Память святых отцев Семи Вселенских Соборов

altПеред Своими страданиями Иисус Христос последнюю беседу с апостолами заключил особенной молитвой о новосозидаемой Церкви Своей. Всем верующим в Него Спаситель просил от Отца Своего Небесного единения в вере и любви между собой, восходящего до единения с Самим Богом.
 
 "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17:21). Единение верующих Иисус Христос ставил необходимым условием спасения. Помолясь об апостолах, Христос продолжал Свою молитву так: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (Ин. 17:20). Не о том только заботится Господь, чтобы верующие пребывали в вере, но и в особенности о том, чтобы Его последователи были все едино; так что если кто думает иметь веру, но не держится великого и святого единства всех верующих, то есть удалился он от Православной Церкви и на него не действует спасительная молитва Христова, следовательно, он находится вне спасения, ибо "спасутся только те, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – за которых принес молитву Свою Ходатай Бога и человеков – Христос" (Слова и речи Филарета, митр. Московского и Коломенского Т. 2. М., 1848).

Как показывает история Церкви, сама церковная Истина может быть постигнута только в единении верующих во Христе посредством сходящей на них благодати Святаго духа. "Что есть истина?" – спрашивал Пилат у Самой Вечной Истины (Ин. 18:38). И Христос Господь отвечает всем людям, кто ищет истины и правды: "Я есть путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). И святой апостол Петр от лица всех апостолов и всех верующих во Христа исповедует ту Истину, Которую ожидали все ветхозаветные пророки и праведники: "Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин. 6:68).

Эта истина объясняет смысл личной жизни и смысл истории, увязывает единым смыслом все исторические события и направляет все к одному завершению, объединяет все небесное и земное и является конечным пунктом всех человеческих устремлений. Вся вселенная, мiровой ход истории, многие исторические места Палестины до настоящего времени свидетельствуют о чудесном пришествии божественной Истины, Спасителя в мiр, о совершенном Им искуплении человечества.

Истина учения Христова по своему существу едина и неделима, хотя уклоняться от нее человеку можно в разные стороны, абсолютизируя частные ценности в их отрыве от Бога или вовсе поклоняясь ложным богам – бесам. Хранительницей истины является единая, святая, соборная и апостольская Православная Церковь, созданная Самим Христом Спасителем. Но являлись и в Церкви люди, которые под влиянием своей греховной жизни, под влиянием диавола выступали против истины или воспринимали эту истину по-разному. Даже те, которые поклонялись единому истинному Богу, иногда не сохраняли единства, а разделялись в вопросах догматических, вероучительных или дисциплинарных на множество различных обществ или религиозных объединений, называющих себя истинной церковью.

Однако истина, повторим, неделима. Она не может быть одновременно в нескольких различных вероисповеданиях. Святой апостол сказал: "Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, всех" (Еф. 4:5-6). Христос создал одну Свою Православную Церковь, а не много. Это та первоначальная созданная Христом Церковь, которая сохранила в святости и чистоте полноту Христова учения и благодать, ниспосланную людям в день сошествия Святого Духа на апостолов. Только в Православной Церкви сохранено и будет сохранено до скончания века в святости апостольское иерархическо-священническое преемство, святые таинства, богослужение, обряды так, как установил Господь, святые апостолы и утвердил Дух Святой на семи Вселенских соборах.

Соборность решений с призыванием Духа Святаго – одно из основных свойств Православной Церкви, отличающее ее от догмата "непогрешимости" одного первосвященника – папы в католицизме. Соборность в Церкви бывает разных уровней: от приходского совета и епархиального съезда – до Архиерейского Собора и Поместного – как высшей власти в Церкви. В первые века становления и уточнения Церковью основных догматов и правил созывались даже Вселенские Соборы – как высший и безпрекословный церковный авторитет.

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 г., против ереси Ария; установлен символ веры); Константинопольский I (381 г., против ереси Македония; был окончательно сормулирован символ веры "в 12-ти членах", начало которому было положено на Никейском Соборе – потому православный символ веры получил название "Никео-Цареградский"); Ефесский (431 г., против ереси Нестория); Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 г., "О трех главах"); Константинопольский III (680-681 гг., против ереси монофелитов); Никейский II (787 г., против ереси иконоборцев). Седьмой Вселенский Собор был признан таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879-880 гг., тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.

Смысл особого почитания святых отцев Вселенских Соборов заключается в том, что только они (Соборы) с помощью Духа Святаго обладали даром выносить непогрешимые и "для всех полезные" определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского). Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

Семь Вселенских Соборов в достаточной степени раскрыли и установили все догматы Церкви. Это не значит, что святым отцам и богословам позже не было дано возможности их более углубленного осмысления, обоснования, то есть творческого развития богословской догматической науки с помощью духа Святаго. Однако, согласно преданию, восьмого Вселенского Собора собрать уже удастся и собранный под таковым именем собор в последние апостасийные времена может быть лишь столь же апостасийным лжесобором, в суждениях которого истина будет унижена и подменена экуменической ложью.

Мы уже слышим сегодня от "православных" профессоров и иных апологетов апостасии как "прогресса" (начиная с " диакона всея Руси" и до высшего сана), что ныне не все правила Вселенских Соборов исполнимы, а потому и не обязательны. Всем своим поведением такие "православные" функционеры и архипастыри показывают пренебрежение к соборно установленным канонам, участвуют в религиозных "саммитах", уравнивающих Православие с неистинными религиями, надеясь таким способом устроить «мир во всем мiре». И нынешние устремления "прогрессивных " кругов "вселенского православия" созвать некий объединительный "восьмой вселенский собор", следует расценивать именно в таком ключе. Согласно преданию, "восьмой вселенский собор" в конце истории быть созван уже только для легализации отступничества. Истинная же Церковь к концу времен будет иметь малые размеры, но оттого не умалится Истина, на которой она основана.

__________________

* Историки указывают разное число членов собора. Евсевий говорит о 250, Афанасий Великий и Сократ начитывают "более 300", по Созомену их было "всего 320". Число 318, даваемое св. Афанасием в одном послании Африканской Церкви, а также Епифанием и Феодоритом, принято по преданию по таинственному соотношению с числом слуг Авраама (Быт. 14:14) и потому еще, что греческое начертание его "ТIН" напоминает крест Иисуса Христа.
** А также Оригена, Евагрия и Дидима.
*** Под соборными актами стоят подписи 307 епископов.
22 октября 2023 Просмотров: 14 619