Наши малые испытания и большие испытания наших ближних (Старец Паисий Святогорец)

altВ каждом из постигших нас искушений самое лучшее лекарство — это ещё более тяжёлое испытание, которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшим нас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которую оказал Бог, попустив малое испытание нам. Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мне ампутировали ногу. "Слава Тебе, Боже, — скажу я, — что у меня есть, по крайней мере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку, если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: "Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способными к движению калеками"".

Услышав, что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: "Куда мне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается кровотечениями, при этом он имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу, тогда как я не промучился этими кровотечениями даже и семи лет!" [1]. Думая о другом, о том, кто испытывает такие страдания, я оправдать себя не могу. А вот начиная думать о том, что я страдаю, в то время как другие живут припеваючи, о том, что по ночам я каждые полчаса вынужден подниматься, потому что у меня проблемы с кишечником, и я не могу уснуть, тогда как другие спят безмятежным сном, я оправдываю себя, даже если ропщу. Ты, сестра, сколько времени мучаешься от герпеса? [2]

— Восемь месяцев, Геронда.

— Видишь? Одному Бог даёт помучиться этой болезнью два месяца, другому — десять месяцев, третьему — пятнадцать. Я тебя понимаю. Тебе очень больно. Некоторые от этой болезни доходят до отчаяния. Но вот если мирской человек, помучавшись один-два месяца от герпеса и от сильной боли впав в отчаяние, узнаёт, что духовный человек мучается той же болезнью уже целый год и при этом терпит и не ропщет, то он сразу же получает утешение. "Погляди-ка, — говорит больной. — Я заболел два месяца назад и уже дошёл до отчаяния, а другой бедолага мучается целый год — и ничего! А я ведь ещё и грешу, тогда как он живёт духовно". Таким образом этого человека ещё никто не вразумлял или наставлял, а он уже получает помощь!
__________________________________
1) С 1988 года Старец имел постоянные кишечные кровотечения.

2) Опоясывающий герпес — вирусное заболевание, с высыпаниями на коже сгруппированных пузырьков на эритематозно-отёчном основании. Вызывает сильные боли и различные осложнения в организме. — Прим. перев.
10 сентября 2014   Просмотров: 10 803   
22 января 2012 10:18
СПАСИ  ГОСПОДИ!!!
  Жалоба      1
22 января 2012 12:52
Опять не соглашусь со старцем Паисием, нельзя сравнивать постигшие нас беды с более тяжелыми и при этом благодарить Бога за то что нас постигла менее тяжкая чаша чем ближнего, почему? Отвечаю: подобный опыт благадорения Бога за то что он оградил нас от более тяжких бед и испытаний, уравнивает нас с фарисеем молившемся в иерусалимском храме, храме который славил Бога за то что он (фарисей) не такой как тот мытарь, десятину подает, законы соблюдает и прочее...

Нужно молится так как молился мытарь: Боже буди милостив мне грешному. и все ни с кем себя не сравнвая и не благаодаря при этом Бога за то что мы якобы мы находимся в лучем положении.

Ну во первых не ясно кто еще в лучшем положении ибо по искушениям и воздаянии, во вторых молясь как фарисей, мы приобретаем надмение сердечное над ближним ( это очень опасно) в духовном плане, и в третьих фарисей был осужден а мытарь оправдан, хотя по всей видимости мытарь имел худшее состояние чем фарисей, как в духовном плане так и в остальных планах.

Это мое мнение: если ближнему хуже не молитесь тогда о себе, а молитесь о нем, не нужно благодарить Бога за то что Вам лучше ( ибо это надмение сердца и гордость), потом молитесь о себе и благодарите Бога за все, не связывая свое благодарение со своим лучшим состояние чем у ближнего, ибо это прелесть.
  Жалоба      2
22 января 2012 15:45

Спаси Господи, очень поучительно.

