Топ-100

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Ноябрь. Дополнение 43-е. Священник Виктор Кузнецов

Священник Виктор Кузнецов
«МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ».
Дополнение 43-е.
КРЕСТНЫЙ ПУТЬ
 
«Бог дал нам духа не боязни, но силы и самообладания».
(2 Тим. 1, 7).

+ + +



Архимандрит Лаврентий (Постников)

Архимандрит Лаврентий (в миру Михаил Иванович Постников) родился 25 октября 1933 года в Орловской области.

Воспитывался в благочестивой семье, был крещён в младенчестве. Отец его ушёл на фронт в самом начале Великой Отечественной войны; он скончался от рук фашистов. После героической смерти мужа, мама Михаила воспитывала и ставила детей на ноги одна, а впоследствии приняла монашество с именем Варвара.

В 1949 году семья переехала в Тульскую область, где Михаил получил семь классов образования в средней школе. Там семья поселилась в самодельной землянке или «зазыпушке», как её называл батюшка. После окончания семилетки, отрок пошёл работать на железную дорогу землекопом. В девятнадцать лет был призван на военную службу.

По окончании службы, Михаил поступил в Московскую духовную семинарию. Во время учебы, совмещал послушания с работой экскурсовода Церковно-археологического кабинета (сейчас – Музей МДА). В последние годы обучения в Академии батюшка был иподиаконом у владыки Николая (Чуфаровского) Рязанского и Касимовского.

В 1964 году, после праздника Крещения Господня, Михаил подал прошение о принятии его в число братии Лавры. Вспоминал как-то батюшка следующий случай: перед уходом в монастырь его вызвали в милицию, где долго уговаривали сотрудничать с государственными структурами, однако получили категорический отказ. Участковый тогда громко ударил кулаком по столу и сказал Михаилу, чтобы тот больше не попадался ему на глаза.

Батюшку всячески хотели изжить из монастыря и после принятия монашества. Бывало так, что к нему подсылали псевдо-благоговейных людей (в основном женщин), которые впоследствии писали на него доносы в милицию, обвиняя его в разного рода непотребствах. Но Господь хранил Своё дитя, и у клеветников не находилось никаких доказательств, изобличающих монаха.

28 мая 1964 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил монашеский постриг над послушником Михаилом с наречением ему имени Лаврентий, в честь преподобного Лаврентия Комельского, память которого совершалась на следующий день, 29 мая. В день памяти святых отцов I Вселенского собора 14 июня 1964 года митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Будущий наместник Лавры и затем Патриарх всея Руси.), совершил диаконскую хиротонию монаха Лаврентия в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы. А уже через год, в Неделю всех святых, 20 июня 1965 года, в Успенском соборе Лавры, епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев) рукоположил иеродиакона Лаврентия в иеромонаха.

Отец Лаврентий был преданным духовным чадом архим. Тихона (Агрикова), (в схиме Пантелеимона). Госорганы, видя каким авторитетом для верующего населения являлся духовник, преследовали его. Подвижник больше не мог жить в Лавре и, чтобы никого не раздражать, удалялся на время в горы Кавказа или в дальние монастыри, где пребывал в уединении, обращаясь с молитвой о своих духовных чадах ко Господу.

Отец Лаврентий был очень привязан к своему духовному отцу. Несмотря на то, что место пребывания батюшки почти никому не было известно, он находил селение, где подвизался отец Тихон, и тайно приезжал к нему для совместной молитвы и исповеди. После преставления отца Тихона батюшка ежегодно, в день его кончины, старался отслужить панихиду по своему первому духовнику у его могилы в селе Тайнинском Московской области.

В 1970 году иеромонаха Лаврентия возвели в сан игумена, а через девять лет батюшку наградили митрой и возвели в сан архимандрита.
Отец Лаврентий обычно исполнял молитвенное монашеское правило ночью, с двух часов и почти до братского молебна. По его словам, «днём можно не успеть». Когда у батюшки ослабли глаза, к нему приходили келейники и помогали читать положенные молитвословия. Ежедневно келейники прочитывали батюшке жития святых, память которых вспоминалась в этот день. Многие жития малоизвестных святых батюшка мог пересказать по памяти.

Отец Лаврентий имел очень красивый голос и любил петь. Долгое время он был канонархом Лавры. Иногда он ободрял приходящих за советом утешительным духовным кантом. Постом 2020 года он в последний раз утешил прихожан Лавры своим пением.



Батюшка очень ответственно подходил к произнесению проповедей, начиная готовиться к ним почти за неделю, и ежедневно прочитывал евангельское и апостольское зачало. В 2013 году был издан небольшой сборник проповедей архимандрита Лаврентия под названием «Бог любви и мира да пребывает с вами».

