КРЕСТНЫЙ ПУТЬ... МУЧЕНИКИ ФЕВРАЛЯ. Часть 3. Убийства священников и мирян в России. Священник Виктор Кузнецов


Священник Виктор Кузнецов

«Мученики нашего времени»

МУЧЕНИКИ ФЕВРАЛЯ

Часть 3-я.

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

«... я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». 
(Откр. 6, 9-11).

+       +        +
Сотрудник МЧС Пётр Станкевич

Пожарный пожертвовал жизнью, чтобы вывести из огня шестерых людей
Сотрудник МЧС Пётр Станкевич на пожаре в Москве, вынес из огня шестерых жильцов, включая двоих детей, но сам получил ожоги, несовместимые с жизнью. Ему был 31 год. У Петра остались жена и две маленькие дочки. 
  


В ночь с 5 на 6 февраля в Москве, на улице Шипиловской в квартире на четвёртом этаже произошёл пожар. Часть людей оказались заперты в ловушке: некоторые прятались в дальних комнатах, один мужчина, спасаясь от огня, даже выпрыгнул из окна — к счастью, он остался жив. Пётр Станкевич был в числе пожарных прибывших на место.

В доме с непростой планировкой, создались условия для высокой температуры, чтобы произошёл тепловой выброс. Из-за теплового выброса у Петра Станкевича, который пошёл спасать людей, лопнула защитная маска. В течение многих часов врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли: он умер от ожогов. Зато сам спас шестерых жильцов.
Спасенная женщина:

 — Сразу пошёл запах в комнату. Я подняла детей, одела. Мы стояли на кухне с открытым окном. Как спастись?.. Ни на что уже не надеялись. Но пришли пожарные, детей забрали, а потом меня. Страшно, конечно было, даже не с первого раза у меня получилось набрать номер пожарных. 

Петру Станкевичу был 31 год. Он был женат, в браке родились две девочки Алина (6 лет) и Алиса (2 года). 
Жена Петра — инструктор первой помощи. 

Инна Паустовская, подруга семьи:
—  Они с супругой Катей всегда рисковали жизнью. Даже на отдыхе не забывали своё призвание и спасали тонущих. Или помогая с женой при ДТП на дорогах, оказавшись рядом, ещё до приезда скорой помощи. Или инструктируя знакомого по телефону, как запустить остановившееся сердце у ребёнка, которого в итоге удалось спасти! 

По выходным тренировались, отрабатывали рабочие элементы. Много раз он спасал людей, даже в свои выходные дни. Выезжал на пожар, если был по близости, так как всегда имел всё необходимое снаряжение с собой (а весит оно более 30 кг. Я даже поднять его не могла. А люди в этом работают)».

Он был ответственным и не уходил раньше, пока на 100% не завершит работу. И так работал больше 10 лет. Он совсем юным пришёл в эту профессию, точнее, профессия выбрала его. 
 


Сослуживцы Петра Станкевича прощаются с коллегой.

Даже стихия, унесшая его жизнь, сегодня притихла — за время прощальной церемонии в здании пожарной части № 76 не было слышно ни сигнала тревоги, ни рева сирен, ни топота от сборов личного состава на пожар. Только тишина и слёзы, которыми, кажется, можно было потушить тот пожар на Шипиловской.

—  В настоящий момент готовим документы для посмертного награждения орденом Мужества, — рассказал пресс-секретарь Департамента по чрезвычайным ситуациям. — Всегда больно, когда уходят такие как он, лучшие. У Петра ещё есть две медали МЧС, он спасатель первого класса, чемпион по пожарно-прикладному спорту.

—  Ты останешься в наших сердцах. Ты был лучшим, незаменимым другом и останешься им навсегда… Светлая память, — пишут друзья на странице Петра в соцсетях.

В связи с гибелью Петра Станкевича проводится доследственная проверка. Для установления причин возгорания назначена пожарно-техническая экспертиза.

О нём вспоминают: есть люди, которые выбирают профессию, а есть те, кого профессия выбирает сама.
—  Он по жизни был спасателем, — не стыдясь слёз, рассказывает сослуживец Сергей. — Если кому-то была нужна помощь, он тут же протягивал руку. Участвовал в самых сложных пожарах и в спецоперации при теракте на Дубровке.
Пока Пётр участвовал в спасательной операции, его супруга Екатерина, тоже работающая в МЧС, была на другом пожаре.
—  Она приехала в пожарный отряд, — рассказывают коллеги. — Мы не знали, как ей сообщить, что муж погиб. Немая сцена. Катя всё поняла по нашим лицам. Они и познакомились на службе.

Катя — инструктор по оказанию первой помощи. По словам её подруги Инны, Пётр был активным и жизнерадостным человеком, при этом чутким, помогал людям и во внерабочее время.

Остались без отца двое дочерей: Алина, которая скоро пойдёт в школу, и двухлетняя Алиса.
У Алины любимая игрушка — пожарная машина с выдвижной лестницей. С папиным подарком она разве что не спала, звонким голосом пародировала сирену и «выезжала» на пожар к куклам. Девочка много времени проводила с папой, они были настоящими друзьями. Алина по-прежнему ждет папу домой».

+       +        +
Наталия Карпова
Простившая всех

«В любви нет страха, но совершенная любовь  изгоняет страх». (1 Ин. 5:18)

В феврале 1995 года, в самом центре Петербурга, на улице Пестеля, была убита поэтесса Наталия Ивановна Карпова. Она шла в церковь, дело было ранним воскресным утром. Денег при ней было ровно на свечи и на милостыню. Прежде, чем убить, её мучили. Убийцы не найдены; причины нападения на немолодую женщину не выяснены.



Биография.
Родилась в семье советского партработника. Мама работала библиотекарем. По материнской линии Наталия приходилась внучкой писателю А. Н. Мошину.

В 1949 году, отец её Иван Карпов, был репрессирован по «ленинградскому делу».Наталия училась в Ленинградском институте культуры , с 1961 года работала библиотекарем. Окончила институт (1965) и аспирантуру там же (1968), защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидат педагогических наук. С 1968 по 1995 год преподавала в Институте культуры, доцент (1977)Опубликовала свыше 50 научных работ по библиотековедению[3][4].

Писать стихи начала с 4-х летнего возраста. Занималась в ЛИТО под руководством Г. Семёнова. Первая публикация стихов, в альманахе «Молодой Ленинград», в 1965 году. В 1979 году по рекомендации Ю. Андреева была принята в Союз писателей СССР.Стихи Наталии Карповой драматичны, исполнены живой боли, искреннего интереса к людям. Остро ощущая быстротечность жизни, поэтесса находит неподвластную времени опору в любви в её христианском понимании. Мироощущение Карповой складывается из веры в людей, радости общения, счастья бытия.   
(Википедия).

Путь один — от Голгофы до Вознесения
Александр Раков

О трагической судьбе православной поэтессы — Наталии Ивановны Карповой. Я часто встречал её стихи в старых литературных журналах Ленинграда. 

Несмотря на мои попытки узнать о своей современнице, удалось немного. Она была убита в центре Санкт-Петербурга, в раннее воскресное утро 5 февраля 1995 года, в день поминовения Новомучеников Российских, недалеко от Спасо-Преображенского собора, куда направлялась на службу. Над ней долго и мучительно издевались. Убийцы до сих пор не найдены.

Она родилась в Ленинграде 15 июля 1940 года, закончила Ленинградский институт культуры и аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Была очень добрым и отзывчивым человеком, тихо и глубоко верила в Бога, много молилась и писала прекрасные стихи. Первая подборка была опубликована в альманахе «Молодой Ленинград» в 1965 году.

В память о Наталии Карповой хочется привести небольшую подборку её стихов из последнего цикла, названного «Стихи покаянные». Предчувствуя свою гибель, поэтесса прощается с близкими…
 
Помысел примешь приятный, духовный,
Душу ласкающий… Сблизишься с ним
И не поймёшь, что бесовский, греховный
Помысел правит сознаньем твоим
 
В помыслах кружишься денно и нощно.
Враг и расчётлив, и алчен, и подл.
В омут порочный толкает нарочно
И получает желаемый плод.
 
Господи! Я оступаюсь и плачу,
Бедствую в стенах бетонных пустынь.
Алчет палач на большу̀ю удачу.
Боже, десницы Твоей не отринь!
 
+   +   + 
 
О том, что времена последние – немало свидетельств.
Но прежде конца – покаяния у Бога проси.
Мы дети безвременья? – Нет, все мы Божии дети.
Какое тяжёлое бремя придётся нести!
 
Терпеть искушенья и скорби,
Терпеть и молчать.
Появится скоро
Антихристова печать.
 
Тревожно сегодня.
А завтра – погибель грядёт.
Но милость Господня
По Воле Господней спасёт.
 
+   +   +  
 
 
Путь один – от Голгофы до Вознесения.
Гнёмся под тяжестью своего креста.
И падаем, и в нас бросают каменья
За исповедание Иисуса Христа.
 
