НАЦИОНАЛИЗМ СВЯТОГО САВВЫ. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Главной внутренней силой Святого Саввы, которая этого Божьего человека и народного вождя подвигала на великие дела и которую унаследовали его потомки, по сей день, является деятельная вера в  живого Христа и пламенная любовь, слитые воедино как источник с рекой, из него проистекающей. 


Деятельная вера освещала ум Свт. Саввы, охватывая все мысли его в единую лучину великих небесных  истин и пламенная любовь  занимала целое сердце Саввы,  попаляя своим жаром  все страстные чувства. Ту способность претворять в себе всё земное в небесное, так что можно сказать: не живу я, но Бог живёт во мне,- я называю азиатской способностью. По истине, многие примеры нам показывают, что из Азии вышло немалое число богоносных великих личностей, среди которых в первых рядах стоит и Святой Савва. Но люди такого содержания обычно убегали от мира, стремясь к уединению, в поисках тёплых лучей Солнца Правды, чтобы «уединиться с Уединённым». И Святой Савва имел то неодолимое стремление к уединению, как это свойственно всем великим Азиатам.

           

Но, будучи рождённым на Балканах, как человек наилучшего синтеза Востока и Запада внутри себя, Савва имел  преимущество над великими и гениальными  Азиатами в том, что мог быть активным и энергичным в общем деле до совершенства одного из великих Европейцев. Будучи сначала наилучшим строителем самого себя, Савва стал потом наилучшим строителем своего народа. Самый трудолюбивый создатель своего характера, он потом стал неутомимым создателем характера своего народа. Как самый усердный собиратель духовной и моральной силы в себе, он стал потом искусным выразителем той силы на широком полотне народной истории. Всё у Саввы шло в нормальном порядке. Сначала Бог, потом человек, сначала собственное просвещение, потом просвещение других, сначала содержание, потом выражение, сначала характер, потом внешняя культура. Вот великие и полезные наставления нашему поколению, в котором многие идут перевёрнутым путём: играют на периферии, не зная центра, мучаются над выражением, не имея содержания, спешат просветить, не имея Света, тараторят о культуре, не заботясь о характере, требуют устройства всего мира, не устроив ни свою душу, ни свой дом.

 

Содержание Свято-савского национализма

 

Наибольший труд, который Святой Савва показал после труда над своей душой, над той первой нивой Господней, есть труд над народом своим, той другой нивой Господней. Весь тот труд его над народом сербским, всю ту ускоренную и многостороннюю активность истинного Европейца, и плоды той активности, я хочу назвать Саввиным национализмом. Этот Саввин национализм охватывает народную церковь, народную династию, народную культуру и народное просвещение. Основу и центр всего Свято-савского национализма составляет народную церковь. Она как дух, который, оживляет целый народный организм, осветляя, согревая, и соединяя единой верой, единой надеждой и единой любовью.

 

Народная Церковь

 

Что означает народная Церковь? Означает одну самостоятельную церковную организацию, со своей центральной властью из народа и в народе, с народным священством, народным языком и народным обычаем выражением своей веры. Такой народной Церкви противостоит ненародная или интернациональная Церковь, с центром вне народа, со священством отовсюду, с чужим языком и с однородным, униформистским выражением своей веры. Что же природнее и полезнее? Несомненно, народная Церковь. Она имеет свое оправдание в Евангелии. Сам Спаситель заповедал Апостолам: идите и научите все народы (Мт. 28, 19). Теми словами он признал народы как природные единицы Своей Вселенской Церкви. И когда послал Духа Святого на Апостолов, Апостолы начали говорить различными языками;  не только еврейским, латинским и греческим, но языками всех народов. И когда Апостолы ставили старейшин церковных, то они старались брать их из того же народа.