Вот небольшой отрывок из его проповеди «Молитва за умерших»: «Обратите внимание на необыкновенность суда Божия. “Как слышу, так и сужу” (Ин. 5: 30), — говорит Господь. Он, конечно, не будет разбирать дел каждого человека в отдельности. Но каждый человек в это время осудит сам себя. Слова Господа “Как слышу, так и сужу” (Ин. 5: 30), произнесённые один раз, звучали, звучат и будут звучать в каждом поколении. Мы часто произносим слова при исполнении каких-либо дел или просто в беседе, но не даём о них порой никакого отчёта, а ведь их слышит Господь, и они записываются в книге жизни или на совести каждого человека».

Здоровье батюшки с каждым годом заметно слабело. Он проходил плановую госпитализацию в больницах.
Великим постом батюшка молился о прекращении губительного поветрия, движимого на Россию.

Утром 8 мая, в день апостола и евангелиста Марка, отец Лаврентий отошёл ко Господу.

Для многих отец Лаврентий запомнится как талантливый проповедник, певчий с сильным голосом, верное своему духовному отцу чадо, мудрый духовник и наставник в Православной вере. Подивимся крепости духа, с которой он нёс тяжёлое бремя, каждый год слабея силами от многих болезней. Но он крепился духом, чтобы благословить всех нас на несение своего креста, положенного Господом.

Он прожил долгую жизнь: в молодости видел нищету и голод; за годы жизни в Лавре претерпел многие гонения со стороны властей. Он принимал все вызовы жизни со спокойствием и улыбкой, потому что не было таких вещей, которые могли ослабить его любовь ко Христу. Его жизнь – пример настоящего христианского служения, которого нам всем порой так не достает.

Разве народу нужна война?
Воспоминания о военном детстве архимандрита Лаврентия (Постникова).


Дети России, дети войны.

«Как началась война, отец сразу пошёл на фронт и сразу был убит. Де­лали запросы. Ответ пришёл только через полтора года. Потом уже, после войны нашли место, где он сражался, где произошёл бой. Стали разыскивать среди старых могил и нашли, где он похоронен. Это в Ор­ловской области.

Нашу семью война застала в го­роде Щёкино Туль­ской области. Там три дома стояли. А поскольку мы в землянках жили, то переехали в один дом, где были пустые квартиры.

Только война началась, к нам тут же прикатили немцы. Они дошли до Тулы. В 1941 г. они прямо маршем шли. И некому было их остановить. Немцы сразу из край­них двух бараков население выселили. Куда хотите, туда и идите.

Что удивительно, налетели наши самолеты. А немец на ло­маном языке говорит: «Не бойся, это наши самолеты. Будьте совершенно спокойны». Налетели, начали бомбить. В крайних до­мах население выселили, и немцы заняли эти два дома. А наших собрали как раз в этот наш средний дом. Крайние дома, где немцы находились, от бомбежки расколо­тились, ничего не осталось. А в на­шем – хоть бы одно стёклышко вылетело.
А ещё был такой случай. Бомбили стан­цию. Около станции одна бабуля в доме была и молилась. Налетели – стали бом­бить станцию. Она молилась, не обращая внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Кончила молиться, смотрит – а задней стены нет. Вокруг дома разорвались 40 бомб, а в доме ни одного стекла не выби­ло. Она как молилась, так и продолжала молиться. Это рассказ из жизни.

Потом вскоре мы переехали в землянки и в них жили. Когда немцы заняли территорию, они сразу рабочих задействовали. В землянках мы жили с начала войны и до 1947 г. Что мы ели, когда в землянке жили? На полях осталось немного картош­ки, остался хлеб. Мы ходили, собирали. Скирды стояли, и копны стояли. А после стали огороды копать. Потом в колхозах, когда убирали с полей, мы следом шли и собирали колоски. Но уже наши совет­ские власти не разрешали ни одного ко­лоска взять. Якобы так Сталин приказал. Чтобы с поля колхозного никто ни одного колоска не брал. Если кого на поле нахо­дили, кто колоски собирал, то объездчики засекали кнутами. А есть-то что-то надо. Нас спасало то, что, когда видели объездчика, мы сразу – через железную дорогу и прятались.

Когда к шахтам проводили шоссейную дорогу, то к самому окну нашей землянки прорыли кювет. Прорабу, который прово­дил всю эту работу, сразу приказали высе­лить людей из этой землянки и построить им дом. Он себе дом отгрохал, а нам нет и нет, ничего не строит. Мама пошла в об­ласть и начала хлопотать. Дознались, что он себе дом построил, тогда приказали и нам построить. А он построил нам засыпушку. Знаете, что это такое? Столбики неотесанные подобрал, а стены засыпал строительным мусором. И мы из той зем­лянки переехали в засыпушку и в этом доме долгое время жили.

Я хорошо войну помню. Недалеко от землянки один немец жил. Он по-русски гово­рил: «Взять Гитлера повесить бы. Зачем он воюет? Что, народу что ли, война нужна? Она никому не нужна».

