Свет Христов просвещает всех. Святитель Иустин (Полянский), епископ УфимскийНа великопостной Литургии, среди чтения из Ветхого Завета паремий, раскрываются Царские врата, является среди них священнодействующий со свечою и кадильницею в руке и, знаменуя ими предстоящих во образ Креста, возглашает: свет Христов просвещает всех! При этом всякий из предстоящих преклоняет главу свою до земли; ибо раскрытие Царских врат образует собою отверстие самих небес; светильник и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святого, а появление священнодействующего есть как бы явление Ангела с неба, как читано было в Евангелии прошедшего воскресного дня: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии, восходящие и нисходящие над Сына человеческого. При этом знаменательном священнодействии, св. Церковь ищет от нас не одного простого наклонения головы или видимого повержения себя долу пред светом Христовым, но в духовном смысле она хочет, чтобы мы открыли пред ним все существо наше, дабы, таким образом, от ног до главы озариться нам Божественным светом, - наполниться им всецело, и чрез то самим сделаться светоносными, каковыми и были первенствующие христиане, яко светила в мире, по слову св. ап. Павла (Флп. 2:16). Свет Христов просвещает всех. Как просвещает, где лучи сего света? Лучи Света Христова сияют для нас в Его земной жизни. В земной жизни Христовой - совершеннейший для нас образец блогочестия, любви к людям и беспримерной невинности. 1. В земной жизни Своей Господь наш Иисус Христос оставил нам совершеннейший образец благочестия. Вся жизнь Его есть одно выражение непрерывного, пламенного благочестия и ревности по благочестию; ибо все дела и слова Его всегда направлялись к одной цели - к славе Божией. Везде Он говорил о Боге. Везде - в словах и делах Своих - показывал ревность к распространению царства Божия. Будучи еще только 12-ти-летним отроком, Иисус Христос, в Храме иерусалимском, беседуя о предметах веры, Своими мудрыми ответами уже удивлял всех слушавших Его. Подвиг общественного служения Он начал 40-дневным постом и молитвою, и после весьма часто удалялся в уединение для молитвы. Непрерывно поучал Своих учеников и всех приходивших к Нему. Несмотря ни на какие трудности, беспрестанно продолжал подвиг Своего служения. Переходил с одного места на другое, предпринимал дальние путешествия - из Галилеи во Иудею, из Иудеи опять в Галилею. Вся Евангельская история живыми чертами изображает высочайшую ревность Иисуса Христа по славе Божией, как Он Сам о Себе свидетельствовал: снидох с небес, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца; да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю. Он говорил это, когда приближались Его страдания, и, последуя заповеди Отца небесного, добровольно Сам вступил на сие поприще. Восстанете, идем отсюда, - сказал Он, и пошел с учениками Своими в сад Гефсиманский. Все делал из повиновения и любви к Своему Отцу, что составляло главное для Него, как Сам Он свидетельствовал пред учениками Своими: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшего Мя, и совершу дело Его. Вот первый и самый яркий луч, осиявающий нас из жизни Господа нашего! Подражайте Ему в этом отношении: и свет Христов будет просвещать вас. 2. В земной жизни Своей Господь Иисус Христос подал нам образец совершеннейшей любви к людям. Он непрерывно трудился и подъял необъятные подвиги для просвещения заблуждающихся светом истины и приведения их на путь благочестия и добродетели. Преподавал совершеннейшие наставления об обязанностях к другим, и Сам во всей точности исполнял преподанные правила. Вступление Иисуса Христа в общественное служение спасению рода человеческого было как благотворный восход солнца. Он светил непрерывно Своим учением; учил в домах, в собраниях, на городских улицах, в поле; учил, переходя с места на место, на всех путях Своего странствования, чем открывал удобство всем приходить к Нему и слушать Его спасительное учение. Никого не отвергал Он от Себя. Иисус Христос благотворил другим посредством чудотворений, которые, имевшим очи видеть, ясно показывали в Нем обетованного Спасителя Мира. Сам Он в кратких чертах изобразил благотворность чудес Своих, когда повелел ученикам Иоанновым возвестить своему учителю, чтó они видели и слышали, бывши близ Него, то есть, что «слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищим блоговествуется». Только там сокращались Его чудотворения, где недоставало веры и где не хотели принять Его. Иисус Христос ко всем был любвеобилен. Он показывал сыновнюю любовь к родителям, нежную любовь, снисхождение и попечительность к ученикам Своим и к детям, беспримерную попечительность об исправлении заблуждающихся, особенную любовь к знаемым и близким по крови, вообще к Своему отечеству, которое Он старался просветить светом истины и чрез то спасти от предстоящей ему погибели; о врагах Своих и распинателях молился к Отцу Небесному, и явил величайшую и беспредельную любовь ко всему роду человеческому, когда Своим учением, молитвами к Богу Отцу и искупительными страданиями приобрел спасение всему миру. Вот второй пресветлый луч, озаряющий нас из жизни Господа нашего! Подражайте Ему и в этом отношении; и свет Христов будет просвещать вас. 3. Евангельская история открывает нам, что Иисус Христос, в земной жизни Своей, имел совершеннейшую чистоту и невинность человеческой природы. Все слова и действия Его показывали, что Он жил так, как отвечал искусителю: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, и как исповедал о Самом Себе: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшого Мя и совершу дело Его. Имел полное самоотвержение и отвержение благ внешних, или совершенное отречение от них; ибо не имел Он ни дома, ни сокровища. Сам свидетельствовал о Себе пред теми, которые видели образ Его жизни: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда; Сын же человеческий не имать, где главу подклонити, и в удовлетворении необходимых нужд жизни получал пособие от рук усердия и признательности. Имел совершеннейшее смирение и кротость. В начале общественного служения Он просил крещения у Иоанна Предтечи, и подклонил главу Свою под руку его; на последней вечере умыл ноги ученикам Своим и говорил им: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите. На все несправедливые клеветы и обвинения врагов отвечал или совершенным молчанием, или кроткими словами; и ученикам Своим указывал в Самом Себе образец смиренной кротости: научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. С беспримерным смирением и кротостью принял Он несправедливые обвинения врагов пред нечестивыми первосвященниками и римским правителем, предавшим Его на распятие. Имел беспримерное терпение и великодушие. Среди нечестивых и злодеев Он стоит, как Агнец безмолвный. Осужденный на смерть, подвергаемый поруганиям, оплеванию, заушению, биению, обремененный орудием Своей смерти, распинаемый и на кресте поносимый, и изнемогающий среди крестных страданий и умирающий, Он неизменно сохранил терпение, преданность воле Отца Небесного и любовь к людям, безмолвно переносил болезни и муки крестные, согласно с пророчеством. Между смертными никогда не было такого праведника. Совершеннейшая святость Иисуса Христа указывала в Нем Богочеловека, а не простого человека. Самые злейшие враги древние не могли обличить Иисуса Христа в каком-либо грехе; и новейшие вольнодумцы не могут без уважения смотреть на жизнь Иисуса Христа, как на величайшего проповедника между лучшими людьми. Вот третий, не менее яркий и пресветлый луч, сияющий нам из Евангелия Христова! Подражайте Ему во всех отношениях, и свет Христа будет просвещать вас. О, Боже, ущедри ны и блогослови ны: просвети Лице Твое на ны и помилуй ны! Аминь. Источник: Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поучения). - М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. - С 98-103.
|
13 марта 2024
Просмотров: 4 340