КРЕСТНЫЙ ПУТЬ... МУЧЕНИКИ ОКТЯБРЯ. Часть 6. Убийства священников и мирян в России. Священник Виктор Кузнецов


«... я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». 
(Откр. 6, 9-11).

МУЧЕНИКИ   ОКТЯБРЯ

Часть 6-я

КРЕСТНЫЙ   ПУТЬ

Убийства и нападения на священников  и  мирян
в России совершённые в последние годы в октябре.
«Бог дал нам духа не боязни, но силы и любви, 
и самообладания».
(2 Тим. 1, 7).

Вот лишь некоторые эпизоды необъявленной войны с Православием и Россией:

+       +        +
Людмила  Крюкова

СВЯТАЯ КРАСОТА

В Димитровскую родительскую субботу 27 октября 2000 года, после молитвы за всенощной о всех воинах, живот свой за веру и Отечество на поле брани положивших, возле своего дома, была зверски убита Людмила Игоревна Крюкова.



Отпевание её в храме совершали девять священников при ог­ромном стечении народа. 

Кто была Людмила Крюкова? Ученый-эко­номист, филолог, педагог, поэт, член Обществен­ного комитета «За нравственное возрождение Отечества», преподаватель Православного бого­словского института, директор воскресной школы при храме Девяти мучеников Кизических. 

«Смерть её произвела впечатление ужаса не только своей безпримерной жестокостью, но и потому, что она совершенно не вязалась с её об­ликом. Она была как бы неземным существом, которое постоянно несёт доброту и облегчение жизни другим людям. Всякий, кто знал её, мо­жет выделить в ней две черты: радостность и ум. 

Она давала себе ясный отчет во всём, что происходит в жизни (в том числе и в политиче­ской). В своей доброжелательности она была открыта хорошему в другом человеке и умела пробуждать хорошее в нём. Сама доверчивая, вызывала доверие у других. И кроме того, це­нила подлинное слово. Она ничьего достоинст­ва не подавляла, каждый себя чувствовал с ней человеком. Это большое дело, признак подлин­ного поэта и христианина. В ней было что-то от цветка, ребёнка — ничего ядовитого, как это бывает теперь — во многих. По своим природным данным она устремлялась к поэзии и к святос­ти. Поэт как ребёнок и святой как ребёнок. Ни­кто не сможет стать ни поэтом, ни святым, если не будет как ребёнок. Вот почему у неё было та­кое взаимопонимание с детьми. 

О ней можно сказать, что она была человек истинно интеллигентный. То, что является сей­час большой редкостью. Есть ложная интелли­гентность, та, которая растлевала Россию нака­нуне революции 1917 года, и та, которая ещё более растлевает её сейчас. 

Один академик заметил, что самые интел­лигентные люди, которых он видел в жизни, были крестьяне Архангельской губернии, где он был в ссылке в 1920-е годы. А теперь в тех же самых местах даже учителя в разговоре со школьниками употребляют мат, уже не заме­чая этого. Мат в ходу не только у телеведущих, но даже в солидных журналах уже считается нормой. 

Подлинная интеллигентность — это как бы порода. Раньше было дворянство, которое постепенно вырождалось, а теперь это люди высшей пробы благородства, духовного благо­родства, рыцари духа. 

Именно на такого человека обрушилось са­мое низменное, подлое, безумное, что есть в этом мире. Кто её убийца? Сам диавол, который не может выносить присутствия на земле таких людей, и который находит на все больше слуг, исполняющих его волю. Мученица Людмила стоит в ряду новых христианских мучеников: иеромонаха Нестора, Оптинских иноков, иеро­монаха Григория, хранителя Иверекой мирото­чивой иконы Иосифа, воина Евгения. И как ча­сто смерть человека соответствует его жизни! И раскрывает всю его жизнь. 

Дипломная работа Людмилы в Богослов­ском институте была посвящена Кресту. Её главные беседы со студентами и детьми — о святых Царственных мучениках и о новых мучениках и исповедниках Российских. И последняя — о новом мученике, воине Евгении Родионове. Нательный крестик Людмилы, обагрённый кровью, находится сейчас на престоле в храме, как и крестик мученика воина Евгения, рядом с частицами святых мощей угодников Божиих. 

В этой смерти — предельный ужас зла се­годняшнего мира. И в то же время, через неё мы научаемся совершенной уверенности, что все скорби даются нам от Бога. Именно о Божи­ем присутствии среди нас могли бы сказать многие, кто участвовал в её отпевании. Какая бы ни была смерть подлинного христианина, она должна служить тому, чтобы сделать для нас понятной смерть Христову. При этом тайна оставленности, отвержения, поругания Хрис­това является столь плодоносной, что Бог не может не дать вкусить от неё избранным Своим. 

Наступает время, когда с полной ясностью мы начинаем понимать, что смерть является единственной возможностью для нас победить. Святость узнается после смерти. Все святые ­только те, что прошли через смерть. 

—  Со святы­ми упокой! — дерзновенно молится Церковь, потому что со святыми упокоиться могут толь­ко те, что прошли через смерть. Прежде смер­ти никого не хвали… Поэтому и даётся нам смерть. Никто не свят, только один Бог.  

Свят и тот, кто прошёл через смерть, через которую Он прошёл ради нас. После смерти Церковь может включить этих людей в свою историю, в свою жизнь, когда она может сделать своими их качества, их слова, их тайны с тем, чтобы все могли извлечь из этого духовную пользу. Святые — живые в Церкви, потому что Божия жизнь присутствует в них. Но они должны принести плод, чтобы Церковь их узнала. Этот плод приносится через их смерть. «Если зерно, упавши в землю, не ум­рет, то одно пребывает». Смерть — доступ к вечной жизни, к высшей красоте, через пре­дельную некрасоту этого события, через Крест Христов, который есть красота Церкви. 

Смерть Людмилы — благоуханное прино­шение Господу. 

Что можно сказать о её стихах? То, что они по большому счёту талантливы — очевидно. Стихи её органично сливаются с её образом. Они созерцательны созерцанием ве­ры. В то же время, в них трезвая гражданская оценка и глубокая духовная оценка добра и зла. Это стихи человека, принявшего радостно жизнь. И любящего жизнь в вере. Мир, лежа­щий во зле, преображён в них верой во Христа и Христом. Поэтому в её стихах нет ничего тра­гического. И в то же время, они не скучные, что с неизбежностью происходит там, где трагичес­кое искусственно изымается. 

