Слово к благочестивым об исламе; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего. Преподобный Максим Грек

Сколько благодать Божия, вразумляющая свыше, помогла говорить против безбожного сего христоборца и видимого беса, разумею скверного Магомета, - мною высказано. Теперь же обращаюсь с словом к благочестивым, - не как превосходящий их какой-нибудь учитель, или поставленный над ними свыше, но как наименьший и немощнейший брат их, и сопоследователь благочестивых догматов непорочной и Богом преданной веры христианской, воспоминая им, а отчасти и самому себе, то, что может утвердить нас и сохранить в вере во Xpиcтa, истиннаго Бога и Спасителя нашего, в надежде и любви, и соблюсти невредимыми от постигших нас в нынешнее время нестроений и, так сказать, от темного и безпросветного мрака.  


Ныне более, чем когда-либо, прилично нам говорить с блаженным пророком и царем Давидом: Ты, Господи, да сдблюдеши ны от рода сего и во веьк (Пс. 11, 8). Почему? Потому, говорит, что окрест нечестивии ходят (ст. 9).

 

Куда не устремишь по вселенной мысленный взор, всюду видишь, что тьма нечестия измаильтян - противников христианства умножается и омрачает всех. Начавшись от времен Ираклия, царя греческого, оно продолжается и до сего времени, и достоверно, что и в последующее время, как я узнаю из Божественного Писания, пребудет, до самаго явления богоборца-антихриста, которое уже не очень далеко, но находится как бы у дверей, как учит нас Божественное Писание, которое ясно говорить, что в восьмом веке будет устроение всех, то есть, греческая власть прекратится, начнется мучительство богоборца-антиxpиcтa, и настанет второе страшное пришествие на землю Xpиcтa. Спасителя.

 

А что это ожидаемое устроение всех верных близко, явствует как из других многих яснейших указаний и свидетельств Писания, так наиболее из того, что пишет блаженный апостол Павел во втором послании к Солунянам, указывая, какие признаки имеют быть перед вторым-пришествием Господним. Да никтоже вас прельстит, говорит, ни по единому же образу: яко аще не пршдет отступлете прежде, и откроется человек беззакоея, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемого бога или чтилища, яко же ему счести в Церкви Божией аки богу, и прочее (2 Сол. 2, 3. 4).

 

Отступление же, то есть, отпадете народов от непорочной и правой хританской веры в различные богомерзкие ереси и к враждебному Xpиcтy агарянскому неверию, больше нынешнего можно ли ожидать когда-либо видеть или слышать? Где ныне просиявшие в благоверии и боголепной честности, красота и слава верных - в Иерусалиме, в Александрии, в Египте, в Ливии и Антиохии? Где та теплота и ревность божественная просиявших в посте в Ските, в Вышней Фиваиде и в различных странах и горах богоносных и равноангельных Отцев наших? Где возросшая в благоверии высота недосягаемая и похвала всех западных народов, святая, говорю, и апостольская Церковь древнего Рима?

 

Не все ли это ныне, как мы видим, или находится во власти безбожных агарян, или опустошено ими, иное же стало негодным и вполне непотребным по причине разных богомерзких ересей, начальником которых есть тот самый древний Рим, который прежде был светлейшим и знаменитейшим в благоверии и во всяком досточтимом знании и премудрости, а за ним и вся Италия? Пойди мысленным взором, душа, в Индию, в Эфиопию, во все концы вселенной, везде найдешь всякое безобразие и скверну всяких ересей.

 

В иных местах увидишь и агарянское нечестие, прельщающим тамошние народы и привлекающим их к себе, различные восточные верные народы, в которых изначала засветился при божественных апостолах свет благоверия, который достиг и до нас, европейцев. Не все ли это, без малого, агарянская тьма, то уже привлекла к себе, то соделала негодным, стеснила и растлила душевно и постоянно растлевает различным способом? Но сказать ли большее всех бывших прежде на земли значительнейших перемен и происшествий?


Где высота и безпримерная слава бывших во власти, славных премудростию, всякою добродетелью, благими узаконениями и православною верою христианских царей, царствовавших в славном и благочестивом граде Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия, который подобно солнцу просвещал всю вселенную чрез архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не все ли это уже много лет порабощено и подчинено измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а напротив, касательно нас все приходить к худшему, а их положение делается все славнее. Поймем же, в какое злосчастное положение пришли дела у нас, бедных греков: как лишились мы всех вообще благ тех, и умалихомся паче всех язык и быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас, говоря словами Божественнаго Писания.