Путь один. Сулящий лишь испытания.
Но в нём – всё – и соль, и суть.
Жизнь человека – великая тайна.
Опасных помыслов рассыпана ртуть.
 
Отдал Бог за наше спасенье
На распятие плоть Свою.
Путь один – от Голгофы до Вознесения.
«Помяни мя, Господи…!» —
вместе с разбойником вопию.
  
Имея в роду двух дядей-священнослужителей (братьев матери), она с ранних лет была глубоко религиозна. Общение с ними укрепляло её в вере: один из них, протоиерей Владимир Мошин — известный славист и византолог, духовник многих русских эмигрантов в Югославии; другой, протодиакон Сергий, служил в Никольском соборе в Сан-Пауло (Бразилия).

Впоследствии, на рубеже 1990-х, Наталья переживала душевный кризис, искала духовной поддержки у монашествующих, стремилась принять постриг в Елеонском монастыре в Иерусалиме (куда совершала паломничества).

В годы, когда открытое исповедание веры было не­возможно, она не шла на компромиссы: сборник её стихотворений пролежал в издательстве 11 лет. Христианское начало прочитывается в подтексте, в симво­лах, иносказаниях; в её стихах ощущается незримое присутствие вечности, иного мира, духовной реальности. Это было подмечено критикой в рецензии на первую её книгу «Колодец» (1976): «Образность К. при­надлежит к двум рядам: бытовому — и надбытовому, непреходящему, символом которого чаще всего становится звезда. Это... необхо­димая автору стабильная точка, надёжно ос­тающаяся на привычном месте при любых об­стоятельствах».

Выход Наталия находит в Боге: важно не то, что «мы дети безвременья», важно, что «все мы Божиии дети». 
Встречи с людьми, не­когда приносившие радость, теперь воспри­нимаются как «искушенья, соблазны» («Господи, да бу­дет воля Твоя!..»). Поэтесса не пита­ет иллюзий и в отношении поколения, взращённого эпохой безвременья: оно поглощает «громады газетной отравы», толкается «в ко­лоннах у разных знамён», и неясно, «кто спа­сётся во тьме, властно, алчно опутавшей зем­лю, / Где коммерция, бизнес, богатство — весь смысл бытия?». Горьки приметы эпохи, становящиеся одновременно и приметами «последних вре­мен» («Уже на улицах раздают листов­ки...»).



Один из знакомых ей литераторов, проживающий ныне за рубежом, вспоминает:
«В январе 1993 года мне привезли из Петербурга письмо:
«Дорогой Юра! Пользуюсь оказией передать тебе это письмо и книгу, которая пошла в производство ещё во времена весьма неустойчивой гласности (Речь идёт о книге: Наталия Карпова. Краски дня. Пятая книга стихов. Совпис, Л., 1988 — сост.). А сейчас поэзия вообще отпугивает и издателей, и читателей. Времена дикие, сложные, полные испытаний. Мне чужд всякий бизнес, всякая коммерция — отвратительна. А главное — новые условия жизни мало приемлемы, поэтому я устранилась не только от участия в деловой, политической жизни, но и от суеты всяческой…

Юра! Если будешь в Питере, не забудь о нашем доме… Время интеллигентных людей у нас кончилось… Но я твёрдо решила умереть в своей стране и пережить вместе с ней дьявольские времена. На всё воля Господня…
Обнимаю. С самой доброй памятью, доверием и нежностью — Наташа Карпова».
18 ноября 1992 года.

В начале 1970-х годов при Доме писателя на Шпалерной (тогда эта улица называлась иначе) существовало литературное объединение, — в нём мы с Наташей и познакомились. Доверие между нами возникло сразу.

В стихах Наталии Карповой было то, чего по временам так не хватает поэзии: целомудренная естественность. Говорить просто о простом, оставляя в стихе воздух и пространство, не заниматься сухой возгонкой смыслов, не упиваться физиологической звукописью, не изобретать, не учительствовать, вообще — не становиться на котурны, — это удаётся немногим, а ей — удавалось. Мастерство в её стихах было строго дозировано, слито со смыслом и адекватно ему. 

Наташа с редким достоинством несла бремя своего поэтического дара. Положение в ту пору осложнялось ещё неизбежным выбором: с ними или против них? На дворе стояла безрассветная ночь. Пойти против значило не публиковаться никогда — и поневоле оказаться в среде тех сочинителей, кто жил не столько поэзией, сколько безудержным честолюбием. Сегодня ясно, как мало подлинного дало тогдашнее литературное полуподполье. 

Несколько легендарных репутаций оказались дутыми и лопнули, как мыльные пузыри. Но к началу 1970-х я уже знал — и Наташа была живым подтверждением моей догадки — что есть третий путь: повернуться к режиму боком, не замечать их, насколько это мыслимо, отвести им подобающее место — в одном ряду с тягостными ленинградскими зимами. Она сказала это так веско, что я запомнил на всю жизнь:

Пусть выбор у нас невелик,
Но всё-таки есть,
Чтоб делать, как совесть велит,
Как требует честь.

Книга, откуда взяты эти строки (Наталия Карпова. «Колодец» (первая книга стихов), Совпис. Л., 1976), пролежала в издательстве 11 лет, — срок по тому времени нормальный, а для нормального сознания — чудовищный: ведь это была первая книга поэта! Но она всё-таки вышла. И есть в ней ещё многое, к чему я возвращался не раз.

Наталья Карпова не оставила нам пронзительных стихов о любви, а вот о дружбе сказала так, как у нас не говорили со времён Пушкина: самозабвенно и самоотреченно. Умение жить чужой радостью и чужой болью было свойственно ей в высшей степени. Быть может, именно это умение подсказало ей одно из лучших названий поэтической книги — «Совпадения» (1980), — название ёмкое, выразительное, тёплое и несущее в себе целый рой культурных ассоциаций.

Получив письмо, мы пригласили Наташу погостить у нас. Она ответила:
«…Твое приглашение в Лондон — меня просто ошеломило… Уму непостижимо! Ничего не могу сказать, кое-где удалось побывать. Но в Лондоне? Это как сон. Конечно, я наскребу денег… Не знаю только, реально ли это? В любую минуту могут ввести чрезвычайное положение или ещё хуже… Новый паспорт у меня уже есть, так что проблема — виза, билеты, мирное сосуществование демократов и коммунистов…

Слава Господу! Спасибо за нашу новую встречу. Надеюсь, что теперь мы не потеряемся.
Обнимаю. Н. Карпова».

Приехала Наташа в июле 1993 года. Денег она наскребла ровно на дорогу — и остро переживала это специфически российское унижение тех лет: работать всю жизнь и не иметь гроша за душой. 

Прогулки по Лондону и окрестностям, обычный осмотр достопримечательностей она сумела дополнить интересами профессиональными: побывала в библиотеках и увлекательно рассказала о них на волнах радио, где её природный артистизм сразу же оценили по достоинству.
В лондонскую публичную библиотеку мы ходили вместе. Один из работников вызвался быть нашим вожатым; мы долго бродили по этажам, разглядывая гравюры и портреты на стенах, ворошили наугад книги. Помню, с каким упоением Наташа вглядывалась в пожелтевший газетный лист 1851 года, с рисунком лондонского Хрустального дворца, павильона, строившегося к так называемой Великой выставке, первой в ряду всемирных…

Изменилась Наташа главным образом внутренне: вера в Бога, столь понятная у поэта, окрашивала все её мысли, суетное потеряло для неё привлекательность. Мы много говорили об этом и сошлись не во всём. Жизнь без церкви казалась ей невозможной, но мои слова о том, что вера — сродни таланту, который даётся не всем и который нельзя имитировать, она, после некоторого раздумья, приняла.

Наташа уверяла, что тянулась к Православию с детства. Католицизм вызывал у неё сильное раздражение. 

Случается, что встреча спустя двадцать лет приносит разочарование и обиды. В нашем случае этого не произошло. Вернувшись, Наташа написала:
30.07.93

«Дорогие мои! Ещё раз: огромное вам спасибо за всё, за вашу доброту и гостеприимство. Я так отъелась, что вся надежда на пост, который как раз и начинается с 1 августа. Всё-таки как важно понимать друг друга, поэтому и родство душевное устанавливается. С вами было очень хорошо, как будто мы и не расставались, а наоборот, связаны были постоянным сердечными узами. Ваша деликатность и тонкость (деятельная) натуры меня просто покорили. 

Собираюсь 8 авг. уехать на неделю на могилу одного подвижника — старца, ушедшего от нас год назад. Это далеко и дорого, но и радостно… Обнимаю вас, дорогие! До новых встреч!..»

Новая встреча была одна: в мае 1994 года, у Наташи на Мойке, — она жила совсем рядом с музеем Пушкина. Фотографий, сделанных мною тогда (на них мы веселые и чуть-чуть дурачимся), Наташа так и не увидела. Стихи, начитанные ею на пленку для русской службы радио, тоже вышли в эфир только после её гибели. Подборка заканчивалась строками:

…Так и нам обновленье даётся,
Когда мы щедры.
Так и в нас просыпаются
Новые силы живые.