Есть проповеди как стихотворения. По изяществу и красоте. И есть стихотворения, ко­торые звучат как проповеди, когда слово их становится крестным. Перед лицом крестной смерти и после смерти чистый дух поэзии ды­шит, где хочет. И не знаешь, откуда он прихо­дит и куда уходит. И поэзия, в конце концов, есть умение высказать то, что невозможно пе­редать никакими словами. 

Протоиерей Александр Шаргунов 

Стихи Людмилы Крюковой:

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Божественная Литургия
­Хлеб вечной жизни и Вино. 
И льются нити золотые 
Сквозь удлиненное окно. 

И золото живого слова, 
Сверкнув во тьме греховных туч, 
Вдруг освятит души основы, 
Как этот тонкий, яркий луч. 

И в точку стянется вниманье, 
Подступит к сердцу и глазам, 
И засияет покаянье, 
Как благодатная роса. 

Исчезнет время, и святые 
И ангелы заполнят храм. 
Божественная Литургия ­
Путь к вечности, открытый нам.
Осень 1994 года

Закрываю глаза, чтобы легче внимать 
Ароматам и звону кадила, 
Чтобы в сердце слова песнопений вобрать: 
Бог Господь - моя крепость и сила. 

Чтобы там, в глубине, где рождается звук, 
Где душа сопрягается с телом, 
Где молитва, как туго натянутый лук, 
А слова - раскалённые стрелы, 

Сам Господь моё сердце расплавил в огне, 
Чтобы я от Него научилась, 
Чтоб в словах моих, в мыслях, и даже во сне 
Его имя любовью святилось. 
Осень 1994 года.



СЕБЕ (УТЕШЕНИЕ)

Подожди ещё немного,
Не скорби, не унывай.
Возле Царского Чертога
Милостыню собирай.

от ударов пригибайся:,
Но от врат не уходи.
Сквозь обиду улыбайся.
Бог всё видит, подожди.

Он пошлёт тебе подмогу,
Он не может обмануть.
Подожди ещё немного,
Потерпи ещё чуть-чуть.
1995 год.

Воды живоносные, 
Воды покаяния. 
Через муки слёзные 
Радость прозревания. 

Мати Непорочная 
Слова воплощённого 
­Чудного источника 
Глубина бездонная, 

Жаждущим дарящая 
Токи исцеления, 
С Неба низводящая 
Благодать прощения. 
28 аnреля 1995 года.

День иконы «Жuвоносный Источник».

Напоминание нам

Все знают, что за последнее время был убит целый ряд крупнейших русских учё­ных или их близких родственников. Эти случаи вызвали настоящее общественное движение. Русские люди начали понимать, что они полностью беззащитны в родной стране, в своих городах, в собственных домах. Власти не заботятся об их безопас­ности, как и о наказании преступников. Виновных упорно не находят. Может быть, и не хотят искать?

Для меня очевидно, что первой жертвой в этой трагической череде стала моя суп­руга Людмила Игоревна Крюкова — уче­ный-экономист, богослов, поэт, педагог и просто человек, несущий Божественный свет людям. Поздно вечером Людмила возвращалась из церкви после службы под Димитриевскую родительскую субботу и была убита буквально на пороге своего дома. Злодея­ние было совершено с подлинно сатанин­ским изуверством и злобой, необычными даже для нашего времени, когда жесто­костью, к сожалению, уже трудно кого-либо удивить. Понятно, преступников не нашли.

Один священник о смерти Людмилы, с горькой откровенностью сказал: "В муках, в одиночестве, в тяж­ких страданиях испустила она дух, т.е. на Голгофе своей, к которой её привел Бог. Это стучит в сердце каждому христианину, каждой христианке, напоминая о том, что наш путь не завершён и наше спасение ещё пока под вопросом. Хотя мы и в на­дежде спасения, но совесть подсказывает, что наша жизнь не такая, как у Людмилы. Многие хорошо начали, но сошли или схо­дят с этого пути, а Людмила не сошла. Господь дал ей подтверждение в её смер­ти и венец тому пути крестному, на кото­ром она стояла, по которому она шла".

Именно поэтому "мы молимся, прося её святых молитв обо всех убиенных. Не только о тех убиенных, которые сконча­лись подобно ей, стоя на христианской вы­соте внутреннего подвига во Христе Иису­се, но о тех тысячах и тысячах, и миллионах убиенных, которые умирают так же, как она, в страшных муках, но без молитвы. Чтобы её молитвы хватило и на этих не­счастных, которые умирают в канавах, под заборами или в ещё более страшных ус­ловиях". 

Для православных людей не подлежит сомнению, что убийством Людмилы враг рода человеческого хотел преподать зло­вещий урок всем тем, кто не мыслит своей жизни вне Церкви Христовой. Но подо­бные расчеты оказались тщетными, ибо жизнь в Церкви — подготовка к христиан­ской кончине. Христос помогает нам пре­одолеть страх смерти, такой, казалось бы, естественный для человека.

И в этом смогли наглядно убедиться сот­ни людей, пришедших на от­певание Людмилы, совершённое девятью священниками, а потом и на панихиды в со­роковой день, в полугодовщину и годов­щину по её кончине. .И с каждой новой датой людей было всё больше и больше. Вспоминались слова святителя Игнатия Брянчанинова: "Можно узнать, что почивший под милостью Божьей, если при погребе­нии тела его печаль окружающих раство­рена какою-то непостижимою отрадою".

Смерть Людмилы Крюковой стучит в сердце каждого христианина и христиан­ки ещё и напоминанием о том, что враг начал войну на прямое истребление рус­ского народа путём выбивания лучших его представителей. И чьей-то помощи, под­держки, защиты от тех, кто сейчас правит страной, нам ждать не приходится. Только надежда на Бога, только наше мужество и бдительность помогут нам.
М. М. Крюков, преподаватель МГУ.

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 

Мы обе встали на колени 
И, словно сестры, обнялись. 
Соединились наши тени, 
И помыслы переплелись. 