 

Где ныне те превышающая ум и слово чудеса Пречистой Божией Матери, которые совершались в этом граде, избавляя его, сверх всякой надежды, от частых нападений варварских? Почему все это ныне погасло? Почему ныне не возстает Градохранительница и Владычица его на заступление и избавление? Очевидно, что по причине неисцельных беззаконий, на которые прежде дерзнули в сем граде праотцы наши. Не так ли божественное песнопение говорить о нечествовавших подобие нам иудеях: обаче за льщения их положил ecu им злая, низложил ecu я, внегда разгордешася. Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое у яко coниe востающаго (Пс. 72, 18. 19)? Но, оставив подробно оплакивать наши злоключения, возвратимся к предлежащему и поймем из других божественных неложных изречений, что устроеше всех, то есть, ожидаемая кончина века сего, не далеко отстоит, но находится близко, и что скверный Магомет есть самый упоминаемый в божественном Апокалипсисе лживый пророк и предтеча богоборнаго антихриста. Обратим внимание на следующее.

 

Господь наш Иисус Христос, как сказано в Святом Евангелии, когда учил учеников Своих и утверждал их, а чрез них и всех верующих, в Своей вере и любви, и был спрошен ими: рцы нам, когда cия будут; и что есть знамение Твоего пришествия, и кончина века, - тогда Он, предсказав им, какие беды и нестроения постигнут человечество прежде страшного пришествия Его и кончины века сего, присовокупил, говоря: и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга: и мнози лжепророцы востанут и прельстят многия(Me. 24, 10-11). Этим Владыка указал на начальников различных появившихся в церкви Его ересей, каковы были: Симон волхв, Маркион, Манент, Ориген, Арий, Македонй, Несторий, Сергий и богомерзкие иконоборцы; все они различным способом причиняли беды и страдания соборной Церкви Христовой и безчисленное множество православных отвлекли в свои ереси. Затем присовокупил, говоря: и проповестся cиe Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина(Mф. 24, 14).

 

Для чего же „проповестся во свидетельство?" - Чтобы услышавшие и уверовавшие спаслись, а не уверовавшие были бы осуждены праведным судом, как не имеющие никакого оправдания своего неверия. А что Евангелие царствия Божия давно уже проповедано по всей вселенной,- достоверный свидетель тому божественный апостол Павел, который говорить о прочих апостолах к осуждению неверующих иудеев: не глаголю: еда не услышаша? Нет, слышали, ибо во всю землю изыде вгьщание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10, 18), то есть, апостолов Христовых. Затем, после того, как предсказал им будущее омрачение светил, падение звезд и что силы небесные подвигнутся, -представляет им время кончины века и Своего пришествия приточным примером, говоря: от смоковницы же научитеся притчи, то есть, научитесь тому, что я ныне говорю вам гадательно: егда уже ваия ея будут млада (мягки) и листвие прозябнет, ведите, яко близь есть жатва. Тако и вы, егда увидите сия вся, ведите, яко близ есть при дверех, то есть, кончина века. Говоря о смоковнице, Владыка, как мне представляется, разумеет не это чувственное плодоносное дерево; ибо ветви этого дерева в течете всего лета бывают мягки, приносят плод и произрастают лист.

 

Но смоковницею таинственно Он называет распространившуюся по всей вселенной святую соборную и апостольскую Церковь Свою; плодоносною же ветвию - учительное слово, или евангельскую проповедь, которою находягщеся повсюду благочестивые просвещаются и научаются от предстоятелей Церкви Христовой - архиереев, посредством чего эта мысленная смоковница становится плодоносною своему небесному Садоделателю и за то приемлет всегда духовное благословение свыше и постоянно преуспевает на лучшее. Если же ветвь эта будет мягка, то есть, учительное слово не будет иметь твердости и неуклонности я невзирая на лица, по слову божественного апостола, который говорить: обличи, запрети, умоли, настой благовремение и безвременне, дело благовестника сотвори (2 Тим. 4, 2): то ветви ее будут произращать одни только листья, то есть, будет безплодие благих дел, правильнее же сказать, презрение и преслушание евангельских Божиих заповедей, по причине полного небрежения пастырей, и не будет принимать свыше благословения духовного, а напротив, услышит: усецы ю, векую и землю упражняет, также: да николиже от тебе плода будет во веки (Mф. 21, 19).

