"Им держится земля Русская и вера Православная". Из беседы князя Н.Д. Жевахова с великим старцем Оптиной Пустыни Анатолием (Потаповым)

altНа память приходит удивительная встреча Князя Николая Давыдовича Жевахова с одним из великих старцев Оптиной Пустыни, ныне прославленным в лике святых преподобным Анатолием (Потаповым). Беседа состоялась перед назначением Князя по царскому повелению на государственную должность Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода в 1916 году. Воспоминания Н.Д. Жевахова были изданы за границей в 1923 году, в Мюнхене, а потом в Сербии, в Новом Саде, в 1928 году.

 

Публикуемый отрывок - свидетельство истинного православного отношения русских Святых к Самодержавию, наставляющее нас на путь покаяния и отрезвления после почти векового духовного дурмана, приведшего русский народ к очистительным страданиям и мученичеству. Вот какова была эта удивительная встреча.

 

- Батюшка, отец Анатолий, не разберусь я ни в чем, - начал я, - с детских лет безсознательно тянулся в монастырь и уже не в первый раз стучусь и к Вам, в Вашу обитель; а все еще никак не могу развязаться с миром, и кажется мне, что я все больше и больше запутываюсь в сетях сатанинских... Боюсь я за свою душу... Откуда это влечение в обитель, какое делает мне жизнь в миру такой немилой, что хочется бежать из него, какое обезценивает в моих глазах всякое мирское дело, не позволяет мне, из опасения измены пред Богом, завязываться мирскими связями, заставляет жить между миром и монастырем, между небом и землей... Если бы Вы знали, как это тяжело, как трудно остаться чистым среди мирской грязи, как болезненны греховные падения и, даже безотносительно к ним, какою безсмысленною кажется мне мирская жизнь, когда сознаешь, что зиждется она на неверном фундаменте, что живут люди не так, как повелел Господь, делают не то дело, какое должны были делать... Иной раз бывает так тяжело от всяких противоречий и перекрестных вопросов, что я боюсь даже думать... Так и кажется, что сойду с ума от своих тяжелых дум...

 

- А это от гордости, - ответил о. Анатолий.

 

- Какая там гордость, батюшка, - возразил я, - кажется мне, что я сам себя боюсь; всегда я старался быть везде последним, боялся людей, сторонился и прятался от них...

 

- Это ничего; и гордость бывает разная. Есть гордость мирская - это мудрование; а есть гордость духовная - это самолюбие. Оно и точно, люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются, да от него всего ожидают. А куда же нашему уму, ничтожному и зараженному, браться не за свое дело. Бери от него то, что он может дать, а большего не требуй... Наш учитель - смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия - это все... Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись, да скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божья»... Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа, с твердым намерением безропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются пред тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе.

 

Я почувствовал, как затрепетало мое сердце от этих слов. «Как глубоко и как просто», - подумал я.

 

О. Анатолий, между тем, продолжал:

 

- Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разбираться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, сама Любовь... Чего же нам бояться, да сокрушаться, зачем разбираться в трудностях жизни, загадывать, да разгадывать... Чем сложнее и труднее жизнь, тем меньше нужно это делать... Положись на волю Господню, и Господь тебя не посрамит. Положись не словами, а делами... Оттого и трудной стала жизнь, что люди запутали ее своим мудрованием, что, вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму и на него одного полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний - все это посещения Божии, тебе же на пользу... Пред кончиною своей будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будет умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу...

 

- Это так, батюшка; но, если задачей нашей жизни является спасение души, то не гордость, а страх Божий заставляет искать места, где можно легче спастись... Если даже сильные, духовно мудрые люди с трудом выдерживают борьбу с кознями сатанинскими в миру, то куда же нам, слепым и слабым!.. Я помню свои детские годы... Мир точно умышленно развращал нас, и только в родной семье да в келии старца я слышал о том, о чем наедине говорила мне душа моя... И еще тогда я недоумевал, зачем оставаться в миру среди чужих и недобрых людей, и спрашивал старцев, куда мне идти и что делать с собою... Я знал, куда идти и что делать, но боялся следовать своей воле и запрашивал старцев, чтобы они открыли мне волю Божию, но они удерживали меня в миру, не пускали в монастырь; все говорили, что Господь предназначил мне иной путь, и что не пришел еще час мой... А чем дальше, тем было хуже, тем тяжелее... Жизнь стала складываться так, что без измены Богу я уже не мог покинуть мира. Сначала подошло дело св. Иоасафа; затем постройка храма св. Николаю в Бари; а вот теперь подходит еще одно дело, и я не знаю, от Бога ли оно или нет, но хорошо знаю, что, если возьмусь за него, то оно окончательно привяжет меня к миру... Вот за этим, чтобы спросить Вас и посоветоваться, я и приехал сейчас в Оптину.

 

- А какое это дело? - спросил о. Анатолий, пристально глядя на меня.

 

- Царь хочет назначить меня на службу в Синод, Товарищем Обер-Прокурора, и вот я и не знаю, что это означает... Если бы Царь и Царица близко знали меня, тогда бы я не сомневался; но знают меня Их Величества мало, видели только несколько раз... Сказывается ли здесь воля Божия и св. Иоасафа, промыслительную руку которого я вижу над собой, в своей жизни, или, может быть здесь козни сатанинские, чтобы не пустить меня в монастырь... Место это высокое; много соблазнов для тщеславия и гордости и самолюбия; много будет у меня врагов, которые станут травить меня так, как сейчас травят всех, входящих в состав правительства; и я не знаю, как мне поступить, и ни в чем не могу сам разобраться... Откройте мне волю Божию, и как Вы скажете мне, так я и сделаю.

 

- А ты верно знаешь, что Царь зовет тебя на это место? - спросил о. Анатолий.