Прости., - «И ты прости! И светом 
Счастливым вспыхнули глаза. 
Прости меня за то, что это 
Так трудно искренно сказать. 

За то, что я люблю так мало. 
За то, что раньше не могла, 
И лишь теперь поцеловала 
Тебя, и сердцем приняла. 

И твою радость ощущаю, 
И взгляд светящийся ловлю. 
«Господь простит. И я прощаю. 
Он любит нас. И я люблю!. 
Весна  1994 года

3 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА

«Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит!..»
А С. Пушкин. «Борис Годунов» 

За Ирода молиться невозможно! 
На верных Богородица глядит 
С Владимирского образа неложно 
И за него молиться не велит. 

И даже те, кто за него сегодня 
В храм Божьего явления пришли, 
Великою молитвою Господней 
Молиться не сумели, не смогли. 

Они не веруют! Их голосов не слышно. 
Они не знают слов и ие поют. 
И нет раскаянья перед Всевышним. 
Они на небо и на землю лгут! 

И почему же ты, любимый пастырь, 
Не видишь этой страшной немоты? 
Указом президента снова распят 
Христос.Но с ним не сораспялся ты. 

Так помоги же людям измениться, 
Пока к тебе Господь благоволит. 
за Ирода Владычица молиться 
Тебе и русским людям не велит! 

(В ОТВЕТ Т.О.)

Да, мы должны за всех молиться. 
И даже если палачам 
Угодно будет в наши лица 
Стрелять из танков по ночам, 

Помолимся за них. Не знают 
Они, что будет Страшный Суд. 
Но если, ясно понимая, 
Что перед Божьим ликом лгут, 

Они пред бойней в церкви служат 
Чтоб сделать вид, что Бог простил 
И Сам кровавый этот ужас 
Святынею благословил, 

Когда Владимирской иконой 
Царицы Неба и земли 
Не признающие закона.
Хотят прикрыть грехи свои, 

Тогда прикинуться незрячим 
И всепрощающим грешно. 
в темнице Матерь Мира плачет 
О том, что людям все равно, 

Что будет дальше с их Отчизной, 
Что как Пилат они молчат 
И жертвой многих сотен жизней 
Купить покой себе хотят. 

Тогда молитва православных 
Должна и язвы обличать, 
Чтобы не дать забыть о главном
Тому, кто призвав врачевать 

и исцелять строкой Завета 
И ирода, и палача — 
Да совершится воля в этом 
Первоверховного Врача.
Кон,ец 1993 года

ЗАЩИТНИКАМ ДОМА СОВЕТОВ
Оnубликовано в «Русский Рубеж», 28 ноября 1993 года,
под именем неизвестного автора

В моём сердце пылают костры 
Под ночным моросящим дождём. 
Не слепой мимолетный порыв 
Заставляет идти в «Белый дом». 

Не минутная детская страсть 
Побуждает людей голодать, 
И стоять за законную власть 
И на Божий покров уповать, 

И молиться, и ждать до поры, 
Когда НАШИХ поддержит страна. 
В моём сердце пылают костры. 
Я надеюсь, что я — не одна. 
28 сентября 1993 года,
день Первомученика  Архuдuaкона Стефана

*** 
Ни слёзы, ни кровь не помогут 
Отсрочить приход сатаны. 
В сердцах поселилась тревога. 
Ну где же вы, Божьи сыны? 

Где это немногое стадо,  
Что скажет на выборах: Нет! 
Нам иродов больше не надо, 
Мы Богу давали обет 

Не чаять другого Мессии 
И не отступать от Христа. 
Поднимем Святую Россию, 
Под знаменьем нашим, креста! 

Святая Россия не сможет 
Восстать из руин без страны...
Суд совести близится, Боже, 
Не дай нам принять сатаны! 
12 июня 1996 года

*** 
В молитву я всю боль вложила, 
Всё сердце излила Тебе. 
Иссякли слёзы. Нету силы, 
Чтобы противиться судьбе... 

Всё принимаю, Боже правый. 
Я пред Тобой простерта ниц. 
Ищу: Твоей безсмертной славы 
Без оговорок и границ 

Пусть сокрушается гордыня, 
Пусть вся истаю от огня, 
Ты только не лишай святыни 
И Сам не оставляй меня.
Ceнтябрь 1996гoдa



***
Все Алтари — открыты, 
и всюду, всюду Бог. 
От ярко-красных риз 
в глазах святое пламя. 
Здесь, рядом, на земле украшенный чертог. 
Воистину Христос Воскресший вместе с намиl 
Светлая Седмица 1997 года.

+       +        +
Игумен  Иона (Ефимов)
В Татарии убит православный священник
14.10.2002
 
11 октября 2002 г. В Татарии погиб православный священник.
85-ти летний игумен Иона (Ефимов), который являлся настоятелем сельской православной церкви. Он был обнаружен во дворе своего дома. Как стало известно, он погиб от удара по голове.  

Начато расследование инцидента. Следствие пока не выяснило — имеет ли это преступление религиозную основу или нет».
 
 
Игумен Иона (Ефимов). (фото из паспорта).

Погиб  настоятель   храма

Убит настоятель сельской православной церкви в Татарии, сообщили в пресс–центре МВД республики. Тело 85–летнего настоятеля церкви Тихвинской иконы Божией Матери игумена Ионы (Ефимова), было найдено утром в палисаднике собственного дома.

Преступник ударил священнослужителя–кряшена тяжёлым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. По факту убийства возбуждено уголовное дело, ведётся следствие.

«Это первый за последние десятилетия трагический случай. Раньше нападений на священнослужителей, как православных, так и мусульманских, в республике не было», – заявил заместитель председателя Совета по делам религии при Кабинете министров Татарии, сообщает NTVRU.COM. 

Осиротел   храм  в  Тюрнясеве
Газета «Труд»
17 Октября 2002

85-летнего настоятеля церкви Тихвинской иконы Божией Матери, игумена Иону (Ефимова) нашли мёртвым в палисаде собственного дома, в селе Тюрнясево Нурлатского района. Он лежал, разметав бороду по первому молодому снегу, в том, в чём вышел на крыльцо. 