 

В какое же другое время ветвь этой таинственной божественной смоковницы была более мягка и более произрастала листвие, чем теперь, когда нет никого прилежно учащего и вразумляющего безчинных, утешающего малодушных, заступающего немощных и заботящегося о них, нет никого, кто обличал бы противящихся слову благочестия, кто запретил бы безстыдникам, кто обратил бы заблудшие от истины и честнаго жительства христианского; нет никого, кто бы ради совершенного смиренномудрия уклонился от священнических санов, или кто бы поискал этих санов по божественной ревности, чтобы исправить людей беззаконнующих безчинствующих. А напротив, найдешь ныне много дерзающих на это. Все готовы купить эти саны, чтобы пожить всегда в отраде, в славе и во всяком покое. Нынешнему времени наиболее приличествует божественное изречете: вcu уклонишася, то есть, уклонились от спасительнаго пути евангельских заповедей и апостольских и отеческих преданий, вкупе непотребни быша (Пс. 13, 3), то есть соделались непотребными и по жизни, и по словам, и по делам.

 

А что следует за сим, о том я умолчу, щадя негодуищих против слова и дерзновения и ревности по истине. О, как возможеть кто либо достойно оплакать то помрачение,в которое пришел род наш! Окрест нечестивии ходят как львы рыкающе, которые всяким способом прельщают и похищают от Бога благочестивых и приносят их отцу своему - диаволу, в дар, ему весьма любезный. Пастыри же наши соделались безчувственнейшими самых камней, считая для себя достаточным к ответу во время испытания то, что они возмогли спасти самих себя. Они добровольно презирают и не понимают божественного гласа, который говорит: Аз есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник, иже нтесть пастырь, видить волка грядуща издалека, и оставляет овцы и бежит,потому что, он наемник, и нерадит о овцах, и волк расхитит их и распудит овцы,кровь которых, говорить, взыщу от руки пастырей. Страшна эта вам угроза, о честнейшие пастыри, и полна всякого ужаса! Послушайте и блаженнаго апостола Павла, который ясно говорить о вас и об ответе, какой должны вы будете дать неподкупному Судии: бpamиe,говорить, повинуйтеся наставником вашим,послушайте же, почему велит повиноваться: mиu бо бдят,говорить, о душах ваших, яко слово воздать хотяще о вас (Евр. 13,17).

 

Но возвратимся опять к предлежащему. Предсказанное божественным апостолом отпадете народов от евангельской проповеди в разные богомерзкие ереси и к богоборному нечестию агарянскаго потомства, частью уже сбылось, а частию видим ежедневно сбывающимся; также видим, что ветвь таинственной смоковницы соделалась мягкою паче елея, как говорится в пророчестве, и приносить не плоды, как прежде, а листвие. Видя это, чего другого будем ждать, как не кончины всего, по божественному Писанию. В особенности видим, что агарянское мучительство, начавшееся от времен царя Ираклия, большую часть и лучшие страны вселенной покорило себе и постоянно покоряет попущением непостижимых судеб Божиих, царство же православных царей разделилось на многие части и уже много лет разорено агарянами, не получая ниоткуда никакой помощи.

 

Напротив, остатки западной Римской державы, разделившись на многие королевства и государства, живут постоянно во вражде между собою, и короли западные воюют друг против друга, подобно прежним нашим европейским царям, государям и князьям, грекам, болгарам и сербам, коих всех вообще истребил, по попущению свыше, злой и безбожный измаильтянин. И исполнилось апостольское слово, говорящее: аще же друг друга снедаете и угрызаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете(Гал. 5, 15).

