КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Июнь. Дополнение 26-е. Священник Виктор КузнецовСвященник Виктор Кузнецов «МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ». Дополнение 26-е. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ «Бог дал нам духа не боязни, но силы и самообладания». (2 Тим. 1, 7). + + + Великий князь Сергей Александрович Романов КНЯЗЬ-МУЧЕНИК Великий князь Сергей Александрович – сын Царя-Освободителя Александра II, брат Царя-Миротворца Александра III, дядя Царя-Мученика Николая II. Один из самых трагических персонажей кануна русской катастрофы, человек сложной, драматической судьбы, непонятый и даже оболганный как при жизни, так и посмертно. Подвижник Православной Церкви и первый из мучеников Императорского Дома в XX веке. Около 14 лет он занимал пост Московского генерал-губернатора. Великий князь являлся покровителем, главой или почётным членом многих общественных, благотворительных, научных и культурных учреждений, поддерживая многочисленные начинания, направленные на упрочение и развитие в Москве нравственности, духовности, просветительства. Он был Председателем Государственного Исторического музея, руководителем Комитета по созданию Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), возглавлял Императорское Палестинское Общество. День мученической кончины: 4/17 февраля 1905 года Думается, в скором времени должна восстановиться справедливость – и историческая, и небесная. Имя Великого князя должно встать в нашей Церкви рядом с именем его святой супруги – княгини Елизаветы Федоровны. Этой публикацией мы хотим отдать долг памяти Великому князю и его жизненному подвигу, послужить тому, чтобы приблизить момент его прославления. История России последних веков непостижимым образом связана с таинственным апостольским словом об удерживающем теперь: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Эти слова – о России, о православном русском народе. И о его великих православных самодержцах, которые первые принимали на себя направленный против веры и Отечества удар. Они и удерживали. Удерживать беззаконие, не допустить его разгула в мире век от века становилось всё труднее. Только Россия, с её православным укладом жизни, с её материальной мощью и геополитическим положением, одна была тогда в силах «удерживать». Обет Рождению Великого князя предшествовало необычное событие. В сентябре 1856 года, после своей коронации, его отец Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем. Мальчик появился на свет на следующий год, 29 апреля 1857 года. В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнёс особую проповедь. Святитель говорил, что рождение великого князя – «знамение во благо», знак благословения Божия для только что начавшегося царствования. Сергей Александрович был уже седьмым ребёнком в семье, но он первый рождался порфирородным – после воцарения отца. Судьба такого «обетного» царственного ребёнка обещала быть необычной. Воспитанием мальчика сначала занималась фрейлина А. Ф. Тютчева (дочь великого поэта, супруга славянофила И. С. Аксакова). «Она рано научила его любить русскую землю, православную веру и церковь… Не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя и должны готовиться к мужественной их встрече», – писал один из биографов великого князя. Когда мальчику исполнилось семь лет, его воспитателем назначили капитан-лейтенанта Д. С. Арсеньева. Великий князь Сергей с ранних лет хорошо усвоил такие понятия, как долг, честь, верность С ранних лет хорошо усвоил такие понятия, как долг, честь, верность. Через всю жизнь пронёс чувство ответственности за данное ему имя, имя преподобного Сергия. Великий князь Сергей Александрович. 1861 г. Постепенно шествуя по этому пути, всегда и везде – в годы учебы и нравственного роста, на фронте Русско-турецкой войны, где он проявил себя настоящим героем и был удостоен Георгиевского креста, во время командования лейб-гвардии Преображенским полком – он не переставал сверяться с теми ценностными ориентирами, что составляли его кредо. Российское самодержавие виделось ему одним из догматов веры русского человека, отступление от которого приравнивалось к святотатству. Честное служение, законопослушание, богопочитание и любовь к Родине – вот слагаемые русской государственности, понимаемые великим князем как Божественное соизволение. Основа мировоззрения Сергея – Православие. Глубокую искреннюю веру, заложенную в нём с детства, он сохранял на протяжении всей жизни, являя пример христианского смирения, благочестия и верности Русской Церкви. Родители Великий князь был убежден, что либерализм тесно связан с повреждением нравственности. Неприятие действий отца особенно обострилось после тяжёлой, воистину мученической кончины Марии Александровны. Трудно передать, кем была Мария Александровна для Сергея Александровича и других младших детей – Марии и Павла. От мамы Сергей унаследовал любовь к музыке, живописи, поэзии. Она воспитала в нём сострадательность и доброту. Научила молиться. Великая княгиня Мария Александровна, Великий князь Сергий Александрович и Великий князь Павел Александрович. 1863 г. Когда в 1865-м году восьмилетний Сергей вместе с мамой приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское богослужение в Кремле и выстоял всю службу в Алексеевском храме Чудова монастыря. Западническое воспитание, казалось, подтолкнуло императора Александра II к проведению либеральных реформ. Тогда же у царя окончательно созрело намерение ввести в России конституцию. Всё это вместе – по убеждению великого князя – и привело отца к трагической гибели. 1 марта 1881 года Государь был убит. Под влиянием всего перенесённого, у Сергея Александровича сложилось твёрдое убеждение в том, что спасти от нравственной и политической гибели, может только приверженность к исторической и духовной традиции, верность Православию и самодержавию. Естественно, что из-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множество врагов в «передовом» русском обществе, охваченном либеральными и даже революционными настроениями. Суженая В соединении Сергея Александровича с Елизаветой Федоровной – принцессой из Гессен-Дармштадта, будущей русской святой – есть что-то предопределённое. Они как будто заранее были суждены – сужены – друг другу. Сергей Александрович знал её с рождения. И… даже раньше. Летом 1864 года семилетний Серёжа посетил Дармштадт вместе с матерью. Маленький Сергей всех поразил. Он вёл себя необычайно учтиво и галантно – особенно с беременной женой наследника Алисой… Через несколько месяцев дочь Алисы увидит свет и будет наречена Елизаветой. Через год Сергей Александрович впервые увидит её. Впоследствии он ещё не раз будет в Дармштадте, и она проникнется искренней симпатией к