В Москве прошел молебен о сохранении старого канонического церковного календаря

altМолебен совершил игумен Кирилл (Сахаров) …

Молебен о сохранении старого канонического церковного календаря прошел 28 декабря в день памяти святителя Илариона, архиепископа Верейского, в Москве, в соборе Сретения Владимирской иконы Богородицы Сретенского мужского монастыря. Совершил молебен игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, сообщает пресс-служба общины церкви свт. Николы на Берсеневке.

Помимо членов общины Никольской церкви на молебне присутствовало несколько десятков паломников, пришедших поклониться мощам Святителя - ближайшего сподвижника Святейшего Патриарха Тихона, ревностного борца с обновленческим расколом, выдающегося богослова и проповедника. В конце молебна прозвучали специальные прошения о помощи «всем ревнующим о сохранении канонического церковного календаря». Вопрос о церковном календаре не является вопросом чисто техническим, он имеет принципиальное значение. Наш известный церковный историк В.В.Болотов на заседании Русского астрономического общества в 1899 году говорил: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) называл юлианский календарь «надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром «инославных». Профессор Н.Н.Глубоковский считал, что новый стиль в астрономическом отношении нисколько не совершеннее старого и не имеет никаких преимуществ по сравнению с ним.

В самом деле, Юлианский календарь используется в Церкви, в исторической хронологии и в астрономии - там, где требуются точные математические расчёты. День Святой Пасхи по григорианской пасхалии пришлось бы совершать вопреки апостольским и соборным правилам и древней церковной практике - до иудейской Пасхи или в один день с ней. Так, например, только за одно столетие (1851-1950 гг.) иудейская Пасха пятнадцать раз предваряла Пасху западных христиан. Кстати, древняя общецерковная практика относительно церковного календаря равносильна канонам. Календарь понимался не просто как орудие для измерения времени, но как нечто, организующее время и определяющее пульс космической, исторической и биологической жизни. Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой.

Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ (например, Франция 1793 и 1871 гг. и др.). Наш современник, известный православный богослов архимандрит Рафаил (Карелин) писал: «Замена Юлианского календаря другим, рационализированным календарём, похожа на замену храмовой иконы портретной живописью». Поместный собор 1917-1918 годов подтвердил Юлианский календарь. О едином календаре для празднования великих христианских праздников говорилось в послании к христианам всего мира Константинопольского Патриархата в 1920 году. В 1923 году эта Поместная Церковь, которую возглавлял тогда патриарх Мелетий (известны данные о его членстве в масонской ложе), первой перешла на новый стиль. В Константинополе тогда прошел не Собор и даже не Синод, а состоялось так называемое Всеправославное Совещание... из девяти человек. В работе этого совещания не участвовали представители самой большой Православной Церкви - Русской, как и ряда других Православных Церквей. Изгнанный из Константинополя Мелетий сомнительными методами смог добиться избрания на Александрийский престол. В Александрийском Патриархате так же был введен новый стиль. Известно, что Мелетий поддерживал наших обновленцев и стремился занять Иерусалимский престол. Это ему, однако, сделать не удалось. В 1935 году он умирает от страшной, мучительной болезни. Говорят, что он лишился рассудка и через шесть дней испустил дух, скрежеща зубами и ломая себе руки. В предсмертной агонии он стенал: «Я мучаюсь потому, что разделил Церковь!» О раскаянии его ничего неизвестно. А вот протеже Мелетия на кафедру Афинских архиепископов Хризостом - виновник перехода Греческой Церкви на новый стиль, раскаялся, но дело было уже сделано.

Наш Патриарх Тихон был введен в заблуждение в том, что якобы все Восточные Поместные Церкви перешли на новый календарь и новую пасхалию. Патриарх издал Постановление о переходе на новый стиль. Во многом это было им сделано под давлением большевиков во главе с Е.А.Тучковым. Патриарху обещали ослабить гонения на верующих, помиловать приговоренных к расстрелу и отправленных на каторжные работы священнослужителей. Надо ли говорить, что это не было исполнено? Известно, что в то же время Патриарх Тихон тайно рассылал по епархии письма, в которых призывал епископов на местах строго держаться Юлианского календаря. В октябре 1923 года из-за сильных волнений среди верующих, которые перестали посещать службы по новому стилю, Патриарх распорядился Постановление о переходе на новый стиль «временно отложить». Тогда власти опечатали патриаршую канцелярию и расклеили по улицам столицы экземпляры отмененного Постановления. Ближайший помощник Патриарха архиепископ Иларион (Троицкий) был арестован и сослан на Соловки. Впоследствии Патриарх Тихон говорил, что хотя Юлианский календарь «и не догмат Церкви, но отказ от него является серьезным нарушением всего церковного строя. Практически это непослушание Священному Преданию Церкви, что канонически недопустимо».