 

Тоже самое определяет и божественный глас Владыки, говоря: всяко царство, раздльшееся на ся, запустеет (Mф, 12, 25). Ибо, как взаимный многих людей друг с другом мир по Богу и единомыслие вселяет и удерживает в них самого Христа, Который есть самый Мир, Который растить и благословляет и умножает их, по божественному изречению, Которое говорить: идеже бо еста два или mpie собрани во имя Мое, ту есмь посреди их (Mф. 18, 20), так, если многие находятся в разногласии и борьбе друг против друга по причине гордости, властолюбия и сребролюбия, то это настроение вселяет в них самого богоборца и человекоубийцу - диавола, и они, невидимо предводительствуемые им, не перестают уже с ожесточением воевать друг против друга, как дикие звери, пока не будут одни другими окончательно истреблены.

 

Все это так было и так совершается ежедневно по непостижимым судьбам Божиим. Поэтому, хорошо и спасительно для нас, и самому Вышнему благоприятно отвергнуть нам от мыслей наших всякое разслабление и пагубное для души отчаяние, а в особенности - льстящие нас суетные надежды, по которым мы ждем, что опять по прежнему устроится царская держава в Константинополе, но следует нам воспрянуть от многолетнего сна великого нашего нерадения и небрежения, повинуясь слову проповедника, который говорить: браmиe, во всякой премудрости ходите ко внешними, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5,и5).

 

И опять он же: нощь убо прейде, то есть, многолетняя оная тьма прелести лукавых бесов, владевшая родом человеческим до самого пришествия во плоти Господа нашего Иисуса Xpиcтa, миновала и окончательно исчезла явлением Присносущного Живота и Света, о день приближися (Рим. 13, 12), то есть, настал невечерний светлейший свет непогрешительнаго боговедения, когда возсияло разумное Солнце правды, и распространился по всей вселенной и просветил ее. Поэтому, отложим, говорить, дела темныя, яже суть блуд, прелюбодеяние, всякая нечистота плотская, студодеяние, неправда, лихоимание и всякое преслушание и преступление божественных заповедей Xpиcтa Спасителя (Гал. 5, 19).

 

Долами же тьмы нарицает их не потому, что они совершаются во тьме, - и днем творят блуд, крадут и разными другими способами беззаконничают люди, - но потому, что они предают нас, делателей своих, вечной преисподней тьме, И облечемся, говорить, во оружие света (Рим. 13, 12), то есть, в главные четыре душевные добродетели, которые суть (Прем. Сол. 8, 7): правый разум, правда, мужество - не то, которое низлагает тела и разоряет городские крепости, но душевная сила и терпение при наносимых нам от бесов и лукавых людей и различных напастях и приключениях, - и целомудрие,сохраняющее нас во всякой святыни и преподобии и присоединяющее нас самим святым ангелам; также и в другие, рождающиеся от них добрые дела: в воздержание, кротость, смиренномудрие, веру, надежду, любовь, которая есть исполнение всего закона.

 

Вооружившись такими духовными орудиями, ополчимся против нечестия безбожных агарян, начальником и изобретателем которого есть сам доброненавистник и богомерзкий диавол, который всецело вселился в скверного Магомета. Не будем обманываться и ужасаться их счастием, знатными победами и (внешним) преуспеянием: не в этом и подобном сему заключается и познается истина веры во Xpиcтa Бога. Много славнее и удивительнее их и счастливее в знаменитых победах были - Александр Македонский и кесарь Август, который был властителем всей вообще вселенной, также и бывшие после него цари римские; но из этого не следует, что они были благочестивы, ибо были они служителями лукавых бесов и их идолов.


Гонители Xpиcтa суть звери, как и нынешний скверный Магомет, который всяким способом гонит нас и порабощает себе, но это совершается по попущению Божию, за грехи наши, а не по причине какого-либо его благоверия. Никак не будем так понимать: ибо как может быть признан благочестивым тот, кто Самого Бога, пославшего Единородного Своего Сына Иисуса Xpиcтa, отметается, как возвещает божественный глас, говоря: иже не чтить Сына, не чтить Отца, пославшего Его, то есть, отметающийся Сына, отметается и Отца, пославшего Его, и спасительные Его заповеди извращающий - Самого Христа не Сыном Божиим и не Богом исповедует, но признает и называет рабом и созданием Божиим.