Я простила тебя
И прошу — о, прости меня ты,
Всех простила от сердца —
Простите меня, дорогие.

Страшно подумать: последние слова обращены ведь и к тем, кто её убил… Не посмеялась ли судьба над этой удивительной женщиной, никому не желавшей зла, простившей всем и молившейся за всех? Но подобный вопрос уже не раз поднимался религиозным сознанием. Не будем решать его заново, скажем только, что в гибели Наташи есть некая зловещая значительность. Она умерла «в своей стране», не пережив «дьявольских времен». 

Умерла как христианка, до конца оставаясь русской православной интеллигенткой, не чуждой народническим настроениям. И народ обошёлся с нею по-свойски. Вдумаемся: её убили в самом сердце родного и драгоценного для неё города, в священную для неё минуту соборного приобщения к благодати, — убили те, за кого она молилась и кому простила.
Ю. Колкер.

Сочинения Наталии Карповой: «Колодец», Л.,1976; «Совпадения», М.,1980; «Мой город», Л.,1981; «Трамвайный перекрёсток», Л.,1986; «Краски дня», Л.,1988; «Над тёмной водою канала», СПб,1994; «Разлук и встреч печаль и радость…», СПб,1996.
 
Наталию Ивановну Карпову хоронили в день гибели Пушкина.

+         +       +
СВЯЩЕНИК  АНАТОЛИЙ  ЧИСТОУСОВ

Священник Анатолий Чистоусов родился в городе Вятке (Киров) в 1953 году. Окончил военное училище штурманов ВВС и педагогический институт. В 80­е годы проходил службу офицером­воспитателем в одном из военных училищ города Ставрополя.

В 1990 году стал прихожанином только что возвращённого Церкви Крестовоздвиженского храма города Ставрополя. Два года спустя уволился из Вооруженных Сил в звании майора. Проходил алтарно­клиросное послушание в Крестовоздвиженском храме.

18 марта 1994 года митрополитом Гедеоном (Докукиным) рукоположен в сан диакона, а 20 марта — в сан иерея.

21 марта подписан Указ о направлении его в распоряжение благочинного православных церквей Чеченской республики. 15 марта 1995 г. назначен настоятелем Михаило­Архангельского храма города Грозного и благочинным православных церквей Чеченской республики.

29 января был захвачен боевиками и помещён в концлагерь так называемого «департамента госбезопасности чеченской республики Ичкерия» в селении Старый Ачхой. Подвергался пыткам и избиениям. Палачи пытались заставить священника оговорить себя.
Смерть священника Анатолия Чистоусова наступила 14 февраля 1996 года.



Жизнеописание

29 января 1996 года произошло безпрецедентное событие. Дудаевские боевики захватили при исполнении пастырского долга настоятеля Михаило­Архангельского храма г. Грозного, священника о. Анатолия Чистоусова и сотрудника ОВЦС протоиерея о. Сергия Жигулина. Бандиты, обагрившие свои руки кровью женщин и детей, учинившие страшный террористический акт в городе Святого Креста — Будённовске, где подняли руку даже на женщин­рожениц, теперь посягнули на служителей Бога — беззащитных и неприкосновенных.

Известно, что в его роду были потомственные священники. На счету будущего грозненского настоятеля было два высших образования — он окончил Даугавпилское военное училище штурманов ВВС и педагогической институт (заочно). Будучи глубоко верующим человеком, имел твёрдое желание посвятить себя служению Богу. 

Об этом он рассказал митрополиту Гедеону, придя к нему на приём в 1992 году. Владыка внимательно выслушал его, поддержал благое намерение и благословил посещать богослужения в Крестовоздвиженском храме г. Ставрополя. С этого дня Анатолий неопустительно, насколько позволяла служба, приходил в храм, истово молился, исповедовался, причащался Святых Таин и помогал в алтаре.

Военный, с двумя дипломами о высшем образовании, он мог сделать неплохую карьеру. Однако желание посвятить себя служению Богу перевесило все мирские доводы. 

Домашние были удивлены такой переменой в жизни главы семьи, а жена попыталась даже не пускать его в храм. Стремясь сохранить семью и мир в ней, Анатолий уходил на кухню, где глубокой ночью долго и проникновенно молился. В Епархиальном управлении посетителей всегда много, и не всех упомнишь, но вот первый приход будущего о. Анатолия запомнился. Скромный, немногословный, невысокий, тихим голосом рассказывал он о себе, и было предельно ясно, что он обрел драгоценную жемчужину и никогда не расстанется с ней. Поразила его глубокая, искренняя, чистая вера, его непреодолимое желание быть со Христом.

Через год он принимает окончательное решение об оставлении военной службы и увольняется в чине майора. Прежде, чем подать рапорт, отправляется к архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице‑Сергиеву Лавру, где после беседы старец-фронтовик, участник Сталинградской битвы, легендарный «сержант Павлов», благословляет его оставить воинскую службу и принять священство.



Курсант лётного училища Анатолий Чистоусов (слева).

В 1993 году он подаёт рапорт об увольнении из Вооруженных Сил и оставляет их в чине майора. Уволившись из армии, он получает назначение на алтарно­клиросное послушание в Крестовоздвиженский храм г. Ставрополя.

20 марта 1994 г. митрополитом Гедеоном он рукоположен во священника (во диакона — 18 марта).

Бывший солдат, оставив все почести и привилегии офицерского звания, становится безстрашным воином Христовым. Будучи спрошен перед хиротонией: «Анатолий! А если пошлют туда, где неспокойно, где стреляют, где опасно, — пойдешь?», — он спокойно и твердо ответил: «Куда благословит Господь, туда и пойду. Никакие земные обстоятельства мне не страшны. В армии я навык послушанию, безстрашию и верю, что Благодать Божия укрепит меня и защитит от врагов видимых и невидимых».

21 марта 1994 года о. Анатолий Чистоусов был направлен в распоряжение благочинного церквей Чечни, которым тогда был протоиерей Петр Нецветаев. Получив назначение, отец Анатолий без промедления отправился в Грозный, где уже в то время было неспокойно и взрывоопасно. 

Храм Михаила Архангела, куда прибыл отец Анатолий Чистоусов, был построен в 1892 году терскими казаками, его основными прихожанами были военнослужащие царской армии. До разрушения, последовавшего менее, чем через год после прибытия нового священника, храм представлял собой один из важнейших центров православия на Северном Кавказе, был богатым и процветающим.

В храме г. Грозного отец Анатолий сразу же пришёлся всем по душе: и причту, и прихожанам, и жителям города. Встретился он и с руководителем республики С. Хаджиевым, поставил вопрос о строительстве нового храма в г. Грозном. Хаджиев обещал выделить место, а также передать Михаило-Архангельскому храму здание онкологического центра, построенное на территории храма. Безпрекословно отец Анатолий выполнял послушания, назначаемые благочинным, ездил по приходам для совершения богослужений, служил благоговейно, собранно, стремился как можно быстрее изучить службу. 

В декабре 1994 года в Грозном начались широко­масштабные военные действия. Храм оказался в эпицентре боёв; одним из первых снарядов был разрушен второй этаж церковного дома, несколько снарядов попало в храм. Но богослужения продолжались теперь уже в подвале. Отец Анатолий в подряснике безстрашно шёл среди пуль и снарядов к солдатам, к находившимся в подвалах домов жителям города: исповедовал, причащал, крестил. 

Его подрясник был в нескольких местах прострелен пулями, но он вновь и вновь шёл к тем, кто ждал его. Вскоре после начала боевых действий протоиерей о. Петр Нецветаев покинул сражающийся Грозный, храм, свою паству. Прощаясь с отцом Анатолием, благочинный в тревоге за него сказал: «Езжай со мной»… На что отец Анатолий ответил: «Как же я уеду? Люди здесь»…

Не растерявшись, о. Анатолий, ещё начинающий священник, возглавил приход. Город пылал, свистели пули, рвались снаряды, грохотали страшные взрывы авиабомб, но отец Анатолий продолжал оставаться со своей паствой. Он помогал и русским, и чеченцам, чем мог, делился последним, что имел. Под его руководством был устроен храм в крестильне — единственном сохранившемся помещении церковного дома. Службы в новоустроенном храме совершались постоянно.



Повреждённый чеченскими боевиками храм Архангела Михаила (без купола, верхней части) в г. Грозный.

15 марта 1995 года Владыка, чтобы сохранить приход и благочиние, назначил отца Анатолия настоятелем Михаило­Архангельского храма г. Грозного и благочинным церквей Чечни. Это была достойная замена уехавшего протоиерея. 

После пожара, уничтожившего храм, молились в подвале поврежденного административного здания. Днем и ночью церковный двор, подвал и уцелевшее пространство заполнялись людьми. Многие прихожане оставались надолго… В храм, часто пробирались под перекрёстным огнём – за Божьей помощью, водой и хлебом.

Особенным истязаниям подвергались девочки-подростки, девушки, молодые женщины, даже старушки. Русская православная церковь Михаила Архангела могла утонуть в слезах.

