной чести родителям, правительству, начальникам, поставленным от Бога? (5 зап. З. Б.).
«Проклят безчестяй отца своего и матерь свою (Вт. 27, 16)», — говорит Слово Божие. Как за почитание родителей Господь обещает благоденствие и долгоденствие, так за непочитание их отнимает эти драгоценные блага: непочтительные дети часто испытывают бедствия и рано умирают. «Возмущаясь против власти земной, мы возмущаемся чрез это против власти небесной», — говорить св. Иоанн Златоуст, — потому что «нет власти не от Бога, существующая же власти от Бога установлены» (Рим. 13,1-2).
— Любите ли свое отечество и принимаете ли сердечное участие в молитвах, назначаемых по случаю общественных бедствий? (5 зап. З. Бож. и 7 зап. Цер.)
Чувство любви к родине — одно из самых высоких и благороднейших явлений в человеческой природе. Любовь к своему народу составляет не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетель.
Мытарство 12 — Не допускали ли гнева и ярости по отношению к близким? Не были ли слишком раздражительны? (3 зап. Блаж.). Человек во гневе и ярости — больной и несчастный человек: он находится в плену диавола и может совершить в этом состоянии тяжелый грех. «Всякий ненавидящий брата есть человекоубийца, а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Иоан. 3, 15). Бог не услышит нашей молитвы, не примет покаяния и не простит грехов наших, если мы не простили нашим ближним. Помните, что раздражение должно быть чуждо христианам, которые должны украшаться кротостью и терпением, по примеру Господа И. Христа, молившегося за распинателей.
Мытарство 13 — Не помнили ли зла на ближнего, не питали ли на него сильную злобу и обиду, не воздавали ли злом за зло? (6 зап. З. Б; 3 и 7 зап. блаж.). Души наши понимают одна другую. Злоба, еще не выраженная на словах, скрывающаяся в сердце и отражающаяся на лице и в глазах, уже передается душе того, на кого имеем злобу, и другим приметна. Уничтожьте в себе зло на брата, уничтожится оно и в нем; успокоитесь вы, успокоится и он. Злом зла не победишь, а увеличишь. Господь же от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими, но и других склоняли к миру.
Мытарство 14 — Не допускали ли когда не только убийства ближнего, но и не наносили ли ему ран, ударов, пханий и толчков? (6 зап. З. Б.). Нанесение ран, ударов и толчков сокращает жизнь ближнего. Наносящий их тот же убийца, особенно если он наносит их во гневе. Гнев есть корень зла. Питающий гнев на ближнего, желая ему зла, желает его уничижения и уничтожения. Такое желание есть уже внутреннее убийство. Если ненависть и гнев будут постоянно питаемы и не встретят внешней преграды, они могут обнаружиться и внешним убийством. Поэтому сильная ненависть и называется смертною ненавистью. К убийству относится также и духовное убийство — соблазн ближнего.
Мытарство 15 — Не позволяли ли себе когда чародейства, т.е. не обращались ли к волшебникам, гадателям будущего и ворожеям и не верили ли в силу их заговаривания, колдовства и в силу их обаяния, т. е. повреждения здоровья чрез отравы и порчу других? Не повинны ли греху суеверия, верите приметам, снам, встречам? (1 зап. З. Б.). Волшебство и обращение к волшебникам есть великий грех. Это значит от Бога удаляться к врагу Его диаволу и от него ожидать себе помощи. Царь Израильский Охозия за это был наказан чрез пророка Илию смертью. У нас есть Бог, великая Заступница Матерь Божия, св. ангелы и угодники Божий, к которым мы и должны обращаться в нуждах. Бросьте суеверия о счастливых и несчастливых днях, встречах, снах. Все дни одинаковы пред Богом: Он не творил несчастных и счастливых дней. Встреча с человеком тоже не делает день несчастным, а греховная жизнь. Особенно кощунственно бояться встречи со священником, нередко несущим на персях св. Тайны Христовы. Эта боязнь вызвана диаволом и ведет начало от времен язычников — врагов христиан. Снам придавайте значение, только когда они от Бога, святы и назидательны.