нему. Его благородство и рыцарственность, искренний и правдивый характер всерьёз очаруют и увлекут её. Когда в 1883-м году стеснительный Сергей решится всё же сделать ей предложение, она будет по-настоящему счастлива. На двадцатом году принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича. До этого все претенденты на её руку получали отказ. Ещё с ранней юности она отдала своё сердце великому князю, когда он приезжал к ним и гостил со своей матерью, императрицей Марией Александровной. Они необычайно подходили друг другу. У них были схожие интересы. Их объединяло живое христианское чувство, стремление помочь ближнему. Уже в подмосковном имении Ильинском (завещанном Сергею матерью), где молодые провели медовый месяц, они вместе устроили родильный приют. Как могли, старались улучшить крестьянскую жизнь. И были восприемниками множества крестьянских младенцев. Видя высокую духовную настроенность Сергея Александровича, Елизавета Федоровна в 1891-м году приняла решение перейти из лютеранства в Православие. Мог ли знать великий князь, что воспитает для Православной Церкви новую святую? «Это было бы грехом, – писала она отцу, – оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж… Моя душа принадлежит полностью Православию здесь… Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет». Признание в Гефсиманском саду За три года до этого письма Елизавета Федоровна посетила вместе с мужем Святую Землю. Сам Сергей Александрович первое паломничество на Святую Землю совершил после гибели отца, в 1881-м году. Та поездка произвела на него глубокое впечатление. Он навсегда полюбил Палестину. Узнав о бедственном положении русских паломников, о том, сколько им приходится претерпевать неприятностей от местных жителей и турецких властей, великий князь Сергей задался целью им помочь и в 1882-м году основал Православное Палестинское (с 1889 года – Императорское) общество. Благодаря содействию этого общества Святую Землю безпрепятственно смогли посещать тысячи русских людей самых разных сословий. Поездка обходилась в 38 руб. (туда и обратно) и стала доступна даже крестьянам. Кроме того, «Палестинское общество в Палестине стало строить, восстанавливать и поддерживать православные храмы. Оно открывало поликлиники, школы, амбулатории и больницы. Амбулатории в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме принимали ежегодно до 60 тыс. больных; снабжали безплатным лекарством». В 1883-м году при содействии Великого князя начались археологические раскопки в Иерусалиме. Они подтвердили историческую подлинность местоположения Голгофы. Были открыты остатки древних городских стен и ворот времён земной жизни Спасителя. Знаменитый русский археолог А.С. Уваров называл Сергея Александровича «Великим князем от археологии». В 1888-м году великокняжеская чета приехала в Палестину на освящение храма Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Этот храм возводился на средства Александра III и братьев в память об их матери Марии Александровне. После церемонии освящения Елизавета Федоровна призналась, что хотела бы быть похороненной здесь. В 1918-м году Господь исполнит это её желание. Милосердная чета Особым образом единодушие супругов проявилось в осуществлении дел милосердия во время нахождения Сергея Александровича на посту генерал-губернатора. Сразу после вступления в новую должность в 1891-м году Великий князь Сергей обратил внимание московского митрополита Иоанникия на то, как много в столице детей, оставшихся без попечения родителей. В апреле следующего года в генерал-губернаторском доме на Тверской было открыто Елизаветинское общество попечения о детях. Стали действовать 220 комитетов общества, повсюду организовывались ясли и детские приюты. Уже в конце апреля в приходе Рождества Богородицы в Столешниках открылись первые ясли на 15 детей грудного возраста, взятые под особое покровительство великого князя Сергея. Оба супруга помогали всем новым яслям и садам. Для беднейших детей устанавливались именные стипендии. При своём вступлении в должность генерал-губернатора Сергей Александрович пожертвовал на пользу бедняков столицы огромную по тем временам сумму. Он продолжает помогать также в сооружении памятников и музеев. Особого упоминания заслуживает его меценатская деятельность. Когда в Москве, на Волхонке, стал создаваться музей изобразительных искусств (нынешний музей им. Пушкина), Великий князь не только возглавил комитет по его устройству, но и вместе с братом своим Павлом Александровичем принял на себя расходы. «Проклятый» вопроc Сергей Александрович задался целью разрешить «проклятый» для тогдашней России рабочий вопрос. Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих, видя необходимость в первую очередь в организации обществ взаимопомощи. Рабочие получали возможность законным образом направлять свои претензии работодателям. А в случае неисполнения их требований – послать свой протест непосредственно в государственные органы. Ни много ни мало – в полицию! Это было удивительное время. Полицейские чины рассматривали рабочие жалобы, а фабриканты скрепя сердце спешили их удовлетворять. Крупный московский заводчик Юлий Гужон, не желавший выполнять справедливые требования своих работников, получил полицейское предписание в течение 48 часов покинуть пределы России и удалиться в родную Францию. Общества рабочей взаимопомощи создавались при непременном участии священников и обращались к идеалам Евангелия. Это были своего рода христианские профсоюзы. Подобная политика возбуждала злобу как революционеров, так и капиталистов. Последним при помощи тогда ещё всесильного министра финансов Витте удалось добиться свёртывания рабочих организаций. Даже скептически относившиеся к нему признавали, что Сергей Александрович «преисполнен самых благих намерений», а его «неоткрытость и неприветливость», может быть, «происходили только от застенчивости». Кроме того, он окончательно уничтожил последние остатки прежнего мордобойства, привычного в московских войсках, строго преследуя всякую кулачную расправу с солдатами. Ходынская катастрофа В очень затруднительное положение его поставила Ходынская катастрофа. Но какова в действительности была вина Сергея Александровича? Важно отметить, что устройство народного гуляния на Ходынском поле было поручено Министерству двора, а из ведения московского генерал-губернатора оно было изъято. Это же министерство взяло на себя ответственность и за поддержание порядка на месте гуляния. Но порядок отнюдь не был обеспечен: при раздаче царских подарков произошла страшная давка, в которой одних только погибших оказалось свыше тысячи человек. Большинство же из раненых говорили, что только они сами «во всём виноваты», и просили прощения за то, что «испортили праздник». Последние дни 1 января 1905 года Сергей Александрович ушёл в отставку, но продолжал командовать Московским военным округом и оставался опасным для революционеров. На него открыли настоящую охоту. Каждый день Сергей Александрович получал записки угрожающего содержания. Никому не показывая, он рвал их. Во время жизни в Москве великий князь Сергей и Елизавета Федоровна любили останавливаться в Нескучном дворце. По устоявшейся в их семье традиции в ночь с 31 декабря на 1 января 1905 года, в день памяти Василия Великого, здесь была отслужена Всенощная и Литургия. Все причастились Святых Христовых Тайн. Вечером 9 января великокняжеская чета была вынуждена перебраться в Кремль, откуда Сергей Александрович каждый день неизменно отправлялся в генерал-губернаторский дом. Зная о том, что готовится покушение, он перестал брать с собой адъютанта, а полицейскому сопровождению велел держаться на безопасном расстоянии от своего экипажа. 