Топ-100

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Июнь. Дополнение 25-е. Священник Виктор Кузнецов.

Священник  Виктор   Кузнецов
«МУЧЕНИКИ   И    ИСПОВЕДНИКИ».
Дополнение  25-е. 
КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

«Бог дал нам духа не боязни, но силы и самообладания».
(2 Тим. 1, 7).

+       +        +
Писатель, публицист Евгений Поселянин (Погожев)
  
Е. Н. Поселянин (Погожев). Фото из лагерного дела, 1931 г.

Евгений Николаевич Поселянин (настоящая фамилия Погожев; (21 апреля [3 мая] 1870, Москва — 13 февраля1931, Ленинград) — русскийпублицист и духовный писатель; автор книг, статей и очерков православного характера. В числе известных работ Е. Поселянина — «Старец Иларион Троекуровский» (1895), «А. Н. Майков как поэт Православия и России» (1898), «Святыни Земли Русской» (1899), «Константин Николаевич Леонтьев» (1900), «Сказание о святых вождях Земли Русской» (1900), «Воины Христовы. Рассказы из жизни святых» (1902), «Петербургские святыни» (1903), «Письма о монашестве» (1911), «Герои и подвижники лихолетья XVII в.», «Краса русской армии братья Панаевы» (1917).

Русской Православной церковью Заграницей канонизирован в лике мученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением дня памяти 30 января.

Биография
Евгений Николаевич Погожев родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Москве в семье известного терапевта Николая Александровича Погожева (ум. в 1902 году), несколько лет преподававшего в Московском университете и на медицинском поприще заслужившего личное дворянство. Мать Лидия Николаевна происходила из знатной семьи. Её дед, генерал-майор Михайловский-Данилевский, был сенатором и известным военным историком, братья – статскими советниками, служившими в столице.

Евгений Николаевич Погожев. Фото ок. 1900 г.

В 1887 году Е. Н. Погожев окончил с золотой медалью 1-ю московскую гимназию, год спустя поступил на юридический факультет Московского университета. За несколько месяцев до этого, побывав в Оптиной пустыни, он стал духовным сыном старца Амвросия, благословившим его «писать в защиту Веры, Церкви и Народности».

В 1892 году, по завершении университета выпустил книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», которые преподнёс Александру III.

В 1893 году он переселился в Царское Село (позже в Петербург) и поступил в канцелярию 2-го (крестьянского) департамента Сената. Через 5 лет перешёл в Комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции. В 1903—1904 годах работал в Канцелярии Российской Императорской Академии наук. Получил чин статского советника.

В 1904 году призван на военную службу как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал. 1913 году — чиновник особых поручений в Главном управлении землеустройства и земледелия. В том же году Евгений Николаевич был удостоен потомственного дворянства.

С апреля 1918 по декабрь того же года работал в страховом Обществе; затем сотрудничал в Отделе охраны и учета памятников искусства и старины (декабрь 1918 — апрель 1922). Потеряв работу, с весны 1922 года давал частные уроки. В 1924—1925 годах выслан в Восточную Сибирь. В декабре 1930 года был арестован и 13 февраля1931 года расстрелян.

Память и наследие
Имя Евгения Поселянина было внесено в список поимённый новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако список новомучеников с включением в него имени Евгения Поселянина был издан только в конце 1990-х годов.

Его книги, широко известные и популярные в дореволюционной России, при Советской власти не издавались; но после распада СССР годы они вновь стали вызывать к себе интерес.
Википедия.

Житие мученика Евгения Погожева (Поселянина)
Яркий и плодовитый духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин, принявший в годы гонения на Православную Церковь смерть за веру, родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Москве.

Воспитывался Евгений в благочестивых традициях церковной Москвы. В очерке «Святочные дни (из детских воспоминаний)» он рассказывал: «Когда я себя ещё очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную Всенощную, громкое пение, тяжёлые паникадила в огнях, золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моём семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда...». 

Событие это заложило в его душе «тёплую любовь к русской церковности». Одновременно оно научило почитанию святых, о которых он впоследствии много и ярко писал: «Среди объявлений рассылаемых перед Рождеством, к нам попал лист, на котором был изображён митрополит Филипп перед Иоанном Грозным. Доселе я живо помню этот рисунок: Филиппа, не сводящего строгого взора с лика Спасителя, царя, гневно пред ним стоящего, толпу опричников. Не знаю, кто мне объяснил содержание картинки, но подвиг Филиппа возбудил во мне необыкновенный, хотя и мальчишеский восторг. Я никому не рассказал о том, что пережил, но несколько дней ходил, всё думая о Филиппе».

В 1888 году в жизни Евгения Погожева произошло событие, которое определило всю его дальнейшую жизнь. Об этом рассказывает преподобный Варсонофий Оптинский: «Однажды он с тётей собирался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки отца Амвросия.

