КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Январь. Дополнение-13. Священник Виктор Кузнецов.

Священник Виктор Кузнецов
«Мученики нашего времени»

«МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ. Январь».
Дополнение 13-е.

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

«Бог дал нам духа не боязни, но силы и любви, и самообладания».  
(2 Тим. 1, 7).

+ + +
Монах Александр (Жученко)

«Старец-пономарь Николай Денисович Жученко (он же тайный монах Александр), духовное чадо отца Феодосия Кавказского, рассказывал отцу Анатолию, что в Грозном в 1941 году некий гражданин сказал ему, что суд Божий начнется с храма Михаила Архангела.
В 1995 году на въезде в город чья-то безжалостная рука широкой кистью, алыми красками изобразила на видном месте «Добро пожаловать в Ад». В тот год на земле не было более страшного места.

…Молились за новопреставленных. Ко мне, сидящему на скамейке, подошёл пономарь. Ему было далеко за семьдесят. Николай Денисович говорил мне, что всякий разум даётся от рождения и начало премудрости — страх Божий, и что православные в Грозном держатся Писанием, да молитвами.

В Чечне жизнь человеческая не ценится, — рассказывал он. — Продолжается травля русскоязычных. Чеченцы с сёл нас органически ненавидят. Плюют нам в лицо. Убивают на базарах. Ещё при власти Дудаева батюшка Анатолий сделал заявление по поводу издевательств над русскими. На базарах тогда шла торговля иконами из разграбленных квартир. Мы страдаем за хладность веры. Наши несчастья для возбуждения веры».

Благочинный церквей Чеченской Республики, настоятель храма Михаила Архангела отец Анатолий Чистоусов, считал заботу о себе и своих невзгодах — оковами и своим личным примером убеждал, что в сегодняшней нравственной битве, прежде всего надо забыть о себе. Освободиться от самого себя в его понимании означало скинуть с ног парализующие путы себялюбия.

Научитесь молиться за других, — сказал он мне на прощание, — более, чем вы, страждущих.

На Пасху храм Михаила Архангела охраняли бойцы 1-го полка ОДОН внутренних войск МВД России (бывшей дивизии Дзержинского). Окружающие церковь развалины казались безжизненными. Ни огонька. От тревожного ожидания военнослужащим можно было освободиться только в церкви, но на службе среди прихожан стояли только пять казаков в камуфлированных телогрейках, безоружные. За голенищами начищенных сапог ногайки.

Единство паствы в молитве ошеломило... На изломах истории русские всегда нуждались в подкреплении духа, и во все времена лечили душу в православных храмах.

С началом крестного хода я впервые увидел, что такое самопожертвование. Горение свечей высветило, что спинами к нам, прикрывая собой поющих «Христос воскресе из мертвых», стоят офицеры и бойцы, держа в прицеле автоматов зияющие пустоты смертоносных развалин. В эти минуты стало особенно ясно, что же такое «смертью смерть поправ».

Острыми клыками дыбились над крестным ходом разрушенные строения, живые огоньки свечей отпугивали тьму, многоголосое нестройное пение заглушало далёкий пулемётный гомон. Страждущих вели за собой двое пастырей: отцы Анатолий и Александр, примерённые со всеми, молитвы которых каждый раз были живой беседой с Богом, а повседневное служение в отравленном гордыней Грозном лучшей, умножающей веру, проповедью...

Лишённые духовного смысла на гражданке, российские парни обрели его на войне. Для всех командированных в Чечню, всё там происходящее становилось понятным быстро. Угрожавший России сепаратизм локализовали в границах Ичкерии, в зоне ответственности частей и отрядов.

Днём уголовный беспредел стихал. Ночью «волки, шакалы и крысы» продолжали убивать безоружных, обстреливали российские блок-посты и комендатуры, с восходом солнца отсыпаясь на конспиративных квартирах и в схронах.

В сентябре 1995 года в Ханкале я стоял перед генерал-майором ВВ, представляясь по случаю начала очередной командировки. Внимательно изучив удостоверение газетчика МВД России, генерал сказал:

‑ Я вас знаю. Вы писали о грозненской церкви. Священник Анатолий Чистоусов такого внимания не заслуживает. Он отказался помогать нам.

Я понял содержание неудовольствия генерала. Отец Анатолий не пошёл на вербовку специальной службы...

И я ответил:

— Настоятель храма Михаила Архангела поступил совершенно правильно.
— Вы что себе позволяете, — вскипел генерал-майор. — Смирно!

Мне, гражданскому человеку, оставалось, не попрощавшись, выйти из помещения специалистов по работе с личным составом.
Боевиков раздражало, что в храме Михаила Архангела крестят, а значит и благословляют военнослужащих. Им не нравилось, что в храме сосредотачивается много людей. Ичкерийской стороне хотелось, чтобы русскоязычное население в страхе покидало Чечню, а оно черпало духовные силы в церкви.

Смысл обстановки тонко расшифровывал пономарь Николай Денисович Жученко. «Будем, как дети, ибо их есть царство небесное», — говорил он отцу Анатолию. В самые тревожные, ответственные моменты он мог сказать: «По примеру Господа надо действовать» — и правда легко открывалась.


Николай Денисович Жученко (монах Александр).

Вменяемых боевиков становилось всё меньше. Первыми из них погибли романтики, слепо верящие в революционные преобразования. На их место пришли наёмники, которых оплачивали международные террористические центры. Их главной задачей стал «джихад»!

Руководство Ичкерии умело возбуждало национальную нетерпимость. Отец Анатолий знал меру опасности своего служения, но никогда не говорил об этом. Его и паству покрывали благословения митрополита Гедеона и старца Кирилла (Павлова), возвышали душу.

Двадцать восьмого января из храма Михаила Архангела в Урус-Мартан на встречу с Ахмедом Закаевым, на машине ВАЗ выехали представитель ОВЦС Московской Патриархии игумен Сергий Жигулин и благочинный церквей Чечни отец Анатолий Чистоусов. Штатный водитель церкви, боясь за жизнь, отказался сесть за руль. Машину вёл отец Анатолий...

За час до выезда от отца Симеона, прозорливого старца, иеросхимонаха, пришла женщина и передала от него, чтобы отец Анатолий немедленно уехал в Ставрополь - к матушке, так как находится в большой опасности. Но батюшка не мог оставить командированного из Москвы: в Урус-Мартане надо было выяснить судьбу пропавшего без вести российского солдата, о судьбе которого беспокоился Патриарх Алексий II.

Встреча с Закаевым состоялась. Но на обратной дороге русских священников захватили боевики.

Противостоять мучениям ичкерийского плена, удержать в себе Бога, мог только богатырь духа, подлинный воин Христов. В Старом Ачхое, зловещем концентрационном лагере Департамента государственной безопасности Ичкерии, на кольях торчали отрубленные головы российских офицеров и солдат... Было от чего ужаснуться, потерять себя, как личность, распасться на молекулы. В застенках ичкерийского гестапо отец Анатолий Чистоусов молился и верил, что его душа никогда не расстанется с Богом.


Отца Анатолия замучили нелюди. Факт его насильственной гибели подтверждён документом Ичкерийской госбезопасности

Останки отца Анатолия Чистоусова, как и похищенного Николая Денисовича — (монаха Александра (Жученко) — не найдены.
Встречаясь с матушкой Любовью Чистоусовой, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, отец Кирилл (Павлов) с болью поведал ей, что на теле убиенного батюшки двадцать две раны.

Пресветлому образу отца Анатолия молятся православные российские люди. И он, мученик, всегда молится за нас.
Виталий Носковвоенный корреспондент. Из кн. «Любите нас, пока мы живы».

Спас Нерукотворный
Андрей Тесленко

Свинцовые тучи, перемешавшись с белым туманом и едким дымом пожарищ, обрушили на землю снег с дождём. Разрушенный город окрасился в серый мрачный цвет горя.