Оттуда я в армию пошёл.
Война. Да и холодно. А когда холодно, есть больше хочется. Весной хо­дили босиком по проталинам, обуви-то тогда никакой не было, так что по коле­но в холоднющей грязи... Ходили по по­лям, собирали гнилую картошку.
Год-два – голод был. Мы хо­дили с сестрой побирались по деревням, нам кусочки подавали».
STSL.Ru

Из сообщения: «8 мая 2020 года отошел ко Господу один из старейших и авторитетнейших насельников Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Лаврентий (Постников). 
После ухода в вечность отца Кирилла (Павлова) это был второй по духовной значимости старец Лавры, имевший за своими плечами громадный духовный стаж монашеской лаврской жизни и являющийся одним из образцов отечественного российского духовнического монашеского делания».

Чтобы не остаться не подготовленными…

Более полувека архимандрит Лаврентий (Постников; †8.05.2020) был насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. О старце рассказывает его келейник иеромонах Памфил (Осокин):

«Отец Лаврентий каждую ночь в два часа вставал на молитвенное правило и читал его до братского молебна, который начинается в 5:30 утра. Когда у батюшки уже слабело зрение, молитвы он поручал читать нам, тем, кто помоложе, а сам слушал. После вечерних молитв мы ещё некоторое время читали жития святых, причём, если пробегая глазами, келейник сокращал некоторые абзацы в особо длинных повествованиях, отец Лаврентий сажал его рядом и начинал пересказывать только что прочитанное им вслух и делал акцент именно на тех фрагментах, которые были опущены… И это могли быть даже малоизвестные жития — он все их прекрасно знал чуть ли не наизусть.

Каким-то таинственным образом Господь давал силы: притом, что мы полночи молились, утром надо было идти на лекции, после них опять возвращаться к старцу.

Молились все

У батюшки Лаврентия отец в первые годы войны погиб. Если безбожники в командирах, то специально могли на передовую верующих бросать, — нам про это отец Никодим говорил. Он-то, подросток, вернувшегося в 1945-м отца стал расспрашивать:
— Папа, как там на войне?

И услышал про случай на Пасху... Утро, жарко. Отдыхают между боев. И вот отец потихонечку в окружную, чтобы никому не попадаться на глаза, кукурузными полями в церковь стал пробираться — так хотелось Воскресение Христово в храме встретить! Исповедоваться, причаститься. Заходит, а там: генералы, пол­ковники — все с погонами тут как тут стоят, склонив головы, молятся. Кто-то из адъютантов его заприметил, зашикал:
— Уходи отсюда скорее! Чтоб тебя никто не узнал… Донесут — на передовую отправят!

Молитва только верующих и спасала. Отец Лаврентий рассказывал, как у них под Тулой в городке Щёкино, куда семья перебралась перед войной, станцию бомбили.



Там рядом дом одной бабулечки находился. Встала она на молитву перед иконами, глаза закрыла — будь что будет, ни в какое бомбоубежище не побежала. И так глубоко ушла в богообщение, что и не услышала, как стихло всё… Оглянулась: глядь — а задней-то стены и нету. Ей потом объяснили, что вокруг её дома 40 бомб разорвалось, — это же сколько взрывных волн её молитва отразила!

Вот на таких примерах наши старцы и возрастали. Они уже и в малые свои годы были куда серьёзнее, чем иные из нынешних инфантильных глубоко за сорок «ребят». Сейчас тренд такой: все молодятся, развлекаться хотят. А тогда наоборот — взрослели рано.

Постники с детства

Они и постниками ещё по детству были. Голодали, жизнь под постоянным гнётом шла — оттого-то им так и близки опыт, письма, свидетельства новомучеников и исповедников Церкви Русской, кого нашим современникам часто и не понять.

Мише Постникову (будущий отец Лаврентий) довелось оккупацию пережить. Хотя рассказывал, что порою даже немцы могли проявить снисхождение, разрешая подбирать оставшиеся колоски на полях. А вот когда потом «свои» же бедных матерей, которые не знали, как им малышей накормить, нагайками на смерть на поле мерзлом забивали, — вот это было жутко! Тогда уже оставшиеся дети сами начинали прокорм себе доставать. Кто-то «на шухере» стоял, а другие зернышки да былинки собирали. Как только завидят всадника, пускались врассыпную, перепрыгивали через железнодорожные пути, прятались… Вот это та ещё была война — против беззащитных зачастую уже вдов да голодных сирот.

В холода и побираться по деревням ходить приходилось. Весной же, как зелень пробьётся, мама из лебеды лепёшки лепила. Отец Лаврентий удивлялся, что она тогда из всего подручного пекла. Потом, когда уже батюшка поступил в семинарию, написал маме сразу же письмо о том, как устроился, а она его в ответном спросила: «Как вас там кормят?» (главный вопрос для всех мам). «Хорошо, — ответил сын. — Даже сахар дают».

Для православных война не прекращается никогда

В войну отстояли нашу землю русскую — столько городов, деревень, сёл… А без праведника село не стоит, без святого город… Все молились! И тут опять хрущев­ское гонение началось… Храмы, кото­рые сберегли от разрушения в войну (их немцы даже тронуть не посмели), вдруг начинают закрывать да взрывать один за другим. Вот это был ужас! Очередная против народа война. Так 15 000 церквей снова разорили!

