БОГОЯВЛЕНИЕ... Архимандрит Кирилл (Павлов).


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Дорогие братия и сестры! Сегодня весь православный мир празднует великий двунадесятый праздник — Крещение, или Богоявление Господне. Когда предопределенное время приготовления рода человеческого ко спасению кончилось, тогда, как предсказал святой пророк Исайя, в странах Иорданских уже слышался глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его — вестник Его, святой Иоанн Предтеча, предшествует с проповедью покаяния, устрояет путь перед лицом Его. Приготовляет верных рабов к встрече давно обетованного и давно ожидаемого Спасителя мира, и тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Обетованный Ангел завета, Царь неба и земли, Которым как вначале все сотворено, так и доныне все сохраняется и управляется в жизни; Царь, Которому со страхом и трепетом поклоняются херувимы и серафимы, приходит на Иордан к Иоанну креститься от него. Безгрешный и Всесвятой Бог! «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Кто не подивится этому!» — говорит святитель Иоанн Златоуст. 

Увидев грядущего к нему креститься Спасителя мира, святой Иоанн Пророк убоялся, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо такнадлежит нам исполнить всякую правду. «Я для того пришел на землю и стал человеком, пребывая всегда Богом, — как бы так говорит Господь, — чтобы исполнить всякую правду Божию, которая столько веков была попираема родом человеческим, за исключением немногих избранных. 

Я пришел взять на Себя все неправды и беззакония человеческие, не оскверняясь ими, и принести Себя Самого в жертву искупительную за них, чтобы погрузить их в водах Иордана. Я хочу в Себе Самом, как Богочеловек безгрешный, смыть все неправды человеческие и преподать Моей Церкви великое и святое таинство — крещение водою и Духом Святым; хочу Сам, исполнив всякую правду, научить людей правде Божией и дать им силу и благодать к исполнению ее». 

Итак, Господь правды и праведный Судия за нас и для нас исполнил всякую правду и нас учит исполнять Божию правду. Для нас Он принял крещение от Иоанна, чтобы Своим примером показать людям необходимость покаяния и очищения от грехов и прикосновением Своего пречистого тела освятить воды и дать им силу как внешнему средству к таинственному обновлению верующих в таинстве крещения.

И вот когда Христос выходил из воды, отверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Святого, сходящего в виде голубя на Христа, и услышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Так, по предвечному совету Божию ясно открылась тайна Святой Троицы. Бог Сын приходит на Иордан креститься от Иоанна, Бог Дух Святой снисходит на Сына с небес, а Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Единородном Сыне Своем. Поэтому и Бог Отец свидетельствует о Сыне Своем, чтобы мир мог узнать Его и принять как Спасителя мира. Как бы так говорит Бог с небес: «Этот Иисус, на Которого сошел Святой Дух, не есть ни пророк, ни один из праведников, но Единородный Сын Мой, равный Мне по существу, истинный Бог и Спаситель мира, к Которому, как к возлюбленному Сыну, Я имею полное благоволение. 

Он приведет вас ко спасению. Он исправит все, что в вас и вашей природе есть нечистого и смертоносного. Он откроет вам все пути к достижению цели вашей жизни, к возвращению на путь правды и блаженства и соединению со Мной. Итак, оставив все недоумения, боязнь и гордость, примите всем сердцем, всем существом возлюбленного Сына Моего, к вам ниспосланного, Того послушайте! 

Идите за Ним всюду, куда Он ни поведёт вас, делайте все, что ни повелит вам: скажет взять крест — берите, велит распять плоть — распните. Он знает, что повелевает, и на все это подает Свою благодатную помощь. Сей есть Сын Мой возлюбленный! Того послушайте!» Это свидетельство Бога Отца о Христе как Единородном Сыне Своем, предвечном и единосущном Ему, было нужно для человечества на века, для всех народов, чтобы люди могли твердо и несомненно веровать в Бога, в Троице прославляемого. 

Таким образом, в крещении Иисуса Христа во Иордане открылось великое таинство христианского богословия, через которое мы все научились веровать в Троицу безначальную, единосущную — Отца и Сына и Святого Духа — во едином божестве. Это самое главное и спасительное учение нашей веры, а без веры во Святую Троицу никто спастись не может. «Идите… научите все народы, — заповедал Христос Своим ученикам, — крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». 

Братия и сестры! В тайне крещения Богочеловека предызображается тайна крещения и каждого христианина. Каждый верующий во Иисуса Христа крестится во имя Святой Троицы. Для верующего через крещение отверзаются небеса, и он вступает в таинственное благодатное единение со Отцом и Сыном и Святым Духом. Объясняя это, Святая Церковь сегодня предложила нам весьма назидательное чтение из Апостола. 

В послании к Титу святой апостол Павел пишет: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» Далее апостол повелевает повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам… 

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя… Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Вспоминая славу Христа Спасителя, явленную при Его крещении, вспомним и удержим в сердце своем ту славу, к которой все мы призваны крещением Христовым: «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» Что означают эти слова? Они именно означают, что человек (по вере своей или восприемников), крещенный во Христа и во имя Святой Троицы, облекается духовно во Христа, то есть в Его смирение и правду, в Его кротость, самоотвержение, воздержание, терпение, послушание, в Его любовь и милосердие. А поэтому каждый христианин обязан понуждать себя усердно стремиться ко всякой добродетели и усердно и самоотверженно бороться со всяким грехом, со всякой греховной страстью, навыками и похотями, по слову Божию: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает великое освящение воды, через которую освящаются все стихии природы. Вся природа постепенно оскверняется человеческими грехами и лукавыми духами, производящими в ней всякие тлетворные веяния и болезни. А поэтому ежегодно Святая Церковь освящает воду и этой святыней оздоровляет зараженные стихии природы. Берите эту святыню и благоговейно храните ее дома, освящайте ею себя и весь свой дом!

Итак, никто не малодушествуй. Никто не говори: «Как же мне приблизиться ко Христу?» Христос Спаситель Сам приближается к нам, чтобы освятить нас. Не будем только уклоняться от Него, не будем противиться Ему своим неверием, суеверием и греховной нехристианской жизнью, но во всем будем послушны Ему и из глубины души взывать к Нему: «Освяти всех нас, Спасе, вземляй грехи мира!» Аминь».

Архимандрит Кирилл (Павлов).
18 января 2024 Просмотров: 589