Русская Зарубежная Церковь на трёх своих Соборах, проходивших в 1920-е годы, отрицательно отнеслась к введению нового стиля. Резкая критика нового стиля звучала на Всеправославном Совещании в Москве в 1948 году. На этом совещании о церковном календаре было сказано, что это «вопрос веры, и весьма наиважнейший». Наш богослужебный Устав - Типикон - плод молитвенных трудов многих подвижников благочестия. Его можно соблюсти нерушимым только при Юлианском церковном календаре и Александрийской Пасхалии. Сам же церковный календарь можно смело назвать иконой времени.

Немаловажным фактором, подтверждающим истинность и значимость Юлианского календаря, являются чудеса. В Греции парламент после долгого давления со стороны Запада в январе 1925 года решил ввести в Греческой Церкви новый стиль. Все епископы тогда и большинство священников, не убоявшись анафем трёх Поместных соборов 1573, 1756 и 1848 годов, перешли на новый стиль. Большинство монашества и множество народа не приняли этой реформы. Тюрьмы не могли вместить всех старостильников.

В день Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1925 года по старому стилю в небесах над Афинами было знамение. В этот день около четырёх тысяч старостильников собрались на горах Афинских возле церкви св. ап. Иоанна Богослова. Высоко на востоке воссиял огромный белый восьмиконечный крест. Величиною крест был в несколько сот метров, и из его середины, как луч прожектора, упал сноп света на церковь и народ окрест её. Вид был величественный. К этому времени подошёл отряд полиции, который должен был арестовать священника. Полицейские, увидевшие крест на небесах, вместе с народом упали на колени. Раздались крики и плач: «Господи, помилуй!». Трое полицейских вскоре сняли униформу и стали монахами, остальные - старостильниками. Но не только собравшиеся у церкви видели это знамение, крест был виден со всех сторон Афин. На центральной площади города останавливались трамваи, народ выходил и с криками показывал на небо. В окнах и на крышах домов стояли люди и падали на колени перед Крестом Господним.

Чудесное схождении Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме ярко свидетельствует об истинности старого календаря. Упомянем ещё о четырёх чудесных обстоятельствах. Ежегодно в праздник Преображения Господня по старому календарю на горе Фавор над православным храмом, в котором совершается ночное всенощное бдение, появляется облако, обильно источающее росу. И это там, где всё лето стоит сильная жара без капли дождя, без единого облачка на небе!

На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы расцветает верба. Так было, например, в 1992 году в Подмосковье. Теперь уже бывший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов в своей проповеди на праздник Введения рассказывал об этом чуде. И вот во время проповеди сотрудница храма поднесла ему только что распустившуюся веточку вербы...

В ночь Рождества Христова небо яснеет, появляются звёзды, происходит потепление. А ведь перед этим, как правило, бывают морозные дни, иногда со снегом, метелью, с ледяным ветром. Наконец вода, освящаемая на Богоявление по старому календарю, не портится.

Итак, старый календарный стиль - это «неписаное предание», а его, по слову святителя Василия Великого, следует держаться. Целесообразно перейти России на старый календарный стиль и в гражданской жизни. Так ли уж это нереально? И для Запада это в принципе возможно. В настоящее время здесь наблюдается возврат к иконе, забытой на протяжении многих веков. Почему не предположить, что не произойдет возврата и к иконе времени - Юлианскому церковному календарю? Известно завещание Патриарха Пимена, первым пунктом в котором значилось: «Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому она преемственно молилась в течение тысячелетия Русская Церковь». Синод во главе с Патриархом Алексием ll в феврале 1997 года, после известного инцидента в Свято-Иоанновском монастыре на Карповке, в своем Определении заявил: «Вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит». То же самое Патриарх Алексий II писал в своем ответе на Обращение Союза Православных братств в начале 1990-х годов.

В последние годы в связи с подготовкой Всеправославного Собора усилились опасения относительно возможности перехода на новый календарный стиль, что не может не вызывать тревогу, в связи с чем и был совершен молебен.
29 декабря 2011 Просмотров: 5 322