           

Отсюда Савина народная Церковь Евангельская и Апостольская. Такую народную Церковь желал от века всякий христианский народ под солнцем. Но и по сей день многие христианские народы не успели создать самостоятельную народную Церковь с центральной властью внутри своей земли, со своим священством и со своим народным языком. А Святой Савва приобрёл то драгоценное имение семь веков назад. Церковный центр для сербского народа. Церковный центр, до неких пор бывший в Царьграде, установился в Жиче. Греческих епископов и священников заменили епископы и священники Сербы. Греческий язык уступил место сербскому языку.

 

Народная династия

 

Народная Церковь избирает народную династию в державе. Когда людей из самого народа возглавляют духовные вожди, тогда и державные вожди должны быть из самого народа. Параллель эта логична и на практике неизбежна. Устроив народную Церковь, Святой Савва занялся устроением народной державы. Самым важным его актом в устроении державы есть утверждение народной династии. Он короновал Стефана быть Королём не потому, что Стефан был его братом, а потому, что он был православным Сербом и потому законным носителем державной власти. Вместо Стефана мог быть любой другой православный Серб коронован ради утверждения династии в народной державе. Для Саввы было важно не его личное родство с династией, но родство династии с народом. Это родство с народом должно было быть полным и по крови, и по языку, и по отечеству, и по вере, и по духу, и по благочестию и по обычаям. Так это и было до сих пор. Свято-савский идеал народной династии сербского народа созерцает действительность через всё своё Свято-савское прошлое по сей день. От Святого Саввы по сей день никогда во время свободы над сербским народом не стояла чужая династия, даже иностранец, кроме Ирины, которую народ прозвал проклятой Ириной. Для сербского народа, как ни для  одного народа в мире, народная династия стала таким обычным делом, что ему не понятно, как другие народы могут брать чужаков во власть над собой, не выносима и мысль о том, что в его свободной державе чужой будет иметь власть.

 

Народная держава

 

Народная держава для Святого Саввы означала Отечество, землю отцов, в которой жил один и тот же народ. Не распространяется народная держава до тех рубежей, куда доходит меч, но меч смеет идти до границ народной державы, то есть отечества. Если позволить державе простираться до тех границ, куда меч доходит, то держава перестаёт быть народной, перестаёт быть отечеством и становится империей. В том случае держава приобретает территориально, но губит морально, приобретает в материальном измерении, но губит в силе духовной и нравственной, так как становится смесью кровей, языков и расположений, а такая смесь производит страх, немирность, жадность, грабёж и чувство постоянной неустойчивости. От Святого Саввы до Душана сербский народ имел народную державу. Душан удалился от Свято-савского идеала, создал империю, и тем приготовил погибель отечеству, то есть народной державе. Империя погубила отечество, народную державу, как это обычно бывает в истории. Покорять или быть покорённым одинаково катастрофично для национальной державы.

 

Народное просвещение

 

Отец сербского народного просвещения Святой Савва понимал просвещение как знание и укрепление. Прежде всего, знание совершенств и укрепление в совершенствах. Отсюда народное просвещение находится в органической и неразрывной связи с народной Церковью. Церковь является самой богатой ризницей знаний о совершенствах и методах укрепления в совершенствах. Школа не служит для того, чтобы давать много знаний, но для того, чтобы отучить молодёжь от злоупотреблений знаниями. Ведь не так трудно знания приобретать, как не злоупотреблять ими. Знания можно приобретать и вне школы. Но школа становится упражнением в совершенстве сильного характера, упражнением в употреблении обретённых знаний, на добро себе и своему народу. Несомненно, что  Свято-савское  воспитание имеет очень сильное спартанское отличие, но в евангельском духе ненасилия и благости. До сего дня такой идеал просвещения и воспитания лежит глубоко запечатлённым в народной душе.

 

Народная культура

 

Отец народного просвещения Святой Савва в то же время является и отцом народной культуры. Культура есть внешнее художественное выражение народного ума и чувства. Святой Савва был неутомим в создании и устроении. И всё, что он устроил и создал, представляло собой совершенство художественного выражения: будь то Хиландар или Жича, или народный обычай прославления крестной славы, или избранность языка, которым он говорил или писал. По его примеру и вдохновению сербский народ успел создать свою совершенную национальную культуру, то есть дал совершенное свойственное выражения своего ума и сердца в строительстве, ткацком ремесле, в пении и устном творчестве, в резьбе и цвете, в неисчерпаемой мудрости, в красоте обычаев и в благородстве взаимоотношений. Если всё это назвать одним приемлемым словом культура, тогда Святой Савва стал творцом и вдохновителем разнообразной, богатой сербской народной культуры.