4 февраля в обычное время Великий князь выехал в карете из ворот Никольской башни Кремля – и был разорван «адской машиной», брошенной террористом Каляевым. Убийство Великого князя Сергия Александровича Романова. Носилки, на которые обезумевшая от горя Елизавета Федоровна своими руками собрала останки мужа, были принесены в Алексеевский храм Чудова монастыря. Именно здесь маленький Сергей отстоял когда-то архиерейскую службу. Молясь у растерзанного тела великого князя, Елизавета Федоровна почувствовала, что Сергей будто чего-то ждёт от неё. Тогда, собравшись с духом, она отправилась в тюрьму, где был заключён Каляев, и принесла ему прощение от имени мужа, оставив заключённому Евангелие. В 1905-м г., после того как Сергей Александрович трагически погиб, разорванный бомбой террориста, пост Председателя ИППО согласилась занять его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна. 18 июля 1918 г. Елизавета Федоровна была сброшена в шахту под Алапаевском. В 1992-м г. причислена к лику святых Русской Православной Церковью. В настоящее время мощи преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны покоятся в храме Марии Магдалины в Иерусалиме. 2 апреля 1908 года на месте гибели великого князя Сергея Александровича был установлен памятник – крест, сооружённый на доброхотные пожертвования 5-го гренадерского полка, шефом которого при жизни был покойный. Крест был сделан по проекту художника В. Васнецова, на кресте по предложению Елизаветы Федоровны запечатлена была Евангельская строфа: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23, 34). После революции крест был разрушен, причём 1 мая 1918 года его во время субботника собственноручно сбросил веревкой с постамента Ленин (Бланк). Сейчас копия этого креста установлена в Новоспасском мужском монастыре, куда в 1995-м году были торжественно перенесены останки великого князя Сергея. Надгробие князя Сергея находится в нижнем храме – во имя св. Романа Сладкопевца. Известно, что в монастыре уже начали записывать случаи исцелений, связанных с именем Сергея Александровича. Например, женщина, в течение 15-ти лет страдавшая экземой на руках, свидетельствовала, что получила исцеление. Наместник Новоспасского монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) отмечал, что «Великий князь был убит за то, что верно служил России». Он не исключил того, что «Сергей Романов будет прославлен в лике святых». Русская Зарубежная Церковь уже канонизировала этого выдающегося государственного и общественного деятеля. Наталья Домнина. Во главе Москвы, как на поле брани Никита Попов. «Передовым кругам русского общества» великий князь был особенно ненавистен. Его прозвали «князем Ходынским», на него клеветали, возводя мыслимые и немыслимые обвинения, эсеры сочли его причастным даже к трагедии Кровавого воскресенья и вынесли смертный приговор, который и «привёл в исполнение» Каляев. Каким в действительности был Московский генерал-губернатор? Почему его деятельность вызывала такую реакцию? Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук Петром Мультатули: – Великий князь Сергей Александрович никаким политическим деятелем не был, так как в Российской империи занятие политикой, вплоть до создания Государственной Думы в 1906 году, было прерогативой исключительно Государя Императора. Поэтому можно говорить лишь о государственной деятельности великого князя, и она оставила заметный след в истории России. Основой этой деятельности были монархические убеждения Сергея Александровича и его личная преданность своему Августейшему племяннику императору Николаю II. Неслучайно великий князь с первых же дней вступления Николая II на престол подвергался нападкам и шельмованию со стороны и фрондирующих представителей, и откровенных врагов престола. По случаю ходынских событий была организована кампания по обвинению в них Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Однако эти обвинения были совершенно беспочвенны: ответственным за устройство «коронационных народных зрелищ и увеселений» был министр Императорского Двора граф И. И. Воронцов-Дашков. Когда же несчастье произошло, то вышеназванные силы начали настоящую атаку на Сергея Александровича, ставя ему в вину Ходынку и требуя от Государя отправить его в отставку. Перед этим натиском великий князь, будучи натурой глубоко порядочной, но очень впечатлительной, сам обратился к Государю с просьбой об отставке. Но Николай II не принял её. Чётко уяснив для себя, что великий князь не виновен в случившейся трагедии, Государь демонстративно являл ему своё доверие и расположение. 21 декабря 1896 года Николай II подписал рескрипт на имя великого князя, в котором поручал ему организацию установки в Москве памятника Императору Александру III. Следует отметить плодотворную и весьма успешную работу его на посту Московского генерал-губернатора. Она и стала главной причиной его убийства. Сергей Александрович пользовался большим авторитетом среди рабочих, городской бедноты и солдат московского гарнизона. Особенно горячо великий князь «принимал к сердцу умственные и нравственные интересы рабочих». Он одобрил предложение начальника Московского охранного отделения С. В. Зубатова, который, стремясь отвлечь рабочих от революционных настроений, выдвинул идею посредничества полиции в отношениях между рабочими и их работодателями. Только благодаря поддержке великого князя Сергея Александровича эта необычная и смелая идея получила возможность реализоваться. Такая позиция московского градоначальника вызывала резкую неприязнь как фабрикантов, так и революционеров. Его нововведения в Москве, проводимые силой власти, в немалой степени послужили причиной яростной охоты террористов за великим князем. К тому же Сергей Александрович, будучи человеком честным и преданным Государю, стремился превратить Москву в оплот монархии. Великий князь Сергей Александрович. 