– Вы, тётушка, поезжайте, а я вас в Калуге подожду, – решительно заявил он.
– Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к старцу ты можешь не заходить.
Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тётка упрашивает, не сходит ли он хоть разок к отцу Амвросию, но племянник решительно объявляет: «Нет уж, не просите, к отцу Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает текстами».
Так и не пошёл. Тётка же рассказала о нём отцу Амвросию.
– А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал батюшка, – передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть-десять минут».
Он вышел от отца Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил:
– Нет, сначала надо окончить университет, а там я скажу вам, что делать.
По окончании университета Евгений Николаевич приехал к отцу Амвросию и спрашивает, что же теперь делать.
– А теперь, – сказал батюшка, пишите в защиту веры, Церкви и народности».

Позже он с сердечной теплотой писал о своём наставнике и духовном отце: «Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветлённый шедшими от него лучами благодати». Великому старцу Евгений Поселянин посвятил отдельный очерк: «Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий» (СПб, 1907). 

О Поселянине сделана запись 16 июля: «Сегодня посетил Оптину Пустынь известный духовный писатель Евгений Николаевич Погожев... Он один из преданнейших духовных сыновей Старца Амвросия, поместил в Душеполезном Чтении за 1892–1895 годы несколько статей о жизни Старца. Издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину Пустынь с самой лучшей стороны в отношении как внешнего, так особенно внутреннего ее благоустройства».

Творчество Е. Поселянина продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Оно является разнообразным по содержанию, красочным по форме, доходчивым до читателя (даже тогда, когда касается глубоких вопросов сокровенной молитвенной жизни человека). Книги и статьи Евгения Поселянина проникнуты тёплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлечённому решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель.

Большую часть своих трудов Евгений Поселянин посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия. Он умел показать своим современникам нетленную красоту подвига святых: «Кому приходилось испытывать то необыкновенное впечатление, какое переживаешь, когда вдруг до души, измученной житейской тревогой, издали донесутся тихие, безстрастные, отрадные и счастливо спокойные, как вечность, звуки церковного песнопенья, тот поймёт, что подобное впечатление испытываешь и тогда, когда развернутся вдруг перед глазами правдивые сказания о подвигах былых людей христианства, тех вольных мучеников, которые с такой последовательностью стремились взять и взяли от жизни лишь одну духовную её сторону. 

Какой бы пропастью ни была отделена наша беззаконная жизнь от их светлых «житий», но раз мы вызываем внутри себя те сокровища, то лучшее содержание нашей души, которое отчасти раскрадено, отчасти затоптано гнётом жизни, но ростки, которого не погибают в человеке совершенно, пока он дышит – как этой лучшей стороной нашего существа мы и поймём этих дальних и странных людей... Прекрасны они цельностью своих могучих характеров, той великой сосредоточенностью с какой провели свой земной век, не отходя от ног Христа Учителя, слушая Слово Его». 

В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Её земной жизни и Её чудотворных икон» (СПб., 1914; М., 2002), ставшей лучшей среди всех работ, посвященных этой дорогой сердцу православного человека теме.

Труд этот явился плодом благоговейного почитания Пресвятой Богородицы. «Восемнадцать слишком веков от того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и унижений была коронована на чудное Царство Небесное – эти восемнадцать веков безсильны были умалить восторг человечества пред тихой святыней Девы Марии. В немногих дошедших до нас отзывах Её современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, превышающие всякие слова, не умеющие найти достаточных выражений». Большинство трудов Е. Поселянина в наше время переиздано и служит делу духовного просвещения нашего народа.



22 октября 1911 года прп. Варсонофий говорил своим чадам: «Нет, непрочно земное счастье, и благо человеку, который за ним не гонится, но возлагает всё упование на Христа Спасителя. Он не будет посрамлен. Сегодня как раз у меня человек, которого сильно обмануло счастье в личной жизни, – это Евгений Николаевич Погожев...» Старец Варсонофий видел в нём большие духовные дарования: «Вы – идеалист, Евгений Николаевич, – сказал я ему,– в миру нет вам места, ступайте в монастырь, всё равно в какой, хоть бы в наш, конечно, где хранятся заветы старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет – монахом, пять – иеродиаконом...

– Ну а потом?
Потом вы были бы старцем, как отец Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним».

Евгений Поселянин не принял монашеского пострига: «И в миру можно приносить пользу, – ответил он». 
Дальнейшая жизнь показала, что богатые внутренние силы его не остались невостребованными. На 61 году жизни он сподобился мученического венца.

Е. Поселянин духовно-писательскую деятельность совмещал с государственной службой. В чине статского советника Евгений Поселянин был в 1904 году призван на военную службу как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал. С фронта он посылал репортажи о подвигах русских солдат, составившие книгу «Из жизни наших героев-воинов» (Пг., 1916). Несмотря на то, что много времени и сил отдавал работе в государственных учреждениях, духовно-творческий труд был для него главным в жизни. 

Писатель Евгений Поселянин 1910 г.

После 1917 года опубликовал лишь несколько статей в журнале «Божия Нива». В дальнейшем возможности для Евгения Поселянина как церковного писателя практически исчезли. В его следственном деле 1924–1926 годов находится заявление уполномоченным Енисейского отдела ГПУ, где он говорит о своих литературных занятиях до ареста: «Я за последние годы обратился к исследованию биографии Пушкина, а мой ответ под заглавием «Отравленный Пушкин» заслужил лестный отзыв академика Кони и других известных пушкиноведов». 
С апреля 1918 по декабрь того же года Е. Поселянин работал в страховом Обществе; затем сотрудничал в Отделе охраны и учета памятников искусства и старины (декабрь 1918 – апрель 1922). 

