Благословите, а не кляните... о проклятиях. Святой Паисий Афонский

Один человек спросил меня: "Почему мы поем в Великую Четыредесятницу: "Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли"? Ведь это же проклятие". 

Я ответил ему: "Когда варвары ни с того ни с сего идут войной на какой-то народ, желая его уничтожить, и народ молится, чтобы их постигло зло - то есть, чтобы сломались их колесницы, заболели их лошади, чтобы им что-то помешало, то хорошо это или плохо? Священное Писание имеет в виду именно это - чтобы они встретили препятствие на своем пути. Это не проклятие.
 
alt
Геронда, а когда проклятие имеет силу?

- Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую - страдающую - или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо.
 
То есть, если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу, подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло.

А как можно освободиться от проклятия? 

Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: "Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня", - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он - Бог.

А наказание постигает только того человека, на которого направлено проклятие, или же и того, от кого оно исходит? 

Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. Однако же, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик - убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла.

Проклятие, исходящее от человека, который прав, имеет немалую силу. Особенно сильно проклятие вдовы. Помню, у одной старухи была лошадка, и она оставляла ее пастись на опушке леса, а поскольку лошадь была неспокойная, привязывала ее крепкой веревкой. Однажды три соседки из этой же самой деревни пошли в лес нарубить дров. Одна была богатая, другая - вдова, а третья- сирота, и очень бедная.
 
Увидев привязанную лошадь, они сказали: "Давайте возьмем веревку и свяжем ею дрова". Они разрезали веревку на три части, и каждая взяла себе отрезок - чтобы стянуть вязанки дров. А лошадь-то и ушла. Пришла старуха, не нашла лошади и стала возмущаться. Начала везде искать - пока нашла вся измучилась. Наконец, найдя ее, она с негодованием сказала: "пусть на той самой веревке поволокут ту, кто ее взяла!". Прошло какое-то время, и однажды брат богатой соседки баловался с оружием, (которое осталось от итальянцев), думая, что оно не заряжено. Но оно оказалось заряжено, произошел выстрел и пуля попала богатой женщине в шею. Надо было нести ее в больницу.
 
Решили нести на деревянной лестнице - как на носилках, а чтобы раненая не упала, надо было привязать ее к лестнице. Нашли тот ворованный кусок веревки, но его не хватило. Побежали по соседям, принесли еще два ворованных куска, привязали несчастную к лестнице и понесли в больницу. Так исполнилось проклятие старухи: и ее "поволокли на той самой веревке". В конце концов, несчастная умерла - упокой ее, Господи. Видите, на кого подействовало проклятие: на богатую, которая не испытывала материальной нужды. Две другие женщины были бедные и поэтому имели некоторые смягчающие вину обстоятельства.

 Болезни и несчастные случаи, происходящие от проклятия 


Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что-разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть. Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с пятнадцатилетнего возраста и мучается вот уже восемнадцать лет. "Но разве такое может учиться ни с того ни с сего? - подумал я. Быть такого не может, здесь скрыта какая-то причина".

Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На одной остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и встали возле него. "Встань, - сказал ему кто-то,- уступи место старшим". А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: "Вот таким вытянутым и останешься навсегда - не сможешь сидеть". И это проклятие подействовало. Видишь как - юноша-то был с наглецой. "А чего я, - говорит, - буду вставать? Я за свое место заплатил".
 
Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты - пятнадцатилетний юноша - расселся. "Вот от этого-то все и произошло, - сказал я ему. Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние". И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров. А сколько нынешних бед происходит от проклятия, от негодования! Знайте: если в какой-то семье многие умирают или гибнет вся семья, то причина этому или в несправедливости, или в колдовстве, или в проклятии. 

У одного отца был сын, который то и дело уходил из дома и шатался неизвестно где. Однажды отец в приступе раздражения сказал ему: "Ты у меня доходишься - придешь раз и навсегда!" И вот в тот же самый вечер, когда паренек возвращался домой, прямо напротив их подъезда его насмерть сбила машина. Он как упал, так и остался лежать, потом друзья взяли его тело и принесли домой. После его отец приехал на Святую Гору и пришел ко мне в каливу.
 
Он плакал и говорил: "Мой ребенок убился прямо на пороге моего дома". Начал рассказывать, а потом говорит: "Я ему перед этим сказал кое-что". - "Что же ты ему сказал?" - "Он гулял по ночам неизвестно где, я разгневался и сказал ему: "Ты у меня придешь раз и навсегда!" "Может быть, от этого и произошла беда?" - "Ну а от чего же еще? - ответил я - Постарайся покаяться поисповедоваться". Видите как: ты, говорит, на этот раз придешь раз и навсегда, и ребенка приносят мертвым. А отец давай потом волосы на себе рвать да плакать...
 