1898 г. Кроме того, деятельность Сергея Александровича вызывала резкое недовольство московского купечества, во главе которого стоял представитель так называемого «раскольничьего капитала» С. Т. Морозов. Причиной этого недовольства была установка великого князя Сергея Александровича на усиление роли государства как арбитра в сфере социальных отношений. Как известно, эсеры имели тесные связи с купцами-раскольниками, а Савва Морозов активно спонсировал революционные группировки. Фабриканты были возмущены ущемлением своих прав, а социал-демократы с ужасом наблюдали, как их влияние в рабочей среде катастрофически падает. Это не могло не объединить их усилия против политики великого князя. «Зубатовские рабочие кружки» Не подтверждается фактами и якобы имевшая место склонность великого князя Сергея Александровича к политике репрессий и запретов. Будучи генерал-губернатором Москвы, он старался опираться на «зубатовские» организации, идею которых горячо поддерживал, а не на солдатские штыки, проводил политику оказания большой социальной помощи рабочим. 15 января 1905 года Сергей Александрович писал великому князю Константину Константиновичу: «Рабочие и фабричные в Москве представляют элемент, менее податливый революционной пропаганде, ибо я старался для них сделать всё что мог в эти четыре года, устраивая кассы самопомощи, разрешая собрания в народных домах общества трезвости и целый ряд лекций в разных аудиториях, куда часто и сам ездил». Убийство великого князя Сергея Александровича произвело на Государя самое тяжёлое впечатление. 4 февраля 1905 года он записал в своём дневнике: «Ужасное злодеяние случилось в Москве: у Никольских ворот дядя Сергей, ехавший в карете, был убит брошенною бомбою, а кучер смертельно ранен». Сергей Александрович и Елизавета Федоровна очень любили друг друга, великий князь всё время благодарил Бога за счастье брака с Елизаветой Федоровной. Великая княгиня называла мужа «настоящим ангелом доброты». Глубокая православная вера сделала их людьми счастливыми. Великий князь Сергей Александрович был человеком безукоризненной духовной чистоты и благородства. Когда он сватался к принцессе Элле (Елизавете) Гессенской, внучке английской королевы Виктории, английская разведка наводила о нём справки. Вывод, сделанный ею, весьма показателен: «Не в меру религиозен, замкнут, очень часто бывает в храме, причащается до трёх раз в неделю». Наличие этих качеств у русского человека – свидетельство его высокой добродетельности. Тем не менее на Сергея Александровича выливались ушаты помоев. Такое постоянное пребывание под прицелом всевозможных клевет в какой-то степени схоже с тем положением, в котором оказался его Августейший племянник император Николай II, испивший до конца чашу самой гнусной клеветы. Но самое подлое, наверное, то, что российский обыватель не отверг с негодованием эту мерзость, а верил ей, хихикал над нею. Студенческая демонстрация в Санкт-Петербурге у Казанского собора 4 марта 1901. Великий князь Константин Константинович писал ему: «Терпи всю эту прижизненную клевету, терпи – ты на поле брани». Вся эта клеветническая кампания имела в первую очередь цель скомпрометировать человека, преданного престолу и Императору. То же самое происходило и в отношении других государственных людей или тех, кто был лично дорог Николаю II. Вспомним генерал-губернатора Финляндии Н. И. Бобрикова, П. А. Столыпина, А. Д. Протопопова… Все эти люди были оклеветаны и убиты исключительно за их преданность Государю и верную ему службу. Великий князь был одним из инициаторов создания и до самой своей мученической кончины – председателем Императорского Православного Палестинского общества, без которого сегодня невозможно представить себе историю русского паломничества на Святую землю. Став во главе Общества в 1880-х годах, он открыл в Палестине восемь подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали и знакомили с Православием, построил храм святой Марии Магдалины… Вот весьма неполный перечень его дел. С Петром Мультатули беседовал Никита (Попов). История любви. История лжи Валерия Михайлова. Сегодня личность великого князя Сергея Александровича Романова или остаётся в тени его великой жены — преподобномученицы Елизаветы Федоровны, или опошляется. А между тем во многом именно благодаря великому князю Елизавета Федоровна стала той, какой мы её знаем: «великой Матушкой», «ангелом-хранителем Москвы». Оклеветанный при жизни, почти позабытый после смерти, Сергей Александрович заслуживает того, чтобы быть открытым заново. Человек, усилиями которого появилась Русская Палестина, а Москва стала образцовым городом; человек, всю жизнь несший крест бесконечной клеветы; и христианин, для которого вера во Христа была стержнем жизни. «Дай мне Бог быть достойной водительства такого супруга, как Сергий», — писала Елизавета Федоровна после его убийства… Решение о женитьбе было принято в нелёгкое для великого князя Сергея Александровича время: летом 1880 года скончалась его мать, Мария Александровна, которую он обожал, а меньше чем через год, бомба народовольца Гриневицкого оборвала жизнь его отца, императора Александра II. Ему нужен был близкий человек… И он такого человека нашёл. Сын российского императора взял в жёны провинциальную немецкую герцогиню! Вот привычный взгляд на эту блестящую пару — и тоже миф. Не так просты были Дармштадтские герцогини. Елизавета и Александра (ставшая последней российской императрицей) — родные внучки по матери королевы Виктории, —правительницы Великобритании. Великий князь стал во многом учителем своей супруги, очень мягким и ненавязчивым. Необыкновенная религиозность — черта, отличавшая великого князя с детства. Когда семилетнего Сергея привезли в Москву и спросили: чего бы тебе хотелось? — он ответил, что самое его заветное желание — попасть на архиерейскую службу в Успенский собор Кремля. Записи в его дневниках всегда начинались и заканчивались словами: «Господи, помилуй», «Господи, благослови». Сергей Александрович был первым и единственным из великих князей дома Романовых, кто за свою жизнь трижды совершил паломничество на Святую землю. Трудно представить, насколько деятельными людьми были супруги, сколько они успели сделать за свою, в общем, недолгую жизнь! Он возглавлял или был попечителем около 90 обществ, комитетов и других организаций. С 1896 года Сергей Александрович — командующий Московским военным округом. Он же — председатель Императорского Российского Исторического музея. По его инициативе был создан Музей изобразительных искусств на Волхонке — в основу его экспозиции великий князь заложил шесть собственных коллекций. Став в 1891 году генерал-губернатором