О прощении обид и оскорблений

Наставления старца архимандрита Феофана Новоезерского. Если кем будем обижены, должны сказать: согрешил, прости ради Бога; а в себе, представляя грехи свои, помыслить: я достоин наказания и больше сего.

Христос Сын Божий, «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1Петр.2:28). Если же когда от нанесенной обиды сердце и смутится, то никак не должно выражать смущения словами, но всеми силами себя воздержать от оных, по сказавшему: «я потрясен и не могу говорить» (Псал.76:5); должно помнить Апостольское слово: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф.4:26,27). Иначе же не угодны будут Господу Богу ни молитвы наши, ни прочие добродетели, как бы они велики ни были.

Когда кто оскорбит, утешать себя надобно мыслью, что Бог милостив,—и скорбь пройдет, а которая сестра оскорбила, за ту помолиться: «Господь и исправит всех». Мы вредное от врага для души своей принимаем; попробуем же для души своей принять от Спасителя полезное лекарство, хотя и горькое: «претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:22). Мстить, негодовать, роптать, жаловаться, быть в неудовольствии, уязвить кого словом, для нас кажется приятным,—и враг этому радуется. Что может быть лучше примера Христа Спасителя? Чудеса Его отвергали, Его Самого ругали, били, наконец ко кресту пригвоздили, а Он при последнем издыхании сказал: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят» (Лук.23:34)! Вот что жестокость нрава человеческого сделала Создателю своему.

И в здешней то жизни Господь Бог больших даров удостаивает: иным дает дар исцеления, другим дар прозорливости, иные неизвестными для них прежде языками говорят: так Ефрем Сирин заговорил по-гречески, по молитве Василия Великого, чтоб понимать друг друга без переводчика. Но для сего нужно и смирение святого Ефрема. А ежели оскорбилась, чувствуешь внутреннее смущение, но не будешь оправдываться, не будешь говорить никаких противных слов, смолчишь, — за это не останешься без воздаяния! Всякое дело, всякое художество, все требует терпения.

Не сердитесь, что на вас ропщут: ропщущий сам себе вредит, а мне вреда от этого никакого не будет. Когда случатся какие недостатки, потерпите с благодарением, воздаяние от Господа Бога будет.

Во время скорби, вместо ропота и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется! Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы противитесь ему,—это значит борьба—и борьба Богу приятная. Прослезитесь, покайтесь: Господи прости, —согрешила; я всех хуже, а считаю себя лучше других! Ты меня, Господи, прости высокомерную!

За укорение не сетуйте, а будьте благодарны, что вас предостерегают; а если и побранят, — не сердитесь. Зачем терять время в неудовольствиях? Вместо того, чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, — но потерянного времени не возвратим. Благодать Божия печется о нас, а мы пребываем как пни нечувствительные; враг ослепляет нас и делает подручными себе, и мы непрестанно грехи ко грехам прибавляем и тем прогневляем Всещедрого Отца нашего, столь много возлюбившего нас.

Ежели вы кого не любите, вспомните слова святого Иоанна Богослова в соборном послании: "Ненавидяй брата своего (или сестру), во тме, есть, и во тме ходит, и не весть камо идет, и тма ослепи очи его", или в себе сказать: "Феофания, доколе тебе во тьме пребывать, не лучше ли обратиться в свету незлобия?" Если мирское что ощущаемо будет в сердце, сказать, что: я уже от мира удалялась и поручаю себя Богу. Подтверждает в том же святой Иоанн Богослов. "Не любите мира, ни яже в мире; аще кто любить мир, несть любви Отчи в нем. Яко все, яже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть, и мир преходит и похоть его; а творяй волю Божию, пребывает во веки".

Советую вам в молитвах своих упоминать тех сестер, которые кажутся для вас враждебны: они более всех делают вам благодеяния. И вот чем: что научают вас терпению и незлобию, ежели не будете сердиться; а похвала для нас безполезна.

Он нам повелевает: "Любите враги вата, добро творите, ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам попасть и будете сынове Вышняго".

А мы обращаемся на мщение, на ненависть; так могут. ли молитвы наши быть приятны Богу? Конечно, мы немощны, но благодать Божия, следуя хотению нашему, может содействовать тому, что не попустит нас, до падения. Возведите очи ваши во время брани не только внешние, но и внутренние ко Господу сил, и так избегнете сетей вражьих.

Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят; а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми; но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрел; не надобно проникать в их намерения.

