Топ-100

Интервью с иером. Петром (Семеновым) о ВОВ: Не предавать Победу!

СМИ, а с ними и большая часть наших соотечественников, обычно представляют себе Великую Отечественную войну в общих чертах одинаково: вероломное нападение врага, всенародный подвиг, усилия военачальников и – Победа! Деятели культуры во мнении также едины и предсказуемы.

Но если мы обратимся к нематериальной стороне вопроса, посмотрим на войну с позиции Православного вероучения, то это трагическое событие истории откроется намсовершенно по-иному, во всей своей полноте – духовной и смысловой. О памятном противостоянии 1941–1945 годов мы решили побеседовать с одним из наших постоянных авторов иеромонахом Петром (Семеновым). По мнению редакции «ПК», его взгляд ценен особенно тем, что известные всем факты и свидетельства о войне из категории земного и материального переходят в сферу сакрального, духовного, Божественного.

– Отец Петр, благословите! В этом году наша страна отмечает знаменательный праздник – 70-летие Великой Победы русского народа над фашизмом. В связи с этим позвольте задать Вам несколько вопросов. Во-первых, что такое война с православной точки зрения? Как смотрит Церковь на военные конфликты и противостояния, в чем определяет их источник? И, наконец, как можно совместить заповедь Божию «не убей» с необходимостью защищать своих родных и близких, воевать за свою землю?

– Война есть печальная, но, к сожалению, неизбежная составляющая земной жизни, поскольку она – наказание Божие за грехи человечества. «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания», – пишет святитель Василий Великий. Об этом же говорят святитель Григорий Богослов и преподобный Иоанн Дамаскин. Если бы мы не грешили, или, согрешив, немедленно бы каялись и исправлялись, то нас не приходилось бы вразумлять войнами и иными бедствиями.

Господь, дав заповедь «не убий», вложил в душу человека и внутреннее отвращение к пролитию чужой крови. И для новобранца, никогда не пресекавшего чью-либо жизнь, переход этого рубикона впервые – тяжелая психологическая травма. Недаром после войны Церковь всегда очищает воинов епитимией.

Избежать войны на протяжении всей своей истории не удавалось еще ни одному народу. Даже невидимый, духовный мир – и тот вынужден был пережить брань, когда денница с третьей частью ангелов восстал на Бога. Неслучайно Архангел Михаил, возглавивший ополчение небожителей, покровительствует христолюбивому воинству.

Противоречие между запретом убивать и необходимостью защищаться неизбежное, парадоксальное, но тут есть святоотеческое правило – из двух зол нужно выбирать меньшее. Если враг пришел на нашу землю, грозит истребить наших родных и близких, пытается растоптать святую веру, то неужели мы должны безмолвно наблюдать за этим? Наши благочестивые предки никогда не позволяли попирать Православие, разорять Русскую землю, уничтожать родной народ. И участие в войнах не мешало им приобретать и хранить благодать Святаго Духа.

Поэтому Церковь всегда благословляла своих чад на праведную брань за Веру, Царя и Отечество. Она признавала героев, павших в таких сражениях, мучениками, нередко причисляя их к лику святых. Так, Сербской Церковью прославлены воины, павшие на Косовом поле, а в Тульской епархии нашей Церкви канонизированы участники Куликовской битвы. Конечно, в годы советской власти это православное понимание воинского служения ослабло, но именно такой взгляд на ратное дело был присущ лучшим русским полководцам, например, А.В. Суворову и его чудо-богатырям.

В то же время Церковь не благословляет войны ради наживы; не может быть одобрено и наемничество – когда военные профессионалы за определенную плату уничтожают тех, на кого им укажут. Такие люди рано или поздно доходят до состояния Иуды-предателя, продавшего Христа.

– Как можно оценить Великую Отечественную войну с позиции нравственной, духовной? Что это была за брань, кто с кем сражался? Могло ли ее не быть? Или Господь попустил нашей стране это тяжелейшее испытание за какое-то грехи?