Михаил Постников как раз в это время в Семинарию поступил. Летом сдал экзамен, а на Покров 14 октября в тот же 1964-й год Хрущева уже отстранили от власти. Как говорили старшие: с испытанием посылается и избытие. Главное — быть готовыми исповедовать свою веру. Для православных война не прекращается никогда.

В наши дни мы с отцом Лаврентием прочитали книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого; †1961) «Я полюбил страдания», батюшка очень проникся всем написанным в ней. Его поколение и сами притеснения застали, и были готовы к ним, и с первой лаврской братией общались: те вообще десятилетия в лагерях и ссылках провели, бывало, под рясой так ватник истершийся и носили, чтобы если заберут внезапно снова, — в чём-нибудь более-менее тёплом по этапу пойти. Отцы вспоминали, что у тех, кто настрадался, такая ревность по Богу была, что чем больше мук перенесли, тем более ценили любую возможность за богослужением оказаться, — не то, что в наши времена, становящиеся всё более теплохладными …

«TV, компьютеры, интернет разлагают общество, — сетовал отец Лаврентий. — Молиться надо. На службы ходить, пока Господь ещё бережёт нас всех».


Архимандрит Лаврентий (Постников) при служении Литургии.

Батюшка Никодим так наставлял молодежь Лавры:
«Запом­ните, в Евангелии Господь говорит: “Меня гнали, и вас будут гнать” (Ин. 15: 20). Просто скажи так священник с амвона: “Приходите в Православие: нас распинают, убивают, мучают, сажают, голодом морят”, — единицы обратятся. А если разговор повести иначе: “Христос пострадал, отдал Свою жизнь, чтобы мы спаслись. Пожертвовал Собой, а мы по любви ко Господу разве не последуем за Ним по крестному пути скорбей?” — вот тут-то глубина жизни во Христе и открывается», — тогда люди смысл испытаний уразумевают, откликаются вслед за Спасом идти.

Мама отца Лаврентия поначалу, как узнала, что сын в монастырь собрался, расплакалась: она-то мужа на фронте потеряла, одна без мужской поддержки оставалась в миру. Хотя после и сама приняла постриг с именем Варвара. Отец Лаврентий всегда очень чтил память матери, в день кончины старался отслужить на её могилке панихиду.

Как братия в обитель поступала

Отучившись в Семинарии и Академии, стал насельником Лавры будущий архимандрит Лаврентий. Он вспоминал, как перед самым поступлением в обитель его вызвали в милицию и долго обрабатывали на предмет сотрудничества — стукачества, иначе говоря. Получив категорический отказ, участковый так яростно ударил кулаком по столу, что сквозь этот треск и грохот едва можно было разобрать содержание его визга:
— Чтоб ты мне больше на глаза не попадался!!!

А как можно было удержаться в Лавре?

Новопостриженному стали чинить козни. На отца Лаврентия нападки так и продолжались — иногда эти засланные якобы «паломницы» могли и ко Причастию идти, а потом набрасывались, желая опрокинуть Чашу. Но каждый раз какая-то сила оберегала Святые Дары и этого непоколебимого служителя Христовых Таин, денно и нощно молившегося Господу, — а вся эта беспомощная злоба обращалась только к посрамлению врага.

Архимандрит Дионисий (Садиков; †1968), бывший эконом Лавры и Академии как-то сказал молодому собрату Никодиму:
— Полюби преподобного Сергия всею душою, ухватись крепко за бортик его раки, умоляй помочь не разлучаться с ним, не стремись ни к славе, ни к почестям, — и Авва Сергий не оставит тебя, вымолит у Господа прощение грехов и немощей и сохранит в своей святой обители.

 «Любовью и единением спасёмся»

Много подвижников, в том числе монашествующих из других закрытых обителей, селились где-то по домам. Так и в Дивеево вокруг разоренного монастыря монахини в простых избах проживали. Хранили до предсказанного батюшкой Серафимом открытия монастыря святыни, службы справляли. Отец Лаврентий их постоянно навещал, — ещё с первых лет в Лавре старцы их, молодых да крепких, стареньким монахиням по хозяйству помогать отправляли, — на земле-то мужская сила всегда нужна.


В Троице-Сергиевой лавре. 1957-й г.

Матушки отцу Лаврентию как-то иерейский крест с изображением на обратной стороне преподобного Серафима Саровского подарили. Батюшка носил его и был погребен с ним. Он и с другими подвижниками наших дней также общался, но многое держал втайне, — их поколение всё-таки было научено осторожности и этот навык у них так и оставался.

Удивительно крепким было единомыслие внутри самого братства Лавры точно во исполнение завета Преподобного игумена: «Любовью и единением спасёмся».