 

Итак, не за какое-либо свое благочестие он возвысился на такую высоту земной славы и постоянно возвышается, как и вышеупомянутые эллинстие и римские цари не по этой причине возвысились, но совершается это по неизследованным и непостижимым судьбам Божиим, Который премудро сотворил и управляет всем видимым и невидимым. Не будем же, Господа ради, ужасаться этим, или скорбеть о том, что столько уже лет находимся в порабощении у них и нет еще нам ниоткуда никакого заступления, ни помощи, и не будем считать себя оставленными Богом, Спасителем нашим. Ведь и прежде нас бывшие xpиcтиaнe, находясь в течение 318 лет под властию христоборцев-мучителей: эллинов, римлян и иудеев и будучи ими гонимы и всячески истязуемы и обижаемы, не скорбели, и не падали духом, а напротив радовались и веселились, что за Xpиcтa и за веру в Него терпят гонения, и что тела их изнуряются всякими муками. Они укрепляли себя верою в Него и любовию и утверждались надеждою, помня с твердою и несумненною верою обетованиям Господа и Бога нашего Иисуса Христа, говорящего: блажени изгнаны правды ради: яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносить вам, и ижденут и рекут всякь зол глагол, на вы лжуще. Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех (Me. 5, 10-11).

 

Также разумели и завещание блаженнаго Иакова, брата Господня, который говорить: всяку радость имейте, братья моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2); держась этих божественных обещаний, блаженнейшие прежние христиане, будучи гонимы нечестивыми, различно мучимы и терзаемы и лишаемы своих имений и стяжаний, не скорбели, а напротив, благодарили Христа Спасителя за то, что сподобил их так страдать за Божественную Его славу. За то и Христос взаимно прославил их не только на небесах, соделав их равными святым ангелам и увенчав венцами неувядаемой славы, но еще и на земле прославил честныя их мощи подаянием всяких исцелений и разными дивными чудесами. Так и обещал Сам Бог и Владыка их чрез пророка Своего, говоря: прославляющия Мя прославлю, а безчествующие Меня обезчестятся. Но и духовное песнопение задолго возгласило о них: Мне же зело честни быта друзи Твои, - Боже, зело утвердишася владычествия их; изочту их, и паче песка умножатся (Пс. 138, 17).

 

Поэтому, и мы, братия, как потомки тех блаженных и наследники их веры во Xpиcтa, истиннаго Бога нашего, будучи также участниками тех же поношений и скорбей, какие терпели они, - не станем сетовать и падать духом, будучи гонимы нечестивыми и различным образом оскорбляемы за веру во Xpиcтa. Но, подражая теплоте веры во Христа, горячей любви и желанию вечных благ тех равноангельных мужей, будем всею душою радоваться и веселиться и благодарить Спасителя Xpиcтa за все наши страдания, какия мы терпим ради славы святого и поклоняемого имени Его. Послушаем верховнаго апостола говорящаго: возлюблении.., понеже приобщаемеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся. Аще укоряемы бываете о имени Xpиcmoвe, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает (1 Петр. 4, 13. 14).

 

Скажем и мы совместно с теми, которые подобно нам, праведными судьбами общего Владыки преданы скорбям: сия вся npиuдoшa на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем, и не отступи вспять сердце наше; яко смирил ecu нас на месте озлоблетя, и прикры ны сень смертная. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Востани, вскую спиши Господи; воскресни, и не отрини до конца. Вскую лице Твое отвращаеши, заеываеши нищету нашу, и скорбь нашу; яко смирися в персть душа наша, прилепе земли утроба наша. Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего (Пс. 43, 18-20. 23-27). Прославим же Его на земле всякими праведными делами, похвальным жительством и терпением наносимых нам скорбей, чтобы и Он с своей стороны прославил нас на небесах. Недалеко отстоим мы от мученических подвигов и венцев, но находимся на самом поприще исповедания за Xpиcтa, если право мудрствуем.

 

Многими скорбями надлежит нам войти в царство небесное, и никто, сидя и дремля, не одерживает победы, как говорить святый Василий Великий. И святый апостол Павел говорить: никто не венчается, аще не законно мучен будет (2 Тим. 2, 5). Се: ныне время благоприятно, се ныне день спасетя (2 Кор. 6,2). бpamиe,  не дети бывайте умы, сказал божественный апостол. но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (1 Кор. 14, 20). Сподобиться бы и нам совершенства Тех блаженнейших мужей, их неувядаемой славы и венцев, о Xpиcте Иисусе, Господе, нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Всесвятым и Преблагим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

4 июля 2019   Просмотров: 15 006