Весь январь 1995 года, спасаясь от пуль и осколков, прихожане молились в церковном подвале. Вместе с отцом Анатолием находились верные люди, в основном, старушки да семидесятилетний пономарь Николай Денисович Жученко. С наступлением темноты он вышел во двор, с ужасом наблюдая, как под артиллерийским обстрелом боевики быстро бегут к колокольне, чтобы спастись от миномётного удара федеральных войск. Несколько бандитов с пулемётом поднялись наверх к звоннице и, открыли беспорядочный огонь в пугающую темноту.

Наёмники ворвались в храм и начали грабить, забирая на их взгляд самое ценное. Схватив пономаря за горло, боевик требовал деньги и золото. Священная война против неверных – «джихад», окрасилась в кровавый уголовный беспредел.

Единственный православный храм города Грозного и пристройка береглись войсками от разрушения. Храм долгое время оставался невредимым. Здесь каждый страждущий мог найти утешение, поддержку и насытиться духовной пищей, водой и хлебом. Люди со всего города, рискуя жизнью, пробирались через городские руины, чтобы хотя бы на короткое время обрести в церкви спокойствие и защиту.


Храм Архангела Михаила в г. Грозный. 1996г.

На развалинах храма, возле сгоревшего алтаря, иеромонах Евфимий (Беломестный) в рваном подряснике, откопал из завала старинную икону Спас Нерукотворный. Съёжившись, он быстро побежал в подвал храма, где спасались от бомбёжки и снайперов женщины с детьми и пожилые люди.

Батюшка, чудо! – прошептал он настоятелю церкви иерею Анатолию Чистоусову. – Всё сгорело, а Спас не пострадал.
На входе в подвал появился молоденький русский солдат.

Здравия желаю, христиане. Немедленно собирайтесь, мы получили приказ вывести вас из города в лагерь беженцев! – сказал солдат. – Из моего подразделения только я смог до вас добраться…

К военному подошёл батюшка и благословил его, потом поблагодарил:
Спасибо, что не забыли нас. Есть здесь прихожане, которым необходимо уйти отсюда.

Указав на обретённую икону, сказал:
Возьмите эту икону — Спас Нерукотворный. Господь поможет вам выйти и спасти людей.

Иеромонах Евфимий бережно взял икону и, обмотав её в тряпку, привязал её к хрупкому торсу солдата.
Священники прочитали молитву в дорогу.

Несмотря на то, что священноначалие предлагало им покинуть свой пост, священники решили оставаться и далее, в подвале разрушенного храма.

На рассвете, люди, вышли на свет Божий. Осторожно пошли за военным.
Из люков и подвалов, начали выбираться жители города. Они неуверенно стали присоединяться, к людям, идущим за русским солдатом. Они шли и просили Бога о спасении.

Под свист пуль, по грязному месиву дорог, измученные, невредимые прихожане добрались до пункта спасения, где их накормили из полевой кухни и напоили горячим чаем. Это был самый запоминающийся Новый год, для оставшихся в живых людей.
На следующий день в опустевший подвал храма вернулись экстремисты и начали избивать иерея Анатолия Чистоусова.
— Не убивайте его! – крикнул пожилой боевик. – Выкуп за него возьмём.

Иеромонах Евфимий в это время находился в поиске продовольствия, дров и воды.
Ещё более месяца русский солдат, с иконой Спас Нерукотворный, выводил из города людей.

Один за другим пострадали за веру и службу в храме Михаила Архистратига: Иерей Анатолий (Чистоусов) в январе 1996 года был захвачен в плен боевиками. Через несколько недель, не дождавшись выкупа, иерея Анатолия Чистоусова расстреляли. В январе 1997 года был похищен иеромонах Евфимий (Беломестный). После страшных пыток боевиками, освобождён российским спецназом в ходе спецоперации. В июне 1999 году похитили иеромонаха Захарию (Ямпольского) и старенького Николая, монаха Александра (Жученко). Их судьба неизвестна до сих пор.

В пекле
Виталий Носков. 

В Грозном, разрушенном войной, есть место, где каждый может получить питьевую воду и хлеб — церковь Архистратига Божьего Михаила, в центре города, недалеко от дворца Дудаева.

Божий промысел берёг её до 26 января 1995 года: когда российские войска резко продвинулись. Уходя из Грозного, боевики расстреляли церковные купола зажигательными пулями, бросили в храм гранату. Деревянные стропила моментально загорелись. Церковь сгорела за сорок минут. Батюшки, священники Анатолий и Александр, пономарь Николай Денисович (Жученко) и другие православные, под непрерывным обстрелом, спасли немногое из того церковного великолепия, что собиралось сто восемь лет.

Потом снаряд повредил часть церковного здания, а чеченская граната нанесла урон двум оставшимся комнатам. Всё время войны осколочный дождь падал на церковный двор. Но люди молились и в подвале, как первые христиане, без ненависти в душе.

Двадцать четвертого апреля пришёл в церковь русский юноша, зажёг поминальную свечку и сказал перед распятием Иисуса Христа: «Господи, покарай чеченцев — убийц моею отца». А Валентина Михайловна, у которой только-только зажили перебитые чеченскими бандитами руки, негромко заговорила с ним, что и за врагов надо молиться. Потом парень, отца которого захоронили в общей могиле, раздавленный своим несчастьем, не уходя из церкви, ещё долго думал над сказанным. Стоял перед ним один мучительный вопрос: «Молиться ли за врагов?..».

Только в Грозном поймёшь справедливость строго выверенных слов: «Зло — неправильно понятая свобода». Эта формула — ответ на недоумения, почему так случилось в Чечне.

Отец Анатолий (Чистоусов), просветлённый страданиями настоятель храма Архистратига Божия Михаила, на мой вопрос о причинах разрушения церкви ответил: «По грехам нашимИбо мы маловерны».

В Грозном церковь Михаила Архангела называют «красной» или «солдатской». Старожилы города рассказывают, что это стародавний войсковой храм, стоящий на казачьем кладбище, где покоились останки терских, гребенских, сунженских казаков. Кладбище было большим, потом на нём построили ныне разрушенные пятиэтажки да проспект Ленина, по которому носится военная техника.

В храме возле распятия Иисуса Христа — икона Покрова Пресвятой Богородицы с табличкой: «Сей Образ сооружён казаками 1-го Кизляро-Гребенского полка»... И дата - 8 ноября 1905 года.

Первыми, кто зимой 1995 года не оставил в беде храм Михаила Архангела в Грозном, были ставропольские и кубанские казаки. Они помогли продуктами, какое-то время охраной.

Храм ни на один день не закрывался. Приходили православные и мусульмане: в городе знают где перевяжут, умоют, утешат, дадут кров и еду. Однажды пришёл абхазец-дудаевец. Снял кинжал с пояса, оставил его на церковных ступеньках, вошёл, помолился и тихо исчез. Также поступил российский боец, попросив меня подержать его автомат, пока он поставит свечки за погибших друзей. И я ждал бойца на церковном дворе с АК в руках, в слепой уверенности, что с храмом Архистратига Божьего Михаила больше никогда ничего не случится.
Ненависть к врагам православные, приходящие в храм, оставляют за простреленными воротами

Церковный забор испещрён осколками от мин и снарядов. Сам храм — это под открытым небом, прямо стоящие стены и колокольня без колоколов. Всё деревянное сгорело так, что и брёвнышка не найдёшь.

Пономарь Николай Денисович (Жученко), 1918 года рождения, звонил на четырёх колокольцах. Но даже их звон слышен над Грозным, потому что с наступлением темноты город умирал до следующего утра.

Ночью в городе хозяйничают дудаевцы. В Грозном, как и по всей Чечне, идёт скрытая, партизанская война.
В храм приходит много солдат. У солдата всегда немного времени, его хватает поставить свечку, чаще всего за здоровье матери, любимой девушки или купить иконку.

Русские в Грозном по-прежнему проживают на дне. Их материальная, врачебная, социальная, психическая, нравственная реабилитация государством так и не началась.

Сегодня в церкви опять перебои с водой и хлебом. МЧС подарило церкви электродвижок, резервуар для питьевой воды, которые осваивает грозненец Александр, бывший заложником у дудаевцев, его правая нога пропорота штык-ножом. Из плена Саша освобождён морпехами, жена и дочь убиты, ни кола ни двора. Церковный корабль — его единственная надежда.