В ночь с 11 на 12 апреля 1924 года он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. 25 июля 1924 года постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ по ст. 68 Евгений Поселянин (в деле – Е. Н. Погожев) был выслан на 2 года в д. Гольтявино Приангарского района. В Следственном деле имеется «Характеристика на административно-ссыльного Погожева Евгения Николаевича», составленная уполномоченным по ссылке Шестаковым: «следуя в ссылку с этапом, последний все время занимался антисоветской агитацией среди ссыльных как в пути следования, а также в пересыльных домах заключения... 

Агитация Погожевым велась не только среди заключенных, но также были попытки разложить своей агитацией сопровождавший этап конвой. Отбывая ссылку в д. Гольтявино Погожев ведёт тесную связь и дружбу с местным попом и населением антисоветского настроения... Одно время, т. е. по прибытии в ссылку в Канский округ, был оставлен для отбытия срока ссылки в городе Канске. Поведение Погожева сразу стало обнаруживать его активность, выражающуюся в скрытой антисоветской агитации, а также в общении такового с группой местных тихоновцев».

После ссылки, срок которой закончился в июле 1926 года, Евгений Поселянин вернулся в город на Неве, проживал на Моховой улице недалеко от Преображенского собора, прихожанином которого он являлся.

Спасо-Преображенский собор, прихожанином и членом общины которого состоял и по делу о разгроме «Двадцатки» которого был расстрелян Е. Н. Погожев (Е. Поселянин). Преображенский собор Санкт-Петербурга в наши дни.

С 25-го на 26-е декабря 1930 года в Ленинграде были арестованы 13 человек, которых сотрудники ОГПУ объединили как членов кружка. В обвинительном заключении говорилось: «Под видом богослужения у себя на квартире, после закрытия б. Преображенского собора, устраивались собрания, на которых в контрреволюционном разрезе обсуждались текущие события политического дня, читалась контрреволюционная литература и т. п.». В числе 13 арестованных был и Евгений Поселянин.

То, что следователи ОГПУ называли контрреволюционной организацией, реально представляло собой регулярное общение единых по вере и убеждениям людей. После закрытия Преображенского собора настоятель храма протоиерей Михаил Тихомиров регулярно совершал на квартире богослужения. Евгений Николаевич был допрошен 29 декабря 1930 года. Относительно предъявленного ему обвинения, Поселянин заявил: 

«Касаясь своих политических воззрений, должен заметить: гонения Советской власти не могли меня как верующего человека радовать. Отсюда и то неприязненное отношение к ней, которое я подчас выражал. Не занимаясь разработкой политическо-экономических дисциплин специально, я преломлял свои политические симпатии сквозь призму религиозных чувствований. Должен заметить, что являюсь большим поклонником митрополита Филарета, а последний говорил, что на земле посланником Бога является царь. Пожалуй, этого заявления достаточно, чтобы определить моё политическое credo». Поселянин выразил своё отношение к идее, учению Маркса, назвал его утопичным.

10 февраля Особый отдел ОГПУ, применив к арестованным ст. 58–11, направил их дело «для внесудебного разбирательства» и ходатайствовал: к гражданину Погожеву Евгению Николаевичу. «применить высшую меру – расстрелять». В тот же день тройка ПП ОГПУ утвердила приговор, который был приведён в исполнение. Он был уничтожен большевиками 13 февраля 1931 г. одновременно с настоятелем Преображенского собора Петрограда митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым.

Так сподобился святого мученического венца Евгений Погожев, бывший духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского и посвятивший по благословению старца свою жизнь духовному просвещению народа.

В «Воспоминаниях» дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой) рассказывается о посмертном явлении мученика Евгения: «Евгений Поселянин, составивший «Подвиж­ники благочестия», перед своей кончиной жил с неверующей сестрой в Петрограде. Видит он сон, как звонят по телефону, затем приходят ночью и уводят его. Он проснулся утром и пошёл к своему духовнику отцу Борису, исповедался, приобщился Святых Таин. В ту же ночь сон, который он видел, сбылся буквально: позвонили по телефону, потом ворвались, обыск, его забрали и увезли. 

Через некоторое время сестра узнала, что он расстрелян. Она была неверующая и не стала его отпевать, и никому не сказала об этом из священников. Через некоторое время его духовник отец Борис служит в храме, выходит покадить, и вдруг видит – стоит на клиросе Поселянин. Когда священник подходит поближе, тот раскрывает свой пиджак, и отец Борис видит у него на груди рану от пули. Отец Борис спрашивает: «Когда это случилось?» В ответ Евгений Поселянин указывает рукой на икону Трех Святителей. Священник говорит: «Мне надо кадить; подождите, я сейчас вернусь», – и уходит в алтарь. Когда он вернулся, на клиросе уже никого не было».
Источник: Православие.ru

О преображении жизни без пафоса и морализма

Евгений Николаевич Погожев (21.04.1870–13.02.1931) – русский публицист и религиозный писатель, канонизированный Русской Православной Церковью Заграницей в лике мучеников. Он прожил жизнь, полную неожиданных поворотов, и оставил заметный след в литературе.

