ПОЙМИ ВРЕМЯ - КОГДА ТЫ ЖИВЕШЬ... Для чего нужна Россия. О «Русском коде»

После всех скорбных событий и бегства из нашей страны ряда иностранных агентств и компаний, некоторый слои нашего общества — работники СМИ, учителя школ, депутаты разных уровней, привыкшие находиться под внешним влиянием, — напоминают растерянных музыкантов оркестровой ямы. И чтоб нам объединить народ и от этой какофонии перейти к слаженной симфонии, нам нужно вернуться на свой исторический путь. Этот путь — путь к Богу, с Богом, когда каждый человек, преуготовляя свою душу к вечной Жизни, шел путем служения своему Отечеству, своей семье — через служение Богу.

Наш народ достоин лучшего, он достоин, чтоб знать свою историю такой, какая она есть. Нашему народу нужно помнить истоки нашего государства.

Символ России — не медведь, как бы мы к нему хорошо ни относились. Символ России — двуглавый орел, взятый из православной Византийской империи. Две его головы символизируют власть духовную — патриарх, и власть светскую — царь, глава государства. А одно тело символизирует народ. И главная цель власти государства — готовить свой народ к вечной Жизни!

* * *
Дорогие друзья, поговорим о самом главном, о России и ее судьбе. Исходя из понимания, что судьба — это суд Бога, мы не можем обойти такого явления, как секуляризация, то есть утрата священного, снижение роли Церкви в сознании людей, в жизни общества, в нашей истории.

Мы видим, как последнее столетие последовательно и упорно выносилось «за скобки» исторических исследований самое ценное в историческом наследии России. Обесценивалось, искажалось, игнорировалось любое упоминание о духовной и ратной жизни нашего народа, молитвенном подвиге наших святых, значении монашества в истории России. 

Это не могло не иметь печальных последствий. Современное секуляризованное сознание не желает, да и отчасти не может вмещать то, что всегда было главным для русских людей, не способно осознать истинный глубинный, то есть духовный смысл всех событий, происходящих в нашей жизни: прошлой, настоящей и будущей.

История сама по себе Божественная наука. И история России бережно вплетена самим Творцом в общую библейскую историю. Так ее надо рассматривать. История — это столкновение воль и идей. Пульс истории нужно ощущать. Есть святоотеческая заповедь: «Пойми время, когда ты живешь». 

Время выдвигает свои задачи, оно ставит свои проблемы, и нужно их решать, отвечая на запрос времени. И чтобы нам разобраться в этом вопросе и правильно выбрать путь дальнейшего своего развития, нам сначала нужно самим понять, кто такие мы есть! Тогда нам станет более понятен Божественный замысел о нашем народе, или, говоря современным языком — «код Русского государства».

Начнем с начала. История — это книга Божия, и смотреть на нее нужно в целом, от начала и до конца, понимая, что всё закончится в этом мире вторым пришествием Христа и Страшным Судом.

Библейская история нам рассказывает о сотворении мира и первого человека — друга Бога.

Падение Адама.

После весь мир готовился принять Христа — Искупителя мира.
Праотец Авраам стал другом Бога, после 14 родов до Давида, после 14 родов до Вавилона, и после 14 родов до рождения Спасителя мира, Сына Божия — Иисуса Христа.

Бог пришел в мир, приняв на Себя человеческую природу, для искупления всего рода человеческого, усыновил род человеческий Своему Божеству, назвав нас с вами Своими детьми.

Потом деяния апостолов, один из них — Андрей Первозванный — дошел до места, где надлежало создаться стольному граду Киеву, колыбели русского православия, матери городов русских. «Видите ли горы эти?» — сказал апостол. — «На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей»

Апостол Андрей поднялся на горы, благословил их и водрузил Крест. Затем, поднявшись по Днепру, дошел до поселения славян в районе будущего Новгорода. Позже, пройдя славянские земли, направился на проповедь в Рим, потом вернулся во Фракию. Он основал христианскую церковь в небольшом селении Византия, ставшем впоследствии великим Константинополем.

Через 300 лет после Рождества Христова Римской империей правил царь Константин, который в ряде войн по воле Божьей разбил всех своих противников. Константин молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его и его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись единственным императором над всей Римской империей, равноапостольный Константин стал открыто исповедовать свою веру во Христа, перенеся столицу из языческого Рима на восток, в город Византию.

