Чтобы семья начала возрождаться, кто-то должен встать на узкий Божий путь
Предлагаем вниманию читателей перевод беседы сербского пастыря иеромонаха Симеона (Станчетича), игумена монастыря Рукумия, посвященной проблемам болезней, семьи, воспитания детей и духовной жизни в современном мире.
Многие люди сегодня болеют, каждый день в наш монастырь приезжают помолиться о здравии болящих. Я не против медицины, но, как сказал святитель Василий Великий, «мы не отвергаем врачебное искусство, однако уповаем на Бога». Значит, если человек принял святые Таинства Крещения, Миропомазания, Причащения, что бы за этим ни последовало – выздоровление или переход в жизнь вечную, – все надо принять как от руки Божией.
Велика наша привязанность к этому миру, и потому мы пытаемся во что бы то ни стало продлить свое существование на Земле. Но жизнь имеет смысл продлевать только ради покаяния, ради подготовки к жизни вечной. Если же мы продлеваем ее для того, чтобы здесь насладиться чем-то временным, то так мы можем погубить свою душу. Наш святой Царь Лазарь сказал: «Земное Царство преходящее, а Небесное – во веки веков». Следовательно, человеку есть смысл лечиться только для того, чтобы продолжать подготовку к вечности.
Отец Иоиль (Булатович) рассказывал, что однажды в Острожский монастырь, где он исполнял послушание хранителя раки с мощами святого Василия Острожского, привезли двух парализованных девушек в инвалидных колясках. Он прочитал над ними молитву из Требника и помазал их маслом из лампады от мощей святого Василия. И одна девушка исцелилась и встала на ноги, а другая осталась в прежнем состоянии. Какой урок можно извлечь из этой истории? Человек должен иметь веру и добрые намерения, потому что если у нас есть вера и мы твердо решили служить Господу и жить благочестиво, Бог даст нам здоровье. Если же у нас нет такого намерения, Господь оставит нас в инвалидной коляске, чтобы мы еще поразмыслили, чего хотим от этой жизни, в чем согрешаем, чтобы увидели всю суетность земных удовольствий, которые ведут нас в грех, т. е. в вечную смерть.
Многие наши соотечественники уезжают лечиться за границу. Но зачем тратить деньги на такие путешествия и кто там может помочь? Помощи ищут у друзей, а не у врагов, не у тех, которые нас бомбардировали. Нужно смотреть на Восток, туда, куда мы обращаемся во время молитвы и богослужения. Даст Бог, воскреснет Святая Русь; когда она станет царской и мощной, мы ощутим это и в Сербии. А пока «мыши могут водить хороводы» – сейчас такое время, что те, кто воплощает в жизнь западные идеи, чувствуют себя могущественными. Но Господь может сотворить все, было бы ради кого. Потому и нужно прежде всего проявлять ревность о сохранении Православной веры.
Святой апостол Иаков говорит, что если кто-то среди нас болен, необходимо призвать пресвитеров, чтобы они совершили над ним Таинство Елеосвящения, прочитали положенные молитвы и семь раз помазали болящего святым елеем. И тогда человеку будут прощены те грехи, которые он, забыв, не исповедал. Но это святое Таинство необходимо принимать тогда, когда люди каются в грехах, т. е. когда ни имеют предпосылки к исцелению. И если у человека есть добрые намерения, так же как после Исповеди и Причастия, он может выздороветь, его жизнь продлится для подготовки к вечной жизни. А если он уже к ней готов, то Господь заберет его к Себе. Это может случиться не сразу, через один, два, пять или даже пятнадцать месяцев после принятия Таинства. Потому человек должен жить в мире со всеми, всем все простить, поскольку если мы прощаем должникам нашим, то и Бог нам простит наши долги. Кто кается, тот прощает. Но, к сожалению, бывают и такие люди, которые не хотят прощать.