Москвы — а это означало попечение не только о Москве, но и о десяти прилегающих к ней губерниях — он развернул невероятную деятельность, задавшись целью сделать город равным европейским столицам. Москва при нём стала образцовой: чистая, аккуратная брусчатка, городовые, выставленные в зоне видимости друг друга, все коммунальные службы работают идеально, порядок везде и во всём. При нём налажено электрическое освещение улиц — построена центральная городская электростанция, возведён ГУМ, отреставрированы башни Кремля, построено новое здание Консерватории; при нём по первопрестольной стал ходить первый трамвай, центр города был приведён в идеальный порядок. Жизнь Елизаветы Федоровны кардинально изменилась после страшного события — убийства любимого мужа… Фотография развороченной взрывом кареты тогда была напечатана во всех московских газетах. Взрыв был такой силы, что сердце убитого нашли только на третий день на крыше дома. Останки Сергея великая княгиня собирала собственными руками. Сергей Александрович получал письма с угрозами, но игнорировал их. Он предчувствовал не только свою смерть, но и трагедию, которая захлестнёт Россию через десятилетие. Он писал Николаю II, умоляя его быть более решительным и жестким, действовать, принимать меры. И сам такие меры предпринимал: в 1905 году, когда восстание разгорелось в студенческой среде, он отправил студентов на безсрочные каникулы, по домам, не дав разгореться пожару. «Услышь меня!» — пишет и пишет он в последние годы государю императору. Но государь не услышал… 4 февраля 1905 года Сергей Александрович выезжает из Кремля через Никольские ворота. За 65 метров до Никольской башни раздается взрыв страшной силы. Кучер смертельно ранен, а Сергей Александрович разорван на части: от него осталась голова, рука и ноги — так князя и похоронили, соорудив специальную «куклу», в Чудовом монастыре, в усыпальнице. На месте взрыва нашли его личные вещи, которые Сергей всегда носил с собой: образки, крест, подаренный матерью, маленькое Евангелие. После трагедии всё, что он не успел сделать, во что он вложил свой ум и неуёмную энергию, Елизавета Федоровна считала своим долгом продолжить. Она работала до изнеможения. Великая княгиня Елизавета Федоровна — настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия. 1910-е гг. 5 июля 1918 года Елизавета Федоровна, её келейница Варвара (Яковлева), племянник Владимир Павлович Палей, сыновья князя Константина Константиновича — Игорь, Иоанн и Константин были живыми сброшены в шахту под Алапаевском. Мощи великой княгини покоятся в храме, который построил её муж, — храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, а останки великого князя перенесены в 1998 году в Новоспасский монастырь Москвы. Она канонизирована в 1990-е годы, а он… Похоже, святость бывает очень разная, и великий — действительно великий князь Сергей Александрович вновь остался в тени своей великой жены. Сегодня комиссия по его канонизации возобновила работу. «Мы ведь с тобой знаем, что он святой», — писала Елизавета Федоровна после смерти мужа Николаю II. Она знала его лучше всех. Источник: Фома.Ru Долг и правда Когда вел. кн, Сергию было около 18-ти лет, он в течении нескольких дней посещал все тюрьмы инкогнито, как молодой офицер нижнего чина. 21 мая 1877 г. в Царскосельском дворце был совершён напутственный молебен, и в тот же день в 7 ч. вечера Государь, Наследник и великий князь Сергий отправились в действующую армию. Шла Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Царь намеренно подвергал сына трудам и испытаниям. После шестимесячного пребывания за Дунаем великий князь Сергий вместе с Государем 10 декабря 1877 г. вернулся в Петербург. В 1881 г. Великий Князь Сергий совершил паломничество на Святую Землю. Он «самолично увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжёлом и безпомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа». По возвращении на родину он основал Православное Палестинское Общество и стал первым его Председателем. 26 февраля 1887 г. Великий Князь Сергий был назначен командиром Преображенского полка. Строго относясь к своим обязанностям, он с отеческим вниманием и заботой относился к своим подчинённым. Так, например, во время маневров под Нарвою, чтобы испытать тяжесть солдатского снаряжения, он одел его на себя и с ружьём прошёл маршем десять верст. Сослуживцы по полку как офицеры, так и солдаты относились к нему с любовью. В октябре 1888г. великий князь Сергий и вел. кн. Елизавета посетили Святую Землю. Богомольцы посетили Иерусалим, Гефсиманию с храмом св. равноапостольной Марии Магдалины, где 23 года спустя были погребены святые останки великой княгини Елизаветы. Божественный Промысел избрал великого князя Сергия в деле, значение которого переоценить невозможно: обратить в православие и дать нашей Церкви великую угодницу Божию преподобномученицу Елизавету. Его личное благочестие, высокая духовность, строгое соблюдение церковных канонов и правил явились свидетельством истины Православия. Она пишет своему отцу: «Когда я видела, каким глубоко религиозным был Сергий, я чувствовала себя отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу. Это чувство трудно описать». Когда она сообщила о своём намерении присоединиться к православной Церкви супругу, у него, по словам одного из бывших придворных, «слезы невольно брызнули из глаз». Великий князь Сергий Александрович был для вел. кн. Елизаветы её первым наставником. Это было время, когда Россия, по словам архиепископа Анастасия (Грибановского), «под крепким скиптром Александра III достигла расцвета своего могущества и силы, и притом в чисто национальном духе». На тех же принципах, что и Царь-миротворец, строил свою деятельность как генерал-губернатор вел. кн. Сергий Александрович. Он «старался поднять нашу древнепрестольную столицу в различных отношениях, особенно в смысле хранения в ней, как исконно русского центра, её национально-исторических преданий. При нём это поднялось, возвысилось и стало виднее во всех концах России». Великого Князя Сергия Александровича «революционные круги считали главою партии сопротивления». Он много лет занимавший пост Московского генерал-губернатора, действительно был человеком твёрдых консервативных воззрений, способный и на смелую инициативу. Несмотря на свою сугубую занятость, он деятельно, а не номинально участвовал во многих просветительских и благотворительных организациях, оказывая им помощь как почётный председатель или попечитель: Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей; Комитета для оказания пособий вдовам и сиротам, пострадавшим на войне; Московского общества покровительства беспризорных и освобожденных из мест заключения несовершеннолетних; Московского Совета детских приютов, Иверской общины сестер милосердия. Особо должно сказать о его попечении об образовании рабочих. Общеобразовательные чтения для рабочих возникли в Москве по мысли Августейшего московского генерал-губернатора. Великий князь всегда живо интересовался этими чтениями и содействовал их развитию и упрочению… Россия как бы раздвоилась. Одни дорожили вековыми отечественными традициями православной Руси, другие были одержимы мятежным духом, жаждой разрушения. «Наступает время и наступило уже, когда к русским людям, верным долгу, вере и чести, верным родине и царю, заветам верности и благородства, применимо слово молитвы церковной: «вменихомся яко овцы заколения!» Решение об убийстве Великого Князя Сергия было принято партией социалистов-революционеров, во главе которой в то время стоял Евно Азеф. Великий князь Сергий уже не занимал пост генерал-губернатора Москвы. 