Наши предки, отказавшись от язычества, приняли православие, переняв веру и церковные традиции в великой Византийской империи. Придя в Константинополь в поисках веры, русские послы поняли, в чем заключается главное сокровище Византии. Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусство или наука. Главным сокровищем Византии был Бог.

Почему Русь, Россию — принято считать с момента крещения Руси?

Господь прежде, чем сделать какое-то дело, ищет Себе человека. Такими в Ветхом завете были Авраам, Моисей, Гедеон, Ной, царь Давид. На севере — как принято считать восточных славян — Господь выбирает себе князя Владимира, внука равноапостольной княгини Ольги. Князь Владимир мечом объединяет все племена вятичей, радимичей, полян, славян, полочан, волынян, ильменей, дреговичей, древлян, уличей, тиверцев, северян, кривичей, дулебов... Объединив земли Новгорода и Киева, он приходит и берет Корсунь. Здесь, в крымском Херсонесе, он принимает святое крещение со своей дружиной.

Как и равноапостольного Константина, началоположника Византийской империи, Господь укрепляет и равноапостольного князя Владимира, на тот момент еще бывшего князем языческих племен. Киевский князь принимал крещение, частично потеряв зрение, и вот чудо: при выходе из святой купели как бы пелена сползла с его глаз. Исцеленный Духом Святым, просвещенный святым крещением, молодой князь, выйдя из храма к своей дружине, громко прокричал: «Я познал истинного Бога».

По возвращении князя в Киев в 988 году в бурных водах Днепра крестился весь народ. Греки, от которых мы приняли святое крещение, сказали, что на севере появился новый православный народ руссов, которому надлежит еще стать святой Русью.

Отсюда, от святого крещения в 988 году языческих племен, имеющих разные традиции, но один язык, а теперь и одну православную веру, пошло такое понятие как русский, Русь, Россия.

Уже дети равноапостольного князя Владимира, князья Борис и Глеб, не желая участвовать в братоубийственных войнах, принимают мученическую кончину, они меняют дух на Руси. Особо это происходит сначала при обретении, а впоследствии и при перенесении их святых мощей, где Господь явил явное чудо. При перенесении из ветхого деревянного храма в новый каменный раки со святыми мощами сначала стоят неподвижно, даже при помощи лошадей не могут их сдвинуть. После коленопреклоненной молитвы всего присутствующего народа всех объяла божественная благодать и раки стали как бы без веса и поддались перенесению. Молва об этом чуде разнеслась по всей Русской земле.

Хотя страстотерпцы Борис и Глеб положили начало жертвенной братской любви, все же междоусобицы на Руси еще продолжались, за что и попустил Господь русскому народу пережить страшное время монголо-татарского нашествия. Много святых мучеников, воинов и исповедников, преподобных и князей воссияло на просторах Русской земли в это нелегкое время.

Одним из наиболее ярких и важных по своему вкладу в сохранение и строительство нашего государства был благоверный князь Александр Невский.

Еще молодым Александр Ярославич разбил шведов на Неве и немцев на Чудском озере. Он строго отражал все угрозы с запада, говоря, что монголы требуют только дань, а запад хочет и саму душу русскую погубить. Чего стоит его ответ папе римскому на предложение принять унию: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до страдания Его и Воскресения, от Воскресения же Его и на Небеса восшествия и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого — обо всем этом мы хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».

Чтоб еще лучше понять, как глубоко проникала вера в Бога в душу и сердце русских князей, с какой отцовской любовью они заботились о спасении бессмертных душ всех русских людей, своего народа, вверенного им самим Богом, достаточно прочитать послание, оставленное своим потомкам князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом:

«Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед!

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра.

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился... Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал».

С крещением Руси русский народ получил свое развитие, так сказать «культурную прививку», в письменности. Святые Кирилл и Мефодий разработали для славян письменность, получившую название кириллицы. Приехали зодчие, началось каменное строительство храмов и монастырей. Храмы расписывались, потекло церковное пение, при монастырях началась летопись времен и переписывание святого писания, составление житий святых.

Неоценимый вклад в создание, развитие и судьбу России внесло русское монашест­во. Первые монастыри упоминаются уже в первые годы после крещения Руси. «Монастыри на горах сташа, черноризцы явишася», — говорится в похвальном Слове о законе и благодати митрополита Киевского Илариона.

Основоположником русского монашества преподобным Антонием был основан Киево-Печерский мужской монастырь, в котором в ангельском чине подвизались тысячи наших соотечественников, многие из которых достигли святости. И Киев стало принято считать третьим уделом Божьей Матери.