Писатель Виталий Носков пишет о своей встрече с отцом Анатолием:
«В храме Михаила Архангела я понял — зачем я тут… Я прилетел в Грозный в поисках смысла жизни, растоптанный 1991 годом, очередным ломанием хребта страны о ельцинское колено, раненый разрушением нравственного мира России. Я искал виноватых в Америке и Кремле, а здесь, в храме, люди брали всю вину на себя, утешаясь в покаянии, искренне считая, что суд Божий уже идёт.

Все подготовленные заранее вопросы, вглядываясь в умиротворенное лицо батюшки, я забыл, только слушал его: ведь отец Анатолий сразу распознал мои сомнения. Сам священник не боялся скорбей и болезней. Испытания и заботы, которых он переживал множество, не нарушили его душевный покой.

Меньше всего в этом море скорбей я ожидал увидеть спокойного, мирного, неунывающего человека — светло-светлого посреди военного мрака. «Среди скорбей должны преобладать радость и любовь», — этим отец Анатолий — живая проповедь — в своём служении руководствовался, чем приносил людям много добра.

Именно отец Анатолий открыл военкору, что «чёрное расположение духа бросает тень на всё окружающее, и тогда от нас веет ледяным холодом».

12 декабря 1995 года отец Анатолий направился из Грозного в Ставрополь на престольный праздник кафедрального собора св. Апостола Андрея Первозванного. По дороге на него было совершено бандитское нападение. Машину остановили вооруженные чеченцы, один из них сел за руль, и о. Анатолия повезли в обратном направлении. Но двигатель внезапно заглох, машина остановилась, и все попытки завести её вновь были безуспешны. 

Тогда один из нападавших стал кричать: «Мочи, мочи его!», то есть «стреляй», а второй приставил ко лбу пистолет, угрожая убить. Отец Анатолий, облачённый, как всегда, в рясу, пытался урезонить бандитов, но они, глумясь над ним, кричали: «Ты что, поп, в Бога веруешь? Сейчас мы тебя убьём, и твой Бог не поможет тебе!» Но Господь, чудесным образом остановивший машину, не оставил отца Анатолия. Бандиты, забрав всё, что было в машине (в том числе сумку с деньгами, которые тот вёз для приобретения необходимого для прихода), скрылись.

Слава Богу содействующему, отец Анатолий доехал до Ставрополя. 13 декабря за Божественной Литургией митрополит Гедеон возложил на него камилавку — награду за героическое служение в огнедышащем Грозном.

14 декабря 1995 года в Ставропольском епархиальном управлении состоялось заседание Епархиального совета. Было принято Обращение к Правительству Российской Федерации и Правительствам Республик Кавказа. 

В Обращении говорится:
«Согласно нашей договоренности с муфтиятами республик Кавказа и священным законам и христиан и мусульман, священнослужители, как мусульманские, так и христианские — неприкосновенны, ибо они — служители Всемогущего Бога. К сожалению, неоднократно наши священники подвергались и подвергаются нападению со стороны боевиков. 

Так, в станице Ассиновской был избит игумен Антоний (Данилов), в г. Грозном избит до полусмерти священник  Александр Смывин. Подвергся нападению и ранен в руку протоиерей Иоанн Макаренко. Так же безжалостно избит и погиб священник Мануил Бурнацев. 11 декабря с. г. чеченцы напали на направляющегося в Ставрополь благочинного церквей Чечни о. Анатолия Чистоусова, угрожая убить.
Мы требуем, чтобы на Кавказе священники были неприкосновенны и была гарантирована наша безопасность. Мы не политики, не дипломаты, не бизнесмены, не солдаты, — мы служители Бога Живого, и молимся о всех нациях. Позор всякому, кто поднимет руку на беззащитного духовного отца своего, строго накажет и Бог поднявшего руку на служителя Божия. 

Когда это было: джигит­горец воюет со священниками и женщинами­роженицами в Будёновске. Где же гордость нации, в чём же здесь героизм?! Такие бандиты­мародёры покрывают позором свои нации, свой народ и законы гор».

Как видно из текста Обращения, нападения на священнослужителей происходили неоднократно. Начало такому позорному явлению было положено во время войны в Абхазии. В г. Сухуми 17 октября 1993 года был захвачен православный священник о. Лаврентий Кравцов. Судьба его до сих пор неизвестна. В апреле 1996 года во время всенощного бдения ранен ножом настоятель Евфимиевской церкви ст. Екатериноградской (Кабардино­Балкария) протоиерей Владимир Власов. В августе 1996 года подвергся нападению священник ст. Беломечетской о. Сергий Дьяченко.

Понимая, что боевики могут снова напасть на отца Анатолия, митрополит Гедеон решил перевести его из Грозного в Ставрополь, где проживает его семья (жена и двое детей — сын и дочь). Но батюшка Анатолий просил владыку не делать этого, и сказал, что боевиков не боится и считает своим пастырским долгом быть со своей грозненской паствой. Скрепя сердце, Владыка согласился, но всё же просил отца Анатолия не рисковать и не выезжать за пределы города, а в случае опасности благословил покинуть Грозный.



Замученные в чеченском пыточном подвале (зиндане).

К тому времени ситуация в городе несколько стабилизировалась, появилась надежда на относительную нормализацию церковной жизни в разрушенном храме и городе. В Грозный был направлен второй священник, о. Владимир Леонов. Приход постепенно начал возрождаться. В двадцатых числах января в г. Грозный прибыл сотрудник ОВЦС протоиерей о. Сергий Жигулин. Имея благословение Патриарха Алексия выполнить гуманитарную миссию, он отправился в Урус­Мартан, взяв с собой отца Анатолия. На обратном пути оба священника были захвачены дудаевскими боевиками. Как только об этом стало известно в Ставрополе, митрополит Гедеон направил Патриарху Алексию телеграмму:

«Ваше Святейшество. Благочинный церквей Чечни священник отец Анатолий Чистоусов похищен чеченскими боевиками. Почтительно прошу молитв и содействия Вашего Святейшества в его освобождении».

Одновременно 30 января 1996 года распоряжением Митрополита была образована Епархиальная комиссия для ведения переговоров об освобождении отца Анатолия. О выезде комиссии в Грозный сообщала центральная и краевая пресса.

В этот же день, 30.I.96 года, Митрополит Гедеон направил телеграммы Д. Завгаеву, президентам В. Кокову (Кабардино­Балкария), А. Галазову (Северная Осетия), Р. Аушеву (Ингушетия), М. Магомедову (Дагестан), вице­премьеру России В. Лозовому, а также командующему группировкой федеральных вооруженных сил в Чечне генералу В. Тихомирову с просьбой принять все необходимые и неотложные меры для скорейшего освобождения отца Анатолия. Такие же телеграммы были направлены и муфтиям этих республик.

5 марта в Ставропольском епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона с Председателем Союза мусульман России Надиром Хачилаевым. Владыка настоятельно просил Хачилаева оказать помощь и содействие в освобождении пленных священников. В начале марта были получены сведения о том, что помещение временно оборудованного храма в г. Грозном разрушено боевиками, а священник о. Владимир Леонов вынужден покинуть город, т. к. его, оказавшего помощь российским солдатам, бандиты приговорили к смерти.

Со скорбью извещал Владыка об этом Патриарха телеграммой от 9 марта. В ней, в частности, говорится:

«Священников Чистоусова и Жигулина не возвращают. В Грозном пока священников нет, обстановка сложная. Просим Ваших первосвятительских молитв и возможного содействия».

6 мая 1996 года в полутора километрах от посёлка Алхасты Сунженского района Республики Ингушетия в траншее, вырытой экскаватором, был обнаружен присыпанный землей и затем отрытый бродячими собаками неопознанный труп мужчины, предположительно священнослужителя, с признаками насильственной смерти (пролом черепа). 

Средства массовой информации поспешили объявить, что найден труп отца Анатолия Чистоусова. В связи с этим, распоряжением митрополита Гедеона, в Ингушетию была немедленно направлена комиссия для опознания найденного трупа. В Комиссию вошли благочинный церквей Чечни — протоиерей о. Петр Сухоносов, благочинный церквей Северной Осетии — игумен о. Антоний (Данилов), настоятель Крестовоздвиженского храма г. Кисловодска священник о. Б. Устименко.

9 мая было произведено опознание трупа. Комиссия однозначно установила, что это не отец Анатолий.



Чечня. Русские мученики.

26 апреля в г. Майкопе — столице Адыгеи — состоялась встреча митрополита Гедеона с патриархом Алексием. Во время беседы было подчеркнуто, что поиски священников должны продолжаться. Особо волновал митрополита Гедеона вопрос о матушке отца Анатолия: она доведена до отчаяния, её нужно поддержать морально и материально. Здесь же митрополит передал Патриарху письмо матушки о. Анатолия — Любови Чистоусовой. Патриарх сказал, что непременно ответит ей.