  Жалоба      3
22 января 2012 15:52
Цитата: alekseycop
  Опять не соглашусь со старцем Паисием ....
Это мое мнение: если ближнему хуже не молитесь тогда о себе, а молитесь о нем, не нужно благодарить Бога за то что Вам лучше ( ибо это надмение сердца и гордость), потом молитесь о себе и благодарите Бога за все, не связывая свое благодарение со своим лучшим состояние чем у ближнего, ибо это прелесть.


А теперь читаем старца Паисия:"... Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь..."
  Жалоба      4
22 января 2012 15:58
Смотрите, alekseycop. Все три примера, приведенные Старцем --это болезни физические, кот. терпеть, как все знают, тяжело и мучительно. 
 Сравнивая себя с другими, которые страдают больше и терпят, человек ПРИСТЫЖАЕТ себя, обличает в МАЛОДУШИИ, в отсутствии ТЕРПЕНИЯ, возвышает другого человека и унижает себя.
 У евангельского же фарисея настрой противоположный: возвыситься самому и унизить другого.Поэтому параллель между этими случаями проводить нельзя.
  Старец как всегда, прав.
  Жалоба      5
22 января 2012 19:14

alekseycop,Опять не соглашусь со старцем Паисием

Странные рассуждения и совершенно противоположное понимание сказанного старцем.

  Жалоба      6
22 января 2012 22:59
Цитата: Черносотенец Фео
Странные рассуждения и совершенно противоположное понимание сказанного старцем.

Цитата: alekseycop
ибо это прелесть
  Жалоба      7
23 января 2012 19:21

... Поступая так, мы станем Его благодарить, нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будем молиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь..."

ВЫ сами подумайте о чем вы будете благодарить Бога, о том что ближнему плохо или о том что вам хорошо, наверное о том что вам лучше чем ближнему, из этого следует что вы надмеваетесь в сердце своем над страданиями ближнего, это есть эгоизм и гордость ваша в совокупе с прелестью, уподобляетесь фарисею блогодарившему Бога за то что он не такой как мытарь.

Смотрите, alekseycop. Все три примера, приведенные Старцем --это болезни физические, кот. терпеть, как все знают, тяжело и мучительно. 
 Сравнивая себя с другими, которые страдают больше и терпят, человек ПРИСТЫЖАЕТ себя, обличает в МАЛОДУШИИ, в отсутствии ТЕРПЕНИЯ, возвышает другого человека и унижает себя.
 У евангельского же фарисея настрой противоположный: возвыситься самому и унизить другого.Поэтому параллель между этими случаями проводить нельзя.
  Старец как всегда, прав.

Может и прав я высказал свое мнение, как мне видится. Ну так и молитесь за него раз вам его жалко, о чем же вы станете Бога благодарить, за то что вам лучше или о чем (!!!?), Бога нужно всегда благодарить - не сравнивая свои лишения с лишениями ближнего, как говорится не лезь в чужую тарелку а в свою смотри - вот это верный путь.

Странные рассуждения и совершенно противоположное понимание сказанного старцем.

Нужно не умом старцев жить ибо они люди и им также свойственно ошибаться, а своим умом  согласовывая свои мысли и дела с Божественным писанием. Хотя может старец и не ошибся и при определенном складе видения вещей и расположения душевного он приобретает пользу от такого делания, но не всем дано иметь таковой расположение устроение душевное ( как старцу Паисию) и потому таковое делание будет не всем полезно а скорее наоборот.
  Жалоба      8
23 января 2012 19:57
Цитата: alekseycop
о чем же вы станете Бога благодарить, за то что вам лучше или о чем (!!!?),

 ,,Не дай нам Бог терпеть всё, что можно терпеть"
   Свт. Иоанн Златоустый
--Вот за это и будем благодарить, глядя на нашего ближнего, что нам приходится терпеть меньше, чем бывает- так легче терпеть,  понимаете?
  Если Вам нравится думать иначе - смотрите сами, только бы и горя!
Но позиция Старца уводит в смирение, помогает избежать ропота -а значит  греха и потери небеснй награды; а Ваша-нет.
  Жалоба      9
24 января 2012 21:05
Спаси Господи за статью и за комментарии к ней. Есть  повод для размышления. Для меня очень актуально и поучительно.
  Жалоба      10
-->