В 14 веке, когда Византийская империя угасала, на севере Руси в центральной ее части возгорелся новый светильник — преподобный Сергий Радонежский. Его по праву можно считать игуменом земли Русской. Его учениками, «птенцами гнезда Сергиева», было основано 40 монастырей, из которых вышли еще 50 устроителей новых обителей, которые, помимо духовной пользы, создавали культурные и экономические, а порой и военные центры.

В то же самое время, пока русские люди в поисках Бога шли в пещеры, в леса, уходили в затвор, Византийская империя начала испытывать духовный кризис. Роскошь, содомские грехи, а позднее и уния. Когда правящая верхушка видела помощь уже не в Боге, а в земных царях, в Западной церкви, условием которой было уход от Православия, что всегда для православного человека рассматривалось как отречение от Бога. В результате народ отошел от веры. Бог попустил и Византийская империя рухнула.

11 июня 1453 года Византийская империя прекратила свое существование.

11 июня 1423 года — ровно за 30 лет до падения Константинополя и Византии, в России, недалеко от Ростова Великого, как говорят летописные источники, «от греческой стороны сыде с неба Крест Господень». В народе его прозвали Иисусов, Животворящий, Небоявленный Крест.

Явлением Животворящего Креста Господня чудесным образом в несказанном свете — так Господь, явив Себя на Кресте русским людям, благоволил передать крест хранения Православной веры от «греческой стороны» на Русскую землю. После Византии Русь Божиим произволением становится хранительницей святого Православия. «Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти», — прорек монах псковского Спасо-Елеазаровского монастыря старец Филофей.

После сошествия Животворящего Креста Господня русский православный народ дал своего Авраама — друга Божия. Как библейскому патриарху, так и сыну русского народа, преподобному Александру Свирскому, является Сама Святая Троица в виде трех ангелов.

Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями. Это годы правления князя Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская церковь стала независимой от Константинопольского патриархата. После принятия Ферраро-Флорентийской унии подписавший ее митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, и предстоятелем церкви стал русский епископ, избранный на первосвятительство Собором русских архиереев в 1448 году.

Автокефалия и государственное единство, к которой уже шла Русь, — необходимое условие Державного строительства, которое возможно при полном суверенитете, вере в Бога и любви к своему народу. При таких условиях даже при многонациональном и многоконфессиональном народе, народ, где доминирует Православная Церковь, может быть един. Есть главное, что отличает православную веру от других вер: если для иудеев Бог есть Мудрость, для мусульман Бог — Всемогущий, то для православия Бог есть Любовь. 

И две главные заповеди, которые дал Господь нам — это «возлюби Бога и ближнего своего как самого себя» и «нет больше той любви, чем душу положить за ближних своих». В этом весь смысл православной веры. Без любви человек не может приблизиться к Богу. Поэтому «чем ближе к Богу, тем ближе и друг к другу». Такое отношение к людям и всем окружающим народам с любовью и заботой и позволило русским людям создать самую большую империю. 

Главной причиной потери которой, как и причиной разрушения Византийской империи, есть глубинное, внутреннее отступление от Бога, когда на место Бога человек ставит в себе «идола» и обожествляет его. Этим идолом может быть и работа, и жена с детьми, и всё что хочешь, если это всё не «растворено во Христе», Который тихим голосом нам всем говорит в сердце нашем через совесть, и голос Которого усиливается после святого крещения и покаяния.

Как говорится, выход там, где вход: после утраченной Российской империи нам нужно вернуть на первое место Бога, и тогда Господь Бог поможет нам поставить всё на свои места.

Русь называлась Святой не только потому, что все города и села были покрыты золотыми маковками куполов многочисленных церквей, часовен, величественных соборов и древних монастырей. Это еще и тяга русского народа к святости — отсюда тысячи мучеников и исповедников, святителей и преподобных, блаженных и Христа ради юродивых, а также праведников, среди которых много как простых крестьян, так и знати. 

В 17 веке архидиакон Павел Алеппский после путешествия в Россию напишет: «Простые русские люди живут, как монахи, а монахи живут как святые», добавив, что в русских монастырях случаи исцеления, прозорливости и даже воскрешения из мертвых — обыкновенное дело. Русские не ищут Бога в небе, Он живет в них.