Отпевали о. Иону в возрождённой его стараниями церкви — архитектурном памятнике начала ХХ века, при большом стечении православного люда. И на кладбище его провожало всё село. Хоронили настоятеля не в ограде храма, а на сельском погосте — такова была его прижизненная воля...

Чистопольский благочинный о. Сильвестр, отпевал убиенного:

—  Года два назад отец Иона (мы звали его промеж себя Иваном) пригласил меня к себе и завещал, чтоб именно я, монах, отслужил по нему в известный час панихиду и похоронил на местном кладбище, — сказал собеседник. — Что я и сделал... Поминки устроили в храме, и я тотчас же уехал в Чистополь — начинались покровские служения...
Милицейская версия, как всегда, лаконична: убийство на бытовой почве. В списке подозреваемых местные наркоманы, не исключена и версия расправы на религиозной почве. 

Что говорит народная молва? 

Накануне у батюшки обрезали телефонный кабель. Ночью, услыхав подозрительный шум снаружи (будто пытались выломать окно), он вышел со свечкой на крыльцо, где и получил смертельный удар. В доме он был не один, поэтому воры, если, конечно, это были они, исключили попытку грабежа. Впрочем, разжиться чем-нибудь у настоятеля-аскета не представлялось возможным...

В деревню на реке Большая Сульча в 25 километрах от райцентра о. Иона был переведён из Марийской епархии лет двадцать назад. Рьяно взялся за дело: церковь-то была в полной разрухе. Привлёк к помощи местные власти, набожных спонсоров, пожертвования от простых верующих. Вскоре при храме открылась воскресная школа, и с той поры сюда не зарастала народная тропа. 

Как подтвердили в Казанском епархиальном управлении, погибший был "хороший человек", недаром, мол, носил имя митрополита, канонизированного Русской православной церковью... В Совете по делам религий при Кабинете министров Татарстана с порога, тут же поспешили отмести какие-либо межконфессиональные подозрения, связанные с трагедией.

Тем не менее здешние события последнего времени в жизни православных не могут не настораживать... К примеру, весной этого года была сорвана пасхальная служба сразу в двух казанских соборах — Богоявленском и Никольском: некто позвонил по телефону и сообщил, что в них заложены взрывные устройства. Пришлось прервать службу, эвакуировать молящихся. Затем пропали четыре старинные иконы в молитвенном доме в деревне Слобода-Екатериновка (Новошешминский район Татарстана) — ночные тати, взломав замок, украли их. 

Вскоре возник скандал по поводу "прихватизации" собственности Богоявленского собора некоей фирмой "Сейлс". Затем произошёл факт вопиющего вандализма с часовней святой Татьяны в Набережных Челнах. Последний инцидент не ускользнул от внимания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, признавшего, что межрелигиозные и межнациональные отношения в республике Татарстан далеки от нормы...

Храм Тихвинской иконы Божией Матери с. Тюрнясево



Село Тюрнясево было основано на реке Большая Сульча в 1760-е гг. помещиками Змеевыми.
Первая деревянная церковь освящена в 1835 году, а существующий ныне однопрестольный храм был построен в 1906-1913 гг. на средства помещика И. Ф. Аносова и прихожан.
Церковь была освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Закрытый в 1937 г. храм вновь открыт и освящён в 1988 г.
Храм в Тюрнясево — довольно крупная церковь без восьмерика, в композиции которой просматриваются новаторские мотивы, характерные для начала XX века.
До 2002 г. настоятелем храма являлся игумен Иона, который был убит во время совершения полунощницы.
В 2003 г. на приход был назначен новый настоятель — иерей Константин Плетенев.
В 2006 г. он принял монашеский постриг с именем Христофор.
С мая 2017 г. окормление прихода передано настоятелю молитвенного дома в честь прп. Серафима Саровского г. Нурлат — иерею Ростиславу Икрамову.

Задержали подозреваемого в убийстве православного священника

Сотрудники милиции утверждают, что задержали жителя поселка Тюрнясево (Нурлатский район Татарии), подозреваемого в убийстве настоятеля сельской церкви — 85-летнего отца Иоанна (в миру — Илья Ефимов). Об этом сообщили журналистам сотрудники пресс-службы МВД Татарии.
Имя задержаного 29-летнего мужчины пока не называется. Известно, что он был ранее судим за разбой и освободился из мест лишения свободы месяц назад.
По словам сотрудников пресс-службы, будто «убийство совершено из хулиганских побуждений и не является преступлением на религиозной почве». 
Пожилой священник, услышав вечером подозрительный шум, вышел из своего дома. Злоумышленник несколько раз ударил настоятеля тяжёлым предметом по голове. Удар в левый висок оказался смертельным, сообщает РИА "Новости".

Убийц  ищут   среди  местных  алкоголиков

Прокуратурой Нурлатского района рассматривает несколько версий убийства священника Ильи Ефимова, произошедшего на днях в одном из местных сёл. По одной из них, настоятеля убили местные алкоголики, пришедшие за спиртным в соседний дом. Об этом Intertat.ru сообщил сегодня заместитель прокурора Нурлатского района М. Минигалиев. В прокуратуре также не исключают, что Илья Ефимов мог быть убит из-за личной неприязни.

Как сообщалось ранее, 11 октября в селе Тюрнясево Нурлатского района был убит 85-летний настоятель православной церкви. По словам его жены, Илья Ефимов услышал ночью шум на улице, вышел во двор дома, где и был убит.

По факту убийства возбуждено уголовное дело.

В Духовном управлении мусульман Татарии уверены, что убийство настоятеля Ильи Ефимова не имеет под собой никакого политического или религиозного подтекста.

"Не думаю, что в данном деле присутствовали религиозные мотивы. Насколько мне известно, село Турнясево, всегда было многонациональным. Здесь мирно сосуществовали чуваши, татары и русские, где никогда не было межконфессиональных конфликтов. Это старый район с устоявшимися традициями", — заявил заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якуб.

Он также выразил сомнения в том, что между убийством сельского священника и разрушением стены православной часовни в Набережных Челнах может быть какая-либо связь. 
https://www.newsru.com/religy/15oct2002/tatnurlat.html

Убит  настоятель   церкви
Е. Ухов.