Каждый день в храме Архистратига Божьего Михаила панихиды. Православные продолжают умирать в госпиталях от ран и болезней.
Накануне Пасхи на мине подорвался мальчик, мать криком кричала у Плащаницы, вымаливая спасение своему ребёнку.
В России город Грозный для детей самое опасное место. У мальчишек на руках несметное количество взрывоопасных боеприпасов. И сапёры российской армии работают, не разгибая спин.

Скорее, скорее, чтобы сберечь жизни мирных людей, возвращающихся на свои пепелища, где их подстерегает опасность.
Ночью над Грозным висят осветительные ракеты, запускаемые с блокпостов и комендатур, светлыми пулемётными строчками прорезают темноту трассеры, глухо бухают ручные противотанковые гранатометы.

Смысл обстановки расшифровывал пономарь Николай Денисович Жученко. «Будем, как дети, ибо их есть царство небесное», говорил он отцу Анатолию. В самые тревожные, ответственные моменты он мог сказать: «По примеру Господа надо действовать» и правда легко открывалась.

Сурово смотрит с небес на отсутствие мира Господь. Но коленопреклоненно просят его за всех людей настоятель храма Архистратига Божьего Михаила - священник отец Анатолий и священник отец Александр. Стоят на ночной молитве пономарь Николай Денисович (Жученко) и другие православные люди, дома и квартиры которых перестали существовать. Они умоляют Господа и Божью Матерь, чтобы они допустили городу жить, чтобы люди не умирали, чтобы на этой благодатной, но страшно грешной земле воцарился мир.

Вскоре после пленения отца Анатолия, чеченские бандиты задержали и увезли в неизвестном направлении и пономаря Николая Денисовича — в постриге монаха Александра (Жученко). Его дальнейшая судьба — до сих пор неизвестна. Скорее всего, его, как и священника Анатолия Чистоусова убили чеченские звери. Перед этим основательно поиздевавшись над старым, православным иноком.
Апрель 1995 г. Виталий Носков.

+ + +
Русский солдат Архип Осипов
За други своя!

В наши дни мало кто задумывается над тем, что прекрасная традиция, навечного зачисления в списки личного состава частей, кораблей, военно-учебных заведений уходит своими корнями во времена Кавказской войны. Связана она с именем русскогосолдатаАрхипа Осипова, который, чтобы уничтожить прорвавшегося противника, взорвал пороховой погреб, в результате чего погиб и сам.



Подвиг, совершенный простым русским солдатом в Михайловском укреплении Черноморской береговой линии 22 марта1840 года, навечно вписан в боевую летопись России.
Приказ № 79 от 8 ноября 1840 года гласил: «Для увековечен памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова... сохранить имя его в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского полкасчитая его первым рядовыми на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». Именно благодаря мужеству и героизму российских солдат и офицеров, чьи имена мы порою незаслуженно забываем, удалось в конечном итоге переломить ход Кавказской войны.

Архип Осипович Осипов (Родился — 1802 год, Липовец
Умер — 3 апреля 1840 года (38 лет), Архипо-Осиповка, Черноморская береговая линия) — рядовой Тенгинского полка, герой обороны Черноморской береговой линии.

Происходил из крепостных крестьян помещика графа Стратонского Киевской губернии, Липовецкого уезда, с. Каменки (с 1987 года — отдельный микрорайон города ЛиповецВинницкой области).

В 18 летнем возрасте Архип попал в рекруты, после начальной военной подготовки 5 апреля 1821 года его зачислили в Крымский пехотный полк, награжденный Георгиевским знаменем за оборону крепости Баязет в июне 1829г.

В следующие 18 лет службы Осипов участвовал в Русско-Персидской и Русско-Турецкой войне, имел боевые награды.
Он имел уже нашивку на рукав и серебряные медали за персидскую и турецкую войны. В персидскую войну Осипов был участником во многих делах, в том числе при взятии Сардар-Абада. В турецкую войну, среди прочих сражений, принял участие в штурме Карса.

По окончании войны Тенгинский полк был переведён на Кубань и нёс кордонную службу. Там Осипов неоднократно участвовал в стычках при набегов горских бандитов, грабивших и убивавших русское население. В 1834г. в составе 1-го батальона Крымского полка его перевели в Тенгинский полк (в нем служил М.Ю. Лермонтов) и зачислили в 9-ю мушкетерскую роту.

Для защиты южных рубежей империи на Черноморском побережье Кавказа создавалась береговая оборонительная линия, в которую в 1837г. вошло Михайловское укрепление. Осипов служил в отряде штабс-капитана Николая Константиновича Лико, отвечавшего за защиту Михайловского.

По свидетельству сослуживцев, Осипов был бравый солдат, 38 лет, высок ростом, с продолговатым лицом, обрамленным темно-русыми волосами и с серыми глазами.

Черноморская береговая линия была построена в 1830-е гг. с целью отрезать горским бандитам возможность получать контрабандой продовольствие, оружие и военные припасы из-за границы, при помощи чего они непрестанно делали набеги на селения мирных, русских жителей. Однако укрепления береговой линии не представляли собой серьезной угрозы для противника. Они были построены на скорую руку из подручного материала. Расположенные друг от друга на дальних расстояниях, укрепления не имели сухопутного сообщения. В вопросах обороны малочисленные гарнизоны, окруженные враждебно настроенными горцами, могли рассчитывать только на собственные силы. Турецкие суда практически беспрепятственно приставали к берегам, снабжали бандитов военными припасами и увозили пленных для продажи в неволю.

Зная, что абреки творят с раненными пленными русскими, штабс-капитан объявил нижним чинам, что лучше взорвёт пороховой погреб, чем сдаст Михайловское врагу. В случае тяжёлого ранения или своей гибели, Лико приказал Осипову подорвать укрепления, и тот пообещал командиру взорвать пороховой склад, но не сдать крепость врагу.

В конце зимы 1840 г. неприятель начал активные боевые действия против укреплений Черноморской линии. В феврале пали форты Лазаревский и Вельяминовский. 15 марта лазутчик сообщил гарнизону Михайловского форта, что около 11 тыс. абреков планируют напасть на укрепление. Численность гарнизона составляла примерно 500 чел.

Под влиянием переживаемых всеми тяжёлых минут, Осипов был всё время крайне сосредоточен. 15 марта, когда стало точно известно о намерении врагов напасть на укрепление, он, по свидетельству очевидцев, с заложенными за спину руками долго шагал по казарме, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, он сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших, подожгу пороховой погреб». Никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, так как все знали его как человека серьёзного и смелого, исправного солдата.

В ночь на 22 марта 1840 года неприятель двинулся на укрепление. Офицеры и многие из нижних чинов, осознавая неизбежность гибели, надели чистое бельё. Главная масса абреков атаковала укрепление, где спускающаяся к морю местность им более благоприятствовала. Бандитов было очень много и большая часть их были пьяны, выпив, вероятно, спирту, доставшегося им в Лазаревском и Вельяминовском укреплениях. Гарнизон дрался с ожесточением и отвагой. 

Первую волну отбили ружейным и пушечным огнём, вторую штыковой атакой. Но под огромным превосходством неприятеля, ворвавшегося в укрепление с двух сторон Лико, с горстью людей, отступил в свой редут и продолжал там защищаться. Строения в остальной части укрепления уже горели; горские бандиты торопились грабить, уносить добычу и уводить пленных. Сдерживая из последних сил третью атаку, оставшиеся защитники крепости отошли к последнему редуту, где продолжили упорное сопротивление. 

Только часа через два напавшие решились штурмовать этот редут. Главная схватка завязалась возле порохового погреба. Офицеры были перебиты. Начальство перешло в руки юнкеров и нижних чинов. На всех бастионах развевались красные значки горцев, знаменуя их победу. Тяжело раненный штабс-капитан Лико, предчувствуя, что скоро неприятель возьмёт крепость, отдал приказ подорвать пороховой запас. Осипов заметил, что враги толпой окружили пороховой погреб, рубили двери и разрывали крышу. 