Конец истории сотворенного мира, который есть начало будущего века, еще впереди. А пока мы все живем земной жизнью, проживая свою библейскую историю, и России в ней отведено не последнее место. Не будем забегать вперед, хотя о России есть множество пророчеств святых отцов, которые говорят, что Русское — православное — царство объединит славянские и православные народы, и как царство Света устоит перед царством лжи и силами тьмы и антихриста, которому надлежит явиться в конце времен и погибнуть вместе со своим отцом диаволом во второе пришествие Христа, которому слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

1380 год — Поле Куликово.

Благоверный князь Дмитрий Донской с дружиной выходит из Москвы. Как некогда равноапостольного Константина Господь укрепляет перед сражением явлением Креста, так Он укрепляет молодого князя чудесным явлением иконы Николая Чудотворца. Увидев икону, висящую на воздухе, он обратился к тому, кто был изображен на ней: «Никола, ты угрел (согрел) сердце мое, вернусь живым — устрою здесь святую обитель». Князь Дмитрий сдержал свое слово, до наших дней стоит и дает своих святых Николо-Угрешская обитель, по своим размерам и значимости считавшаяся вторым монастырем после Троице-Сергиевой лавры.

Перед дружинами русских князей на Куликовом поле выстроились не только монголо-татарские орды, тут была и западная конница, и генуэзская пехота, и другие наемники, желавшие обогатиться на грабеже русских городов. Сражение состоялось 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины взяли на стяг двустороннюю икону: с одной стороны — лик Царицы Небесной, прозванный после победы «Донской», с другой — образ Благовещения Божьей Матери. Икону провезли по войскам, укрепляя дух воинов и призывая милосердие Божье заступничест­вом Царицы Небесной.

Князь Димитрий по возвращении в Москву построил в Кремле Благовещенский собор, в благодарность Богу. После, в 1552 году, в нем на коленях молился молодой царь Иоанн Васильевич Грозный перед походом на Казань. Одержав победу в праздник Покрова Богородицы, Иван IV распорядился построить в центре Казани собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Россию принято считать третьим, после Иверии и Афона, уделом Матери Божьей. Во всякой скорби русский народ прибегал к заступничеству Царицы Небесной.

Так, в 1395 году полчища Тамерлана подходили к Москве. Хан привел четыреста тысяч безжалостных кочевников из Средней Азии. Жители Москвы были обречены. Тогда выросший в благочестии князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, дал распоряжение привезти в Москву Владимирскую икону Божьей Матери, написанную по преданию апостолом Лукой. 

Сей святой образ был подарен патриархом Константинопольским князю киевскому Юрию Долгорукому, который передал его своему сыну Андрею Боголюбскому, а тот уже привез икону в город Владимир. Князь Василий вместе с духовенством и все жители Москвы, включая грудных младенцев, вышли навстречу Божьей Матери со слезами и свечами в руках. На месте встречи иконы князь пообещал выстроить монастырь в честь «Сретенья Божьей Матери». А сам с малой дружиной вышел навстречу врагу, на верную смерть со своими неустрашимыми, но малочисленными воинами. Всё их упование было на помощь Божью и Пречистую Его Матерь. 

И враг бежал, напуганный явлением хану во сне величественной Жены, грозно приказавшей ему удалиться от русских пределов. Подобно сему, неожиданное спасение много раз приходило верующему русскому народу и при иных тяжелых, иногда безнадежных обстоятельствах и смутных временах.

Господь всегда слышит Свой народ, и сразу посылает ему помощь, когда он приносит покаяние и возвращается на путь заповедей Божьих. Так было и с греками, когда в 1399 году полчища турок-османов подошли к стенам Константинополя. Казалось, помощи ждать было неоткуда. Жители осажденного города со слезами и постом возносили свои молитвы, и город был спасен. Из Средней Азии пришел грозный Тамерлан, нанеся сокрушительное поражение войскам хана Баязета под Анкарой, полностью разгромил турок и, практически не воспользовавшись плодами победы, вернулся к себе в Азию. Так Господь в очередной раз спас тех, кто обращается к Нему с покаянием и молитвой.

Но урок не пошел на пользу византийцам. В 1439 году они заключают Ферраро-Флорентийскую унию, и уже в 1453 году Мехмет II, вновь собрав турок воедино, берет Константинополь, на чем славная история Византийской империи прекращается.