Родительское проклятие действует очень сильно. Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь - одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Происходит то, о чем говорит Святой Исаак: "Вкушает своей геенны", то есть страданиями здесь, в этой жизни, он уменьшает свою адскую муку, потому что страдание в этой жизни есть вкушение адской муки. То есть, когда вступают в силу духовные законы, человек несколько освобождается от геенны, от мучения.

Но и те родители, что словами "посылают" своих детей к диаволу, "посвящают" их ему. После этого диавол имеет права на таких детей, он говорит: "Ты посвятил их мне".
 
В Фарасах жили муж и жена. Их ребенок был очень плаксивым, и отец постоянно говорил: "Да чтоб тебя нечистый забрал". Ну и что же: отец так говорил младенцу и по попущению Божию тот стал исчезать из колыбели. Потом несчастная мать шла к Хаджефенди (Так звали преподобного Арсения Каппадокийского жители Фарас). "Благослови, Хаджефенди!
 
Моего ребенка утащили бесы". Хаджефенди шел к ним в дом, читал молитвы над колыбелью и младенец возвращался. И так продолжалось без конца. "Хаджефенди, благослови!" - снова и снова говорила несчастная женщина и спрашивала: "Чем же все это закончится?" - "Мне, - отвечал ей Святой, - к вам ходить нетрудно. А тебе разве сложно приходить и звать меня? Значит, когда-нибудь диаволу это надоест, и он оставит твоего сына в покое". С того самого дня ребенок перестал пропадать. Но когда он вырос, его прозвали "дьявольское отродье". Он баламутил все село - не давал покоя никому. Как же мучился от этого мой отец. Этот малый сперва шел к одному поселянину и говорил: "Такой-то сказал про тебя то-то", потом шел к другому и говорил ему то же самое.
 
Люди ссорились между собой, доходило даже до потасовок. Потом, понимая, что на каждого из них возвели напраслину, они договаривались схватить клеветника и расправиться с ним. Но тот ухитрялся сделать так, что в конце-концов оба просили у него прощения! Настолько он преуспел в коварстве! Настоящее "дьявольское отродье"! Бог попустил это для того, чтобы, увидев продолжение истории с исчезновением младенца, люди образумились, сдерживали себя и были очень внимательны. О том, как будет судить этого человека Бог, мы сейчас не говорим. Понятно, что смягчающих вину обстоятельств у него много.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру,- родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: "Не упусти родительское благословение".
 
Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: "умру, - говорила, - от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них". Она была вдовой, ее дети - сиротами. Мне стало за них больно.
 
Молился я, молился, но безрезультатно. "Что-то здесь не то", - подумал я. "На нас, - говорили ее дети, - навели порчу". - "Да нет, - говорю, - это не от порчи, порчу видно... А может быть ваша мать проклинала вас?" -"Верно, отче, - отвечают,- в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: "Да чтоб вам обрубками быть!" - "Идите,- говорю, - к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности чтоб она пришла в чувство, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас. И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала.

А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия? Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в свое время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то все у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.
 
И меня, Геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители... 
 
Такие проклятия - единственные из всех - становятся благословением.

 "Благородное проклятие" 


Геронда, а правильно ли, когда обижают, говорить про обидчика: "Бог ему воздаст за его зло?" 
 
Тот, кто так говорит, делает себя посмешищем лукавого. Такой человек не понимает, что, говоря так, он "благородно" проклинает других. Некоторые говорят о себе, что они люди чуткие, имеют любовь и душевную тонкость и терпят несправедливости, которые делают им другие. Но вместе с тем они говорят о тех, кто их обижает: "Да воздаст им Бог за их зло". В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы перейти в иную, вечную жизнь - в рай.
 
Помысл говорит мне, что такое "благородное проклятие" находится ниже духовного проходного бала и христианину оно непозволительно. Ведь Христос не учил нас любви такого рода. "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят"- вот какой любви учит Он. А кроме того, лучшее благословение из всех, это когда нас незаслуженно проклинают, и мы молча, с добротой это принимаем. Если люди поверхностные или лукавые - те, кто имеют злобу и извращают истину, - оклевещут нас или поступят с нами несправедливо, постараемся, если можем, не искать себе оправдания в том случае, когда несправедливость касается лично нас.

И слов: "Да воздаст им Бог"- говорить не будем, потому что это тоже проклятие. Хорошо, если мы от всего сердца простим наших обидчиков, попросим Бога укрепить нас понести тяжесть клеветы и будем, насколько возможно незаметно, продолжать духовную жизнь. И пусть те, чьим типиконом является суждение и осуждение других, поступают с нами несправедливо, ведь таким образом они без устали готовят нам золотые венцы для истинной жизни.
 
Конечно, люди, живущие с Богом, никогда не проклинают других, потому что в них нет злобы, но лишь доброта. Зло, которым бросают в этих освященных людей другие, освящается - каким бы оно ни было. А сами живущие с Богом при этом переживают великую, невидимую другим радость.
25 сентября 2023 Просмотров: 33 720