Он сдержал своё слово и со словами «Пора, братцы! Кто останется жив – помните моё дело» взорвал погреб, а с ним себя и всё укрепление захваченное неприятелем. Прогремел взрыв, от которого погибли остатки храброго гарнизона и до 3 тысяч абреков. Нападавшие стали убегать, не убирая даже своих трупов, и только через некоторое время, видя, что удар не повторяется, вернулись. Потеря была для них так огромна, что поразила их ужасом. С того времени они назвали это место «проклятым».

Известие о подвиге произвело впечатление в Петербурге. Император Николай I повелел провести расследование на предмет достоверности рассказов. Вернувшиеся после боя солдаты подтвердили, что именно Архип Осипов взорвал пороховой погреб и тем самым уничтожил значительную часть нападавших.


Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года.

8 ноября 1840г. в войсках зачитали приказ:
«Обрекая себя на столь славную смерть, он просил только товарищей помнить его дело, если кто-либо из них останется в живых. Это желание Осипова исполнилось. Несколько человек храбрых его товарищей, уцелевших среди общего разрушения и погибели, сохранили его завет и верно его передали. Государь Император почтил заслуги доблестных защитников Михайловского укрепления в оставленных ими семействах. Для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова, который семейства не имел, Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках I гренадерской роты Тенгинского полка».

Огненный подвиг русского солдата

Сегодня в российской армии насчитывается около полутысячи солдат и офицеров, навечно зачисленных в списки той или иной воинской части. Подавляющее большинство из них удостоились этой высочайшей для военного человека чести в годы Великой Отечественной войны. Но сама эта традиция зародилась столетием раньше – в 1840 году. Первым русским солдатом, имя которого было навсегда внесено в списки полка и выкликалось на каждой перекличке, стал Архип Осипов – рядовой Тенгинского пехотного полка, в годы Кавказской войны обезсмертивший себя подвигом во время защиты Михайловского укрепления Черноморской береговой линии 3 апреля (22 марта по ст. ст.) 1840 года.

История самого Архипа Осипова, увы, коротка и не изобилует подробностями. Родившийся в 1802 году, он 21 декабря 1820 года был рекрутирован. Он удостоился двух нашивок из жёлтой тесьмы на левый рукав мундира, свидетельствовавших, что их обладатель безпорочно прослужил в армии 15 лет — и получил бы третью, 20-летнюю, если бы не гибель. Кроме того, на груди Архипа Осипова красовались две серебряные медали за участие в войнах с Персией (в 1826-28 годах) и Турцией (1828-29 годы).

Но все эти знаки отличия не делали Архипа Осипова выдающимся героем: таких, как он, в русской армии того времени было достаточно. В 1834 году его вместе с товарищами Крымского мушкетерского полка, в котором он служил, после расформирования части направили для комплектования Тенгинского пехотного полка, ведущего свою историю с 1700 года и имевшего давние и славные боевые традиции. И очень скоро крымцы доказали, что ничуть не меньше других бойцов-тенгинцев достойны славы своего нового полка.

Не сдавшийся форт

Деревянно-земляное укрепление Михайловское, одним из защитников которого был рядовой Архип Осипов, появилось в устье реки Вулан в начале лета 1837 года. Оно стало ещё одним фортом Черноморской береговой линии, которая играла особую роль в процессе укрепления Российской империи на Северном Кавказе и его Черноморском побережье. Входившие в линию укрепления позволяли хотя бы отчасти контролировать местные племена и препятствовать контрабанде оружия и боеприпасов для мятежных горских бандитов, которых активно поддерживали Турция и стоявшая за её спиной Великобритания, которые активно вмешивались в дела России на Кавказе.

Жизнь гарнизона была наполнена опасностями, которые усугубляло ощущение оторванности от остальной России. Люди жили на пустынном берегу моря, где могли себя чувствовать в относительной безопасности только на небольшом клочке территории. В случае опасности надежды на скорую помощь не было. Часто свирепствовали болезни. Снабжение укреплений провиантом и боеприпасами было затруднено из-за отсутствия дорог и осуществлялось морем два раза в год. Всё это сильно ослабляло русские гарнизоны, их боеспособность была низкой.

Несколько лет был неурожай и голод. Это привело черкесские племена к масштабной смуте. Старейшины из шапсугов, убыхов и джигетов постановили захватить продовольственные запасы русских укреплений.

Комендантом Михайловского укрепления был только что назначенный на должность штабс-капитан Николай Лико, командир 3-й роты черноморцев. Под ружьём у штабс-капитана было всего около 480 человек.

В конце зимы 1840 года горские абреки, которых активно подстрекали английские эмиссары, после долгих уговоров решились начать активные боевые действия против фортов Черноморской береговой линии. 7 февраля пало укрепление Лазаревское, в конце февраля — форт Вельяминовский. Остальные укрепления тоже начали готовиться к неизбежным штурмам, но многие из них, увы, не могли оказать противнику серьёзного сопротивления. Построенные наспех форты снабжались по остаточному принципу, сил гарнизонов на поддержание укреплений в надлежащем виде не хватало. Оставалось уповать на мужество солдат и офицеров, и они проявили себя наилучшим образом.

Михайловское тоже готовилось отражать грядущее нападение. Незадолго до нападения в форт сумел проникнуть один из местных жителей, который предупредил, что к их укреплению движутся крупные силы горцев — около 12 тысяч человек. Неприятель многократно превосходил по силам защитников Михайловского. Получив такие сведения, комендант ускорил подготовку к штурму, а его подчиненные получили приказ спать в полном обмундировании и с оружием под рукой.

Горские всадники появились под стенами Михайловского укрепления ранним утром 22 марта и почти сразу бросились на приступ. Многочисленность придавала сил нападавшим, и они, несмотря на ожесточённую оборонительную стрельбу картечью, сумели подняться на стену и завязать рукопашный бой. Однако надолго их порыва не хватило, через некоторое время атаковавшие откатились, не решаясь возобновить приступ. Защитники форта увидели, что вражеские пехотинцы заколебались и начали было поворачивать в тыл, но в этот момент сзади подтянулись другие абреки, которые начали рубить отступавших. Оказавшиеся меж двух огней те предпочли смерть от русских пуль и штыков и снова пошли на приступ.


«Штурм неприятелем Михайловского укрепления 22 марта 1840 года». Картина художника Ф. Рубо.

К десяти часам утра им удалось взять под свой контроль почти всю территорию укрепления, а его немногочисленные оставшиеся в живых защитники сконцентрировались возле внешней стены «внутреннего форта», возле порохового погреба. И когда горцы после короткой передышки бросились в новую атаку, которая обещала быть последней, Архип Осипов подорвал цейхгауз.

Среди его сослуживцев в живых после кошмарного взрыва остались немногие. Мужественный солдат исполнил свой последний долг, ценой своей жизни сумел уничтожить до трёх тысяч нападающих.
Источник: histrf.ru @

Запомнить героя

После кошмарного взрыва абреки не сразу пришли в себя, и это дало немногочисленным уцелевшим русским солдатам отойти на последний рубеж обороны, где они и сражались до двух часов дня. Только после этого их, израненных, не имеющих ни пороха, ни пуль, ни сил пойти в штыковую, удалось взять в плен. Выжить в плену суждено было далеко не всем, но вернувшиеся и стали первыми, кто рассказал о подвиге своего сослуживца Архипа Осипова.

Весть об этом быстро дошла до Санкт-Петербурга, и вскоре император Николай I, потрясённый случившимся, повелел навечно включить героя в списки Тенгинского полка как «первого рядового» самой почётной, 1-й гренадерской роты. Отныне на каждой перекличке в ответ на окрик «Рядовой Архип Осипов!» надлежало отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении!» А дата 22 марта навсегда стала в полку особой датой: в этот день в полковой церкви служили особую торжественную панихиду в память о герое и всех его товарищах.

Через три десятка лет на Северном Кавказе появились два памятника, увековечивших славу защитников укрепления Михайловского. Первым в 1876 году стал ажурный чугунный крест, установленный на месте бывшего форта по инициативе великого князя Михаила Николаевича, бывшего в ту пору наместником Кавказа. Крест поставили такого размера и так, чтобы он был виден всем кораблям, проходившим вдоль берега Чёрного моря мимо устья реки Вулан.