Мытарство 16 — Не согрешили ли когда против 7-й заповеди 3. Божия, запрещающей блуд и всякую нечистоту? (7 зап. 3. Б.) «Бегайте блудодеяния, — увещевает св. ап. Павел, — т.е. всячески удаляйтесь от распутной жизни. Помните, что наши телеса суть храм живущего в нас Духа Божия, и если кто храм Божий растлит, того самого растлит и строго покарает Бог» (1 Кор. 6, 19). Может быть, и сами вы видели, как точно сбывается на развратниках этот грозный приговор еще в сей жизни (заживо сгнивают и умирают в ужасных болезнях, но это не избавляет их от суда в будущей жизни: «Ни блу-дники, ни прелюбодеи царствия Божия не наследуют».
— Не предавались ли блудным мечтам и услаждению ими, блудным воззрениям, порочным осязаниям, страстным поцелуям и прикосновениям? (7 зап. З. Б.)
Мытарство 17 — Если состоите в супружестве, не предавались ли прелюбодеянию, т.е не хранили супружеской верности, оскверняли супружеское ложе? Не насильничали? (7 зап. З. Б.).
Мытарство 18 — Не повинны ли в каких-либо противоестественных грехах против 7-ой заповеди, так называемых содомских: кровосмешении, т.е. плотской любви с родственниками, рукоблудии, уподоблении скотам и другим скверным делам, о которых страшно вспоминать и срамно говорить? (7 з. З. Б.) Жизнь плотская, греховная, а особенно противоестественная, делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом-Солнцем правды. Бог, вечное солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе. И в ней изображает свой образ. «Очистим себя от всякия скверны, плоти и духа творяще святыню в страсе Божий», — увещает апостол (2 Кор. 7, 1). Тот же апостол учит: «Воля Божия есть святость ваша, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога, потому что Господь мститель за все это. Он призвал нас не к нечистоте, но к святости» (1 Сол. 4. 3-7)
— Не повинны ли в грехах ереси? Не слушали ли и не сочувствовали ли неправым мудрованиям о вере неверующих и еретиков? (1 зап. 3. Б.).
Мытарство 19 — Не позволили ли себе отступничества от православного исповедания веры, неверия, сомнений о вере, порицания святыни и тому подобное (1 зап. З. Бож. и 1 зап. церков.). — «Не отступай от церкви, — говорит св. Златоуст, — нет ничего в мире сильнее ее; Она твоя надежда, в ней твое счастие и спасение. Если ты внутри ограды церкви, тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем». Помните, что неверие, или безбожие, есть безумие. Рече безумен: несть Бог. «Но если нет основания, как сталось здание? — спрашивает Златоуст. — Если нет домоздателя, архитектора, как дом созижден? Нет земледельца, откуда на ниве хлеб? Нет мироздателя, откуда и как существует мир?» Взгляните на историю народов, на свою жизнь и близких, и ты увидишь ясные следы Промысла Божия и воскликнешь с Давидом: «Благослови, душе моя, Господа!» При сомнениях — боритесь, не соглашайтесь с ними в уме, как будто так уже на деле есть, как они внушают. При самом входе осматривайте сомнение, как непрошеного гостя, не отдавайтесь в его власть, отталкивайте его. Сомнения тотчас будут исчезать, как только потребуете их к суду ума, и особенно — Слова Божия. Добрые мысли и чувства спешите восстановить. Неуважение к святыне храмов и др. свящ. предметов — великий грех. Храм — место присутствия Божия, дом Божий, земля святая, врата небесные. Бог находится в своем священном доме, и все предметы этого дома святы, честны; обращаться с ними и взирать на них нужно с благоговением и страхом Божиим.
Мытарство 20 — Не согрешили ли вообще немилосердием и жестокосердием к ближнему? (6 зап. З. Б; 5-ая зап. блаж.). Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: Милость и истина да не оставляют тебя, обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижалях сердца твоего (Притч. 3, 3). Господь Иисус Христос заповедует: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6. 36).
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). Поэтому совершенная истина, что, если кто совершал и самые великие подвиги, но был немилостив, тот низвергнется в адскую бездну и никогда не получит милости Божией. |
ПОПУЛЯРНОЕ ВЧЕРА ОБСУЖДАЮТ
МЫШЕЛОВКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ? УЭК (БИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ) – ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА, ДАЛЕЕ – ЗОМБИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ
Главные новости / Публикации / Православие / Глобализация / Апостасия / Апокалипсис / Эл.концлагерь / УЭК | 20 августа 2012
0
1 007 955
Дивна Любоевич: Я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать. (ВИДЕО)
6 октября 2024
0
30 769
6 февраля 2024
Просмотров: 22 853
|