29 мая митрополит Гедеон встречался с президентом Карачаево­Черкесии В. Хубиевым. Во время встречи Владыка просил помочь насколько возможно в освобождении о. Анатолия.

В этот же день Владыка имел встречу с Главным муфтием Карачаево­Черкесии И. Бердиевым и снова просил мусульман помочь найти и возвратить о. Анатолия.

К сожалению, все многочисленные просьбы и обращения митрополита Гедеона к мусульманским лидерам остались безответными.

27 июня протоиерей о. Павел Самойленко был у губернатора Ставрополья П. Марченко, который сказал, что боевики передали в комендатуру документы отца Анатолия — посмертно. Однако усилия по его поискам не прекращались.

2 июля П. Марченко, пригласив о. Павла, сообщил, что через 2­3 дня освобождают о. Сергия. В ответ на это о. Павел спросил: «А что же отец Анатолий? Когда его найдут и освободят?». Внятного ответа не последовало.

6 июля в субботу, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборе г. Ставрополя, митрополит Гедеон, обращаясь к пастве, известил об освобождении из заложников о. Сергия Жигулина. Владыка подчеркнул, что если и погиб отец Анатолий, то достойно, так как он стойкий, настоящий священник, он — жертва Богу от всех нас. В соборе находилась матушка отца Анатолия, с которой Владыка побеседовал после службы, успокоил и поддержал её.

8 июля состоялся телефонный разговор митрополита Гедеона с сотрудником краевой администрации С. Поповым, прибывшим из Грозного.
Попов сообщил, что отец Анатолий Чистоусов скончался от побоев, документы об этом есть. Информация, по словам Попова, достоверна на 99%. Владыка Гедеон обратил внимание на то, что если отец Анатолий действительно погиб, то он должен быть отпет по православному чину и предан земле.

15­18 июля по благословению Митрополита Гедеона протоиерей о. Павел Самойленко находился в Москве. Он просил Патриарха ответить на письмо матушки отца Анатолия, так как она, с мая месяца ждёт утешающее письмо Его.

18­25 сентября митрополит Гедеон посещал приходы Ставропольской епархии в Азербайджане. Встречаясь с лидером мусульман Кавказа Шейх Уль­Исламом, президентом Азербайджана Г. Алиевым, другими руководителями Республики, Владыка говорил о своей скорби по поводу безпрецедентного захвата православного священнослужителя боевиками и просил авторитетных на Кавказе лидеров воздействовать на боевиков и понудить их возвратить отца Анатолия, если он ещё жив.

Всё это время не остаётся без внимания матушка отца Анатолия — Любовь Чистоусова. По распоряжению Владыки ей выплачивается из средств епархиального управления ежемесячное пособие. Написав впервые письмо Патриарху и не получив ответа, матушка написала открытое письмо Секретарю Совета Безопасности России генералу Александру Лебедю. Письмо это последствий не возымело.



Многие чеченские религиозные лидеры были провокаторами злобы и ненависти.

Накануне Рождества Христова 1996­1997 гг. владыка Гедеон направил президенту Чеченской республики З. Яндарбиеву телеграмму следующего содержания:

«Господин президент! Я и вся моя паства обезпокоены судьбой нашего священника отца Анатолия Чистоусова. Почти год после пленения в Урус­Мартане о нём ничего неизвестно. Наберитесь мужества, как свойственно джигиту, и сообщите о нём: если жив — то где находится, если мёртв — то место захоронения. Ведь у него в Ставрополе многострадальная жена, дети, его ждёт приход.

У нас есть вековой христианский обычай, традиции, имя отца Анатолия не может быть предано забвению. Обращаюсь с подобной просьбой не первый раз, надеюсь, что в преддверии Праздника Мира — Рождества Христова и Нового года — наше обращение не будет безответным и мы узнаем правду о судьбе невинного человека — отца Анатолия Чистоусова,
С пожеланиями мира на многострадальной земле Кавказа и с надеждой на понимание.
Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский».

По имеющимся сведениям, телеграмма дошла до адресата, а её содержание передавалось краевыми и центральными средствами массовой информации. Однако никакой реакции чеченских властей не последовало.

В это же время состоялось похищение и освобождение нынешнего настоятеля Михаило­Архангельского храма г. Грозного иеромонаха о. Евфимия (Беломестного) и послушника Алексея Равилова. Неоценимую помощь в их освобождении оказал президент Ингушетии Руслан Аушев.

6 марта 1997 года в Ставрополе состоялся Епархиальный совет Ставропольской и Бакинской епархии. На нём были приняты заявления по фактам преследования православных священнослужителей. К моменту проведения Совета реальной информации об отце Анатолии ни Совет, ни иные структуры не располагали, несмотря на неоднократные обещания чеченской стороны.

24 июня 1997 года в Ставропольской прессе со ссылкой на ИТАР­ТАСС появилось сообщение о том, что правоохранительными органами Чечни установлено место захоронения о. Анатолия Чистоусова. Ссылаясь на сообщение министра внутренних дел республики К. Махашева, они сообщали, что могила отца Анатолия в числе других захоронений находится неподалеку от райцентра Ачхой­Мартан (около 50 км к юго­западу от Грозного). Также сообщалось, что его останки будут переданы представителям Ставропольской епархии, родным и близким священника.

6 апреля 1998 года к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Грозный прибыла колонна большегрузных автомобилей КАМАЗ с грузом гуманитарной помощи в сопровождении секретаря митрополита Гедеона протоиерея Павла Самойленко. Протоиерей П. Самойленко был принят президентом Чечни А. Масхадовым. Во время беседы о. Павлом был затронут вопрос о судьбе священника Анатолия Чистоусова, но никакой конкретной информации получить, к сожалению, не удалось.

30 ноября протоиерей П. Самойленко встретился с вице­премьером Ичкерии Шидаевым и верховным муфтием Чечни Ахмад-хаджи Кадыровым (отец нынешнего руководителя Чечни – Рамзана Кадырова). В ходе состоявшихся бесед о. Павел просил о скорейшем восстановлении храма, о выяснении судьбы священника Анатолия Чистоусова. И вице­премьер, и муфтий клятвенно заверили, что вскоре дадут ясный и точный ответ о судьбе отца Анатолия. Но никакой информации ни от муфтия, ни от вице­премьера не поступило.

8 февраля 1999 года из Северо­Кавказского регионального управления по борьбе с организованной преступностью при ГУБОП МВД России пришло сообщение на имя начальника УУР УВД Ставропольского края, полковника милиции М. Лепшокова.

В сообщении в частности говорится:
«По имеющейся информации, Чистоусов А. И., 1953 г.р. действительно похищен в январе 1996 г. в Урус­Мартановском районе ЧРИ. Инициатором и одним из исполнителей похищения его и о. Сергия Жигулина является Закаев Ахмед Халидович, 1956 г.р., бывший работник Министерства культуры, помощник Президента ЧРИ З. Яндарбиева. Впоследствии, по указанию А. Закаева, о. Анатолий был расстрелян и захоронен на западной окраине пос. Красноармейский Урус­Мартановского района ЧРИ».

Свидетельство глубокой веры и высокой чистоты отца Анатолия привёл о. Сергий Жигулин, когда рассказывал об обстоятельствах их пленения. Захваченный жестокими, звероподобными боевиками, отец Анатолий с вдохновением произнёс: «Слушай, брат, представляешь, ведь это счастье — пострадать за Христа, умереть с Его именем на устах». Именно эта постоянная готовность отца Анатолия засвидетельствовать свою веру во Христа мученическим подвигом, открывает в нём героя православной веры XX века и воистину святого человека. 



Священник Анатолий Чистоусов незадолго до подлого похищения его вооружёнными чеченскими бандитами.

Священник Анатолий Чистоусов — это слава всей Русской Православной Церкви! Благодаря ему и таким людям, как он, мир имеет ещё одно доказательство истинности Православной веры, а духовенство и народ Божий — яркий, вдохновенный пример беззаветного служения Всемогущему Богу и Церкви Христовой.

Господи, за тяжкие страдания отца Анатолия умири Кавказ и наполни Твоею любовию сердца всех живущих здесь!
Ставропольская епархия РПЦ, 1999­2004.
 
Свидельства

По свидетельству участника боевых действий в Грозном — офицера спецназа ВДВ — в то время, когда его подразделение было окружено и держало оборону в здании грозненского вокзала, чеченские боевики, уже отчаявшись взять вокзал штурмом, стали пытаться психически сломить наших солдат. Главная роль в этом деле была отведена правозащитнику и депутату Государственной Думы, демократу Сергею Адамовичу Ковалёву. Как рассказал офицер ВДВ, Ковалёв при помощи громкоговорителя призывал десантников сложить оружие, так как они являются «преступниками и убийцами». 

Спецназовцы после этих слов не открыли огонь на поражение только потому, что они видели в группе боевиков рядом с Ковалёвым православного священника. Уже потом стало известно, что этим священником был отец Анатолий Чистоусов, насильно приведённый чеченскими бандитами для того, чтобы, подобно Ковалёву, призывать десантников сдаться. Но отец Анатолий отказался что­либо говорить и лишь молча перекрестил наших ребят.