Памятник Архипу Осипову во Владикавказ, начало ХХ века. Взорван большевиками.

Через пять лет во Владикавказе появился второй памятник, возведённый на средства офицеров и солдат 77-го Тенгинского полка. Он представлял собой четырехгранную пирамиду серо-синего мрамора с бронзовым орлом на вершине. На передней грани поместили икону Спасителя, на тыльной — приказ с описанием подвига рядового Осипова, а на боковых — бронзовые плиты с надписями: «Штабс-капитану Лико и рядовому Архипу Осипову» и «Погибшим во славу русского оружия в Михайловском укреплении 22 марта 1840 года». 

До наших дней памятник не дожил: после Октябрьского переворота его снесли, как «наследие самодержавия», а инициатива по его восстановлению в 2014 году почему-то была расценена как попытка «внести раскол в отношения народов, населяющих Северный Кавказ». А вот крест на месте бывшего укрепления в деревне Вуланской, которая в 1889 году повелением императора Александра III была переименовала в Архипо-Осиповку, сохранился, и местные жители поддерживают его в полном порядке.


Крест на месте бывшего укрепления Михайловского в честь подвига рядового Архипа Осипова. 

Пожертвовал собой

Вмешательство иностранцев в кавказские дела Российской империи началось сейчас же после заключения Адрианопольского мира, где верховодила, как всегда пакостная и подлая Англия, в 1829 году. Понадобились защитные русские укрепления для безопасности путей из России в Абхазию, попросившуюся под защиту России в 1810 г., и в христианское Закавказье от разбойных набегов горских банд абреков, которых на это провоцировали Турция и Англия, желая вытеснить Россию с Кавказа.

Напомним, что в 1812 г. завершилась война с Турцией, согласно Бухарестскому мирному договору к России отошли Сухум и всё побережье Абхазии. Однако Россия в эти годы стремилась закрепить за собой лишь военно-стратегические пункты и фактически не вмешивалась в местный феодальный уклад жизни. По-прежнему самоуправляющимися оставались вольные общества Абхазии. Периодически возникали волнения мелких князьков, подстрекаемых турками и англичанами. В связи с этим, крепость Сухум и военные посты составили особое отделение Черноморской береговой линии. С усилением русского присутствия, инспирируемое англичанами и турками, нападение банд абреков продолжалось ещё долго.

В 1837 г. составе Черноморской береговой линии, близ устья реки Вулан, было построено Михайловское укрепление, вошедшее в состав Черноморской береговой линии. Укрепления этого типа были очень лёгкими и не могли противостоять атаке больших масс нападающих. Уже ранее такие же укрепления Лазаревское, Вельяминовское и Николаевское были взяты толпами горцев внезапным нападением.

22 марта на Михайловское укрепление напали орды горских бандитов, во много раз превосходивших по численности русский гарнизон. руководивший обороной укрепления штабс-капитан Николай Константинович Лико готовился к обороне, и как крайнее средство, планировал взорвать склад пороха при вражеском захвате. На этот подвиг, с благословения гарнизонного священника, вызвался рядовой Архип Осипов. Его все в гарнизоне знали как исправного солдата, серьезного и набожного человека, и никто не сомневался, что он сдержит свое слово. 

И он сдержал: в решающий момент боя иеромонах Маркел, в эпитрахили и с крестом, благословил Осипова и дал приложиться к кресту. Об этом рассказали позже несколько выживших. Когда абреки ворвались в укрепление, защищать форт уже было невозможно. Тогда рядовой Архип Осипов взрывом порохового погреба уничтожил укрепление с тремя тысячами нападавших, погиб и сам. Штабс-капитан Лико по одним сведениям пал в крепости, по другим – был захвачен в тяжёлом состоянии в плен и был замучен там.

Генерал Раевский представил военному министру все подлинные показания. Царь Николай I был тронут известием и приказал объявить об этом подвиге по всему военному ведомству, отыскать и щедро обезпечить семейства Лико и Осипова, и сверх того приказал считать на вечные времена Архипа Осипова правофланговым 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка.

На месте взорванного укрепления доныне стоит шестиметровый чугунный крест, сооруженный на народные деньги в 1876 г. А в 1889 г. станица Вуланская по просьбе жителей была переименована в Архипо-Осиповскую, это название сохранялось и в советское время.
И.А. Савин. "Имперский Курьер" 2003 г.

Подвиг Архипа Осипова

В наши дни в российской армии насчитывается около полутысячи солдат и офицеров, навечно зачисленных в списки той или иной воинской части. Большинство из «обретших бессмертие» удостоились этой чести в годы Великой Отечественной войны. Но сама эта традиция появилась гораздо раньше – в 1840 году. Первым русским солдатом, имя которого было навсегда внесено в списки полка и выкликалось на каждой перекличке, стал Архип Осипов (1802–1840).

Таким образом, в Российской армии было положено начало традиции зачисления навечно в списки части.
Впоследствии, на полковом знаке 77-го пехотного Тенгинского полка был изображён подвиг и помещена надпись: «Братцы, помните моё дело».



До самой революции, в роте Осипова, на перекличке вызывалось его имя.
Внесение Осипова в полковые списки, вполне обоснованное и имевшее большое воспитательное значение для молодых солдат. Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка, названное в честь героя. На месте взорванного укрепления высится чугунный ажурной работы крест. Памятник возник в 1876 году таких размеров и на таком месте, что он виден с судов, проходящих у берега.

Необходимо пробудить добрую память о Кавказской войне

Незримые узы связывают Российские Вооруженные Силы с событиями прошлого времени, питая тем самым их духовные корни. Сегодня некоторые «специалисты» предлагают в интересах «сглаживания национальных противоречий на Северном Кавказе» переименовать Лазаревское, Архипо-Осиповку и тем самым навсегда похоронить память о Кавказской войне, её героях (правда, только с российской стороны). Цель этих предложений очевидна — создать у русского народа комплекс вины за то, что происходило более чем 150 лет назад, и тем самым идеологически оправдать террористическую деятельность новоявленных радетелей «за историческую справедливость».


Нереализованный проект памятника рядовому Архипу Осипову и штабс-капитану Николаю Лико. 

В свете этого трудно не согласиться с мнением известного представителя горских народов министра Рамазана Абдулатипова, считающего одной из важнейших причин чеченской трагедии тот факт, что «чеченцы не могут забытьа российские политики не могут вспомнить Кавказскую войну». Сегодня, необходимо пробудить добрую память об этих исторических событиях и обеспечить её доступ к сознанию людей.

Как известно, в научной среде, так же как и в среде политической, существуют различные взгляды на эти исторические события. Существенное влияние на них оказывают политические пристрастия, национальная принадлежность и другие факторы. Одни учёные употребляют термин «Кавказская война», другие — «нац.-осв. движение», третьи — «революция» так называемых «демократических» племён Северного Кавказа.

Употребляя термин «Кавказская война», мы в известной степени отдаём дань сложившейся исторической традиции. Ибо боевые действия не носили привычного характера, когда армии двух стран встречаются в открытом бою. Не было и государства в полном смысле этого слова у горцев. Многие горские правители добровольно принимали российское подданство начиная с XVI века. В частности, некоторые чеченские общества присягали на верность Российскому Императору ещё в XVIII веке. Вследствие чего горцы участвовали в боевых действиях с обеих сторон.

С точки зрения международного права Россия воевала на своей территории, которая отошла к ней согласно Гюлистанскому мирному договору 1813 года с Персией и Адрианопольскому 1829 года с Турцией.

Военные действия со стороны российских войск в этих условиях были вызваны необходимостью покончить с набеговой системойвесьма распространенным видом промысла среди горцев, и обеспечить действие законов Российского государства на Северном Кавказе. Примерно с этих же дат, т.е. со времени отречения грузинского царя Георга престола в пользу императора России.

Наиболее корректным было бы датировать начало Кавказской войны первой половине XIX века. В этот период Россия отстояла Грузию, Армению и Азербайджан в двух войнах с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) и двух с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг.). Согласно заключенным мирным договорам народы Северного Кавказа перешли под юрисдикцию Poccии.

