Наказание за соблюдение канонов

...Предыстория

В сентябре этого года в Ногинском районе Подмосковья была зверски убита семейная пара.

 

altПреступление было совершено на 11-м километре Боровского шоссе, неподалеку от озера Луковое.

 

Тело 47-летней жительницы Ногинского района с признаками насильственной смерти обнаружено в автомобиле «Нисан Микра». В 30 метрах в лесу на дереве найден повешенным на автомобильном тросе ее 51-летний супруг - с раной в правой височной части головы и странгуляционной бороздой на шее (след от сдавления шеи петлей).

 

По первоначальной версии, происшествие квалифицировалось как убийство и самоубийство. Предполагалось, что бизнесмен после ссоры на почве ревности задушил жену и повесился сам. Однако при детальном осмотре полиция обнаружила на телах погибших огнестрельные ранения, сообщает LifeNews.

 

По факту убийства следственными органами возбуждено уголовное дело. Причем максимальное наказание по этой статье - пожизненное лишение свободы. Сейчас следователи ищут убийц, а также все обстоятельства произошедшего, пишет РБК.


Отпевание

 

Казалось бы, о чем тут можно еще говорить. Супруги погибли, следствие идет, результатов пока нет.

 

Однако, данная ситуация на прошлой неделе получила совершенно неожиданное продолжение. Случилось это благодаря стараниям скандально известного чиновника Московской епархии РПЦ МП протоиерея Михаила Ялова, курирующего церкви в Ногинском районе.

 

Дело в том, что когда следствие по этому делу еще только началось, в одну из близлежащих от места происшествия церквей - Ильинский храм села Мамонтово привезли отпевать погибших супругов.

 

Священник - игумен Николай (Кошелев), служивший в тот день в храме, как полагается по церковным канонам, попросил показать ему справку о смерти и поинтересовался - от чего умерли молодые люди. Когда же он увидел формулировку - «смерть от удушения» и узнал подробности смерти, связанные, напомним, с «петлей на шее», он ответил родственникам, что для совершения чина отпевания в такой ситуации им надлежит обратиться в Московскую епархию за разрешением. Таков порядок.

 

Каноническое уточнение

 

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя.

 

Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, "шед удавился".

 

Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах или повешенных) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

 

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни, или умер от насильственной смерти. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц или подозреваемых в этом тяжком грехе, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья или под угрозой насилия.

 

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых "случайных самоубийц" - то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой. Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству). Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство.

 

Для этого лишь требуется соответствующее разрешение местной епархии.

 

Наказание

 

Такое разрешение отец Николай и попросил родственников умерших испросить в Московской епархии.

 

И что здесь казалось бы сложного. Если все документы в порядке и ситуация с церковной и правовой точек зрения не вызывает вопросов, то такое разрешение получить можно было бы в тот же день и на следующий день - совершить чин отпевания. Но, обратившимся в Ильинский храм родственникам погибших, этот прямой законный путь почему-то показался не приемлемым. И они пошли другим путем - стали писать жалобы на священника во все церковные инстанции.

 

Конечно, родственников можно понять. У людей такое горе, куча забот со всякими разрешениями, справками, следствием, организацией похорон, а тут еще и в церкви, понимаешь, бюрократия. Непонятно другое - ведь не этот же сельский священник придумал установленный в церкви порядок отпевания подозреваемых в самоубийстве, он всего-лишь соблюдал установленные каноны. За что на него жаловаться? Кому это нужно и зачем?


И вот тут начинается самое интересное.

 

Как выяснил наш корреспондент в Ногинске, вместо того, что бы объяснить родственникам погибших установленный в РПЦ МП порядок отпевания подозреваемых в самоубийстве и просто выдать им соответствующее разрешение от епархии (проверив и подготовив все необходимые документы), местный благочинный протоиерей Михаил Ялов устроил разнос священнику за то, что тот ... выполнили свои обязанности в строгом соответствии с канонами церкви, а не закрыл глаза на факт подозрения в самоубийстве и просто не отпел усопших за соответствующую таксу.

 

Прихожане Ильинского храма теперь опасаются, что благочинный воспользуется этой ситуацией, чтобы отомстить отцу Николаю, организовав очередной перевод куда-нибудь подальше или вообще за штат.

 

Напомним, что год назад протоиерей Михаил Ялов с привлечением неизвестных лиц организовал рейдерский захват храма Святой Троицы в селе Балобаново, где настоятелем был отец Николай. Во время захвата пострадали родные сестры отца Николая, которые получили множественные побои, перелом руки, сотрясение мозга и сердечный приступ. Пострадавшие обратились следственные органы и сейчас в Ногинском УВД идет следствие по этому уголовному делу, где основным подозреваемым является... Михаил Ялов.


ReligioPolis

10 октября 2011 Просмотров: 6 323