Библиография писателя насчитывает несколько десятков произведений. Дебютом Поселянина стали книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», подаренные им императору Александру III. Особняком стоит его книга «Старец Амвросий», рассказывающая о нелёгкой судьбе святого и его тяжёлом кресте, который он нёс всю жизнь ради Христа.

Одной из самых известных в наше время работ Поселянина можно считать рассказ «Николка». Это короткое психологическое произведение рассказывает о женщине, отдавшей на съедение волкам своего пасынка. Мальчик буквально чудом Божиим был спасён от страшной смерти. Детям Евгений Поселянин посвятил немало своих произведений.



Жанру, в котором пишет Евгений Поселянин, трудно дать чёткое определение. С одной стороны, он пишет о святых, и на первый взгляд может показаться, что он занимается агиографией. Между тем автор описывает жизнь Богородицы, или целые жития святых совершенно разных эпох в художественной форме либо в собственном изложении. 

Поселянин много ездил по святым местам России, а потом написал: «Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, избрания, какой-то ярко выраженной небесности…»

Смысл творчества Поселянина заключается в обращении в православную веру людей, далёких от Бога. Писатель хотел показать красоту и глубину христианского подвига в повседневной жизни. Поселянин не использует ни обличительный моралистический тон, ни говорит языком эсхатологии. Он показывает преображение внутренней жизни своих героев. Представитель русской религиозной философии Николай Лосский писал: «Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы – все эти высокие свойства её несомненны».

Бывает трудно дать строгую классификацию трудам Поселянина, поскольку одни и те же произведения неминуемо попадают сразу в несколько категорий. Воздает почести Поселянин и мыслителям, например, поэту Аполлону Майкову и философу Константину Леонтьеву.

Е. Н. Погожев в гостях у Тютчевых (стоит 2-й слева). Нач. XX в.

В «Идеалах христианской жизни» автор рассуждает, в действительности ли та жизнь, которую ведут его верующие современники, соответствует тем идеалам, которые заповедал нам Христос. Ещё в предисловии Поселянин предлагает использовать мощный прием: представить, что Спаситель вновь оказывается среди людей, наблюдая за современной действительностью. Надо сказать, что этот метод очень хорош для личного трезвения и духовного роста: представлять, что Господь оказывается в нашей жизни в качестве собеседника, гостя, коллеги, приятеля… Бог становится не отдалённой абстракцией, а приближается к нашему пониманию в качестве воплощённой личности. Собственно, именно для этого однажды Сын Божий и сошёл на грешную землю – чтобы люди ощутили Его присутствие и через встречу Богочеловеком мобилизовали свои духовные ресурсы для изменения, совершенствования, преображения.

Пожалуй, одним из важнейших достоинств книг автора можно назвать их сфокусированность на уже упомянутом внутреннем преображении человека без морализма и экзальтации, без нравоучений и возвышения писателя по отношению к читателю. Думается, что такой подход всегда будет актуальным, отсекая лишнее в диалоге с аудиторией, которой, вне зависимости от эпохи, всегда нужна будет здоровая пища для размышлений о том, в чём суть нашего христианства и что по-настоящему важно, когда речь заходит о духовной жизни.
Владимир Басенков.

Биографический очерк

Его расстреляли за два дня до праздника Сретения Господня, в подвале тюрьмы на Шпалерной улице, неподалеку от дома на Моховой, где он жил, близ Преображенского собора, прихожанином которого был и по делу о котором получил смертный приговор. Так мученически закончилась жизнь Евгения Николаевича Погожева, которого под псевдонимом «Е. Поселянин» до Октябрьского переворота знала вся православная Россия, ибо его книги выходили огромными тиражами.

Писать и публиковаться он начал ещё будучи студентом юридического факультета Московского университета, который закончил в 1892 году. Летом 1888 года Погожев побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца Амвросия. Пустыни и её насельникам писатель посвятил много задушевных страниц, но сам так и не решился принять постриг, хотя и писал, что «монашество есть та отдушина, через которую смотрится в небо жаждущее этого неба человечество».

С конца XIX века Поселянин трудился в Петербурге чиновником Министерства юстиции и Академии наук, а также сотрудником известных русских духовных журналов. Он много ездил по святым местам России, собирая материалы о забытых праведниках и преданиях. Из этих поездок и бесед писатель вынес множество интересных наблюдений.

Поселянин сделал вывод об особом духовном складе русского народа, опираясь также на свои впечатления от путешествий по Европе, о которой он с грустью замечал: «Европа перестала быть христианскою. Проповедь «успеха», господство грубой силы, провозглашаемое то робко, между строками, то нагло и прямо (как делал Ницше) сменило... благовещение нищим, утешение сокрушенных сердцем».
 
