Топ-100

Закарпатье – второй фронт в тылу Киева?

Премьер-министр непризнанной республики Петр Гецко о возможности повторения донецко-луганских событий.

На днях в Ростове-на-Дону побывал Петр Гецко, премьер-министр непризнанной республики Подкарпатская Русь, руководитель общественно-политического Русинского движения.

Фронт будет мирным

Русинский политик в Ростове сделал немало громких заявлений. Он утверждает, например, что формально Закарпатская область Украины давно должна иметь автономный статус. Ведь 23 года назад, после распада Советского Союза, 78% совершеннолетних жителей Закарпатья высказалось за статус автономной территории в составе украинского государства. Однако украинские власти никак не отреагировали на настроения граждан, проживающих в самой западной области страны. С тех пор в Закарпатье усиленно проводилась политика «украинизации», направленная на игнорирование самого факта существования русинского народа и утверждение принадлежности русинов к украинской нации. Сегодня, по мнению Петра Гецко, - самое время напомнить о результатах референдума более чем двадцатилетней давности.

В Ростове-на-Дону Петр Гецко заявил также о том, что Подкарпатская Русь открывает «второй фронт» сопротивления политике киевского режима. Правда, второй фронт русины пока видят мирным. Но в случае агрессивных действий со стороны украинских националистов они, как уверяет премьер Подкарпатской Руси, готовы и к силовому противостоянию. Гецко заявил, что Подкарпатская Русь может мобилизовать до пятнадцати тысяч боеспособных мужчин, причем не менее трех тысяч из них имеют опыт службы в воздушно-десантных войсках и подразделениях специального назначения.

В то же время, в нашей беседе Петр Гецко заявил, что повторение донецко-луганского сценария в Закарпатье исключено: «Тогда однозначно начнутся события и в Киеве, и на Галичине. Причем начнут операцию немецкие силовые структуры, даже не НАТО» - говорит премьер-министр Подкарпатской Руси. Это объясняется, в первую очередь, спецификой географического положения региона – он находится на границе с европейскими странами, которые вряд ли захотят здесь полномасштабной войны.

Другое дело – что украинские власти могут организовать в Закарпатье серию провокаций с участием боевиков националистических организаций. Однако Петр Гецко убежден, что население области сумеет дать отпор «карманным радикалам» киевского правительства и в случае необходимости взять власть в Закарпатье под свой контроль.

Из истории вопроса

Для тех, кто малосведущ в этнографии Карпат, напомним, что русины – это небольшой восточнославянский народ, проживающий на территории Украины, Словакии, Польши, Румынии и Венгрии. Земли, на которых проживают русины, традиционно именовались Подкарпатской Русью. До Первой Мировой войны русинов характеризовали преимущественно пророссийские позиции. За это австро-венгерские власти (а земли проживания русинов в то время входили, по большей части, в состав Австро-Венгрии) устроили крупномасштабные репрессии активистов русофильских политических движений.

Тем не менее, пророссийскую, а позже и просоветскую ориентацию сохранили многие жители Закарпатья. В 1919-1938 гг. территория Подкарпатской Руси входила в качестве автономии в состав Чехословацкой республики, а затем, после захвата Чехословакии гитлеровцами, вошла в состав Венгрии. В годы Великой Отечественной войны, когда многие «галичане» из той же Львовской области благополучно служили в немецких карательных частях или партизанили в националистической Украинской повстанческой армии, тысячи русинов служили в Первом чехословацком армейском корпусе, участвовали в освобождении стран Восточной Европы от немецко-фашистских захватчиков.

В отличие от униатов – галичан, среди русинов много православных. Русинская православная церковь в 1944 году перешла под управление Московского патриархата. Когда Закарпатье вошло в состав Советского Союза, большая часть населения приветствовала этот шаг, тем более, что в годы советской власти наблюдался значительный экономический подъем этого региона. К сожалению, после распада СССР социально-экономическая ситуация в Закарпатье стремительно ухудшилась.

Русинское движение борется за автономию Закарпатья. Его лидеру Петру Гецко 49 лет. Он – уроженец Ужгорода, родился в многодетной русинской семье, в семье восьмой по счету ребенок. С юности занимался спортом, достиг уровня кандидата в мастера спорта по самбо. Проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках, окончил факультет автоматики и электроники МИФИ. Премьер-министром Подкарпатской Руси избран в 2008 году.

С первых дней политической нестабильности на Украине Русинское движение во главе с Петром Гецко выступает в поддержку самоопределения жителей Донецка и Луганска. Объясняется это тем, что русины считают и себя дискриминируемым народом, жертвой языковой и национальной политики киевского режима. Лидер Русинского движения неоднократно высказывался против политики Киева, заявляя о готовности Закарпатья к борьбе за самоопределение.

Поддержим, но не открыто

Мы пообщались с Петром Гецко.

— Петр, каково в целом отношение населения Закарпатской области Украины к трагическим событиям в Донецкой и Луганской республиках, к войне? Закарпатцы скорее поддерживают ополченцев, или лояльны киевской власти?

- Закарпатцы в массе своей публично не покажут свое отношение к ДНР и ЛНР. События 2008 года, когда более 2-х тысяч закарпатцев было вызвано в СБУ для допросов за русинство научили их выражать свое отношение по иному. В виде саботажа наиболее распространено.

— В Закарпатье проживает немало венгров. Как складываются отношения? Дружат ли общественные организации? Как венгры воспринимают политику «украинизации», навязываемую Киевом и готовы ли ей противостоять?

- Взаимоотношения между русинами и венграми нормальные. Все же жили тысячу лет вместе. Трения определенные иногда возникают, но они не принципиальные в отличии от отношений с галичанами. Да, общественные организации русинов и венгров дружат, участвуют в совместных акциях. Венгры принципиально не учат украинский язык, скорее будут общаться на русском.

— Киевские власти оказывают на вас давление? Преследуют активистов русинского движения?

- Постоянно, но мы научились это давление сводить к нулю.

— Ожидаете ли вы поддержки от России или, в большей степени, от русских общественно-политических организаций патриотического толка?

- Не ожидаем, по причине удаленности Закарпатья от России, хотя предложения есть.

Как известно, сейчас Петр Гецко проживает в Москве. Может просто издалека многие проблемы видятся по другому?

21 декабря 2014 Просмотров: 4 762