– Великая Отечественная война для России была войной праведной, очистительной: она носила оборонительный характер, ведь наш народ защищался от истребления, к которому приговорил славянороссов фюрер. Духовной причиной этой беды действительно явился грех – попытка уничтожения советским государством Церкви Христовой. В 1937 году началась т. н. «безбожная пятилетка», в ходе которой к 1942 году планировалось искоренить на Руси не только Православие, но и религиозное сознание как таковое. Однако вопреки этим намерениям Господь поставил богоборцев в такие условия, что к намеченному сроку они сами оказались на грани исчезновения, и в результате в сознании наших соотечественников произошел переворот, многие отошедшие от веры люди вновь обратились к Богу. Советское государство, еще недавно уверенно заявлявшее о скором «конце всех религий», вынуждено было изменить свою политику в отношении Церкви. Если в предвоенные годы «борьбы с культом» шел лавинообразный процесс закрытия храмов и монастырей, то во время ВОВ это течение – неспешно, но необратимо – повернуло вспять. Открывались церкви, из тюрем и лагерей освобождали епископов и священнослужителей. В целом же – через войну произошло внутреннее оздоровление советского общества. Оно во многом возвратилось к своим русским православным корням, это-то в итоге и позволило одержать Победу.

Если же говорить о внешней, земной составляющей ВОВ, то в схватке сошлись славянская восточно-православная цивилизация – народы, воспитанные в православных традициях, – и цивилизация западная, протестантско-католическая. Гитлер, увлекаясь оккультизмом, был тем не менее верным сыном папизма, и его дивизии в «дранг нах Остен» (походе на Восток) сопровождали ксендзы и патеры.

Можно сказать еще и так, что ницшианский воинствующий трансгуманизм немцев столкнулся с воинствующим безбожием советских вождей, которое в результате уступило место традиционным ценностям русской цивилизации. «Тысячелетний» Рейх был сокрушен еще и потому, что руководствовался не верой, не культурой, не традициями народа, а исключительно ницшеанскими принципами так называемого сверхчеловека, некоего безумного существа, порожденного его безумным автором, стремящегося «убить Бога» и исповедующего принцип вседозволенности.

– А существует ли связь между ницшианской идеологией и тем трансгуманизмом, который в настоящее время все более распространяется в США и Европе?

– Безусловно. Напомню, что трансгуманизм – это не просто, как во времена Ницше, философская концепция; сегодня это реальные планы «сильных мира сего» и масштабное международное движение, выступающее за использование новейших технологий якобы для улучшения умственных и физических возможностей человека и устранения самой человеческой сущности – способности верить, любить, сострадать. Конечной целью трансгуманистов заявлено мифическое «безсмертие в физическом теле».

И связь с трансгуманизмом Ницше здесь прямая. То, что когда-то задумал безумный автор (а с точки зрения психиатрии он действительно был болен шизофренией), сегодня без особых трудностей стало возможным воплотить с помощью последних достижений науки. И эта цепочка от идей Ницше до современного трансгуманизма на протяжении своей истории никогда не прерывалась. Одним из ее «эволюционных» звеньев как раз и является трансгуманизм нацистов.

В тот исторический период мировая (банковская) «элита» сделала ставку на Германию, избранную очередным плацдармом для воплощения «сверхчеловеческих» идей. Ротшильды и Рокфеллеры вскормили фюрера, который осуществил многие ницшеанские постулаты: убийство «неполноценных» людей, геноцид «неполноценных» народов и т. д. Гитлер стал инструментом для установления их мирового господства – «нового мирового порядка». Но вот наши отцы и деды сломали хребет немецкому фашизму, порушив все его ницшеанские и трансгуманистические планы. При этом, к сожалению, разгром остановился на Германии и практически не коснулся главного генератора деструктивных процессов – мировой финансовой «элиты», которая в настоящее время продолжает работать над своим проектом, руководствуясь возобновленным и несколько модернизированным «сверхчеловеческим» мировоззрением.

Таким образом, война с фашизмом не окончилась в мае 1945-го капитуляцией Германии, и умолчать об этом в год празднования 70-летия Великой Победы было бы лицемерием.

– В нашей стране нет ни одной семьи, которую так или иначе не затронула бы война. Расскажите, пожалуйста, о Ваших родственниках, воевавших на фронте или иначе приближавших светлое победное Торжество.

– Мой дедушка по линии матери почти всю войну провел в фашистском концлагере. Другой дед – с отцовской стороны – во время ВОВ пропал без вести, и бабушка одна воспитывала пятерых детей. Брат дедушки, который всячески поддерживал ее после войны, участвовал в форсировании Днепра.