1 января 1905 г. Государь удовлетворил его прошение об отставке. За ним сохранился лишь пост командующего Московским военным округом. Поэтому мотивы убийства можно оценить скорее как идейные, а не политические. Он был убит за свои православно-патриотические убеждения. Получал он и угрожающие письма. Великий князь Сергий был в любой день готов принять смерть. 4 февраля 1905 г. он выехал из Николаевского дворца в губернаторский дом. В 2 ч. 47 м. на Сенатской площади Кремля в карете, в которой ехал великий князь, разорвалась с разрушительной силой бомба, брошенная Каляевым, уроженцем Варшавы. Тело убитого было растерзано, и вел. кн. Елизавета с великим самообладанием собирала его по частям. Уцелели нательный крест и образки. Останки были уложены на носилки, покрыты шинелью, стоявшего здесь солдата, отнесены в Чудов монастырь и поставлены близ раки свт. Алексия. Остатки кареты великого князя Сергея Александровича после взрыва. 1905 г. Православные люди, откликнувшиеся на эту кончину, единодушно называли эту смерть мученической: «Да, он был воистину наш, потому что всегда он был жив духом древней Москвы… Пусть же он останется нашим и по кончине своей: пусть останки его пребудут навсегда в стенах священного Кремля, где Бог судил ему кончить жизнь мученически». Мысль о том, смерть дорогого супруга была мученической, укрепляла вел. кн. Елизавету. Протоиерей Митрофан Сребрянский записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду о новом мученике царствующего дома великом князе Сергии Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!». В течении нескольких дней до отпевания непрерывно у гроба служились панихиды. Православные люди, воспринявшие смерть великого князя Сергия мученичеством за свои православно-патриотические убеждения, не только совершали заупокойное поминовение, но также верили в его молитвенное предстательство. Священномученик Иоанн Восторгов 7 октября 1907 г. в речи, посвященной его памяти, сказал: «Не вспоминается ли нам невольно умерший смертью мученика, царственный витязь и подвижник за землю русскую благоверный великий князь Сергий Александрович… Мы уповаем на невидимое его нам вспоможение духом его любви, его загробного дерзновения в молитве к Богу». «Он был, – пишет современный православный исследователь, – оклеветан не только революционерами, врагами великой национальной России, но и многими представителями «высшего» общества. Его неутомимо чернили за рубежом, но он, помня слова Спасителя, «в мире скорбни будете» (Ин.16.33), высоко неся имя православного христианина, не воздавал им злом за их беззакония». К сожалению, и сейчас даже среди людей, претендующих на серьёзный подход к истории, можно встретить жертв этой клеветы. Живучесть её при отсутствии каких-либо фактов, убеждает в том, что она питается из самого мутного источника, который хорошо был известен святым отцам. Греческое слово «диавол» переводится: клеветник, ненавистник. Поэтому Слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим.1,30; 2 Тим.3,3). Среди клеветников Великого Князя Сергия самыми нечистыми были те, кто касался его супружеской жизни – этой возвышенно-светлой страницы его недолгой, но высокой жизни. Духовная связь двух горячо любивших друг друга супругов никогда не прерывалась. Знаменательно, что сама вел. кн. Елизавета приняла мученическую смерь в день тезоименитства своего супруга, 5 июля 1918 г, день памяти прп. Сергия Радонежского. Великий князь Сергей Александрович был погребен в особом склепе в Чудовом монастыре в Кремле. В начале 30-х годов с уничтожением монастыря была разрушена и усыпальница над склепом. В 90-х годах во время ремонтных работ был обнаружен склеп, в котором был погребен убиенный Великий князь. 17 сентября 1995 г. его останки были перенесены в Новоспасский монастырь и захоронены в подклете Собора. Иеромонах Иов (Гумеров). «Он — святой человек» Кандидат исторических наук Анна Громова осветила ряд вопросов: – Знакомясь с письмами святой Елисаветы Феодоровны, мы видим, что она почитала своего мужа как друга, единомышленника, наставника и духовного руководителя. «Мы потеряли в нём не только сердце, которое умело любить, как никто другой, но и опору, наставника», – писала она после его смерти. В письме к его брату великому князю Павлу Александровичу: «Он святой человек, много выше всех нас; ты, конечно, это знаешь». Эта святая женщина не могла любить плохого или порочного человека. Делая свой выбор, Елисавета Феодоровна отвергла даже руку такого известного жениха, как будущий император Вильгельм, и выбрала себе в мужья пятого сына императора Александра II. «Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергия. Встань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также и мою новую страну и что таким образом научилась любить и Православную веру» — пишет она в письме своему брату Эрнсту в Дармштадт. Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Феодоровна. 1884 г. Елисавета Феодоровна предвидела, что им предстоит в Москве начать совершенно новую жизнь, которая точно не будет являться отдыхом. Перед переездом в Москву она писала отцу: «На Сергия наложена огромная ответственность: староверы, купечество и евреи играли там важную роль, и всё это надо было привести в порядок любовью, твёрдостью, по закону и терпимостью. Господь, дай нам силы, руководи нами, так как всё это будет трудным и тяжёлым». Великий князь был глубоко верующим человеком. Сугубую заботу великий князь проявлял о воцерковлении москвичей, заботился об их приобщении к достижениям отечественной культуры. Известно, что, благоустраивая Москву, особое внимание он уделял церковной жизни. – Вслед за императором Александром III Сергий Александрович ввёл в Москве благодарственные молебны, участвовал в традиционном Крещенском крестном ходе к иордани на Москве-реке. Он был организатором церковных шествий и крестных ходов. Он благоукрасил церковь, которая посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Огромные труды великий князь положил на организацию празднования 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Он стал инициатором проведения крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. За два месяца до своей кончины, в декабре 1904 года, он обновил и отреставрировал храм преподобного Сергия Радонежского в Царском селе на свои средства и принял участие в его освящении. В 2014 году мы праздновали не только 700-летие преподобного Сергия Радонежского, но и 150-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны. Отметили 110-летие со дня кончины её супруга. Все три имени промыслительно связаны. В 1885 году одним из первых храмов Палестинского общества на Святой земле стал построенный храм преподобного Сергия. 