Мнение: кому выгодны нерусские казаки?

В российских региональных СМИ нередко появляются заявления неких казачьих активистов с энергичными требованиями придать казакам статус отдельного от русского народа. Мол, мы – не мужики, мы – казаки. Опасность таких лозунгов налицо, но, кажется, будто радетели за светлое казачье будущее, как, впрочем, и власти, призванные заботиться об этносоциальном согласии, этого не замечают.

Начнём с того, что часто в подобных заявлениях сквозит полупрезрительное отношение к русскому народу. Иначе, чем ещё объяснить упрямое нежелание иметь с ним общую историю, имея общее происхождение?

Хотя сторонники теории «нерусского» казачества настаивают, что русские и казаки, несмотря на то что разговаривают на одном языке, произошли от разных корней. Не будем пускаться в пространные рассуждения на эту тему, т.к. любому здравомыслящему историку не составит труда опровергнуть эти высосанные из пальца домыслы. Подумаем лучше, кому это может быть геополитически выгодно.

В 1830-х гг. уроженец Украины и польский патриот Францишек Духинский, пытаясь облечь в наукообразную форму политические чаяния польской элиты, выдвинул тезис о неславянском происхождении «москалей». По Ф. Духинскому, истинными славянами были только малороссы и белорусы, а великороссы – это потомки полукочевых туранских племён, смешанных с финно-уграми. Посему, настаивал Ф. Духинский, малороссы и белорусы должны слиться со славянской империей, Речью Посполитой, поскольку туранские границы пролегают по Днепру и Двине, за которыми уже проживает славянство.

Нелепость подобных утверждений вовсе не помешала тому, чтобы их с восторгом приняли на Западе – от Польши до Франции. Ими и потом с готовностью пользовались в пропагандистских целях польские агитаторы. В нашем случае неважно, разделяют или нет сторонники отдельного народа казаков воззрения на русских Ф. Духинского, тип мышления у них одинаковый.

В 1860-х в Галиции активную деятельность развернул другой польский агитатор – Паулин Свенцицкий, настаивавший, что украинцы – это ближайшие братья полякам, а не русским. П. Свенцицкий впервые ввёл в публицистический оборот словосочетание «украинско-русский» в ежемесячнике «Sioło» («Село»), главным редактором которого он был. Подзаголовок издания был следующий: «Коллективное издание, посвящённое народным украинско-русским делам» («Pismo zbiorowe, poświęcone rzeczom ludowym ukraińsko-ruskim»). П. Свенцицкий настаивал, что украинцы и русские – это разные народы.

Известный проходимец Томаш Падурра (чтобы легче было притворяться малороссом, он сменил имя на Тымко, а из фамилии выбросил одну «р»), эксплуатируя казачью тематику, бродил по украинским сёлам, распевая им же сочинённые поэмы о запорожской вольнице, которой положила край «жестокая Москва». И сегодня те, кто хочет видеть кубанцев и донцов отдельным народом, обрушивается с критикой, прежде всего, на Москву, которая, дескать, не даёт развернуться казачьей вольнице, силком «загоняя» всех в русских.

Позже, уже в ХХ в., на казаков, не желавших быть русскими, обратил внимание Юзеф Пилсудский. В своей концепции польского прометеизма (Польшу сравнивали с легендарным Прометеем, который нёс огонь свободы людям, отсюда и название) он призывал к созданию независимого государства донских казаков, как шагу на пути к расколу России вдоль этнических швов. Сегодня, к слову, концепция прометеизма не ушла в небытие. Её активно поддерживает и пропагандирует специализированный портал «Прометейское обозрение» («Przegląd Prometejski»), где публикуют свои работы польские политологи и аналитики, касаясь в том числе и темы российского казачества.

К слову, о кубанцах, как не русских, любят рассуждать украинские ультраправые. Тут они «пляшут» от теорий Ф. Духинского (мол, москали – это не славяне, а украинцы, с русскими ничего общего не имеющие) и заканчивают собственными измышлениями (кубанцы – это никакие не русские, а сплошь европейцы-украинцы, и Кубань – украинская территория). Украинская националистическая организация «Трезубец им. Бандеры» открыто говорит о намерениях поддержать борьбу донских казаков за независимость от Кремля, если таковая разгорится. А разгореться она может только в том случае, если идея казачьей особости и чуждости для неё всего русского будет набирать обороты и достигнет критического уровня. И речь тут не о борьбе физической, а о борьбе смыслов, идей и этносоциальном противостоянии.