К празднику этой Победы причастна вся триединая Россия! Тысячи, миллионы русских людей – на фронте и в тылу – претерпели неимоверные тяготы войны, пережили личные потери, испытали все мыслимые и немыслимые мучения, но – выстояли и победили! Победили в этой самой тяжелой и кровопролитной из всех войн, которые только знала история. Эта борьба оставила страшный след в душе каждого русского человека, но именно она стала примером стойкости, мужества, твердости духа, подвига русского народа.

– А что такое, по-Вашему, солдатский подвиг? Что заставляет человека идти на риск, жертвовать собой? В чем стержень этого понятия, и почему подвиг на войне может совершить не только отдельный боец, но и весь народ?

– Солдатский подвиг, по словам святителя Иннокентия Херсонского, наиболее близок к подвигам мучеников и монахов. Воины оставляют дорогую сердцу семью, родной дом, испытывают лишения во всем и в любой момент ожидают встречи со смертью. Чтобы человек решился на такой путь, на то должны быть веские причины – защита своей Веры, земли, своих родных и близких. Например, в наши дни ополченцы Новороссии мотивированы гораздо лучше, чем солдаты вооруженных сил Украины – именно потому, что война пришла на их землю: разрушаются их храмы, гибнут их родственники…

Когда человек принимает глубоко в душу Православную веру, он обретает безстрашие и моральное превосходство над своими противниками. Тогда он понимает, что смерть – это только переход к другой форме бытия, к вечности. И ему легче пожертвовать своей жизнью. А это – главное для победы. Когда же вера проникает в душу целого народа, народ получает способность к великому всеобщему подвигу, что мы не раз встречали в нашей славной истории.

– Что Вы думаете о попытках искажения русской военной истории, в частности – умалении роли нашего народа в разгроме фашизма в годы Второй мировой, оправдании военных преступников, возвеличивании их преступлений до героизма и одновременно оклеветании, очернении подвигов и памяти героев. Кому и зачем это нужно? И что делать, чтобы наши дети, внуки и правнуки знали и помнили о великой жертве нашего народа, и гордились тем, что они – наследники победителей?

– С разгромом Германии, как мы уже отмечали выше, был уничтожен один из инструментов «нового мирового порядка», но не его творцы, которые почти сразу же после войны изменили свою программу установления мирового господства, сначала учинив развал Советского Союза, а затем запустив общемировой процесс уничтожения всех национальных, религиозных, политических и экономических границ, известный как глобализация. Неслучайно сразу же после перестройки как раз и началась героизация военных преступников и очернение подвигов героев ВОВ. Цель этого ясна из событий на Киевской Руси: там живут такие же русские люди, как и мы; их деды, как и наши, боролись против фашизма, но пропаганда нацизма там проводилась более свободно и широкомасштабно. В результате выросло целое поколение «Иванов, не помнящих родства», которых ныне используют в качестве «пушечного мяса» в военном конфликте на Донбассе.

Происходящее в Новороссии дает ответ и на вопрос, что делать, чтобы грядущие поколения не забывали о великой жертве нашего народа в Великой Отечественной войне. Нужно держаться традиций прошлого, опыта православных предков, жить честно, думать и действовать безкорыстно. Разумеется, за словами должны следовать и реальные дела. Например, обратите внимание на наших преподавателей истории и литературы, которые, несмотря на нищенские зарплаты и попытки «глобализаторов» продавить через Министерство образования учебники от фонда Сороса, на свой страх и риск продолжают рассказывать детям правдивую историю войны. Благодаря их тихому подвигу неонацизм в России не распространился так, как в некоторых других бывших союзных республиках. Но и этого недостаточно. Только в последнее время, в связи с киевскими безпорядками, государство в лице своих чиновников озаботилось проблемой борьбы с фашизмом в России. И тут, прежде всего, необходимо навести порядок в системе образования – изъять из употребления учебники по русской истории, фальсифицирующие или искаженно трактующие ее события.

Впрочем, с современными интернет-технологиями и спутниковым телевидением у идеологов трансгуманизма все равно будет возможность для распространения своих деструктивных воззрений. Поэтому одними запретами проблему не решить. Необходима миссионерская деятельность – против язычества, сатанизма и неонацизма с привлечением авторитетных для молодежи людей – выдающихся спортсменов, спецназовцев, мастеров боевых искусств... Пусть о народном подвиге в Великой войне, о патриотизме, о дне вчерашнем и сегодняшнем расскажут самые достойные.