В селе Тюрнясево Нурлатского района Татарии убит 85-летний настоятель православной церкви. Об этом корреспонденту РИА "Новости" сообщили в пресс-службе МВД Татарстана. Тело настоятеля — игумена Ильи (Ефимова) обнаружили местные жители в палисаднике его дома. По данному факту возбуждено уголовное...

ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ?. 
Осиротел храм в Тюрнясеве. Накануне праздника Покрова Богородицы, в Татарстане был убит настоятель Православной церкви.


Внутри церкви.

85-летнего настоятеля церкви Тихвинской иконы Божией Матери игумена Иону (Ефимова) нашли мёртвым в палисаде собственного дома в селе Тюрнясево Нурлатского района. Он лежал в том, в чём вышел на крыльцо. Смерть наступила от удара тяжёлым предметом в голову...
Отпевали отца Иону (в миру Илья Яковлевич Ефимов) в возрождённой его стараниями церкви - архитектурном памятнике начала ХХ века при большом стечении православного люда. И на кладбище его провожало всё село. 
Газета «Коммерсантъ»
17.03.2003

Осуждение убийцы 
 
Нурлатский районный суд Татарии вынес приговор убийце настоятеля сельской православной церкви, погибшего в дни республиканского траура «по защитникам павшего в XVI веке Казанского ханства».

85-летнего игумена Иону (Ефимова), настоятеля церкви Тихвинской иконы Божьей Матери в селе Тюрнясево Нурлатского района, убили в ночь на 12 октября 2002 года. 

После смерти жены, старый священник жил в доме одной из сельчанок поблизости от церкви. По её словам, сразу после полуночи батюшка услышал за окном шум и вышел во двор посмотреть, что происходит. Через некоторое время хозяйка, встревоженная его долгим отсутствием, тоже вышла во двор. В палисаднике рядом с домом она обнаружила мёртвого священника, лежавшего в луже крови. В руке он сжимал обломок штакетника. На раме одного из окон дома были видны следы взлома. По мнению экспертов, священник скончался мгновенно от удара в висок.

Убийство религиозного деятеля, к тому же православного священника, вызвало широкий общественный резонанс. Тем более что преступление произошло вскоре после инцидента в Набережных Челнах, где вандалы разрушили стену строящейся церкви. А как раз в те выходные, когда был убит отец Иона, в республике проходили траурные мероприятия в память защитников павшего 450 лет назад Казанского ханства. Однако официальные лица сразу отвергли любые политические или религиозные версии преступления. Зампред совета по делам религий при кабинете министров Татарии заявил, что только "случайное событие привело к такому печальному результату". А и. о. прокурора Нурлатского района М. Мингалимов подчеркнул, что следствие склоняется «к бытовым мотивам убийства».

Через несколько дней по подозрению в убийстве был задержан 21-летний житель села. Задержанный сознался в убийстве. Как выяснило следствие, преступник собирался обокрасть дом настоятеля. Однако некстати проснувшийся отец Иона помешал ему. Священник попытался прогнать налётчика, но тот набросился на старика. Нурлатский райсуд признал его виновным в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, и приговорил к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима».
 
Кряшены
Самоидентификация  и   современное  положение  кряшен

Кря́шены — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют Православие. 
Несмотря на то, что современная этнология преимущественно рассматривает их как часть татарского народа, основная часть кряшен считает себя отдельным народом.По результатам всероссийской переписи населения 2002 года, кряшены получили статус субэтнической группы татар.

Казанский историк М. Глухов считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин, известному как кераиты и исповедовавшему христианство с X века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. 

Язык и алфавит
Кряшены в основном говорят на казанском диалекте татарского языка. Главные отличия говоров кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов.
В царское время кряшены пользовались алфавитом Н. И. Ильминского, который значительно отличается от современного татарского алфавита. 



Выступление кряшенского фольклорного коллектива (2017 год).
Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен: каждая из которых имеет свои особенности и свою историю формирования.

На протяжении нескольких столетий, с середины XVI века, они оказались в относительной религиозной изоляции среди татар-мусульман. Кряшены ближе соприкасались с русской культурой, не утеряли и своих давних связей с финно-угорским населением региона. В силу этого и других исторических причин одежда кряшен имеет свои характерные особенности.

Существуют различные взгляды на кряшен; традиционным является мнение, что кряшены являются своеобразной частью татарского народа. Родной язык для них — русский.
Среди значительной части этого народа существует твёрдое мнение о кряшенах как отдельном народе. Они считают, что если быт татар-мусульман под влиянием и по требованию ислама менялся, по мере проникновения последнего в массы. То кряшены, помимо языка и быта в этническом отношении, сохранили свои первоначальные древние качества.
В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о самоопределении, год спустя одобренную Межрегиональной конференцией кряшен РФ. Вопрос вышел за рамки исторического и культурного, стал политическим.
Православный священник из кряшен Павел Павлов, находит саму идею «возвращения» в ислам оскорбительной.
Всероссийская перепись населения 2010 года выявила увеличение численности кряшен. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1 %, в Татарстане — на 59,7 %.
Википедия.

Происхождение

Некоторые считают кряшен крещёнными татарами, но сами они против таких упрощений.
Эта этноконфессиональная группа формировалась на протяжении нескольких веков на основе как тюркских, так и финно-угорских компонентов, но при этом приобрела уникальные черты.
Согласно общепринятой точке зрения, решающее влияние на формирование национальности кряшены оказала христианизация части поволжских татар в XVI-XVII веках (эта историческая общность называется «старокрещённые татары»).
Однако большая часть кряшенов настаивает на том, что их пращуры добровольно приняли христианство.
Вдобавок казанский историк М. Глухов обратил внимание, что кряшены — выходцы из Керии (это была часть Хунской империи). Князь Волжской Булгарии Бу-Юрган в VII веке принял Православие в византийском городе Кряшен (речь идёт о Корсуни). 
Во всяком случае, они исповедовали христианство с X века.
Кряшены несут в себе элементы чувашского, мордовского, мишарского, удмуртского и марийского этносов.