Лаврская братия вообще отца Кирилла (Павлова; †2017) за небожителя почитала, видели, сколь многое ему Господь открывает и как он сам людей на самом деле милует, предостерегая от будущих падений и от гибельного уклонения со спасительного пути.

«Утешайте, утешайте, люди Моя» (Ис. 40: 1).

Памятуя об этой цели, отцы и жили. Непрестанно молясь, отцы и нас — тех, кто помоложе, — учили: никогда не опускать своё ежедневное молитвенное правило, всегда приходить на братский молебен, прочитывать все молитвы ко Причастию, обязательно быть на Всенощной перед Причастием.

Они и к братскому молебну обычно выходили в одно и то же время: поклонятся, поприветствуют друг друга по-монашески и молча, каждый чётку тянет, быстрым шагом — к Преподобному.

Для нас, молодых послушников и монахов, важны их наставления не только монашеской сосредоточенности на молитве, но и вниманию к людям. Отец Лаврентий объяснял:

«Если к тебе кто-то пришёл, ты должен все свои дела отложить, и в первую очередь пообщаться с людьми, которым утешение, а может, наставление необходимы».

В этом внимании ко всем и вся, как и в молитве, опыт богообщения: когда ты стараешься даже в самом, казалось бы, потерянном для общества человеке видеть образ Божий.

В 1989 году администрация Сергиево-Посадского СИЗО запланировала восстановить храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Только лишь лаврские отцы вошли в битком набитую заключенными камеру, в которой ранее до революции располагался храм, как тут же в форточку влетел воробей. Событие для тех помещений небывалое: туда (на памяти там пребывающих) даже птички по собственной воле не залетали. Чтобы снять повисшую в воздухе паузу, монахи пошутили:

— Когда Господь крестился, Дух Святой в виде голубя снисшел. А мы — люди грешные: к нам воробышек послан.

Батюшка Лаврентий конфетами всех любил одарять. Увидит кого унывающим, тут же вручает:
— Не грусти, — по-отечески улыбнется, ещё что-то приободряющее скажет.


Архимандрит Лаврентий с братией Лавры в праздник Святой Троицы.

Исполненные обетования

Сами старцы уже к Господу стремились, всё так же неизменно приуготовляя себя. Отец Лаврентий ещё в 2017 году свой смертный узел показывал: эта та, самая близкая каждому монаху заповедь: «Помни час смертный и во век не согрешишь».

Всё у Господа промыслительно и вовремя для тех, кто стремится к Нему на встречу. И каждого Вселюбящий Господь принимает и награждает по обетованию (см. Мф. 19:29) во сто и более крат за всего лишь проявленное усердие.

Ушедшие от нас в вечность духовные отцы взирают, смотрят: чему мы у них научились? Теперь с нас спрос, поминая их, соответствовать их ревностным у каждого по своему устроению и в свою меру примерам.
Иеромонах Памфил (Осокин)


Братия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1960-е годы, в верхнем ряду третий справа отец Лаврентий.

Интервью с митрополитом Лонгиным:

– В 2020-м году, ко Господу отошли сразу несколько лаврских старожилов: это отцы Лаврентий, Илиан, Рафаил, Тихон… Вы общались с кем-то из них?
– Всё это были монахи, если можно так сказать, без страха и упрёка.

Без кого Лавру сейчас очень трудно себе представить, так это архимандрит Лаврентий (Постников).
Он был очень цельным, стойким, твёрдым человеком из числа тех, кто необыкновенно серьёзно относился к себе, своему послушанию и своему монашеству. Отец Лаврентий не позволял себе ни в чём расслабиться. Всегда ходил на братский молебен – просто не бывало такого, чтобы его там не было. Его многолетним послушанием было руководство народным хором, который пел на ранних литургиях. У него вообще не было ни одной свободной минуты – он всегда чём-то занимался. Не то, что какое-то личное время – даже просвета такого не было: настолько он был погружён в жизнь и делание лаврского монаха.

В Лавре были очень хорошие монахи. Пожив в других местах и посмотрев на многое и на многих, могу сказать, что Лавра того времени – рубежа 1980-х – начала 1990-х годов – состояла из настоящих, преданных Богу и очень глубоких людей. И я могу лишь повторить слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов».


Архимандрит Лаврентий (Постников).

Венок на могилку Батюшки Лаврентия.

От Редакции: Так получилось, что в связи со всей этой плано-ковидной истерией прошло почти никем не замеченное отшествие ко Господу одного из самых значимых старцев Троице-Сергиевой Лавры — архимандрита Лаврентия (Постникова)! 

Отец Лаврентий был из поколения, сызмальства укрепленное скорбями. Рассказывал о своем довоенном, военном детстве. Да и после было несладко — как до, так и после войны притесняли. Тех, кто верил, власти всячески пытались изживать. Молитва только верующих и спасала.

Он и постником еще по детству был. Голодал, жизнь под постоянным гнетом шла — оттого-то близок опыт был, письма, свидетельства новомучеников и исповедников Церкви Русской, кого нашим современникам часто и не понять.

