Нежатина нива Малороссии

Эта местность, раскинувшаяся на Черниговско-Полтавском пограничье, в древности так и называлась – Нежатина нива. В эпоху формирования русского этноса зачастую приходилось игнорировать уборку урожая, потому что набеги и войны превращали мужиков из хлебопашцев в воинов. Еще Ипатьевская летопись вспоминает Нежинскую землю как территорию ожесточенных боевых действий.

 

И все же Нежин – город, ассоциирующийся с миром. С сытой малороссийской медлительностью и рассудительностью, блестяще отраженной в произведениях двух знаменитых «нежинских выпускников» - Николая Гоголя и Евгения Гребинки.

 

Это классическая Малороссия в составе Российской империи, с фундаментом Киевской Руси, ныне с русским соседством (до российской границы здесь куда ближе, чем до Львова). И такой понятной историей…

 

Здесь все пронизано историей. Ведь даже знаменитый нежинский огурчик так бы и остался неведомым, если бы не пришелся по вкусу императрице Екатерине Великой, повелевшей обеспечивать императорский двор только нежинскими огурцами, что и аккуратно исполнялось вплоть до 1917 года!

 

А нежинская «Черная рада», вознесшая в гетманы Ивана Брюховецкого! А знаменитая от Сибири до Рейна Нежинская ярмарка с миллионными оборотами!

 

Сегодня у некоторых не приветствуется имперская и советская история Малороссии и Украины, хотя это и был их звездный час.

 

В императорской России Нежин стал настоящей кузницей кадров. Здесь рождались, росли и мужали будущие победители, подтверждающие логичность и верность переданного городу герба с изображением Георгия Победоносца. Здесь родился митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович), тот, что в бытность черниговским архиереем предрекал Петру Великому победу над шведами.

 

Нежин был родным городом Юрия Лисянского, разделившего вместе c Иваном Крузенштерном в 1806 году славу первого русского кругосветного мореплавателя и первооткрывателя.

 

Здесь в имении русско-германских предков появился на свет будущий генерал-фельдмаршал Петр Витгенштейн, герой турецких, кавказских и наполеоновских войн, один из выдающихся полководцев Отечественной войны 1812 года.

 

В Нежине прожил почти всю жизнь Роман Анисимович Ракушка-Романовский – одна из наиболее интересных и колоритных исторических фигур на Малороссии второй половины XVII века. По мнению многих исследователей, именно этот казак, ставший священником, стал автором «Летописи Самовидца».

 

Отсюда вышел родом Николай Самокиш – уникальный мастер графического рисунка, один из лучших баталистов и анималистов начала 20 века.

 

Это – алмазы Нежина.

 

А вот самой настоящей жемчужиной Нежина, сохранившейся стараниями многих поколений, стал стоящий в парке на ул. Крапивянского Безбородьковский лицей.

 

Инициатива его открытия принадлежит князю Александру Андреевичу Безбородко, знатному баловню судьбы и одновременно уникальному организатору и подвижнику, завершившему свою головокружительную карьеру на посту Генерального канцлера Российской империи. Еще в XVIII веке устами малоросса и графа Римской империи Безбородко Россия ставила на место некоторых зарвавшихся европейских правителей.

 

Любимец императрицы добился «высочайшего дозволения» и внес на строительство 210 тысяч золотых рублей.

 

Вместе с Кременецким (Волынь) и Ришельевским (Новороссия) лицеями Нежинский лицей стал первым учебным заведением такого уровня в Малороссии и шестым в России. Лицеи причислены были «в число занимающих первую ступень после университетов, благодаря «высшей» степени преподаваемых предметов и особенным правам и преимуществам». Высочайший императорский рескрипт учреждал в Нежине высшее учебное заведение под именем Гимназии высших наук.

 

Инициативу энергичного канцлера продолжили его брат и племянник Илья Андреевич Безбородко и Александр Григорьевич Кушелев.

 

Именно они и решили посвятить созданный лицей его вдохновителю: «...в уважение к отличному служению покойного князя Безбородко, на пользу и славу отечества всю жизнь посвятившему, именоваться впредь графом Кушелевым-Безбородко, дабы знаменитая заслугами фамилия сия с кончиной последнего в роду не угасла, но паки обновясь, пребыла навсегда в незабвенной памяти российского дворянства».