Если сердце непреклонно к любви враждебных нам, тогда молитесь: Господи! смягчи твердость, жестокость и окаменелость сердца моего. "Терпя, потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою, и постави на камени нозе мои, и исправи стоны мои".

Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: я дурно сделала, так о мне и говорят худо, и помолись Богу: Господи! помози мне исправиться!

Смирения и послушания должно держаться и в чистоте душевной и телесной содержать себя.

Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое для того, чтоб успокоить нас обидевшего; второе успокоить себя, и третье исполнить Закон Божий.

Должно всех почитать за Святых, а о себе думать, что недостойна, и говоря с ними не других винить, а себя.

"Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердца моего в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех моих", то есть, не оправдывать себя.

Смирение и послушание могут спасти нас и исходатайствовать нам великое воздаяние.

Пока мы все в смущении, в огорчении, и слов досадных переносить не будем, до тех пор благодать Божия не вселится в сердца наши.

Бог нарочно посылает огорчения, чтобы довести нас до совершенного незлобия. Были люди, которые просили Бога: Господи, пошли мне оскорбленье; а когда найдет, они не снесут. После плачут, раскаиваются и опять просят, и когда снова найдет, опять не снесут, и снова готовятся переносить. И так посылается им до того, пока они достигнут до младенческого смирения. А если не будем сносить обидных слов, то это не полезно для душ наших: "Смирихся, и спасе мя". Если смутишься сердцем, то удержись от слов и смолчи: "Смятохся и не глаголах".

Когда будут поносить и укорять, молчанием отходите. Святой царь Давид много претерпел: "Помянух в скорби Господа, и утешися душа моя". Когда он согрешил, то сказал: "Смирихся, и спасе мя".

Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтоб нравы наши довести до младенческих; скажи: согрешила, простите ради Бога.

Зри: Оскорбления посылаются нам от Бога, дабы посмотреть нашего терпения и воздать нам венцы. Если скажешь слово на пользу другим, то получишь венец; ежели стерпишь скорбь, за сие венец. Развратишь кого-нибудь, будешь мучена; попротивишься старшим, за сие будет мучение.

Непременно надобно, когда сестра оскорбит тебя, то помолиться за нее и сказать: Господи! святыми ее молитвами даждь мне смирение и терпение! Если же будешь на нее сердиться, в том исполнишь свою волю, даже бесовскую, но не Божию. Сам Христос терпел, Его даже били. Надобно оставлять мирскую жизнь и мирские нравы, а провождать духовную, то есть: учиться смирению, и терпению, и послушанию; без науки нельзя.

Обидят тебя? должно стерпеть, не воздающе зла за зло и укоризну за укоризну. Спаситель сказал: "Горе нам, егда добре рекут о вас все человецы!" Он сказал сие таким, которые хотели быть хвалимы в сердце и еще хотели, чтобы о них говорили хорошо.

"Я молюсь за оскорбивших меня, но все сержусь на них". Такая молитва в грех; надобно молиться в чистоте сердца и обвинять себя всем сердцем, почитая себя действительно виновною.

Прощать надобно от сердца. Преподобный Дорофей пишет: "что иной не прощает день, другой два, иной неделю и более, все таковые суть под адом".

Не надобно воздавать зла за зло: "Аще воздах воздающим мя злая, да отпаду убо тощ от враг моих; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит". Но помолиться: "Господи! святыми ее молитвами, даждь ми смирение и терпение!" Были некоторые люди и молились: Господи! посли мне человека, который бы оскорбил меня". А мы не только просить, но и если по случаю найдет досаждение, то не можем перенести.

Ангельские места дает нам: так надо стараться, чтобы не лишиться оных; а мы лишаемся их враждою, несогласием, непримирением; и от раздоров лишаемся даже Царствия Божия, всех благ, уготованных нам в будущей жизни, и Самого Бога, а надобно все уступать, кроме Бога.

"Досадно на вас, когда с лукавыми и злыми ласково говорите". Так, как же? говорить жестоко со всеми? Бог не требует жестокости. Когда Иисус Христос Сын Божий шел во Иерусалим, в одном селении не приняли Его: "яко бе лице Его грядый во Иерусалим". Святой Иоанн Богослов говорит: "Господи, повели да речем, да огнь снидет и попалит их". Иисус говорит: "Не весте коего духа еста: Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти, и идоша во ину весь"; а их оставили в покое.