Религия  кряшенов

Кряшены долгое время не имели собственных священников и богослужебных книг на родном языке и оттого их вера приобрела причудливые черты. 
Сближаться с другими православными христианами они начали только благодаря Н. Ильминскому, который стал родоначальником кряшенского языка.
В настоящее время службы на церковнокряшенском языке ведутся в десяти храмах Татарстана. А всего в России – в сорока храмах.

Кряшены — история

В исторических источниках описывается стычка между мусульманской и христианской общинами, которая произошла в 1230 году в городе Булгар. Некто Авраамий так активно проповедовал христианство, что мусульмане убили своего «земляка-вероотступника», из-за чего на них ополчились христиане.

Когда волнения улеглись, мощи Авраамия были переданы Владимирской епархии, а впоследствии его канонизировали.
Кряшены долгие годы вели замкнутый образ жизни и мало общались не только со своим мусульманским окружением, но и с русскими. По этим же причинам у кряшен поздно начала формироваться образованная элита и даже собственные православные священники появились далеко не сразу.

Своего первого священника Василия Тимофеева кряшены почитают особо. Он занялся переводами священных книг, открыл в своём доме школу для кряшенских детей и начал обучать их родному языку.


Кряшены.

Впервые как о самостоятельном народе о кряшенах начал писать всё тот же замечательный востоковед и переводчик Н. Ильминский. После Февральской революции они заявили о себе как о самостоятельном народе.

Тем не менее, при подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены были отнесены к «неточно обозначенным народностям». При том, что эта перепись насчитала в стране более 100 тысяч кряшен.

Однако в тридцатые годы прошлого века советская власть начала укрупнять этносы и объединила кряшен с казанскими татарами. Из-за этого кряшены лишились автономии и как следствие — собственных культурных организаций и учебных заведений.

Государственная политика атеизма также обедняла их национальную культуру. В 2001 году кряшены приняли декларацию о самоопределении и с тех пор демонстрируют сплочённость и развитое национальное самосознание. 

Как  самостоятельный  народ  кряшены  сохраняются   только  в  лоне   Православия
Священник Димитрий Сизов
Интерфакс-религия
Самобытный православный этнос кряшены исторически проживает на территории Урало-Поволжья. Несмотря на попытки некоторых публицистов изображать их жертвами насильственной христианизации татар, сами они настаивают и доказывают на основе многочисленных исторических фактов, что их предки исповедуют Православие со времен Волжской Булгарии (IX-XIII вв.). Как и все народы России, с 1990-х годов кряшены переживают период религиозного возрождения. Недавно в Татарстане произошла серия поджогов кряшенских храмов.

О том, как сегодня происходит воцерковление этого народа, какое место Православие занимает в его повседневной жизни, национальной культуре и самосознании, что могло стать причиной поджогов, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал настоятель Никольской церкви в деревне Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала "Кряшенская духовная миссия" священник Димитрий Сизов.

—  Отец Димитрий, что сегодня представляют собой кряшены как этнос?
—  Кряшен в России, по оценкам экспертов, насчитывается 300 тысяч человек, из которых бо̀льшая часть проживает на территории Татарстана (порядка 250 тысяч человек). Есть места компактного проживания в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области. 

После переписи 1926 года нашему народу не позволяли во время последующих переписей называть себя кряшенами, разрешая записываться только татарами. Последние две постсоветские переписи позволяли нам себя идентифицировать как кряшен, но была установка записываться только татарами, чтобы не раскалывать, как считают местные националисты "единую татарскую нацию", и поэтому, если верить переписи 2010 года, нас всего 32 тысячи человек, что вызывает улыбку у всех от недоумения.

Абсолютно неверно, когда нас называют крещёными татарами. Мы, кряшены, приняли Православие задолго до взятия Казани, на что указывает множество фактов. И наши предки не были мусульманами. Наша традиционная культура, наш национальный язык не имеют ничего мусульманского: в нём нет арабизмов и персизмов. Показательно, что ещё в XIX веке в Казанской губернии встречались кряшены-язычники, что документально зафиксировано. Какие же мы бывшие татары-мусульмане? 

Мы — кряшены, а не татары. И Православие является не просто частью нашей национальной культуры, — это часть нашего этнического мировоззрения, это составная часть нашей самоидентификации. И я могу сказать однозначно: как самостоятельный народ, а не какой-то субэтнос, кряшены сохранились и сохранятся только в лоне Православия.



—  Какое место религия занимала в кряшенском национальном движении?

—  До революции огромную роль в деле религиозного просвещения кряшен играл Николай Иванович Ильминский (1822-1891), которого историки называют "апостолом кряшен", поскольку именно им началась подготовка православного духовенства среди кряшен, разработана практика богослужения на церковнокряшенском языке, создана для кряшен письменность, по всему Поволжью заработала национальная система религиозного образования через сеть школ Общества святителя Гурия, а его время и последующие годы вплоть до революции исследователи считают "золотым веком" истории кряшен. Именно в это время сформировалась кряшенская интеллигенция, которая подготавливалась именно в религиозных учебных заведениях. Такие национальные титаны из кряшен, как педагог Василий Тимофей (1836-1895) и поэт Яков Емельянов (1849-1893) были православными священниками.

1917 год, как и для многих народов нашей страны, перечеркнул историческое развитие кряшен в лоне Православия. "Система Ильминского", как и его собственное имя, были охаяны. Несмотря на некоторое заигрывание с кряшенами в 1920-е годы, поддержку возможности самоопределяться как отдельному народу, что и показала перепись 1926 года, когда кряшенами себя идентифицировали 110 тысяч человек, в дальнейшем началось сворачивание кряшенского национального движения с последующим тотальным гонением на Православие. При этом для кряшен это обернулось "слиянием" их с татарами-мусульманами. С этого времени и до сегодняшнего дня нас ошибочно причисляют к субэтносу татарского народа, именуют крещёными татарами.

Нашу письменность, созданную Н. Ильминским и основанную на кириллице, пытались заменить вначале на арабскую под тем предлогом, что мы - часть татарского народа, а затем на латиницу, когда стали осуществлять этот проект большевики. Кряшен причислили к мусульманскому народу — татарам, письменность им заменили на татарскую латиницу. Только в постсоветское время, мы начали печатать наши православные богослужебные книги, возвращаться к церковнокряшенскому языку и письменности.