Большими и плодотворными были для него идеи русских почвенников и выдающихся современников из консервативного лагеря. Поселянин дружил и переписывался с философами П. Е. Астафьевым, К. Н. Леонтьевым и В. В. Розановым; его первые литературные опыты поддержал поэт К. Р. — вел. кн. Константин Константинович. Вместе с проф. A. И. Введенским, еп. Никоном (Рождественским), М. А. Новоселовым он участвовал в Москве в религиозных собраниях у Л. А. Тихомирова, известного теоретика монархизма.

Как православный христианин, с детства знавший великую силу веры, молитвы и Церкви («Не было ни одного отъезда из Москвы, ни приезда после долгого отсутствия, когда бы я не стоял пред (Иверской) иконой»), писатель с горечью говорил о состоянии преобладающего большинства тогдашней русской интеллигенции: «Религиозные интересы вовсе изгнаны из быта интеллигенции... И если б отношение общества к религии было только индифферентизмом! Нет: в нём прямая враждебность». 

Манифестация.  Худ. И. Репин.

Теряя веру, общество теряло и свои русские свойства, вернуть которые, согласно Поселянину, могли ему только «жизнь в Церкви, воздействие выдающихся произведений русской литературы и соприкосновение с миром простых русских людей».

Поселянин был несомненно одарённейшим популяризатором-апологетом, который старался познакомить современников с житиями знаменитых подвижников (он обработал и переложил «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского), святых отроков (Святая юность) и святых воинов (Сказания о святых вождях Земли Русской), изображая их прежде всего «не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости». Хорошо владея «церковным стилем», писатель умел доступно излагать сложные богословские понятия, красочно живописать стародавние события и создать запоминающиеся портреты своих героев. 

Немало страниц Поселянин посвятил чтимым на Руси иконам, отечественной церковной истории, православным святыням, укрепляя в русских людях любовь к своей вере и её традициям. Писал он и о современных светильниках веры: старце Амвросии, отце Иоанне Кронштадтском, благочестивых пастырях— «народ льнёт к этим людям, в которых видит сильный дух, презрение к плоти, свободу от земных условий». В своих книгах писатель умел найти путь к сердцу этого народа, ибо знал его задушевные мечтания и идеалы — «вольное страдание — во имя пострадавшего на грешной земле Христа».

Е. Н. Поселянин (Погожев) перед расстрелом.

Лучшие произведения Поселянина содержат размышления об истинах веры и опыте жизни в Церкви и нравственно-психологическое обоснование Православия, ибо он старался «в картинах своих из мирской жизни отражать настроение своей верующей христианской души». И эта благочестивая и искренняя душа самого автора наполняет его книги, в которых прекрасно видно, как любит русский человек своих святых и родное Православие, как велика в нём жажда вечного спасения и святости жизни — «духовная жажда, жажда чего-то высшего и лучшего, более широкого и более захватывающего, чем земля с её радостями, жжёт народную душу; не только души великих избранников, но также души рядовых людей — толпы».

Но грянул 1917 год, который обрёк церковного писателя на полное молчание до конца жизни, если не считать двух статей о Пушкине. С негодованием и скорбью взирал Поселянин на атеистические глумления большевиков над святой Русью. В ночь на 12 апреля 1924 года его с группой «бывших» арестовали и на два года выслали в Ангарский край, обвинив в организации «монархической группировки» в Ленинграде.

Вернувшись из ссылки, Поселянин, уже больной и не молодой человек, оставался на свободе пять лет и в декабре 1930 года был снова схвачен чекистами по «делу Преображенского собора».

На допросах он держался очень мужественно и заявил: «Гонения советской власти на религию не могли меня как верующего радовать». Тройка ОГПУ приговорила его к расстрелу. 

Долгое время имя замечательного духовного писателя-новомученика находилось в забвении — его не было ни в одной литературной энциклопедии и в истории литературы. Только начиная с 1990 года произведения Поселянина начали переиздаваться и ими стал зачитываться духовно изголодавшийся русский человек.
В. В. Антонов.

Вот одно из произведений этого замечательного духовного писателя (в сокращении):

Таинственная ночь
Е. Поселянин.
Москва успокаивается, готовясь к светлой заутрене. 

Заперты лавки, вышел и спрятался в домах весь народ. Кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его "семь холмов" спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление. Тихо-тихо все над Москвой под надвигающимися крылами этой ночи.

Заперты ещё церкви, не горят вокруг них огни. И прежде чем встрепенётся живая земная Москва, раньше её навстречу Воскресающему Христу поднимается другая, вековечная Москва.
Из запертых соборов, из окрестных монастырей поднимаются нетленные создатели Москвы.

И прежде всех из своей раки в Даниловском монастыре поднимается святой благоверный князь Даниил Александрович Московский.
Тихо проходит он по пустынным улицам Замоскворечья и вступает в Кремль. Молится на золочённые им соборы Спас на Бору и Архангельский, и широко невидимою рукою отворяются перед храмосоздателем двери этого собора.
"Здравствуйте вы, — говорит он, вступая в усыпальницу потомков, — благоверные великие князья Московские, здравствуйте вы, цари великие, Большая и Малая Россия и иных земель обладатели".

