Всегда или только в посту?Среди
нравственных наставлений, рассыпанных в текстах богослужений и поучениях
учителей Церкви, есть много слов о духовном смысле поста. О том, что пост
требует языка обуздания, с ближними примирения, сердца сокрушения, творения
добрых дел усердного и проч. То есть проводится совершенно справедливая мысль о
необходимости вывести пост далеко за рамки диеты и превратить его в школу
творения добродетелей. Об этом говорил Исайя (раздроби алчущим хлеб, введи в
дом путника, разорви долговую расписку своего должника). Об этом гремели святые
уста Златоуста. «Хочешь
поститься угодным Богу постом – вместе с чревом сдержи язык, раздай милостыню,
среди ночи встань на молитву». Об этом говорила подготовительная неделя мытаря
и фарисея – не гордись! Об этом говорил чин прощения – примирись! Но возникает
вопрос: разве смиряться, творить милостыню, мирно жить с ближними, воздерживать
язык и ходить в страхе Божием мы должны только в дни поста? Не есть ли это
всегдашняя обязанность? Не ставим ли мы несколько зауженные временные рамки для
усилий жить свято? По всей видимости – нет. Но что же тогда мы говорим о святой
и покаянной жизни так много в дни Четыредесятницы, и так сравнительно мало в
прочие дни? Может
для кого-то это и ложный вопрос, не требующий особого разбора. Может не ложный,
но лишний и надуманный. Но для кого-то иначе. Для этих вторых и скажем нечто.
Жить благочестиво и ходить перед Богом мы обязаны всегда, во вся дни. Но
получается это у большинства плохо. Даже у тех, кто сильно стремится к такому
подобию Авраамового хождения пред Богом, плохо получается. Не говоря об
основной массе. И вот в дни поста нам всем предлагается очередная возможность
научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен,
творить милостыню и так далее. Это нам представляется таким образом возможность
привыкнуть к добродетели и превратить ее в навык. Навык же необходим всем,
чтобы потом, за пределами поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык
в посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие –
не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, не только
для времени поста наши упражнения. Они для приобретения навыка, а сам навык –
на всю жизнь. Подобным
образом Израиль, выйдя из Египта, получил Закон. Для того Израиль и ходил по
местам безводным и страшным так долго, чтобы приучиться к новому для себя
Закону. А потом, уже неразлучно соединившись с полученным от Бога учением,
вселиться в землю, текущую молоком и медом. То есть: прилепись к Богу,
соединись мыслью и сердцем с заповедями новой для тебя нравственности, и потом
наследуй приготовленное для тебя и Богом обещанное. Пост
– аналог длительного путешествия ради приобретения навыка в добродетели. А сам
навык необходим категорически для получения наследства, для обладания иной
реальностью, которая ожидает верующего человека. Не научишься ходить перед
Богом всю жизнь и посвящать ему внутри сердца все начинания свои – под большим
вопросом твое участие в будущем блаженстве. А научиться ходить перед Богом за
раз, за день, за неделю невозможно. И вступить в обучение лучше всего постом. В
это время многие из самых ленивых, и те преклоняют колени перед Распятием,
ограничиваются в пище, исповедуются в грехах. Сам воздух в дни поста становится
чище, вслед за очищением мыслей тех, кто этим воздухом дышит. И значит,
совершаемое многими делается легким для многих. Но
нужно сразу сказать себе: то, чему я буду посвящать время поста, нужно будет
мне и за пределами поста. Я учусь и привыкаю к духовному труду, чтобы не на
пост только, а на всю жизнь стать учеником безгрешного Иисуса. И особенно
осторожным придется быть в дни окончания поста, когда привычно теряется за
считанные дни и часы то, что копили более месяца. Пусть еще рано об этом. Пусть
еще постное шествие по пустыни только началось. Все равно нужно знать: наша
общая обязанность – всегда жить свято. Жить согласно заповеди «Святы будьте,
ибо Я Свят, Господь Бог ваш». А вот учиться исполнению этого всеобъемлющего
повеления, привыкать к памяти о нем самое время сейчас. Так,
я думаю, снимается кажущееся противоречие между обязанностью всегда жить свято,
и нарочитым, усиленным призывом к праведности в дни пения Постной Триоди. Ну, а
кому и так все ясно, то простите меня. Эти краткие строчки не для вас писались.
|
21 августа 2024
Просмотров: 9 700