Вероятно, именно тогда боевики увидели в лице русского священника своего врага, решившего не поддаваться их насилию, однако, в тот раз расправиться с ним пока не решились.

Согласно имеющимся свидетельствам, после похищения отец Анатолий содержался в лагере департамента государственной безопасности Ичкерии в районе села Старый Ачхой. Здесь священник Русской Православной Церкви был истязуем. Предлагали принять ислам. Пройдя через страшные истязания, православный священник, выстояв, не оклеветал себя.

Потерявшего способность ходить, изувеченного отца Анатолия носил на допросы пленный мулла: таков был дьявольский приказ палачей. Им казалось, что они унижают представителей религий. В то время, как высота их духовного подвига всё более возрастала.

Противостоять мучениям ичкерийского плена, удержать в себе Бога, мог только богатырь духа, подлинный воин Христов. В Старом Ачхое, зловещем концентрационном лагере Департамента государственной безопасности Ичкерии, на кольях торчали отрубленные головы российских офицеров и солдат... Было от чего ужаснуться, потерять себя, как личность, распасться на молекулы. В застенках ичкерийского гестапо отец Анатолий Чистоусов молился: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят», утешаясь: «Христос пострадал, и мы должны страдать». Священник верил, что его душа никогда не расстанется с Богом.

Отец Анатолий принял мученическую кончину от рук чеченских изуверов. Факт его насильственной гибели подтверждён соответствующим актом от 14 февраля 1996 года, который был составлен ответственными сотрудниками службы безопасности при «президенте Ичкерии» и заверен военным прокурором:

«Составлен Акт от 14.02.96 г. в крепости — Старый Ачхой.

Акт подписали:
1. Комиссар СБ при Президенте ЧРИ: А.Жаниев
2. Командир группы захвата СБ М.Сосуркаев
3. Сотрудник при СБ И.Жалаев
4. Военный прокурор ЧРИ Н.Мжалиев».

Палачи даже сделали фотографию: окровавленный батюшка лежит неглубоко в земле. Среди переданных Патриархии документов имеется эта фотография тела священника Анатолия Чистоусова, сделанная его палачами после расстрела. Подрясник и одеяло, в которое завернуто тело, тоже в кровавых пятнах.

Когда священника закопали, над его могилкой боевики сделали чистилку для обуви. Останки отца Анатолия, при всех усилиях, не найдены.

Встречаясь с матушкой Любовью Чистоусовой, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры отец Кирилл (Павлов) с болью поведал ей, что на теле убиенного батюшки двадцать две раны.
Пресветлому образу отца Анатолия молятся православные российские люди. И он, мученик, всегда молится за нас».
Виталий Николаевич Носков, военный корреспондент.



Убиенный, священномученик Анатолий Чистоусов.

Русская Православная Церковь молится о священнике Анатолие Чистоусове, до конца достойно исполнившем свой пастырский долг в труднейших обстоятельствах и запечатлевшем верность Христу даже до смерти, а также о его вдове и детях.

Вдова отца Анатолия Любовь живёт в провинциальном русском городке вдвоём с матерью­инвалидом Ларисой.

После публикации «Это счастье — пострадать за Христа» («Труд», № 216), в которой рассказывалось о трагической судьбе православного священника Анатолия Чистоусова, в корреспондентский пункт газеты пришло сообщение о том, что могила настоятеля Михаило — Архангельского храма в Грозном, благочинного церквей Чечни отца Анатолия была ещё весной 2001 года найдена сотрудниками Северо­Кавказского оперативного управления Главного управления МВД РФ по Южному федеральному округу. Однако по прошествии времени стало ясно, что пока что можно говорить лишь о предположительном месте захоронения священника Анатолия Чистоусова.

— В марте нынешнего года мы проводили оперативную разработку банды полевого командира Арби Хуцаева, — поясняет старший уполномоченный по особо важным делам подполковник Николай Пелих. — Банда промышляла похищением людей с целью получения выкупа. Мы многих допрашивали. В ходе одного из допросов получили информацию, что в селении Старый Ачхой похоронен православный священник, расстрелянный боевиками в 1996 году, его могила находится за школой, под старой сливой, растущей на краю футбольного поля. Начали проверять информацию, однако в картотеке спецслужб среди похищенных неизвестный священник не числился, а судьба семи пропавших за эти годы священнослужителей была к тому времени известна.

Боевики захватили его в январе 1996 года вместе с протоиреем Сергием Жигулиным при возвращении из Урус­Мартана, где священнослужители выполняли поручение Патриарха Алексия II. Их обвиняли в шпионаже, пытали. Плененных священников содержали сначала вместе, потом разделили. Отца Сергия освободили через несколько месяцев, а физически измученного отца Анатолия расстреляли 14 февраля 1996 года.

Факт его смерти подтверждался актом, датированным этим же числом. Акт составлен тремя ответственными сотрудниками так называемой «службы безопасности при президенте Ичкерии» и заверен военным прокурором самопровозглашенной республики. Палачи сфотографировали священника после расстрела. Даже на замученных и убитых это зверьё «зарабатывало». Посмертная фотография нужна была бандитам для того, чтобы получить выкуп за тело: фотографию они направили в епархию с соответствующими требованиями. 

Бывшая школа служила Хаттабу базой по подготовке боевиков — специалистов по подрывному делу. Здесь же располагался концлагерь для русских пленников, впрочем, держали в нём и чеченцев, неугодных бандитскому режиму. По свидетельствам выживших очевидцев, на допросы потерявшего способность ходить отца Анатолия носил пленный мулла: так боевики хотели показать своё отношение и к представителям своей родной веры, от имени которой они вершили и вершат свои зверские, кровавые преступления. 

Они убивают и своих религиозных лидеров не согласных с бандитизмом и превращением ислама в орудие беззакония и преступлений. Тех, кого чеченские бандюги захватывали, истязали и морили голодом. «Многих специально мучили, чтобы другие видели и боялись,  — рассказал бывший узник. По периметру футбольного поля был обустроен «чеченский окоп». От обычных он отличается тем, что в нём через каждые 10­15 метров вырыты дополнительные «схроны» — ямы метров по пять в глубину, позволяющие группе боевиков укрыться при артобстреле или бомбежке. На краю этого окопа и расстреляли отца Анатолия.

Свидетельствуют документы

26 апреля 2000 г. Федеральная служба безопасности России передала митрополиту Кириллу (Гундяеву), председателю ОВЦС МП, подборку документов, свидетельствующих о судьбе настоятеля Михаило­Архангельского храма в Грозном священника Анатолия Чистоусова, похищенного чеченскими боевиками 29 января 1996 года.

Согласно имеющимся свидетельствам, после похищения отец Анатолий содержался в лагере Ичкерии в районе села Старый Ачхой. Здесь священник Русской Православной Церкви принял мученическую кончину от рук палачей.

В продолжение всего периода, когда судьба отца Анатолия оставалась неизвестной, высшее священноначалие Русской Православной Церкви не предпринимало решительных усилий по вызволению похищенного священника, равно как и иных клириков и чад Церкви, пленённых в Чечне. В одних случаях узники в конечном итоге иными путями обретали свободу, в других, к прискорбию, — были казнены бандитами и упокоились в селениях праведных.

Русская Православная Церковь скорбит о безвременной кончине священника Анатолия Чистоусова, до конца достойно исполнявшего свой пастырский долг в труднейших обстоятельствах и запечатлевшего верность Христу даже до смерти.

Своих не бросают!

Виталий Носков — Член Союза писателей России, в 1995­2000 гг. специальный корреспондент газеты «Щит и меч» в Чечне:
«В окопах атеистов нет», — говорят те, кто воевал. В этом я смог убедиться лично в Грозном. Храм Михаила Архангела на всё время боевых действий оставался мирным, добрым, участливым местом, где каждый мог найти утешение, насытиться духовной пищей, водой и хлебом.

В январе 1995 года церковь была разрушена, боевики её расстреляли, но службы в ней не прекращались. Одно из самых сильных потрясений, которые я испытал в Грозном, — это первое посещение разрушенного здания церкви, едва приспособленного для богослужения. На входе — панихида по убиенным, справа батюшка отец Анатолий крестит девочку­подростка, здесь же взволнованные солдаты ставят свечки за погибших товарищей. В церкви покрестились тысячи офицеров и солдат. В Чечне над каждым человеком витает ангел смерти. Все это понимают. Поэтому церковь — это ещё и психологическая реабилитация… потерпевших на войне.

Отец Анатолий Чистоусов — очень дорогой мне человек. Он всегда говорил, что мир лучше войны. В Чечне он был известен как светлый, чистый помощник страждущих мирных жителей — русских, чеченцев. Кроме того, это очень мужественный человек. Я с ним много раз встречался в Грозном.