Всегда и настойчиво выступал против принятия людьми документов, «номеров» и карточек! И в этом смысле, был, своего рода, «знаменем» для практически всего старшего поколения насельников Лавры! О младшем — мы просто, увы, промолчим…

Отец Лаврентий стоял на антиглобалистких позициях, отрицательно относился к погибельным нововведениям, жил со старыми документами.
Странное поветрие 2020 года, от которого отошёл ко Господу цвет монашества Троице-Сергиевой Лавры, не обошло стороной и отца Лаврентия. Он был призван дать ответ пред Господом в день памяти апостола и Евангелиста Марка - 8 мая.
Похоронен на братском кладбище в селе Деулино Московской области.
«3-й РИМ».

«Блаженна та обитель, где есть старец, на неё привлекается особая благодать Божия…»
Оптинские старцы.

Утешитель

Православный народ называл отца Лаврентия «Батюшка-утешитель». Он никогда не отказывал никому в приходящем к нему лично за советом и просьбой, никогда не позволил возгордиться тем, что он почтенный старец и не может по занятости принимать вопрощающих.

Наоборот, старец Лаврентий порицал тех так называемых «старцев», а точнее стариков, которые не по разуму и не по совести, кичась своим мнимым величием, отталкивали от себя, а вернее от Бога, всех, кто пытался найти у них помощь и совет.

Мы старались трепетно внимать каждому слову отца Лаврентия, когда он вспоминал о своей жизни до войны и после войны, о своих духовниках и о насельничестве в Троице-Сергиевой, о нашем времени и последних временах.

Это были удивительные речи и проповеди настоящего лаврского монаха-старца, одного из последних живых старцев нашего времени.
Как-то на таких встречах отца Лаврентия, на вопрос — как жить теперь в наше время, в последнее время? — услышали очень простой и верный ответ: «Жить по Евангелию. По Христу. А в помощь этой жизни по Христу – Святоотеческое Предание. Высказывание, поучения и советы святых Отцов. Вот один из самых простых и боговоплощенных советов преподобного отца Амвросия Оптинского : «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Вот так, по-простому, по Евангельски, и по Божьему и живите».

Говоря о нашей жизни, очень сетовал отец Лаврентий насчёт того, как наша жизнь стала безчестной, безстыдной и антибожией. Не мог он смиряться с тем, как блудно и аморально живёт антисемейной жизнью нынешняя молодежь. «Что такое гражданский брак? Это – похабные случки, где мужики и бабы – кобели и сучки, а не боговенчанные муж и жена. Такое и потомство похабное они произведут без Бога», — возмущался старец.

Однажды, когда на Всенощеной елепомазывал народ отец Лаврентий в начале 2000-ых годов. К нему по очереди подходит, так бы сказать, дама, без косынки, с оголённом до безобразия декольте и в похотливо обтягивающих со всех сторон джинсах. Отец Лаврентий демонстративно и пристально осмотрел эту женщину снизу вверх, и очень деликатно, но твёрдо, мановением руки указал ей на сторону со словами: «Оденьтесь, как следует, ведь в храм пришли». И всё, не стал её помазывать.

Очень его огорчало, как резко уже в наше время, сократилось паломничество в Лавру. «Сейчас по Лавре, как правило, только китайцы ходят. А раньше?! Все Лаврские храмы в советское время в 60-80-е годы были народом битком забиты! Мы, монахи-служащие, пройти свободно не могли от притвора к алтарю! Не могли – народ православный стоял на службах плечом к плечу, как на фронте».

На наши вопросы к батюшке — не страшно было в советское время быть монахом-священником в Лавре – сразу был твёрдый ответ: «Никогда. Лавра в советское время была особым предметом нападения от сатаны через своих слуг, партийцев, комсомольцев, провокаторов и бесноватых. Мы знали, что на нас могут донести всякую грязь, чтобы выселить нас и посадить. Мы знали, что под видом богомольцев в лаврские храмы ходят гебисты, провокаторы, сознательные бесноватые с красными билетами. 

Помню, как однажды, уже в сане игумена, в 70-е годы, выхожу на амвон для Причастия с чашей. И только начинаю причащать, вдруг один мужичок подскаивает и бросает в Чашу с Кровью и Плотью Христа что-то металлическое, и быстро убегает к выходу. А нам и наместник Иероним, и патриарх Пимен, и отец Кирилл всегда говорили, если что-то в Чашу бросят, тут же разворачиваетесь, и аккуратно, чтобы не расплескать Причастие, идете в Алтарь, аккуратно вытаскиваете брошенное — как правило это были гвоздь, гайка – и выпиваете всё Причастие сами, потом вновь по новому служите, освящаете Дары и выходите вновь на Причастие к народу. Вот так мы и делали. Не боялись сатаны».