Наконец, следует навести порядок в правоохранительной системе, чтобы равное воздаяние, наказание несли все преступники, независимо от национальности. Если этого не сделать сейчас, то история будет повторяться снова и снова. И русские дети познают ужасы фашизма уже не по учебникам, а в жизни, как это показала война на Донбассе.

– Не сомневаюсь, что Вы не раз общались с ветеранами Великой Отечественной. Какие чувства, впечатления рождают эти беседы, что особенного Вы бы отметили в этих людях? Как сегодня мы можем отблагодарить их – живых и уже отшедших – за ту Победу?

– Они не любят вспоминать о войне – ветераны, пережившие большие испытания. Первое и основное: нам есть чему у них поучиться, особенно учитывая нынешнюю угрозу войны. И будем помнить: с каждым годом их остается все меньше. Главной же нашей благодарностью за их подвиг должно стать твердое соблюдение ряда принципов – не предавать Победу и ее героев, не принимать ценностей фашистского трансгуманизма, глобализма и «нового мирового порядка», не позволять этим силам взять реванш. Мы должны быть не только верны, но и достойны памяти наших великих дедов и отцов, разгромивших фашизм и спасших нашу Родину и мир. Ну, конечно же, необходимо и молитвенно поминать здравствующих и почивших ветеранов.

– Каков вклад Русской Православной Церкви в воспоминаемое ныне великое торжество? Можно ли сказать, что Победа народа в той войне есть и Победа Православия?

– Святые новомученики и исповедники Церкви Русской – преподобные Серафим Вырицкий, Лаврентий Черниговский, Симеон Псково-Печерский, блаженная Матрона Московская, святители Лука Крымский, Афанасий Ковровский и сонмы других святых – вымолили нашу Победу. Святитель Григорий Богослов говорит: «Не от легких в беге зависит бег, не от сильных – война, не от ратоборцев – победа, и пристань не во власти искусных пловцов, но от Бога и победу устроить, и ладью привести к пристани».

Символично, что согласие на капитуляцию от гитлеровцев было получено 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в который в 1945 году отмечался и главный православный праздник – Пасха Христова. Таким образом Господь явил всему миру, что Победа России в Великой Отечественной войне – это триумф Православия.

– Наше время многие духовные люди и военные аналитики называют предвоенным. Как Вы считаете, какие действия в связи с этим сегодня должны последовать от Православной Церкви, власти и народа?

– Во-первых, необходимо всем воцерковляться: исповедоваться, причащаться, молиться, поститься, каяться, изучать писания Святых Отцов, упражняться в стяжании добродетелей терпения и смирения, которые «на все победа». Во-вторых, каждому полезно овладеть навыками выживания в экстремальных условиях. В-третьих, мужчинам желательно приобретать опыт в области военного искусства: рукопашного боя, стрельбы из различных видов оружия, и иное необходимое на войне мастерство. А власти и Церковь должны помогать в реализации этих целей.

– Согласны ли Вы с мнением, что на Россию, на ее народ и Церковь возложена миссия «удерживающего» все человечество от окончательной сатанизации? Должны ли мы верить и надеяться, что в мире, разделяющемся на наших глазах на два противоборствующих лагеря – верных идеалам Святой Руси и поклоняющихся ценностям западного общества потребления, – нам еще предстоит узреть Парад русской Победы? Благодаря чему мы можем выстоять и победить в нынешней духовной войне?

– Святитель Николай Сербский признавал за русским народом его особую миссию. Он говорил, что не дерзнет осуждать даже последнего русского пьяницу, сознавая, что тот страдает не только за свои беззакония, но и за грехи всего человечества. Святой Отец предрекал нашему народу счастливое будущее: «Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную. Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с Царем-Мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру. Наступает время, братья мои, вот, уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: „Русь наша, мученица наша, красно солнышко!"» Но прежде чем исполнится это обетование, нам, по словам старцев, необходимо пережить войну…

– Ваши пожелания читателям «Православного Креста» в преддверии юбилея Победы?

– Всем нам желаю крепкой веры, здравия души и тела, помощи Божией в духовной жизни и профессиональной деятельности на благо Православной веры, России и родного народа, а также победы над всеми врагами – видимыми и невидимыми!

Источник: Православный Крест
№129 (9) от 1 мая 2015 г.

8 мая 2015 Просмотров: 3 334