—  Как происходил процесс религиозного возрождения у кряшен в постсоветской России?

—  23 декабря 1989 года в Казани был открыт кряшенский приход. Возглавил его отец Павел Павлов, до сегодняшнего дня возглавляющий его и являющийся благочинным кряшенских приходов Татарской митрополии Русской Православной Церкви. В 1995 году кряшенам передали Тихвинскую церковь. Постепенно стали открываться приходы в кряшенских населённых пунктах на селе, кряшены стали поступать в Казанскую духовную семинарию, начал формироваться слой кряшенского духовенства.

—  А что сегодня представляет собой православная духовная миссия среди кряшен?

—  Кряшенская духовная миссия — это неформальный союз этнически кряшенских священников и мирян, поддерживающих деятельность по воцерковлению кряшен. 

Кряшенская общественность в Набережных Челнах и Нижнекамске выступала с идеей строительства там кряшенских церквей, однако поддержки это не нашло. Из всех городов Татарии только в Казани есть свой приход у кряшен.

—  Какие трудности Вы видите в работе по воцерковлению кряшен?

—  Во-первых, это отсутствие централизации этой деятельности, координации с властями, обычно совершенно индифферентно относящиеся к этому. Во-вторых, работа эта ведётся в большинстве своём за счёт энтузиазма самих кряшенских священников при отсутствии элементарного финансирования (даже на поездки по деревням мы, в массе своей деревенские кряшенские священники, тратим средства своих приходов). И, наконец, в-третьих, это нехватка кадров кряшенского духовенства, отсутствие его целенаправленной подготовки. Например, сейчас в Казанской семинарии учится на заочном отделении один кряшен. В следующем году поступит тоже — один кряшен. 

Другой для нас проблемой является наметившаяся настойчивая исламизация некоторых кряшен. Самое страшное — это то, что часть кряшен, принимая ислам, становится радикалами. Сейчас в Казани действует "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", в нашей стране признанная террористической организация. Это опасная ситуация, кто-то ведь способствует исламизации и кряшен.



Беспрепятственный марш татарских националистов в Казани.

—  Последние события в Татарстане с поджогами церквей, в том числе и в кряшенских деревнях, вызвали волнения среди кряшенской общественности...

—  Для всех нас, кряшен, это национальная трагедия. Мы очень переживаем, люди отчаиваются. Сначала 17 ноября подожгли в кряшенском селе Ленино Новошешминского района храм Великомученика Дмитрия Солунского и храм в честь новомучеников и исповедников Российских в Чистополе, затем 29 ноября сожгли храм Рождества пророка Иоанна Предтечи в селе Албай Мамадышского района и храм Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района. 1 ноября в селе Ленино сожгли часовню на роднике. А до этого часовни горели 13 сентября в селе Ивановка Лениногорского района и 14 ноября в селе Соколка Бугульминского района.


В Татарии сжигают православные церкви.

Абсолютная уверенность у населения, что это дело рук ваххабитов. Эксперты, анализирующие ситуацию в этнорелигиозной сфере Татарстана, фиксируют, что в ряде районов к православным священникам приходят подозрительные агитаторы из числа фундаменталистов и предлагают принять ислам. Священники об этом молчат, потому что боятся быть обвинёнными в разжигании религиозной вражды, хотя некоторым из них уже поджигали дома, а наши церкви сжигают.

Я знаю, что очень многим не нравится, что сейчас идёт процесс воцерковления кряшен, и не нравится то, что кряшены себя идентифицирует как самостоятельный православный народ, целиком и полностью преданный России. Ведь благодаря Православию идёт консолидация кряшен, а это кому-то очень не нравится. Если у кряшен будет свой высокостатусный религиозный деятель, то православная миссия среди кряшен усилится, потянется молодежь в храмы, станет больше православного духовенства из числа кряшен, столь необходимого нам. 

Кряшены своё настоящее и будущее видят только в Православии. Кряшен — значит православный. 
Священник Димитрий Сизов.   «Интерфакс-религия»  5 декабря 2013 г.

Храм в Татарстане,  используют  в качестве скотного двора

12 октября 2021г.

Церковь Михаила Тверского стоит в поле на берегу реки Ясачка, рядом с селом Щербеть. Построена она была в 1761 году на средства прихожан.
Степень сохранности, как и у большинства церквей Татарии, весьма печальная. 
Остановилась мы неподалёку от церкви, открываем дверь, и нашему взору предстаёт удивительная картина — большое стадо овец заполнило всю церковь. 
Весь пол покрыт испражнениями животных, запах в этих стенах соответствующий... Как такое возможно, подумали мы.
Из этой церкви устроен настоящий скотный двор. Используют её как стойбище для скота...
Брошенное, с разбитыми дверьми и открытыми всем ветрам окнами, святое место, церковь, — стала загоном для местного стада. Коровы и овцы находятся здесь как в жаркий день, так и в непогоду, оставляя после себя мягкий ковёр из свежего ... и стойкий запах мочи...
"Как так можно?" — спросите вы... Да, церковь была закрыта ещё в советские годы, но разве можно использовать памятник в таких целях?!..»


Фото: t.me/arhitekturasi

Как оказалось, прокуратора заинтересовалась данной проблемой:
«Информация о нарушениях законодательства подтвердилась. Объекты культурного наследия республиканского значения использовались с нарушением федерального законодательства об охране объектов культурного наследия.

Внесено представление с требованием о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности». 
Мы были в церкви 19 сентября 2021 и не увидели никаких намёков на работы. Слова на ветер? Или как обычно подвинули сроки исполнения обещанного?

Село Щербеть, Спасский район, Татарстан.

Комментарии:
Александр Ефимов:
Вряд ли такое бы сделали в мечети.
Юрий Федотов:
А в мечетях тоже скотину держат?

Мулла запретил Православие

Жил себе в Татарстане русский человек Виктор Смирнов. Но вот пришла беда — скончался он и был, согласно его воле, похоронен на кладбище в селе Актаныш, где долгое время жил он и его родственники. Но тут внезапно начались проблемы. Сначала смотритель кладбища Илдус Хусаинов предупредил, чтобы не ставили на могилу крест, ибо местный мулла Руслан-хазрат Муртазин этого "не разрешает". А когда небольшой крест всё же был поставлен, местные фанатики его спилили. При этом и местные власти, и полиция фактически оказались на стороне погромщиков.