25-летний юбилей ИППО торжественно праздновали 21 мая 1907 года в Петербурге и Иерусалиме. Император Николай II в этот день записал в своём дневнике: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 книжных изданий». Ирина Ахундова. Живые свидетельства С юных лет высокий и подтянутый Сергей Александрович казался прирождённым офицером. Белый гвардейский мундир сидел на нём как влитой. В гвардию великий князь поступил после кончины матери и трагической гибели отца. До 1887 года он командовал 1-м (царским) батальоном Преображенского полка, затем, в чине генерал-майора, — всем полком. В 1891 году Александр III назначил своего брата генерал-губернатором Москвы. На этом посту Сергей Александрович показал себя твёрдым консерватором и приверженцем самодержавия. Все попытки пересмотреть незыблемость монархии в России он принимал резко отрицательно. Политические же противники, «редко ограничиваются принципиальной полемикой» — «им важно унизить своего оппонента, указать на его нравственное ничтожество». И здесь пошли в ход появившиеся ещё в Петербурге, во время службы великого князя в Преображенском полку слухи о его «ненормальности» и «тайной порочности». Замкнутый, погружённый в духовные переживания, не имеющий вкуса к великосветским увеселениям, великий князь не был принят петербургским высшим обществом. Его осмеивали. Сергей Александрович тяжело переживал унизительные нападки, но никогда не показывал этого окружающим. С детства великий князь Сергей был очень застенчивый человек. Это отмечали многие. В Петербурге не без влияния обращённой против него клеветы великий князь нашёл средство — холодное и непроницаемое лицо. Внешне Сергей Александрович — чрезмерно строгий и сухой, внутренне — тонко чувствующий и легко ранимый. Перед Богом и людьми Одним из любимых его писателей был Достоевский. Прежде всего по дневникам и переписке видно, что ближайшим другом Сергея Александровича в течение всей его жизни был именно К.Р., этот августейший поэт, «вестник света» в русской поэзии, как называл его Афанасий Фет. Сергей руководил чтением Константина, в том числе духовным: советовал ему читать Ефрема Сирина и открыл ему Достоевского. Как-то вел. кн. К. Р. прислал брату свои стихи: «К высокой цели твердой волей Стремися пылкою душой, Стремись до сени гробовой. И в этой жизненной юдоли Среди порока, зла и лжи Борьбою счастье заслужи!» Борьба Сергея Александровича была преимущественно духовной. Он следовал совету, полученному в юности от Победоносцева: «Храните себя в правде и в чистоте мысли. Во всяком движении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией. Вам немало говорили об этом в детстве; но что в детстве было натвержено, к тому иногда молодость становится равнодушна, и чего в детстве бывало совестно, того перестают совеститься, когда выходят из детства. Но Вы, свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом…» И великий князь всегда старался иметь перед Господом чистую совесть. В 1883 году великий князь писал бывшему домашнему воспитателю Арсеньеву: «Я так привык ко всем камням в мой огород, что уже и не замечаю их». Источник: Журнал «Нескучный Сад». Трагическая жизнь Он верил, что только православие и самодержавие способны сохранить государство. Поэтому отрицательное отношение к князю либеральной части общества вполне объяснимо. Как считал Александр III, генерал-губернатор Москвы должен обладать именно такими качествами. Сказать, что Великий князь принял это назначение с радостью нельзя. Скорее он воспринял его, как обязанность слушаться своего государя. Студенческие волнения, сборы нигилистов и разных либеральных обществ, забастовки, всё это сопровождало жизнь Москвы того времени. Решительные действия нового генерал-губернатора подверглись критике со стороны «прогрессивной общественности». Его напускная холодность к окружающим — защитная реакция. Истинная вера в Бога и самодержавие — два столпа, на которые опиралось его мировоззрение. Он не смог стать в Москве своим: всё хорошее, что он делал, никогда не ставили ему в заслугу, а всё плохое обязательно ставили в вину. Новый генерал-губернатор начал с борьбы с нелегальными мигрантами. В их роли выступили евреи: в городе действительно находилось много иудеев, не имевших права жить за чертой оседлости — при прошлом градоначальнике они оформляли право на временное проживание, которое затем продлевали и таким образом жили в Москве годами. Великий князь активно взялся за наведение порядка: начались массовые высылки, и за каждого выявленного «незаконного» еврея дворник получал в полиции три рубля из специально созданного фонда. Была закрыта только что построенная в Большом Спасоглинищевском переулке хоральная синагога, с которой сняли купол, оскорблявший чувства православных верующих, а всего за время губернаторства Сергея Александровича из Москвы было выслано около 25–30 тыс., примерно три четверти еврейского населения города. Князь Сергей не реагировал на сплетни, и никогда не искал ни народной любви, ни похвал света. А ведь как похорошела Москва при Сергее Александровиче! Генерал-губернатор уделял большое внимание чистоте и порядку: при нём вымостили новые улицы, границу между тротуаром и проезжей частью стали посыпать песочком, был пущен первый электрический трамвай, открыт новый Мытищинский водопровод, а в 1898 году устроена городская канализация — насосные станции пришли на смену лошадке с ассенизаторской бочкой. В декабре 1893 года состоялось торжественное открытие Верхних торговых рядов — в будущий ГУМ приходили целыми семьями. Генерал-губернатор запретил сливать в Яузу и Москву-реку воду, отработанную на городских фабриках, чем возмутил их хозяев. Покровительствовал Сергей Александрович и художникам, особенно выделяя Васнецова, Поленова и Нестерова, чьи работы часто покупал. Наконец, без великого князя в Москве вряд ли появился бы Пушкинский музей: именно он настоял на выделении участка земли на Волхонке, помогал со сбором средств и экспонатов для будущей коллекции. Из-за прямой осанки и непоколебимого выражения лица его называли гордецом. Однако мало кто знал, что князь страдал костным туберкулёзом. Чтобы как-то снять нестерпимые боли, он часто принимал горячие соляные ванны и носил поддерживающий корсет. Во многом, в этом заключался секрет его офицерской выправки и холодного взгляда глаз, скрывающих физическую боль. Великий князь Сергий Александрович. Генерал-губернатор Москвы. 