 

Народная оборона

 

Святой Савва не был воеводой и не организовывал войска, но он стал определителем смысла и цели сербского войска. Войско должно быть народным, чтобы имело своё нравственное оправдание и благословение Церкви. Прежде всего, народное войско состоит из сыновей народа, а не из рабов и наёмников, как это свойственно для империи. Далее, народное войско имеет единственной целью защитить народ и народную державу, а никак не нападение на другие народы и разрушение чужой державы. Лучшее имя для такого войска есть народная оборона. Но никак войско народной обороны не употребляется в спорах с соседними народами, пока не исчерпаны все средства для мирного решения спора. Это Святой Савва показал своим примером. Пока король Стефан держал войско в готовности оборонять свой народ от венгерского короля Андрея и от отступника Стреза, Святой Савва предварительно лично обратился к ним с призывом о мире, в чём преуспел. Но и священники, причастившие на Косове войско Лазарево и протоирей, благословивший восстание в Орашцу, были духовными сыновьями Святого Саввы и делали то, что бы и Святой Савва делал на их месте. Ведь защита отечества и борьба за освобождение не противоречит воле Божьей. Воле Божьей противно нападение на чужое отечество и империалистическое завоевание чужой земли.

 

Евангельский и органичный национализм

 

И так творец народной Церкви, следовательно, стал и творцом великого национализма сербского. Все грани народной жизни он органично соединил одну с другой, так что ни одна из них не может быть отделена, так чтобы другие не пострадали.

           

В понимании Святого Саввы есть народная нераздельная целостность, как физическая, так духовная и  нравственная. Отсюда и все грани народной жизни и установок нераздельны, соединены не механически одна с другой, но срослись так, что соки одной питают другую.

           

Этим органичным и священным пониманием нации пропитаны дух и кровь Саввиного народа и стало естественным подобно дыханию. Воистину душа Серба дышала теми основными началами Свято-савского национализма на протяжении всех минувших семи столетий. И сегодня Сербу неприятна сама мысль о том, что его Церковью будет управлять некто из чужой державы, что священники у них будут иностранцами, что служба Божия будет идти на иностранном языке. Ему было бы смешно и неправдоподобно предложение иметь иноземного короля. Ему отвратительно империалистическое завоевание чужой земли, чужого отечества настолько, насколько ему дорога его сердцу своя народная держава и свободное отечество. « Своё храни, чужого не трогай» - это повседневная пословица сербская стала святой для каждого Серба. Школу, которая не означает упражнение в совершенствах, но которая производит людей непочтительных и замороченных, так что простые люди умнее их, Сербы считают большим злом, от которого тяжело откупаться. Декламаторскую, бездушную и капиталистическую культуру он ежедневно подвергает усмешке и упрёку, а в душе  опасается его как  лукавого неприятеля, который с белозубой улыбкой приходит в его землю, чтобы разорить национальную святыню. Войско считает народной обороной, сам же воюет как лев, но только тогда, когда совесть его чиста, не ради чужого, но ради освобождения своего отечества, земли своих отцов. Такой национализм Святой Савва замыслил, в народной душе укоренил и своему народу в качестве идеала завещал. Это его Евангельский и органичный национализм. Поскольку Евангельский, он защищает личность человека и способствует её развитию до совершенства; благодаря органичности он защищает индивидуальность самого народа как цельности, чтобы не соблазниться империализмом или не рассеяться в интернационализме.