В январе 1995 года боевики нагрянули к нему в церковь. Взяли его под автоматы и привезли к железнодорожному вокзалу, чтобы он убедил окруженных наших солдат прекратить оборону. Там в это время находились десантники и бойцы майкопской бригады, которая героически дралась в новогоднюю ночь 1995 года в городе Грозном. Приехал туда и небезызвестный депутат Госдумы С. Ковалёв. Депутат уговаривал наших ребят сдаться боевикам. А в ответ услышал: «Расплескалась синева, расплескалась...» Это пели десантники. Отец же Анатолий вместо подлых слов, перекрестил обороняющихся русских солдат. Только и всего. Уж он­то знал, что наши солдаты и офицеры никогда не сдаются.

Боевики отомстили этому православному священнику. Он был снова похищен и растерзан в феврале 1996 года.

На Кавказе, среди русских, есть обычай, который я принял всем сердцем: своих не бросают. Спецназовцы не оставляют врагу тела своих товарищей по оружию — это святой закон. Отца Анатолия знали и любили все. Надо найти его и похоронить по­человечески.

Соузники

Много о чём может рассказать Любовь Васильевна — мама героического воина Евгения Родионова, отказавшегося по требованию чеченских бандитов снять с себя нательный крестик. За что эти нелюди отрезали ему голову, в день его рождения.

Когда она бродила в поисках сына по кругам чеченского ада, она узнала и о высокогорном лагере в Шатойском районе, обращение с пленными в котором было; изощрённо жестоким. Из его 150 обитателей в живых осталось 55 чел. Двое солдат Клочков и Лимонов — стали «мусульманами».

Они предали боевое братство, Отечество, Православную веру своих предков, перешли на сторону врагов. Думали, что просто поменяют Веру в плену, а потом, вернувшись домой... Нет, обратного хода — нет. Это первый шаг. Второй — когда новообращённых в ислам заставили расстреливать своих же товарищей, что они и делали в лагере. Есть много свидетелей тому. Но самое страшное случилось потом, когда до лагеря добралась группа матерей и к ним выпустили пленных.

Костя Лимонов, окружённый чеченскими и иностранными телевизионщиками, сказал своей матери Любови: «У меня нет матери, у меня есть только аллах. Я не Костя, я — Казбек». Его мать осела на землю и на глазах пожелтела и засохла, как сломанная ветка. Не было истерики, она тихо сгорела, еле слышно произнеся: «Лучше бы ты умер».

Вспоминая увиденное, Любовь Васильевна Родионова всякий раз благодарит своего сына за то, что он не предал её, не предал своей Веры.



В этом же лагере в плену находился игумен Сергий из ОВЦС РПЦ. Там же ваххабиты истязали несгибаемого отца Анатолия Чистоусова, настоятеля храма Архистратига Михаила в г. Грозный. Бандиты предложили за протоиерея Сергия из Москвы выбор: либо обменять его на телохранителя Аллы Дудаевой — Иналова, находившегося в нашем плену, или же миллиард рублей выкупа. Любовь Васильевна находилась с матерью этого священника, также бывшей в Чечне.

Но та, по мере борьбы за судьбу своего сына Сергия, стала всё больше склоняться на сторону представителей ОБСЕ и разных зарубежных гуманитарных организаций. Неудивительно, что вскоре о. Сергия обменяли по второму варианту. Он патетически обещал не оставить остающихся пленных и добиться их освобождения, но быстро забыл, что обещал, ушёл на повышение и продолжает служить в Отделе Внешних Церковных Связей (ОВЦС).

Отца же Анатолия никто из официальных лиц священноначалия (Как и генералитета — в отношении плененных воинов Евгения Родионова и с ним умученных, — Сост. ), не собирался ни на кого менять и выкупать за огромные деньги. Над ним издевались, требовали принять мусульманство: избивали, пытали, но он ничего не подписал и ничего не предпринял во своё земное спасение. И вот в феврале, поняв, что они ничего от этого человека не добьются, домучили его до смерти и расстреляли чеченские изверги…»

«Вот если бы все священники были, как отец Анатолий, или как отец Василий из станицы Ассиновская… — произносит Любовь Васильевна.
Она разошлась с матерью протоиерея Сергия, будучи не в состоянии принять её непонятные объяснения о разнице в обязанностях столичного и «провинциального» духовенства. 



Для Л. В. Родионовой, мамы воина-мученика Евгения Родионова происшедшее, никогда «прошлым» — не будет.

Для Любови Васильевны существуют непреложные истины святых отцов. В том, что Христос — один. Служба — одна. Престол — один. Причастие — одно!.. Где бы, в каких местах ни служили Богу.

Как и отца Анатолия Чистоусова, так и Евгения Родионова никто не обменял на пойманного бандита, не выкупил за большие деньги. Ни СМИ, ни государственные, ни церковные власти не промолвили о них веского слова. Евгения Родионова казнили тоже в 1996 году, 23 мая, в день его девятнадцатилетия. Мать, Любовь Васильевна, находилась тогда в семи километрах от него.

24 мая Бамут был взят, а через две недели оставлен российскими войсками в силу очередного предательства российской власти — соглашений в Назрани.

Свидетельство архимандрита Филиппа (Жигулина), бывшего протоиерея Сергия, соузника священника Анатолия Чистоусова: 

—  На исходе первых суток плена мы, по предложению отца Анатолия, совершили братский евхаристический чин над имевшимся у нас хлебом, преобразуя его своими молитвами в Тело Христово, — с тем, чтобы у нас в дальнейшем была возможность фактически причащаться.

Когда мы поделили святыню, отец Анатолий необычайно выразительно посмотрел на меня, и я увидел: с ним происходит то, что называется преображением. Лицо отца Анатолия стало удивительно светлым, его широко раскрытые глаза были полны невиданного прежде сияния. Он произнёс: «...Ведь это счастье — пострадать за Христа, умереть с Его именем на устах».

Что касается отца Анатолия, то он был из числа тех священников, кто пришёл в Церковь с изначальной готовностью, если на то будет воля Божия, пострадать за дело Христа, за нашу святую православную веру.

Справедливо, что многие православные люди уже сейчас называют о. Анатолия — новомучеником».
Писатель Виталий Носков.

Свидетельство игумена Варсонофия (Самарина)

Во второй половине девяностых годов  — настоятель   храма Рождества Христова в станице Наурской, Чечня.

—  Однажды, когда бои шли уже в черте города и возле самого храма, сразу по окончании Литургии завязалась очередная перестрелка. При выходе из него, прямо за забором, ранило в живот женщину, клиросную певчую, дерзнувшую идти домой, вопреки очевидной опасности и далеко не лишним предупреждениям её сестёр, поспешивших укрыться за церковной кирпичной оградой. Дом её находился рядом — через квартал или два, — что, видимо, и подтолкнуло несчастную на необдуманный, поступок.

Некоторые из услышавших её бросились было со двора к ней, да вовремя остановились — вся территория за церковью простреливалась!

Боевики укрепились в здании напротив, не пропуская мимо себя ни одной движущейся фигуры. Это, как впоследствии мне объяснили, их излюбленная тактика боя: косить подряд всё и вся! Так, говорят, волк, пробравшись в овчарню и попробовав вкус крови первой овечки, рвёт затем в ненасытном азарте всё стадо.

О раненой сообщили отцу Анатолию. Он, ничего не ответив и слегка потупив взгляд, отошёл немного в сторону, по привычке взявшись обеими руками за крест на груди (часто так делал, когда терялся или задумывался). Затем выпрямился — в руке у него заметили какой­то белый лоскуток, наверное, носовой платок, — перекрестился и, прежде чем кто­либо успел опомниться, вышел, размахивая своим импровизированным флажком, за калитку, направив стопы прямиком к зданию с боевиками...

—  Знаешь, — рассказывал он мне спустя два месяца после описываемого случая, когда русские войска заняли уже город, освободили к нему дороги и я улучил, наконец, момент посетить этот некогда процветавший, а ныне почти под корень срубленный, похожий на какое­то гигантское выжженное дупло приход, — я ведь им тогда в ножки кланялся, — отец Анатолий, очевидно, смутясь, перевёл дыхание.

Возникла неловкая пауза. Я тоже молчал, не решаясь перебивать. Мне было известно, что сидящий передо мной иерей, несмотря на всю внешнюю простоту: не богатырский рост, потёртый серый подрясник, — бывший кадровый офицер, майор. Что значило для такого пойти и упасть кому­то там — тем более бандитам — в ноги, можно только догадываться, — наверняка же командирская жилка и понятия об офицерской чести были живы тогда в его душе.

—  Да, пришёл, — продолжал он, — и головой в землю! «Не стреляйте, — ору им, — возле церкви наша верующая лежит, раненая, шестьдесят лет ей. Дайте унести, а то кровью истечёт! Не берите грех на душу!..» А что было делать? — совсем тихо, словно раздумывая о чём­то или как бы и сам не веря в то, что с ним недавно произошло, произнёс он. — Ещё пять или десять минут, и она просто умерла бы.
Рассказывая, отец Анатолий угощал меня скромным ужином. Поеживаясь от сырости и холода в единственной уцелевшей из всех жилых помещений, но всё же сильно пострадавшей, растрескавшейся от взрывных волн комнатке, с пленкой вместо стекол в окне, мы вкушали что­то из гуманитарной помощи из Чили.

