ШЕСТОПСАЛМИЕ - НЕ АНТРАКТ... Почему на вечерней службе вдруг гасятся свечи и не делаются поклоны

Шестопсалмие — это основа первой части утрени. И Устав церковный делает нарочитые указания о том, как должно вести себя во время шестопсалмия.

«Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе, и моляшеся о гресех наших» (Типикон, гл. 9).

«Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо. И не имать кто власти шепты творити (разговаривать хотя бы шепотом), ниже плюнути или харкнут (кашлять); но паче внимати от псаломника (т.е. читающего псалмы) глаголемым, руце имуще согбены к персям, главы же преклонены и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, моляшеся о гресех наших, поминаюше смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон, гл. 49, понедельник 1-й седмицы Великого поста).

А в старопечатной Следованной Псалтири дается такое наставление: «На утрени поет уставленный брат ексапсалмы (шестопсалмие) легко, с тихостью и со вниманием. Такожде и всем в себе, якоже Самому Богу беседующе, о своих гресех моляшеся. Должно есть пети кротким и смиренным гласом, во услышание всем. Чхнути или же плюнути, или подвигнутся, или от внешняго преддверия в церковь в нити донедеже поются ексапсалмы области (власти) никтоже имать, безстрашия бо и безчиния знамение. Аше ли кто, старостию погорблен или недугом снедаем, невозмогает хранити себе, о нихже писахом, да пребывают пред церковию. Таже по отпущении (окончании) ексапсалмов и тогда входит» (Псалтирь с возследованием 7160 (1652) года, лист 179—180).

Так серьезно смотрит христианская Церковь на чтение шестопсалмия, этого «собеседования души с Богом». А между тем с началом шестопсалмия у нас начинается часто в храме движение. Некоторые считают шестопсалмие почему-то не заслуживающей особого внимания частью богослужения, а некоторые, правда, очень немногие, рассматривают его как какой-то антракт между концертными частями всенощной, которым можно воспользоваться для того, чтобы выйти из храма. И не только певчие, но и многие из богомольцев выходят из храма на время шестопсалмия. Поэтому наши пастыри должны разъяснять молящимся как значение шестопсалмия, так и содержание самих псалмов, и вместе с тем так поставить само чтение, чтобы оно было ясным, четким, разборчивым.

Шестопсалмие нельзя читать скороговоркой или невнятно где-нибудь в углу клироса, но громко и молитвенно перед церковным амвоном.

Ввиду важности шестопсалмия церковный устав поручает его читать предстоятелю или кому-либо из старших клириков. А чтобы не развлекалось внимание молящихся, перед шестопсалмием освещение храма сокращается до минимума и на шестопсалмии совсем отменяются поклоны, даже и на «Аллилуиа» после трех первых псалмов: пред началом полагается крестное знамение без поклона и затем уже только по окночании всего шестопсалмия, при заключительном «Аллилуиа», — три поклона.

Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова)
М., 2006. С. 278-279
5 июня 2018 Просмотров: 7 550