Говоря об истории России, мы не можем пройти мимо смутного времени начала 17 века, когда наш народ и государственность, наш суверенитет и главное — наша православная вера подвергались серьезным угрозам, практически вопрос стоял «быть или не быть».

После смерти царя Ивана Васильевича Грозного его сыновья, наследники русского престола, умерли в раннем возрасте при загадочных обстоятельствах. На престол взошел Борис Годунов. При его правлении Москва наводнилась иностранными советниками, дети бояр стали учиться и жить в Европе и Анг­лии, начался отток капитала. Одновременно с этим пошли неурожаи и начался голод. Всё это закончилось смутой, предательством и захватом русского престола латинянами.

Но и в смутные времена Господь не переставал давать святых Своих, которые были как маяки, указывающие путь на Небо. Таким лучом святости стала праведная Иулиания Лазаревская. Во время страшного голода и нравственного падения она явила пример деятельного сострадания, душевной бодрости и стойкости духа: «и не измогла от той нищеты, но более прежнего весела была». Иулиании не суждено было видеть окончания смутных лет, праведница преставилась 2 января 1604 года. В 1614 году были обретены ее нетленные мощи, источавшие благоуханное миро.

Еще во времена Ивана Грозного, через четверть века после взятия в 1552 году Казани, чудесным образом была обретена чудотворная икона Божьей Матери, впоследствии прозванная «Казанской». Священник, который первым принял в свои руки откопанную на пожарище икону, был иерей Ермолай, будущий патриарх Ермоген. Именно ему в будущем надлежало встать на защиту родного Отечества.

Стоило только поколебаться русскому престолу, как сразу Русь становилась «лакомым куском» для тех, кто и раньше был не прочь захватить наши храмы и города.

В разгар самой смуты, когда и сами бояре и дворяне, пообщавшись с иноземцами, от дедовских обычаев уже и нос воротили, откровенно желая обиноземиться во всем, даже папская ересь их уже не страшила.

17 февраля 1612 года, после десяти месяцев заточения, святитель Ермоген отошел ко Господу. Через сорок лет после его кончины, в 1652 году, рака с мощами священномученика Ермогена при множестве народа и священноначалия была вскрыта — святой лежал в гробу как живой.

Что случилось с поляками после того, как они ослушались патриарха Московского и не покинули Москву, а вместо того заточили его в стенах Чудова монастыря, где он от голода и жажды предал свою душу Господу, до последнего молясь за вверенную ему паству и рассылая по городам и монастырям свои призывы стоять за веру православную и Отечество.

Поляки, замучившие патриарха голодом, и сами оказались запертыми в стенах Кремля. Начался голод, и захватчики, съев всех лошадей и собак, перешли на трупы людей. Так один польский воевода съел двух своих сыновей. Человеческая нога у них стоила пять злотых. Польский судья, который определял, кому принадлежит труп — родственникам или сослуживцам, вскоре сбежал, чтобы самому не быть съеденным. Через восемь месяцев после смерти патриарха поляки бесславно сдались русским ополченцам.

И вот семибоярщина, вершившая власть над страной во главе с князем Мстиславским, решила призвать в столицу «ограниченный контингент международных сил», отдать власть иноземцам и отказаться от православной веры, проще говоря, открыть ворота города польским отрядам гетмана Жолкевского, предварявшим воцарение в кремле королевича Владислава и его отца короля Сигизмунда.

Под угрозой своего существования стояла и наша государственность, и сама православная вера. И как в 1439 году святитель Марк Эфесский, один твердо ставший против всего еретического собора во Флоренции, так и патриарх Московский и всея Руси Ермоген в момент всеобщего отступления и предательства бояр сказал полякам, обманом захватившим русский престол: «Да не бывать тому!»

Как колокольный набат прозвучал голос святителя. Уже из заточения он разослал по всем городам послание вставать народу на защиту веры православной и Отечества.

Врагам же он бесстрашно отвечал: «Что вы мне угрожаете? Единого Бога я боюсь. Вы мне обещаете злую смерть, а я надеюсь получить через нее венец. Уйдите все вы, польские люди, из Московского государства, и тогда я благословлю всех отойти прочь. А если вы останетесь — мое благословение всем стоять и помереть за православную веру!»

Народ отозвался на призыв своего архипастыря, и уже через месяц Москва была окружена кольцом народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Пламенный призыв Минина: «Станем за Святую Русь, за дом Пречистой Богородицы», — нашел отклик в сердцах русского народа.