Как видим, тезис о нерусских казаках выгоден кому угодно, только не России и самим казакам.

На что упирают апологеты «казачьего народа» в попытках доказать свою особость от русских? На значительную примесь тюркской крови в жилах казаков? Ну и что? В малороссах, например, примесь тюркской крови значительно выше, чем у великороссов, но первые не отделяли себя от последних на протяжении многих веков и лишь в силу жестких репрессивных мер малороссов «перековали» в украинцев буквально в последние полтора столетия. В белорусах значительно присутствие балтской крови, но и они веками считали себя западными русскими.

Особость казачьих обычаев? Ну и что? Самобытные польские «гурали» (т.е. горцы) выглядят на фоне остальных поляков чуть ли не иностранцами: живут в Карпатах, ходят часто с топориками, говорят на горском диалекте и даже в среде зарубежной польской эмиграции часто держатся особняком. Но отдельного гуральского народа нет. К слову, создание из «гуралей» отдельного от поляков народа входило в планы Гитлера. Он полагал, что этим окончательно добьёт побеждённую Польшу, расколов изнутри сам польский народ.

Другой пример. Осетины – преимущественно христиане, но есть среди них и мусульмане – со своими обычаями, отличными от обычаев основной массы осетин. Но стать отдельным народом они не стремятся.

А вот к чему может привести чрезмерно усердное требование сделать казаков народом, показывает пример бывшей Югославии, где сербы-мусульмане вдруг превратились в бошняков со своим государством – Боснией и Герцеговиной.

Могут возразить, что казаки и русские – православные и религиозных конфликтов между ними быть не может. Религиозных конфликтов может и не быть, а социально-политические при таком подходе будут обеспечены. Казаки – это, прежде всего, сословие, а не народность. Если сословие превращать в народность, тогда нужно для этой новоиспечённой народности создавать органы региональной власти, этнические мифы, легенды и символы. Если эти мифы, легенды и символы будут не русскими, тогда в кого превратятся со временем казаки?

По сообщениям российских СМИ, нечто подобное проекту по созданию новой нации, на этот раз поморов, финансируют норвежцы. Прикармливая грантами (другими словами, взятками) российских историков и этнографов, добиваются от них нужных публикаций, где великий Ломоносов уже выглядит вовсе и не русским, а представителем мифического поморского народа. Поморы, безусловно, существуют, но как самобытная часть единого русского народа. Разрывать этническое русское полотно на заплатки и кусочки – значит помогать внешним силам дробить Русское пространство на конкурирующие уделы.

Не добавляет стабильности существующее в Российской Федерации административное деление, где о российских этносах говорят, как о нациях, и где существуют национальные республики. Нация и этнос – понятия не тождественные.  Нация – это понятие, родившееся на Западе. Существует термин «государство – нация» (Etat – Nation) как порождение Нового времени и результат создания Вестфальской системы международных отношений после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Главным постулатом Вестфальской системы было признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета». Иными словами, сколько наций, столько и гипотетических государств. И если все народы России называть нациями, это значит невольно развивать мысль, что развал России на мелкие национальные государства вполне правомочен. Отсюда, действительно, недалеко до появления новых, ранее невиданных народов (поморы, казаки) и формирования ими своих национальных государств.

На самом деле, набирающая ныне в России популярность «национальная» тематика – это свидетельство институциональной слабости центра, отсутствия цельной идеологической программы, способной сплотить все народы России воедино. Особенно тревожно, что сепаратистские настроения появляются в исконно русской среде: сибиряки, поморы, казаки. Норвежцы оплачивают поморские «дела», Фонд Сороса финансирует популяризацию идей сибирского областничества XIX в., когда ряд российских либералов (Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, С.С. Шашков) называли Сибирь колонией Москвы и призывали к отделению от неё.

