Чудотворец Иосиф - борец с ересью жидовствующих. Архимандрит Петр (Кучер).
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры! 31 октября (по новому стилю) православные совершают память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого.
Город Волоколамск находится в 100 км к северо-западу от Москвы. Преподобный Иосиф, в миру Иоанн Санин, в 20-летнем возрасте покинул родной дом и ушел подвизаться в монастырь. Около 18 лет он провел под руководством святого подвижника прп. Пафнутия Боровского, после преставления которого прп. Иосифа избрали игуменом Боровского монастыря.
Но не всем инокам пришелся по душе строгий устав прп. Иосифа, тогда он покинул обитель и побывал во многих русских монастырях с целью ознакомления с иноческой жизнью. По прошествии недолгого времени он организовал свою обитель с общежительным уставом в Волоколамском лесу.
Он воспитал целую плеяду монахов-подвижников, среди которых было много прославленных святых. И, пожалуй, самым главным в его жизни была борьба с ересью жидовствующих. Он обличал всех, кто был причастен к ереси, не взирая ни на сан, ни на чин. По этой причине он написал целый труд, который носит название "Просветитель" и до сих пор служит руководством в богословии.
В XX веке вы сами знаете, по какой причине была заглушена память об этом великом угоднике Божием. Сейчас его святое имя, жизнь и труды на благо нашей Православной Церкви должны быть востребованы с особой силой.
Борьба над этой дьявольской ересью, с которой он и другие подвижники сражались в течение 40 лет, завершилась победой Церкви Христовой. Но это была отбита, так сказать, только первая атака. Эта ересь далеко и глубоко пустила свои сатанинские корни и по своей сущности была и есть такая страшная, что если бы не всесильная помощь Божия, то неизвестно, как бы закончилась на рубеже XV-XVI вв. история нашего Отечества и Церкви. Этой жидовской ересью были поражены даже верхние слои Российского государства того времени - великий князь Иоанн III, его невестка и придворные, священнослужители и даже предстоятель Русской Церкви - митрополит Зосима. Надо отметить, что ересями обычно заражаются те люди, которые поражены плотскими страстями. Митрополит Зосима не был исключением, поэтому к его сердцу также пристала эта ересь.
Это было очень опасное время для наших соотечественников и Русской земли. Ведь эта ересь, можно сказать, вечная, она борется с Церковью и длится от самых дней Христа.
Ее творцами, зачинщиками и сеятелями были те, которые возвели на Голгофу Господа нашего Иисуса Христа и распяли Его на Кресте. Такое бедствие свыше попускается для того, чтобы от этой духовной щуки карась не дремал, т.е. нам, православным христианам, необходимо бодрствовать, молиться, чаще обращаться к Богу за Его всесильной помощью и не проводить время в лености и небрежении о своем спасении, а наоборот, своей богоугодной жизнью служить для прославления нашего Спасителя.
Сегодня особенно актуальны подвиги и житие нашего соотечественника, отца Русской Православной Церкви, преподобного Иосифа Волоцкого. Он первый поднял хоругви, а по-мирски - знамя борьбы против ереси жидовствующих, потом к нему примкнули архиепископ Новгородский Геннадий и другие ревнители благочестия. В 1488 году был собран поместный собор Русской Православной Церкви, на котором ересь под большим давлением была все-таки осуждена, а митрополита Зосиму сняли с кафедры и назначили нового предстоятеля Церкви в лице игумена Троице-Сергиевой Лавры Симона. В 1504 году прошел второй собор РПЦ по осуждению ереси и ее последователей, который нанес сокрушительный удар врагам Русской Церкви и нашего Отечества.
Продолжателем этого святого дела явился царь Иоанн IV Грозный. Он был грозен не к своим соотечественникам и подданным, а был грозой для бесов и врагов Русского Православия. Поэтому до сих пор масоны и враги Православной Церкви не могут простить благочестивому царю Иоанну, что он очищал Русь от этих врагов государства и приспешников сатаны, до сих пор отрицают его неоценимую роль и значение на благо Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Но и он не добил всех врагов России, даже Сталин его за это укорял, что царь Иоанн Грозный не добил пяти боярских семейств. И вот этот мутный ручеек протек и сделал смуту через полстолетия, т.е. в начале XVII века, когда ослабла вера, умножились грехи и нахлынули на Русь иноплеменники: католики, поляки и литовцы, которые своими нравами и обычаями совращали русский народ. Этот ручеек зла остался для того, чтобы пробуждать нас от лености и греховной спячки, и мы, памятуя про этих борцов за чистоту Православия и воодушевляясь их защитой и исповедничеством истинной веры, бодрствовали, молились и радели о нашем спасении.
Сегодня особенно актуальна роль подвига и деяний великого святого прп. Иосифа Волоцкого. Нынешнему поколению нужно было бы воздать ему более великие почести.
В XX веке по известным причинам память этого угодника Божия не вполне была востребована, а сегодня надо извлекать из-под спуда его труды, прославлять и молиться ему, чтобы он своим заступлением помог нам преодолеть все смуты и заблуждения, которые вселяют в наши сердца и души те же самые еретики, с какими боролся и этот угодник Божий. Всех призываю молиться прп. Иосифу Волоцкому, чтоб он укрепил нас противостоять этой ереси, которую он победил 500 лет назад, и наследовать с помощью Божией и по его молитвам Царство Небесное. Аминь. Архимандрит Петр (Кучер)
|