Нам необходимо осознать свою греховность и вспомнить четыре завета святого Наума Охридского, запечатленные пером святителя Николая (Велимировича): пробуждение, покаяние, очищение и причащение. Тогда у нас будет шанс духовно пробудиться, покаяться в своих грехах, пролить слезы из-за своего падения, умыть душу этими слезами покаяния и после Исповеди и очищения (через епитимию) удостоиться принятия святого Причащения. А это есть освящение духа и тела человеческого. Это – соединение и примирение с Богом. Дух Святый готовит нас к Таинству Причащения, а через Господа Иисуса Христа мы примиряемся с Отцом Небесным. Таким образом, мы становимся носителями благодати Святаго Духа в самих себе и из мертвых соделываемся живыми.
Стяжание благодати Божией – это путь спасения, цель нашей жизни. Почему сегодня многие дети становятся наркоманами? Потому что они не встали на путь спасения, родители не объяснили им, в чем смысл жизни. Сейчас важнее всего направить детей на служение Господу, объяснить им, как обретается дар Духа Святаго. Нужно рассказать им, что наше пребывание на Земле – временное и мы должны готовиться к жизни вечной, которой не будет конца; что мы отправимся к своим предкам, увидим своих дедушек и бабушек, святого Савву, святого Симеона, всех наших мучеников…
Многому можно научиться из повествования об Адаме и Еве и их грехопадении. Если родители зачинают ребенка без церковного брака, без духовной жизни, в неверии или кривоверии, все это, безусловно, на нем отразится. Жизнь начинается с зачатия, и судьба ребенка во многом зависит от того, кем, когда и где он был зачат. Поэтому родители должны состоять в церковном браке, соблюдать посты и иметь воздержание во время беременности. А тот, кто нарушил это, пусть покается и попросит у своего духовника епитимью, которая есть духовное лекарство, пусть сделает что-то, чтобы изменить к лучшему ситуацию в своем роду.
Необходимо решительно, как бы неким мечом, отсечь все ненужное, чтобы самим возродиться, и тогда рожать новых чад, детей Божиих, а не детей греха. Разница между такими детьми велика. Потому в Сербии сегодня так много неженатых и незамужних людей – они зачаты без благословения Божиего и родительского.
В прошлом наш народ практически не знал разводов, в домах царили согласие, мир, любовь и послушание старшим. Ныне же такая жизнь кажется невозможной, однако нужно потрудиться. Необходимо, чтобы в семье кто-то начал преображаться, будь то сын, отец или дед, – кто-то должен встать на узкий Божий путь, чтобы возродилась вся семья. Что скажут об этом знакомые и соседи – это их дело. Мы должны стремиться угождать Богу, а не людям. Поэтому, если люди учат нас чему-то не согласному с законом Божиим, если этому учит даже священник, нужно отвергнуть их неправое учение и исполнять волю Божию.
К счастью, дети рождаются в наших сербских семьях, воспитываются в благочестии, и значит наши монастыри еще наполнятся добрыми монахами и монахинями, а монашество – это ударная сила Церкви. Но если нет детей, откуда возьмутся монахи? Трудно семье, в которой всего двое чад, пожертвовать одно для монастыря. А если бы в ней родилось четверо, шестеро, десятеро, тогда можно было бы даже и двоих детей отдать в монастырь, в дар Богу, чтобы они пеклись о своих душах и о спасении ближних.
Как важно быть хорошим монахом, можно понять из следующего коротенького рассказа. Два грешника мучились в аду, но имели возможность разговаривать друг с другом. Однажды один из них сильно возрадовался и другой спросил его: «Чему же ты так радуешься?» Последовал ответ: «Впервые за триста лет в моем роду появился на свет мальчик, который пойдет в монастырь и станет монахом. И своими молитвами и служением Богу ион зведет меня из этого мрака. Вот чему я так радуюсь!»
Иеромонах Симеон (СТАНЧЕТИЧ) Перевод с сербского Серболюба ЮГОВИЧА
|