8 декабря - день памяти священномученика Климента, папы Римского

Святитель Климент жил в Риме на рубеже I–II веков, при  императорах Домициане, Нерве и Траяне. По преданию, он был очень знатного происхождения и в самом детстве  разлучен с родителями и братьями. Еще подростком он усердно искал истину, посещал различные философские школы столицы, но их учения казались Клименту пустыми и не могли утолить его жажду Абсолютного. 

Узнав, что сын Божий явился в Иудее, он отправился туда. Климент встретился с апостолом Петром, который наставил   его в вере и сделал своим помощником в проповеди. Они   вместе ходили по городам сирийского побережья и вместе   боролись с Симоном Волхвом. 
Прославленного проповедями Климента сделали епископом Рима   (ок. 91) после святых Лина и Анаклета[1]

Взойдя на церковную кафедру, святитель Климент стал   свидетелем апостольской проповеди, в особенности   деятельности святого Петра. «Имевший проповедь   апостолов в ушах своих и предание их пред глазами   своими», – пишет о нем святой Ириней[2]. Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере      иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном      милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех,      кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния. 

Святой Климент – автор знаменитого Послания к Церкви  Коринфа, включавшегося некоторыми в состав Священного   Писания. В этом послании он призывает некоторых молодых   членов Коринфской общины, восставших против старейшин,   хранить единство членов Тела Христова, уважая иерархию,   установленную апостолами. Ему приписывали и другие   сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления, а также Второе послание к коринфянам,   вероятно не принадлежащие ему, но очень значимые[3]

Проповедью святой Климент обратил Феодору, жену префекта   Сисиния, близкого друга императора Нервы, а также склонил   принять святое крещение и самого Сисиния тем, что чудесно   исцелил его от слепоты, вызванной идолопоклонством   префекта. 

Комит Пуплий, узнав об этом и о росте числа христиан среди   язычников, отправил Климента, по приказу императора   Траяна, в изгнание в Херсонес Таврический –   негостеприимную область на восточном краю империи. Там   святой епископ встретил 2 тысячи христиан, сосланных на   работы в каменоломни. Он утешил страждущих в невзгодах,   напомнив о вечном блаженстве, и по его молитве для них в   пустыне забил источник воды. Даже и в изгнании он обращал   души язычников к истине. О Клименте сообщают, что за год   благодаря ему было построено 75 церквей. 
          
Но вскоре император направил туда жестокого правителя,   чтобы покончить с массовыми обращениями в христианство. Тот сразу обрушился на святого Климента. Вначале   подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на   шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли   его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не   оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он   внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и   христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С   того времени каждый год в день смерти святого Климента   море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи. 
 
Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был   направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом   Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству   умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в   полночь на поверхности вод появились честные мощи святого   Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню   папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых   епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает   ее укорененность в апостольской традиции. 

Иногда пишут, что именно он был первым епископом Рима,      но здесь нет никакого противоречия, поскольку в то  время не существовало четкого различия между епископом  и старейшиной, то есть пресвитером, так что Лин,  Анаклет и Климент – ученики апостолов и наиболее   выдающиеся личности в Римской Церкви той эпохи – могли один за другим или время от времени исполнять  обязанности епископа. 

    [2] Ириней Лионский. Против ересей. III, 3, 3 // SC.      34, 105. 

    [3] Исторические исследования показывают, что Второе      послание к коринфянам Климента Римского – это      покаянная гомилия, созданная, возможно, в Сирии или   Египте около 150 г. Апостольские постановления возникли      в Сирии в конце IV в., а Правила святых апостолов являются сборником 35 дисциплинарных канонов, которые содержатся к конце 7-й книги Апостольских  постановлений. Трулльский Собор в своем 2-м правиле отвергает Постановления, но принимает Правила, которые к тому времени уже вошли в канонические сборники. 

Узнав, что сын Божий явился в Иудее, он отправился туда. Климент встретился с апостолом Петром, который наставил   его в вере и сделал своим помощником в проповеди. Они   вместе ходили по городам сирийского побережья и вместе   боролись с Симоном Волхвом. 
Прославленного проповедями Климента сделали епископом Рима   (ок. 91) после святых Лина и Анаклета[1]

Взойдя на церковную кафедру, святитель Климент стал   свидетелем апостольской проповеди, в особенности   деятельности святого Петра. «Имевший проповедь   апостолов в ушах своих и предание их пред глазами   своими», – пишет о нем святой Ириней[2]. Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере      иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном      милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех,      кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния. 

Святой Климент – автор знаменитого Послания к Церкви   Коринфа, включавшегося некоторыми в состав Священного   Писания. В этом послании он призывает некоторых молодых   членов Коринфской общины, восставших против старейшин,   хранить единство членов Тела Христова, уважая иерархию,   установленную апостолами. Ему приписывали и другие   сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления, а также Второе послание к коринфянам,   вероятно не принадлежащие ему, но очень значимые[3]

Проповедью святой Климент обратил Феодору, жену префекта   Сисиния, близкого друга императора Нервы, а также склонил   принять святое крещение и самого Сисиния тем, что чудесно   исцелил его от слепоты, вызванной идолопоклонством   префекта. 

Комит Пуплий, узнав об этом и о росте числа христиан среди   язычников, отправил Климента, по приказу императора   Траяна, в изгнание в Херсонес Таврический –   негостеприимную область на восточном краю империи. Там   святой епископ встретил 2 тысячи христиан, сосланных на   работы в каменоломни. Он утешил страждущих в невзгодах,   напомнив о вечном блаженстве, и по его молитве для них в   пустыне забил источник воды. Даже и в изгнании он обращал   души язычников к истине. О Клименте сообщают, что за год   благодаря ему было построено 75 церквей. 
            
Но вскоре император направил туда жестокого правителя,   чтобы покончить с массовыми обращениями в христианство.   Тот сразу обрушился на святого Климента. Вначале   подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на   шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли   его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не   оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он   внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и   христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С   того времени каждый год в день смерти святого Климента   море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи. 

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был   направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом   Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству   умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в   полночь на поверхности вод появились честные мощи святого   Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню   папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых   епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает   ее укорененность в апостольской традиции. 
8 декабря 2019   Просмотров: 1 092