Смеркалось. Видя, что хозяин устал, намаявшись за день, бегая по различным инстанциям в поисках средств для выживания прихожан, поднимаюсь, благодарю за гостеприимство и с осторожностью, боясь услышать недобрые вести, интересуюсь напоследок о той раненой певчей:
—  А что же с ней стало?
—  С Любой, что ли? — подхватив вопрос, оживился собеседник. — Да ничего, жива наша баба Люба! На чеченцев здорово, кажется, подействовало в тот миг моё одеяние. Во всяком случае, они смотрели на рясу с нескрываемым любопытством. Что­то бормотали, ругнулись пару раз, но не тронули. Наоборот, дали даже двоих в помощь (хотя, пожалуй, это скорее была проверка: правду ли я им сказал). Вместе мы быстренько её, уже без сознания, подобрали — у неё ранение навылет — и перенесли сюда. Потом сами кое­как перевязали и окольными путями на машине отправили в больницу. Теперь всё в норме, поправляется, слава Богу! — с радостным облегчением выдохнул он.

И впервые за всё время рассказа, батюшка счастливо улыбнулся...
И только плечи его, ссутулившиеся над нехитрым, но удивительно уютным, наскоро устроенным посреди руин столиком с братским «утешением», свидетельствовали об усталости, благой усталости от нечеловеческой Христовой ноши.

Верность

С нарастанием чеченского ожесточения православные священники храма Михаила Архангела в полной мере испытали на себе все ужасы войны. Но во всё время противостояния храм в городе Грозном оставался мирным, добрым, участливым местом, где каждый мог найти утешение, насытиться духовной пищей, водой и хлебом.

Отец Анатолий и отец Александр, эти два пастыря, не оставившие храм Михаила Архангела, служили своим прихожанам верой и правдой.
Отец Александр Смывин, потомственный священник, мог быть убит боевиками ещё задолго до январского штурма 1995 года. Ранним утром двое нетрезвых, обвешанных оружием чеченцев, остановили его возле церкви и самый агрессивный направил ему в лицо пистолет. «Отстань!» — по­чеченски крикнул священник бандиту. Тот засмеялся и спрятал оружие.

Уходя из Грозного, боевики расстреляли церковные купола зажигательными пулями, бросили в храм гранату.
Храм Михаила Архангела горел сорок минут. Но церковные люди и отец Анатолий спасли антиминс, часть старинных икон.
Пришедшие в город наши военные, оказали храму помощь. Многие солдаты и офицеры Объединенной группировки приняли в храме Крещение, поставили поминальные свечи.

Охранялся храм Михаила Архангела только по большим праздникам.
С увеличением среди боевиков числа наёмников из Афганистана, других мусульманских стран, война стала наполняться религиозным смыслом. Дудаевские пропагандисты более активно заговорили о джихаде — священной войне против «неверных».



Чеченский муфтий рука об руку с бандитами и убийцами.

Первой жертвой боевиков в ноябре 1995 года стал отец Александр Смывин. Он проживал в однокомнатной квартире на втором этаже. Ворвавшись к нему посреди ночи, бандиты несколько часов избивали священника. Потом облили его бензином, собираясь сжечь заживо.

Отец Александр нашёл в себе силы выброситься с балкона. По счастью, он упал на кучу опавшей листвы и скрылся от преследователей.
Поправив здоровье, отец Александр продолжает своё дело священнослужителя, но только в другом российском городе.

На отца Анатолия, который приложил немало сил, чтобы летом и осенью 1995 года подправить храм, отремонтировать часть церковных строений, боевики напали в январе 1996 года. Тогда он с отцом Сергием, командированным в Чечню московским священником, возвращался из поездки в Урус­Мартан. Были захвачены боевиками. Всего три дня их продержали вместе. Потом протоиерея Сергия перевезли в другой концлагерь, где он провёл пять месяцев. После чего с помощью международных организаций, иностранных послов, был освобождён из бандитского плена.

Отца Анатолия подвергали особым издевательствам, пытаясь выбить признание, будто бы он сотрудничал с ФСБ. «Расследование» по отцу Анатолию контролировал сам Дудаев. Захват русских священников, издевательства над ними для афганских моджахедов — коллег Дудаева, других исламских фанатиков, служили доказательством того, что чеченский лидер точно развернул джихад, газават... В одном можно быть уверенным, что даже под самыми мучительными пытками о. Анатолий не оговорил себя.

Уже к весне 1996 года в Чечне возобладал уголовный беспредел. Тысячи вооружённых молодчиков, скрываясь под демагогическим лозунгом борьбы «за свободу Ичкерии», занялись самым откровенным грабежом, насилием над людьми, работорговлей, не имеющей современных аналогов нигде. Присутствие федеральных сил, пусть и скованных переговорным процессом, худо­бедно, но сдерживало варварский натиск бандитов.

С выходом российских вооруженных сил из Чечни, после очередного предательского «соглашения», храм вообще остался без всякой защиты...

Из плена возвращён похищенный и вывезенный в неизвестном направлении новый настоятель грозненской церкви, отец Евфимий...

Из воспоминаний митрополита Гедеона
(Докукина, + 2003)

—  Впервые я увидел Анатолия Чистоусова в 1992 году. На приём ко мне пришёл майор ВВС. Несмотря на его погоны и «замполитскую» должность (он был заместителем командира по воспитательной работе в лётном училище), я сразу почувствовал, что Вера для него — глубокий и осознанный выбор зрелого человека. О многом мы говорили с ним в тот раз, по­своему это была исповедь.

Со дня нашей встречи Анатолий постоянно, насколько позволяла работа, приходил в храм, молился, исповедовался, причащался и помогал в алтаре и на клиросе. В 1993 году по моему благословению, Анатолий уже полностью отдал себя Церкви. 18 марта 1994 года я рукоположил его в сан диакона, а 20 марта — во священника. Перед хиротонией я спросил Анатолия:

—  А если пошлют туда, где неспокойно, где опасно, — пойдёшь?

Он спокойно и твёрдо ответил:

—  Куда благословите, владыка, туда и пойду. Никакие земные обстоятельства мне не страшны.
На следующий день он получил своё первое назначение — был направлен в Чечню. 

Вскоре после начала боевых действий отец Анатолий оказался единственным православным священником в Грозном. 15 марта 1995 года я назначил отца Анатолия настоятелем Михаило­Архангельского храма и благочинным церквей Чечни...



Церковь Архангела Михаила г. Грозный. 1995 г.

Когда появились основания считать, что отца Анатолия уже нет в живых, мы просили у чеченской стороны вернуть хотя бы прах священника для христианского погребения, но все эти обращения были безрезультатны.

Бог даст, мы погребем честные мощи священномученика Анатолия в кафедральном Граде Креста Ставрополе, городе, откуда начался путь пастыря в вечность».



Новый мученик

Не рассказать сегодня о новых мучениках за Христа было бы несправедливо.
Тот, кто побывал в застенках у боевиков, — прошёл все круги ада. В плену наше тело — инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело и Веру, чтобы сделать душу уступчивой злу, но не всегда это у звероподобных изуверов получается.

Вот что писала одна из газет в апреле 1995 года: «7 апреля боевики Дудаева распяли на крестах трёх пленных российских военнослужащих». Распятие солдат они специально приурочили ко дню Святой Пасхи. Жители села Гойского ( !.. ) говорили о том, что хазарские убийцы, как их предки — древние иудеи, захотели лично проверить, воскреснут ли через три дня распятые солдаты. Действительно Страстной стала эта пятница для наших солдат».

По данным МВД и ФМС, территорию Чечни покинуло более 300 тысяч человек русскоязычного населения, погибло более 30 тысяч человек. (Официальная цифра жертв геноцида русских в Чечне — сильно занижена!..) Этот виток геноцида можно прокомментировать на примере станицы Ассиновская, где было убито 49 русских, женщины изнасилованы, сожжена православная церковь, один священник убит, другой похищен. 

Все дома и имущество отняты чеченцами. Сегодня Грозный и вся казачья Сунженская долина «свободна» от казаков. Аналогична судьба казаков в их исконных Надтеречном, Наурском и Шелковском районах, переданных в 30­х годах иудеями-коммунистами Чечне.
Агрессор должен рассматриваться как преступник. Особенно это касается политических и военных лидеров, которые ведут за собой на разбой и убийства тысячи соплеменников.

+       +        +
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или на­гота, или опасность, или меч? ... всё сие преодо­леваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни насто­ящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
 (Рим. 8, 35-36).

+        +       +
Священник Виктор Кузнецов
«Мученики  нашего  времени»
Мученики Февраля.
Часть 3-я

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна»,    8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»,    8 (964) 583-08-11 –  маг. «Кириллица».
Для монастырей и приходов, общин, паломнических групп... книги   —  безплатны.  Звонить по тел. 8 (495) 670-99-92.
17 февраля 2023 Просмотров: 1 879