Топ-100

Соблазны ереси Оригена в наши дни

Противоречат ли вечные муки грешников Божией любви

altЕсть в христианском учении один вопрос, который всегда обсуждался с особенной остротой и болью. Это вопрос о том, как любовь Божия согласуется с вечными муками грешников.

 

В XX веке в трудах некоторых богословов и церковных писателей стала высказываться мысль о том, что адские муки вовсе не обязательно вечны. Аргументация этой идеи очень проста: «Любовь Божия превышает все наши грехи... Да и собственно сам адский огонь, согласно таким представлениям, для того и создан, чтобы переплавлять людей грешных в святых, очищать их от примеси страстей и грехов». Высказывается также мысль, что во время Второго пришествия Христова и Страшного Суда люди всех времен и народов, всех верований и безверья, едва увидят грядущего во славе Господа, как несомненно преклонятся пред Ним, примут Его своими душами и навеки спасутся.

 

Основоположником таких идей является Ориген Александрийский († 254). Его учение было осуждено Церковью в VI веке как ЕРЕСЬ и АНАФЕМАТСТВОВАНО ВМЕСТЕ С ЕГО ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ (поместный Константинопольский собор 543 г. при святом императоре Юстиниане; V Вселенский собор 553 г.).

 

В частности, неприемлемой для православной веры стала мысль о будущем всеобщем восстановлении (апокатастасис). Согласно этой мысли, все осужденные на муку грешники и даже падшие ангелы когда-нибудь безусловно будут избавлены от гееннского огня. Тем самым все предопределяются ко спасению независимо от настоящего расположения воли, а вечность мучений ставится под сомнение. Ориген понимал строгость Евангельского суждения лишь как педагогическую меру, а слово «вечность», происходящее от слова «век», объяснял лишь как период значительной продолжительности.

 

Одной из предпосылок подобного заблуждения Оригена являлось восприятие некоторых дохристианских философских идей, серьезное изучение которых он предпринял в зрелом возрасте ради более успешного преподавания людям, воспитанным в традициях философии.

 

Многих подкупает ученость Оригена и его миссионерские заслуги. Когда к прп. Симеону Юродивому (VI в.) пришли два монаха с подобным вопросом, святой разрешил их сомнения следующим образным выражением: «Ориген... зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине» (См.: Житие святого Симеона Юродивого - 21 июл./3 авг.). Глубина учености способна не только утолить жажду, но и утопить. Трагедия Оригена заключалась в том, что его личный гений обрел слишком многих беззаветных поклонников, которые вслед за научными достижениями приняли догматические ошибки Оригена и развили их еще больше. Что же касается самого по себе миссионерства или аскетизма, то известно, что талантливыми проповедниками и аскетами были не только святые, но и еретики, например Арий и Несторий.

 

Вообще, под анафематствованной ересью оригенизма понимается совокупность заблуждений, выраженных и развитых Оригеном и его последователями: учение об ограниченности могущества Божия, предсуществование душ, посланных в тела для наказания за грехопадение, существование многих мiров, одни из которых предшествовали нашему мiру, а другие будут после него, мнение об одушевленности и разумности небесных светил, учение о сферичности первозданных разумных существ и т.д. Однако в наше время наиболее актуальным является оригенизм в его эсхатологическом ключе, то есть в отношении последних судеб мiра и конечной участи человека.

 

Исходя из благости Божией, сторонники ереси апокатастасиса (всеобщего восстановления) делают скоропалительный вывод - все должно стать таким же благим, каким оно было когда-то. Но все дело в том, что благость Божия не есть циничное уравнивание добра и зла, благость Господа не отменяет нашу ответственность за личный жизненный выбор, благость Создателя не перемалывает личное свободное самоопределение Его создания - человека.

 

Вечное спасение есть та духовная точка, в которой встречаются и пересекаются два взаимонаправленных вектора - Божие милосердие к человеку и человеческое усердие в стремлении к Богу. Одних только сил человеческих недостаточно, потому что никто из людей сам собой не взойдет на Небо, но и Божие милосердие само по себе не спасет человека, если он не будет стремиться к этому.

 

Когда мы говорим о земном, то признаем банальную истину: подлинная любовь уважает свободу другого, и потому истинно любящий не будет овладевать предметом своей любви помимо его желания... Бог сотворил не робота, бездушно исполняющего команды мастера, а живое разумное существо, способное принимать в глубинах своего сердца свободные, личные, ни от кого не зависящие (в том числе и от Бога) решения. Посему свободный выбор человека предполагает возможность двух противоположных отношений к Богу и соответственно двух противоположных состояний в вечности.

 

Вечность мук - истина, ясно открытая нам в Новом Завете:

 

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46).

 

Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк.9:43-44).

 

Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели (2Фес.1:8-9) - они подвергнутся не очистительному огню, а вечной погибели.

 

(есть множество и других цитат помимо приведенных нами).

 

Даже в Ветхом Завете излагалась та же самая истина, например у пророка Даниила в описании будущего всеобщего Воскресения: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан.12:2).

 

Правда оказывается суровой, но она лучше заманчивой и льстивой лжи.

 

Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: «Диавол для того и убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в геенну. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтоб не впасть в геенну».

 

По материалам статьи Валерия Духанина
11 сентября 2016 Просмотров: 9 441