В Республике Татарстан, согласно переписи 2010 года, проживает 53,2% татар (на 5% больше, чем в 1989 году), при том, что русских — почти 40% (на 4% меньше, чем в советское время). В Актанышском же районе, где случилась эта трагедия (а осквернение святыни иначе назвать нельзя), сочли, что в данном районе общие для всей России законы не действуют. И уж тем более местные власти не имеют права покрывать открытую религиозную ненависть своих земляков.

Серийный русофоб во власти

Никакие объяснения жены умершего, что кладбище является не "мусульманским", а общим, и что, коли так, пусть выделят на нём отдельные зоны для мусульманских и немусульманских захоронений, не помогли. Чиновники посоветовали женщине "не поднимать шум" и обещали "принять меры".

По сути, администрация района и участковый в этом деле выступили адвокатами и покровителями неизвестных (а скорее всего, хорошо им известных) соплеменников, спиливших крест, а местный мулла — фактически их подстрекателем. Более того, глава Актанышского района Татарстана Энгель Фаттахов выступил вообще против установки православных крестов на местном кладбище. К слову сказать, этот самый Фаттахов ранее лишился поста министра образования Татарстана как раз за то, что насаждал обучение в школах на татарском языке. Не желая раздувать скандал, его отправили в почётную отставку руководить районом, где он опять принялся за старое. Видимо, для исправления его моральной осанки необходимы более радикальные процедуры.

Крест мозолит глаза

Разумеется, сыграло свою роль и местное общественное мнение, подогреваемое такими муллами и такими чиновниками. "Население считает, что кладбище мусульманское и татарское, а русским и православным здесь не место", — рассказала журналистам о ситуации родственница усопшего:

«Место для могилы было выделено на краю кладбища, рядом с проезжей частью… крест на могиле Виктора "мозолил глаза"... При этом ряд других православных могил с крестами (!) расположен в другой части кладбища».

Однако вместо того чтобы работать с населением, вместо того чтобы найти и примерно наказать мерзавцев, власти фактически одобрили кощунство: чиновники и мулла убеждали вдову, мол, это чисто татарский район, где всеми силами стараются сохранить татарский язык и существующую "национальную чистоту".

Каким образом православный крест на могиле помешал сохранению татарской «чистоты» — понять сложно. Да и такое «сохранение», за версту отдаёт примитивным нацизмом. Тем не менее несчастную вдову заставили согласиться (попробовала бы она не согласиться!), вместо креста установить на могиле плиту.

То есть, если называть вещи своими именами, состоялась капитуляция власти перед погромщиками: им как бы намекнули, что и при всех последующих подобных (или более радикальных) действиях власти "своих" в обиду не дадут. А то, что понято это было именно так (что местные власти и полиция фактически солидаризировались с вандалами), подтверждает большое число абсолютно радикально-националистических комментариев на это событие в соцсетях. Вопрос к правоохранительным органам Татарстана: почему авторы этих радикально-экстремистских комментариев не привлекаются к ответственности? Вы тоже боитесь "портить отношения" с собственными радикалами? Так кто сейчас вообще власть в Татарстане?

Что это было?

Пока расследование не завершилось, попробуем определить суть произошедшего сами. С одной стороны, это, конечно же, вандализм —наказуемое по статье 214 УК России. С другой — осквернена не просто могила, а религиозный символ — крест, причём с конкретной целью — показать, что "русским и православным в татарском районе не место". То есть имеет место чистой воды "разжигание межнациональной розни", то есть преступление экстремистского характера, караемое по известной 282 статье УК куда более серьёзно.

Именно по этой статье, должно быть возбуждено дело и наказаны виновные. Если, конечно, мы не хотим, чтобы этот дурной пример стал заразительным и породил множество последователей в Татарии, и в других регионах России.

Что с того?

В семье автора этого текста сохранилась история времён Великой Отечественной войны, когда его бабушка, Клавдия Т., с тремя малолетними детьми в 1941 году попала в эвакуацию под Казань. Барак, в котором жили семьи воюющих на фронте защитников Отечества, временных переселенцев, местные дважды поджигали, подперев дверь. А председатель колхоза (член партии!) честно предупреждал Клавдию:

«Лично против вас мы ничего не имеем, но, если немец возьмёт Москву, вырежем всех: надо же будет с новой властью как-то договариваться».

Ситуацию разрешил приезд некого политрука, выехавшего из блокадного Ленинграда, — узнав о ситуации, он собрал правление колхоза и сказал:

«Если с эвакуированными что-то случится, я не стану искать виновных, а все члены правления с семьями отправятся осваивать Восточную Сибирь».

Больше инцидентов не было, и до самого возвращения отношения у местных с эвакуированными русскими были вполне дружескими.
Актаныш явно заждался своего политрука.
Седмица.ру

+       +       +

Души-птицы

Души-птицы летят в голубых небесах,
Там исчезли волненье, тревога и страх.
Память светлую в сердце о Вас сохраним —
Облик тот, что остался навеки живым.

Злу с добром не ужиться на русской земле.
Враг напрасно коварные сети плетёт.
Жизнь — проверку характера в деле, в огне —
Он по воле своей ни за что не прервёт.

Где борьба, там и жертвы, мы вспомним о них.
Пусть всегда на граните гвоздики лежат,
Дом для ангельских душ в небесах голубых,
Все оттуда с надеждой на землю глядят.

Ждут и верят, что близких покой посетит,
Чтоб сердца в неутешной тоске не рвались.
Все должны лишь добро неустанно творить,
Мы об этом у них на могиле клялись.
Г. Ефремов.

(Из книг священника Виктора Кузнецова «Мученики нашего времени»)
«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».
(Лк. 12, 32).

+       +       +
Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна»,    8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»,    8 (964) 583-08-11 –  маг. «Кириллица».
Для монастырей и приходов, общин, паломнических групп... книги  —  безплатны.   Звонить по тел. 8 (495) 670-99-92.
27 октября 2022 Просмотров: 2 436