ОТВЕТ ВЕРНЫХ... на открытое обращение митр. Кирилла к схииг. Сергию (Романову)

ОТВЕТ ВЕРНЫХ
на открытое обращение митрополита Кирилла к схиигумену Сергию
 
Когда приду, найду ли веру на земле… - с горечью говорит Господь о времени своего второго пришествия. Многие духоносные отцы сходятся в том, что время это неотвратимо наступает. И один из признаков надвигающейся апостасии – это потеря веры, в т.ч. среди духовенства.

Еще в XIX веке Констанин Леонтьев ввел в оборот термин «розовое христианство». Архимандрит Константин Зайцев называл «розовое христианство» «самым страшным соблазном, который только может быть поставленным перед христианской совестью сатаною». 

С тех пор прошло больше 100 лет и розовое христианство прочно прижилось в  наших храмах. Все, и священники, и прихожане научились изображать на лицах смиренно-умильное выражение, действо, которое писатель Юрий Воробьевский метко назвал «православным театром». И, конечно, на фоне этого общего «театра» резко выделяется своими жесткими эмоциональными проповедями схиигумен Сергий Романов. 

В этой жесткости, резко контрастирующей с нашей церковной действительностью, и кроется причина непринятия проповедей батюшки значительной частью наших прихожан. Мы просто привыкли к такому православию, а, точнее, нас к нему умело подвели.

Но это не есть истинное Православие… Христос вразумляет торговцев в храме с помощью бича, а святитель Николай Ария ударом кулака. Креститель Иоанн – высший, из всех рожденных женами, обращаясь к иудеям, называет их «порождения ехиднины», а затем резко обличает Царя Ирода.

А у нас… Говоря проповеди, священники и архиереи только и думают о том, что бы как – нибудь не задеть власть. Зато  церковные награды власть имущим сыплются как из рога изобилия… Горько смотреть на это.

В этой связи  показательным является письмо митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, насквозь пронизанное лестью  к сильным мира сего и злобой к человеку,  так много сделавшему сделавшему для Церкви.  Так давайте дадим на него достойный ответ.
 
В канон книг Нового Завета входят труды святых апостолов – Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды…  Большинство из них не могло похвастаться образованностью, но Благодать Духа Святаго дала им силы и мудрость  написать труды, вошедшие в величайшую книгу  на Земле – Священное Писание. И по меньшей мере странно слышать от преемника святых апостолов обвинения в недостаточной образованности, высказываемые в адрес убеленного сединой старца. Ведь вместе с отцом Сергием эти претензии в равной степени можно предъявить тысячам святых, являющихся украшением Церкви. Одни из них имели образование не выше начальной школы, а другие, как апостол Петр, были вообще неграмотными.  Но это не помешало им не только спастись, но и приводить к вере тысячи людей.  

Хотя удивляться нечему, ибо такой подход традиционен для современной иерархии. На епископские кафедры и др. посты сейчас выдвигаются кандидаты не за высоту духовной жизни и крепость веры, а за внешнюю образованность и «правильное» послушание. А мнимая образованность в вопросах богословия без соответствующей глубины духовной жизни по учению святых отцов рождает высокоумие переходящее в гордость. И уже новейшая история Церкви добавила в список духовных болезней «православный папизм», с которым и пришлось лицом к лицу столкнуться схиигумену Сергию.

Приведем цитату из письма владыки Кирилла, которая достойна того, чтобы ее воспроизвели практически полностью:

«Вы не приобрели способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поэтому Ваши проповеди – это дурно прочитанные чужие и избитые мысли, выраженные словами, смысл которых Вам далеко не всегда известен. Именно поэтому Вы избегали заседания епархиального церковного суда, поскольку, не имея заранее написанных ответов, Вы не смогли бы отвечать по теме произнесенных проповедей, так как сами с трудом понимаете их содержание…»

Здесь владыка попытался максимально унизить схимника в глазах окружающих, применив уже упомянутый прием – недостаточную по его мнению образованность.  Но при этом у нас сразу возник вопрос к самому владыке Кириллу: а на каком основании Вы, владыка, обвинили в глупости и необразованности, несколько сотен тысяч человек?! 

