«...Настает пора вернуться к высокому глаголу русской словесности». Ольга Куликовская-Романова

22 мая 2013 года в Москве, в Зале  Церковных Соборов Храма Христа  Спасителя состоится торжественная  церемония вручения Патриаршей  литературной премии имени святых  равноапостольных Кирилла и Мефодия. Среди номинантов, вошедших в короткий список премии, и Председатель Благотворительного фонда Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. В канун этого значимого события в культурно-общественной жизни страны с О.Н. Куликовской-Романовой беседует писатель Андрей Хвалин.

Из биографии  Ольги Николаевны Куликовской-Романовой

Ольга Николаевна Куликовская-Романова – супруга Его Высочества Тихона Николаевича, внука Императора-миротворца Александра III и родного племянника Царя-Мученика Николая Второго.

Родилась эта замечательная  женщина в Югославии в семье  русских беженцев, воспитывалась  в Мариинском донском институте благородных девиц (эвакуированном из Новочеркасска), в совершенстве владеет семью языками.

Судьба привела её в  Канаду, где Ольга Николаевна вышла  замуж за Тихона Николаевича Куликовского-Романова, сына лейб-гвардии полковника Н.А. Куликовского и Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, единственного багрянородного (т.е. рождённого от царствующего Императора) ребёнка Государя Александра III.

Семья Великой Княгини  после Второй Мировой войны вынуждена была под давлением советского правительства покинуть гостеприимную Данию, где она проживала с 1920 года после спасения из пленённой России (мать Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны — Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна до брака с Императором Александром III — принцесса Дагмар, дочь датского короля Христиана IX).

Беззаветно преданная  делу возрождения России, семья Куликовских-Романовых всегда была теснейшим образом связана с жизнью русских людей, будь то заграницей или на Родине. Его Высочество Тихон Николаевич участвовал в различных фондах и объединениях, занимался отечественной историей, чтобы сохранить память о былом величии России и передать её потомкам.

Как только стало возможным  несколько лет назад, Куликовские-Романовы основали благотворительный Фонд помощи России имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, в котором Тихон Николаевич был Почётным председателем, а Ольга Николаевна — председателем.

На одном из кадетских  съездов в докладе о своей  матери, покровительнице кадетского объединения в Торонто, Тихон  Николаевич сказал: «Она всей своей жизнью дала пример глубочайшей веры в Бога и безграничного доверия к Нему, способствующего всё в жизни принимать безропотно. Она также дала пример безусловной и всепоглощающей любви к России и к русскому человеку, волею суровой судьбы оказавшемуся покорённым носителями чужеродной идеи, но стремящегося к общей цели — освобождению России от власти безбожников».

Эти слова в полной мере можно отнести к самому Тихону Николаевичу, а также к его  супруге Ольге Николаевне, бывшей верной сподвижницей Его Высочества во всех начинаниях.

Господу было угодно в апреле 1993 года призвать в селения праведных Тихона Николаевича. Соболезнования пришли из различных стран мира (в том числе от Её Величества датской Королевы Маргареты, Её Величества Королевы английской Елизаветы II и Его Высочества принца Филиппа) и из многих уголков нашего Отечества.

Обрёл покой достойнейший из скромных,

 Скромнейший  из достойных человек. —

говорится в одной из стихотворных эпитафий, посвящённых памяти Тихона Николаевича. Его называли символом России, «которую мы потеряли».

Ныне Ольга Николаевна, эта замечательная русская женщина, какой и бывает она в высшем национальном проявлении, продолжает все дела своего почившего в Бозе супруга.

Бог даст, со временем злонамеренная  ложь, долгие годы возводимая недругами  России вокруг Династии Романовых, рухнет и боголюбивый православный народ воспримет свет Истины, что пронесли через долгие годы ожидания, испытания и мытарства члены Царствующего Дома.

Исполнятся сроки —  и возродится Россия в величии  и славе. Буди, буди! Аминь.

***
 «Литература  как послушание»

Андрей Хвалин: - Ольга Николаевна, талант слова дается писателю Богом. Но очень важно, на какую почву упадет божественное «зерно», в какой семье появится будущий писатель на свет, какая культурная и языковая среда его сформирует. Все это вместе определит в будущем своеобразие его творчества. Вы родились вдали от России...

