Роса любви

«Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?»

 

(Иов.30:25)

 

Чудо 1

 

В Царство пресветлого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при содержащем престол архиерейства в Чернигове, преосвященном господине отце Лазаре Барановиче, православном архиепископе Черниговском, Новгородском и всего Севера, в 1662 год от Рождества Христова, в апреле месяце, в Ильинском монастыре, при игумене Зосиме, от 16-го дня до 24-го, плакал в церкви образ Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. На это чудо все люди города Чернигова с великим ужасом взирали.

 

Беседа

Когда было орошено руно Гедеоново, то этим предзнаменовалась Божия любовь к людям, ради которой Отчее Слово воплотилось от Девы: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин.3:16).

 

А когда икона Пресвятой Девы слезами себя орошала, какое в том виделось знамение? Не что иное, как знамение любви Ее к нам. А что слезы те служат ясным проявлением любви – вот, тотчас раскрою тебе истину.

 

Плакал Иисус над Лазарем, видят иудеи слезы Его и что говорят? О любви Его к Лазарю повествуют: «Иисус прослезился, тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его» (Ин.11:36). Также и друзья Иова, увидев своего любимого друга в струпьях от головы и до ног, «возвысили голос свой и зарыдали» (Иов.2:12).

 

Отсюда познай и причину слез Пречистой Девы: плачет над нами, ибо любит нас и, видя нас согнивших струпьями беззаконий и лежащих во гробе злого обычая и совсем уже умерших душой, – соболезнует нам и сострадает, проливая слезы, как Иисус над Лазарем и как трое друзей над Иовом.

 

Ибо воистину, злыми делами мы уподобляемся гниющему Иову и мертвому Лазарю: Иов – на гноище, Лазарь во гробе лежал, мы же – во грехах! Каждому из нас вопиет нужда: «Весь одержим страстями безмерными и на ложе зол низлежу!» Лежим и не встаем, как сказал о нас св. Давид: «Пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать» (Пс.35:13). И мы даже не печемся о нашем вставании, по писанному: «когда впадет нечестивый во глубину зол, – нерадит» (Притч.18:3).

 

Иов еле жив, а Лазарь уже и мертв был. И мы, когда по немощи нашей согрешаем, но желаем покаяться, тогда еще еле живы, едва ощущаем себя. Когда же в греховный обычай придем, тогда уже мертвы душой, потому что не можем быть живыми без благодати Божией, отнятой от души из-за греха.

 

Как жизнь тела – душа, так жизнь души – Бог, и как тело без души мертво, так душа без Бога. Потому сказал блаженный Августин: «Многие имеют мертвые души в живом теле». И святой Феофилакт со святейшим Златоустым так говорит о богатом: «Еще в живом погребена в нем душа его, и носит плоть, будто гроб».

 

И не удивительно, что Дева плачет над нами, как над еле живыми или вовсе уже умершими. Матерь Жизни не хочет видеть нас мертвыми, но – живыми. «Я», – говорит, – «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

 

И вдовица в городе, называемом Наин, оплакивала своего умершего сына, и не были напрасны ее слезы: увидев ее, Господь сжалился над ней.

 

Не всуе проливаются и теплые слезы Марии, ради Ее слез Господь милосердствует о христианском народе, оставляет беззакония Своих людей, покрывает все их грехи, укрощает весь Свой гнев, возвращается от гнева ярости Своей, воскрешает нас, уже умерших, подаянием Своей благодати и отдает нас Матери Своей в защиту.

 

О, сила слез Марииных!

 

Нравоучение

 

Образ Пречистой Девы плачет, – почему? Чтобы ты, человек, образ Божий, привык не смеяться. Горе смеющимся! Мир этот – юдоль плача, как в нем смеяться? «Смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль..». (Иак.4:9).

 

Здесь поплачь, да там возрадуешься, и радости твоей никто не отнимет у тебя.

 

Поплачь о грехах твоих, – и очистишься, потому что, по свидетельству прпмч. Петра Дамаскина, очищения без плача не бывает. Не можешь черного лоскута убелить без воды. Так и грехов не омыть без теплых слез. Слезы же и эфиопа убелят.

 

Эфиопское лицо было у жены грешницы, ибо пишется о грешных у пророка Иеремии: «Темнее всего черного лицо их» (Плч.4:8).

 

Но смотри, как слезами убедилась она белее снега, плакала у ног Христовых и услышала: «Прощаются грехи ее многие» (Лк.7:47).

 

Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... «Таков ли тот пост, который Я избрал?» – говорит Господь (Ис.58:5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс.108:7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3).

 

Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19).

 

Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, – таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4Цар.22:19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»

 

Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты – чашам с ароматами, уста – лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его – как голуби при потоках вод» (Песн.5:12).

 

Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, – теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс.118:136).

 

На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: «Ты положил слезы мои пред Собою» (Пс.55:9).

 

Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос – на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк.15:10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим.5:6).

 

Потому будем плакать о содеянном зле, да и Господа, смотрящего на нас, возвеселим, и скверну грехов омоем, и радости вечной после плача сподобимся.

 

Таково превращение слез: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4).

 

Прилог (прибавление)

 

С дождя семена растут, с росы цвет Маргарита,

 

С плача – радость: здесь плачущим та в небе сокрыта.

 

Близ Лавры святого Саввы великий старец Анфим, родом из Вифании, имел свою келию на другом берегу потока, бегущего под Лаврой к востоку. В ней он не выходя пробыл тридцать лет, в молитвах и многих слезах. Перед кончиной же своей преподобный впал в недуг, и лежал на одре болезни.

 

Увидел его Отец Савва, так состарившегося и лежащего в немощи, и захотел взять в монастырь, дабы послужила ему братия. Но он молил, чтобы скончаться ему там, где вначале поселился. И оставлен был больной в своей келий.

 

В одну из ночей встал Отец Савва прежде утреннего пения на молитву, услышав некие голоса предивного пения. Подумал, что в церкви уже поют утреню, и удивился в себе: как пономарь не пришел по обычаю благословиться, и без его благословения поют утреню?

 

Тотчас отправившись в церковь, нашел он двери затворенными и возвратился, недоумевая: что значат слышанные голоса?

 

И вновь услышал те же голоса, которые пели со всякою сладостью. Пелось же следующее: «Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия в гласе радования и исповедания шума празднующих» (Пс.41:5).

 

Когда он понял, откуда исходят дивные голоса, – с той стороны, где была келия блаженного Анфима, – тогда догадался о его преставлении.

 

Тотчас разбудил он братию и, взяв некоторых, пошел с кадилом и свечами к келий старца, откуда еще слышалось пение Ангелов, восходящих на небеса с душой преподобного, и разливался небесный свет с неизреченным благоуханием.

 

Войдя внутрь, обрели они мертвое тело святого, еще теплое. Душа же его отошла с ангельским пением ко Господу.

 

Благоговейно дав последнее целование и, сотворив должное пение, честные его мощи братия предала гробу.

 

Так старцу труды – в покой, а слезы в радость превратились.

 

Святитель Димитрий Ростовский

2 апреля 2020   Просмотров: 4 901