Ведь логично же, что если глупенький пожилой необразованный священник  говорит  бредовые проповеди, смысл которых часто сам не понимает, то 300 000 человек, смотрящие эти проповеди в ютубе (по заниженным данным, т.к. известно, что ютуб уменьшает количество просмотров видеоконтента антиглобалистской направленности) это, очевидно, полные идиоты. А его духовные чада, среди которых есть и известные всему миру люди, и люди, занимающие ответственные посты, и люди с учеными степенями, - это тоже тупые невежды?!

Тысячи людей ежегодно приезжают к отцу Сергию за несколько тысяч километров, чтобы услышать слово наставления… При этом у каждого из этих людей под боком есть свой храм, в котором есть свои приходские прекрасно образованные батюшки, но «глупые людишки» почему-то предпочитают тратить свои деньги и время и образованным академистам с богословскими учеными степенями выбирают необразованного схимника…

Вот только маленькая неувязка: не ходят люди  за водой к пустому источнику, тем более, не ездят за несколько тысяч верст. И если Вы, владыка, будучи правящим епархиальным архиереем, не увидели в почитаемом во всей России и далеко за ее пределами старце ничего кроме глупости и необразованности, то это скорее характеризует Вас, а не его.

Приведем еще две цитаты из письма владыки Кирилла:

Вы избрали странный для монаха способ общения – выкладывание в интернет видеороликов, словно Вы не схимник, а модный блогер.

И еще…

Многие задавались вопросом о причинах моего Указа, где я просил Вас принять как волю Божию моё благословение Вам помолчать и в тишине помолиться о мире, который переполнен блогерами, но скуден молитвенниками, где переизбыток информации, но мало подлинных смыслов, где много говорящих, но мало созерцающих. Вы объяснили это содержанием своих проповедей.

Как-то не доводилось видеть отца Сергия, сидящим перед экраном компьютера, ну вот не видели… Поэтому простите великодушно, владыка, но про блогерство – это просто ваша фантазия. Ну, а если вы относите к блогерам всех, выступающих перед камерой, записи которых попадают в интернет, то тогда отнесите к ним в первую очередь святейшего патриарха,  и, разумеется, себя. Ведь сюжетов с вашим участием в сети гораздо больше, чем проповедей схиигумена Сергия. Да и письмо Ваше, которое Вы соизволили написать «по старинке», почему-то распространили как профессиональный блогер.

Что касается Вашего благословения помолчать, то ситуация сегодня в мире не та... Было время, когда схимники оставляли келью, брали в руки оружие и шли на поле Куликово.  А сейчас Куликово поле везде…  И поскольку те, кому положено говорить в защиту Церкви, трусливо молчат, то те, кому вроде бы положено молчать – схимники, выходят на поле битвы и вместо меча  вооружаются словом истины. Ведь не в силе Бог, а в правде! А молчанием, как известно, Бог предается. Что до благословений, то они бывают разные... Святой Иоанн Златоуст учил так: если святитель отдает неправедное повеление – не покоряйся ему, даже если он будет ангелом.

А этот избитый прием, к которому постоянно прибегают наши архиереи и священники, чтобы закрыть рот людям, пытающимся хоть как-то восстать против мирового зла, уже порядком надоел. Мол, лучше молитесь и думайте о своих грехах… И не надо думать, что если схиигумен Сергий потратил немного времени и выступил с проповедью, то он оставил молитву.  Не переживайте, владыка, наш духовный спецназ, наши схимники, всегда в строю! 