 

Широта Свято-савского национализма

 

Так ли Свято-савский национализм узок, исключителен и несовременен? Посмотрите, Святой Савва жил 700 лет назад, но его национализм жил, укоренялся и рос в Саввином народе на протяжении  всех этих семи столетий. Мы рождены в этом национализме, и этот национализм является всё ещё непрестанной живой силой в нас. Пример Святого Саввы наилучшим способом свидетельствует о том, что его национализм не узок и не исключителен. Прежде всего, наш Святитель провёл более двух десятков лет в интернациональной среде, лучше сказать интерправославной.  Это Святогорская среда, монашеская республика, состоящая из Греков и Русских, Румын и Болгар, Арнаутов, Грузин и Арабов. В той разнородной среде Савва научился любить людей разных народностей, и был неизмеримо любим всеми.  Хоть Савва и провёл   самые впечатлительные юные годы в такой интернациональной среде, он не стал интернационалистом, но горячим евангельским националистом. И позднее, как Старец, он не позволил прикоснуться шовинизму к своему сердцу. Так же не было в его сердце исключительности по отношению к другим народам, ближним или дальним, напротив, он протягивал свою помощь всякому народу Божиему на земле, где бы он ни находился и где только мог. Тот неисключительный и широкий дух почтения и любви по отношению ко всем народам унаследовал сербский народ от своего Святителя и удерживал его на высоте честно в течение долгих Свято-савских веков. Мы часто слышим в народных песнях, как наши православные предки называли братьями людей другой крови, других языков, другой веры. Так, например, Марко Кралевич говорит Цыгану: « Богом брат мой, Суло Цыган!» А Страхинич, обращаясь к турецкому дервишу, опять величает его братом:          «Богом брат мой, старина дервиш!»

           

Те, которые прошли последнюю мировую войну, могут свидетельствовать редкий пример того, как наши воины относились к наёмникам из Африки и Азии, людям чёрной и жёлтой рас, которых Еврпоейцы повели на бойню из своих колоний. В то время как сами Европейцы чуждались своих подданных, чернокожих и желтолицых, не желая с ними ни есть, ни пить, ни под одним шатром  находиться, наши воины с ними дружили, ели и пили, в болезни посещали, в беде помогали, на своих Славах принимали и угощали, разговаривая с ними жестами на пальцах.  Сербы на чернокожих смотрели  как на людей и относились к ним  по-человечески. Следовательно, не может быть никакого оправдательного приговора тому, кто утверждает, что Свято-савский национализм исключителен и узок.

 

Самый старый европейский национализм

 

Ещё менее основательно утверждение будто бы наш Свято-савский национализм несовременен. Не слышим ли мы сегодня в западных землях призывов к национализму: «За национализм!», « За национальную церковь!», «За национальную культуру!» и так далее? Но то, что в сербском народе сотворил Святой Савва 700 лет назад, многие, даже самые культурные народы, ещё не постигли. Борьба за национальную церковь, которая является основой правого, евангельского и органичного национализма, велась в Европе в течение последних 700 лет. Цель той борьбы так и не достигнута. Но борьба та ещё не завершена. Нет народа в Западной Европе, который не вёл бы борьбы за национальную Церковь, начиная с Исландии и завершая Карпатами. Это была кровавая и длительная борьба. И большая часть истории всех западных народов написана кровью, пролитой в так называемых войнах за веру. Те войны за веру были, по сути, войнами за национальную Церковь. Ян Гус сгорел на костре за то, что желал национальной Церкви в Чехии. То, что Гус делал пером, страшный Жишка продолжил мечом; но поломался у него меч. И Чехия по сей день остаётся без национальной Церкви. После Мировой войны чешские родолюбы, которые и теперь у власти, поддерживали движение за создание национальной чешской Церкви, но движение пропало и от него осталось только имя. Голландия когда-то вся в чёрное обернулась и кровью была полита в борьбе за национальную церковь, которая охватила целый голландский народ,- всё без толку. 