 

- Верно знаю, - ответил я.

 

- А коли Царь зовет, значит - зовет Бог. А Господь зовет тех, кто любит Царя, ибо Сам любит Царя и знает, что и ты Царя любишь...

 

Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия... Береги его, ибо Им держится Земля Русская и Вера Православная... Молись за Царя и заслоняй Его от недобрых людей, слуг сатанинских... Царь не только Объявитель воли Божией людям, но...

 

О. Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он кончил невысказанную мысль, сказав:

 

- Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим. Иди же, иди смело, и да не смущают тебя помыслы об иночестве: у тебя еще много дела в миру. Твой монастырь внутри тебя; отнесешь его в обитель, когда Господь прикажет, когда не будет уже ничего, что станет удерживать тебя в миру.

 

Одарив меня иконами, о. Анатолий с великой любовью благословил и отпустил меня. И снова я уехал из Оптиной Пустыни с тем чувством, с каким выезжал всякий раз за ограду любимой обители, точно из рая, с тем, чтобы снова погружаться в глубины житейского водоворота, в толщу мирской жизни для борьбы с нею, для борьбы с самим собою.

 

 

Источник: «За Веру, Царя и Отечество! Одесса - монархическая»

 

ЦАРИ СВЯТЫЕ. Стихотворение

 

Доколе, русские, мы будем предавать

Своих царей на злобное закланье?

И клевету на них вновь принимать

От тех, кто рушил Русь до основанья.

 

Доколе, русские, не будем поминать

Своих царей мы в пламенной молитве?

Как долго имена их будем забывать,

Не призывать с врагом в незримой битве?

 

А тучи вновь над Родиной пройдут

Какие б нам невзгоды не грозили

Своей молитвой вечной сберегут

Цари святые Матушку Россию.

 

Положен камень первый - мученик царь Петр,

На нем святых царей храм Богом данный,

Наследник - сын его вновь агницем грядет

Прославленный народом светлый Павел.

 

И Александра кровь, пролитая за нас,

В тот царский храм рекой святой струится

И Государя Николая пробил час

За наши души кровью расплатиться.

 

Святые мученики, вымолите нас,

Не дайте нам погибнуть в этом мире,

Услышать Господа Христа победный глас,

И видеть Государя нам в России.

 

А тучи вновь над Родиной пройдут,

Какие б нам невзгоды не грозили,

Своей молитвой вечной сберегут

Цари святые Матушку Россию.

20 января 2012   Просмотров: 5 667   
20 января 2012 08:53
- Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим. О.Анатолий Оптинский

Истинно так!!! Сердим мы без царя-батюшки (удерживающего) и не замечаем зловонья (не желаем раскаяться - [ИЗМЕНИЬ СЕБЯ и молится о доравании Руси Царя Православного] ) а большенство упивается этими нечистотами деРмократии: свободы разврата, наживы и беззакония... Доколе, православные(!? и православные ли мы???) Доколе терпишь, Господи, беззакония !!! 
  Жалоба      1
20 января 2012 09:58
Прп. Анатолий (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Родился в купеческой семье, до поступления в монастырь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в монастырь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь. Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым). 23 апр. 1888 г., в Великую субботу, был пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем Анатолий в честь свт. Анатолия, Патриарха Константинопольского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. монастыря. В 1908 г. после кончины духовника Оптиной пустыни иеросхим. Саввы прп.Анатолий был переведен из скита в монастырь, в келью при Владимирском храме.

Анатолий, принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к Анатолию для духовных бесед приезжала вел. кнг. Елисавета Феодоровна. В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев), еп. Трифон (Туркестанов), прот. Валентин Свенцицкий, сщмч. прот. Николай Загоровский, свящ. Павел Флоренский.

В 1921 г. Анатолий был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в монастырь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, Анатолий попросил подождать до утра, чтобы приготовиться "в путь", всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. Прп. Анатолий был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

26-27 июля 1996 г. Анатолий был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей прп. Анатолия вместе с другими преподобными Оптинскими старцами, мощи прп. Анатолия почивают во Владимирском храме Оптиной пустыни.

Литература: Четвериков С., прот. Оптина пустынь. 19882; Беловолов Г., иерей. Оптинский старец Анатолий (Потапов) // Русский паломник. 1993. N 7. С. 19-45; Житие иеросхимонаха Анатолия. М., 1995; Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Серг. П., 1995р; Рассказы о старце Анатолии // Цветочки Оптиной пустыни. М.,1995; Преподобные Оптинские старцы. М., 1998. С. 355-377.  http://pasxa.eparhia.ru/monitoring/?id=608&print=1  

Кондак, глас 4 :

Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.  http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/optina.html    Молитва против антихриста 

(составленная оптинским старцем схииеромонахом Анатолием Потаповым).

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего святого, да не отступлю страха ради дьявольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь мне, Господи, день и ночь плачь и слезы о грехах моих, и пощади мя, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь.  http://www.molitvoslov.com/text535.htm

  Жалоба      2
20 января 2012 16:21
Заглянула в Wikipedia, чтобы уточнить кое-какие детали жизни князя Н.Д. Жевахова в Европе. Как густо его образ на Wiki полит клеветой! Ну думаю, князь, славно ты угодил Богу, коли до сих пор злобное шипение в твой адрес слышится.
  Жалоба      3
20 января 2012 17:35
Я тоже читала о мирном исходе отца Анатолия, как он попросил дать ему только одну ночь, а на следующий день его должны были арестовать. Утром приходят чекисты, спрашивают:"Ну что, старец готов?". Им отвечают:"Готов". Они заходят в комнату, а там старец лежит уже, убранный для погребания. Вот так Господь распорядился. 
  Жалоба      4
-->