Значительная часть статьи посвящена оправданию деятельности основоположника отечественного экуменизма митрополита Никодима Ротова. Лучше бы Вам было не трогать эту тему. Да, благодаря духовным чадам владыки Никодима, имена которых слишком известны, чтобы о них говорить вслух, его несколько лет назад чуть к лику святых не причислили. И если бы не отец Андрей Кураев, предавший огласке очень деликатный период биографии владыки Никодима в период его ректорства в Ленинградской духовной академии, то все бы у них могло получиться. 
 
Но Господь не попустил… Кстати, несмотря на практически полный контроль «птенцов гнезда Никодимова» над Русской православной церковью (имеется ввиду организационная структура) никто на Кураева за эти слова в церковный суд почему-то не подал …  И все мы, как, впрочем, и Вы, владыка, прекрасно понимаем почему. По той же причине, кстати, никто не подает в церковный суд на того же отца Андрея за его аналогичные обвинения в адрес отдельных епископов и клириков. Странно, правда?! А что касается применения к митрополиту Никодиму слова «подох», то  отец Сергий всего лишь процитировал Пелагею Рязанскую, о чем вы как-то запамятовали упомянуть…

Несколько лет назад на экраны вышел фильм о митрополите Никодиме. Фильм содержит документальные свидетельства жизни владыки и его смерти. В числе прочего в фильме приводится рассказ одного из референтов папы, присутствовавшего при кончине митрополита, о том, как папа сам лично прочитал над умирающим «отходную». Но самой показательной является концовка фильма, где цитируются слова митрополита: «Судить меня будет история!». Вот, оказывается, как: нас православных будет судить Господь, а его -  история.

Кстати, о  суде.  Сейчас церковный суд нередко используется как инструмент  расправы с неугодными клириками. Зато, когда вдруг кто-то решается подать заявление  на кого-либо из высших должностных лиц Церкви,  заявление просто выбрасывается в корзину и не принимается к рассмотрению. Так, после известной встречи на Кубе несколько обращений в церковный суд поступило по факту антиканонической деятельности патриарха, но ни одно из них так и не было принято к производству. Вас не беспокоит, владыка,  что церковная иерархия полностью отделила себя от народа Божьего, и что канонические институты воздействия на нее полностью дезавуированы? 
 
Говоря простыми словами, как бы низко ни пал епископ или патриарх, указать ему на это и спасти тем самым его душу,  при всем желании не получится! В светском суде, если вы как-то неправильно в него обратились, вам разъяснят, в чем состоит нарушение формы и как его исправить, а после исправления недостатков дело примут к производству. А в церковном, если на стадии принятия установят, что обвинение адресовано кому-то из церковной иерархии, заявление просто выбросят.

Отдельного рассмотрения заслуживает прошение схиигумена Сергия о допросе в качестве свидетеля Эдуарда Ходоса. Как известно, задача суда состоит в установлении объективной истины по делу, что реализуется в т.ч. путем обеспечения обвиняемому права на защиту. Последнее же включает в себя право предоставить доказательства в обоснование своей позиции. А к таким доказательствам как раз и относятся свидетельские показания. Лишив обвиняемого права представить доказательства своей правоты, церковный суд по существу лишил его самого права на защиту, а значит решение такого суда является просто незаконным и не имеющим ни канонической, ни юридической силы. 
 
Церковные каноны (134-е правило Карфагенского собора, правило святого Григория и др.) указывают на то, что если епископ отлучит кого-то неправедно, без надлежащего установления вины (а о каком надлежащем установлении вины можно говорить, если обвиняемого лишили возможности защищаться), то сам епископ подлежит отлучению. Таким образом, если схиигумен Сергий решит вдруг подать в церковный суд на владыку Кирилла, то с учетом общественного резонанса темы есть основания надеяться, что просто так выбросить обращение в мусорную корзину уже не получится.

И не нужно «под лупой» рассматривать проповеди отца Сергия, тщательно выискивая слабые места. У нас, например, могут быть разные  исторические оценки тех или иных персоналий – от царя Иоанна Грозного до Сталина, но это не касается православной догматики и не должно вызывать смущения. 