Очень тепло и трогательно отец Лаврентий рассказывал о своих великих духовниках Лавры – отце Кирилле (Павлове) и отце Тихоне (Агрикове). «Господь послал нам в Лавру своих защитников – отца Кирилла и отца Тихона. Таких как они, конечно, больше не будет. Это – настоящие преподобные отцы, не боящиеся никого и ничего, кроме греха и немилости Божия. И очень любвеобильны. Не посмели никогда никого оскорбить или унизить. Прозорливцы святые. Терпели всё буквально, все напасти и несправедливости, но грозно молитвой отгоняли сатану. Ведь на отца Тихона постоянно нападали кликуши — бесноватые. Где бы он ни был – на него враг рода человеческого посылал своих слуг! И он не боялся их. Укладывал их на землю мановением руки, держа впереди сатаны Святой крест».



На вопрос о наших временах, старец Лаврентий отвечал: «То время было гонимым, страшным, внешне, да, безбожным, но спасительным, радостно-укрепляющим и настоящим духовным. Понимаете, советская власть с её безбожием дала нашей Святой Церкви целый сонм новомучеников и исповедников, настоящих блаженных, юродивых, наших современных защитников, о которых о появлении сейчас, как мне видится, говорить не приходится. Тогда, в гонение, был настоящий духовный расцвет нашей веры и церкви. Мы, по-настоящему, были со Христом, с Его Матерью, не боялись ничего, не боялись умереть за Него, за Христа. Сейчас — внешний расцвет Церкви и как бы отсутствие такого ярого внешнего гонения на церковь и веру, но вот внутреннее состояние и внешнее поведение нашего народа требует желать намного-намного лучшего».

Теперь и отец Лаврентий (Постников), и отец Пётр (Кучминский), как они и предрекали, покоятся на одном монастырском Лаврском кладбище в Деулино, вместе с другими своими знаменитыми духоносными братьями-монахами.

Вечная им память! Вечная память архимандриту Лаврентию (Постникову) — ревностному и верному сыну Святой Русской Церкви Православной!
Владимир Николаев.

БЛЮДИТЕ, КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ... 

"Веруйте в Бога, любите Его, стремитесь к Нему, помните о великой любви Его к вам и воздавайте Ему за эту неизреченную, недомыслимую, неисповедимую любовь. Ищите прежде Царствия Небесного!.. Не прилепляйтесь к земле, не заточайте в клетку земных забот и привязанностей вашу душу, эту Небесную гостью, не лишайте её Небесного Отечества..."
Архимандрит Кирилл (Павлов)



Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Батюшка, скажите, пожалуйста, как спасаться в наше непростое время.
– Время всегда непростое – «блюдите, како опасно ходите». Опасности нас везде подстерегают, и потому необходимо быть бдительными. Господь заповедал нам всегда бодрствовать, непрестанно молиться и за всё благодарить Его.

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай.

«Живи нелицемерно и веди себя примерно, а иначе будет скверно», как говорил преподобный Амвросий Оптинский. Как хочешь, чтобы с тобой обращались, так и ты обращайся с людьми. Всегда следи за тем, чтобы из уст твоих исходило только доброе. И тогда никогда не ошибёшься ни в чём.

Господь на сердце кладет правильную мысль, если всегда помнишь Его. Он говорит: сыне, дай Мне твое сердце. А если сердце будет чисто, то все, что из чистого сердца искренне исходит – это и будет правильным.

Когда спрашивают тебя о чём-то, то прежде чем внимательно выслушаешь, о чём речь идёт – не отвечай. Выслушай человека, чтобы он подробно рассказал, и не перебивай его, когда он обращается к тебе. Сходу давать ответы нельзя. И отвечать надо с кротостью, не навязывая своё мнение. Это, конечно, бывает непросто. Человек, который спрашивает тебя, если действительно хочет узнать истину, то сделает правильный вывод и поймёт, о чём ты ему говоришь.



Батюшка, расскажите немного, если можно, как Вы в монастыре живёте?

— Да что я, живу нерадиво, откровений от Бога не имею. Службы, правило... А дальше уже: «Мы приехали, батюшка!» – «Очень рад!». Приму людей, поговорю с ними, потом и на Вечернюю. Так что от моей печки не нагреешься, только в сосульку превратишься! Вот я в келье, и от меня зависит – молиться или не молиться, спать или не спать, дурью заниматься или нет. Никто не ограничивает.

Дьявол может только подстрекать, навевать всякие страхи, соблазны. Поэтому надо, как встал, сразу Бога благодарить, правило читать. После канонов, акафистов, Священного Писания сразу жизнь тебе открывается духовная. Ты этим напитаешь душу, и по полочкам всё тогда раскладывается. Но не с еды: встал – и скорее за стол, нет. Поешь, попьёшь – и другие желания пойдут, вольности. Надо обязательно чревоугодие сдерживать, понуждать себя на молитву. Говорить своей похотливой душе: замолчи, смотри на Господа и святых Его и берегись, как бы не застала тебя смерть, как тать, в одну минуту к Богу пойдёшь, что скажешь там, когда здесь творишь, что хочешь?