Так что и призывы считать казаков отдельным народом – это не какие-то мифические проявления пробуждённого казачьего самосознания, а политический разброд и идеологическое шатание, свидетельство зыбкости идеологии в современной России. В таких условиях всегда набирают силу областнические устремления и центробежные тенденции. В своё время об этом метко выразился Константин Чхеидзе, русский геополитик и публицист грузинского происхождения, в очерке «Из области русской геополитики»: «Внутри каждого такого «мира» отношения строятся (или должны строиться), по принципу субординационному… Громадная система равнин, именуемая российско-евразийским миром, как бы самой природой созданный колоссальный ассимиляционный котел. На пространствах России с замечательной наглядностью могут быть наблюдаемы два встречных процесса. С одной стороны, от центра к периферии, идет поток русификации. С другой стороны, от периферии к центру – процесс «окраинизации» – возрождение национальных культур: татарской, узбекской, армянской, грузинской и др.; и восприятие единой общероссийской евразийской культурой отдельных периферийных элементов». «Окраинизация» – это ослабление централистского властного начала с угрозой дальнейшего сепаратизма и небывалого стратегического упадка панъевразийского «мира».

Задача власти – прибегать к пропорциональному подходу, когда наряду с русификацией сохраняются традиционные формы локальных идентичностей. Гармоничный баланс по формуле «централизм–периферийность» – это залог мощи России-материка, а мощь России заключается в геополитическом симбиозе центра и окраин без губительной абсолютизации этнонациональных особенностей каждой провинции.

Дело усложняется геополитической ситуацией вокруг Кубани, Ставрополья, северокавказских республик. С развалом СССР эти российские регионы оказались на «передовой» противостояния атлантизма и континентализма. Соседние государства либо вовсе недружественны России (Грузия), либо очень часто меняют свой внешнеполитический курс от пророссийского на прозападный (Азербайджан). Геополитическое давление извне на регионы расселения казачества возрастает в разы, и казаки вновь, как и много лет назад, выполняют функции передового заслона Русского мира. А байки об отдельном казачьем народе – это игра в интересах тех, кто вместо одной России хочет видеть много «россий», а вместо Русского мира – нелепое скопище невнятных псевдогосударственных осколков.

Владислав Скворцов, издание "Русское единство"
3 сентября 2012   Просмотров: 4 946   
3 сентября 2012 18:41
Статью не прочитал но по названию статьи вспомнил брата с Москвы у которого были друзья из скинхедов и в той организации было много хачей скинхедов.Так это еще было 7-8 лет назад.
  Жалоба      1
3 сентября 2012 19:20
когда на дворе война совершенно иного характера, играть в казачество - симптом умственной неполноценности.
  Жалоба      2
3 сентября 2012 21:38
Вообще-то Казаки-Народ гибрид состоящий из разных Народов:Русских,Черкесов,Чеченцев,Адыгов,Татар,Персов причем без всяких грантов сказано этнограф с под Ростова-на-Дону подтверждал это без всякого Национализма и политики доказывал не помню имени.Исторически подтверждено,Казаки не сословие,а Народ просто некоторые на этом спекулируют!Некоторые Казаки отличаются от других,Терские больше Кавказцев похожи их Национальный костюм,от остальных.Сам из Донских Казаков.
Нынче Казачество пока как культура и Народ в упадке.
Малоросы-Великоросы-Белые Русичи-Сербы-100%Русские!
  Жалоба      3
3 сентября 2012 22:11
У нас на Кавказе казаки всегда себя выделяли от мужиков, поэтому это не ново. Не враждовали, но всегда выделяли. На счет языка, так казачья балачка это еще тот язык, и не русский и не украинский, что то сходное и с тем и с тем, но если не знаешь его, то мало что поймешь из разговора. Другой вопрос, что уничтожая казачество в 17-м году, у сегодняшнего поколения казаков постирались те особенности, но старики еще балакают, поэтому пока они живы нужно возрождать свои традиции. Если вернуться к вопросу о мужиках и казаках, то моя пробабка очень обижалась, когда ее называли мужичкой))) Но все равно это разграничение не мешало создавать семьи между теми и теми. Ну а то что мы все русские это понятно, русские это нация, состоящая из многих славянских народов и делить нам что-то между собой глупо.
  Жалоба      4
3 сентября 2012 22:30
South09
В наших селах на Дону,на границы с Мужиками,некоторые Казаки меньшинство,если дорогу не уступали им Мужики в старину,отодвигали на обочину обижались мол лапотники не кланялись.Мужиков в Наших селах мало или нет,Казаки в основном.В Наших краях мова один в один с Малоросами и Народ такой же менталитет и рожи такие же как в Малоросии,хохлы-южноРусичиwinkЕсть свои "Бендеровцы",Урюпинск)))Столица Российской провинции,город-анекдот как Одессаwink Они вечно думают москали всё сожрали,отсоединяться хотят от всего
Мира хотят стать как город-государство Греческое wink Провинция уже загранца wink
  Жалоба      5
4 сентября 2012 04:43
Всё нынешнее казачество это показуха , правильно сказано предпосылка к сепаратизму. Повторюсь что без всех привелегий казачества: земли, оружия и свободы от подати властям. Всё это форменная показуха. Да уклад такой в деревнях был и одёжа такя была колоритная, и говор особый. И православные все были. Но на одних нарядах былое не повернеш. Сейчас кричат Казаки казаки , а про годы коллективизации, продразверстку, КГБшные, подвалы забыли.
У меня пра прадед покойный был кубанским казаком из прикрепленных. И с детства мне дед расказывал как жили они , как отца забрали за то что он белогвардеец был, как налоги непомерные ввели с каждой животины на подворье, с каждого дерева налог молоком яйцами фруктами, взымали. И до того взымали что самим есть нечего было. Украинские нац лидеры кричат про голодомор, а ведь на кубани тоже самое было.
И что после столького времени осталось от казачества?
Да спасибо и вечная память шолохову, за память какую ни есть.
Спасибо старикам что помнят своих отцов и дедов, и внукам расказывают. Дядя Петя нам с с.Поповского писал лет пять назад, что там у них возрождают казачество, храм реставрируют.
(знаете сколько на кубани на дону, храмов древних разваленных большевиками, стоит, знаете сколько сел и хуторов просто стерты и вырезанны красными???????)