Напротив, подчеркнутое выражение  нежных чувств к «церкви – сестре», свойственное значительной части нашего  епископата, напрямую касается догматов веры. И православные иерархи часто не спешат отделяться от учения «мнимых родственников», а, напротив, с радостью принимают его.  К теме нашего разговора прямое отношение имеют два заблуждения католиков: учения о папской непогрешимости и деление церкви на учащую и учимую, церковь повелевающую и церковь подчиняющуюся. Нотки обоих заблуждений нетрудно разглядеть за строками письма владыки Кирилла.   
 
Причем любовь к католикам митрополит Кирилл умудрился приписать даже святителю Николаю, который по мнению владыки выбрал католический собор для почивания своих святых мощей. Если следовать логике владыки, то получится, что православные святые не только с уважением относятся к еретикам-католикам, но и к раскольникам, т.к. мощи Великомученицы Варвары почивают во Владимирском соборе г. Киева, где в 1995 году прошла интронизация лжепатриарха-раскольника Филарета.  Но в отличие от большинства современных иерархов РПЦ святые не только не разделяли их привязанности к еретикам, но и не стеснялись в выражениях для обличения оных.

Так,  В 1276 году латиняне высадились на Святой Горе Афон, чтобы огнем и мечем принудить святогорских монахов к унии. В это время один отшельник монастыря Зограф, читавший акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Акафистная», вдруг услышал чудный глас: «Старче, скажи игумену, что идут злые люди, ВРАГИ МОЕГО СЫНА и Мои враги. Пусть в монастыре останутся только те, кто твердо может сохранить веру». Старец поспешил в Зограф и предупредил игумена и братию. Многие монахи воспользовались предупреждением и скрылись, а наиболее сильные духом в числе двадцати шести остались и приняли мученическую смерть за Христа от еретиков папистов. Память 26-ти Зографских мучеников Церковь отмечает 11 октября. 

Конечно, можно в оправдание любви к еретикам ссылаться на евангельскую историю с самарянкой, но самаряне, хотя и не имели истинного учения о вере, имели одну из главных добродетелей – смирение, а паписты, по учению святых отцов, - противоположную ему  гордость.
Разберем еще несколько цитат из письма владыки.

Вы заявляли, что Никита Сергеевич Михалков повторяет то же, что и Вы. Это неправда. Это Вы неумело пытаетесь ему подражать, на самом деле только мешая делу. Никита Сергеевич говорит то, что знает сам и делает это взвешенно и любя истину, а не себя самого.

Когда такие вещи произносит школьник, то ему обычно  приклеивают от одноклассников заслуженный титул - подхалим. Поэтому дело даже не в том, что владыка авторитетно и публично говорит неправду, ведь схиигумен Сергий заговорил об этих вещах на много лет раньше Никиты Михалкова. А  в том, что прием, которым пользуется владыка, в среде православных людей называется лицемерием.

…Я обвиняю Вас не в том, что Вы боретесь с попытками установления тотального контроля, я обличаю Вас в том, что Вы мешаете этой борьбе. Вы должны были бы знать, что серьезная работа на этом направлении ведется Всемирным Русским Народным Собором, но теперь любые здравые их инициативы будут восприниматься через призму Вашей личности.  А сопровождающий Вас бэкграунд серьезно усложнит им задачу быть услышанными здоровой частью общества.

Пересматривая письмо тебя не покидает стойкое ощущение, что либо кто-то из его референтов, готовивших письмо, закончил Оксфорд, либо само письмо писалось в Тавистокском институте человеческих отношений, а затем переводилось с английского на русский. Без перевода остались лишь слова, которым в русском языке не нашлось точного перевода -  алармизм, бэкграунд… Странно обнаружить их в лексике православного архиерея.

