О ЛЮБВИ И МИЛОСТИ... Дорогой мой друг Великий. Протопресвитер Константин (Стратигопулос)

В детские годы мне довелось быть алтарником в храме, освященном в честь Пресвятой Богородицы. В ту пору я почти не знал, кто такой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Как и другие греческие ребятишки, я верил, что он приносит детям подарки на Новый Год. О Кесарии я слышал лишь то, что там делают вкусную бастурму.

В этом храме я повстречал одного замечательного священника, отца Василия, которого мне не позабыть никогда. Он был очень уважаем у себя на приходе. Должно быть, он перенес когда-то тяжелую болезнь, которая отразилась на его речи. Иногда он говорил слишком быстро или недостаточно четко проговаривал слова (такое бывало и во время служб). При ходьбе он слегка прихрамывал на левую ногу. Несмотря на свои немощи, в наших глазах отец Василий всегда оставался глубоко уважаемым старцем. Мы прислушивались к его словам и немного побаивались его.

Не будет преувеличением сказать, что мы, мальчишки-алтарники, были для батюшки просто ходячим искушением. Мы все время играли: с угольками для разжигания кадила, со свечами, с просфорами, с облачением, буквально со всем. Попадая в храм, мы оказывались в другом, особенном мире. И нам очень нравилось находиться в нем.

На фото: алтарники держат рипиды (укрепленные на длинных рукоятках металлические круги с изображением шестикрылых Серафимов).
Однажды, сидя в пономарке, я поспорил с одним мальчуганом, кто будет держать вторую рипиду во время малого входа. Отец Василий грозно взглянул на меня:

- Тихо! На вас смотрит Великий!

Мне очень хотелось расспросить батюшку о «Великом», но я не осмелился. Несколько дней спустя, отец Василий увидел, что я засмеялся на службе во время очередного нашего баловства. Он строго сказал:

- А ну-ка, спроси у Великого, разрешено ли смеяться в алтаре! Не глазей по сторонам, молись и смотри на икону за престолом.

Меня охватило чувство благоговейного страха. Кто такой этот «Великий»?

Вскоре я получил ответ на свой вопрос. На следующий день, когда настало время каждения на 9-й песни канона, мы не нашли угольков для разжигания кадила и вспомнили, что спалили все угольки, пытаясь устроить фейерверк во дворе. Нас охватила паника. Пришлось сказать об этом отцу Василию. Батюшка спокойно ответил:

- Попросите у Великого.

И тут я не удержался:

- Батюшка, а кто такой «Великий»?

Он указал на икону святого Василия, которая находилась за святым Престолом, на задней стене алтаря.

Не успели мы помолиться, как один из наших ребят нашел нераскрытую упаковку угольков. Это произвело на нас неизгладимое впечатление. Теперь в нашей жизни появился Василий Великий, а прежде мы даже не помышляли о нём.

Через несколько дней мы снова стали свидетелями его удивительной помощи. Отец Василий должен был служить литургию, но нигде не мог найти богослужебную просфору. Мы спросили его:

- Что же теперь будет?

Он спокойно ответил:

- Меня даже не спрашивайте… Скажите лучше Великому.

Мы пришли в замешательство…

Тем не менее, очень скоро, буквально через пару минут, какая-то женщина принесла батюшке просфору. Мы были поражены. Великий так много делал для храма!

С тех пор мы не чувствовали себя в алтаре вольготно, как прежде. Проходя под иконой святителя, мы многократно крестились и побыстрей отходили прочь. Мы ощущали его незримое присутствие в алтаре; нам все время казалось, что он наблюдает за нами. Запретная игра в святом месте потеряла прежнее очарование. Если мы начинали играть, то делали это очень тихо, чтобы он не заметил. Мы стали бояться святого Василия Великого. Если бы в ту пору мне предложили кусок ароматного пирога «Василопита», который обычно пекли в его честь, он, пожалуй, застрял бы у меня в горле. При одном упоминании о нём у меня поджилки тряслись!

Наступил праздник Обрезания Господня, когда празднуется и память святителя Василия Великого, как сказал нам наш батюшка. В те трудные годы нам все время хотелось есть, а на праздник всегда было угощенье. Мы очень этому радовались. Но пока батюшка говорил проповедь, мы поддались соблазну и стащили один из мешочков с кусками антидора, не дождавшись, пока их раздаст священник. Мы взяли бутылку сладкого вина и, укрывшись в маленькой комнатке возле алтаря, начали свое пиршество. Мы окунали в блюдце с вином куски антидора, откуда они перекочёвывали в наши голодные рты…

И тогда случилась беда. Неожиданно распахнулась дверь, и на пороге показалась фигура в богослужебном облачении. Мы все замерли на месте, а мальчонка, который стоял на страже, закричал: «Ребята, Василий Великий!».

Как говорится, у страха глаза велики. Конечно, это был не святитель, а его верный слуга, наш священник Василий. Он застал нас на месте преступления.

- Это что за безобразие?! А ну-ка быстро идите за мной! — и он потащил нас в храм к иконе святителя.
- На колени все, быстро!

Мы все опустились на колени на пол.

Батюшка сказал, обращаясь к святому Василию:

- Эти негодяи украли антидор и вино. Как бы ты поступил, если бы это произошло у тебя на службе?

После небольшой паузы отец Василий заговорил снова, но теперь уже тише, словно отвечая невидимому собеседнику:

- Да, я знаю, что ты любил и всегда жалел бедных. Выходит, ты дал бы им всем по просфоре?

Через пару секунд его брови снова нахмурились и он сердито продолжил:

- Эти сорванцы все время играют на службе в алтаре, несмотря на многие мои предупреждения. Сил моих больше нет это терпеть! Как бы ты поступил на моем месте?

В последовавшей за этим тишине можно было услышать стук наших сердец.

После недолгой паузы лицо отца Василия заметно смягчилось и он обратился к иконе теперь уже с доброй улыбкой на устах:

- Да-да, я знаю, что ты очень любил детей и даже открыл школу для них. Ты бы простил их за это, не так ли? Значит дать им возможность исправиться?

Мы постепенно приходили в себя. Так вот, оказывается, каков был Василий Великий! А ведь мы и не знали, что он очень любил бедных и детей. Великий, очень великий святой!

Отец Василий задал святому свой третий и последний вопрос:

- Что мне делать с ними сейчас?

- Да, я знаю, что сделал бы ты… ты бы дал им еще по одной просфоре в честь праздника.

Получив по две больших просфоры, мы готовы были прыгать от радости и по очереди поцеловали благословившую нас руку священника. Святитель Василий был поистине велик и устроил нам настоящий праздник!

С тех пор мы очень полюбили святого. Эта горячая любовь передалась нам от нашего батюшки Василия. Не знаю, жив ли он теперь, но я вовек благодарен ему за ту школу, которую мы прошли у него в храме. Надеюсь, что он и теперь, в Царстве Небесном, предстоит Престолу Божию вместе с Василием Великим и служит с ним литургию в этот праздничный день.

Так давайте же сегодня, в день памяти святого Василия, попросим его, чтобы он у Престола Христова помолился о нас, грешных, да помилует всех нас Господь и да украсит Он наши души добродетелями, которые имел Василий Великий.

Протопресвитер Константин (Стратигопулос)
1994 г.
14 января 2022 Просмотров: 2 546