Конечно то что пытаются возродить традиции хорошо.
Но это уже не те самобытные устои, сложившиеся в том времени и в тех обстоятельствах. Это больше похоже на некий сурогат, срисованный с советских чернобелых кинолент, показательно оправославленный. Можно приклеить к дереву зелёные листики и оно будет красиво но мертво, а можно посадить семя в благодатную для роста почву , и оно вырастет большим даст побеги и когдато будет лес.
  Жалоба      6
4 сентября 2012 05:02
Вот что пишет по этому поводу Сергей Александрович Матвеев в статье "Казаки и власть":
сейчас появилась целая наука, выросшая из популяционной генетики, - ДНК-генеалогия. И теперь, благодаря ей, открывается масса интереснейших исторических сведений о движении народов, об их происхождении и родстве. В журнале "The American Journal of Human Genetics" была опубликована статья российских ученых "Two Sources of the Russian Patrilineal Heritage in Their Eurasian Context", где, в частности, были исследованы кубанские казаки.

В результате исследования выяснилось, что:

47% казаков принадлежат к «русской восточно-славянской» гаплогруппе R1a1;
16% - к «южно-славянской» или «балканской» гаплогруппе I2a;
4% - к «средиземноморской» и «неолитической» гаплогруппе J2 и E1b1b1
и около 1% - к «скифо-сарматской» гаплогруппе G2a,
а порядка 6% - к «финно-угорской» гаплогруппе N1c1.

Эти изыскания доказывают, что основная часть «казачьего народа» - с русской кровью! Поэтому, как бы ни старались иные лукавцы выделить казаков в отдельный этнос, с наукой не поспоришь!

Можно с уверенностью сказать, что казаки - это русский воинский род.

Странная вообще история с этим нацказачеством. Я, потомственный родовой казак, хутора Арпачин Манычской станицы, не отделяю себя от русского народа, а вот азовский мещанин (по происхождению) Водолацкий рвется в особый какой-то народ и путает других казаков.

В социологии, в разделе Этнопсихология, которая сама по себе считается междисциплинарной наукой, есть положение, определяющее стремление интродуктивных народов сближаться с коренными народами, используя наследственные инстинкты последних для достижения целей инфильтрации. «Я свой, я свой!» - вот так, что называется из «кожи вон», выглядит такое стремление. «Свой, аки волк кривой», - гласит донская поговорка. Здесь, лукаво используется в гипертрофированном виде традиционная в казачьей среде формула идентификации «казак - иногородний». Но следует заметить, что русских казаки никогда не считали **инородцами!