 

Лицей Безбородко в считаные годы превратился в мощный оплот культуры, с солидной картинной галереей «для развития изящного вкуса воспитанников» и огромной библиотекой, чьи фонды и сегодня потрясают воображение.

 

На фронтоне здания, построенного архитектором Алоизом Руском, была размещена надпись Labore et zelo — «Трудом и усердием», которая украшала герб Безбородко. Труд и усердие – вот настоящий секрет нежинского успеха!

 

Именно в Нежине появился гоголевский «Ганс Кюхельгартен» и его рукописные журналы. Именно здесь юный Никоша познавал тонкости театральной драматургии и нюансы литературного изложения. Без Нежина, возможно, и не случился бы тот гениальный и великий Гоголь, которого сегодня знает и обожает весь мир.

 

И не было бы без Нежина гоголевской Малороссии, которую писатель знал и изображал так, что никогда не бывавший в этих краях человек влюблялся в них уже после прочтения двух абзацев! И, быть может, справедливо, что первый в России памятник Гоголю в 1881 году открыли именно здесь.

 

Наверняка без Нежина и не случился бы Евгений Павлович Гребинка, талант которого сегодня измеряют преимущественно романсом «Очи черные», а ведь еще есть первый малороссийский перевод пушкинской «Полтавы» и великолепные повести, те же «Рассказы пирятинца», готовые поспорить с успехом гоголевских произведений.

 

Литературным наследником лицея стал и русин Подкарпатской Руси Нестор Кукольник – фактический создатель жанра русской драматической поэмы. Кукольник был соавтором стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, а драму «Рука Всевышнего отечество спасла» одобрил император Николай I.

 

Окончил лицей и Александр Степанович Афанасьев-Чужбинский - талантливый малороссийский поэт, переводчик основатель «Петербургского листка» и составитель «Словаря малорусского наречия».

 

Некоторое время лицей менял направления подготовки, но это не повлияло на уровень его воспитанников.

 

Когда лицей получил физико-математический профиль, его выпускниками стали командир Кексгольмского полка Василий Каталей, героически погибший под Плевной; инженер-механик лауреат Демидовской премии глава департамента железных дорог и создатель нового шпиля Петропавловского собора  Дмитрий Журавский; строитель первой в России магистральной Николаевской железной дороги, первый начальник Московского (тогда - Николаевского) вокзала Николай Ильич Миклуха – отец героя Цусимы Владимира Миклухи и знаменитого географа Николая Миклухо-Маклая.

 

Юридический профиль лицея не повлиял на выбор «выпускника-безбородьковца» оперной знаменитости конца XIX века Фёдора Игнатьевича Стравинского; украинского писателя-«байкаря» Леонида Глебова; белорусского поэта и адвоката Франциска Богушевича; ректора Киевского императорского университета святого Владимира, а после и киевского городского головы Николая Карловича Реннекампфа.

 

Таким образом, завещание Безбородко брать все «трудом и усердием» выполнялось подобающе. Такова она – нежинская обитель мудрости!

 

Кстати, о Киеве. Из нежинских греков, которых в городе проживало великое множество, вышел и знаменитый Иван Иванович Фундуклей – невероятный богач и меценат, бывший Киевским губернатором и известным борцом с коррупцией.

 

В Нежине у своей бабушки Марии Матвеевны Москаленко некоторое время проживал юный Сергей Павлович Королев.

 

Здесь же родились: один из первых российских исследователей наркотических средств, врач-меценат Андрей Кондура; выдающийся историк Милица Васильевна Нечкина; обладательница неповторимого меццо-сопрано Мария Заньковецкая и танцовщица «Русского балета» Сергея Дягилева, более известная как первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова.

 

Чем не нива, которую вспахивал, засевал и с успехом пожинал урожай народ когда-то одной великой страны. Невероятное количество фигур, замечательных персон всего лишь в одном малороссийском городке! Но и эти великие люди – далеко не все, кем может гордиться Нежинская земля. «Я вам не спою за всю Одессу, вся Одесса очень велика!» – пел Марк Бернес. Жалко, что он не спел и о своем родном Нежине.

 

Виктор Шестаков

2 июня 2014 Просмотров: 4 423