Сейчас многие на улице неприлично себя ведут. Ругаются матом. Как быть? Стоит ли говорить им что-то, делать замечания?

– Совесть потеряли некоторые. Дерзкими люди стали. Они не молятся, своим умом живут, поэтому только обозлятся и ещё больших грехов наделают. Говорить можно тогда, когда спрашивают. А здесь – только расстроишься. Мне хорошо, у меня зрения сейчас нет. Смотрю только под ноги, чтоб не споткнуться. И глухой стал, ничего не слышу. Сейчас гляжу лишь, чтоб самому не упасть в яму. Это самое милое дело – «знай себя, и будет с тебя».

Больно, конечно, что дети сейчас зачастую растут нездоровые. За ними надо не только убирать, стирать, готовить, а ещё и следить родителям. Детей нельзя распускать, чтобы они ходили свободно или вели себя вольно. Они всегда под надзором родителей должны быть. Тогда не будет разврата. Раз родители кое-как живут, поэтому и детвора так же. Надо родителям сначала воспитать самих себя, тогда и детям будет с кого пример брать.

Когда дитя растёт, родители уже знают, чем он занимается, на что способен. И понимают, что, когда он пойдёт в люди, то будет искать себе подобных, а там и дальше закрутится. Чтобы рассуждение духовное иметь, надо Священное Писание с детства читать. Нас вот всему взрослые специально учили. Это всегда пригодится.

– Говорят, что скоро будет война, надо готовиться?

– А у меня всегда война идёт. Внутри. Хоть и 86-й год пошёл, а всё воюю. А та война, внешняя, когда придёт время, сразу всё вспомнишь и научишься делать, что надо. Во всём человек успевает, если с Господом живёт. Тогда ему Бог помогает. Только Господа Бога не забывай, и никогда не ошибёшься. На кого, говорит Господь, посмотрю? – Только на кроткого и смиренного сердцем, и трепещущего словес Моих.

Не проиграть бы главную войну. Не делай никому гадостей. Ко всем с осторожностью и уважением подходи. Думай, прежде чем сказать.
Смотри, какие люди перед тобой. Бывают привередливые, бранные, доброжелательные, словоохотливые… Если будешь внимателен, то поймёшь, с кем и о чём можно поговорить, открыться. Но кто молчит, хранит себя от многословия, тот никогда не ошибается. Такой человек всегда спокойный, рассудительный. Когда его начинают поджимать, он не вспыхивает раздражительностью, а прежде думает, что будет, если я начну отвечать или делать, сразу смотрит на результат – что из этого получится.

Вот, смотри, цветы – они молча растут, как Бог велел, и никому не мешают, цветут и благоухают. Так и мы должны радоваться и молчать.
Хорошо читать Новый Завет, хотя бы понемногу каждый день. А там, глядишь, за несколько месяцев уже Евангелие с Посланиями прочитано.

И молитовку Иисусову всегда твори. Это и называется бодрствовать. Духовная брань не кончается в этой жизни никогда. Но молитва и труд всё перетрут. Борись и побеждай с Богом. А когда молишься, добавляй: Господи, Ты Сам знаешь, что мне полезно, так Сам и твори, а мне дай только, чтоб быть Тебе верным.
БеседовалаАнастасия Державина. 3 РИМ.


Архимандрит Лаврентий (Постников) в Сергиевском храме Лавры.

«Любящим Бога всё содействует ко благу».(Рим. 8, 28).

В советские времена, лаврские духовники отец Афанасий (Алафинов) и отец Лаврентий (Постников) соревновались:
– Мы боремся за первенство: кто из нас по проповеди первое место займёт!
– Это как? – спрашивают их. – Как же вы узнаете?
– А просто: кого первого вызовут в КГБ.

Сами старцы, состарившись, усерднее к Господу стремились, всё так же неизменно приуготовляя себя. Отец Лаврентий келейнику ещё в 2017 году свой смертный узел показывал: эта та, самая близкая каждому монаху заповедь: «Помни час смертный и во век не согрешишь». От того-то отец Лаврентий и не оставлял молитву, даже когда не мог уже по немощи братские молебны посещать, ровно в 5:30 начинал служить их у себя келейно, поминая всю братию и своих многочисленных чад, вознося молитвы о всех знаемых и любимых к Богу и к своему преподобному игумену Сергию. Отец Лаврентий все так же молитвенно пребывал со всеми.

Всё у Господа промыслительно и вовремя для тех, кто стремится к Нему на встречу. И каждого Вселюбящий Господь принимает и награждает по обетованию (см. Мф. 19:29) во сто и более крат за всего лишь проявленное усердие.

Ушедшие от нас в вечность духовные отцы взирают, смотрят: чему мы у них научились? Теперь с нас спрос, поминая их, соответствовать их ревностным у каждого по своему устроению и в свою меру примерам.
«Православие.ru»

+ + +
Священник Виктор Кузнецов
Мученики и исповедники.
Дополнение 43-е.

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица».
27 ноября 2024 Просмотров: 1 723