Ополченцы из Казани привезли с собой образ Божьей Матери Казанский, и в самый решающий момент, наложив на себя, как говорится в летописи, «истовый трехдневный пост», горячо молились перед чудотворным образом. Князь Пожарский дал обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм на Красной площади в честь Казанской иконы Божьей Матери.

И была явлена Небесная помощь. Богородица простерла свой державный покров над русской землей.
Как до этого Кузьме Минину, так и архиепископу Архангельскому Арсению Элассонскому явился преподобный Сергий Радонежский и предрек, что «предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».

И, как сообщает летописец, «иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября (4 ноября по новому стилю) была первовзята круглая башня Китай-города». После чего поляки сдались. Москва была освобождена! А за ней и Русь.

С того момента, как священномученик Ермоген благословил ополченцам национально-освободительной борьбы взять чудотворный образ Божьей Матери из Казани и с ним идти на освобождение Москвы, Казанская икона Богородицы становится особо почитаема не только царским родом Романовых, князьями и боярами, но и всем русским народом.

Так, в 1709 году перед генеральным сражением со шведской армией под Полтавой Петром I было дано распоряжение отслужить молебен перед Казанской иконой Божьей Матери и обнести иконой войска. Карл XII, захвативший перед этим северные крепости России и успешно разбивший Польшу, представлял реальную угрозу для России. 

После горячей молитвы, когда вместе с русским царем и духовенством горячо молилось и всё войско, Матерь Божья услышала молитву русских и попустила быть ранену шведскому королю и главнокомандующему. Войска шведов практически лишились своего военного лидера и вдохновителя побед. Шведы проиграли, а русские получили выход к северным морям и Россия стала империей. 

В акафисте Божьей Матери в честь иконы Её Казанской поется: «Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».

В 1811 году был закончен величественный Казанский собор в центре Северной столицы, куда благодарные петербуржцы перенесли список чудотворной Казанской иконы Богородицы.

В самые тяжелые моменты своей истории русский народ прибегал к заступничеству Царицы Небесной.

Так было и во времена Отечественной войны 1812 года, когда объединенная Европа во главе с Наполеоном ставила под угрозу существование нашего государства. Москва была сожжена, но дух русского народа был не сломлен. И после молебна 4 ноября, в празднование Казанской иконы Божьей Матери перед Её чудотворным образом русским войскам была дарована победа. Как отмечают историки: «После Березины основные силы Наполеоновской армии в России перестали существовать».

Царь Александр I Романов, который и сам еще совсем недавно, перед войной с Наполеоном Бонапартом, был заражен поклонением всему французскому, увидел, как «высококультурная» Европа грабит храмы, срывая ризы с икон, насилует женщин и не щадит ни детей, ни стариков, поменял своё мировоззрение, и уже в 1813 году в Париже он самолично держал икону Богородицы в руках во время молебна, воздавая благодарение Господу и Пречистой Его Матери за дарованную победу.

Из воспоминания одного участника Второй мировой, а для нас — Великой Отечест­венной войны:

«Война началась 22 июня, на Всех святых, в земле Российской просиявших. Очередной раз Европа, объединившись, во главе с Адольфом Гитлером напала на нас. Всему верующему народу были очевидны причины этой войны, как и революции 1917 года. Причина как всегда одна — отступление от Бога и от святых Его заповедей. Отступали мы до самой Москвы, и отступали мы, будучи атеистами и коммунистами. Немцы тысячами брали нас в плен. Но у стен своей столицы мы поняли, что отступать нам дальше было некуда, и народ вернулся к Богу, к Богу вернулось и правительство. 

Дошел слух, что из лагерей начали выпускать священников, и в церквях возобновилась Литургия. Говорят, с иконой облетели Москву, и вот чудо: со дня святого Александра Невского наши войска медленно, но уверенно начали оттеснять немцев в обратную сторону. Говорят, и в Сталинграде прошли с иконой Казанской, и линия Крестного хода стала для фашистов непреодолимой стеной... Победу мы свою праздновали на Георгия Победоносца, и по всему Берлину слышалось наряду с “Победой” — “Христос Воскресе! Воистину Воскресе!”

Фашисты начали войну с коммунистами, а проиграли русским. Начали с атеистами, а закончили с верующим народом. Война быстро ставит всё на свои места. И парад Победы в Москве мы праздновали на Святую Троицу. Что тут еще сказать. Русским суждено жить с Богом, либо не будет русских».
23 января 2024 Просмотров: 3 956