МИД России резко сокращает число соотечественников, которых намерено защищать

altВ Государственную думу России внесен правительственный законопроект, уточняющий понятие "соотечественники за рубежом" и исключающий возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. Как сообщил глава МИД Сергей Лавров, суть нововведений "состоит в том, чтобы, не отказываясь от оказания в случае необходимости гуманитарной помощи, нацелиться на укрепление взаимодействия России с русскоязычным миром, консолидировать российские общины, а также содействовать сохранению российского этнокультурного пространства с использованием не только возможностей федерального центра, но и субъектов Федерации, а также неправительственных объединений".

Теперь к соотечественникам будут относиться граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами РФ, "сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории страны". За основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить "принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью (??? -Редакция)". Об этом сообщили "Вести".

Ранее, согласно действующему до сих пор законодательству России, "российскими соотечественниками" считаются все без исключения уроженцы Российской империи, Российской республики (1917 года) и СССР и их прямые потомки. Эта норма уточняется указом президента России о Государственной программе переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, который вводит в качестве дополнительного фактора личное самоопределение соотечественника как человека, связанного с русским языком, культурой или историей России и её народов.

Как также не раз писалось, практика и заявления представителей МИД России последних лет неизменно противоречили действующему законодательству, видя в качестве "соотечественников", прежде всего, российских граждан за рубежом и узкий круг активистов русскоязычных общественных организаций - так называемых "профессиональных русских".

Этот курс МИД России на деле "освобождал" ведомство от необходимости защиты полноты гуманитарных и политических прав русскоязычных общин за рубежом и особенно в ближнем зарубежье, сведя деятельность МИД России к бесконфликтным протокольным бюрократическим мероприятиям, вокруг которых формируется узкая среда рептильных и малочисленных организаций "соотечественников", соревнующихся не в защите интересов людей, а в интригах вокруг посольств и государственных фондов, распределяющих altсредства почти исключительно на этнографические проекты, исключающие даже социологические исследования знания русского языка, основных проблем и приоритетов русских общин, их общественного самочувствия, этнодемографической динамики и т.п. Вместо этого проводятся всё более формальные "Всемирные конгрессы", сводящиеся к затратным и малосодержательным акциям с неопределённым кругом участников.

Более всего обращает на себя внимание вносимое требование "подкрепить принцип самоидентификации соответствующей общественной или профессиональной деятельностью": это подобно тому, как истцу, ищущему защиту своих прав в суде, прежде подачи иска требовалось бы доказать своё "человеческое происхождение". Последовательная реализация этого нового требования МИД России, например, в применении к Крыму будет значить, что только те его жители будут признаваться "соотечественниками" и защищаться Россией, кто не просто говорит на русском языке и считает себя россияном, несмотря на украинское гражданство, но и, как минимум, занимается в хоровом кружке при российском консульстве или в полностью скомпроментировавшей себя "Русской Общине Крыма".

Вызывает особые вопросы и положение проекта о "народах, исторически проживающих на территории" России. Поскольку официального списка таких народов не существует в природе, равно как не существует и официального толкования, каким сроком измеряется "историческое проживание" в России (например, в случае с евреями - достаточно ли "200 лет вместе" или необходимо "1000 лет вместе"?), то создаётся бюрократическая возможность отказа в признании соотечественниками, например, представителям этносов, получившим собственную государственность в результате распада СССР, хотя и имеющих многочисленные диаспоры на территории современной России.
22 марта 2010 Просмотров: 4 719