И на зов князя-схимника отверзаются древние гробы. Встают из гробов, и молча приветствуют друг друга поклонами, собираясь вокруг своего прародителя и первоначальника Москвы — Даниила.
И выступает их Сонм из открывающихся пред ними дверей и идёт к вратам собора Успенского. Святой Даниил делает на дверях широкое крестное знамение, и тогда сами собой отверзаются врата святилища русского народа.
 


Медленно вступают князья под высокие своды. Безстрастные огни лампад озаряют лики чудотворных икон: Владимирской, столько раз спасавшей Москву в час конечной гибели; Всемилостивого Спаса из Византии; Благовещения, храмовой Успенской, Смоленской...
 Благоверный Даниил говорит, обращаясь лицом к образу Всемилостивого Спаса: "Господу помолимся!" — "Господи, помилуй!" — откликаются все князья и цари и тихо делают земной поклон.

Владычице, спаси землю Русскую! — откликаются князья и цари и опять неслышно творят земной поклон пред чудотворной иконой Владимирской. "Святители Московские, молите Бога спастися земле православных!" — повторяют они.
И вот отверзаются раки.

Встаёт с пророческим взором утрудившийся подвигами Петр, встают учительные Феогност, Фотий и Киприан, встают строгий Иона, и безстрашный Филипп, и непреклонный Гермоген.
Отдав друг другу поклон, тихо проходят к иконе Владимирской и лобызают её; опираясь на посохи, они сходят с солеи к ожидающим князьям.

С усердием кланяются им князья и цари, а они, воздев руки, осеняют их святительским благословением.
Начинается призывный звон.

И на этот звон со всех сторон встаёт, весь до одного, прежде почивший люд московский. Встают сильные и убогие, праведные и грешные, поднимается вся Москва, сколько её было с той поры, как она стала есть. Встаёт, поднимается, собирается незримая многонародная, прежде почившая Москва.

Осенив крестным знамением обеими руками и на все четыре стороны, произносит святитель Пётр: "С миром изыдем". Он идёт первым, выше патриархов. Другие святители несут икону Владимирскую и прочие иконы, за ними священство в сияющих ризах с иконами, Евангелиями, крестами, пасхальными светильниками, разубранными цветами. С весеннего неба весело мигают чистые звёзды.
Ход выступает из Спасских ворот к Лобному месту и на Лобном месте устанавливаются святители и князья.
Вот она вся небесная Москва!

В проходе, оставленном на Красной площади, раздается быстрый топот, и у самого Лобного места появляется великий всадник на белом коне.



То с далекого приморья явился взглянуть на удел младшего из сыновей своих святый благоверный князь Александр Ярославич Невский.
Вот богатырь, в самом иге сберегший Русь от шведов и немцев. Как иссечены его шлем и латы в двадцати битвах! Печать неисцельной скорби у него на челе. Вспоминает он мольбы свои пред ханом за народ Русский. Непомернее всех скорбь Александра, мученика за землю Русскую. Скорбно ждёт он, с великой любовью взирает на собор Московских чудотворцев, на эту красу Русской земли. 

Медленно ступает на помост Александр. Его взор останавливается на иконе Владимирской. Поник пред знакомой святыней Александр головой, снял шлем и замер в молитве. Помолился за родную Русь.

Князь встал в ряды чудотворцев Московских, справа от благоверного Даниила. И все ждут опять.
Но не князя, не святителя ждут они. Они ждут все верховного русского человека, и он приходит не в княжеских одеждах, не в святительских ризах.

С севера повеяла тихая прохлада, почуялось дуновение великой святыни, показался величавый Старец. 
Он идёт в убогой одежде, с обнаженной головой, со святой водой и кропилом. Преклонились пред ним все князья и весь клир. Стоят одни святители. И он приблизился.

Низко, низко поклонились святители иноку-старцу, и раздается их привет: "Радуйся, Богоносный отче Сергие; радуйся, игумене земли Русской!"
 


Он говорит: "Вся Богопросвещенная Россия, твоими милостями исполненная и чудесами облагодетельствованная, исповедует тя быти своего заступника и покровителя".

Воздал всем поклон Преподобный Сергий и упал ниц пред иконою Владимирской: приник к ней челом и молился...
Пречистый лик озарился улыбкой, и Богоматерь склонила на Своего избранника взор благостыни. А старец встал и пошел с учеником своим Никоном кропить святой водой и благословлять семь Московских холмов.

Освятив всю Москву, великий собор возвратился в Кремль и стал ждать...



Святой час уже наступил, и, когда земная Москва поднялась навстречу Воскресшему Христу и ждала Его в золотых огнями храмах, над этою зримою Москвой уже незримо стояла ополченная на молитву другая — небесная, вечная Москва.
«3 Рим».

Памяти Евгения Поселянина
Елена Семёнова.

«Благодарная память о прошлом есть первый признак образованности ума и благородности сердца». Эти слова Евгения Поселянина относятся к истории России, которой посвящено немало его произведений.

Евгений Николаевич Погожев, лит. псевдоним Евгений Поселянин (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, мученик. Память 31 января (РПЦЗ).

