Путешествия Маленького принца по планетам моей жизни. Анна Лелик

В который раз перечитывая «Маленького принца», хочется порекомендовать книгу именно людям верующим. Творчество Экзюпери пронизано христианскими идеями. Став православной, я нашла в его сказке еще больше мудрости и красоты. Для тех же, кто вовсе не знаком с христианством, эта книга могла бы стать хорошим началом.

 

Мне хотелось бы рассказать о том, как менялась моя жизнь, как менялась я, шагая по жизни и держа под мышкой книжку с картинками.

 

Мое первое знакомство с книгой Экзюпери «Маленький принц» произошло в седьмом классе. Нас принудили читать эту книгу, как того требовала школьная программа. Не помню, чтобы кому-нибудь она понравилась. По сути, мы были еще детьми, но считали себя «взрослыми». Поэтому дурашливые картинки-наброски не приводили в восторг, а вызывали недовольную ухмылку пустой траты времени. Мы смотрели куда-то сквозь учительницу, совершенно не понимая, о каком «создании уз» она ведет речь. Тогда я мечтала поскорее стать взрослой. Стремительно и радостно теряя свою детскость и заражаясь взрослостью, я уже думала лишь о том, что обо мне думают люди и как я выгляжу. И плевать мне было на зоркое сердце и единственную розу.

 

***

 

Шло время. Беззаботно променяв свое детство на пару дешевых помад и модные джинсы, я стала привлекательной девушкой. Второе знакомство с «принцем» произошло на первом курсе факультета иностранных языков. Отношение к книге изменилось. Тогда мы все заражались афоризмами Ларошфуко, идеями Вольтера и тому подобным. Тогда я считала себя уже по-настоящему «взрослой» (возвращалась домой под утро), свободной и верила в гороскопы. Я считала тщеславие своим огромным достоинством, и меня раздражала глава, в которой рассказывалось о Честолюбце. Я думала, что никто не понимает весь глубинный смысл книги так, как он открыт мне. Я заучивала главы наизусть.

 

Третья встреча с принцем случилась ровно через год. Я все еще была студенткой того же факультета, все еще считала себя самой лучшей. По-прежнему была тщеславной и не любила главу о Честолюбце. Все так же любила Лиса, потому что не умела никого приручать. Но что-то изменилось.

 

Этим «что-то» оказалось мое отношение к «взрослой» жизни. Наигравшись в игры для взрослых, я поняла, как, должно быть, счастливы дети. Мне опротивела «взрослая» жизнь и люди-грибы, которые не нюхали в своей жизни ни одного цветка и больше походили на пьяниц, пьющих, чтобы не видеть себя. Хотя я все еще верила в гороскопы, была «свободна от предрассудков» и считала гордость высшей добродетелью, но мне был жутко интересен принц. Я не знала, что такое жажда. Но, поверив принцу, что «вода бывает нужна и сердцу», я родила ребенка.

 

Наблюдая за растущей дочерью, я стала понимать, что в книге написано намного больше, чем я могла вместить раньше. Я уже не была свободна, и «узы» стали для меня уже не просто романтикой столетней давности, а реальностью, к слову сказать, очень сложной. Каждый день мы с дочерью старательно приручали друг друга, и цвет ее золотых волос стал для меня самым красивым. Успев разочароваться в гороскопах, я читала главу о Честолюбце и чувствовала себя неловко. И еще каждый раз хотелось переиначить главу о Короле, чтобы ему не было так одиноко жить со своей крысой, и к нему на планету прилетел долгожданный подданный, чтоб остаться с ним навсегда и старательно выполнять все его приказы. Тогда, быть может, Король не выглядел бы так глупо.

 

***

 

Став церковным человеком, я посчитала необходимым перечесть «Маленького принца», чтобы увидеть все новыми глазами.

 

Новое видение было мне обеспечено! Например, глава о баобабах в начале книги. Раньше она не была мне интересна, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от меня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писатель. Баобаб — это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал». Ведь в моем лексиконе просто не было этого слова, а понимания его значения — тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рассказывал нам о том, как маленький нежный росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое.

 

«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».

 

Святым Отцам удалось вырвать семя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный осмотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством покаяния. Иначе — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. Поэтому позволю себе вслед за автором воскликнуть: «Люди, берегитесь баобабов!!!» И не забывайте прекрасный совет Маленького принца:

 

«— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

 

Я поневоле сравниваю это с утренней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» — свою душу.

 

***

 

Можно бесконечно говорить о мудрости каждой главы сказки — и забыть о главном. И это главное в полной мере открылось мне именно тогда, когда я стала православной. Слова Спасителя «будьте как дети» мне словно показались знакомыми. Христианские идеи детской чистоты, открытости и кротости ярко запечатлены в характере Маленького принца. «Будьте как дети» — психологам, даже самым далеким от христианства, эта фраза ясна, как день. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способно разделять себя и мир. Я — это весь мир, а весь мир — это я. Детское сознание не ограничено и экспрессивно, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. Поэтому необходимо помнить, что, обижая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость — мы разукрашиваем мир в тысячи цветов.

 

***

Часто можно услышать о «трагедии» Маленького принца. Мол, скоро он станет взрослым, его существование обречено на повторение всего увиденного на разных планетах. Я с этим в корне не согласна. Трагедию Маленького принца я вижу не в его взрослении. Маленький принц — это образ жизни, ее философия. Он не станет взрослым. Трагедия принца в том, что он добровольно обрек себя на одиночество в толпе, в том, что не найти ему себе подобных в пустыне бытия. Это добровольно избранное одиночество белой вороны. У него есть только Любовь. Больше ему ничего не светит.

