Топ-100

Приватизация - "сбагривание" изношенного жилого фонда

Изрядно подзабывшая уже, что это такое, Россия в эти дни встала в очередь. До 28 февраля включительно граждане, еще не приватизировавшие жилье, имеют право сделать его своей собственностью бесплатно. С 1 марта это станет невозможно. Точно так же граждане, ранее приватизировавшие жилье, но желающие вернуть его обратно в муниципальную собственность (а таковых, как это ни покажется на первый взгляд странным, тоже хватает), расприватизировать свое жилье тоже не смогут.

Ажиотаж подогревается заявлениями властей о том, что продлеваться сроки приватизации жилья уже не будут. «У нас уже больше 20 лет тянется бесплатная приватизация. Ни в одной стране таких сроков не было. Сколько раз предупреждали, откладывали сроки окончания, просили поторопиться. Те, кто действительно хотел это сделать, давно сделали. Больше продлевать сроки не стоит», – вещает в эти дни приехавший на Урал глава Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников (фракция «Единая Россия»).

Вот народ и ринулся в конторы, уполномоченные властями оформлять право собственности на недвижимость. В Кирове, сообщают тамошние СМИ, люди занимают очереди с четырех часов утра (и это при таких-то холодах!), на Дальнем Востоке – «с рассвета». А регистрационные ведомства большинства регионов продолжают работать в обычном режиме: ни тебе продленного рабочего дня, ни дополнительных инспекторов. В результате люди днями простаивают (именно простаивают, поскольку стульев, чтобы присесть, не хватает!) в коридорах, но все равно не все успевают приблизиться к заветному окошечку, чтобы сдать документы... Словом, ажиотаж.

А так ли он, на самом деле, оправдан? Попытаемся разобраться. И начать надо, разумеется, с истории развернувшегося 22 года назад процесса приватизации жилья.

Инициаторами предоставления всем гражданам страны права на бесплатную приватизацию находящегося в государственной собственности жилья стали, разумеется, авторы «шоковой терапии». Их проект массовой приватизации жилфонда исходил из того, что вследствие начавшихся в стране «реформ» благосостояние граждан неизбежно начнет стремительно расти, что позволит всем (ну, почти всем) самостоятельно содержать доставшееся им в собственность жилье. При этом «реформаторы» обещали ВСЕМ будущим собственникам жилья ОДИН РАЗ капитально отремонтировать его за бюджетный счет, чтобы соблюсти справедливость: ведь жилфонд был очень разным. В итоге «реформаторы» рассчитывали, что в стране сложится массовый слой собственников, которые затем смогут сами и содержать, и ремонтировать доставшееся им жилье.

Но запланированная авторами «шоковой терапии» эра «всеобщего благоденствия» вскоре обернулась своей полной противоположностью – обнищанием подавляющего большинства населения. В 1992 году «реформаторы» прикидывали, что с 1993 по 1998 гг. зарплаты россиян должны увеличиться на 15%, но никакого роста за пять лет «шоковых реформ», разумеется, не произошло. Более того, реальные доходы подавляющего большинства граждан резко упали, а значительная часть населения вообще оказалась за чертой бедности. «Реформа» ЖКХ, затеянная либералами, провалилась; при этом сами ее инициаторы, как это водится у нас, не понесли за это никакой ответственности.

Следующая «реформа» ЖКХ и жилфонда началась с утверждения ныне действующего Жилищного кодекса РФ. Этот документ возложил обязанность по содержанию многоквартирных домов, их капитальному ремонту и оплате коммунальных услуг на собственников квартир. Тем самым власть отказалась от обязательств провести первый капитальный ремонт доставшихся гражданам многоквартирных домов, которые она изначально брала на себя, провозгласив курс на приватизацию квартир. На этот шаг, кстати, не решалось даже правительство Гайдара. А вот нынешняя власть задумала фактически полностью переложить бремя содержания изношенного жилого фонда и изношенных коммуникаций ЖКХ на плечи граждан. Вот тебе и «бесплатная приватизация».

Да, те люди, которым еще в 1990-х досталось элитное и вообще новое жилье, от бесплатной приватизации, разумеется, только выиграли. А вот изношенный жилой фонд власть сейчас и пытается впарить гражданам в качестве их будущей собственности, которая будет приносить не столько прибыль, сколько убытки. И то, что граждане так тянули с приватизацией, свидетельствует в первую очередь о том, что они не видели особых выгод от возможности получить жилье в собственность. Более того, многие люди, ранее приватизировавшие свое жилье, уже подумывают о том, чтобы вернуть его муниципалитетам.

Да, собственник жилья имеет право им распоряжаться – дарить, передавать по наследству, продавать и так далее. Но одновременно он должен оплачивать не только коммунальные услуги и текущий ремонт, но и капитальный ремонт жилья. А с 2014-2015 гг. к этим платежам добавится еще налог на недвижимость, который будет высчитываться исходя из рыночной стоимости жилья.

Если же человек не стал оформлять жилье в собственность, то он остается нанимателем муниципального жилья. Да, он не имеет права распоряжаться жилплощадью, но у него останется возможность обменять жилое помещение. К тому же социальный наем предполагает пока еще символическую плату за жилье, а капитальный ремонт дома должен оплачивать муниципалитет. Более того, при расселении какого-либо дома владелец жилья получит такое же количество квадратных метров, какие он имел в старом доме, а вот нанимателям новое жилье дадут по социальным нормам. И может статься, что если в квартире проживало несколько семей по социальному найму, то власти обязаны предоставить каждой отдельную квартиру. Правда, если у нанимателя социального жилья находится, например, трехкомнатная квартира (а это – явно избыточный метраж), то власти имеют право подселить к нему какого-нибудь другого жильца. Но в целом выходит, что социальный наем не так уж и проигрывает тем собственникам, которые приватизировали не элитное и не новое жилье, а то и выигрывает.

Вот почему некоторые собственники жилья, осознавшие, что они не потянут финансовое бремя по содержанию своей частной недвижимости, стараются сейчас расприватизировать ранее приватизированные квартиры. Но сделать это нелегко. Механизм этого процесса должны устанавливать власти на местах, однако далеко не во всех регионах приняты соответствующие нормативные акты. А там, где они приняты, часто они настолько несовершенны, что только запутывают весь процесс. И рискнувшие расприватизировать жилье вынуждены доказывать свое право на это через суд.

Государству же, по сути, важно лишь одно – поставить наконец точку в растянувшемся на 22 года процессе приватизации, окончательно сбросив с себя бремя расходов на содержание ветшающего год от года жилфонда. Вот такой «подарок» преподносят нам сейчас власти

 

Иван Гладилин
8 февраля 2013 Просмотров: 6 678