С началом ХХ века, на Россию стала резко надвигаться катастрофа, главной причиной которой стало оскудение в русском народе, о особенно в образованной среде, живой Христовой веры. 

Высокообразованный русский человек, Погожев и сам хорошо знал и любил Европе культуру, немало путешествовал по западным странам, но это не помешало ему, подобно Достоевскому, также с трепетом относившемуся к «камням Европы», смотреть на западный мир без иллюзий.

Торжество богоотступничества пришло на Русскую Землю в 1917 году, и с того времени имя Поселянина постепенно исчезает из русской словесности. Его лебединой песней стала вышедшая в 1919 году книга «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Её земной жизни и Её чудотворных икон» — лучшая из всех работ, посвященных этой дорогой сердцу православного человека теме. С той поры писатель был лишён возможности печататься, хотя и продолжал работать. 

Русская Церковь была расколота декларацией митрополита Сергия (Страгородского), в которой тот называл радости богоборческой, преступной большевистской власти «нашими радостями». Верное чадо Преподобного Амвросия, Евгений Погожев, оказался в числе тех, кто не пожелал «сорадоваться» радостям красных сатанистов.

После закрытия Преображенского собора писатель стал членом общины, которая проводила тайные богослужения на квартире. Общину возглавил бывший настоятель Преображенского собора протоиерей Михаил Тихомиров. В конце декабря 1930 г. члены общины в числе 13 человек были арестованы. Накануне Поселянину приснился сон, будто бы в его квартиру ночью врываются чекисты и арестовывают его. Проснувшись, он позвонил своему духовнику, исповедался и причастился. На другую ночь сон его исполнился…

Когда-то на отрока Евгения особенное впечатление произвело житие мученика митрополита Филиппа, не убоявшегося обличить беззаконие власти. В 1931 году настало время самому Поселянину принять мученический венец. 

10 февраля Особый отдел ОГПУ, применив к арестованным ст. 58–11, направил их дело «для внесудебного разбирательства» и ходатайствовал: к гражданину Погожеву Евгению Николаевичу «применить высшую меру – расстрелять». В тот же день тройка утвердила приговор, который был приведён в исполнение 13 февраля.

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей Евгений Николаевич Погожев был канонизирован в лике мученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением дня памяти 30 января. В Русской Православной Церкви Московского Патриархата, после слияния с Зарубежной Русской православной Церковью, писатель почему-то пока, до сих пор не перенесён в помянник, для служения этому святому новомученику. Это «недоработка» или «политика»?.. 

Помимо обширного литературного наследия, новомученик Евгений Поселянин оставил нам краткую молитву:
«Господи, Господи, Ты, Который сказал, что надо стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное, умножь в нас веру до степени безхитростной и ясной веры детей. Дай нам их незлобивое кроткое сердце, их чистоту и незнание зла, чтобы когда мы говорим Тебе великие слова: «Отче наш», то мы были перед Тобою маленькими, непорочными детьми, беззаботно любящими Тебя, Небесного Отца».
Святый мучениче Евгений, моли Бога о нас!
https://www.chitalnya.ru/work/3112742

Свидетель благочестия 
А. Н. Стрижёв
Опубликовано: 03/05/2009

К сожалению, о жизни самого писателя мало что известно. Таково наше время! Оно переполнено злодействами, испоганено злодеями. Евгений Поселянин был уничтожен большевиками 13 февраля 1931 года одновременно с настоятелем Преображенского собора Петрограда митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым. (Ни православный писатель, ни священник, расстрелянные за веру, не удостоились почему-то канонизации, заслуженной памяти в синодиках РПЦ М.П. — ред.). Он разделил участь новомучеников, которым в XX веке в России несть числа и чье молитвенное предстательство перед Престолом Живоначальной Троицы уже служит всем верующим во спасение. Известно ведь, что кровь мучеников — семя Церкви, и сеется оно для торжества веры над неверием.

Как ни глумились бесы над памятью, а всё же в ней кое-что уцелело о каждом духовном писателе в отдельности. Так, о Поселянине удалось раздобыть следующие сведения.

Евгений Николаевич Погожев родился 21 апреля 1870 года в Москве, в зажиточной дворянской семье. Как это водилось тогда, молодёжь из благополучных семей была заражена позитивизмом. Во всяком случае, до поступления в университет, да и в пору студенчества Евгений Николаевич оставался неверующим, жил вне Церкви.

Но Господь вразумляет Своих чад, вразумил Он и юного Погожева. Обращение произошло в Оптиной пустыни, в келье старца Амвросия. И он стал духовным писателем, посвятив свою жизнь благочестивому делу. Много страниц напишет Погожев о великом старце Амвросии. Будут и очерки, и книги. 

Погожев вообще пишет много, и пишет хорошо. В начале нашего века, по существу, не было церковного периодического издания, особенно издания для народа, где бы не печатался Погожев. Его читала вся православная Россия. Оптинский старец Варсонофий скажет: «Погожев — художник в душе, и это отражается в его литературных произведениях». Псевдоним себе он выбрал немудрящий — Поселянин, по названию самых неповрежденных христиан — сеятелей. Они то и есть становая жила этноса.