Не сердитесь ни на кого, потому что: "Гнев правды Божией не соделывает". Эта жизнь такая, что надобно быть младенцем: "Аще не будете яко дети, не внидете в царство небесное". Не умом младенствуйте, а злобою.

Одна сестра хотела выйти из обители, чтобы покоить других и самой успокоиться, "меня не любят, в тягость им". Это враг так утверждает, увещевал о. Феофан: это действительно учение бесовское; а учение Божие вот какое: "любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть". А этого в тебе нет, ты не слушаешь, что заповедует Бог, за что же нам милости Его получать, когда не слушаем Его? Надо прийти в чувство и в познание себя.

Но ожесточаться, не примиряться и не сказать: прости, Бога ради, от чистого сердца, за сие каких благ лишаемся? не можем быть наследницами царствия, не слушаем Христа Сына Божия. "Враг льстит и борет душу мою, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание, Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити Теба, но враг льстить мя и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!" Враг льстит и борет, мы должны противоборствовать ему, не внимать умом внушениям его и лести, и перекрестится. Делайте дела Божии, дондеже есть день, а когда уже во гроб вселимся, тогда в этом мрачном доме нечего делать.

В царствие небесное хочешь, и Бога послушать не хочешь; хочешь ли угодить Богу, то прежде угоди людям. Хочешь любить Бога, полюби прежде сестер.

Будете и в царствии небесном, на что уж больше этого? Спаситель велел отпущать нам грехи в день: седмьдесят крат седмерицею, то есть четыреста девяносто, раз.

Бога ради, живите между собою в согласии, в союзе, в любви. Погибнуть недолго; спастись-то трудно.

В обители надобно почитать всех за святых, а только себя грешною, всех почитать за ангелов Божиих, почитать, что это земное небо!

О. Клеопа говаривал: мысль одну надобно иметь, что я только один на земли да Бог, никого больше не воображать. Не с кем ссориться, когда один я на земли. Были такие, которые это и исполнили.

Всегда в кротости, с тихостию надобно говорить между собою, с любовью, чтобы и взоры-то были благоприятные. "Аще око твое темно, и все тело твое темно будет; аще око твое просто, и все тело твое светло будет". Ежели с худым намерением, темны наши мысли, темны и дела.

Один человек много может сделать добра и один человек может много сделать худого. Один человек может произвести раздор, расхитить все стадо Христово; а один добродетельно живущий может привести все в мирность.

Седмьдесят крат седмерицею велит Господь отпущать нам грехи. До седмижды отпущу ли? Нет, говорит, до седмидесяти крат седмерицею, т. е. 490 раз.

Не надобно спорить, не надобно защищаться, что я не виновата: в мирской жизни там оправдываются, там гордятся; а здесь смиряются; эта жизнь духовная, во всем противная мирской жизни. Господи! даждь зрети моя прегрешения и не осуждати сестру мою.

Оправдываться не надобно: тут много будет слов, а коротко сказать: простите, согрешила! Вот этим и кончить все.

Ежели тебе думается, что которая-нибудь сестра тебя не любит, скажи себе: да я и не стою любви, то ли дело делаю, что велит Господь? за что же любить меня!

Ежели внутри есть какое неудовольствие против сестры: внутренно помолиться за сестру, а словом испросить прощение.

А если будем молчать, да злобствовать и выдумывать, чтобы какое нибудь оскорбительное слово сказать, значит приняли врага, с ним согласились.

Малый пожар легче потушить, нежели как дать ему время усилиться: так-то и враждебные мысли сначала удобнее удержать. Одному монаху показалось, что в монастыре его не любит один брат: он пошел в другой монастырь. Там не полюбили трое: он и оттуда ушел. А в третьем еще больше. Тогда он возвратился в первый монастырь и написал записочку: "терплю Бога ради"! Как его оскорбят в чем, он вынет записочку и прочитает: "терплю Бога ради!"

Ежели кто сердится, враждует с сестрою, тот не достоин и в церковь ходить и молитву приносить Господу: как я буду приносить Ему молитву, когда не слушаю Его? ведь Он велел любить даже врагов и ненавидящих: "любите враги ваша, благословите клянущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть" (Матф. 5, 44). Он дал нам образ прощать врагам: за распинателей молился.

Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. Приобщаться же без злобы, исповедавшись от чистого сердца, чем чаще, тем лучше.
18 марта 2024 Просмотров: 3 002