1897 г. Великий князь был решительным противником конституционных преобразований. Во время беспорядков в январе 1905 года в великокняжеском дворце опять побили стекла, а меньше чем через месяц Сергей Александрович был убит. Тут надо оговориться, что среди членов эсеровской боевой группы, осуществившей покушение, не было ни одного москвича. Он был для них ключевой фигурой в партии «реакционеров и охранителей» и всячески настраивал своего племянника Николая II против либеральных реформ. К тому же Сергей Александрович был человек смелый и, даже оставив пост, своих привычек не изменил: выезжал из дома всегда в одно и то же время и без охраны. 4 февраля 1905 года Каляев бросил в его карету, подъезжавшую к Никольской башне Кремля, бомбу. Взрыв был такой силы, что князя Сергея буквально разорвало на части, которые ещё долго собирали по всей Сенатской площади. Господь судил принять мученический венец великому князю. Его смерть была глубоко жертвенной. Елизавета Феодоровна писала государю Николаю II: «Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь». На похороны, опасаясь терактов, никто из петербургских Романовых не приехал, а обиженные им евреи отреагировали на его смерть разошедшейся по городу циничной шуткой «Наконец-то князю Сергею пришлось пораскинуть мозгами!» и несколькими едкими карикатурами. Мученическая смерть княжны После смерти супруга Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности, а на вырученные деньги купила усадьбу, в котором в 1909 году начала работу Марфо-Мариинская обитель Милосердия. Сама бывшая принцесса поселилась в Обители, где помогала больным и бедным. 7 мая 1918 года великая княгиня Елизавета Федоровна была арестована чекистами и латышскими стрелками по личному распоряжению польского иудея Феликса Дзержинского. Вскоре вместе с другими представителями дома Романовых её перевезли в Екатеринбург, а потом в Алапаевск. Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывезли под конвоем на старый рудник, избили и живыми сбросили в глубокую 60-метровую шахту. Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Палачи бросали в шахту ручные гранаты. Сохранились свидетельства, что люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран. Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из шахты. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Нетленные тела Елизаветы Фёдоровны и её верной келейницы Варвары, были переправлены на Святую Землю и погребены в русском Горненском монастыре. Л. Коншина. Террор революционеров в Москве Великий князь Сергей Александрович, глубоко верующий человек твердых консервативных воззрений, способный в то же время и на смелую инициативу. Он принимал решительные меры по противодействию революции. Только благодаря его поддержке главе Департамента полиции С. В. Зубатову удалось организовать монархические рабочие союзы в Москве. При нём Москва становится одним из самых благоустроенных и развитых городов Европы. За твёрдую позицию по защите монархического строя в России левые эсеры, приговорили великого князя Сергея Александровича Романова к смерти. Террорист-эсер из Варшавы 27-летний И. Каляев (по паспорту — А. Шильник), пробравшись в Кремль, бросил бомбу в Великого князя. Князя разорвало на части, кучер был смертельно ранен, от кареты почти ничего не осталось. Отпевание состоялось 10 февраля 1905 года. Как писали газеты, «несмотря на будний день, тысячные толпы стремятся в Кремль отдать последний долг и поклониться праху мученически погибшего Великого Князя». Многие свидетельствовали в эти дни, что великий князь Сергий знал об угрожающей ему смерти, но ни за что не хотел уступить врагам Православия и России. Архимандрит Анастасий (Грибановский) сказал, что злодеи хотели запятнать Кремль царственной кровью, но лишь «создали новый опорный камень для любви к Отечеству», дали «Москве и всей России нового молитвенника». Смерть Великого князя была тяжёлым ударом для русской власти. Намечая в качестве мишени Великого Князя, эсеровские убийцы выбрали для удара не просто высшее должностное лицо, не только ближайшего родственника Царя, но поистине того, кто олицетворял исконную Россию, её историческую власть, служил одним из столпов самодержавного режима в последние десятилетия его существования. После гибели супруга Елисавета Феодоровна в 1909 году основала Марфо-Мариинскую обитель Милосердия. В обители княгиня вела подвижническую жизнь. Несмотря на высокое положение, княгиня никогда не ставила себя выше людей из трущоб и бедняков. В апреле 1908 года на месте гибели Великого Князя установили памятный крест, над созданием которого работал известный художник Виктор Васнецов. Памятный крест в Новоспасском монастыре г. Москвы Однако простоял памятник недолго — спустя всего 10 лет, в мае 1918 года, крест был снесен при непосредственном участии Ленина. «Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон... Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник», — писал в книге «Записки коменданта Кремля» комендант Кремля и Смольного Павел Мальков. В 2016 году был воссоздан и установлен на историческом месте крест в память о трагической гибели великого князя Сергея Александровича. Восстановленный в Кремле памятный крест на месте гибели великого князя Сергея Александровича. К нашему стыду и позору в России до сих пор во многих городах есть улицы посвященные убийце, бандиту, террористу Каляеву. Руководитель Общества «Двуглавый орел», генерал-лейтенант СВР в отставке Леонид Решетников: Получается такой своего рода театр абсурда. Сейчас Россия ведет не на жизнь, а на смерть борьбу с мировым терроризмом, а названия наших улиц, проспектов, городов и поселков носят имена террористов. Как при такой ситуации мы создадим в нашем обществе атмосферу нетерпимости к террору? Кстати, сами Каляев, Халтурин, Перовская, Желябов говорили о себе – мы террористы, наше дело — террор, мы боевая террористическая организация». Доколе русские улицы будут носить имена кровавых убийц-террористов? + + + Священник Виктор Кузнецов Мученики и исповедники. Дополнение 26-е. Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест», 8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица».
|
26 июня 2024
Просмотров: 1 182