Однако подписанные соглашения не принесли мира на эту землю. Как только при генерале А. П. Ермолове начались попытки утвердить среди горцев российские законы, запретить набеги, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство, которое при подстрекательстве и поддержке Турции трансформировалось в многолетнее кровопролитное вооруженное противостояние. Кавказская война условно может быть разделена на три периода.

Первый — с 1816-го по 1827 год — неразрывно связан с деятельностью генерала А. П. Ермолова и может быть назван «ермоловским».
Второй — с 1827-го до середины 50-х гг. — это самый ожесточенный период войны. Он характеризуется распространением мюридизма.
Третий — с середины 50-х годов до 1864 года — пленение Шамиля, окончательный разгром вооружённых отрядов горцев и завершение войны.
Источник: pikabu.ru

+ + +
Аскольдово крещение

Принято считать, что Крещение Руси было совершено в 989 году святым равноапостольным князем Владимиром. Но это не сосем точно, т. к. первое Крещение Руси произошло на 133 года ранее этого, в 866 году.

Первые крестившиеся в Православную веру в святом граде Константинополе, православным греческим патриархом константинопольским Фотием, были великие князья Аскольд и Дир с дружиною русичей, пришедших на столицу Православия — Константинополь (по наущению хазар) с мечом.



Князья Аскольд и Дир были потомками Кия – основателя матери русских городов, затем — первой столицы Православной Руси — Киева.
Нападение их на Константинополь оказалось неожиданным и стремительным. Город был беззащитен. Император Михаил с войском воевал в это время с персами, в Азии. Византийскую столицу могло спасти только чудо.

Чудо произошло после молебна и крестного хода вокруг стен города, когда патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города – ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернской церкви. И Царица Небесная вняла мольбам, явила чудесную помощь и отвратила неминуемую гибель города. Налетевший шторм разметал корабли руссов, уничтожив большую часть флота. Поражённые чудом Божиим князья Аскольд и Дир прислали в Константинополь посольство, с просьбой о крещении их с войском. Это и было первое, «Аскольдово» Крещение Руси.


Фотиево крещение киевских князей Аскольда и Дира. 866 г.

Каково величие этого Крещения, поступка со стороны князей – военачальников!.. Оскорблённые, потерпевшие урон, нежданное, необъяснимое поражение. Они вместо злобы и мести, находят в себе силы, разум идти не на приступ беззащитного города, а на поклон! Просить просвещения чуждой им доселе Веры. Силой которой они были поражены.

Враг рода человеческого, как и предупреждал Спаситель – неумолим и жесток. Принявшие христианство Аскольд (в крещении — Николай) и Дир (в крещении — Илия), по возвращении в Киев вызвали недовольство горожан – язычников. Когда язычник князь Олег подошёл к Киеву, он понял, что взять город будет очень трудно. Хитростью, при помощи язычников и их волхвов, выманив Аскольда и Дира из города, он подло убил их.



Совершилась первая казнь за веру во Христа. Состоялось первое цареубийство, которое сокровенно связанно, даже обстоятельствами (Выдачей, совершённое руками не внешнего неприятеля, а внутренних), с последним цареубийством — ритуальным убиением монаршей семьи Николая II. Первые пострадали за приобщение своё и остатков своего войска к Православной вере, внесение в находящийся под дурманом язычества народ — Православия. Последний, император Николая II пытался удержать Веру Христову от поругания и низвержения, так же внутренними врагами и обезумевшей массой.

До сих пор не воздано по справедливости этим великим людям, князьям Аскольду и Диру. Не оценено по достоинству их величие, сам смысл того важнейшего, что они принесли, чем облагодетельствовали Русь. Не воздано должного их деянию. В этом наше по-настоящему и невежество, и хладность как к истории Отечества, так и отсутствие благочестия. Мы замечаем только вознесённые события, не удосуживаясь познанием истоков, причин и следствий.

Не почитание праздников, связанных с определяющими событиями истории нашей и как одного из главнейших – Крещения Руси во времена угодников Божиих – Аскольда и Дира, совершивших великое благо Отечеству нашему, их памяти и порождает потом утрату, как в начале ХХ века, безценного Дара Божьего — обладания народом истинной Веры Христовой — Православия. На Нём крепилось и основывалось всё государственное устройство.

Никто не вспомнил, «не заметил», что в 2016 году была годовщина, исполнилось 1140-летие Крещения Руссов и 1125-летие мученической кончины братьев, великих князей Аскольда (Николая), и Дира (Илии).

Святая равноапостольная княгиня Ольга, бабушка св. равноап. вел. князя Владимира, была не только принявшей святое крещение, существовавшее после этого, уже тогда на Руси, но и строительницей одного из первых христианских православных храмов — церкви посвящённой святителю Николаю. В память, на месте убиения первого русского мученика за Веру — великого князя (царя) — Аскольда (Николая), в Аскольдовом урочище Киева.

В конце IХ века Русская епархия уже числилась в списках константинопольских епархий.
В 866 году в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам, патриарх Фотий писал: «Россы, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Византией, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв ещё недавно врагами. Они приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению ».

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград, в южных русских областях св. равноап. Кирилл, просветитель славян, крестил двести семейств, у которых нашёл Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращённых был послан митрополит Михаил, крестивший многих во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо – брошенное по требованию язычников в костёр Евангелие не сгорело. «Прииде Михаил митрополит на Русь, — читаем мы в «Степенной книге», — послан от Василия Македона, царя греческаго и Фотия патриарха, иже уверяя Русь вверже Евангелие во огнь и не изгоре. И сим чудом ужаси Русь и многия крести».

Многоохватно, многими событиями, людьми просвещалась тогда Русь светом Христовой Истины, созревшая для принятия Её, но далеко не всеми и не повсюду. Процесс длившийся в Римской империи более трехсот лет, в России занял более чем вдвое меньше времени. Но проходил тоже драматично и остро.

Благодаря князьям, Аскольду и Диру, первыми принявшими мученическую кончину как христиане от рук язычников, возникли на Руси первые христианские имена – Николай и Илия. Они широко прославились на нашей земле, и до сих пор являются наиболее известными и почитаемыми на Руси — святитель Николай и пророк Божий Илия.

Первое Аскольдово Крещение Руси спасло её от распада, заложило духовную, главную основу создания великого государства. Сакральным является это трагическое событие. Первое цареубийство, русских православных князей Аскольда (Николая) и Дира (Илии). С этого трагического времени начинается история нашего Отечества как Православного государства. Также, как мученической кончиной последнего царя, тоже Николая, завершается существование Православной Русской Империи.

От первого Николая (Аскольда) до последнего, Николая II, – вот тот вектор, по которому прошла на небосклоне всемирной истории наша государственная Святая Русь. Она ещё вспыхнет, перед кончиной мира, ярко, освещая всё вокруг, как предсказали многие святые, но это, как говорится, уже другая история.

Как ритуальное убийство последнего царя — Николая II с семьёй, так и убиение первого Николая (Аскольда) — ныне полны загадок, но по предсказанию святых угодников Божиих, перед кончиной мира, откроется значение, величие содеянного ими.

Нами, потомками их, не принесено ещё должного покаяния за цареубийство на Руси, как за последнего мученика, страстотерпца царя Николая II, так и в особенности за первого мученика, страстотерпца Николая (Аскольда) и его брата Дира (Илии), неканонизированных, оказавшихся в полном историческом, безпамятном небрежении нашем. Не принесена и не приносится за них безкровная общецерковная жертва.



Только в 1866 году, широко отмечалось в России тысячелетие Аскольдова Крещения Руси. Но к нынешнему дню всё это забылось, утратилось и переиначилось. А вспомнить об этом стоит. Вот что печатали газеты более полуторавековой давности:

«Современная летопись» в номере пятом за 1866 год, в статье «Тысячелетие христианства в России» пишет:
«Въ наступившемъ 1866 году исполнится тысяча летъ с тех поръ, какъ Аскольдъ и Диръ приняли христианскую веру въ Царьграде. Для России наступаетъ тысячелетний юбилей отъ начала ея Крещения или принятия ею христианства. Если Россия праздновала тысячелетие политическаго своего существования, то тем непременнее должна отпраздновать тысячелетие своего просвещения св. верою. Это ея священный долгъ. Без христианства не продлилась бы и политическая ея жизнь; царство Русское исчезло бы также какъ исчезли царства Половецкое, Хазарское, Болгарское и многия другия, погибшия от внешних ударов и от внутренних усобицъ. 