В 1901 году благонравный читатель получил второе издание книги Евгения Поселянина «Русские подвижники XIX века». По сравнению с первым оно было значительно расширено и дополнено.

«Церковь цветёт, плодоносит, — говорит Е. Поселянин, — но дела её, в противоположность делам мира, где маленькие люди подымают вокруг своих неценных, ненужных дел такой шум, её дела совершаются безшумно, в святом сосредоточении. Эти дела видит и знает им цену русский простой народ, который по рассказам отцов продолжает любить людей, здесь помянутых».

Евгений Поселянин — писатель даровитый, он отменно владел церковной речью. Его словарь богат и свеж, а стилевая выразительность письма неповторима — проза и поэзия сливаются в мерном слоге. 

Тяжело переживал Погожев кончину батюшки Амвросия, он как бы навечно осиротел. В Оптину приезжал по привычке, но к живущим старцам не обращался, будучи уверен, что никто ему не заменит великого подвижника. Но реки научения, реки оптинского духа не иссякли, а по-прежнему текли. 

Однажды заходит он к послушнику Павлу Плиханкову. Разговорились.
 — Поступайте в монастырь — предложил ему инок, — и найдёте мир и радость души. Дам вам келью, успокоится душа ваша после всех житейских треволнений.

Не согласился прибывший, ответил.
 — И в миру можно приносить пользу.
 — Да, конечно, можно, но в миру множество соблазнов, — услышал Погожев на прощание.
Писатель, живя в миру, не избегнул и его соблазнов.

Шли годы. Из послушника Павла Плиханкова возрос духоносный старец Варсонофий, уже знаменитый на всю Россию. Погожев сделался Поселяниным. И они встретились через двадцать лет.

Об этой встрече старец Варсонофий рассказывал своим духовным детям:
 — Я не видел Евгения Николаевича двадцать лет. Сегодня он приехал ко мне. Я говорил ему: «Поступайте в монастырь». Он головой качает: «Поздно!» — «Ко Христу никогда не поздно, Евгений Николаевич. Вспомните разбойника. Кажется, и жить-то оставалось ему несколько минут, а он завопил: „Господи, помяни меня во Царствии Твоем“ — и спасён». Задумался. Не знаю, решится ли, а жаль мне его».



Евгений Поселянин остался в миру, целиком уйдя в литературную работу. В мае 1912 года Москву впервые должен был посетить Цесаревич Алексей Николаевич. Ему было тогда всего восемь лет. Московское дворянство решило поднести Августейшему отроку роскошную книгу «Собор московских чудотворцев». Поселянину заказали текст, и он его написал. Книга вышла в двух вариантах — подносном, большого формата, и обычном, за невысокую цену.

Роскошная книга — в лист, с золочеными рисунками Сергея Вашкова: кресты, славянская вязь, причудливые буквицы, по сторонам растеклись мистические лилии — и все это на плотной бумаге. Экземпляры номерные, один из них будет подан в собственные руки Наследнику. «Московский Патерик» — надо бы озаглавить сию книгу, но её назвали по-другому: «Икона Пресвятыя Богородицы Владимирская и Собор московских чудотворцев». Суть в том, что общенациональная русская святыня — икона Владимирской Богоматери — великое достояние Успенского собора Кремля, а список с неё, с изображением 26 московских угодников Божиих, и явился наилучшим подношением московского дворянства Наследнику. 

Патерик открывается словом о чудотворной иконе Владимирской Богоматери, о благодеяниях, излитых Пречистой на Русскую землю через Свой Образ, охраняющий град Москву, который летописцами назван Домом Богородицы. Текст Поселянина прост для понимания (читатель ведь ещё ребёнок), и вместе с тем слог письма торжествен, изящно выражен. 

Поселянин известен также переложением на русский язык «Киево-Печерского Патерика». Он много писал о святых вождях земли Русской, о подвижниках лихолетья XVII века, им создана замечательная книга о преподобном Серафиме Саровском. Особенно много поработал Евгений Николаевич на пользу юношества. 



Современники почти не оставили свидетельств о Поселянине — время оказалось слишком лихим. Да и те свидетельства, что дошли до нас, принадлежат людям, далёким от Православия.

Монархист по убеждениям, Поселянин со скорбью воспринял революционный переворот. После Октября его литературная деятельность оказалась невостребованной, и писатель перебивался лишь случайными заработками. Его арестовали вместе с активными прихожанами Преображенского собора. Дело было надуманным и целиком инспирированным органами. Ряд лиц, в их числе и Е. Н. Поселянин, были расстреляны. Приговор отменили лишь шестьдесят лет спустя…

В послереволюционной России долгое время имя замечательного духовного писателя-новомученика находилось в забвении — его не было ни в одной литературной энциклопедии и в истории литературы. Только начиная с 1990 года произведения Поселянина начали переиздаваться.
Портал «Слово».

+       +        +
Священник Виктор Кузнецов
Мученики и исповедники.
Дополнение 25-е.

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат.  «Зёрна»,    8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»,    8 (964) 583-08-11 –  маг. «Кириллица». 
19 июня 2024 Просмотров: 1 066