 

Лютер своим церковным бунтом смог всего лишь поделить немецкий народ пополам, но одной национальной церкви не смог создать. Лютеров бунт организовал в Европе  военное поприще, на котором с некоторыми перерывами велись войны столетиями, с частичными или никакими успехами. Лютеров замысел о создании единой национальной Церкви в Германии в наши дни подхватил вождь немецкого народа. В тяжёлых муках и ещё, не завершив борьбы, он из протестантской части немецкого народа смог соорудить нечто похожее на национальную Церковь. Над созданием национальной церкви во Франции, под именем галликанизма, в своё время мучились самые  умные и благородные люди. Великий философ Лейбниц жил и работал ради этого. Знаменитые  французские прелаты, Босье и Фенелон, трудились над тем же. Блез Паскаль, несомненно, один из больших умов французского народа, в сотрудничестве с небезызвестным Полом Роялем, мучился над созданием галликанской национальной Церкви. Безуспешно. Ни Англичане, ни Шотландцы, ни скандинавские земли, не имели пощады в кровавой борьбе за национальную Церковь. Им удалось достигнуть больше, чем другим, но не полностью. Отвоевали себе имя национальной Церкви, но в результате разделили свои народы. Успешнее других Западных народов оказались Англичане. Кровью и страданиями  создавалась национальная англиканская Церковь, которая и сегодня является государственной Церковью. Но и та национальная Церковь не охватывает всех Англичан. Никто из европейских народов не достиг того, чего достиг Святой Савва. Ни Англичане, ни Скандинавы. 


Наконец, Европа устала от страшной многовековой борьбы и физического, нравственного и умственного напряжения, и в той усталости её сыновья подняли руки не только от Церкви, но и от веры христианской. Тогда интеллектуальные и политические вожди европейских народов решились на шаг отчаяния, на отделение национальной Церкви от государства и на создание национализма без веры. В жалком заблуждении находятся те люди, которые мыслят, будто бы отделение национализма от веры и государства от Церкви есть результат некоего «прогресса». Нет в этом прогресса, но только отчаяние и ещё раз отчаяние. Что тем постигли сыновья Европы? Отделив Церковь от государства, они отделили и себя от народа. И так мы наблюдаем теперь в западных государствах пропасть между интеллигенцией, которая трудится ни во что не верить, и народом, который способен доверится хотя бы и немецкому вождю, простому ремесленнику и человеку из народа, осознавшему, что национализм без веры есть аномалия, холодный и неустойчивый механизм. Вот он и пришёл к идее Святого Саввы, но искажая её, занялся самым важным в народе делом, которого только  Святитель может быть достоин.

           

В нашем народе то дело совершил Святой Савва, первый среди Святителей, самый гениальный и благородный в нашей истории. Справился он с этим делом совершенно, завершил его без борьбы и крови, и не вчера или позавчера, а уже 700 лет назад. Отсюда и сербский национализм,  действительно, самый старый в Европе. В книжках по истории пишется, будто национализм в Европе берёт своё начало с Венгерского восстания в 1848г. Если так считать, то сербский национализм старше европейского на 600 лет. И не только старше, но и совершеннее, потому что Евангельский и органичный. Европейский национализм рождён бунтом в отчаянии, в то время как Свято-савский национализм был зачат и произведён в творческой радости и тишине. Европейский национализм подобен зданию, которое строилось под вихрями войн в империалистической ненависти к национальной Церкви, поэтому не утверждён на прочном основании, но весь изранен противниками, и в этих муках и терзаниях склоняется, то к империализму, то к интернационализму. А твёрдым основанием национализма является национальная Церковь. Мы имеем и  твёрдое основание, и крепкое здание. Поэтому есть нам, за что благодарить Бога и Святого Савву – Бог над всеми, а Святитель Савва над сербским народом учит нас всему. Да и не только он учитель сербскому народу, он может стать учителем современной Европе в здравом национализме, Евангельском и органичном. В этом Святой Савва полностью современен, и более, чем современен – он человек будущего. Посему он был и остаётся ныне Европейцем, и то единственным среди Европейцев.

 

Собрание сочинений, Православная церковная

Община Линц, 2001, кн.2, 572-578 стр.

7 октября 2019   Просмотров: 3 948