Одна Христова вера вноситъ въ народъ элементъ зиждительный, безсмертный, неодолимый никакими катастрофами. У нас обыкновенно считают Крещение земли русской со времёнъ св. равноап. вел. кн.Владимира. Но при Владимире христианство уже воцарилось въ России, сделалось господствующею религией. Основание же ему и первое насаждение положены Аскольдомъ и Диромъ. Съ того времени оно не прекращалось въ России, продолжая постоянно возрастать и приходить въ силу. Безъ крещения Аскольда и Дира не крестилась бы св. равноап. кн.Ольга; безъ крещения Ольги не последовало бы крещение Владимира. 

Это верно; и Русские сделались бы, вероятно, католиками. Начинать христианство въ России со дней Владимира то же, что начинать его въ римской империи со дней императора Константина. Но при Константине, также как и при Владимире, произошло уже торжество новой веры, а появление ея ещё большую имеетъ важность. Владимир решился на перемену веры въ государстве, потому что повсюду виделъ вокругъ себя христианъ; Киевъ былъ наполнен христианами, явными и тайными; религия христианская столько приобрела силы над умами и столько успела ослабить языческую, что вопросъ об утверждении Православной веры сделался потребностью времени.

Торжество празднования тысячелетия христианства въ России требует, чтобы положившивъ начало этого великаго и счастливаго события былъ воздвигнутъ памятникъ и воздана благодарность богослужением о упокоении душъ крестителей Руси, — князей Аскольда и Дира. Хотя жизнь и деяния ихъ неизвестны, но объ них дали свидетельство ближайшие их преемники по вере, которые воздвигли надъ могилами ихъ христианские храмы св. Николая и св. Илии пророка. 

Это доказываетъ что память их чтили, что новопросвещённые руссы остались верны принятой ими религии. Въ течение семнадцатилетняго княжения Аскольда и Дира, христианство такъ прочно укоренилось въ Киеве и число христианъ умножилось, и после их смерти. Языческие князья Олег и Игорь не смели касаться ихъ, и въ числе самыхъ почётных лицъ своихъ, каковы послы, имели христианъ, которые открыто исповедывали свою веру. Греческие летописцы говорятъ, что русская церковь, со времени крещения Аскольда и Дира, составляла особую епископию греческой церкви ».

Вот что мы читаем в статье О. М. Рапова «Аскольд и Дир» в кн. «Русское государство, Большая энциклопедия Русского народа» под ред. О.А. Платонова (изд. «Энц. русск. цивилизации», 2002 г.) на с.48: «Аскольд и Дир (ок.882 г.) бояре Новгородского кн. Рюрика. Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир «отпросились» у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Аскольд и Дир спросили местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Аскольд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

…В «Иоакимовской летописи» говорится, что «Аскольд успешно воевал с хазарами.

В 866 году Аскольд и Дир, — первые к тому же флотоводцы России, пошли в поход на Константинополь. Направление и требование такового похода было, опять же от хазар. 300 русских военных кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. После того как по молитвам жителей во главе с патриархом Фотием, верующие сошли с поясом Пресвятой Богородицы к морю и опустили его в воды. Тут же безоблачное небо закрылось тучами. Поднялась страшная буря. Все русские суда были разбиты о прибрежные скалы.

Аскольд и Дир с немногими уцелевшими русичами крестились в Православную веру Константинопольским патриархом Фотием».

В этом поступке их, кроме принятия Апостольской, Правой веры был и мужественный протест, разрыв с властителями —христоненавистническим, хазарским каганатом.



В «Никоновской летописи» под 867 годом сообщается о возвращении из-под Царьграда Аскольда с остатком дружины… О Крещении киевских руссов вместе с их князьями. Это событие подтверждается византийскими хрониками».

Из ничего не рождается что-то. Так и установление Православной веры на Руси слишком лубочным, несерьёзным видится в подаваемой ныне «картинке». Де, захотелось «вдруг» одарить Русь вел. князю Владимиру истинною Верою. Послал он во все стороны гонцов посмотреть «где покрасивше» службы справляют. Донесли, мол в Константинополе – «красивше». Да к тому ж, захотелось ему жениться на константинопольской царевне, а тятенька её не велит без православного крещения. Вот и получилось, «по вынужденности» и он, и вся Русь веру иноземную приняли, а не по выстраданности. Долгом, многовековом, жадном поиске истинной веры. Таким же долгим и постепенным приятием обретенного Света, а уж затем — триумфальным утверждении Православия.

К началу Х века Русь уже была просвещена светом Христовой истины. Св. равноапостольная вел. кн. Ольга, будучи христианкой, не могла не передать сыну, вел. кн. Святославу сам дух Веры Истинной. Как полководец, он заботился о главном для себя — единстве и боевом духе войска своего. В то время, духовной разноголосицы, избегал решения вопроса о Вере.

Мы знаем, что многие, будучи крещены, ведут образ жизни порой далёкий от благочестия, и наоборот. Так и вел. кн. Святослав, даже если допустить ту мысль, что он не был крещённым, в силу властвовавшей тогда ещё сильной стихии язычества, всё же совершал многие свои деяния как христианин по сути. Можно с уверенностью сказать, что та война, которую он вёл с хазарами, была не только патриотической по своему направлению, но и религиозной, ибо велась она против антихристиан-хазар, — злейших врагов Христовой веры.


Святители Кирилл Александринский и Иоанн Златоуст дали им точное определение — «Видимые бесы».

Вот что говорится по этому поводу в цитированной выше кн. «Русское государство» на с.727-729: «Святослав, вел. кн. Киевский (ок.945-972 гг.), сын кн. Игоря и св. равноап. кн. Ольги, подавивший попытки установить иудейское иго на Руси».

Трудно, ох как трудно внедряется благое в людях. В особенности то, что ведёт к спасению, к Истинной вере. Тут все силы ада восстают! Языческая тьма до сих пор не побеждена полностью. А что говорить про те времена?.. Когда вся Русь была наводнена служителями диавольских истуканов, волхвов отнюдь не желавших оставлять свою «профессию» с их последователями.

Значительно позже Аскольда общее состояние не слишком изменилось в пользу православной веры. «Повести временных лет» повествуют: «Когда вел кн. Владимир направил своих сыновей на княжение по разным русским городам,.. муромские язычники не допустили кн. Глеба в свой город, и князю пришлось жить вне пределов городских стен, в пригороде».

В «Степенной книге» приводится красноречивое свидетельство этого: «О, дорогое моё дитя! – говорила Святославу мать его Ольга. – Нет иного Бога ни на небесах, наверху, ни на земле, внизу, кроме Того, Которого познала я, Содателя всея твари, Христа Сына Божия… Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасён будешь».

На это сын отвечал ей:
«Если бы я и хотел креститься, мало кто бы мне последовал и никто бы из моих вельмож не согласился этого сделать. Если один я закон Христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут своенравничать… И что мне будет самодержавство, если многие меня оставят?».



Печальная судьба убиенного первого крестителя Руси Аскольда пугала Святослава, а более того, его страшило невыполнение долга перед Отечеством — разгрома иудейского, хазарского паразита.. И потому он, не демонстрируя открыто привязанность свою к христианству, решил делами способствовать ему – нанести сокрушительный удар по главному врагу Православия – Талмудическому иудейству – Хазарскому каганату. Тем самым преуготовил, расчистил путь уже более широкому входу Православия в Россию. Только разгром Хазарского каганата был условием независимости, становления Руси как государства и торжества Православной веры в Ней. И это осуществил великий князь Святослав. Какие ещё доказательства верности Отечеству и Истинной вере могут быть?..