Когда читаешь письмо владыки Кирилла, узнаешь много нового: оказывается у нас борьба ведется с мировым глобализмом и схиигумен Сергий ей мешает. Простите, владыка, но Вы то какое отношение имеете к этой борьбе?!  Да, имена людей, стоящих в авангарде этой борьбы, нам хорошо известны, не будем здесь их называть. В их числе имя схиигумена Сергия. А о Вашей деятельности на данном поприще мы ничего не знаем. Так что, простите, но полагаем, что право высказываться на данную тему еще нужно заслужить, одного сана здесь недостаточно.

рьезной работы», якобы  проводимой  Русским народным собором, то это преувеличение. Зайдя на сайт РНС мы, как и ожидали, никаких материалов подтверждающих сей факт,  не увидели. Зато  обнаружили статью о том, что правозащитники призывают к созданию отечественной вакцины от Covid 19. Аналогичную мысль высказывал в одной из последних выпусков программы «Бесогон» Никита Михалков. На чью мельницу воду льете, господа?! Либо вы настолько наивны, что верите в то, что медицинская наука и фарминдустрия России независимы и самостоятельны, либо вы засланные казачки… «Только не бросай меня в терновый куст», - кричал кролик лису. Вот этим-то терновым кустом и является для современных «евгеников» создание отечественной вакцины от коронавируса.
 
Но если бы Вы во времена Российской Империи проявили хотя бы десятую часть своей дерзости и непослушания, так же критиковали светские и духовные власти, как это делаете сейчас, то ещё прежде того, как у вас появилась бы мысль начать сбор подписей и организовывать народные волнения, Вас посадили бы на цепь в каком-нибудь далёком северном монастыре под строжайший надзор. А если бы попробовали сотворить нечто подобное во времена столь любимого Вами Сталина, то вся Ваша бурная обличительная деятельность закончилась в лучшем случае на лесоповале, а в худшем на Бутовском полигоне.

Очень неприятно и больно, когда от пера архиерея – преемника святых апостолов исходит подобная злоба. Это еще раз подтверждает, что церковь земная серьезно больна, больна ересью папизма, и «воинствующая» она сейчас только по отношению к стоящим за истину, которые как всегда в меньшинстве. 

Да нет, владыка, Вы, наверное, плохо знаете историю. Возможно, если бы Вы жили в то время, Вы бы так и поступили. Но вот епископ Митрофан обличил такого деспотичного царя как Петр Первый, и царь не только не посадил его на цепь, но сделал все по слову владыки. Аналогичных примеров история знает  множество.  Обличали светские власти и Феодоссий Печерский, и митрополит Филипп, и святитель Филарет Дроздов и мн. др.. А кто из нас где закончит – на Бутовском полигоне или в Соловецком лагере – одному Богу ведомо.

Ну и раз уж коснулись истории… Устав о карантинах Вы, владыка, упомянули верно. Вот только позабыли сказать о том, что ни в этом светском документе, ни в  документах Церкви того времени нет ни слова о дозволении протирать или опускать в спирт лжицу или не давать по окончании службы крест.

В заключение хочется  немного остановиться  на центральном доводе владыки, связанном с прошлым схиигумена Сергия.

Оставим на совести владыки его утверждение о том, что добродетели почивших патриарха Алексия и всенародно почитаемого старца Кирилла Павлова пострадают от того, что они благословили хиротонию батюшки. Но все же хотелось бы напомнить маститому митрополиту, что первым в рай вошел разбойник и история Церкви нам убедительно доказывает, что это не исключение. Достаточно вспомнить житие святого Моисея Мурина, бывшего разбойника, помимо себя приведшего к покаянию всю банду. А вот евангельские фарисеи, книжники и архиереи… простите, первосвященники, при всей их внешней праведности и образованности распяли Христа!
 
Православные Смоленска 
73 подписи 
13 июля 2020   Просмотров: 4 777