Ольга Николаевна  Куликовская-Романова: - Родилась я в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев в семье русских беженцев. Крещена в сербском храме русским священником на церковно-славянском языке. Когда ходила во французский садик и еще не умела читать, папа, русский офицер, ставший в изгнании учителем рисования, принес из своей гимназии приложение к дореволюционному журналу «Нива». По картинкам из журнала познавала русскую жизнь. В подготовительном классе сербской гимназии учила две азбуки: кириллицу и латиницу. В шутку дети их называли: «кириллица и мефодица».

В Мариинском институте благородных девиц, эвакуированном из Новочеркасска в Югославию, изучались древние и современные иностранные языки. Мой девичий мир был радужен и многоязычен. Знание и понимание иных языков, культур и цивилизаций помогает мне всю жизнь. Но главным и первым предметом в институте был Закон Божий. Ведь Господь-Слово говорит с людьми на разных языках, и в первую очередь на языке умной сердечной молитвы. В институте мне дали послушание церковницы в нашем храме. Сербский патриарх Варнава, большой друг русских, благословил девочкам до определенного возраста прислуживать в алтаре. Трепет охватывает мое сердце, когда вспоминаю те минуты.

А.Х.: - Вам на долю выпали немалые испытания - смертельная болезнь, война, эвакуация, тяжкий труд за кусок хлеба. Предполагали ли, что когда-либо начнете писать, у Вас появятся изданные книги и что стало первопричиной?

О.Н. К.-Р.: - За долгие годы жизни на чужбине никогда не думала, что стану литератором и даже членом Союза писателей России. Толчком послужила встреча с родиной. И первый жанр, который пришлось освоить, - эпистолярный. В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века мой Супруг Тихон Николаевич, внук Императора Александра Третьего и родной племянник святого Царя Николая Второго, находился в активной переписке с молодыми русскими патриотами. Мне довелось помогать Тихону Николаевичу составлять эти Послания и Обращения, распечатывать их на машинке и носить на почту. Как ни парадоксально звучит, с нашей стороны данное эпистолярное творчество было абсолютно «чистым искусством» по помыслам. Нами двигали не жажда славы, корысть или чувственные эстетические наслаждения, а единственно - любовь к России.

В 1993 году мы с Тихоном  Николаевичем должны были ехать в  Новочеркасск, где возрождался кадетский  корпус имени Государя Императора Александра Третьего. Но Господь судил иначе. В апреле Тихона Николаевича не стало. После дней траура все-таки выполнила волю почившего супруга: поехала в Новочеркасск и огласила перед кадетами, их педагогами и родителями Слово-Завещание Тихона Николаевича, присовокупив к нему и свое Обращение. Так вместе они и вошли в мои книги.

А.Х.: - Ольга Николаевна, как бы Вы сами определили основные принципы своего творчества. В чем черпаете силы для написания книг и к кому они обращены в первую очередь?

О.Н. К.-Р.: - Можно сказать, что источник моего творчества - деятельная любовь к родине и послушание мужу. Выполняя его волю, все эти годы отдавала созданному нами фонду имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны, прославлению Царственных мучеников, объединению Заграничной и Русской частей нашей Церкви, установлению правды о Династии Романовых, 400-летие воцарения которой на Всероссийском Престоле отмечается в нынешнем 2013 году. Связанные с этими узловыми вехами исторические лица и события легли в основу моих книг. В них нет беллетристики, фантазий, вымыслов. Здесь сердцевина - в единстве слова и дела. Гений и злодейство, любовь и коварство не совместимы во все века.

Образцом мне служит древнерусская  словесность, начиная с великого Иларионовского «Слова о Законе и Благодати». Слово древнерусских книжников было богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3,16). При таком подходе к писательскому служению автор является кисточкой, пером, тростью скорописца в руках Божиих. Что же касается «художественности» русской словесности в целом и моего скромного творчества, то его источник в неиссякаемом богатстве стиля и образов Священного Писания. Мои книги прожиты и написаны, как перед Богом, для русского читателя в Отечестве и рассеянии и посвящаются самым близким людям - дорогому Тихону Николаевичу, дочери Татьяне, внучке Александре. Они - самые строгие мои судьи. Пусть также строго судит их и боголюбивый читатель. Пусть глас народный будет гласом Божиим, как говорит русская пословица. Ибо настает пора вернуться к высокому глаголу русской словесности, как колокол, призывающему народ к единству во время бед, чтобы наступил день русского торжества!

Беседу вел  Андрей  Хвалин

20 мая 2013 Просмотров: 7 113