Всего через 30 лет после этого, сын его, вел. князь Владимир довершил уже торжество Крещения Руси в государственном масштабе, не встречая уже никаких препятствий ни изнутри, ни извне.

«Святослав сохранил единство Руси, защитив её от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юго-востока. Ольга удержала нарождающееся русское христианство от растлевающего еретического влияния католицизма, грозившего ему с северо-западного направления. Святослав спас государственное тело России. Ольга не дала смутить Её неискушённую юную душу…»

И сегодня мы сталкиваемся со многими остатками языческих нравов, обрядов, уклада, а сколь сильны они были тогда, более тысячи лет назад?!.. Легко нам ставить ярлыки, назначать даты.. подводить под определения, глядя на прошлые времена из сегодняшнего дня. Не даём мы себе труда погрузиться в реалии тех времён, которым самоуверенно выдаем скоропалительные свои «заключения». Так и со временами вел. князя Святослава. Сколько врагов внутренних и внешних подстерегало смельчака задумавшего поднять Русь с колен. Оторвать Её от поклонения бесовским идолам и зависимости от кровососа – хазарского каганата. Сколько за многие годы рабства, их соглядатаев, ставленников было расставлено повсюду!..


Хазары, как бесы и кровососущие паразиты – не дремлют. Нужна постоянная санобработка. Москва, столица России, Тверская ул. 1993 г.

Положение было отнюдь не простое. Об этом повествуется в «Степенной книге»:

«К середине Х в. киевские князья стали вассалами иудейского царя Хазарии. Произошло это после карательного похода Песаха – хазарского полководца, который, командуя наёмной армией, отбросил руссов от берегов Азовского моря, опустошил страну и осадил Киев… Под игом хазарским, Русь разваливалась на глазах, превращаясь в вассала иудейского каганата, вынужденная не только платить ему дань, но и воевать за его интересы, совершенно чуждые славянам».

Князь Святослав, несмотря на свою молодость, является не только неустрашимым полководцем, но и тончайшим по интуиции политиком. Не демонстрируя открыто своих симпатий Православию, он способствует строительству новых храмов. Создаёт благоприятные условия для развития и расширения, умножения православной паствы на Руси. Подготавливает всё для скорого, полного торжества Православия на Руси, которое наступит всего через три десятилетия, при сыне его – великом князе Владимире. Так же без шума, демонстрации своих патриотических устремлений, вел. князь Святослав собрав войско, неожиданным, искусным манёвром, напал и разметал самое злейшее тогда гнездо сатанинское – столицу Хазарского кагана.



Об этом читаем опять же в «Степенной книге»: «В результате разгрома вел. кн. Святославом столицы Хазарского каганата Итиля, многие бывшие враги Руси перестали быть таковыми, не наущаемые уже, не понуждаемые хазарами. Кроме того, благодаря этому совершилось объединение восточнославянских племён в единое государство. Русь установила контроль за торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои южные и восточные рубежи. Россия стала одним из сильнейших государств Европы ».

Далее, подтверждая мысль о том, что Крещение Руси не проходило «разовым мероприятием», под фанфары, как первомайская демонстрация советских времен, что нам прочно установили всей командой историки. Процесс этот был тяжёлый и длительный. О значении того, что сделали для России князья Аскольд и Дир, уместно будет привести цитату из газеты «Киевлянин» от 12 мая 1866. В этой газете сообщается:

«9 мая на Аскольдо-Николаевском урочище.

В настоящем году Россия празднует тысячелетие со времени Крещения перваго русскаго князя-христианина Аскольда-Николая. По мысли знатока отечественной старины М. А. Максимовича, настоятель Никольского монастыря, ректоръ киевской Семинарии архимандритъ Феоктистъ 14 марта настоящаго года вошёлъ к высокопреосвященнейшему Арсению, митрополиту киевскому и галицкому съ докладомъ, чтобы в память тысячелетия христианства в России былъ установлен крестный ходъ на Аскольдову могилу 2 июля – в день положения честныя ризы пресвятыя Богородицы во Влахерне. 

Кроме того, в этом докладе говорит настоятель, что в память и благодарность по Аскольде и Дире, положивших начало великаго и счастливаго события, нужно было бы соорудить памятник, рекомендуемый «Современною Летописью». Дальше в докладе говорится, что Николаевский монастырь, как обладатель урочища Аскольдовой могилы, этой важной для России древности, желал бы на изготовленной имъ, по своимъ силамъ, бронзовой доске изобразить статью, представленную на благоусмотрение его преосвященства, и в день храмоваго монастырскаго праздника 9 мая после Божественной литургии и молебна святителю Николаю поставить эту доску в каменной стене со стороны Николаевскаго спуска, около ворот на Аскольдову могилу, а пред Литургиею совершить панихиду о упокоении души Аскольда, во святомъ крещении Николая.

Вследствии того, 9 мая преосвященным Порфирием, при многочисленном стечении народа пред обеднею на погосте Аскольдо-Николаевской церкви была отслужена панихида о упокоении перваго русского христианского, великого князя Аскольда, нареченнаго в крещении Николаемъ. По окончании литургии при пении тропаря святителю Николаю: «правило веры и образ кротости»»… вынесена была к воротам ограды Аскольдо-Николаевского урочиша бронзовая доска, и здесь пред воротами, после пения тропаря святителю Николаю, была пропета песнь: «Со духи праведныхъ скончавшихся»… и затем провозглашена вечная память «первому русскому христианскому князю Аскольду, нареченному в св. крещении Николаемъ»; затем прибита была всеми священнослужителями доска, на которой изображена историческая статья об Аскольде и Дире и о Николаевском монастыре ».


Аскольдова могила в Киеве (наше время). На её месте была построена церковь свт. Николая. Таким именем крестили вел. Кн. Аскольда.

Можно также сказать, что вел. Князь Святослав как достойный продолжатель великого дела князей – мучеников, страстотерпцев, точным направлением своего меча, поразившего главного, духовного противника – хазарский каганат, был по своим действиям и предтечей св. преподобных Геннадия Новгородского и Иосифа Волоцкого, противоставших против чумы ХУ –ХVI веков на Руси, — ереси жидовствующих, которая как раковая опухоль распространилась по России. Она проникла изъязвляя всё до самых верхов государства Русского. От царского престола и двора, до главы церковного правления – митрополита Зосимы, видного дипломата и государственного деятеля дьяка Феодора Курицына и др. метастазы смертельной болезни поразили многих.


Киевский князь Святослав попирает хазарина. Скульптура В. М. Клыкова установленная на Белгородчине.

Эта чума и теперь жива, и ныне тихой сапой расползается и поглощает нас. Пока не оформившись явно, не показывая себя зримо для всех, эта гидра даёт о себе знать многими признаками.

Вот почему важно нам помнить великих подвижников России, их устремления, дела. Брать с них пример верного служения Отечеству. Быть бдительными и отважными как они, дабы не потерять всего того, что они и благочестивые предки наши, сделали для блага России и Русской Православной Церкви. 

Священник Виктор Кузнецов. Газета «Завтра» 2006 г.

«Того, кто отдаёт себя Богу, Бог никогда не отдаст» 
Св. прав. Иоанн Кронштадтский.

«…во времена антихриста лишь славяне «удостоятся великого благодеяния Божия» за то, что не приняли сына погибели. И воцарится русский «всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, Русско-Славянского, не будет на земле».
(«Служка» Серафимов – Н. А. Мотовилов 1867 г.).



Предгневье

Москва вчера не понимала,
Но завтра, верь, поймёт Москва:
Родиться русским — слишком мало,
Чтоб русские иметь права...

И, вспомнив душу предков, встанет,
От слова к делу перейдя,
И гнев в народных душах грянет,
Как гром живящего дождя.

И сломит гнёт, как ранее ломала
Уже не раз повстанцев рать...
Родиться Русским — слишком мало: 
Им надо быть, им надо стать!
Игорь Северянин +1941г.
(Фотографии и тексты из свободного доступа Интернет).

+ + +
Священник Виктор Кузнецов
«Мученики нашего времени»
Мученики и исповедники
Январь.
Дополнение 13-е.

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица».
3 января 2024 Просмотров: 2 377