 

Напоследок мне хотелось бы немножко коснуться творчества Экзюпери. Все его произведения смогли уместиться в одной книге. «Ищите меня в моем творчестве», — сказал писатель. Может, кому-то покажутся нудными автобиографические очерки военного пилота. С такой мыслью и я начинала читать «Ночной полет». Но уже с первых страниц на меня повеяло не столько приключениями летчика, сколько бесконечными идеями добра и любви. Не любви-страсти, не любви-восхищения, не любви-дружбы и даже не любви-идеала. Я долго пыталась найти определение любви Экзюпери. Не нашла ничего более подходящего, чем определение из толкового словаря Ожегова. «Любовь — это чувство глубокой самоотверженной привязанности». Привязанности прирученного Лиса — к принцу или любви принца — к Розе.

 

Я люблю «Маленького принца» за неисчерпаемую идею любви. Прислушиваюсь к детям, пытаясь постичь их мир и принять его как единственно возможный. Хочу научиться смотреть на мир, как когда-то уже смотрела на него в детстве. Чтобы снова понимать: пустыня прекрасна тем, что в ней скрываются родники.

 

Анна Лелик

 

Источник: православный журнал для молодежи «Отрок.ua»

9 сентября 2013   Просмотров: 3 703   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии (8)
9 сентября 2013 10:06
Так и появляются отступники от веры православной, больные духовно и с нарушенной психикой от того, что учились православию по сказкам, а не по Житиям Святых, не читая Закон Божий, а учились благочестию по глянцевым журналам, не поучаясь Словом Божиим, а слушали богословствование и диспутирования о Господе по художесвенным произведениям и фильмам. Душа человеческая не может заниматься двумя делами "служить Богу и мамоне". Разделяясь сама в себе, душа человеческая разрушается. Именно отсюда идет болезнь века сего- деградация человека. Интересно, если саперов будут учить только по художественным книгам и фильмам, то уверен, данная профессия просто исчезнет.
  Жалоба      1
9 сентября 2013 10:53
Volobimir, а что же в этом произведении Экзюпери такого, что может привести к деградации и службе мамоне? У каждого свой путь к вере. Если прочтение данной книги помогло человеку прийти к вере, значит данная книга чего-то стоит. Не у всех были бабушки, которые с молодых ногтей научили своих внуков воцерковиться.
  Жалоба      2
9 сентября 2013 11:47
evezhlev2012 Господь сказал:"Аз есьм Путь и Истина", а все остальное кумиры. Внимательней читай брате: сначала человек пришел к вере(как автор выражается), а потом нашел ,я думаю, своим не совсем верным (не подтвержденным ни Святыми писаниями ни святыми отцами)богомыслием, ставя на один уровень благодетели Божии и человеческие. Нам православным нельзя уподобляться тем,"кто Закон Божий содержит по своему злоумию и думает веру в Бога совместить с ересию противную". прп.Иоанн Лествечник. Лествица Сл.1 ст.4
  Жалоба      3
9 сентября 2013 16:36
Почитайте биографию Экзюпери.Он был большой лентяй и бездельник.
А эта книга входит в набор книг обязательных для прочтения в эзотерических школах типа йога.
Не может такого быть,чтобы книга подходила как йогам,магам,сатанистам,
так и православным.
Нельзя служить двум господам.
  Жалоба      4
9 сентября 2013 17:52
Наш Пушкин тоже в 'горячих' цехах не работал. Про него тоже гадости всякие пишут некоторые биографы. Так что же, в печку Пушкина теперь?
  Жалоба      5
9 сентября 2013 21:55
Дело не в том, братие, какое произведение в печь, дело в том,чтобы самому не впасть в геену огненную. Согласно сказке, змей во второй раз обольстил жену,возводя страшный грех самоубийства в ранг добродетели. Автором ни во что ставится проклятие Божие; "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту." Быт.Гл.3,ст.15. А ради чего отдал жизнь принц- ради несуществующих миров и совсем не православной не ведущей к спасению души,выдумки автора.
  Жалоба      6
10 сентября 2013 20:52
Возлюби Господа Бога своего больше самого себя. Возлюби ближнего своего как самого себя. Жаль, очень жаль, брате slatebo, что ты не можешь, или не хочешь различать духов? А глубина и бесконечность любви может быть только в Боге, а не в "фэнтэзи" пусть даже красиво и приятно изложенной. За этой красотой и скрывается та глубина отпадения от веры православной,к которй ты просишь меня проявить любовь, увы, не могу, не могу "служить двум господам". "А от нас Господь требует одно верность." Говорит Апостол Павел. Прости, брате, если чем обидел тебя.
  Жалоба      7
12 сентября 2013 10:12
Удивительная автобиографическая книга о воспитании детей “Под покровом Всевышнего” Натальи Николаевны Соколовой, жены священника, воспитавшей пятерых детей. Все дети посвятили себя делу служения Церкви. Дочери – регенты церковных хоров, сын Николай – настоятель храма Святителя Николая в Толмачах (храм-музей при Третьяковской галерее), два сына уже отошли ко Господу: сын Феодор служил настоятелем Спасо-Преображенского храма в Тушине (погиб в автокатастрофе 21 февраля 2000 г.), сын Сергий в последние годы служил епископом Новосибирским и Бердским (скончался 20 октября 2000 г.). Вся книга пронизана любовью к детям.

Можно загрузить mp3 и слушать (книга редкая, в магазинах не купить):

http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/natalya-sokolova/

Для Бодрствующих есть хорошая книга ее отца Николай Евграфовича Пестова: "Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом" (в книжных магазинах еще где то есть) и тоже в mp3:

http://predanie.ru/audio/audioknigi/nikolai-evgrafovich-pestov/
  Жалоба      8