Здесь, скорее элемент того высокомерия, который присущ воинскому духу по отношению к гражданскому люду.
...

В заключение, необходимо понимать, что ни время, ни события не смогут изменить формулу казачьей крови. Мы служили и будем служить России, как носительнице святого Православия, в каких бы тяготах ей не приходилось пребывать.

Плесецк, 2010 год. День города Мирный, административного центра космодрома. Половина стартовых площадок космодрома (и это не секрет) - баллистические ракеты. Гуляю ли по городу или еду в поезде на стартовые площадки - всюду слышится донской говорок. Практически весь комсостав космодрома - выпускники Ростовского-на-Дону артиллерийского училища. Донцы. Мы служим России.

Слатина, Сербия 1999 год. Военный аэродром близ города Приштина (Косово и Метохия). Растерзанная Западом Сербия. Русский батальон отдельной миротворческой бригады ВДВ из городка Углевик (Босния и Герцеговина) совершает марш-бросок на 700 километров незаметно для спутников, висящих на орбитах, и войск НАТО, заставив содрогнуться всю военную армаду Запада. Я неделю с этим батальоном прожил прямо на взлетной полосе слатинского аэродрома в палатках. Более половины этих молчаливых ребят - казаки. Мы служим России.

2011 г. Глухой донской хутор, 200 километров от Ростова-на-Дону. Вдали от больших дорог. Асфальта нет. Куры гребут пыль хуторской улицы в поисках подходящих камешков. Престольный праздник в хуторском храме. Ильин день. После службы ждем батюшку. Столы под большим орехом накрыты белыми скатертями с незатейливым угощением с крестьянских садов и огородов. Подходит ко мне светловолосый человек в кубанской справе:

- Казак? - спрашивает.
- Казак, - отвечаю.
- Чьих будешь?
- Да, я не местный, - говорю. - На Москве служу.
- Да я и сам не местный. Я атаман Южно-Африканской республики.

«Ну, - думаю, - началось, а ведь еще и не выпивали».

Стоим, гутарим. Подходит другой, очень скромный человек в простенькой шведочке, под которой чувствуется сухое каменное тело.

- Здорово дневали? - спрашивает.
- Слава Богу! - отвечаем.

Познакомились. Скромный человек, узнав откуда мой собеседник, видимо, для проверки произнес какое-то слово на неведомом мне языке. Южно-африканский атаман ответил. И началась странная беседа, то ли на суахили, то ли на каком-то другом африканском языке. Вот так на маленьком донском хуторе встретились два казака, служивших на далеком континенте. Спецы.

Мы служим России. Всюду. Все эти люди ни «реестровые», ни «общественные» - они просто казаки. И так будет до скончания веков.

С. МАТВЕЕВ, донской казак.
  Жалоба      7
4 сентября 2012 08:37
Нечего гордиться своим казачеством. Обычные люди, как все. Например, знаю не понаслышке, что в традиционно русских семьях (не казачьих) матери учат дочерей: "дочка, ты только когда вырастешь, не выходи замуж за казака. У них очень плохой характер, с ними жить очень тяжело. Мы - настоящие русские, без всяких казаков". Так что на вкус и цвет, извините.... Тамбовскому русскому что казаки, что цыгане.
  Жалоба      8
4 сентября 2012 10:38
Казаки - говорят по русски!
Казаки - веру исповедуют и защищают православную!
Если казаки не русские - кто такие русские????????????
  Жалоба      9
4 сентября 2012 16:52
Да что ж тут не понятно. Русские это НАЦИЯ, состоящая из разных славянских НАРОДОВ (древляне, поляне, кривичи, северяне, те же казаки и т.д.), эти народы слились в великоросов, малоросов, белорусов, а потом в русских(хотя мы и сейчас радзделяем белорусов, ураинцев(суть малоросы), но можем считать всех русскими). Это сейчас жидовня сделала нацию россияне, и русские превратились в один из народов этой нации. Так что казаки такие же русские как и поляне, кривичи и так далее, просто они более других сохранили свое народное самосознание в силу своих жизненых условий.
  Жалоба      10
-->